Что можно назвать предметом
Словари
157 предмет
1. Любое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее, как вместилище каких-либо свойств и качеств.
отт. Вещь, обслуживающая определенную потребность человека.
2. Явление действительности, событие, факт.
3. То, что является объектом, источником чьей-либо деятельности, мысли, чьего-либо чувства.
отт. То, что изучается кем-либо, о чем говорится где-либо; тема, содержание, материал чего-либо.
4. Определенный круг знаний, образующих особую дисциплину изучения.
Морфология: (нет) чего? предме́та, чему? предме́ту, (вижу) что? предме́т, чем? предме́том, о чём? о предме́те; мн. что? предме́ты, (нет) чего? предме́тов, чему? предме́там, (вижу) что? предме́ты, чем? предме́тами, о чём? о предме́тах
1. Предметом называется объект материального мира, который имеет форму, цвет и иные свойства.
Лёгкий, тяжёлый предмет. | Тупой, острый предмет. | Бьющиеся предметы.
2. Предметом называют вещь, свойства которой не являются важными, существенными в какой-либо ситуации.
Если собака по команде нашла предмет, то она должна взять его и принести хозяину.
3. Предметом называется основной элемент в определённой системе отношений.
Предмет и содержание договора. | Юридическое лицо в соответствии с договором обязано принять предмет лизинга за определённую плату.
4. Предметом называют обиходную вещь, которая используется кем-либо с какой-либо целью.
Необходимые предметы. | Предметы домашнего обихода. | Предметы интерьера.
5. Предметом называют вещь, которая относится к какой-либо категории.
Предметы роскоши. | Предметы экспорта. | Производить предметы широкого потребления.
6. Предметами первой необходимости называют вещи, без наличия которых какая-либо деятельность или жизнедеятельность не является полноценной или осуществимой.
Удовлетворить спрос на предметы первой необходимости.
7. Предметом называют какое-либо конкретное явление действительности.
8. Если кто-либо имеет какие-либо мысли, соображения и т. п. на какой-либо предмет, то это означает, что этот человек обдумал какую-либо проблему.
9. Предметом называется тема, общее содержание чьей-либо мысли или речи.
Основной предмет научного исследования. | Возвышенный предмет. | Предмет разговора. Что-либо стало предметом спора между кем-либо.
10. Предметом называется учебная дисциплина в средней школе.
Общеобразовательные предметы. | Предметы гуманитарного, естественно-научного, экономического цикла. | Преподавать какой-либо предмет. | Выставить оценку по какому-либо предмету. | Изучить предмет.
11. Предметом называется то, что служит источником какой-либо деятельности, какого-либо состояния или отношения.
Слыть предметом для подражания. | Быть предметом чьей-либо любви. | Стать предметом критики. | Что-либо стало предметом чьей-либо зависти. | Кто-либо превратился в предмет чьих-либо насмешек.
12. Предметом называются фактические данные, обстоятельства, установленные путём исследования имеющихся материалов.
Предмет антропологии, психологии. | Каждый род судебной экспертизы имеет свой предмет.
13. Если кто-либо делает что-либо на предмет чего-либо, то это означает, что этот человек совершает какое-либо действие с определённой целью.
Поставьте кого-либо здесь на предмет охраны.
|| Вещь, обслуживающая ту или иную потребность, составляющая принадлежность какой-н. области материального быта, движимого имущества. Предмет домашнего обихода. Предмет широкого потребления. Предметы первой необходимости. Предметы роскоши.
2. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена деятельность познания. «От важных исходя предметов, порой касался разговор и русских иногда поэтов.» Пушкин. Предмет спора. Предмет научного исследования. Избрать себе что-н. предметом для занятий.
3. чего. То, что служит материалом, источником деятельности чего-н., что питает собой что-н. «Да нельзя ль увидеть мне Филлиду эту, предмет и мыслей, и пера, и слез, и рифм…» Пушкин.
|| Источник тех или иных чувств и переживаний, то, что внушает к себе то или иное отношение. Он служил предметом насмешек для товарищей. Предмет постоянных забот. Предмет любви. Предмет увлечения.
4. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе (устар.). «Милые предметы (женщины), которым… писали втайне вы стихи, которым сердце посвящали.» Пушкин.
|| Возлюбленный или возлюбленная (из выражения: предмет любви; простореч. фам.). «- Без нее (любви) все-таки скучно… А как есть предмет, так то ли дело!» А.Островский. «Ваш предмет теперь у меня сидит; она собирается домой.» А.Островский.
1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.
2. чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое-н. действие, объект (во 2 знач.). П. спора. П. насмешек. П. обожания, любви. П. сочинения.
3. Наука или раздел науки, круг каких-н. знаний как особая учебная дисциплина. Учебный п. Успевать по всем предметам. Профилирующие предметы в вузе.
На предмет чего, в знач. предлога с род. (устар. и офиц.) для чего, с какой целью. Медицинское обследование на предмет диспансеризации.
| В насмешку возлюбленный, любовник (Наумов). Предметное стекло трубы, обращенное от зрителя, а глазное, зрительное обращено к глазу.
1) Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое как нечто существующее особо.
Предмет домашнего обихода.
Предметы первой необходимости.
Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны», и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет (Л. Толстой).
2) (чего) Все то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание; то, на что направлено действие.
Предметом вечных забот и постоянного беспокойства Белозерова был Андрей (Саянов).
3) Отрасль знаний, образующая отдельную учебную дисциплину.
Успевать по всем предметам.
Помимо этих [новых] предметов общего образования в американских университетах складывается обучение отдельным речевым профессиям: связи с общественностью, журналистике, менеджменту (Ю. Рождественский).
предме́тный, предме́тник, беспредме́тный
За прошедший урок истории, которая всегда казалась мне самым скучным, тяжелым предметом, Лебедев…в тетради баллов поставил мне два (Л. Т.).
1. Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо. Увидеть п. Одушевлённый, неодушевлённый п. Обнаружить п. Поднять п. Заинтересоваться предметом. Наткнуться на какой-л. п. Большой, маленький п. Лёгкий, тяжёлый п. Тупой, острый п. Блестящий п. Странный п. Отдельные предметы. Бьющиеся предметы. П. зелёного цвета. П. овальной формы. Свойства предмета. Название предмета.
2. Вещь (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т.п.), обслуживающая ту или иную потребность, продукт. Необходимые предметы. Предметы домашнего обихода. Предметы народного потребления. Предметы роскоши. Предметы экспорта. Производить предметы широкого потребления. Пользоваться предметами личной гигиены. Удовлетворить спрос на предметы первой необходимости.
4. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Основной п. научного исследования. Возвышенный п. П. разговора. Споры разгорелись вокруг предмета изучения. Отвлечься от предмета обсуждения. Вернуться к предмету рассуждений.
5. Учебная дисциплина в средней школе. Преподавать какой-л. п. Сдавать любимый п. Ввести в десятом классе новый п. Выставить оценку по какому-л. предмету. Успевать по всем предметам.
◁ На какой предмет? в зн. нареч. Зачем? для чего? На какой предмет заготовлены новые бланки? На предме́т чего. в зн. предлога. Для чего-л., с целью чего-л. Поставьте кого-л. здесь на предмет охраны. Предме́тный (см.).
предме́т (в логике), всё, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.
1. Всякое конкретное, материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо,
Одушевленный предмет. Неодушевленный предмет.
Вещь (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т. п.), обслуживающая ту или иную потребность, продукт.
Предметы домашнего обихода. Предметы народного потребления. Предметы первой необходимости. Предметы роскоши.
В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны», и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет. Л. Толстой, Детство.
[Матросы] целые дни проводили в суете, запасаясь углем, снарядами, машинным маслом, съестными продуктами и другими необходимыми предметами. Новиков-Прибой, Шалый.
2. Явление действительности, факт.
— Мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах; но, сколько мне помнится, ни между нами, ни в моем присутствии речь никогда не заходила о поединках, о дуэли вообще. Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете? Тургенев, Отцы и дети.
[Себастьян] удивился, какие полярные точки зрения на один и тот же предмет могут существовать у разных людей. Казакевич, Дом на площади.
3. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность.
Предмет научного исследования. Предмет лекции. Предмет разговора.
Обязан истинный поэт Для вдохновенных песнопений Избрать возвышенный предмет. Пушкин, Египетские ночи.
Предмет истории есть жизнь народов и человечества. Л. Толстой, Война и мир.
4. То, что служит объектом, источником какой-л. деятельности, какого-л. состояния или отношения.
Предмет для подражания. Предмет зависти. Быть предметом насмешек.
5. чей. разг. устар. Человек, внушающий другому любовь, влечение к себе.
[Анна Антоновна:] Ваш предмет у меня теперь сидит; она собирается домой, так вы погодите, я ее здесь проведу. А. Островский, Не в свои сани не садись.
[Дононов:] Я сам читал его письма к своему предмету… Чего он там ей не пишет, жуть! И песня, и еще нечто подобное. Погодин, Сонет Петрарки.
6. Круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания.
У меня были превосходные способности, и, совсем перестав учиться, я схватывал предметы на лету, в классе, на переменах, и получал отличные отметки. Короленко, История моего современника.
Кроме русского языка, арифметики и других предметов, которые были у нас в прошлом году, теперь прибавляются еще география, история и естествознание. Носов, Витя Малеев в школе и дома.
на этот< (тот, сей и т. п.)> предмет
на этот (тот, сей и т. п.) случай.
для чего-л., с целью чего-л.
Место несчастного происшествия огородить и на предмет охраны поставить будочника. А. Н. Толстой, Пути культуры.
быть в предмете < у кого;>иметь в предмете
иметь в виду кого-, что-л., думать о ком-, чем-л.
[Арбенин:] У других на свете Надежд и целей миллион, У одного богатство есть в предмете, Другой в науки погружен. Лермонтов, Маскарад.
Объект влечения, любви; возлюбленный.
► Неправда ль: милые предметы, Которым за свои грехи Писали втайне вы стихи, Которым сердце посвящали, Не все ли, русским языком Владея слабо и с трудом, Его так мило искажали. // Пушкин. Евгений Онегин //
Предмет обожания. Жарг. шк. Шутл. Отменённый урок. ВМН 2003, 109.
Свистящий предмет. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Литература (учебный предмет). Максимов, 337.
см.: разрубать предмет;
предме́т, предме́ты, предме́та, предме́тов, предме́ту, предме́там, предме́том, предме́тами, предме́те, предме́тах
сущ., кол-во синонимов: 31
1. (учебная) дисциплина
конкретное материальное явление)
‘конкретное материальное явление’
Syn: содержание, тема, существо
См. вещь, любимец, наука, содержание, цель
один предмет, простор между предметами.
имеет размер (например, отверстие).
индивидный объект. индивидуальный объект.
регистрирующее понятие (конечное число предметов).
разделительные понятия (человек. стул).
МАТЕРИЯ, МЕХАНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ДВИЖЕНИЯ С ПРЕДМЕТОМ
Это слово (включающее основы предлога «вперед» и глагола «метать») является калькой латинского objectum.
Словообразовательная калька лат. objectum. Появилась в рус. литер, яз. в первой трети XVIII в.
Словообразоват. калька XVIII в. лат. objectum. См. объект.
Во второй половинеXVIII в. в слове предмет уже обозначилось несколько значений, соответствующих отчасти значениям немецкого Gegenwurf, отчасти французского objet.
В «Словаре Академии Российской» указывались такие четыре основных значения: «1) Все то, что представляется зрению. Цветы суть предметы зрения. Глас есть предмет слуха. Вселенная есть предмет разума человеческого. 2) Вещество какой-либо науки, художества, ремесла и проч. Протяжение тел есть предмет геометрии. 3) Причина, повод, побуждение кого к чему. Быть предметом любви, желания, презрения, смеха. 4) Цель, намерение, конец. Учения предметом есть просвещение разума или исправление сердца. Он имеет своим предметом славу, честь, корысть» (сл. АР 1822, ч. 5, с. 173).
По-видимому, последние два значения наметились только во второй половине XVIII в. Именно о значении `цель, намерение, конец’ писал А. П. Сумароков: «предметом могла бы назваться цель, а не видь моих устремлений, если бы такое слово и существовало».
А. С. Шишкову казалось, что писатель карамзинской школы только и мечтает: «нельзя ли во всякую строку, к стати или не к стати, поместить вкус, предмет, картина, моральность, потребность?» (там же, с. 292). «Где французы скажут: objet, goût, tableau, там у нас должно говорить: предмет, вкус, картина, нимало не рассуждая о том, хорошо ли и свойственно ли то нашему языку, или нет?» (с. 344) [ср. «избрать невесту в предмет своих желаний» (с. 347)].
В пародическом письме к автору «Рассуждения о старом и новом слоге»: «Какую странность взяли вы себе за предмет?» (там же, с. 423). Ср. также: «Потребностей моих единственный предмет» (с. 434). См. в журн. «Северный Вестник» (1804 г., ч. 1, с. 172): «Первое из сих слов имеет в предмете один только успех».
Ср. у Е. Ф. Будде: «Старое значение слова «предмет» видно из след. письма Карамзина: «Все для меня исчезло, и в предмете остается одна могила»» (Погод. Др. после 1803 г., к брату, без даты). Срв. у Пушкина в «Полтаве» 1828 года: «Одно имела я в предмете: твою любовь» Песнь вторая. Соч. III. 123. Подлинное значение слова «предмет» можно видеть из следующего места журнала «Чтение для вкуса». 1791, ч. 2, с. 191-192: «Красные маргаритки и цикорейные цветки, которых блеск более мечется в глаза, нежели блеск золота»» (Будде, Очерк, с. 71).
В светском жаргоне XVIII в. под влиянием французского оbjet слово предмет получает значение `она, возлюбленная, зазноба’.
У Н. А. Некрасова в «Прекрасной партии»:
Кто. водевилей не писал
На бенефис предмету.
У А. Н. Островского в комедии «Свои собаки грызутся- чужая не приставай»: «. без нее [любви] все-таки скучно. А как есть предмет, так то ли дело. ». У Тургенева в «Рудине»: «Рудин пожелал познакомиться с моим предметом; да чуть ли не я сам настоял на том, чтобы представить его.
— И проиграли бы пари, Александра Павловна: вы ошибаетесь. Рудин не отбил у меня моего предмета, да он и не хотел его у меня отбивать. ».
Это значение позднее распространяется в речи помещичьей дворни и в связанных с нею профессиональных диалектах. Например, в повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «Около господ» говорится о лексике егерей: «Господа были поделены между егерями и почему-то назывались «предметами». У Адама главным «предметом» был Павел Игнатьич с его приятелями. Мировой судья достался «цыгану», который этим был крайне недоволен».
В словаре1847 г., однако, были указаны как общеупотребительные лишь два значения слова предмет: «1) Все, что представляется уму, чувствам, или воображению. Предметы зрения. 2) Причина, побуждение, цель. Быть предметом любви. Сделаться предметом смеха» (сл. 1867-1868, 3, с. 910).
Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (9 листков разного формата) и машинопись (5 стр.). Здесь печатается по рукописи с внесением ряда необходимых поправок и уточнений.
316 Почему-то принято русификацию слова предмет вести от В. К. Тредиаковского (ср. Преображенский, 2, С. 124).
317 См. Маretić T. Ruske i ćeške rijeći u kniževnom hrvatskom jeziku, «Rad jugoslavenske akademije. Znanosti umsetnosti», kn. CVIII, Zagreb, 1892.
— Материальное явление, вещь.
— Он лежит на столе, его изучают в школе, к нему пылают страстью.
— Всё то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.
Обучение грамоте в подготовительной группе «Предмет и слово»
Наталия Чернышова
Обучение грамоте в подготовительной группе «Предмет и слово»
Тема. Предмет и слово. Слова – названия предметов.
Цель: дать понятие о предмете и номинативной роли слова;
учить понимать, что слов много, их можно слышать, произносить, писать;
познакомить со словами – названиями предметов;
учить обозначать слова – названия предметов одной прямой линией;
способствовать формированию понятийного мышления детей;
развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
1. Приветствие. Знакомство с детьми. Усвоение основных правил поведения на занятии.
Цель: Установление эмоциональной связи.
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,
Повторять, не зевать, всё запоминать.
Дети садятся за стол.Воспитатель знакомит детей с формами обращения к нему на занятии: «Наталья Александровна, разрешите пожалуйста…», «Наталья Александровна, я хочу спросить.»
Воспитатель знакомит детей с основными правилами поведения на занятии (как и когда вставать из-за стола, в каких случаях следует поднять руку, когда можно разговаривать, как отвечать на вопросы и как задавать вопросы и др. Дети упражняются в усвоении правил поведения на занятии в ходе создаваемых воспитателем соответствующих ситуаций.
2. Знакомство с кукольными героями.
М е д в е ж о н о к. Здравствуйте, здравствуйте. Я услышал, что кто-то говорит здесь, и решил посмотреть.
А что вы здесь делаете?
В о с п и та т е л ь. Здравствуй, Мишутка. Мы здесь занимаемся – учимся.
М е д в е ж о н о к. Я никогда не учился в школе.
В о с п и та т е л ь. Никогда! Не огорчайся. Оставайся с нами. Наши ребята готовы тебе помогать. Правда, ребята?
3. Сообщение темы и задач занятия.
Сегодня мы поговори о словах, научимся их обозначать.
Знакомство со словами – названиями предметов.
— Что я вам показываю? (Воспитатель показывает разные предметы.)
-Кто может сказать одним словом, что я вам показывала? (Предметы.)
– А вы что называли? (Слова.)
Вы произнесли слова, которые называют предметы.Мы их так и будем называть: слова – названия предметов.
– Что можно сделать с предметом, например, с карандашом? (Воспитатель показывает. Можно взять в руки, писать, подарить.)
– Что можно сделать со словом? (Можно произнести, записать, прочитать, услышать. Воспитатель произносит, записывает слово карандаш).
Работа с картинками. (Воспитатель показывает разные картинки.)
-Как вы думаете, почему о еже и слоне я спросила, кто это? А о чашке и доме что это? (Воспитатель показывает разные картинки и объясняет, какие слова отвечают на вопрос кто? а какие – на вопрос что) На столе у вас лежат предметные картинки. Назовите их и распределите на две группы: в первую войдут названия предметов, отвечающие на вопрос кто, в другую – на вопрос что?
М е д в е ж о н о к выполняет это задание на доске. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)
Физкультминутка. Игра «Сова».
По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
Закрепление и осмысление знаний.
-Какие вопросы мы ставим к словам, которые называют предметы? Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто это? Назовите слова, которые отвечают на вопрос что это?
-Как мы условно обозначаем их на доске или бумаге?
2. Игра «Назови одним словом».
Воспитатель называете слова и бросаете мяч, ребёнок подбирает к ним общее (родовое)название:
Приблизительный набор слов:
Грузовик, автобус, самолёт, троллейбус, мотоцикл, велосипед-это транспорт.
Стол, стул, полка, кровать-это мебель.
Помидор, огурец, лук, морковь, свекла – это овощи.
пальчиковая игра «НА ОПУШКЕ ДОМ СТОИТ»
1. На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой,
2. На дверях замок висит (сомкнуть ладони «в замок»,
3. За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки).
4. Вокруг дома есть забор (руки перед собой, пальцы растопырить).
6. «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх)
4. Итог занятия. М е д в е ж о н о к помогает.
— С какими словами мы познакомились?
-На какие вопросы они отвечают?
-Как мы их обозначаем?
Многофункциональная игра «В гостях у феи Флоры» Цель:Организовывать разнообразную, интересную деятельность детей, направленную на их сенсорное развитие, развивать интерес к математическим.
Перспективное планирование дидактических игр по формированию цветовосприятия у детей раннего возраста на учебный год Сентябрь Собери шарики в стакан Цель игры: способствовать умению различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и.
Проясняем слова ПРЕДМЕТ, объект и ВЕЩЬ
Предметы и вещи – один из способов, как передать идею через пространство другим людям с целью понимания. Это один из способов общения. А, значит, это нужно знать при изучении Родной речи 1 класс.
Если непоняты слова из фундамента знания, то само знание получается хлипким. Неграмотный школьник имеет в основе своего знания непонятые ключевые слова по теме Родная речь. Если школьник прояснит слова, то поймёт цель общения. А, значит, осознает, зачем общаться грамотно.
Как прояснить слово – это целая технология. Здесь – коротко: чтобы прояснить слово, нужно составлять с ним предложения и примеры, из которых ясен смысл слова. Например, предложение “я нашёл вещь” смысл слова вещь не раскрывает, так как неясен смысл слова вещь. Что думает человек, составивший это предложение, о вещи? Непонятно.
Смысл слова отражён в значениях слова из толкового словаря. При прояснении слов примеры составляются с каждым значением слова (как, скажем, в статьях Как прояснить слово и Проясняем слово Идея). Но для примера, чтобы показать, как это делается, мы составим примеры только с наиболее подходящими сейчас значениями. Определения из Большого толкового словаря:
Предмет – всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо.
Предмет – вещь (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т.п.), обслуживающая ту или иную потребность, продукт.
Вещь – всякий предмет, изделие бытового обихода, личного пользования, трудовой деятельности.
Итак, предмет – это вещь, а вещь – это предмет. Объект – это то же, что предмет. Поэтому основным будем считать первое определение про предмет и органы чувств, так как там нет слова вещь, и определение не зациклено. Заодно в это же определение будем подставлять слово вещь вместо слова предмет. Слово объект вы сможете подставить сами.
Камень и дорога – предметы, так как их можно увидеть, пощупать и выделить как нечто отдельное. Молния и ветер – не предметы, потому что это не материальные явления, а энергетические, хоть мы и можем их выявить органами чувств.
Вася засмотрелся на стенд с ножами, мечами, саблями и кинжалами. Он обежал взглядом каждую вещь, потрогал все предметы, до которых смог дотянуться, пока сторож музея не видел.
Коля увидел друга. До него было метров сто – не докричаться. Но Коля нашёл большую палку и стал ею размахивать. Друг увидел, обрадовался. И поднял над головой свой предмет – бутылку с квасом. Получилось, что друзья пообщались предметами.
Мальчик болел, друзья пришли его проведать под окно. Мальчик очень хотел конфет, а мама не давала. Мальчик нашёл в комнате обёртку от конфеты, завернул в неё каштан – как конфету. Друзья увидели, как мальчик в окне показал конфету, положил её в книгу и прижал книгу к груди. Друзья поняли, и на следующий день мальчик получил учебник по литературе. А когда разорвал подклеенные страницы, то внутри, в тайнике, нашёл утрамбованные конфеты. Общение вещами (книгой и муляжом конфеты) удалось!
Вася стеснялся предлагать товар на рынке словами. Поэтому он просто носил в руке несколько пакетов чипсов и протягивал их людям. Люди видели протянутые предметы, а некоторые даже понимали – продаются чипсы.
Может возникнуть вопрос: почему разные слова обозначают одно и то же? Ведь разные слова предполагают разное значение?
Самое время перейти к происхождению слов.
Происхождение слова вещь.
По этимологическому словарю Цыганенко, слово вещь – из старославянского вешть (в значении “дело, творенье, природа”). Старославянское слово – от индоевропейского корня *vek- в значении “говорить”. Однокоренное слово по индоевропейскому корню из латинского языка – вокал.
Возможно, однокоренное слово из русского языка – вякать, сохранившее исходное значение.
Старославянское слово – от праславянского *vektъ. Каково промежуточное значение между разговором и вещью? Возможно, переходное значение – “то, о чём можно говорить, то, что можно описать словами, то чему можно дать название)”. В этом случае современное значение слова вещь сузилось.
Пример со словом вещь с учётом происхождения:
Николай взял в руки зонт, а Маша увидела зонт и узнала: “О, зонтик!”. Здесь зонт – вещь не только потому, что её можно увидеть и потрогать, но ещё и потому, что о ней идёт речь, её можно описать.
Происхождение слова предмет и объект.
В английском словаре – ещё нюанс: слово object означает то, что напротив, против. Поэтому одно из значений слова – глагол “быть против, возражать”.
Почему такое странное слово – кидать перед – для обозначения вещи? Латинское слово – калька древнегреческого слова пара-боло (παραβολο) = бросать около, перед. А в древнегреческом языке это был научный грамматический термин. Он образно описывал один из компонентов речи – то, о чём говорят или на что направлена деятельность (буквально то, что брошено, лежит, находится перед).
Например: Коля взял ручку. Действие – брать, оно направлено на ручку. Значит, ручка – объект, предмет.
В французском языке, а затем и в эсперанто, древнегреческое слово пара-боло изменило звучание и значение. Теперь на эсперанто paroli – говорить. В русском языке это слово тоже сменило значение и звучит как пароль.
По сравнению с более ранними значениями, современное значение слов предмет и объект расширилось. В древности оно было научным и философским термином. Сейчас – почти любая штука вокруг.
Итак, предмет и вещь – действительно одно и то же СЕЙЧАС, но на разных языках. Однако, происхождение, а также нюансы использования разные. Хотя, как ни странно, оба слова связаны с речью: и предмет, и объект, и пароль, и вещь – то, что говорят и то, о чём говорят.
Пример со словом предмет с учётом происхождения.
Коля ворошил уголь в печи кочергой. Здесь перед Колей три объекта – кочерга, печь и уголь. На них направлено действиие. Значит, это предметы.
Как много примеров нужно составлять с каждым значением слова? До тех пор, пока значение не станет полностью понято. Как отличить полное понимание от просто зазубривания? Когда человек точно прояснил слово, то
Удачного прояснения слов вещь, предмет и объект!
Пишите ваши примеры в комментарии!