Что можно назвать предприятием
Основные виды предприятий
Автор: Блог о маркетинге · Опубликовано 18.09.2016 · Обновлено 02.10.2016
На сегодняшний день существует огромное количество видов предприятия. Сложности в определении видов предприятия добавляет то, что их невозможно классифицировать лишь по одному признаку. В этой статье мы рассмотрим классификацию, признаки и виды предприятия. Но в начале давайте разберемся, что подразумевают под словом «предприятие»?
Понятие предприятия
Любое предприятие, производящее, и реализующее свою продукцию, оказывающее услуги, это самостоятельный хозяйствующий субъект. Как правило, оно имеет статус юридического лица, имеет свои счета в банках, свою систему отчетности, марку. Создаются предприятия с целью получения прибыли путем удовлетворения спроса на товары и услуги. Чем лучше учтена конъюнктура рынка при создании предприятия, тем больше у него шансов быть успешным.
Направления деятельности предприятий
На всех этапах своего развития, каждое предприятие занимается различного рода деятельностью. Производственная деятельность предприятия, в конечном итоге, имеет целью получение максимальной прибыли.
Структура предприятия
Структура предприятия напрямую связана с масштабом производства и сложностью технологического процесса. Сложный, многооперационный технологический процесс требует более разветвленной структуры.
Стандартная схема предприятия предусматривает:
Читайте по теме: Что такое экономика?
В условиях рыночной экономики, каждое предприятие должно стремиться быть эффективным, иными словами получать максимальную прибыль, при минимальных затратах на производство. Кроме того, оно должно быть финансово устойчивым, и в любой момент осуществить обязательные выплаты. Деятельность должна так планироваться, и осуществляться, чтобы предприятие было рентабельным, и прибыльным.
Бизнес-центр в Минске на Немиге
Виды предприятий
Виды предприятий по формам собственности
Также существует классификация предприятий по формам собственности.
Различные кооперативные, индивидуальные, коллективные, совместные и другие виды предприятий являются разновидностями перечисленных.
Виды предприятий по масштабам деятельности
Виды предприятий по организационно-правовой форме
В данном случае предприятия распределяются по форме организации деятельности, юридически закрепленной.
Виды предприятий по отраслевому признаку
По отраслевому признаку предприятия подразделяются
Все эти отрасли народного хозяйства очень важны, а соответственно и предприятия в них работающие являются одним из важнейших компонентов всего рынка в целом.
Виды объединений предприятия
Объединение предприятий, обычно, предусматривает слияние капиталов, и производственных мощностей с целью повышения эффективности их деятельности, захвата большего сегмента рынка, максимального увеличения доходности. В некоторых объединениях присутствует большая часть государственного капитала.
Отрасль – это предприятия с общими признаками, а экономика страны – это ее отрасли. Таким образом, основа экономики страны – это предприятия и их хозяйственная деятельность.
Наверное, нет человека, который бы не сталкивался в своей жизни с таким понятием, как организация. Любая деятельность человека тем, или иным образом осуществляется в организациях. В каждой из них свои правила, облик, дисциплина, цели, и задачи. Они динамично развиваются, следуют своей цели, эффективно используют ресурсы. И наоборот, прекращают свое существование, если не справляются с поставленными задачами.
Предприятие: понятие, виды и деятельность
Один из важнейших атрибутов, механизмов и условий существования рыночной экономики — бизнес или предпринимательство. А лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, является либо индивидуальный предприниматель, либо предприятие. Предприятия или коммерческие организации, играют в экономике очень важную роль. Они производят экономические блага — товары, и одновременно являются их потребителями (закупая сырье и материалы). Предприятия создают рабочие места, могут являться объектом инвестирования и мощной общественной силой, формирующей моду, стандарты или образ жизни людей.
Понятие предпринимательской деятельности и ее эффективность
Предпринимательство (англ. «Business») — самостоятельная и выполняемая на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от продажи продукции, оказания услуг, выполнения работ или пользования имуществом лицами, зарегистрированными в данном качестве в установленном законом порядке (согласно ст. 2 ГК РФ).
Основой предпринимательской деятельности является предпринимательская способность человека. Факторный доход, получаемый таким человеком (предпринимателем) носит название прибыли.
В целом осуществление предпринимательской деятельности возможно как физическим лицом (индивидуальным предпринимателем), так и юридическим лицом (предприятием, компанией, фирмой), в т. ч. государственным. Все это — субъекты предпринимательской деятельности.
В России регулирование предпринимательской деятельности осуществляется нормами Предпринимательского права, а также рядом других нормативных актов: ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, законы о земле, законы о собственности и пр.
Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только объемом полученной предпринимателем или компанией прибыли, но и изменением стоимости бизнеса — гудвилла.
Гудвилл (англ. «Goodwill») — деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности (как физического лица, так и юридического).
Стоимостным выражением гудвилла является разность между ценой компании (за которую ее готовы купить) и ее реальной стоимостью (стоимостью чистых активов).
Чем выше репутация компании, чем ей больше доверяют клиенты, партнеры и инвесторы, тем выше ее рыночная цена и тем выше гудвилл.
Понятие предприятия, организации, компании
Виды предпринимательской деятельности различны (производственное, коммерческое, финансовое, инновационное предпринимательство) и ею имеют право заниматься как физические лица, так и юридические.
Физические лица при этом называются индивидуальными предпринимателями (ИП). В нашей стране предпринимателей часто называют бизнесменами, считая эти слова синонимами. Это отчасти верно, но не совсем. Слово «бизнесмен» американского происхождения и оно отсутствует в российском законодательстве. Но в повседневной речи оно довольно распространено.
Предприниматель обязательно зарегистрирован в таком качестве, он зачастую самолично занимается предпринимательской деятельностью, воплощая при этом в жизнь новые идеи (во всяком случае, это соответствует духу предпринимательства).
Бизнесмен же не обязательно воплощает коммерческие идеи в жизнь, как предприниматель. Бизнесменом может считаться и владелец (покупатель) уже готового бизнеса, не зарегистрированный в качестве ИП и не создающий ничего принципиально нового.
Еще запутаннее ситуация с юридическим лицом осуществляющим предпринимательскую деятельность. Можно встретить такие названия как: предприятие, организация, компания, фирма, корпорация и т. д. Попробуем разобраться с этими понятиями.
Предприятие (англ. «Enterprise») — самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию (услуги, работы) с целью удовлетворения потребностей общества и получения прибыли.
Примерно такое определение было дано в старой редакции ГК РФ. В новом Гражданском Кодексе понятие «предприятие» используется исключительно в отношении к унитарным предприятиям (МУП, ГУП) и дочерним предприятиям.
Можно сказать, что под термином «предприятие» понимается имущественный комплекс. В остальных случаях применяются такие понятия, как юридическое лицо и организация.
Имущественный комплекс — совокупность движимого и недвижимого имущества, образующего единое целое и предназначенное для использования по общему производственному и/или технологическому назначению.
Имущественный комплекс предприятия может включать в себя:
Предприятие — почти всегда коммерческая организация. А вообще в ГК РФ выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие имеют главной целью получение прибыли, некоммерческие могут заниматься деятельностью приносящей прибыль, но для иных отличных целей.
В настоящее время понятия «предприятие» и «организация» используются как синонимы.
Организация (англ. «Organization») — объединение нескольких лиц, деятельность которых направлена на достижение общей цели.
Кроме того, в качестве синонимов понятия «коммерческая организация» (особенно за рубежом) могут использоваться следующие понятия:
Фирма (англ. «Firm») — юридически зарегистрированная единица предпринимательской деятельности, реализующая собственные интересы с помощью производства и/или реализации товаров.
То сеть дочернюю зависимую компанию или филиал называть фирмой будет неправильно.
Компания (англ. «Company») — объединение физических и/или юридических лиц направленное на ведение совместной торговой, производственной или иной экономической деятельности, имеющее статус юридического лица.
Компанией можно назвать и фабрику, и коммерческое товарищество.
Корпорация (англ. «Corporation») — объединение физических и/или юридических лиц, коллективная собственность которых отделена от управления осуществляемого централизованным и относительно независимым субъектом (как правило, советом директоров).
Обычно под корпорацией понимается акционерное общество.
И, напоследок стоит разобрать понятие юридического лица (англ. «Legal person»). Согласно ГК РФ юридическое лицо — любая организация, которая:
Кроме того, есть определенные формальные признаки юридического лица:
Цели предприятия и его место в экономической системе
Предприятие, или коммерческая организация, играет в экономике двойственную роль. С одной стороны — это основной потребитель на рынке ресурсов (предприятия закупают материалы и сырье, детали, узлы, комплектующие, и пр.). С другой стороны — это главный поставщик экономических благ — продукции, услуг и работ на рынок товаров.
У любого промышленного предприятия можно выделить три основные функциональные подсистемы:
Ключевая цель предприятия, как коммерческой организации — получение прибыли.
Кроме того, важнейшими целями (задачами) предприятия могут быть:
В качестве особой цели, часто (особенно на Западе) выделяют понятие миссии.
Миссия (англ. «Mission») — главная цель и смысл существования организации.
Миссия — философия компании, ее высший смысл, сверхцель. Миссия — то, что организация может дать миру и людям нового и полезного. Хорошая миссия обладает краткой, четкой и ясной формулировкой.
«Улучшение повседневной жизни каждого» (IKEA).
«Удобно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому» (Google).
«Стать платформой для общения людей в реальном времени» (Skype).
«Обеспечить как можно большее количество людей здоровыми продуктами питания» (Danone).
«Мы существуем, чтобы решать проблемы каждого на земле, будь то компания или отдельный человек» (General Electric).
Виды предприятий по организационно-правовой форме и иным признакам
В рыночной экономике действует огромное множество предприятий, отличающихся размером, отраслевой принадлежностью, особенностями ведения бизнеса, организационно-правовой формой и многим другим.
Одна из наиболее распространенных классификаций организаций, закрепленная законодательно, предполагает деление юридических лиц по организационно-правовой форме предприятий (для России):
Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 года, № 99-ФЗ.
Кроме того, возможны и другие классификации предприятии:
По форме собственности:
По размеру (деление условное):
По целям деятельности:
По отраслевой принадлежности:
По уровню конкурентоспособности:
Возможны иные критерии классификации предприятий.
Предприятие, как субъект предпринимательской деятельности
Предприятие является самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, производящим продукцию, оказывающим услуги и выполняющим работы с целью удовлетворения потребностей клиентов и получения прибыли.
Предприятие, как субъект предпринимательской деятельности характеризуется тем что:
При этом различают следующие виды ответственности:
Нескольких лиц, в том числе:
Также выделяют субсидиарную ответственность — когда одно лицо отвечает по долгам другого.
Также предприятие можно рассматривать как объект для инвестиций. Можно вложить деньги в покупку акций компании (став ее совладельцем), можно полностью купить готовый бизнес (став его владельцем).
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.
ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем
Закон делит организации не по видам деятельности — ООО и АО могут заниматься одним и тем же, но по-разному управлять компаниями и получать прибыль. В чем разница — в нашей статье.
Организации бывают коммерческими и некоммерческими
Все правовые формы организаций сначала делятся на коммерческие, некоммерческие, а потом на все остальные. Всё крутится вокруг денег: кто и сколько вкладывает, что получает, с кем делится.
Виды правовых форм — в общероссийском классификаторе
Вот основные коммерческие организации:
Некоммерческих организаций больше, вот некоторые примеры:
Еще бывают формы для физлиц — ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы и адвокаты. Мы остановимся на коммерческих формах — там деньги и всё, что мы так любим.
Товарищества полные и на вере
Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.
Максимальное количество участников
От двух до бесконечности
Уставной капитал
Любой, складывается из взносов участников
Ответственность
Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника
Какие налоги платят
НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.
Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.
Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.
Заниматься товарищества могут чем угодно, это удобная форма, если нужно быстро собрать деньги на развитие дела или найти партнеров. Есть и риски — каждый участник товарищества занимается предпринимательской деятельностью наравне со всеми, поэтому рискованное решение одного повлияет на всех.
Общества с ограниченной ответственностью
Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.
Максимальное количество участников
Уставной капитал
От 10 000 рублей до бесконечности
Ответственность
В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера
Какие налоги платят
На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.
Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.
С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.
Акционерные общества
Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.
Максимальное количество участников
Уставной капитал
От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности
Ответственность
Какие налоги платят
НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Могут быть на упрощенке, тогда НДС и налог на прибыль заменит налог по своей системе налогообложения
Акционерные общества нужны, чтобы с помощью акций привлекать деньги. Эта форма собственности предназначена для среднего и крупного бизнеса. Преимущество такого общества перед ООО — практически нет ответственности, если возникнут долги, а еще в любой момент можно сменить собственников без изменения документов.
Открытое акционерное общество такое же, как закрытое, только в открытом акции могут покупать все желающие, а в закрытом — сначала акционеры, а потом обычные люди и другие компании.
Основная проблема акционерных обществ, как и ООО — нет «живых» денег. ИП может делать с прибылью что угодно — может развивать бизнес, может купить вагон шоколада и нырять в него. Деньги же ООО и АО не принадлежат учредителям, они могут получать только зарплату или дивиденды. Вторая проблема — бюрократия и регламенты, как и в ООО.
Хозяйственные партнерства
Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.
Максимальное количество участников
Уставной капитал
Любой, складывается из вкладов участников
Ответственность
Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников
Какие налоги платят
НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Хозяйственные партнерства не могут выпускать ценные бумаги и давать рекламу в СМИ и на билбордах — им нельзя рекламировать себя. В таком партнерстве не может быть больше 50 человек.
Каждый участник партнерства вносит свой денежный вклад на развитие, но каких-либо лимитов нет — как договорятся, столько и вносят. Если что-то пойдет не так, отвечать личным имуществом они не будут, только суммой вклада.
Хозяйственные партнерства подходят консультантам, стартапам, инновационным и научным видам бизнеса. Такие партнерства могут спокойно работать в тени и не опасаться, что кто-то позаимствует их разработки — информацию о них не вносят в реестр юридических лиц.
Есть и риски — в законодательной свободе. Если между партнерами возникнет спор по вопросам, о которых не писали в уставе, государство никак не сможет помочь.
Фермерские хозяйства
Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.
Максимальное количество участников
Родственники — не больше, чем из трех семей
Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек
Уставной капитал
Ответственность
Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга
Какие налоги платят
Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе
Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.
Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.
Фермерские хозяйства подходят жителям сельских территорий, у которых есть большие семьи. Все члены хозяйства лично участвуют в его работе и объединены соглашением. Всё имущество хозяйства — совместная собственность участников, если о другом не написали в соглашении.
Если человек хочет выйти из хозяйства, то получает компенсацию его части.
Жена жителя Нижних Лапок устала от посевов и хочет уйти в криптотрейдинг. На старте она вложила 50 000 рублей на строительство теплиц и трактор, который стоил 100 000 рублей. Жена по закону не может потребовать часть земли или забрать трактор, но может получить компенсацию равную ее вкладу — то есть, 150 000 рублей.
Есть и риски — если создать фермерское хозяйство, нельзя привлечь наемного директора в случае проблем с бизнесом. А еще компенсацию можно прождать год — это долго, если решил вложиться в крипту уже завтра. Даже если уже вышли из фермерского хозяйства, выдохнуть можно будет только через два года — всё это время бывший участник несет ответственность в размере доли.
Производственные кооперативы
Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.
Максимальное количество участников
Термины: хозяйствующий субъект, предприятие, организация, компания, фирма и бизнес
Автор: Л. Д. Ревуцкий, к.т.н., с.н.с.
Области и уместность употребления этих терминов в документах и печатных изданиях
Прежде чем рассматривать вопрос об областях и уместности употребления перечисленных терминов в проектной, научно-технической, социально-экономической и прочей документации и в печатных изданиях, в частности, в периодике, а также в учебной и научной литературе по оценочной деятельности, целесообразно остановиться на типовых понятиях, которые отражают эти термины.
В современных толковых, энциклопедических и экономических словарях рассматриваемым терминам соответствуют следующие понятия:
Таким образом, предприятие, организация, компания и фирма являются основными разновидностями хозяйствующих субъектов.
Интересной отличительной особенностью этих видов хозяйствующих субъектов представляется возможность при необходимости, если они имеют собственный производственный, сервисный, торговый либо офисный имущественно-земельный комплекс, так или иначе оценить их рыночную стоимость, например, при ожидаемой смене собственника или учредителя таких субъектов.
К физическим лицам свободных профессий прежде всего относятся писатели, художники, композиторы, архитекторы, изобретатели, адвокаты и многие другие. В отдельных сравнительно редких случаях способность работников творческого труда производить эксклюзивную продукцию может быть на какое-то время «сдана в аренду» или своеобразно «отдана в рабство» по соответствующей каждому рыночной стоимости. Например, с писателем, художником или композитором на тот или иной срок, а иногда и до конца жизни, может быть заключен персональный договор, согласно которому «арендатор» или «рабовладелец» (представитель автора, коммерческий агент-директор, импрессарио, продъюсер, промоутер) получает исключительные права на отчуждение от создателя и продажу всех тех произведений, которые будут созданы этими лицами в договорный период календарного времени за соответствующее их реноме материальное и моральное вознаграждение без утраты или же с утратой имеющихся авторских прав. Размеры такого вознаграждения определяются достаточно произвольно, спонтанно, по согласованию сторон. Сегодня эту работу вынуждены выполнять сами авторы, которым сподручней заниматься творчеством, а не тратить время на рыночный торг с людьми, которые хотят иметь и распоряжаться их произведениями.
Есть все основания полагать, что со временем появятся независимые профессиональные оценщики, которые будут специализироваться на определении размеров повременного рыночного вознаграждения авторам творческих произведений продавцами производимой этими авторами продукции.
Термин «хозяйствующий субъект» в публикациях по оценочной деятельности следует употреблять как юридическое понятие в юридическом смысле, когда рассматриваются правовые вопросы этой деятельности.
В остальных случаях употребления этого термина следует избегать в пользу его конкретизации для каждого оцениваемого экономического объекта.
Понятие «предприятие» по приведенным выше определениям формально подпадает под понятие «организация». Некоторые весьма немногие специалисты, в основном преподаватели, говоря об организациях имеют в виду и предприятия, но никому не придет в голову именовать организации предприятиями. Исторически предприятиями называют производственные, торговые и сервисные экономические объекты, основополагающей целью которых является получение нормального дохода и нормальной прибыли, а также всемерное неуклонное повышение текущей рыночной стоимости каждого из них. Нормальными доходами и прибылью считаются такие размеры этих показателей, которые достигаются при полном использовании всех имеющихся у предприятия производственных, торговых и сервисных ресурсов.
Организации могут иметь собственные имущественно-земельные комплексы либо располагаться в арендуемых офисных помещениях. Наиболее распространенные разновидности организаций: международные, межгосударственные, правительственные и неправительственные, коммерциализированные и некоммерческие, общественные и политические, религиозные и благотворительные, союзы, центры, клубы по интересам, фонды, общества, ассоциации, партнерства и многие другие.
Принципиальное отличие организаций от предприятий состоит в том, что извлечение дохода и прибыли никогда не является основной целью их существования. Однако, те или иные денежные средства они могут зарабатывать для решения задачи частичного либо полного самофинансиро- вания своей деятельности. Обычно организации без цели перепрофилирования не продают, но они могут передаваться с баланса на баланс другой организации, и в таких случаях может возникать потребность в определении их рыночной стоимости. Для решения подобных задач услуги профессиональных оценщиков не требуются. Эти задачи успешно решают бухгалтерские или экономические службы организаций простейшим затратным методом. Другие методы оценивания стоимости организаций, как правило, применения не находят.
Массовой разновидностью организаций являются учреждения, создаваемые преимущественно государством, его представителями в федеральных округах и регионах, а также представителями крупного бизнеса.
Указанные выше отличительные особенности организаций в части отношения к доходам и прибыли, а также подходов к возможному оцениванию их рыночной стоимости характерны и для учреждений.
Формально организациями можно называть группы объединенных общей задачей людей, насчитывающие два человека и более.
Организации всегда следует называть организациями, учитывая их разновидности и официальные наименования, но вместе с тем это понятие и отражающий его термин не должны трактоваться расширительно путем неоправданного, недопустимого вторжения в другие понятийно-терминологические пространства.
Компаниями обычно называют:
объединения предпринимателей и частных лиц, принимающих участие в бизнесе
объединения предприятий, в том числе и государственных
объединения предпринимателей, частных лиц, участвующих в бизнесе, и предприятий.
Компании являются разновидностью предприятий. Как и для предприятий основная цель работы компании: получение дохода и прибыли, расширенное воспроизводство капитала и результатов его использования (наращивание объемов производства продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг), неуклонное повышение их текущей рыночной стоимости, стоимости их акций, котирующихся на фондовых биржах.
Компаниями, как правило, называют только акционерные общества разной степени открытости и ответственности, а также коммерческие товарищества и партнерства. В зарубежных рыночных экономиках хозяйствуют в основном компании.
Традиционно оценивание их рыночной стоимости производят по количеству и текущему курсу выпущенных ими ценных бумаг. Получаемая таким образом оценка стоимости компаний не всегда оказывается объективной. Если структурные звенья компании имеют собственные имущественно-земельные комплексы, то более достоверные оценки их рыночной стоимости получают доходным методом или же методами восстановительной стоимости либо стоимости замещения с учетом накопленного интегрального износа имеющихся у них производственных фондов с учетом стоимости земельного участка, который они занимают.
Оценивать рыночную стоимость компаний могут только специализированные оценочные фирмы и независимые высокопрофессиональные оценщики.
Представляется очевидным, что «бумажная» рыночная стоимость компаний не может считаться их действительной стоимостью, если она оказывается ниже оценок их стоимости, полученных доходным или другими указанными выше, а также затратным методами. Получаемая оценка капитализации компании во всех случаях не должна быть ниже оценки рыночной стоимости ее имущественно-земельного комплекса.
Так же как и для предприятий, сравнительный подход к получению научно обоснованной оценки рыночной стоимости компании не пригоден.
Рыночную стоимость фирм определяют такими же методами как стоимость предприятий и компаний, пользуясь услугами оценочных фирм или же независимых профессиональных оценщиков.
В рыночной стоимости фирм и их продукции значительную долю составляет та ее часть, которая напрямую зависит от не учитываемых в действующих системах бухгалтерского учета и отчетности латентных (скрытых) нематериальных активов.
При указанной в словарях формулировке рассматриваемых понятий по своему устройству, иерархической структуре предприятия, компании и фирмы формально принадлежат к классу организаций, но по остальным важным признакам они существенно отличаются друг от друга и называться организациями не могут.
Задача определения рыночной стоимости крупного или среднего бизнеса в собирательном понимании весьма неопределенная, не конкретная и поэтому, как правило, ни перед кем не ставится.
Для определения рыночной стоимости отдельных объектов крупного, среднего или малого бизнеса, располагающих собственными имущественно-земельными комплексами, уникальными коллективами специалистов-сотрудников обычно прибегают к услугам оценочных фирм либо независимых профессиональных оценщиков.
Сам по себе, обособленно употребляемый термин «бизнес» мало информативен. Для повышения информативности этого термина указывают область производственной или иной деятельности, в которой он осуществляется: строительный, гостиничный, ресторанный, фармацевтический, книжный, туристический и т.д.
В периодике и литературе по оценочной деятельности употребление термина «бизнес» на поверку часто оказывается неуместным и пользоваться им следует крайне осторожно.
В заключение этой статьи хотелось бы привести примеры встречающихся в разных публикациях терминологически весьма сомнительных, некорректных словосочетаний.
Выпускаются так называемые «Справочники цен» на произведения искусства. На самом деле это справочники оценок (оценок стоимости) произведений искусства, которые часто указываются в виде диапазонов, где крайние значения оценок могут отличаться в несколько раз.
В последние годы могучий русский язык достаточно легко поддается засорению особенно иностранными словами, имеющими полноценные аналоги в родном словарном запасе. Путь его очищения от терминологического мусора скорее всего будет долгим и трудным.
Аннотация
Рассмотрены области и уместность употребления терминов «хозяйствующий субъект», «предприятие», «организация», «компания», «фирма» и «бизнес» в документах и печатных изданиях, например, по оценочной деятельности с учетом тех общепринятых, типовых понятий, которые эти термины отражают. Для каждого типа хозяйствующих субъектов и для бизнес-объектов указаны наиболее подходящие методы определения их рыночной стоимости. Приведены некоторые образцы не корректных словосочетаний, встречающихся в публикациях по оценочной деятельности, в той или иной степени засоряющих великий русский язык.