Что можно делать без высшего образования
Можно ли обойтись без высшего образования
Алёна Владимирская отвечает на вопросы школьников: можно ли обойтись без высшего образования и когда и где стоит начинать работать
Можно ли обойтись без высшего образования?
Некоторым специалистам — например, программисту, менеджеру по продажам или человеку из сферы digital — можно обойтись и без высшего образования. Но есть профессии, которые требуют дипломов. Это врачи, лётчики, инженеры, преподаватели, учёные.
Кроме того, вуз даёт как минимум три дополнительные возможности, которые сделают жизнь проще и интереснее.
1. Продуманный выбор. Когда в 16 лет вы заканчиваете школу и не идёте дальше учиться в вуз или колледж, то сразу должны выбрать профессию на долгие годы. Проблема — вы пока плохо знаете мир и можете выбрать неправильно. В вузе это решение можно оттянуть на 4-5 лет. Особенно в крупном, где есть возможность переходить между факультетами и пробовать разные специальности. Так вы сможете разобраться в собственных интересах.
2. Отсрочка от армии — важный момент для мальчиков.
3. Нетворкинг. Это возможность найти работу через профессиональные связи. В хороших вузах есть профильные кафедры со специалистами-практиками. Они часто ищут сотрудников среди лучших студентов. Также в вузах есть сообщество выпускников, которые любят забирать к себе в компании ребят, закончивших эти же вузы.
С какого возраста стоит начинать работать?
В школе очень полезно подрабатывать на каникулах. Вы поймёте ценность денег, обрастёте связями и попробуете разные профессии. Конечно, до 14 лет работать незаконно, и официально вас не оформит ни одна компания. После 14 лет устроиться уже проще.
Работать по-серьезному можно со второго-третьего курса, в зависимости от вуза. На первом курсе не стоит, потому что вы только учитесь учиться и за прогулы вас могут отчислить, но позже точно нужно набираться опыта и получать практические навыки.
Что делать, если родители не одобряют выбор профессии?
Очень важно не вести такие разговоры в духе «нравится — не нравится». В первую очередь, выслушайте аргументы родителей и спросите, почему они так думают. Затем приведите собственные.
Для этого больше узнайте о той профессии, которая вам нравится. Возможно, в ближайшие годы она будет востребованной, и уже сейчас на неё есть много вакансий. Или она хорошо оплачивается. Или даёт возможность работать по всему миру. Как только вы начнёте говорить с родителями на языке взрослых, они будут вас слушать.
Если лень читать статью, вот видео, где Алёна Владимирская отвечает на вопросы учеников Фоксфорда
Где лучше начинать карьеру: в большой компании или маленьком стартапе?
В большой компании у вас появится много связей и возможностей для манёвра. Например, если вам не понравится в одном отделе, вы сможете перейти в другой. Покажется интересным другой проект — сможете перейти в него. Так вы будете искать то, что вам нравится, и развиваться.
В стартапе никто никого не учит, наоборот, все уже используют свои знания. Как молодой специалист вы будете там расти гораздо медленнее, поэтому начинать работать однозначно стоит в большой компании.
Стоит ли идти учиться, если уже работаешь или есть собственный бизнес?
Зависит от того, какие у вас потребности. Просто учиться ради того, чтобы учиться, наверное, не стоит. Но если чувствуете, что вам не хватает знаний или просто диплома, чтобы перейти на следующий уровень, то, конечно, нужно идти учиться.
Что делать, если профессия, в которой хочешь работать, низкооплачиваемая?
Честно задать себе вопрос: «Если я пойду на эту работу, то что я буду есть? И что будет есть моя будущая семья?» После чего постараться найти выход.
Посмотрите на людей, которые работают в этой профессии. Возможно, в ней есть какое-нибудь коммерческое направление. Например, педагог. В государственных школах платят мало, но в частных вполне приличные зарплаты. Также для преподавателей есть разные гранты и стипендии.
Конечно, есть профессии, где таких возможностей мало или совсем нет. Но чаще всего — особенно в больших городах — всегда есть шанс заработать, не изменяя любимой работе.
Стоит ли выбирать профессию, в которой слишком большая конкуренция? Например, юристы или экономисты.
У нас получается хорошо то, что нам нравится. А нравится то, что хорошо получается. Поэтому если вы талантливы в профессии, то вам совершенно не важны конкуренция и переполненность рынка.
Если же таланта нет, то вы всё равно не станете успешным, потому что кто-нибудь всегда будет впереди вас. Поэтому делайте то, к чему лежит душа, и то, что у вас получается — это абсолютный залог успеха.
Что школьнику делать летом: учиться, работать или отдыхать?
На этот вопрос нет правильного ответа. Потому что он зависит от того, что вы хотите.
Как правило, первая работа делится на два типа:
1. Нужны деньги. Обычно это неинтересная работа. Школьники работают официантами или курьерами и получают почасовую оплату. Она им нужна, чтобы купить что-то интересное или, например, съездить с друзьями на море.
2. Хочется попробовать разные профессии. К примеру, вы хотите заниматься архитектурой. Чтобы понять, кто такой архитектор, вы ходите по архитектурным фирмам и проситесь к ним стажёром. Вас, возможно, возьмут подмастерьем, но платить не будут. Зато так вы поймёте, интересно ли вам там работать, и сможете спланировать будущую карьеру.
Поэтому важно понять, что вы хотите. Заработать или попробовать себя в профессии — прекрасно. Хотите отдыхать — имеете полное право. Ваши каникулы это такой же отпуск, как и у взрослого человека.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Мнение: начинающих специалистов без высшего образования видно сразу
Этот текст — комментарий читателя Т—Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите развернутый комментарий или пост в Сообщество.
Почти для любого специалиста — не каждого, к медицине, например, это не применимо — наличие любого образования лучше, чем его отсутствие. А отсутствие профильного часто некритично.
Если разложить на цифры: 9 классов дают вам 0%, 11 классов — 15%, среднее специальное образование — 30%, вышка непрофильная — 80%, профильная — 100%.
Пройти подобный курс упражнений не обязательно именно в вузе. Понятно, что в каких-то заведениях напряженная программа тренировок, а куда-то в основном приходят за гаражами с тренером покурить. Пара лет напряженной разносторонней «работы на работе» тоже подойдет. Получение диплома — чем не проект с дедлайном? Но по начинающим специалистам очень хорошо видно, кто с вышкой, пусть даже и неоконченной, а кто без.
Уже много раз ловил себя на мысли «вот этот разгвоздяй точно без вышки» — и оказывалось, что точно определил.
Помогла ли мне вышка? Очень. Оказалось, что «Водопроводные сети высокого давления», «Экономическая теория» и «Детали машин» не менее полезны, чем профильные «Теория массового обслуживания в вычислительных сетях» и «Теория конечных автоматов». Похоже, это все натренировало меня погружаться в разные предметные области работодателя или заказчика, быстро и без «ой все».
А учитывая, что я работал почти фултайм со второго-третьего курса и прогулял не более пары занятий, еще и потренировал тайм-менеджмент — или как там это называется сейчас.
Мнения. Читатели делятся мыслями на любую тему
Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни
Востоковед, дизайнер, эколог и другие читатели Т—Ж о своем опыте
Статистика показывает, что более 40% россиян с высшим образованием работают не по специальности и только 20% довольны своим высшим.
Тем не менее не все читатели Т—Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.
На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер
Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.
Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.
Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.
На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер
Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.
В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.
Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.
Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.
Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.
Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.
Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.
На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов
После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.
С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.
После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.
Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.
Стоит ли тратить время на высшее образование: мои аргументы
Сейчас существует очень модное мнение, что диплом о высшем образовании не нужен. Я поделюсь своими аргументами за получение диплома и против.
Аргументы за получение диплома
Старшее поколение считает, что высшее образование обязательно. Например, у моей тети сын Петр отказался получать высшее образование. Он ушел с второго курса мехмата МГУ. Причем он ушел не гулять, а остался работать в ИТ-компании после летней стажировки. Сейчас кузен — очень крутой айтишник и получает более 500 тысяч рублей. При этом я видела, как моя тетя постарела на 10 лет и поседела за 2 недели, когда узнала, что сын забрал документы из МГУ. Она легла на пол и выла, как бабы в войну, несколько дней.
Есть профессии, где диплом необходим. Архитекторы, врачи — тут без профильной вышки делать нечего. Тут даже развивать мысль не буду, и так все ясно.
Наличие диплома — существенный плюс для кандидата на некоторых работах. К примеру, полгода назад я искала двух секретарей в офис. Высшее образование было необязательным требованием, но откликов было так много, что начальство решило приглашать на первичное собеседование только тех, у кого есть диплом.
Высшее образование дает базу знаний, умение анализировать и структурировать информацию. Может, этоу и необязательно учиться в университете, однако и такой способ (получение диплома) не самый плохой.
Расширение круга друзей и знакомых. В университете часто появляется круг общения, своя компания. Бывшие коллеги или те, кто занимаются в одном спортзале, общаются десятилетями гораздо реже, чем одногруппники.
Связи и счастье. Лично меня это не коснулось, однако я слышала от слишком многих людей, что именно годы в университете — самые счастливые в жизни. Не только наш Президент, но и многие люди выбирают в коллеги, партнеры и подчиненные именно однокашников, так сказать, по старой памяти.
Элитарность. Подготовка в вуз, обучение и невозможность работать в полную силу во время получения вышки — очень и очень серьезные затраты денег родителей. Это создает некоторую элитарность. Например, одна моя коллега гордо говорила, что на образование детей не потратила ни копейки — и сын, и дочка сами поступили в очень престижные вузы с огромным конкурсом. Это правда: у них не было репетиторов, они не проходили курсы и поступили на бюджет без связей. Только она умолчала, что сама сидела с детьми до 10 лет младшего ребенка и занималась только ими, а после с детьми занималась бабушка, которая была сама репетитором по математике и биологии.
Аргументы против получения диплома
Учеба отнимает слишком много времени. Золотого времени молодости, когда мозги очень хорошо работают и воспринимают информацию. Вы слышали о примере Цукерберга и Джобса? До прихода в ИТ-рекрутинг я много и часто слышала, что, мол, айтишики часто без диплома. Я думала, что это воля случая, но нет — я видела слишком много мегакрутых айтишников с феноменальными зарплатами без диплома, чтобы считать это чем-то из ряда вон.
В молодом возрасте они получили базовые навыки в разработке и резко и быстро выросли дальше. Да, секретаря или стажера в ИТ-компанию выберут с дипломом. А вот у синьора или тимлида наличие высшего образования будет не строгим требованием.
Финансовые затраты. Подготовка к поступлению и обучение часто стоят очень больших денег. Это и плюс и минус.
Полученные знания не всегда применимы в других сферах. Тут уже не про учебу как таковую, а про умение не вылететь или получить красную корку. Нет, ну не самый плохой навык, однако он не применим в работе или в личной жизни.
Учеба в университете, может, и интересная, может, знания, которые там дают, не лишние, но все-таки слишком часто никак практически не применимы.
Наличие диплома не дает гарантию получить хорошую работу. в СССР давал социальный статус сам по себе. Он реально гарантировал работу не у станка и давал большой шанс на карьеру.
Сейчас диплом дает маленькое премущество перед другими кандидатами. Мелковато, да?
Вы можете не обзавестись новыми связями, а годы в университете так и не стать счастливыми. Не факт, что вы получите все это в университете.
P.S. Получив диплом, я решила доказывать, что высшее образование не имеет значения.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
«Шла на работу и поняла, что больше не могу»: как сменить профессию после окончания вуза
Фармацевт, филолог, таможенник и другие читатели Т—Ж о том, как переосмыслили себя
Иногда высшее образование помогает найти работу, завязать полезные знакомства и получить необходимые навыки. Но так бывает не всегда, и переводчики, историки, менеджеры и филологи после выпускного находят себя совершенно в других сферах. Мы поговорили с читателями, которые не захотели работать по специальности, и узнали, как им удалось найти работу без соответствующего диплома.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Мои родители оба окончили филфак: мама — отечественное направление, отец — зарубежное, и я решила пойти по их стопам. Училась в родном городе, в том же вузе, что и они. С иностранными языками было туго, и я выбрала отечественную филологию.
На филфаке ты либо лингвист, либо литературовед, но мне было сложно определиться. Сначала пошла на кафедру русской литературы: думала, что если мне нравится больше читать, чем запоминать правила, то я литературовед. В какой-то момент поняла, что дипломная работа не идет и я не хочу заниматься анализом литературных произведений. Хотелось написать собственное исследование, и спустя полгода перешла на кафедру русского языка.
В какой-то момент я начала помогать студенческому журналу, и в университете узнали про мои способности к рисованию и дизайну. Куратор курса порекомендовал меня арт-директором в местную кофейню. Так я впервые открыла Adobe Illustrator на своем старом ноутбуке и поняла, что меня увлекает процесс создания промоматериалов. Стало интересно, как вообще работает дизайн, как в нем сочетаются коммерция и искусство, какие технические инструменты для этого можно использовать. Начала смотреть бесплатные курсы, читать книги, собрала портфолио из работ, которые делала для кофейни.
Первый заказ получила на бирже фриланса. Потом пошли подработки от знакомых. Совсем недавно устроилась дизайнером в крупную ИТ-компанию. Изучаю веб и мобильный дизайн и хочу попасть в команду разработчиков мобильных приложений.
Филфак вспоминаю с теплотой: со мной учились очень образованные и культурные люди, мне всегда было что обсудить с однокурсниками. К тому же я всегда могу завязать разговор, рассказав какие-нибудь интересные факты о популярных литературных произведениях, или назвать слово с тремя «е» подряд.
Никакого самостоятельного решения в 16 лет я не принимала. Будущий университет выбирали на семейном совете: помню, папа принес справочник «Вузы России», и я его очень лениво пролистала. Родители так и не получили ответа на философский вопрос «кем ты хочешь стать», и было решено отправить меня по папиным стопам. Так я оказалась на юридическом в Таможенной академии.
Сложно оценить, насколько качественным было мое образование. Общую часть уголовного права я могу воспроизвести полностью и даже в стихах, но содержание многих предметов, указанных в дипломе, полностью стерлось из моей головы.
Родители выбирают для своих детей государственную службу в убеждении, что их ждет стабильность и высокая пенсия. Еще маме нравилось, как на мне сидит форма. В студенчестве мы много мечтали с одногруппниками, как будем в обнимку с законом защищать границы России. В реальности мы получили рутинную работу, половину которой может выполнить даже калькулятор.
Однажды, после трех невыносимых лет на таможенной службе, я шла на работу и поняла, что больше не могу там находиться.
В то же утро написала заявление.
До этого я уже год готовилась поступать в вуз в Чехии, изучала язык, забронировала жилье и место на языковых курсах в чешском вузе. Оставалось только получить визу, но мне дважды в ней отказали. Третий раз подавать документы было поздно, деньги за жилье и курсы в Чехии вернуть не удалось.
Я устроилась работать в кофейню бариста. Дело было в маленьком городе, и уже на следующий день вся таможня начала ходить ко мне в кофейню, смотреть, как я свалилась с высоты государственной службы в бездну сферы обслуживания. А мне не было стыдно, меня окружал запах вкусного кофе, булочек с корицей и милые веселые коллеги.
Потом я переехала в Санкт-Петербург и устроилась таможенным представителем, хотя зареклась работать в ВЭД. В 2014 году мою судьбу решил Крым. В основном я занималась ввозом мяса и молочных продуктов из США и Европы, поэтому контрсанкции оставили меня без работы.
И тут юридическое образование мне действительно помогло. Я стала репетитором и по сей день помогаю выпускникам школ сдавать экзамены по истории и обществознанию. О времени, проведенном в вузе, вообще ни на минуту не жалею, до сих пор поддерживаю очень близкие отношения с одногруппниками. Главное из того, что дало мне высшее, — умение учиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность.
Со средней школы воспринимала образование как необходимость, поэтому варианта не идти в вуз не было. Выбрала Волгоградский государственный медицинский университет, специальность «провизор». Повлияло мнение мамы: она убедила остаться в родном городе и получить медицинское образование.
Преподавали хорошо и интересно, но общаться с руководством было крайне тяжело. Тем не менее больше всего запомнились потрясающие преподаватели, которые были адекватны, активны и заинтересованы в наших знаниях.
Я начала работать еще на четвертом курсе, в аптеке. Сначала в качестве фасовщика, затем перешла на должность провизора. Параллельно в университете пошла в научный кружок по биоинформатике и познакомилась с языком программирования Python. Начала изучать его при помощи разных курсов, и это показалось мне действительно интересным. Так я решила, что хочу работать на стыке программирования и медицины, уволилась из аптеки и нашла искать работу программистом-аналитиком.
Если кому-то говорю, что работаю программистом, все спрашивают:
Для учебы я выбрала Тольяттинский государственный университет, специальность «техносферная безопасность» — охрана труда. Ожидала, что это настолько востребованная профессия, что каждый работодатель жаждет найти хорошего специалиста и улучшать условия труда для своих подчиненных. В реальности, конечно, все оказалось иначе.
Программа была ориентирована на теоретические знания, которые быстро забывались без практики. В итоге на работе пришлось обучаться с нуля. Чему я действительно научилась — так это умению договариваться с любым человеком и в любой ситуации.
Найти работу помог вуз: на четвертом курсе предложили вакансию специалиста по охране труда в Тольяттинском политехническом колледже. На навыки никто не смотрел, всему обучали в процессе работы. Но зарплата была крайне низкой, а постоянная ответственность за все вокруг давила. Работодатель не позволял закупать необходимые средства индивидуальной защиты, а при попытках объяснить важность инструктажей сотрудники закатывали глаза. Оказалось, что единственный человек в компании, которому действительно важна охрана труда, — это я сама.
Сменить сферу решила после того, как поняла, что тружусь за минимальный прожиточный минимум и достойной зарплаты нужно ждать еще шесть лет. В итоге я ушла в колцентр и не жалею. Сразу вырос доход, а через два года получила руководящую должность. При этом ответственность не такая глобальная: я отвечаю за то, что действительно в силах сделать.
В моей семье у всех было высшее, так что выбора, поступать или не поступать в университет, не стояло. А вот выбор специальности зависел от меня. Я не испытывала интереса к точным наукам и не отличалась прилежностью или вниманием. Но очень нравилась идея стать полиглотом и знать много языков. Английским и немецким на момент поступления я владела уже на сносном уровне, поэтому решила поступить на востоковедение и заняться китайским.
Выбрала университет по следующим критериям: китайский язык как первый иностранный и возможность поехать на стажировку за границу. Под эти требования подходил только факультет востоковедения Московского городского педагогического университета. На бюджет я не прошла, но, к счастью, родители оплатили учебу, и желание ребенка было исполнено.
Учиться было весело. На первом курсе мы чувствовали себя актерами: смешно выдавливали из себя правильные интонации и как первоклассники выводили в клеточках иероглифы — черта к черте. Но единственный ценный навык, который я приобрела за пять лет учебы, — отличный разговорный китайский. Предметы вроде литературы, экономики и педагогики забывались через десять минут после зачета и особенно не пригодились.
Очень скоро поняла, что, скорее всего, даже если и стану педагогом, то точно не в школе. Еще свежи были воспоминания о жестоких одноклассниках и замученных раздраженных лицах учителей. На четвертом курсе я начала активно работать по специальности: репетиторство, письменные и устные переводы, сопровождение на выставках. Хотелось как можно скорее закончить учебу и творить.
После окончания вуза я какое-то время не работала, занималась общественным проектом в своем родном городе. Резюме на должность переводчика висело на «Хедхантере». Скоро меня пригласили на должность специалиста в отдел продаж спецоборудования на одно из местных предприятий. Я общалась с поставщиками на английском и китайском, согласовывала заказы и поставки. Уже потом узнала, что то, чем я занимаюсь, называется внешнеэкономическая деятельность, или сокращенно ВЭД, — сфера, связанная с экспортом и импортом товаров и услуг. В течение пяти лет я проработала специалистом по ВЭД в разных компаниях.
Постепенно тяга к общению с иностранцами стала угасать, таможенные процедуры вызывали слишком много тревоги, а технический перевод во время пусконаладочных работ ужасно утомлял. Тогда я решила заняться фронтенд-разработкой. Прошла обучение в одном известном офлайн-сообществе и сейчас ищу первую работу. О полученном лингвистическом образовании не жалею. На момент моего выпуска изучение китайского только набирало популярность, и мои навыки были в диковинку. Помимо заработка, мне просто было приятно осознавать, что я знаю то, чего многие не знают. Как минимум китайский — всегда удачная тема для разговора.
Образование. Рассказываем, как научиться новому, выбрать школу, вуз, курсы или стажировку