Что можно делать на лугу
Экосистема или природное сообщество луга: описание, растения, животные, роль для человека и охрана
Луга представляют собой обширные территории, покрытые травянистыми многолетниками, преимущественно злаками и осоковыми. Такая растительность способствует увеличению плодородия почвенного слоя, предотвращает его эрозию. Луга обычно встречаются в долинах рек, горной местности, а также в отступивших лесах, лесостепи и степи.
Что такое природное сообщество луга?
Любое природное сообщество является совокупностью растений, животных, грибов, микроорганизмов, которые взаимодействуют между собой и окружающей их средой. Доминирующее значение в экосистеме луга играет флора, состоящая из травостоя и дернины. Ее разнообразию способствует качество почвы и водный режим.
Луга в зависимости от расположения делятся на заливные, суходольные, горные и субальпийские. Растительность лугов существенно различается в зависимости от степени увлажнения почвы и климата. Некоторые представители фауны являются реликтами того биоценоза, который предшествовал лугам.
Какие организмы составляют экосистему луга?
Главные растения лугового сообщества — это разнообразные многолетние травы. На одном квадратном метре можно насчитать до ста видов. Они образуют несколько ярусов. Пышное развитие получают однолетники, которые были занесены из лесного или болотного природных сообществ. По хозяйственному значению принято разделять растения на злаки, бобовые, разнотравье и осоки.
Животный мир луга тесно взаимосвязан с растительностью. Насекомые кормятся нектаром, а сами служат пищей для мелких птиц и млекопитающих. Те, в свою очередь, являются источником питания хищных птиц. Активное участие в жизни природного сообщества луга принимают грызуны, насекомоядные и небольшие хищники.
Растительный мир луга
Пойменные луга затапливаются водой из рек во время паводков или половодья. Из-за этого видовой состав растений скудный. Вода несет с собой большое количество взвешенных частиц, которые после оседания превращаются в наилок. На высоких участках встречается полынь, тысячелистник, тмин и кровохлебка. В заболоченных частях луга растут злаки. Здесь можно встретить калужницу, канареечник, мятлик, овсяницу луговую и др. Заливные луга дают высокий урожай сена.
Почвы суходольных лугов образовались когда-то под лесом. Они гораздо скуднее, чем на заливных лугах. Несмотря на это, здесь одновременно может расти несколько десятков видов трав. Мятлик луговой благодаря корневой системе образует прочный дерн, устойчивый к вытаптыванию. Это растение встречается повсеместно. Райграс представляет особую ценность в качестве кормового злака. На суходольных лугах растет много лекарственных растений: крапива, одуванчик, подорожник, зверобой продырявленный, лен слабительный. Из бобовых можно выделить мышиный горох и клевер. В первой половине лета распускаются ирисы, маргаритки, лютики и наперстянки.
Горные и субальпийские луга характеризуются высоким и красочным травяным покровом. Интенсивная солнечная радиация, перепад температур и сильные ветра являются настоящим испытанием для растительности. За короткий период травы успевают отцвести и дать жизнеспособные семена. Наибольшее распространение получила овсяница, другие злаки не играют большой роли. Скоплениями растет горец мясо-красный и буквица крупноцветковая. Цветки пиретрума, незабудки, змееголовника, василька и лилий образуют пестрый ковер.
Животный мир луга
Основными животными луга принято считать мышевидных грызунов и насекомоядных, которых привлекает обилие пищи. Это землеройки, кроты, полевки. На прогретых и незатопленных участках встречаются ужи, ящерицы и немногочисленные лягушки. Разнообразен видовой состав пернатых. В лугах обитают жаворонок, трясогузка, перепел, чибис, бекас. Из хищников господствует лисица, ласка и хорек.
Животный мир луга тесно связан с растительностью. Здесь нет такого видового разнообразия фауны, как в лесах. Крупные млекопитающие не могут найти убежища в разнотравье. Цветущие медоносы привлекают к себе насекомых-опылителей, пчел, ос, бабочек и шмелей.
Экологические связи лугового сообщества
Все организмы природного сообщества существуют в тесном симбиозе. Растения являются важным компонентом в жизни животных. Они питаются нектаром, фитомассой, распространяют семена. Роющая деятельность грызунов улучшает состояние почвы, создает условия для прорастания семян. Многие насекомые и млекопитающие являются санитарами, питающимися органическими веществами.
Травоядные животные избавляют луга от многочисленных сорняков и вредных растений. Хищники создают равновесие между различными популяциями.
Роль экосистемы луга для человека
Большинство растений являются витаминной кормовой базой домашнего скота. С давних времен человек использует луга в качестве пастбищ, заготавливает сено на зиму. В период цветения медоносов сюда слетаются пчелы с ближайших пасек. Луговой мед отличается тонким ароматом и нежным вкусом. На протяжении всего лета человек заготавливает лекарственные травы. В дело идут молодые листья, цветки, корни и стебли.
Влияние человека на экосистему луга
Чтобы улучшить качество и урожайность трав, человек изменяет состав травостоя, меняет условия произрастания. Наибольшее влияние на экосистему оказывает выпас и скашивание. Неправильная сенокосная деятельность нарушает ритм сезонной вегетации, ограничивает распространение семян. В результате скашивания голая почва быстро иссушается, теряет тепловой режим. Если подобные мероприятия проводятся на протяжении длительного периода, то наблюдается изменение видового состава луговых трав.
Более серьезное влияние оказывает выпас скота. Передвигаясь по лугу, животные вытаптывают копытами растения. В итоге на пастбищах остаются растения, устойчивые к вытаптыванию. Воздействие копыт деформирует верхний слой почвы. В результате отложения экскрементов растительность может быть полностью уничтожена. Однако если стойбища регулярно меняются, то разрушения растительности не происходит. Поскольку почва в сезон выпаса получает активную органику, то и восстанавливается травяной покров достаточно быстро.
Охрана лугов
Проблема сохранения лугов носит глобальный характер. Все виды растений чувствительны к влиянию экологических факторов. Частый выпас скота приводит к сокращению травостоя. На восстановления покрова уходит не менее трех лет. Если было оголено более половины территории, человеку необходимо засеивать ее вручную.
Если скашивание проводится редко, то страдает вся территория. На ее поверхности формируется плотный слой из старых листьев, задерживается срок таяния снега, заводятся грызуны и болезнетворные бактерии. Для здорового развития луга необходим сенокосооборот. Он позволяет поддерживать видовое разнообразие.
Внесение удобрений сильно влияет на состав трав. В результате азотистых подкормок разрастаются злаковые растения, а разнотравье и бобовые значительно сокращаются. Грамотный подбор удобрений сохранит видовой состав, защитит луга от колебаний урожайности по годам.
Человеку следует избегать применения химических средств для защиты растений. Для здоровья экосистемы луга необходимо сочетать сроки скашивания, интенсивность пастбищных нагрузок, грамотное внесение удобрений и подсев трав.
Осторожно, трава! Правила безопасности в лесу и на лугу
Начинается лето, так и тянет на природу! Между тем, в полях и на дачных участках в этом году проросло невиданное доселе количество борщевика. А это такая вредоносная трава, что многие цивилизованные страны борются с ней уже на уровне госпрограмм! Чтобы ваш отдых на даче или в лесу не был омрачен внезапными бедами, надо знать, какие еще опасные растения могут вам встретиться, и объяснить своим детям правила обращения с ними.
Борщевик Сосновского
Фото: wikimedia.org / Ummagumma
Борщевик – травянистое растение с большими листьями, мощными стеблями и зонтичными соцветиями, похожими на огромные зонтики укропа. Про то, что ни листья, ни соцветия борщевика нельзя трогать руками, знают очень многие. Но не все умеют распознать это растение и вовремя вспомнить об опасности.
Между тем, сок его содержит вещества, которые при попадании на кожу делают ее беззащитной перед солнечными лучами. А поскольку сразу никаких неприятных ощущений не появляется, то человек может даже не заметить, что коснулся борщевика, и получить очень серьезные солнечные ожоги. Всего за 2-3 минуты пребывания на открытом солнце после соприкосновения с борщевиком можно получить фитофотодерматит такой силы, что кожа покрывается пузырями. Возможен даже последующий некроз тканей, так что недооценивать риск никак нельзя!
Борщевик Сосновского, самый опасный из борщевиков, какое-то время культивировался как силосная культура. Поэтому он получил большое распространение и где только ни встречается в дикой природе! Пустыри, берега водоёмов, полосы вдоль дорог… Его можно встретить даже вдоль дачных заборов. Кстати, там он опасен еще и тем, что при скашивании травы ядовитый сок легко может попасть на кожу и даже слизистые оболочки носа и глаз. Связанный с ним риск настолько велик, что во многих европейских странах даже есть правительственные и общественные программы борьбы с борщевиком.
Помните, что единственное надежное средство предотвращения солнечных ожогов – немедленно промыть кожу большим количеством воды и закрыть ее от солнца марлевой повязкой. Защищать кожу надо на срок до двух недель, пока не восстановится ее способность противостоять солнечным ожогам.
Ясенец
Фото: wikimedia.org / Жан-Поль ГРАНДМОНТ
Похожие ожоги оставляет на коже и травянистое растение ясенец, который в разных местностях имеет также названия дикий бадьян, волкана, ясеник, бадан и неопалимая купина. Последнее название возникло потому, что в жару это растение источает такое количество эфирных масел, что если поднести к нему горящую спичку, то вокруг него на мгновение вспыхивает огненный шар и тут же гаснет, оставив растение невредимым.
Ясенец растет на юге России, на Кавказе и в Крыму, а также в южной Сибири. Распространен он и в большинстве европейских стран. Это растение предпочитает каменистые места, а иногда его можно встретить в зарослях кустарников.
Ясенец вырастает высотой до 90 см, листья его похожи на листья ясеня, откуда и происходит название. Цветки собраны в продолговатые, растущие вертикально вверх кисти до 15 см длиной. Они очень красивые: белые, розовые или сиреневые, с тёмно-пурпуровыми прожилками. Все растение источает резковатый аромат, от которого у людей может начаться головная боль, не проходящая несколько часов. Хотя первоначально он кажется безобидным и похож на запах цитрусовой корки.
Но куда хуже – потрогать ясенец руками. Фитоожоги, которые проявляются примерно через сутки, могут быть очень сильными – с волдырями и язвами, наполненными прозрачной жидкостью. У пострадавшего может повыситься температура, он испытывает сильную слабость. Волдыри через какое-то время лопаются и открывают долго не заживающие раны.
В случае, если вы пострадали от этого растения, за ранами следует ухаживать, как за ожогами второй степени – вовремя перевязывать пораженные места до тех пор, пока они не заживут, и ни в коем случае не удалять корочки, которые образуются на пораженных участках, пока они не отвалятся сами. Впрочем, даже после этого места ожогов еще более года остаются заметными.
Цикута
Цикута (по-другому вех) – это красивое травянистое растение с мясистыми стеблями, перистыми листьями и сложными двойными зонтиками-соцветиями. Безобидное и даже красивое на вид, оно является одним из самых ядовитых растений на земле. И если у вас есть дурная привычка срывать и сосать сладковатые стебельки, никогда не проделывайте этого с незнакомыми растениями. Цикута опасна еще и тем, что может обмануть своим «съедобным» ароматом: она источает приятный морковный запах, а ее белое мясистое корневище напоминает редьку. Однако пробовать ее категорически нельзя!
Всего 200 г корневища или стеблей цикуты являются смертельной дозой для коровы, а человеку хватит и 30 г. Тошнота, пена изо рта, расширенные зрачки и паралич – вот симтомы отравления цикутой, которые наступают почти сразу, буквально через несколько минут.
Ландыш
Фото: wikimedia.org / Lazaregagnidze
Как раз сейчас в подмосковных лесах цветут прелестные майские ландыши. Трогательными ароматными букетиками торгуют бабушки у метро. А ведь ландыши ядовиты целиком и полностью! Сок ландыша содержит вещество конваллятоксин. Даже вода, в которой стоят букетики, становится ядовитой. Строго говоря, в малых дозах ландыш является кардиостимулятором, но даже совсем небольшая передозировка приводит к блокаде электрической проводимости сердца и поражению нервной системы.
Лютик едкий
Фото: wikimedia.org / E-190
Каждый знает мелкие желтые лютики, которые сейчас обильно растут по обочинам дорог и на лесных полянах. Однако не вздумайте поваляться на такой поляне, или нарвать охапку этих прелестных цветов. Выделяемое ими летучее вещество протоанемонин очень скоро приводит к рези в глазах и может привести даже к временной слепоте. Не зря одно из народных названий лютика – «куриная слепота». Протоанемонин раздражает не только глаза, но и слизистые оболочки носа и гортани. А уж если возникнет идея пожевать стебелек лютика, то очень скоро возникнут тошнота, рвота и желудочные колики. Так что лучше любоваться желтыми полянами издалека.
Безвременник
Фото: wikimedia.org / Meneerke bloem
Это только небольшой список самых опасных трав и цветов, с которыми легко встретиться в это время года. Конечно, на самом деле их больше. Есть еще красивый и ядовитый синий цветок дельфиниум, фиолетовый нежный аконит, наконец, любимые садоводами гортензия и рододендрон. Все эти растения содержат в себе яды разной степени опасности, и поэтому их не стоит пробовать на вкус. Будьте осторожны сами и объясняйте детям, какие опасности несут в себе травы и цветы, выросшие в эти дни в лесу и на даче.
Конспект урока «Жизнь луга.Луг-природное сообщество» 4 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 114 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект урока по окружающему миру
«Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга.
Хлибева Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Тема урока: « Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов »
Цель урока: познакомить детей с природным сообществом – лугом.
· сформировать представление учащихся о жизни луга; познакомить с растительным и животным миром луга; расширить представление обучающихся о природных сообществах; учить применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы;
· создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в паре, в группе; развития способности к наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы; развивать познавательный интерес учащихся;
· создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств; создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор с экраном; презентация; учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А., рабочая тетрадь.
Наглядные средства обучения : карточки со словами, атлас-определитель.
Раздаточный материал: тесты.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
— Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
II . Актуализация знаний. Поверка домашнего задания.
— Ребята, давайте вспомним, в каком месте мы побывали на прошлом уроке?
-Совершенно верно. Почему лес называют природным сообществом?
— Вспомните, какие ярусы есть в лесу? Лес. ( Слайд 1)
— Сейчас проведём графический диктант. Я читаю утверждение, а вы ПИШИТЕ
1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
3. На дереве обитают кроты и землеройки.
6. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
7. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
8. Бурый медведь – хищник.
9. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
— Сейчас проверим ваше домашнее задание. (взаимопроверка ) ( Слайд 3)
III . Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.
— Итак, ребята, на прошлом нашем уроке мы познакомились с лесом и его обитателями. Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие, а вот куда, попробуйте отгадать ребус: ( Слайд 4)
-Да, ребята: ( Слайд 5)
Цветы луговые просты,
Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим эти цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени луга густой
О чем говорится в стихотворение?
— Верно, теперь определите тему нашего урока ( Слайд 6)
Луг- природное сообщество.
— На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
Что растёт? Кто живёт? Как живут
-Верно ли, что только человек приносит вред лугу?
— А почему вы решили, что на слайде изображён именно луг?
-Значит, что такое луг?
-А как обитатели луга живут?
-Правильно, поэтому как можно назвать луг? ( Слайд 7)
IV (1) Открытие нового знания.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
V (2) Первичное закрепление.
— И первый представитель выходит из группы зоологов.
· Какие звери живут на лугу?
· А какие пресмыкающиеся и земноводные?
· Какие птицы живут на лугу?
-Молодцы, запишите на доске нескольких обитателей луга ( Слайд 8)
— Почему вокруг луговых растений так много пчёл?
Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек. ( Слайд 9)
-Ребята вы знаете, что луг имеет большое значение для сельского хозяйства, чем вреден для луга выпас скота?
— Второй представитель от группы ботаников, что он нам расскажет?
· Какие растения растут на лугах?
· Какие растения на лугу относятся к кормовым?
· А какие растения к ядовитым?
-Хорошо. Запишите несколько растений. ( Слайд 10)
— Третий представитель от группы экологов?
· Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга?
· Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.
· Значения луга для человека? ( Слайд 11)
VI . Вторичное закрепление
-Мы с вами сказали, что луг-это природное сообщество, а скажите какие связи существуют между разными животными и растениями луга?
-Ваша задача сейчас каждый напишет 2 цепи питания из 3 звеньев по лугу. (проверка)
-А сейчас проверим, как вы запомнили, о чём мы говорили на уроке.
Л) на лугу друг с другом растут разнообразные растения.
М) все обитатели луга живут совместно, сообща, тесно связаны между собой.
Н) весь луг заселен животными.
О) только травянистые растения
Д) кустарники и травянистые растения
3. Растениями луга являются…и …
Л ) тимофеевка, клевер, нивяник
В) ландыш, осока, ягель.
Д ) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
Б) олени, медведи, шмели
Е ) шмели, бабочки, кроты.
5. Санитарами луга называют…
Ц ) жука-навозника и жука-могильщика
Я) пчел, волков, кротов
И) жуков-короедов, жужелиц, гусениц.
А теперь проверьте тесты друг у друга и поставьте отметку
— Какое слово у вас получилось? ( Слайд 12)
-Вы действительно все молодцы сегодня.
Самостоятельная работа с проверкой
-Кто может наносить природе больший вред?
-У вас на столах лежит история, вы сейчас быстро прочитаете и подчеркнёте красной ручкой какие ошибки в поведении людей были совершены. ( Слайд 13)
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
— Какой вы можете сделать вывод?
VII . Рефлексия деятельности (итог урока). Выставление отметок
-Достигли мы с вами поставленной цели?
— Я хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки. Выставление отметок.
— Закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением: чтение стихотворения со слайда ( Слайд 15)
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
VIII . Домашнее задание ( Слайд 16)
Общее задание всем: Составить в тетради памятку «Как правильно вести себя на лугу», предварительно прочитать текст учебника. С 170-175
Разгадать филворд «Растения и животные луга».
Написать обращение от жителей луга «Правила поведения на лугу».
Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться.
Что можно делать на лугу
1. Запишите названия растений луга, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.
2. Мама Сережи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения луга. Вырежи картинки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей картинки.
3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений луга, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе.
первоцвет весенний, зверобой, колокольчик, клевер луговой
4. Муравей Вопросик хочет познакомить тебя со своими друзьями – насекомыми. Догадайся, кто изображен на рисунках. Соедини стрелками рисунки и названия.
Сравни пчелу и цветочную муху; кобылку и кузнечика; жука навозника и жука-могильщика. Выдели признаки, по которым их можно различить в природе (ответь устно).
Пчела и цветочная муха:
Пчела – брюшко имеет ровные полоски, две пары крыльев, сросшихся, но разного размера; конечности поджимает назад, есть усики.
Цветочная муха – на брюшке есть пятна; всего одна пара крыльев и ножки при полете расставляет в разные стороны, нет усиков, а глаза большие.
Кобылка и кузнечик:
У кобылки усики короткие, а у кузнечика длинные; конечности кобылки слабые и короткие; кобылки травоядные и активны днем. У кузнечика массивное брюшко, а конечности длинные и сильные. Активен ночью и вечером.
Жук-навозник и жук-могильщик:
У навозника округлая форма тела, ножки короткие, медленно передвигается, а у могильщика наоборот: длинные ноги, быстро бегает, а брюшко в оранжевую полоску.
5. Наш наблюдательный Попугай тоже спешит дать тебе задание. Ведь кто-кто, а он – лучший на свете знаток птиц. Узнай птиц по характерным особенностям поведения и напиши названия. Найди этих птиц на рисунках, пронумеруй.
1) Постоянно потряхивает хвостиком: Трясогузка
2) Издает скрипучий крик «дерг-дерг»: Коростель
3) Выдает свое присутствие песенкой «пить-полоть»: Перепел
6. Составь схему цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте.
7. По заданию учебника (с. 177) составь памятку, придумай и нарисуй условные знаки.