Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Источник

Этиология и причины нарушений слуха

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Причины потери слуха во внутриутробном периоде

Причины потери слуха во внутриутробном периоде могут быть внешними или внутренними.

Основная внешняя причина – перенесённые матерь во время беременности (особенно в первом триместре) инфекционные заболевания.

К самым опасным болезням для развития плода относятся:

Кроме того, причиной потери слуха могут стать осложнения при родах и родовые травмы, врожденная деформация слуховых косточек, атрофия слухового нерва, недоношенность, низкий вес при рождении, асфиксия (то есть недостаток кислорода при рождении). Очень опасны для развития слуха и химические отравления плода. Ещё причинами внутриутробного нарушения слуха могут быть употребление матерью алкоголя, наркотических веществ, никотина и нахождение в радиоактивной среде.

Более 50% тугоухости и глухоты – наследственное заболевание. Эта проблема может усугубиться при лечении определёнными видами антибиотиков и лекарственных препаратов.

Однако, более распространённые причины внутриутробного нарушения слуха – внутренние, генетические. Более 50% тугоухости и глухоты – наследственное заболевание. Эта проблема может усугубиться при лечении определёнными видами антибиотиков и лекарственных препаратов. Именно поэтому будущей матери важно сразу предупреждать врачей о наследственности своего ребёнка, чтобы в случаях необходимости медикаментозного вмешательства те смогли подобрать лечение, максимально безопасное для ребёнка.

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Все эти проблемы влияют на правильное развитие органа слуха у ребёнка. Большинство вышеописанных факторов становятся причинами неправильного кровообращения во внутреннем ухе, что и приводит к дальнейшим нарушениям в работе этого отдела и становится причиной нарушений слуха.

Следует помнить, что если причины снижения слуха не удалось предвосхитить и устранить в самые короткие сроки, то ребёнку с абсолютно любой степенью и формой тугоухости нужна комплексная помощь и особый подход в воспитании и в особенности – в речевом развитии. Подробнее о проверке слуха новорожденных

Причины потери слуха у ребёнка

По данным ВОЗ, 70% случаев потери слуха у детей возникает в возрасте 2-3 лет, после риск уменьшается.

Основные причины нарушения слуха в детском возрасте – перенесение различных инфекционных заболеваний, затрагивающих ту или иную часть органа слуха.

К наиболее опасным болезням для слуха относятся:

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Но чаще всего причиной нарушений слуха становится отит. Поражение стволового слухового нерва или внутреннего уха опасно возникновением полной глухоты, отит среднего уха чреваты частичной потерей слуха. Заболевания верхних дыхательных путей, носа, особенно в раннем возрасте, также представляют опасность для слуха ребёнка.

Опасно и неправильное использование лекарственных препаратов, в частности, антибиотиков – их токсическое воздействие на ещё слабый организм ребёнка может негативно повлиять на развивающийся ещё орган слуха.

Причиной нарушения слуха у детей могут стать и механические травмы. Ушибы головы, воздействие резких громких звуков (например, гудков), взрывы. Опасно и неправильное использование лекарственных препаратов, в частности, антибиотиков – их токсическое воздействие на ещё слабый организм ребёнка может негативно повлиять на развивающийся ещё орган слуха. Именно поэтому никогда не следует давать детям антибиотики самостоятельно, без предварительной консультации и рецепта врача.

В более старшем возрасте особую опасность для органа слуха ребёнка представляет длительное воздействие звукового раздражителя – или, если говорить проще, длительное прослушивание громкой музыки, особенно в наушниках. Особую опасность представляют так называемые внутриканальные и вставные наушники – они находятся слишком близко к барабанной перепонке. Опасно и использование некачественной звуковой техники.

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Причины потери слуха в пожилом возрасте

Организм пожилого человека подвергается ряду изменений, касающихся, в том числе, и слуховой системы. Атрофируются или выходят из строя разные составляющие органа слуха, теряют эластичность и звукопроводимость кости черепа и т.д.

Старческая тугоухость, или пресбиакузис, обычно развивается постепенно. Как правило, первым тревожным признаком становится плохое восприятие высоких голосов (детских, женских) и вообще всех высоких звуков. Как правило, ухудшение слуха в этом случае двухстороннее.

По формам старческая тугоухость, как правило, делится на нейросенсорную и кондуктивную. Нейросенсорная тугоухость связана с проблемами со слуховым нервом или внутренним ухом. Помимо наследственной предрасположенности, факторами развития этой формы пресбиакузиса могут стать некоторые виды инфекционных заболеваний, приём лекарственных препаратов, оказывающих токсическое воздействие на орган слуха, травмы головы и органа слуха и «изнашивание» системы из-за частого и длительного воздействия шума и шумовых загрязнений (так, в особой группе риска будут находиться представители «шумных» профессий – строителей, работников аэропорта музыкантов и т.д.)

Проблемы и изменения в среднем ухе приводят к так называемой кондуктивной тугоухости. Как правило, она связана с необратимыми процессами, происходящими в стареющем организме со временем. Нередко причиной становится деформация слуховых косточек.

Хронические заболевания, такие как ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет или заболевания, касающиеся органа слуха (отит, менингит), также увеличивают риск развития старческой тугоухости.

Что не относится к причинам нарушения слуха

При всём многообразии нарушений слуха, есть причины, которые никак не могут негативно повлиять на слух и привести к каким-либо нарушениям.

К причинам, вызывающим нарушения слуха, не относятся:

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Кропачева Елена Юрьевна

Врач сурдолог-оториноларинголог. Осуществляет консультативный и диагностический прием по оториноларингологии, сурдологии, слухопротезированию

Источник

Потеря слуха у детей

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Потеря слуха у детей может иметь любую степень выраженности. Тугоухость проявляется в сложном восприятии речи и звуковых сигналов. К числу основных симптомов потери слуха у детей относится:

Для выявления степени потери слуха у детей применяются различные методы диагностики: аудиометрия, отоскопия, акустическая импедансометрия и пр. Для лечения используется ряд методик, среди которых слухопротезирование, функциональная отохирургия, кохлеарная имплантация, назначение медикаментов и физиотерапии.

Классификация тугоухости

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возрастаПотеря слуха у ребенка может быть:

Патологии развиваются вследствие различных физиологических факторов, среди которых:

Степень выраженности определяется посредством специальных обследований. Выделяют несколько степеней тугоухости:

При степени тугоухости более 91 дБ наступает полная глухота. Также потеря слуха может быть прелингвальной, то есть наступившей до развития речевых навыков, и постлингвальной, то есть, наступившей после того, как малыш начал разговаривать.

Факторы, вызывающие тугоухость

Слух, потеря которого является серьезной проблемой, может нарушиться вследствие различных причин. К ним относятся:

Специалисты рекомендуют

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Смотреть картинку Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Картинка про Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста. Фото Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возрастаСпециалисты компании «Мелфон» рекомендуют:

Помните о том, что своевременное обращение в центр сурдологии поможет предотвратить развитие нарушения слуха. В центре «Мелфон» вы можете обследовать ребенка любого возраста – записывайтесь к нам на консультацию!

В нашем Центре у метро «Калужская» можно провести обследование ребенка любого возраста.

Смотрите наш фильм «Обследование слуха у детей раннего возраста»:

Выбрать батарейки для слухового аппарата у нас на сайте.

Если вы хотите подобрать слуховой аппарат – перейдите в каталог

Источник

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста

Сохранность слуха очень важна для развития ребенка, поскольку огромное количество информации об окружающем мире он получает через слуховой анализатор. Особенно значимо то, что формирование речи ребенка непосредственно опирается на его слуховое восприятие. Нарушение слуха, являясь первичным дефектом, обусловливает ряд вторичных отклонений в развитии ребенка, которые обнаруживаются в его познавательной деятельности и в личностных проявлениях.

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В. П.Лебедев, О.П.Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы:

1. К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Наследственные факторы играют существенную роль в возникновении детской глухоты и туго­ухости и составляют, по данным отечественных и зарубежных ученых, до 30-50% ее случаев; в двух третях случаев наследственно обусловленной тугоухости отмечается нали­чие синдромальной тугоухости в сочетании с заболеваниями почти всех органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной систе­мы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем). Наследственный фактор приобретает особое значение, если слух снижен у кого-то из родителей. Генетические исследования выявили более 50 генов, мутации в которых могут вызывать расстройство слуха. Наследственное нарушение слуха может быть как доминирующим, так и рецессивным призна­ком. Большая часть наследственных нарушений слуха развивается в раннем возрасте до овладения речью.

2. Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного воз­действия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отя­гощенного фона), обуславливающие появление врожденной глухоты или тугоу­хости. Среди этих причин прежде всего выделяются инфекционные заболевания матери в первой по­ловине беременности, особенно в первые три месяца. Из инфекций наибольшую опасность для органа слуха представляет краснуха. Среди других инфекций, которые могут повлиять на развитие органа слуха и его функционирование, отмечают грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз. Одним из факторов, способствующих появлению врожденного снижения слуха, может быть интоксикация матери, в частности, ототоксическое воздействие некоторых антибиотиков. К другим видам интоксикаций, которые могут вызвать патологию слуха, относят алкоголь, влияние некоторых профессиональных вредностей. Сре­ди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы. Причиной врожденной патологии слуха может служить вес при рождении менее 1500 г и/или роды ранее 32-й недели беременности; гипоксия (кислородная недостаточность) плода;

остановка дыхания (младенец после рождения долгое время не мог вдохнуть);

родовые травмы;несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или груп­повой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической бо­лезни новорожденных.

3. К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слу­ха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости. Причины приобретен­ных нарушений слуха многообразны. Наиболее часто такой при­чиной являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе (острого среднего отита). Степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха может быть различной: чаще встреча­ются легкая и средняя степени снижения слуха. Однако в некото­рых случаях возникают и тяжелые нарушения слуха. Обычно это происходит вследствие перехода воспалительного процесса во внут­реннее ухо.

Источник

Почему малыш не слышит?

Мир наполнен тысячами звуков: шумом дождя, пением птиц, гудками машин. Мы воспринимаем звуки как неотъемлемую часть окружающей действительности, поскольку нам кажется, что мы слышали их всегда. Слуховой анализатор, который отвечает за восприятие и узнавание звуков, действительно развивается и начинает работать задолго до рождения ребенка.

Будущий малыш слышит голос матери, биение ее сердца, шумы, доносящиеся извне. Поэтому многие мамы делятся друг с другом воспоминаниями о том, что посещение рок-концерта на поздних сроках беременности не оставляло равнодушным будущего малыша — он начинал шевелиться.

Но еще активнее слуховое восприятие развивается после рождения. Прожив всего 12 часов, ребенок уже отличает человеческую речь от других звуков, реагируя на нее едва заметными движениями, может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между «родным» и «незнакомым» языком.

Французский исследователь-лингвист Жак Меллер провел эксперимент, в котором принимали участие четырехдневные младенцы из семей, родители которых говорили на французском языке. Ученый использовал специально сконструированные соски, регистрировавшие частоту сосательных движений ребенка. Во время кормления младенцы прослушивали рассказ, записанный на магнитофон, сначала на русском, а потом на французском языке. Когда младенцы слышали французскую речь, они сосали более энергично, тогда как прослушивание русской речи не влияло на их поведение.

Слух ребенка развивается быстрыми темпами: сначала новорожденный замечает лишь те звуки, которые расположены на небольшом расстоянии (не более 1,5 метров) от него. К концу года расстояние, на котором малыш воспринимает звук, увеличивается до шести метров. Новорожденный не знаком с многообразием звуков окружающей среды. В течение всего периода детства ребенок овладевает своеобразным «звуковым словарем», «запоминая» огромное количество бытовых звуков — смех, плеск воды, скрип двери, визг тормозов, голоса животных, птиц, людей…

Слух играет одну из ведущих ролей в развитии речи: слушая речь окружающих, малыш запоминает звучание слов, ритмические и интонационные особенности родного языка. Память тонких звуковых оттенков позволяет нам гораздо позднее, разговаривая по телефону, безошибочно различать голоса близких по их индивидуальным интонациям.

В моем кабинете молодая мама и непоседливая малышка, которой не дают покоя игрушки на полке. Тыкая на них пальчиком, она показывает нам, что хочет поиграть с ними. «Вот» — досадливо говорит мама, — «Только и умеет, что тыкать пальцем, когда ей что-то нужно. А попросить не может. А ведь скоро три года, большая. Ее сверстники уже давно говорят предложениями, а у нас только крики да жесты.

Никак не могу понять, почему до сих пор не говорит. В нашей семье все начали говорить рано — и я, и муж. Так хочется, чтобы она говорила… ». После долгой беседы с мамой и осмотра девочки, я предлагаю им пройти обследование у врача-сурдолога (специалиста, занимающегося нарушениями слуха). Мама удивлена, она никак не ожидала, что задержка речевого развития ее малышки связана со снижением слуха. К сожалению, этот случай очень типичный.

Незначительные потери слуха чаще всего воспринимаются родителями как невнимательность ребенка и поэтому почти не выявляются в раннем возрасте. Родители детей с большими потерями слуха начинают подозревать, что «что-то не так», довольно рано, как правило, на первом-втором году жизни малыша. Их настораживает явное игнорирование малышом громких звуков, отсутствие реакции на собственное имя, задержка темпов речевого развития. Одна взволнованная бабушка привела внука к специалистам после того, как проверила его слух домашним «кастрюльным методом» — ребенок не поворачивался на звук ударов двух крышек.

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 600 тысяч детей и подростков с нарушением слуха. Считается, что на 1000 физиологических родов приходится 1 ребенок с выраженной степенью тугоухости. Данные о распространенности слабых и средних потерь слуха до сих пор требуют уточнения. Это связано с поздней обращаемостью родителей детей к специалистам, а также с отсутствием настороженности врачей-педиатров. В 1/3 случаев слабые и средние потери слуха впервые выявляются в возрасте 3-7 лет.

Слуховой анализатор — второй после зрительного, анализатор человека, играющий важную роль как составляющая получения информации об окружающем мире. Между состоянием слуха и развитием речи имеется теснейшая взаимосвязь. Поэтому любое, а тем более грубое нарушение слуха в виде тугоухости и глухоты оказывает большое влияние на общее и психическое развитие растущего ребенка: несвоевременное выявление нарушений слуха у детей раннего возраста может привести не только к задержке речевого, но и интеллектуального развития ребенка.

Причины нарушения слуха

Существует много причин (или факторов риска, как их называют врачи), которые могут способствовать снижению слуха, однако сами по себе они могут не вызвать тугоухость. Факторы риска создают благоприятный фон для развития нарушения. В большинстве случаев к нарушению слуха приводят несколько причин, действующих в различные периоды развития ребенка. Слуховой аппарат ребенка особенно уязвим с четвертой недели беременности и до четырех-пяти лет жизни малыша. Врачи выделяют три группы причин.

Первая группа — наследственные факторы, когда в семье уже были случаи снижения слуха. Они приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственной врожденной тугоухости.

Вторая группа — факторы, действующие во время беременности и родов, приводящие к врожденной тугоухости. К ним относятся:

Третья группа — факторы, действующие после рождения на орган слуха здорового ребенка и приводящие к приобретенной тугоухости:

Поведенческие признаки нарушения слуха проявляются у детей довольно рано.

Новорожденный реагирует на звук тем, что начинает шевелиться или приоткрывает глаза. Услышав громкий звук, ребенок вздрагивает, замирает и может расплакаться. В отличие от слышащего ребенка, малыш с большими потерями слуха не пугается громких звуков, не реагирует на звучание погремушки или звон колокольчика.

Ребенок в возрасте четырех месяцев может повернуть голову в сторону источника звука, который располагается справа или слева от него. Малыш старше шести месяцев поднимает голову, чтобы посмотреть на источник звука, который расположен выше уровня глаз. Годовалый малыш может определить местонахождение источника звука (локализовать звук в пространстве) во всех направлениях. Так, если вы находитесь на расстоянии полутора метров от ребенка (вне поля его зрения), ваши хлопки или тихий шепот (например, длительное протягивание звука [c]) должны заставить вашего малыша повернуть к вам голову. Дети со сниженным слухом не ищут глазами источник звука, не поворачивают голову в его сторону.

Малыши с нарушениями слуха часто не реагируют на бытовой шум (гул работающего пылесоса, звуки радио, звонок телефона). Для того чтобы услышать даже громкие звуки, детям со сниженным слухом необходимо приблизиться как можно ближе к источнику звука, поэтому им нравится сидеть рядом с работающей стиральной машиной, включенным на полную громкость телевизором или радиоприемником. Даже если громкость телевизора кажется всем членам семьи слишком сильной, ребенок садится прямо возле телевизора.

Если малыш умеет регулировать громкость, он сам включает телевизор или радиоприемник на чрезмерно высокую громкость. На сниженный слух указывает и то, что ребенок не слышит говорящего, если он находится вне поля его зрения. Когда ребенок замечает, что его позвали (при этом вам приходится повышать голос), вы с удивлением можете встретить его испуганный или удивленный взгляд. Часто такой ребенок переспрашивает, внимательно следит за мимикой говорящего. Ребенок со сниженным слухом не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.

Самым серьезным признаком возможного нарушения слуха является недостаточное или запоздалое развитие речи. На первом году жизни предречевые реакции (гуление, лепет) ребенка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша.

У ребенка со сниженным слухом также формируется комплекс оживления — он улыбается, активно двигает ручками и ножками в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, может гулить и лепетать. Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает. Ребенок с большими потерями слуха может начать говорить только после специального обучения у сурдопедагога — специалиста по нарушениям слуха. У детей со средними или небольшими потерями слуха речь появляется в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками, но страдает качество речи. Ребенок со сниженным слухом не лепечет во время игр и не сопровождает свою игру другими вокализациями (произнесением звуков, звукосочетаний).

Если у вас возникли подозрения, понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что малыш просто не обращает внимание на них в данный момент. Однако это также может говорить об определенных нарушениях слуха.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями.

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент. Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука).

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?

Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.

Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.

Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).

Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Признаки возможного нарушения слуха

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.

Не реагирует на музыкальные игрушки.

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.

Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Не прислушивается к разговору взрослых.

Не замирает, услышав новый звук.

Не проявляет интереса к музыке.

Не реагирует на собственное имя.

Не понимает слово «нет», запрета.

Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.

Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.

Не имитирует простые звуки и односложные слова.

Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.

Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).

Не понимает простые обращения.

Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.

Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам. Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *