Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством

Исключите лишние произведения и объясните свой выбор

Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством. Смотреть фото Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством. Смотреть картинку Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством. Картинка про Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством. Фото Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством

Исключите лишние произведения и объясните свой выбор.

«Сорочинская ярмарка»; «Вечер накануне Ивана Купалы»; «Майская ночь, или Утопленница»; «Как пос­сорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; «Пропавшая грамота»; «Ночь перед Рождеством»; «Ре­визор»; «Страшная месть»; «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»; «Заколдованное место».

2. Что можно назвать основным источником для на­писания повести «Ночь перед Рождеством»?

б) произведения других писателей

г) украинские народные песни и предания

д) обычаи и быт украинского народа

3. Определите жанр произведения.

4. Почему в самом начале повести срав­нивал черта с немцем?

а) внешнее сходство

б) традиционное отношение украинского фольклора к иностранцам

в) авторская позиция

г) для создания яркого образа

5. Кем это сказано: «Как бы хорошо теперь лежать, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и слушать сквозь упоительную дремо­ту колядки и песни веселых парубков и девушек. »?

6. Выделите основные элементы композиции «Ночи перед Рождеством».

7. Разделите фантастическое и реальное.

а) «…путешественница отодвинула потихоньку заслон­ку, поглядеть, не назвал ли сын ее Вакула в хату гос­тей. »

б) «. чудно снова показалось кузнецу, когда он по­несся в огромной карете, качаясь на рессорах, когда с обеих сторон мимо его бежали назад четырехэтажные
домы и мостовая, гремя, казалось, сама катилась под ноги лошадям. »

в) «. целовал ее руку с такими ужимками, как засе­датель у поповны, брался за сердце, охал и сказал на­прямик, что если она не согласится удовлетворить его
страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло. »

г) «Чуб выпучил глаза, когда вошел к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что
он нарядился таким щеголем и запорожцем. »

д) «Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего сне­га. Поднялась метель. В воздухе забелело».

8. Что это — кобиняк с видлогою; плахта; намитки; капелюхи; кожух; жупан?

а) блюда национальной украинской кухни

б) национальная украинская одежда

г) садовые растения

9. Кто из перечисленных героев показан ­лем иронически?

в) дьяк Осип Никифорович

10. Соотнесите характеристику героя с его именем.

г) добрый, наивный, бесстрашный, 4) дьяк Осип
сильный, целеустремленный Никифорович

11. Кто это говорит и о ком?

в) «. Нет, этот. еще ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять. »

12. Почему Солоха стремилась поссорить Чуба и Вакулу?

а) из-за своего злого нрава

б) сама имела виды на богатство Чуба

в) следовала советам черта

г) старалась не допустить свадьбы Оксаны и Вакулы

13. Почему черт задумал стащить месяц?

а) хотел испортить ночь перед Рождеством

б) хотел навредить ведьме

в) хотел помешать Вакуле пойти к Оксане

14. С какой целью ввел в повесть сцену разговора Екатерины с Запорожцем?

б) описания блеска придворного быта

в) показать равнодушие высших сфер к жизни на­рода

г) изображения контраста жизни украинского наро­да и столичной знати

15. Какое из приведенных определений понятия «юмор» верно?

а) едкая, язвительная насмешка с откровенно обличи­тельным, сатирическим смыслом

б) вид комического, в котором заключена жизнера­достность как необходимая, естественная сторона бы­тия

в) вид комического, в котором изображаются пороки человека или общества, подвергающиеся осмеянию ав­тора

16. Какие юмористические приемы использованы в данных примерах?

а) «Это кузнец, — произнес, схватясь за капелюхи, Чуб. — Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня; я ни за что на свете не захочу показаться этому вы­родку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною».

б) «—Сделай милость, человек добрый, не откажи!— наступал кузнец. — Расскажи хоть, как, примерно сказать, попасть к нему [черту.—Ред.»] на дорогу? — Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами, — произнес равнодушно Пацюк, не изменяя своего поло­жения».

в) «Губерния знатная! — отвечал он равнодушно. — Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скроз важные. Многие домы исписаны буквами из сусаль­ного золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чуд­ная пропорция!»

17. Отметьте основные способы юмористического повествования.

Неожиданность; сравнение; гипербола; ирония; зву­копись; несоответствие.

Н. В. ГОГОЛЬ «Ночь перед Рождеством»

1. «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Ревизор» — эти произведения не входят в сборник «Вечера на ху­торе близ Диканьки»

6. завязка, развязка, кульминация

7. фантастическое — а, в, д; реальное — б, г

10. а — 4, б — 3, в — 1, г — 2

11. а — Чуб о кузнеце, б — голова о Солохе, в — Вакула о Пацюке

16. а — гипербола, б — неожиданность, в — несоответствие;

17. неожиданность, гипербола, ирония, несоответствие.

Источник

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством. Смотреть фото Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством. Смотреть картинку Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством. Картинка про Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством. Фото Что можно назвать основным источником для написания повести ночь перед рождеством

5 класс

Урок № 25.

Тема. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

Цель:

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке.

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

«Ночь перед Рождеством»

Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.

Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).

Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».

Быва?льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге?нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

«Слово о великом Иоанне, архиепископе Великого Новаграда».

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

В повести «Ночь перед Рождеством» автор обращается к действительно знакомому украинскому народному быту и фольклору. В повести много народных слов и выражений.

— Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием.

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

— Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

III. Образы Оксаны и Вакулы в повести «Ночь перед Рождеством».

1. Образы Оксаны в повести.

— Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным.

1.2. Рассказчик в повести.

— От чьего лица ведётся повествование?

— Составьте устный портрет рассказчика.

— Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

1.3. Выразительное чтение фрагмента повести от слов «Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…» до слов «…выучивать грехам добрых людей». (С.162)

1.4. Выразительное чтение фрагмента от слов «Чудно устроено на нашем свете!» до слов «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» (С.164)

1.5. Выразительное чтение фрагмента от слов «Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною…» до слов «…надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». (С.174)

Рассказчик – свой человек в том мире, о котором он говорит, и к читателю обращается как «к своему». Текст повести наполнен ссылками на общих знакомых, слухи, на чьи-то слова. Рассказчик не может и не посплетничать про общих знакомых, отвлекаясь от занимающей его истории, погружаясь в детали.

— Назовите героев повести.

— Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)

— Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

«Оксана перед зеркалом»;

«Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»?

1.6. Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка…» до слов «…Вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего». (С.167-169)

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

1.8. Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану…» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». (С.178-179)

— Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

— Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

1.9. Обращение к иллюстрации «Достань черевики, выйду замуж!» Художник А.П.Бубнов. (С.185)

2. Образ Вакулы в повести.

— Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

— Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

— То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя. Гоголь считал искусство, способное воскресить душу России, самым сильным средством для борьбы со злом. Но эта вера была подвержена постоянным сомнениям, и в его творчестве художник побеждает черта дважды – в «Ночи перед Рождеством» и во второй части повести «Портрет».

— Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

— Выразительное чтение от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием…» до слов «… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу». (С.163-164)

— Выразительное чтение фрагмента от слов «Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу» до слов «Это всё, я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали». (С.202-203)

— Выразительное чтение фрагмента от слов «А чья это такая размалёванная хата?» до слов «И дитя, удерживая слезинки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». (С.212)

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

— Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

— В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены. От слов «Последний день перед Рождеством прошёл…» до слов «Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». (С.161) (Олицетворения позволяют представить мир природы живым, подобным миру человека: «Месяц величаво поднялся в небо. Месяц один только заглядывал в них украдкою.)

IV. Подведение итогов урока.

— Обращение Гоголя к украинским сюжетам в «Ночи перед Рождеством» во многом определялось литературной ситуацией эпохи: интересом к народной поэзии, народной культуре. Этот пласт фольклора долгое время находился вне сферы внимания высокой литературы, будучи допущен лишь в низкие жанры. В произведении появляются герои, напоминающие сказочные персонажи. Таковы Вакула и Оксана.

— Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).

— подготовить сообщение об Идолище Поганом;

— подготовить сообщение об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Источник

Литература

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Краткая биография Н.В. Гоголя

Замысел«Вечеров на хуторе близ Диканьки» и его воплощение

Николай Гоголь родился в семье мелкопоместного дворянина в малороссийском городке Великие Сорочинцы 20 марта 1809 г. Рос мальчик в имении отца Васильевке неподалеку от села Диканька. Его отец Василий Афанасьевич получил духовное образование, но служил в армии, после был чиновником в почтовом ведомстве. Выйдя в отставку, жил в своем имении, посвятив себя семье. Велико было влияние отца на формирование личности сына: глава семейства был знатоком родной культуры и поэзии, человеком с литературным талантом и чувством юмора, написал несколько комедий о малороссийской жизни, которые ставились в домашнем театре. Благодаря матери и бабушке, которые были прекрасными рассказчицами, Гоголь с раннего детства был знаком с народными поверьями, приметами, преданиями и сказками. Много загадочных и сказочных историй он слышал во время народных гуляний, на ярмарках, на вечерних посиделках.

В 10-летнем возрасте Николай был отдан в училище в Полтаве, после в Нежинский лицей, где проучился 7 лет. В 1828 г. Гоголь уехал в Петербург, чтобы поступить на службу. Он был полон желания послужить Отечеству по ведомству юстиции, чтобы «законами исправлять порядки и нравы». Однако карьера чиновника скоро Гоголя разочаровала и потеряла для него ореол «великого служения родине». Служба показалась ему бесплодным и скучным занятием. Он пробовал стать актером, решил испытать себя на литературном поприще. Гоголь под псевдонимом В. Алов напечатал небольшим тиражом на собственные средства поэму, которую сочинил еще в Нежине. Вышли только две рецензии, отзывы на поэму были разгромными. Потрясенный Гоголь выкупил все непроданные в книжных лавках экземпляры своего произведения, сжег и решил стихов более не писать. Он снова поступил на службу, подрабатывал частными уроками. Гоголь продолжал пробовать себя в писательском ремесле, в 1830 г. была опубликована в журнале его первая повесть без имени автора «Ночь накануне Ивана Купала».

Еще в годы учебы Гоголь стал записывать все интересное, что узнавал, эти записи он называл «Книгой всякой всячины или Подручной энциклопедией». Большая часть записей представляла собой сведения о быте, нравах, преданиях Малороссии. Он решил написать о том, что ему хорошо знакомо: о жизни малороссийского народа.Гоголь просил мать и сестер писать ему об особенностях народного быта, обычаях, деталях национальной одежды. Так началась работа над созданием сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Четыре повести были завершены к лету 1831 г. и составили первую часть сборника. Эта книга стала подлинным дебютом писателя.

В 1830 г. Гоголь встретился с издателями П.А. Плетневым и А.А. Дельвигом, завязал знакомство с поэтом В.А. Жуковским. Весной 1831 г. Жуковский познакомил молодого литератора с А.С. Пушкиным. Эти знакомства помогли Гоголю обрести веру в свои писательские способности. Рукопись «Вечеров на хуторе близ Диканьки» была отдана в печать. Гоголь осознал, что его сочинение ждет популярность во время посещения типографии: он застал наборщиков, которые «помирали со смеху, набирая его книгу».

Пушкин оценил высокую художественность и юмор повестей, написал, что «Вечера» его изумили «своей веселостью, искренней, непринужденной». Уже в сентябре 1831 г. книга была напечатана и поступила в продажу, ее стремительно раскупали. К двадцатидвухлетнему писателю пришла слава, теперь главным делом в жизни Гоголя стала литература. Вторую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Гоголь дописал в марте 1832 г. Сборник включает с себя 8 разнородных по стилю и тематике повестей.Издатель Плетнев посоветовал автору придумать персонаж, который бы стал связующим звеном для всех повестей.

Таким персонажем стал рассказчик – пасечник Рудый Панько, в этом прозвище был намек на истинного автора. Рудый – значит рыжий, у Гоголя были рыжеватые волосы. Панько – имя деда Гоголя. Так Рудый Панько стал литературной маской Гоголя.

В доме на пасеке вечерами собираются любители поговорить и рассказывают свои истории, особым талантом рассказчика выделился дьякон церкви в Диканьке, который поведал сюжеты для трех повестей. Сам хозяин был не только рассказчиком, но и стал составителем сборника, его издателем, написал предисловие. Образ Рудого Панька позволил объединить реалистические, комические, мистические повести в единую книгу.

В повестях изображение реалий сельской малороссийской жизни тесно переплетено с таинственным мифическим миром, заимствованным из устного народного творчества. Гоголь создал поэтический образ родной ему Малороссии с ее вольнолюбивым веселым народом, пленяющими своей красотой пейзажами, неповторимой атмосферой народных сказок, песен, поверий, примет, преданий. Автор сумел передать представления народа о таинственных явлениях, нечистой силе, потусторонней жизни.

Вторая часть сборника начинается повестью «Ночь перед Рождеством», которую Гоголь начал писать в 1830 г. и закончил в начале 1832 г. Название повести указывает, что действие происходит на кону невеликого праздника.

Краткий пересказ повести «Ночь перед Рождеством»

Панорама сельской жизни: обряды, поверья, обычаи рождественского праздника

Начинается повествование картиной чудесной светлой зимней ночи, тихой и торжественной: «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо…» Природа словно застыла в ожидании волшебства. Прилетевшая на метле ведьма стала собирать с небесного свода звездочки. Черт же стащил месяц и засунул в карман. Он мечтал напакостить кузнецу Вакуле, написавшему картину со сценой Страшного суда, на котором черта избивали грешники. Пока черт кокетничал с ведьмой, зажиточный козак Чуб со своим кумом, несмотря на наступившую темноту, на правился к дьячку [1] на угощение.

Оставшаяся дома его дочь Оксана любовалась собой в зеркале, принаряжаясь. К девушке зашел влюбленный в нее Вакула. Избалованная красавица любила посмеяться над ним. В досаде кузнец по ошибке вытолкал заблудившегося в темноте и вернувшегося Чуба из его же дома. Подгулявший Чуб подумал, что забрел в чужую хату и узнал кузнеца. Сообразив, что Вакула не у себя дома, решил заглянуть к его матери Солохе.

Оксана заметила на одной из забежавших к ней подружек красивые черевички. Вакула пообещал добыть ей редкой красоты черевички. Девушка перед подругами дала обещание, если он привезет ей черевички, как у царицы, то станет его женой.

Отчаявшийся парень решил прибегнуть к помощи нечисти и пошел просить совета у Пузатого Пацюка, который был «сродни черту». Тот же намекнул, что черт у кузнеца за спиной. Черт стал соблазнять Вакулу деньгами, сулить любовь Оксаны, но кузнец с помощью крестного знамения лишает нечистого его силы и принуждает к послушанию.

Оседлав черта, он летит в Петербург, встречается с запорожскими казаками, которые везли царице прошение. С запорожцами кузнец попадает во дворец на прием к Екатерине II, у которой простодушно просит башмачки. Царица, удивленная просьбой, ее выполняет.

Вернувшись в Диканьку, Вакула понимает, что Оксана его любит. Он преподносит подарки Чубу и сватает его дочь. После женитьбы кузнец построил себе новую хату, нарисовал еще одну картину про черта, изобразив его в омерзительном виде.

Фольклорная основа, своеобразие языка повести

Образы Вакулы, Оксаны

При написании повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь воспользовался малороссийской сказкой о кузнеце и черте и сказанием о благочестивом живописце, изобразившем беса в храмовой росписи.Нечисть в повести, подобно сказочным персонажам, высмеивается и наказывается,добро одерживает победу над злом.

Вакула и его возлюбленная Оксана похожи на героев народных сказок. Смелый молодец полюбил капризную красавицу, которая придумала для него испытание: достать черевички, как у царицы. Путешествие для отважного героя оказывается непростым, но он подчинил своей воле черта и слетал на нем в столицу. Вернувшийся чудесным образом Вакула с черевичками царицы посватался к преобразившейся красавице. Завершение любовной истории напоминает счастливый конец сказки.

Художественное своеобразие языка повести, не похожего на литературный язык произведений иных писателей, помогает познать глубины народной культуры. Автор словно спрятался за рассказчика повестей Рудого Панька – носителя колоритной речи, которая пестрит украинизмами и просторечиями. Но в описаниях природы лирический язык и использование книжных оборотов речи указывают на образованного рассказчика, который в душе поэт-романтик. Отличительной особенностью языка повести является искрометный юмор и комическая игра слов в описании персонажей, их речи. Излюбленным юмористическим приемом Гоголя стала гипербола. Например, в описании Пацюка говорится, что этот запорожец наедался как шесть мужиков, пил сразу по ведру, был так толст, что не мог пролезть в двери.

Главный герой «Ночи перед рождеством» Вакула – не только мастер своего кузнечного дела, но и неплохой живописец. Парубку [4] присуща независимость, смелость, смекалка и ловкость, он способен ради любви на самопожертвование. Он винит себя за то, что хотел вступить с нечистой силой в сговор, кается в грешном порыве погубить свою душу, готов исповедоваться и отмаливать свою вину перед Богом и людьми. Не случайно кузнец сблизился с запорожскими казаками, в образе Вакулы показан вольнолюбивый дух украинского народа.

В образе Оксаны представлена беспечная, легкомысленная и привередливая девушка. Она единственная избалованная дочь зажиточного козака Чуба. Оксана красива, у нее было много поклонников, которые не выдерживали ее капризов. Только Вакула, над которым она потешалась, был терпелив. В разлуке Оксана осознала, как ей дорог Вакула, когда до нее дошли слухи о его гибели, стала винить себя в неразумном поведении. Ведь не нужны ей были черевички, а дорога была любовь кузнеца.

Фантастические образы сил зла, их существование в мире людей

В предрождественскую ночь силы зла словно стараются успеть выместить зло на «добрых людях», навредить им. К силам зла в повести относятся ведьма, черт и колдун, которые норовят склонить людей к греху, отворотить их от добра. С этими персонажами связаны сверхъестественные происшествия. Чтобы помешать людям веселиться и колядовать, нечистая сила старается разрушить очарование рождественской ночи, делает все, чтобы мир погрузился во мрак: ведьма собирает на небе звезды, черт крадет месяц. Темные силы существуют в двух мирах, реальном и фантастическом, между которыми стерты границы. Нечистой силе ничто человеческое не чуждо.

Черт в народной мифологии наделен непривлекательным «животным» обликом: рога, копыта, хвост, мордочка с козлиной бородкой, нос-пятачок, как у свиньи. Гоголь портрет черта дополняет деталями, которые приближают его к человеку: «не белее трубочиста», повадками похож на немца (так называли всех чужаков), тонкими ножками на проворного франта, сзади черт напоминал провинциального стряпчего [5] в мундире. Проявляет себя черт как ухажер Солохи: целует ей ручки, охает, хватается за сердце. Он хитрый, ловкий, мстительный и трусливый проказник. Даже в мистической ситуации похищения месяца черт иронично изображен как мелкий воришка, сующий себе в карман украденную вещь.

Образ Солохи-ведьмы еще более очеловечен, в ее натуре колдовские чары и бытовые интересы присутствуют в равной степени. Лукавая вдовушка «очаровывает» самых богатых и степенных казаков Диканьки, более всего ее привлекает Чуб, она мечтает прибрать к своим рукам его богатое хозяйство. После ночного полета за звездами ведьма становится расторопной хозяйкой, занимается домашними делами. У Солохи благочестивый сын, она и сама ходит в церковь. Но вера ее показная, она в сочельник, когда еще не завершился строгий пост, устраивает разгульные посиделки для своих ухажеров.

В этой компании нечисти самым безвредным оказался хитроумный и неразговорчивый колдун Пацюк, который внешним видом и образом жизни напоминал запорожского казака. Он был настолько ленив, что ему просто неохота творить зло. Своими чарами он пользуется для поедания галушек [6] и вареников, ему лень протянуть руку и есть ложкой, еда сама залетает ему в рот.

Между добром и злом в повести есть определенные связи: ведьма Солоха была матерью набожного кузнеца, Пацюк помогал иногда своим односельчанам как знахарь, черт вынужден подчиниться воле человека. Нечистая сила не вызывает страх, эти мистические образы в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголем изображены с юмором, они нелепы и смешны. Попытки нечисти разрушить мир красоты и любви так и не увенчались успехом.

Исторические личности и подлинные события в сюжете

Историческая линия в сюжете повести придает фантастическим событиям иллюзию достоверности. В повести «Ночь перед Рождеством» описан конкретный исторический факт и имеющие к нему отношение люди: Екатерина II, государственный деятель князь Григорий Потемкин. Упоминание о человеке с бледным лицом в простом камзо ле [7] указывает на далекого от придворной жизни Д.И. Фонвизина, великого русского сатирика, автора комедии «Недоросль». Действие повести относится ко второй половине XVIII в. В повести описано реальное событие: делегация запорожцев в декабре 1774 г. посетила Екатерину II с прошением сохранить Запорожскую Сечь, которую было решено упразднить. Власти были обеспокоены казачьим восстанием Емельяна Пугачева, который намеревался обратиться за поддержкой к запорожцам. Императрица дала обещание сохранить запорожскую вольницу, но через год по ее приказу казацкое войско было распущено, а Запорожская Сечь ликвидирована.

Запорожцы во дворце

Самобытность книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Вечера на хуторе близ Диканьки» были написаны в невиданной прежде манере.Своеобразие языка повестей, колоритные картины малороссийского быта, блистательный юмор произвели огромное впечатление на читателей. Критик В.Г. Белинский назвал эти повести «поэтическими грезами Гоголя». О повести «Ночь перед Рождеством» критик написал, что Гоголем представлена «полная картина домашней жизни народа» с его «радостями и горестями». К этой повести, представляющей собой уникальный сплав из народной сказки, бытовой юмористической повести и исторической хроники, не ослабевает читательский интерес и в наши дни.

Словарь

1. Дьячок – церковный служитель низшего звания.

2. Сельский голова – староста, главная выборная должность в украинском селе.

3. Колядовать – обрядовые песнопения накануне Рождества.

4. Парубок – так на Украине называли молодого человека, парня.

6. Галушки – отваренные кусочки теста.

7. Камзо л – старинный короткий приталенный мужской жилет.

В материалах урока использованы кадры из к/ф «Ночь перед Рождеством!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *