Что можно отнести к финансовым фондам целевого назначения
Использование целевого финансирования организации
Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.
Что представляет собой целевое финансирование?
целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:
Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.
Формы государственной помощи
Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:
Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.
Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:
В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:
ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.
ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.
Бухгалтерский учет
Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.
Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:
Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:
Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.
Примеры
Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:
Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:
Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.
Составление отчета о целевом применении средств
Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.
Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.
Налогообложение
При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.
Что можно отнести к финансовым фондам целевого назначения
РАЗДЕЛ X. ФОНДЫ И СРЕДСТВА ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Счет 24 «Фонды и средства целевого назначения»
210. Счет 24 «Фонды и средства целевого назначения» подразделяется на субсчета:
240 «Фонд материального поощрения»;
241 «Единый фонд оплаты труда»;
244 «Средства на выплату временных пособий на несовершеннолетних детей»;
245 «Средства, полученные из банка, на досрочную выплату заработной платы за вторую половину декабря»;
246 «Фонд производственного и социального развития»;
248 «Кредиты банков»;
249 «Материальные и приравненные к ним затраты».
211. На субсчете 240 «Фонд материального поощрения» учитываются:
средства, поступившие в фонд министерств и ведомств Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, а также краевых, областных, автономных образований, районных и городских администраций на выплату премий за выполнение важных заданий и оказание единовременной помощи работникам. Суммы, поступившие на образование указанного фонда и зачисленные на текущие счета в учреждениях банков, записываются в кредит субсчета 240 и в дебет субсчета 110. Суммы, перечисленные на образование фондов с бюджетных текущих счетов, записываются в дебет субсчета 200 и кредит соответствующего субсчета счетов 09, 10;
средства от экономии по смете расходов, перечисленные с бюджетных текущих счетов на текущие счета «Суммы по поручениям» в бухгалтерском учете отражаются в аналогичном порядке, изложенном в вышестоящем абзаце;
средства, поступающие на образование премиального фонда по научно-исследовательским работам, в соответствии с действующим законодательством. Суммы, поступившие в этот фонд, записываются в кредит субсчета 240 и дебет соответствующих субсчетов. На суммы выплаченных премий и оказанной единовременной помощи дебетуется субсчет 240 и кредитуется субсчет 110 или 120;
средства, поступившие на образование фонда на выплату премий работникам культурно-просветительных учреждений (дворцы и дома культуры, клубы и музеи) за выполнение плана культурно-просветительной работы. Суммы, отчисленные в премиальный фонд согласно действующему положению, записываются в дебет субсчета 400 и кредит субсчета 240. При выплате премий производится запись по дебету субсчета 240 и кредиту субсчета 111 или 120;
средства, поступившие на образование других фондов в соответствии с действующим законодательством. При поступлении средств кредитуется субсчет 240 и дебетуются соответствующие субсчета;
средства, поступившие на образование фонда материального поощрения, в учреждениях и организациях, переведенных на новый хозяйственный механизм и применяющих первый способ распределения единого фонда финансовых средств, отражаются по дебету субсчета 270 и кредиту субсчета 240;
средства экономии по фонду заработной платы, зачисленные по окончании года в фонд материального поощрения, в учреждениях, переведенных на новый хозяйственный механизм и применяющих первый способ распределения единого фонда финансовых средств, отражаются по дебету субсчета 241 и кредиту субсчета 240.
Аналитический учет по субсчету 240 ведется по источникам поступления (образования) средств и по направлениям их использования на многографных карточках ф. 283.
212. На субсчете 241 «Единый фонд оплаты труда» учитываются средства фонда оплаты труда. Субсчет 241 применяется учреждениями, перешедшими на новые условия хозяйствования. При формировании единого фонда оплаты труда из общей суммы финансовых средств по установленному нормативу дебетуется субсчет 270 и кредитуется субсчет 241, а при целевых зачислениях средств в этот фонд вышестоящей или другими организациями дебетуется субсчет 113 и кредитуется субсчет 241.
По окончании года в дебет субсчета 241 списываются фактические расходы по субсчету 214 по оплате труда работников, а экономия по фонду зарплаты при первом способе распределения единого фонда финансовых средств зачисляется в фонд материального поощрения и отражается в учете по дебету субсчета 241 и кредиту субсчета 240.
Аналитический учет единого фонда оплаты труда осуществляется на многографных карточках ф. 283 в разрезе источников образования этого фонда.
213. На субсчете 244 «Средства на выплату временных пособий на несовершеннолетних детей» в органах социальной защиты населения учитываются средства на выплату пособий на несовершеннолетних детей.
214. На субсчете 245 «Средства, полученные из банка, на досрочную выплату заработной платы за вторую половину декабря» учитываются средства по досрочной выплате заработной платы за вторую половину декабря работникам учреждений, за счет ассигнований следующего года.
Субсчет 245 кредитуется на суммы, полученные в учреждении банка для досрочной выплаты заработной платы за вторую половину декабря работникам учреждений, при этом дебетуется субсчет 120 или 160 в учреждениях, где нет по штату кассира. В начале нового года на суммы средств, полученных на досрочную выплату заработной платы, дебетуется субсчет 245 и кредитуются соответствующие субсчета счетов 09, 10.
215. На субсчете 246 «Фонд производственного и социального развития» учитываются средства целевого назначения, направляемые на финансирование затрат, определенных действующим законодательством.
В научно-исследовательских учреждениях на этом субсчете учитывается движение средств, поступающих от сумм превышения доходов над расходами по научно-исследовательским работам, выполняемым по хозяйственным договорам, от продажи лицензий на изобретения, выполненные в данной организации, а также от реализации излишнего и выбывшего оборудования и др.
В высших и средних специальных учебных заведениях на субсчете 246 учитывается движение средств, поступающих в установленном порядке на расширение и укрепление их материально-технической базы.
Суммы, поступающие в фонд производственного и социального развития, записываются в дебет соответствующих субсчетов и кредит субсчета 246.
Произведенные затраты на новое строительство, реконструкцию и приобретение оборудования за счет фонда производственного и социального развития учреждения учитываются на субсчете 212. В конце года затраты по законченным и сданным в эксплуатацию объектам строительства записываются в дебет субсчета 246.
Неиспользованные остатки фонда переходят на следующий год.
В учреждениях и организациях, переведенных на новый хозяйственный механизм, по установленному нормативу образуется фонд производственного и социального развития, при этом дебетуется субсчет 270 и кредитуется субсчет 246. За счет средств фонда производственного и социального развития производятся расходы по статьям 12, 16 и 18 (в части расходов на социальные нужды).
По окончании года фактические расходы, производимые за счет средств фонда производственного и социального развития, списываются на уменьшение фонда и отражаются в учете по дебету субсчета 246 и кредиту субсчета 214.
В фонд производственного и социального развития по истечении года зачисляется экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам (кроме ст. 8, 9 и 10) с отражением бухгалтерской записью по дебету субсчета 249 и кредиту субсчета 246.
Аналитический учет по субсчету 246 ведется по источникам поступления (образования) средств и по направлению их использования на многографных карточках ф. 283.
216. На субсчете 248 «Кредиты банков» учитываются суммы долгосрочных и краткосрочных кредитов, полученных в учреждениях банков.
Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется действующим законодательством, правилами банков и кредитными договорами.
Суммы полученных долгосрочных и краткосрочных кредитов банков отражаются по кредиту субсчета 248 и дебету субсчетов 111, 113.
Затраты за счет долгосрочных и краткосрочных кредитов банка по организации и расширению материально-технической базы отражаются по кредиту субсчетов 111, 113 и дебету соответствующих субсчетов 120, 150, 178 и др. Кредиты используются на цели, предусмотренные приходно-расходными сметами.
При погашении долгосрочных и краткосрочных кредитов банков дебетуется субсчет 248 и кредитуются субсчета 111, 113.
Аналитический учет по субсчету 248 ведется на многографных карточках ф. 283 по видам кредитов и банкам, предоставившим их.
217. На субсчете 249 «Материальные и приравненные к ним затраты» учитываются затраты по следующим статьям: 2, 3, 4, 8, 9, 10, 14, 18 (за исключением всех видов премий и оказания материальной помощи).
В состав материальных и приравненных к ним затрат включаются также оплата процентов за кредит и суммы, уплаченные в виде экономических санкций.
Субсчет 249 применяется в учреждениях и организациях, переведенных на новый хозяйственный механизм.
Фактические расходы, производимые за счет материальных и приравненных к ним затрат, в конце года списываются и в учете отражаются по дебету субсчета 249 и кредиту субсчета 214.
Экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам (кроме ст. 8, 9 и 10) по истечении года зачисляется в фонд производственного и социального развития с отражением бухгалтерской записью по дебету субсчета 249 и кредиту субсчета 246.
Учет целевых средств в НКО
Что относится к средствам целевого финансирования в НКО? Почему так важно обеспечить ведение раздельного учета таких средств и чем чревато его отсутствие?
Деятельность НКО не подразумевает основной целью зарабатывание денег, а прежде всего, направлена на удовлетворение потребностей своих членов либо участников. А прибыль НКО могут получать от сопутствующих видов деятельности и направлять ее на осуществление уставной деятельности. То есть полученная прибыль не распределяется между участниками или членами НКО.
Бухгалтерский и налоговый учет НКО ведут по тем же стандартам, что и обычные коммерческие организации. Но в силу специфики организации НКО, большое значение придается учету средств целевого финансирования, в то время как в коммерческих организациях такого финансирования может не быть.
Что относится к средствам целевого финансирования?
Целевое финансирование — это деньги и иное имущество, которое получают НКО от различных источников на строго определенные цели. Это могут быть субсидии из бюджетов всех уровней, гранты, пожертвования от граждан и компаний, бюджетные ассигнования.
Важно! Средства целевого финансирования направляются на ведение уставной, то есть основной деятельности НКО, а также на его содержание.
Средства целевого финансирования предоставляются на безвозмездной основе и не предполагают возврата источнику получения.
Помимо денег, в качестве средств целевого финансирования, НКО может предоставляться имущество. Чаще всего, это основные средства, которые необходимы для ведения уставной деятельности НКО.
Например, волонтерам благотворительного фонда может предоставляться автомобиль для сбора денег на благотворительные нужды. Для выполнения социально значимых заказов, НКО могут предоставляться в безвозмездное пользование помещения.
Учет средств целевого финансирования
Особенностью учета НКО является использование балансового счета 86 «Целевое финансирование».
Получение целевых средств отражается по кредиту счета 86, а использование — по дебету счета.
На счете 86 также учитываются членские взносы пайщиков НКО.
Поскольку целевыми средствами могут быть не только деньги, но и имущество, учет целевых поступлений имеет свои особенности.
Например, НКО безвозмездно получен компьютер, рыночная стоимость которого составила 60 тысяч рублей. В этом случае получение имущества отражается проводками:
Дт 76 Кт 86 — 60 тыс. рублей — учтено обязательство по получению в дар основного средства;
Дт 08 Кт 76 — 60 тыс. рублей — принято к учету основное средство;
Дт 01 Кт 08 — 60 тыс. рублей — введено в эксплуатацию основное средство;
Дт 86 Кт 83 — 60 тыс. рублей — отражен источник целевых поступлений.
Организация раздельного учета целевых средств в НКО
Почему так важно обеспечить раздельный учет целевых средств? Раздельный учет целевых поступлений позволяет НКО не включать эти суммы в налогооблагаемые доходы (п.2 ст.251 НК РФ).
При этом раздельный учет целевых поступлений ведется не только в части доходов, но и в части расходов. Это позволяет отследить куда ушли целевые деньги.
В том случае если они использованы не по назначению, то все полученные средства облагаются налогом на прибыль либо единым налогом при УСН.
Раздельный учет начинается в части поступления целевых средств. Так, в случае зачисления целевых денег, необходимо в платежках либо в приходных кассовых ордерах четко указывать назначение платежа. Например, «оплата членских взносов».
Важно! Методику раздельного учета НК РФ не содержит. НКО должны сами разработать конкретный механизм разделения доходов и расходов в разрезе каждого источника поступления.
За основу можно взять регистры учета целевых средств, которые в свое время разработали налоговики. Раздельный учет можно организовать на соответствующих субсчетах счета 86. Выбранную методику необходимо закрепить в учетной политике для налогового учета.
Что является нецелевым использованием средств?
Целевые средства направляются на уставную деятельность и содержание НКО. К содержанию НКО относятся расходы на заработную плату сотрудников, налоги с заработной платы, арендную плату за помещение, коммуналку и т.п.
Полученные целевые средства не учитываются ни в доходах, ни в расходах.
Но при этом использование целевых средств должно четко разделяться по их назначению. Например, больница получила оборудование, которое использовалось для приема пациентов в рамках ОМС, а также для оказания платных медицинских услуг. В этом случае больницей должен быть обеспечен раздельный учет использования имущества, а в налоговые расходы можно взять только соответствующую часть, которая покрывается доходами от платных медицинских услуг (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.12.2019 № А70-19872/2018).
Приобретение за счет целевых средств акций и других ценных бумаг также является нецелевым использованием (Письмо Минфина РФ от 24.11.2020 № 03-03-07/102155).
Использование полученных от муниципалитета денег на покупку древесины, ГСМ, пополнения банковской карты, которой рассчитывались за покупку ювелирных изделий, приобретение товаров из кожи и меха, также рассматривается как нецелевое использование (Постановление Второго ААС от 01.12.2020 № А29-3021/2018).
Как показывает судебная практика, споры касаются и классификации полученных средств. Например, членские взносы — это целевые поступления, поэтому расходы за счет них, не учитываются при расчете налога на прибыль (Определение ВС РФ от 07.09.2018 № 305-КГ18-12818).
Рассматривая споры о нецелевом характере использования средств, суды считают возможным существенно снижать размер штрафа. Так, учитывая статус НКО, социально значимый характер деятельности, суд снизил штраф за нецелевое использование денег в 2 раза (Постановление АС Дальневосточного округа от 29.01.2021 № А51-8210/2020, Определение ВС РФ от 08.05.2020 № 304-ЭС19-26462).
Государственные внебюджетные фонды. Особенности формирования
Оглавление
Цель — раскрыть сущность и содержание внебюджетных фондов, их роль и значение в социально-экономическом обеспечении населения.
Задачи
1. Сущность и назначение внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.
Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.
К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:
Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:
В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:
Рисунок 1. Классификация внебюджетных фондов
В соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся:
Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства или специально уполномоченного на это органа.
Таким образом, государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.
Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.
Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.
Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).
2. Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения
В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование: дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные. Материальную защиту таких граждан обеспечивает государство, которое выполняет функцию социального страхования.
Социальное страхование может осуществляться государством открыто, гласно, прозрачно в рамках государственного бюджета под особым контролем представительных органов власти и руководства высших исполнительных органов — правительства страны и министерства финансов. Такая система существует в современных стабильных демократических странах, она была и в СССР. Но страхование может проводиться и вне государственного бюджета, через специальные внебюджетные фонды, подконтрольные, как правило, узкому кругу должностных лиц исполнительных органов власти. Россия избрала вторую систему — использование государственных социальных внебюджетных фондов.
Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции нашей страны от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституцией устанавливаются государственные и социальные пенсии.
В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:
Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социально го и обязательного медицинского страхования.
2.1. Пенсионный фонд
Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г.
Основные задачи ПФР:
ПФР формируется в основном за счет единого социального на лога (ЕСН) (70-75%), переходящего остатка фонда, который составляет седьмую часть средств фонда. Эти остатки ПФР становятся крупным мобильным ресурсом дополнительных государственных расходов.
В ПФР кроме ЕСН поступают также:
Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей; одиноким матерям; на детей, инфицированных виру сом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в объеме расходов ПФР.
Структура расходов ПФР предусматривает направление средств на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Современная пенсионная система РФ включает в себя:
2.2. Фонд социального страхования
Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 «О фонде социального страхования Российской Федерации» был образован Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.
Основные задачи ФСС:
Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях. Средства ФСС образуются за счет:
Наибольшее количество доходов приходится на ЕСН (2005 г. — около 70%).
В расходах бюджета ФСС больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.
Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. При финансовом неблагополучии предприятий, а то и их ликвидации, что сейчас уже не редкость, работники лишаются источников гарантированных социальных выплат.
2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Значительное место в структуре социальных ВБФ занимает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), призванный обеспечить гражданам РФ получение равной медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Средства ФОМС образуются за счет:
За неработающих граждан платят органы исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
ТФОМС образовываются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными, государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Основные задачи ТФОМС РФ: обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан в РФ и обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.
Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования проводится передачей средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.
ТФОМС принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Их деятельность определена Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Средства ТФОМС используются для:
Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных и т. д.) и сотни территориальных внебюджетных фондов. Постепенно внебюджетные фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. началось их преобразование в целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а на 2005 г. они вообще не предусматривались.
Внебюджетные фонды территорий также преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых впоследствии было упразднено.
Выводы
Таким образом, в теме раскрыта сущность и назначение внебюджетных фондов, определено, что внебюджетные фонды — это дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами. Раскрыто значение государственных внебюджетных фондов, как совокупности самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Кроме того, рассмотрены основные функции, выполняемые внебюджетными фондами: распределительная и контрольная.
Рассмотрено социальное страхование, осуществляемое государством посредством создания таких внебюджетных фондов, как:
Раскрыто содержание каждого их вышеперечисленных фондов, порядок их формирования и использования.