Что можно делать на лодке
Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке. Государственный комитет Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям рекомендует выполнять следующие установленные требования:
1. Перед посадкой в лодку, надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, спасательного круга, спасательных жилетов по числу пассажиров, и черпака для отлива воды.
2. Садиться в лодку нужно осторожно, ступая посреди настила.
3. Садиться на балки (скамейки) нужно равномерно.
4. Не перегружайте лодку. Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо «резать» носом лодки поперек или под углом.
· садиться на борт лодки;
· пересаживаться с одного места на другое;
· переходить с одной лодки на другую;
· купаться и нырять с нее.
Лодка может перевернуться — пострадают катающиеся. Но если лодка опрокинется, теряться нельзя. В первую очередь надо оказать помощь не умеющим плавать. Очутившись в воде, следует держаться за борт лодки и общими усилиями толкать ее к берегу.
При оказании помощи утопающим требуется соблюдать осторожность, избегать резких движений и не наклонять лодку в одну сторону. Нужно помнить, что перевернутая лодка держится на воде и может служить хорошим спасательным средством.
Но несчастного случая не произойдет, если катающиеся на лодке будут строго соблюдать правила поведения на воде.
Берегите себя и своих близких!
КАК ПРАВИЛЬНО ГРЕСТИ НА ЛОДКЕ?
Покататься на лодке в городском пруду – вполне обычное развлечение выходного дня, если, конечно, погода позволяет. Но оказывается, очень многие отказывают себе в этом удовольствии. В первую очередь, конечно девушки. Почему? Причина очень простая: «у меня руки слабые, я грести не смогу».
Неужели справиться с лодкой в пруду сможет только силач с накаченными бицепсами? Ничего подобного! Прочитав эту статью, вы узнаете, что грести может кто угодно, даже ребенок, если разобраться, как правильно это делать.
Главная хитрость катания на лодке
Начнем с того, что главная задача для рук – вовсе не гребля, главное, это удерживать весла. И если ваши руки способны удержать два весла, вытянуть их перед собой и отвести назад, за спину, то считайте, что с задачей вы справились. Руки свою работу выполнили.
А как же гребля, спросите вы? Кто же будет двигать лодку? Оказывается, работать будет спина, живот и вес вашего тела. Кстати, если вы захотите поработать прессом – то лодочная прогулка — это для вас.
Что нужно сделать, чтобы лодка начала двигаться?
Садитесь в лодке по удобнее, не забывайте, что гребец сидит спиной. Хорошо, если вы найдете упор для ног. Чаще всего, он в лодке предусмотрен. В противном случае, упритесь в настил на днище или в соседнюю скамейку. Упор для ног очень важен, именно он поможет работать не руками, а всем телом.
Теперь нужно отвести руки с веслами назад и при этом обязательно наклониться вперед. Опускаем весла в воду и возвращаемся в «исходное положение». То есть всем телом тащим весла в воде вперед. Руки, напомним, только держат весла!
Почувствуйте мышцы спины, пресс и даже косые мышцы (это талия), которые работают в этот момент! Очень приятное ощущение, когда осознаешь наличие всех вышеназванных мышц! Запомните, что все это проделать легко, при условии, что в момент гребка, вы упираетесь ногами. Если упора нет, то ничего не получиться.
Сделав гребок, не спеша возвращайте весла назад, не торопитесь, сейчас вы можете отдохнуть и расслабиться перед следующим гребком.
И не забывайте дышать! Глубокие вдох и выдох помогут не запыхаться после первых метров пути.
Глубже – не значит быстро
Итак, технику вы освоили, грести всем телом научились. Но есть еще важная деталь, которая поможет получить еще больше удовольствия от катания на лодке. Как и в любом деле, здесь нужно знать меру. А именно, меру воды, загребаемой веслами.
Поначалу, кажется, что чем глубже опустить весла в воду и чем больше воды ими протащить, тем быстрее лодка помчится. Вот здесь и кроется огромная ошибка новичков. Чтобы плыть быстро, достаточно опускать лопасть весла в воду примерно наполовину, может чуть больше.
И ни в коем случае, не нужно лопасть полностью погружать в воду. Весло – не ложка, которой мешают суп в кастрюле, перемешивать воду нам не нужно. Задача весла – оттолкнуться от воды, а для этого достаточно за воду «зацепиться».
Как понять, достаточно ли вы погружаете весла воду?
Все очень просто. Если грести вам очень тяжело и кажется, что вы не сможете вообще стронуть лодку с места – значит, вы перестарались и загребаете слишком много воды. А если весло, наоборот, осталось на поверхности, то вам моментально окатит брызгами. В жаркую погоду все этому порадуются, а вот в прохладную, вряд ли.
Вот и все! Можете смело отправляться в ближайший прокат лодок! Грести – это легко и приятно, можно даже почувствовать себя заправским морским волком и посмеяться над молодыми людьми, которые из желания похвастаться своей силой изо всех сил напрягают руки, краснеют и устают больше и быстрее вас. Ведь вы знаете простые секреты, как грести правильно!
Приглашаем проверить и закрепить свое умение на лодочной станции в Выборге!
Что надо иметь в лодке ПВХ?
Эксплуатировать любое судно, будь то надувная лодка, катер или что-то другое, нужно по правилам, за соблюдением которых внимательно следят сотрудники ГИМС (государственная инспекция по маломерным суднам). У них есть право проверять не только наличие регистрации, когда это обусловлено характеристиками мотора и лодки, но и комплектацию судна. Давайте посмотрим, что надо иметь в лодке ПВХ, чтобы не схватить от ГИМС штраф и обеспечить себе и всем пассажирам полную безопасность.
Где прописана обязательная комплектация?
Мир оснащения и безопасности маломерных судов нам открывают два официальных источника:
Полезную информацию можно найти и в новых Правилах пользования маломерными судами. Настоятельно рекомендуем заглянуть в этот документ!
Конечно, о комплектации судов вам расскажут и сами сотрудники ГИМС, если вы их хорошо попросите.
На сайте МЧС представлен подробный перечень обязательного и необязательного оснащения. В нашей стране действует и «Технический регламент» Таможенного союза, в котором есть требования к объектам технического регулирования, в том числе к маломерным судам. Итак, в этих двух документах можно каждый год найти актуальные ответы на многие вопросы, которые сводятся к одному: что надо иметь в лодке?
Что надо иметь в лодке ПВХ: требования МЧС
МЧС разделяет нормы комплектации для плавсредств, которые эксплуатируются во внутренних водах и для мореплавания. При этом комплектация отличается для гребных судов и моторок. Мы расскажем вам основные моменты и дадим ссылку на актуальные материалы.
Лодки без мотора
Обратите внимание! Появилось важное нововведение — обязательное использование индивидуальных спасательных средств во время плавания на маломерном судне, даже если его не нужно регистрировать. Когда именно это требуется и другие важные подробности читайте в прикрепленном выше приказе.
Итак, на гребных лодках без твердого днища, на которых помещается максимум 3 человека, необходимо иметь:
Если лодка гребная, но с жёсткой сланью или вмещает больше 3-х человек (даже если без жёсткого днища), то кроме перечисленного выше нужно положить:
А что нужно иметь в лодке ПВХ с мотором?
Моторки
Не забывайте, что некоторые моторные лодки подлежат обязательной регистрации в ГИМС. У нас есть материалы о том, на какой лодке можно плавать без прав и как получить права на судно с мотором. Независимо от того, нужно регистрировать судно или нет, на нём должны присутствовать не только вышеупомянутые вещи (для гребных плавсредств), но и другие в зависимости от длины лодки. Итак, на лодке, длина которой не больше 6 метров, кроме всего вышеперечисленного (пяти пунктов) нужно иметь: огнетушитель, если установлен стационарный (то есть не подвесной) движок с фиксированной ёмкостью для топлива или устройство для разогрева пищи и т. п., функционирующий на сгораемом топливе. Черпак нужен, если нет аппарата, откачивающего воду.
Если длина плавсредства в пределах 6-12 метров, от вышеперечисленного оснащение отличается следующим:
Черпак или ручной насос нужен, если нет оборудования, откачивающего воду. По-прежнему нужен огнетушитель, звукосигнальное устройство (уже не заменяется на свисток).
Кажется, что предметов много. Но все они в один не очень хороший день могут спасти жизнь всем, кто находится на лодке. Если хотите разобраться, сколько единиц чего может быть у вас на борту — посмотрите в таблице на сайте МЧС. Там есть и другие важные дополнения в отношении оснащения ПВХ-лодок и других судов.
Важно! Требования к оснащениям лодки более-менее одинаковы для всех регионов. Но все же могут быть небольшие отличия. Если это не учитывать — можно «нарваться» на штраф. Поэтому на этой страничке МЧС выберите свой округ и регион и скачайте соответствующий файл. Так, для республики Башкортостан и Уфы подойдет вот эта таблица. Обратите внимание, что в таблицах указано оснащение для гидроциклов, байдарок и длинных маломерок (катеров и т.п.). Если у вас ПВХ лодка — смотрите на столбцы с нужными характеристиками.
Требования технического регламента Таможенного союза
В этом документе можно найти очень полезные моменты в отношении эксплуатации маломерных судов.
Некоторые пункты из этого документа:
Надеемся, наша статья о том, что надо иметь в лодке ПВХ, была вам полезна.
Желаем вам безопасной и плодотворной рыбалки без всяких чрезвычайных ситуаций!
И помните, что бывших рыбаков не бывает, а, значит, никогда не поздно вооружиться надёжной лодкой, оснастить её по всем правилам и отправиться покорять богатые рыбой места!
Вопрос — ответ
Вопрос: Что надо иметь рыбаку в лодке ПВХ, чтобы не оштрафовали?
Имя: Тимофей
Ответ: Нужно иметь все по списку, который установлен МЧС и ГИМС, некоторые моменты прописаны и в Техническом регламенте Таможенного союза. Важно регулярно следить за изменениями, например, в 2021 года вступили в действие некоторые изменения, о которых должны быть в курсе владельцы лодок.
Вопрос: Что должно быть в надувной лодке для ГИМС на случай проверки?
Имя: Азат
Ответ: Многое зависит от типа лодки. Например, на гребных лодках без твердого днища в максимум тремя пассажирами нужен конец Александрова, звуковой сигнальный аппарат. Если же судно моторное, оснащение дополняется в зависимости от длины. Недавно были внесены изменения в отношении индивидуальных спасательных средств и других моментов, которые касаются лодок.
Вопрос: Чем стоит укомплектовать лодку ПВХ, чтобы было безопасно?
Имя: Артём
Ответ: В лодке должны быть спасательные средства, прописанные в законе. Кроме этого, для безопасности важен якорь и другие элементы. Нужно оснащать лодку хотя бы тем минимумом, который прописан в законе.
Правила плавания на лодке
населению по соблюдению правил плавания на лодке
Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил плавания на лодке.
Правила эти несложны, но необходимы для предупреждения несчастного случая:
— Перед тем как сесть в лодку, надо внимательно осмотреть ее, убедиться в ее исправности и прочности, проверить, на месте ли весла, руль, уключина, спасательные средства (круг или жилет) и черпак для отлива воды.
— Чтобы не нарушать во время посадки устойчивого равновесия лодки, надо входить в нее по одному, стараясь ступать на середину настила, равномерно рассаживаясь на сиденья.
— Во время движения лодки во избежание крена нельзя меняться местами и садиться на борт лодки.
— Грести веслами надо равномерно, сидящий «на вёслах» должен быть особенно внимательным, чтобы не удариться о борт другой лодки.
— Совершая прогулки по воде, надо двигаться всегда по правой стороне реки, по ходу лодки, стараясь держаться не дальше 20 метров от берега. Если же потребуется обогнать другую лодку, то это можно сделать, лишь обходя ее с левой стороны по движению лодки.
— Гребная лодка во всех случаях должна уступать дорогу моторным судам. Надо остерегаться пересекать путь теплоходам и катерам — это опасно. Услышав частые и короткие сигналы этих судов, гребная лодка должна уклониться в сторону или отойти от проходящего судна на безопасное расстояние. При этом, удаляясь от судна, надо стараться резать волну носом лодки. В противном случае волны от идущих по реке судов могут перевернуть лодку. Ни в коем случае нельзя допускать шалости во время движения лодки — это опасно для жизни.
— перегружать лодку сверх установленной нормы;
— пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;
— брать в лодку детей, не достигших 7 лет;
— пересаживаться с одного места на другое;
— переходить с одной лодки на другую;
— прыгать с лодки в воду;
— кататься в вечернее и ночное время.
Если лодка все-таки опрокинулась, теряться нельзя. В первую очередь, надо оказать помощь не умеющим плавать. Очутившись в воде, следует держаться за борт лодки и, не наклоняя лодку на одну сторону, общими усилиями толкать ее к берегу.
Несчастного случая не произойдет, если строго соблюдать правила поведения на воде.
Рекомендации по управлению лодкой ПВХ
Во время управления лодкой ПВХ под мотором, её правый борт может немного уводить влево. Это типичное явление для моторных лодок с V-образными корпусами, поэтому оснований для беспокойства нет.
Однако, несмотря ни на что, после первого спуска судна на воду, постарайтесь опробовать его в движении, постепенно наращивая скорость, привыкая к особенностям управления данного комплекта.
Если Ваша лодка при движении «садится» кормой и хлопает днищем по волнам, выберете оптимальный угол наклона дейдвуда подвесного мотора, что немедленно отразиться на дифференте судна. Если во время крейсерского хода на глиссировании наблюдается фонтан брызг за кормой, это следствие того, что двигатель установлен слишком низко. Исправить высоту подвески лодочного мотора можно с помощью специальной накладки для регулировки высоты транца.
Обратите внимание на дифферент лодки
Если во время управления моторная лодка на ходу имеет чрезмерный дифферент на корму на крейсерской скорости либо дельфинирует, то Вам необходимо остановиться и переместить часть снаряжения и пассажиров в переднюю часть кокпита. Еще можно постараться достичь желаемого результата наклоном подвесного мотора наружу (т.е., прижатием дейдвуда мотора к транцу). Если во время движения лодка ПВХ имеет дифферент на нос, то есть, зарывается в воду, выполните обратные действия.
Оптимальное распределение груза в кокпите
Правильное распределение груза на борту – гарантия не только ровного хода моторной лодки, но и комфортного управления. Не следует сосредотачивать весь имеющийся на борту груз на корме или в носу лодки, особенно если у Вас подвесной мотор большого веса и высокой мощности. Но при правильном распределении груза в лодке необходимо учитывать не только это, но и тип лодки. Идеальное распределение в каждом конкретном случае достигается опытным путём.
Управление моторной лодкой в штормовую погоду
Если Ваша лодка ПВХ на реке, в море или на большом озере попала в сильный ветер, сопровождающийся волнами, то для эффективного управления соблюдайте следующие правила:
Основы управления моторной лодкой ПВХ
Следует помнить, что, как и катера, все моторные лодки управляются движением кормы. Это означает, что корму нужно поворачивать в направлении, противоположном направлению желаемого движения. Например, при повороте штурвала налево корма лодки ПВХ будет двигаться вправо, и наоборот. Это особенно важно иметь в виду при управлении лодкой ПВХ на подходе к причалу, при маневрировании в стеснённом пространстве или вблизи людей, находящихся в воде. Если лодка оснащена двумя моторами, можно один мотор пустить вперёд, а на другом включить задний ход, что позволит выполнить разворот корпуса практически на месте.
Важно знать, что управление поворотом моторной лодки с включённой задней передачей выполняется совсем не так, как у судна, мотор которого двигает его вперёд. Двигаясь задним ходом, маневрировать особенно затруднительно в стеснённом пространстве. В общем, при включённой задней передаче поворот штурвала влево повернёт корму тоже влево. Если же судно оснащено двумя моторами, и двигатель правого борта включён вперёд, а левый мотор – назад, то лодка будет поворачиваться против часовой стрелки.
Чтобы быстро остановить моторную лодку, переведите переключатель передач в нейтральное положение. Когда двигатель перейдёт на холостые обороты, медленно переведите переключатель передач в положение «задний ход». Когда судно остановится, переведите регулятор газа в нейтральное положение.
Осуществляя управление лодкой пвх, максимально осторожно приближайтесь к пловцу в воде. Это можно делать только с мотором на холостых оборотах. Уводите корму в сторону от человека. На расстоянии в несколько метров от пловца переключатель передач нужно перевести на нейтраль и выключить мотор.
Управление лодкой пвх при выходе на глиссирование
Для длительного и устойчивого глиссирования моторной лодки необходимо, чтобы корпус судна при движении имел небольшой дифферент (примерно 1-3°) на корму. Это достигается оптимальным расположением груза в лодке, а также изменением угла установки (наклона) мотора. Необходимо помнить, что правильная загрузка лодки ПВХ в сочетании с правильным наклоном мотора станут гарантией желаемой управляемости моторной лодки и минимального расхода топлива на крейсерской скорости.
Если в ходе управления моторной лодкой ПВХ в одной или нескольких из её надувных оболочек заметно упало давление, это может стать следствием уменьшения температуры воздуха, например, в случае, когда движение осуществляется вечером, после жаркого солнечного дня. В этом случае необходимо остановиться и подкачать баллоны с помощью насоса из базовой комплектации. При этом, если давление упало только в одной из оболочек, осмотрите её на предмет повреждений или проверьте работоспособность воздушного клапана. Если в поверхности материала имеется прокол, вполне реально провести ремонт лодки ПВХ своими руками в походных условиях.