Что можно нарисовать в тетради по литературе
180 идей красивого оформления тетради — примеры
Основные понятия
В результате конспектирования человек получает хорошую структурированную запись, которую он может использовать для лучшего запоминания информации. Посторонний читатель легко получит краткое представление о теме. Подобная работа важна не только для лекций, но и для работы с научной литературой.
Обычное дословное копирование частей учебника или урока бесполезно по нескольким причинам:
Лучше правильно писать конспект, который пригодится во время подготовки к экзамену. В тексте можно выделять особо ценные моменты яркими маркерами и цветными ручками. Иногда полезно представить информацию в виде схем, диаграмм, таблиц.
Всего выделяют несколько видов конспекта. План-конспект представляет собой перечисление основных тем лекции. По ходу занятия преподаватель раскрывает каждый подпункт, и студент может записать основные тезисы. Подобный вид работы хорошо подходит для подготовки к семинарам или к публичным выступлениям.
Делать схематический план лучше всего для проработки книги. Информацию фиксируют в виде таблицы или взаимосвязанных блоков. С помощью такого наглядного материала легче понять взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала.
Текстуальный конспект составить сложнее, так как он должен содержать цитаты из первоисточника. Это необходимо при изучении литературного произведения или философских трудов. Тематический конспект составляется на основе изучения нескольких источников.
Каждый студент сам решает, как ему вести записи. У некоторых преподавателей может быть только одно требование: все должно вестись от руки и без использования печатного текста.
Важность конспекта для успешной учебы
Казалось бы, зачем в наше время вести конспекты, ведь всю информацию можно получить из учебников или найти на просторах интернета? Но прочитать – не значит запомнить. Самостоятельное составление конспекта помогает:
Базовые правила конспектирования
Для начала скажем о самом простом.
Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы.
Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).
Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.
Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.
Как грамотно конспектировать лекции
Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.
Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.
Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.
Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.
Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:
Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.
Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):
Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.
означает «-ание» или «-ение» (повед
А вот пример удачной:
В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:
Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.
Виды и типы конспектов
Различают несколько типов конспектов, где каждый из них предназначен для определённой области или вида работы. Поэтому необходимо их различать и знать, где лучше использовать, а также научиться красиво оформлять конспекты.
План-конспект
Этот конспект составляется на основе уже данного или самостоятельно составленного плана, разделённого на пункты и подпункты. Остаётся только под каждым из заголовков кратко записать раскрывающую его информацию.
План-конспект имеет свои преимущества: помогает мыслить последовательно, выделять самое главное, разбивать информацию на несколько частей. Удобен для записи лекций, если преподаватель заранее даёт план. Также помогает эффективно готовиться к экзаменам: вы можете смотреть на заголовки и по памяти рассказывать их содержание.
Схематический план
Для его составления нужно записать вопросы, а затем дать на них краткие ответы, состоящие из пары предложений. Чтобы быстрее ориентироваться в записях, можно разделить лист на две части: в левой колонке записывать вопросы, а в правой – ответы. Работать с ним просто и удобно.
Текстуальный конспект
Данный вид конспекта состоит из цитат (главной мысли), которые располагают в логической последовательности или в соответствии с составленным планом. Текстуальные конспекты используются, когда необходимо проанализировать высказывания автора, определить их правдивость или ложность, ведь для этого потребуется переписать мысли автора точь-в-точь. Поэтому текстуальные конспекты широко используются в литературе, философии или науке.
Но их не рекомендуется создавать, если вы можете обойтись записью главных идей автора своими словами. Почему? Этот тип конспекта не развивает память, не помогает проработать и запомнить весь материал и не даёт о нём представление в целом. Поэтому текстуальный конспект лучше использовать как полезное приложение к основному конспекту, если вы уверены, что вам потребуются цитаты.
Тематический
Он даёт исчерпывающий ответ на выбранную тему, при этом, для полноты раскрытия, используют различные виды источников информации. При его составлении самая главная задача – не конспектировать по отдельности содержание каждого из источников, а выбирать только то, что поможет лучше раскрыть заданную тему.
Данный конспект помогает углубиться в изучение выбранного вопроса/проблемы, провести анализ с разных сторон, учитывая разные мнения. Но для его составления нужно проработать немало литературы, так он получится очень информативным и ценным.
Графический
Из названия следует, что данный конспект передаёт информацию в графическом виде: через таблицы, графики или схемы. Но они подкрепляются краткими пояснениями и выводами. В основном, эта техника используется для конспектирования технических тем, но в некоторых случаях подходит и для гуманитарных.
Конспект лекций
В конспекте лекции нужно наиболее точно и полно раскрыть главные идеи, передаваемые лектором. Для этого нужно уметь выделять ключевые моменты, анализировать информацию, отсекать всё лишнее и быстро записывать. В основном, конспект лекций представляет последовательную запись того, о чём рассказывает лектор, так как на составление чёткого плана не остаётся времени.
Свободный конспект
Этот тип конспектов подойдет для настоящих гуру. В свободных конспектах успешно сочетаются элементы всех типов. Здесь для наиболее полного и точного отображения темы переплетаются схемы, цитаты, графики, рисунки и вопросы. Но составить его непросто – есть риск получить несвязную логически и неинформативную кашу, в которой трудно разобраться. Поэтому для начала лучше набраться опыта, поработав с каждым из выше описанных типов.
Принципы ведения конспектов
Есть несколько правил грамотного составления конспектов.
Конспектируйте только самое важное. Это один из ключевых моментов. Не записывайте за преподавателем каждое слово. Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях.
Чтобы оставаться вовлечённым:
Сокращайте. Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:
Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.
Структурируйте информацию, делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:
Визуализируйте, используйте графику.
Добавьте цвета. Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст.
Но не увлекитесь цветами, чтобы конспекты не превращались в раскраску. Тогда мозгу будет сложно понять, на что нужно обратить внимание. Достаточно двух-трёх основных цветов.
Перечитывайте конспект. Это важно, хоть и трудно найти на это время. И лучше делайте это несколько раз:
Подводите итоги для каждой темы или лекции. Напишите после занятия небольшое резюме по всему конспекту. Ответьте на вопросы: «Что вы усвоили? О чём был этот блок информации? Что было самым важным?» Когда вы пытаетесь ответить на них, мозг вынужден включаться в работу. Если какие-то моменты остались для вас непонятными, вернитесь к ним: погуглите ответ, спросите преподавателя или сокурсников, загляните в справочник.
Методы ведения конспектов
Есть много разных методик ведения конспектов, расскажем об относительно новых, но доказавших свою эффективность. Объединяет эти методы творческий подход и то, что они содержат только самое важное, структурируют материал, который легко будет повторять.
Корнелла
Метод разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук в середине прошлого века. Эта техника подразумевает, что нужно записывать только самое важное, проанализировать большие потоки информации. Идея в разделении страницы на несколько основных блоков.
Возьмите лист А4 или обычный тетрадный и разделите его:
Можно скачать и распечатать готовые шаблоны.
Ментальные карты
Второй по популярности метод — майнд-карты (интеллект-карты, mind maps, карты мыслей). Информация конспекта представляется в виде древовидной схемы: от корневого элемента (темы) расходятся ветви (тезисы, идеи).
В центре страницы напишите основное понятие, ключевую идею, обведите в кружочек или рамку. В течение лекции к этому ядру присоединяйте остальные блоки, относящиеся к теме: слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти «ветки» в разные стороны. Такой конспект поможет структурировать сложную информацию и лучше запомнить её.
У создателя этой техники Тони Бьюзена есть книга, где подробно описан метод.
Метод предложений
Эта техника схожа с обычным конспектированием, когда вы пытаетесь записать всё, что говорит лектор. Но с важным отличием: каждое предложение или тезис нужно записывать с новой строки и нумеровать по порядку. Это поможет не запутаться во время чтения конспекта. А чтобы установить связь между разными частями текста, сделайте пометку, отсылая от одного предложения к другому (например, у предложения №5 напишите «См. №2»).
Такой конспект привычен, и к нему легко перейти. Он подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.
Метод течения
Flow method (метод потока, метод свободных ассоциаций) разработал Скотт Янг, канадский писатель и коуч. Он считает, что слушать лекцию нужно не пассивно, а развивая свои идеи и ассоциации. Только так можно получить максимальную пользу и научиться чему-то.
Суть метода в том, чтобы записывать за лектором только ключевые тезисы по теме. А дальше, размышляя над информацией, фиксировать свои мысли и комментарии. Записывать можно в любой удобной форме: таблицы, схемы, рисунки, интеллект-карты или всё вперемешку. Это помогает усвоить и запомнить материал сразу и понять, как можно применить новые знания в жизни.
Такой способ можно использовать, когда не нужно дословно воспроизводить материал или собирать базу знаний. Подробнее о методе можно почитать в инструкции Скотта Янга.
Метод отступов
Суть метода — в изложении тезисов от общего к частному. Выберите четыре-пять ключевых моментов лекции. В левом верхнем углу запишите основное понятие или тему. Потом, используя отступы, к каждой основной теме добавляйте подтему. К ним — более подробные тезисы или мысли. Получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркирования можете использовать стрелки, цифры, буквы, точки. Заметки будут выглядеть примерно вот так:
Плюс метода — хорошая организация записей, их легко просматривать и редактировать, прослеживать взаимосвязь между элементами.
Метод боксов
Суть в том, чтобы помещать каждый тематический блок в отдельные «боксы».
Нарисуйте на странице несколько квадратов или прямоугольников. Расположите их в хаотичном порядке, чтобы всё не выглядело как таблица. В каждый бокс «заключите» основную тему и ключевые идеи, фразы, слова и другую информацию, связанную с ней.
Плюс боксов в том, что так визуально легче воспринимать информацию: ваше внимание направлено только на определённый аспект темы, факты не путаются между собой. Метод подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, изучения биографий людей, сопоставления нескольких понятий. В общем, много чего.
Пробуйте разные методы ведения конспектов для разных задач и предметов, смотрите, что подходит и ближе всего именно вам. Экспериментируйте: скомбинируйте несколько методов, модифицируйте какой-то из них под себя или создайте свой собственный. Главное — чтобы он работал: информация легко усваивалась и оставалась надолго в памяти.
Оформление записей в тетради
Как оформить заголовок конспекта
Важным элементом конспекта является заголовок темы. С его помощью в дальнейшем автору будет проще найти нужные записи. Поэтому оформлению названия лекции уделяется особое внимание. Существует пара способов для красивого представления заголовка:
Автор может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант. Следует избегать чрезмерного использования разных цветов в тексте. Необходимо разработать определенную систему написания заголовков. К примеру, заглавия отмечать желтым цветом, термины писать красным шрифтом, а зеленый маркер использовать для примеров.
Что можно нарисовать в тетради в клеточку легко и красиво
Для школьников и дошкольников можно найти очень много полезных занятий и хобби. Это могут быть например сезонные поделки, к примеру создание различных фигурок из даров природы в осенний период или можно смастерить скворечник весной из подручных материалов.
Многие малыши очень любят рисовать, причем рисовать они могут все что видят вокруг или по заданной тематике в школе или детском саду.
Рисовать можно не только в альбоме, но и по клеточкам в тетради. Рисунки могут быть как очень простыми, так и очень сложными и помимо всего прочего они не растеряются, потому что в тетрадке они будут все в одном месте.
Предлагаем вам несколько вариантов картинок, которые вы сможете повторить вместе с ребенком или предложить ему для самостоятельного исполнения.
По мнению психологов рисование расслабляет нервную систему от напряжения и параллельно оно развивает зоркость и усидчивость, что важно доя ребят которые учатся в младших классах.
Такие красивые рисунки заинтересуют любого ребенка. Этими рисунками он сможет украсить дневник или свою детскую комнату. Главное предоставить фломастеры или карандаши с большой цветовой палитрой.
Что же можно нарисовать по клеточкам в тетради? Абсолютно все, предметы, животных, ягоды, фрукты, овощи, транспорт и так далее. Также можно подобрать рисунки для мальчиков и девочек.
Многие педагоги рекомендуют начинать рисовать со смайликов. Самое главное идти от простого к сложному, потому как если начать наоборот ребенок быстро утомляется и потом его уже ничто не заставит продолжить снова. Ему будет казаться что любой рисунок сделать сложно муторно и долго.
Тетрадь по литературе: опрос учителей-словесников
Я в школе ненавидел вести тетрадь по литературе. Мне туда нечего и незачем было записывать. Я в ней рисовал и всегда получал за нее плохие оценки. Поэтому не чувствую за собой морального права требовать ведения тетрадей от своих учеников.
В средних классах когда работал, требовал и проверял, а на старшеклассников давно махнул рукой. Но при этом знаю, что многие коллеги тетради требуют и к их ведению приучают. Поэтому и решил провести опрос в специальной группе фейсбука «Методическая копилка».
Вопросы получились вот такие:
На удивление, коллеги откликнулись очень дружно – и подборка ответов оказалась весьма полезной. Сохраняю разноголосицу мнений и авторский стиль комментариев, а от подписей оставляю только инициалы. И сам подписываюсь ими – С.В.
Рисунок в школьной тетради. Неизвестный художник
Большие сочинения обычно прошу прислать в электронном виде на почту. Выбрала такой формат по многим причинам. Во-первых, так намного легче комментировать, отмечать разными цветами удачные, неудачные и спорные места, задавать вопросы. Во-вторых, никто мне не будет рассказывать, что тетрадка забылась дома. Ну и меньше мучений с разбором почерков и проще проверять на плагиат. В тетрадях у детей мелкие д/з и записи на уроке. Лекции не диктую, все конспекты представлены в виде схем и табличек, которые очень понятны моим негуманитариям: опыт устных зачетов показал, что на основании этих схем дети довольно складно выстраивают ответ. Оценку за ведение тетради ставлю, она складывается как среднее арифметическое за маленькие д/з. К рисункам и разного рода записям на полях отношусь спокойно. А.П.
Картина из книг Майка Стилки
А у нас еще есть читательские дневники. Два года назад был у меня 10 класс (самый обычный), где девочки сами завели тетрадку (кто-то блокнот) для работы с «Войной и миром»: читали роман и по ходу схемки какие-то делали, выписки, то есть «переваривали» содержание. Я об этом узнала в конце года, когда попросила одну из учениц принести свои рабочие тетрадки по литературе, чтобы по ним рабочую программу на будущее скорректировать. А вот на днях нынешний выпуск в гости заходил. Говорят, что все тетради выкинули уже, а вот по литературе на память оставили:) Т.Б.
© Автор скетча Калачёва Вероника
Михаил Алдашин «Рождество», обложка
Разрешаю делать с рабочей тетрадью что угодно, никогда не проверяю и ничего не требую, так как считаю, что это именно рабочая тетрадь, как джинсы — рабочие штаны, а какой работодатель будет требовать от рабочего джинсов определённого цвета, покроя и размера? Так что только даю рекомендации, учу записывать лекции, организовывать материал, а там уж пусть сами. Иногда диктую, но не слежу, записывают ли: это их дело, это они учатся, да и мало ли почему кто-то не пишет именно в эту минуту. Тетради для сочинений в классе хранятся, да, и уж тут хочу, чтобы было по-человечески, т.е. чтобы я смог прочитать. С.Р.
Рисунок из скетчбука, неизвестный художник
Тетради ведём. Разрешаю их оформлять, как им нравится, например, рисовать, если что-то «навеяло» ))) Пишем лекции (в старших) или опорные конспекты, схемы, термины и т.п. Делаем хронологические таблицы, характеристики героев. Ведение тетради проверяю в конце триместров, обращая внимание на полноту записей и аккуратность (для некоторых детей это понятие весьма относительное ))) ). Отдельно, конечно, оценки за характеристики, таблицы и пр. Работы типа отзывов, ответов на вопросы даю на листочках просто потому, что тетради тяжело таскать с собой. Это не касается, конечно, «официальных» сочинений, которые пишутся в специальной тетради, хранящейся в школе. Н.У.
3. Собираю, когда даю какую-нибудь работу, нацеленную именно на проверку.
5. Были раньше, сейчас есть в средних классах. В 11 классе работы печатали, проверяла содержание, смотрели и мне назад сдавали (они хранились в классе).
У меня сохранились мои тетради по литературе (рабочие и для сочинений), 1962-1965 гг, я там и рисовала и чего только не. Г.Щ.
Впервые увидела листочки на уроке литературы уже в студенчестве. Подруга позвала меня на урок к своей любимой учительнице Эльвире Николаевне Горюхиной, конечно, с её разрешения. Писать на листочке пришлось и мне, отсиживаться Э.Н. не позволила. Это просто потрясло! (Да и вообще всё, что там было, совсем не походило на нелюбимые мною уроки литературы в старших классах моей школы.) С тех пор люблю листочки. Хотя когда некоторые старшеклассницы (у мальчиков такого не помню) хорошо ведут тетради, радуюсь и отмечаю это. Н.А.