Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре

Формы культуры

Чаще всего исследователи форм культуры разделяют их в зависимости от того, кто их создает. В соответствии с этим принято выделять элитарную, массовую, народную и контркультуру. Все данные названия достаточно понятны и в них самих уже заложено то, кто создает и для кого. Продукты, созданные каждой из культур, предназначены для конкретного круга людей. Важно заметить, что раньше, когда еще не было СМИ, все данные формы были четко разграничены и были предназначены для конкретной публики. Однако по мере течения времени, когда постепенно развивались технические средства, произведения элитарной культуры стали доступны широкому кругу зрителей и слушателей. Таким образом границы стирались. Тем не менее, в современной культуре элитарная и массовая культуры кардинально различаются.

Элитарная культура

Данный вид культуры называют высокой культурой, она предназначена для узкого круга людей, разбирающихся в искусстве, глубоко его анализирующих и понимающих. К данному виду культуры относится литературная классика, классические музыкальные произведения, разнообразные виды изящного искусства, а также разные веяния в искусстве, которые являются новыми и известны только общественной элите. Лозунгом данной формы является «искусство для искусства», однако часто данная культура подвергается критике. Ученые полагают, что искусство должно быть понятным и доступным для каждого, его цель – воспитывать чувство прекрасного, в то время как искусство ради самого искусства не способно ничего дать человечеству.

Таким образом, можно сказать, что элитарная культура не всегда является доступной обычным людям и в связи с этим находится в изоляции.

Народная культура

Главной характеристикой данной формы культуры считается то, что в ее создании не участвует конкретный автор. Она является творчеством народа и обычно ее всегда противопоставляют элитарной культуре. Данное противопоставление нельзя назвать правомерным – это все же две разные формы культуры. Так, произведения народной культуры принято называть фольклором или устным народным творчеством, к которому относят сказки, мифы, легенды, предания, поговорки, пословицы, танцы, сказания, частушки, ритуалы, эпос и др.

Произведения устного народного творчества называют кодом культуры народа. Его изучение необходимо для того, чтобы понять, каким образом сформировалась национальная картина мира этноса из наивной. В отличие от элитарной, народная культура не имеет границ существования и всегда связана с определенным местом, традициями конкретного народа и его нормами.

Массовая культура

Данный вид культуры вполне правомерно противопоставлять двум предыдущим, потому что еще одним названием массовой культуры является общедоступная. Данная форма культуры появилась во второй половине XX века, и в ее основе лежит коммерциализация искусства. Произведения, созданные в рамках этой культуры, должны нравиться большинству. Таким образом, можно сказать, что в отличие от элитарной культуры данный вид является искусством для каждого. Массовая культура невзыскательна, в ней принято выделять национальную и интернациональную составляющие. От элитарной ее отличает то, что она предназначена для всех, а от народной – то, что в ней присутствует автор. Главная характеристика данного вида культуры – ориентированность на моду. Классика и массовость всегда противопоставлены друг другу и несовместимы. Массовая культура призвана удовлетворять те человеческие увлечения, которые являются модными в данный момент, и ее произведения не входят в золотой фонд мировой и национальной культуры.

Следует обратить внимание на то, что для современной культуры характерно отсутствие продукта какой-либо формы культуры в чистом виде. Сейчас каждый день можно увидеть, как смешиваются разнообразные жанры и стили. К примеру, можно услышать классическую музыку в современной обработке или же народную в исполнении современных инструментов и в новой аранжировке.

Тем не менее, в основе всего лежит тот факт, что каждое произведение культуры должно обогащать людей духовно, повышать уровень их развития, что не имеет отношения к чистоте жанров.

Источник

Что такое культура. Признаки народной, массовой и элитарной культуры

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре

Культура в более узком смысле – это активная творческая деятельность людей, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Материальная и духовная культура

Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.

Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.

Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.

Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура

Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре…Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.

Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреФольклорный коллектив «Иван да Марья» на фестивале в Шушенском Красноярского края. Фото: Reuters

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреПоп-певица Майли Сайрус на концерте. Фото: Reuters

Массовая культура: плюсы и минусы

Массовую культуру нередко критикуют. Например, говорят о том, что она снижает общий культурный уровень, потакая невзыскательной публике и апеллируя к низменным инстинктам. Массовая культура приучает пассивно потреблять готовое, а не создавать что-то новое, учит мыслить упрощенными шаблонами, «отупляет», сетуют ее критики. Она подменяет реальную жизнь красивой картинкой, раздувает искусственные потребности, полагают противники масскульта.

При этом у массовой культуры, безусловно, есть положительные черты. Она демократична, доступна каждому. Она просто и понятно говорит о сложных вещах: способна учить и воспитывать в людях лучше качества. Например, популярные комиксы и фильмы о супергероях учат детей смелости и дружбе, умению бороться за справедливость, считают их ценители.

Как связаны массовая и элитарная культура

Массовая и элитарная культура не враждуют. В современном мире они тесно связаны и питают друг друга. А многие выдающиеся произведения рождаются на стыке элитарной и массовой культуры.

Например, Фредди Меркьюри и группа Queen в знаменитой композиции Bohemian Rhapsody объединили рок-музыку с хоровым искусством и оперой. Песня получила небывалый успех, став одним из лучших образцов и массовой, и элитарной музыки.

Произведения массовой культуры, выполненные на высоком уровне, могут войти в золотой фонд элитарной культуры. Например, песни поп-короля Элвиса Пресли сегодня считаются музыкальной классикой XX века.

С другой стороны, образцы элитарной культуры усваиваются в массовой культуре. Например, полотна Винсента Ван Гога в XIX веке были непонятны его современникам, а сегодня продаются миллионы репродукций и сувениров с его картинами.

Что такое субкультура и контркультура

Особыми разновидностями культуры являются субкультура и конткультура.

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреЛондонская девушка-панк перед концертом. 1977 год. Фото: Getty Images

Субкультура включает в себя определенные ценности и нормы, картину мира, стиль и образ жизни, в том числе внешние атрибуты. Порой представителей определенных субкультур общество рассматривает как маргиналов.

Контркультура – это протестная культура. Ее представители противопоставляют себя культуре, господствующей в обществе. Представителями контркультуры в разное время были битники, хиппи и панки. В СССР одно время существовала контркультура стиляг, которых советская власть считала своими «идеологическими врагами».

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреКукрыниксы. «Поганки», 1959. Советская карикатура на стиляг

Источник

Элитарная культура: примеры и признаки. Отличия от массовой и народной

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре

Определение элитарной культуры

К элитарной культуре относятся:

Классическая и авангардная музыка, опера, балет

Классическая и абстрактная живопись

Элитарная культура отличается от массовой культуры сложностью содержания. При этом и элитарную, и массовую культуру создают профессионалы — писатели, музыканты, художники, артисты.

Признаки элитарной культуры

Создается профессионалами. В отличие от народной культуры, она не анонимна — обычно известны имена авторов.

Создается привилегированной частью общества или по ее заказу.

Обладает сложным содержанием.

Для ее восприятия нужна специальная подготовка.

Инновационность, новые идеи, оригинальность.

Нарочитая усложненность, индивидуализм и особый язык, непонятный «непосвященным».

Казимира Малевича «Черный квадрат»» data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/134311025/642655119.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/134311025/642655119.jpg» data-width=»1000″ data-height=»735″ data-width=»1000″ data-height=»735″ />

Связь элитарной и народной культуры

Три формы культуры не противостоят друг другу. Наоборот, они зачастую питают друг друга.

Народные мотивы и сюжеты могут служить вдохновением для поэтов (сказки Пушкина), композиторов (опера Римского-Корсакова «Снегурочка»), художников (картины Васнецова).

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреВитязь на распутье. Картина Виктора Васнецова

Бывает и наоборот — авторские произведения входят в народную культуру. Например, псевдонародной песней стал романс «Тройка» на стихи Н. А. Некрасова («Что ты жадно глядишь на дорогу…»).

Связь элитарной и массовой культуры

И элитарная, и массовая культура создаются профессионалами — зачастую одними и теми же людьми.

Наиболее качественные произведения массовой культуры могут сразу или со временем быть признаны и в качестве шедевров высокого искусства. Например, джазовая музыка, к которой в 1920-е годы многие относились презрительно, сегодня стала уделом ценителей-меломанов.

Бывает и наоборот. Многие выдающиеся произведения сначала кажутся широкой публике слишком непривычными, и она их отвергает. Но с годами вкусы общества могут эволюционировать, и тогда «элитарное» становится понятно миллионам.

Так, знаменитый художник Винсент ван Гог при жизни не снискал популярности, его картины не покупали и не считали «высоким искусством». Он творил для себя и немногих понимающих, для художественной элиты. Лишь после смерти ван Гога ситуация поменялась. Сегодня миллионы туристов приезжают в музеи, где представлены работы великого голландца. Повсюду продаются сувениры с его картинами, они используются в оформлении пространств, мероприятий, телешоу, интернет-сайтов.

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреВинсент ван Гог. «Звездная ночь». 1889

Источник

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре

Определение массовой культуры

Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.

К произведениям массовой культуры относятся:

популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;

средства массовой информации;

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреКонцерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters

Первыми термин «массовая культура» стали использовать в 1940-е годы Марк Хоркхаймер и Дуайт Макдональд. Синоним — поп-культура.

Развитие массовой культуры

Так наряду с народной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась массовая культура — для всех, кто способен заплатить за доступ к ней небольшие деньги.

В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.

Признаки массовой культуры

Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.

Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.

Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.

Преимущества и недостатки массовой культуры

Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?

Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:

Она отличается демократичностью, доступна каждому.

Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.

Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.

Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.

Лучшие ее произведения становятся достижениями «высокой» культуры.

В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:

Потакает невзыскательным вкусам, «снижает планку» вместо того, чтобы делать людей лучше.

Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.

Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.

Унифицирует мысли и образ жизни.

Создает искусственные потребности, формирует «общество потребления».

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреДевочки в Боливии фотографируются на фоне фигуры Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters

Связь массовой культуры с народной и элитарной

Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.

Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной

Например, популярный артист (массовая культура) может вдохновляться классической музыкой (элитарная культура). Так, рэпер Warren G в 1997 году выпустил сингл Prince Igor, где использовал фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (фрагмент называется «Половецкие пляски», в нем звучат слова «улетай на крыльях ветра»).

А вот пример заимствования из народной культуры: группа «Иван Купала» пишет электронную музыку, в основу которой положены аутентичные народные песни, зафиксированные этнографами. Самая известная композиция группы — «Кострома», ее использовали даже на церемонии закрытия Олимпиады-2014 в Сочи.

Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры

Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.

Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре«Крестный отец» – пример коммерчески успешного фильма, ставшего признанной классикой. Paramount Pictures / Кинопоиск

Элитарная культура со временем может быть усвоена массами

Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреКлод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 год

Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуреПьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год

Сегодня импрессионизм — одно из самых узнаваемых направлений в изобразительном искусстве, поэтому его активно использует массовая культура. Картины упомянутых художников знает любой школьник. Ежегодно продаются миллионы репродукций и сувениров с этими изображениями, а в смартфонах есть приложения, позволяющие превратить свое фото в стилизованную «картину в духе импрессионизма».

Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами

В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:

Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Правильный ответ: 123

Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Правильный ответ: 146

За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Правильный ответ: 3

Источник

Массовая и элитарная культура

Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Смотреть картинку Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Картинка про Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре. Фото Что можно отнести к массовой культуре а что к элитарной культуре

Понятия массовая и элитарная культура определяют собой два типа культуры современного общества, которые связаны с особенностями способа существования культуры в обществе: способами ее производства, воспроизводства и распространения в обществе, позицию, которую культура занимает в социальной структуре общества, отношение культуры и ее творцов к повседневной жизни людей и социально-политическим проблемам общества. Элитарная культура возникает прежде массовой, но в современном обществе они сосуществуют и пребывают в сложном взаимодействии.

Массовая культура

Определение понятия

В современной научной литературе имеются различные определения массовой культуры. В одних массовая культура связывается с развитием в ХХ веке новых коммуникативных и репродуктивных систем (массовая пресса и книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография, телекс и телефакс, спутниковая связь, компьютерная технология) и глобальным информационным обменом, возникшим благодаря достижениям научно-технической революции. В других определениях массовой культуры подчеркивается ее связь с развитием нового типа социальной структуры индустриального и постиндустриального общества, которая привела к созданию нового способа организации производства и трансляции культуры. Второе понимание массовой культуры является более полным и всесторонним, т. к. оно не только включает в себя изменившуюся технико-технологическую основу культурного творчества, но и рассматривает социально-исторический контекст и тенденции трансформаций культуры современного общества.

Массовой культурой называют такой вид продукции, которая ежедневно производится в больших объемах. Это совокупность явлений культуры XX века и особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление. Другими словами, это поточно-конвеерное производство по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная по самым широким каналам, в том числе и по ТВ.

Возникновение массовой культуры

Относительно предпосылок появления массовой культуры существует несколько точек зрения:

Появление массовой культуры связано с массовизацией жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. В это время возросла роль людских масс в различных областях жизни: экономике, политике, управлении и общении людей. Ортега-и-Гасет так опре­деляет понятие масс:

Масса — это толпа. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Масса — средний человек. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — невыде­ленных ничем. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип».

К числу предпосылок массовой культуры можно также отнести возникновение в период становления бужруазного общества системы массовых коммуникаций (пресса, массовое книгоиздание, затем радио, телевидение, кино) и развитие транспорта, позволивших сократить пространство и время, необходимые для передачи и распространения в обществе культурных ценностей. Культура выходит из местного, локального существования и начинает функционировать в масштабах национального государства (возникает национальная культура, преодолевающая этнические ограничения), а затем и входит в систему межнационального общения.

К числу предпосылок массовой культуры следует отнести также создание в рамках буржуазного общества особой структуры институтов для производства и распространения культурных ценностей:

Особенности и значение массовой культуры

Существование массовой культуры основывается на деятельности средств массовой информации, так называемых технических видов искусства (кино, телевидения, видео). Массовая культура существует не только в демократических общественных системах, но и в тоталитарных режимах, где все являются «винтиками» и все уравнены.

В настоящее время некоторые исследователи отказываются от взгляда на «массовую культуру» как на область «дурного вкуса» и не считают ее антикультурной. Многими осознается, что массовая культура имеет не только отрицательные черты. Она влияет на:

Кроме того, массовая культура способна:

Следует признать, что массовая культура — это объективный индикатор состояния общества, его заблуждений, типичных форм поведения, культурных стереотипов и реальной системы ценностей.

В сфере художественной культуры она призывает человека не бунтовать против общественной системы, а вписаться в нее, найти и занять свое место в индустриальном обществе рыночного типа.

К негативным последствиям массовой культуры относится ее свойство мифологизировать человеческое сознание, мистифицировать реальные процессы, происходящие в природе и обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании.

Мифы были некогда прекрасными поэтически образами. Они говорили о богатстве фантазии людей, которые не могли еще правильно понять и объяснить действие сил природы. Ныне мифы обслуживают нищету мышления.

С одной стороны, можно подумать, что целью массовой культуры является снятие напряженности и стресса у человека индустриального общества — ведь она носит развлекательный характер. Но на самом деле эта культура не столько заполняет досуг, сколько стимулирует потребительское сознание у зрителя, слушателя, читателя. Возникает тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. А раз так, создаётся личность, сознанием которой легко манипулировать, эмоции которой легко направлять в нужную сторону.

Иными словами, массовая культура эксплуатирует инстинкты подсознательной сферы чувств человека и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы — имиджи и стереотипы.

Массовая культура создаёт формулу героя, повторяющийся образ, стереотип. Подобная ситуация создаёт идолопоклонство. Создаётся искусственный «Олимп», боги — «звёзды» и возникает толпа фанатичных поклонников и поклонниц. В этом плане массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный человеческих миф — миф о счастливой мире. При этом она не зовет своего слушателя, зрителя, читателя строить такой мир — ее задача предложить человеку убежище от реальности.

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерческом характере всех общественных отношений. Понятие «товар» определяет все многообразие социальных отношений в обществе.

Духовная деятельность: кино, книги, музыка и т. д., в связи с развитием средств массовой коммуникации, становятся товаром в условиях конвейерного производства. Коммерческая установка переносится в сферу художественной культуры. А это определяет развлекательный характер художественных произведений. Надо, чтобы клип окупился, деньги, потраченные на производство кинофильма, дали прибыль.

Массовая культура формирует в обществе общественный слой, получивший название «средний класс». Этот класс стал стержнем жизни индустриального общества. Для современного представителя «среднего класса» характерно:

В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:

Отсюда использование в искусстве таких жанров, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзиклы, комикс, реклама и др.

Элитарная культура

Определение понятия

Элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) может быть определена как субкультура привилегированных групп общества (при этом иногда их единственной привилегией может быть право на культурное творчество или на сохранение культурного наследия), которая характеризуется ценностно-смысловой обособленностью, закрытостью; элитарная культура утверждает себя как творчество узкого круга «высочайших профессионалов», понимание которого доступно столь же узкому кругу высокообразованных ценителей. Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества — элита. В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.

Элита — это не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.

Элитаэто часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление») и Ф. Ницше («Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра»).

А. Шопенгауэр делит человечество на две части: «людей гениев» и «людей пользы». Первые способны к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, вторые ориентированы только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

Размежевание элитарной и массовой культуры связано с развитием городов, книгопечатания, возникновением заказчика и исполнителя в сфере искусства. Элитарное — для искушенных знатоков, массовое — для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Произведения, выступающие в качестве эталона мас­сового искусства, обнаруживают, как правило, связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями, которые существовали раньше. В XX веке элитарную концепцию культуры резюмировал Ортега-и-Гасет. В работе этого испанского философа «Дегуманизация искусства» утверждается, что новое искус­ство обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» — и есть основа нового искусства ХХ века. В обществе есть полярные классы — большинство (массы) и меньшинство (элита). Новое искусство, по Ортеге, разделяет публику на два класса — тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает, т. е. на художников и тех, кто художниками не является.

Элита, по мнению Ортега, это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает «особым органом восприятия». Именно эта часть способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художники. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы «. Лучшие познавали самих себя, учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством».

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в западноевропейской и русской культуре на рубеже ХІХ-ХХ веков. Так, например, в России идеи элитарной культуры активно развивало художественное объединение «Мир искусства» (художник А. Бенуа, редактор журнала С. Дягилев и др.).

Возникновение элитарной культуры

Элитарная культура, как правило, возникает в эпохи культурного кризиса, слома старых и рождения новых культурных традиций, способов производства и воспроизводства духовных ценностей, смены культурно-исторических парадигм. Поэтому представители элитарной культуры осознают себя либо «творцами нового», возвышающимися над своим временем, и потому не понимаемыми своими современниками (такими в большинстве своем являются романтики и модернисты — деятели художественного авангарда, совершающие культурную революцию), либо «хранителями основополагающих основ», которые следует защитить от разрушения и значение которых не понимается «массой».

В такой ситуации элитарная культура приобретает черты эзотеричности — закрытого, потаенного знания, которое не предназначается для широкого, всеобщего использования. В истории носителями различных форм элитарной культуры выступали жрецы, религиозные секты, монашеские и духовно-рыцарские ордена, масонские ложи, ремесленные цехи, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, подпольные организации. Такое сужение потенциальных адресатов культурного творчества рождает у ее носителей осознание своего творчества как исключительного: «истинной религии», «чистой науки», «чистого искусства» или «искусства для искусства».

Понятие «элитарного» в противовес «массовому» вводится в оборот в конце XVIII века. Разделение художественного творчества на элитарное и массовое проявилось в концепциях романтиков. Первоначально у романтиков элитарное не­сет в себе смысловое значение избранности, образцовости. Понятие образцового, в свою очередь, понималось как тождественное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в эпоху Возрождения. Тогда нормативным ядром было искусство античности. В этом понимании классическое олицетворялось с элитарным и образцовым.

Романтики стремились ориентироваться на новаторство в сфере художественного творчества. Тем самым они отделили свое искусство от привычных адаптированных художественных форм. Триада: «элитарное — образцовое — классическое» начала рассыпаться — элитарное уже не являлось тождественным классическому.

Особенности и значение элитарной культуры

Особенностью элитарной культуры является интерес ее представителей к созданию новых форм, демонстративное противопоставление гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективность мироощущения.

Характерными признаками элитарной культуры являются:

Элитарная культура является двойственной, противоречивой по своей природе. С одной стороны, элитарная культура выступает в качестве инновационного фермента социокультурного процесса. Произведения элитарной культуры способствуют обновлению культуры общества, вносят в нее новую проблематику, язык, методы культурного творчества. Первоначально в границах элитарной культуры рождаются новые жанры и виды искусства, вырабатывается культурный, литературный язык общества, создаются неординарные научные теории, философские концепции и религиозные учения, которые как бы «выламываются» за устоявшиеся границы культуры, но затем могут входить в культурное достояние всего общества. Поэтому, например, говорят, что истина рождается как ересь, а умирает как банальность.

С другой стороны, позиция элитарной культуры, противопоставляющей себя культуре общества, может означать консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в идеализированный мир «искусства для искусства», религиозно-философских и социально-политических утопий. Такая демонстративная форма неприятия существующего мира может быть как формой пассивного протеста против него, так и формой примирения с ним, признания собственного бессилия элитарной культуры, неспособности ее воздействовать на культурную жизнь общества.

Эта двойственность элитарной культуры обуславливает и наличие противоположных — критических и апологетических — теорий элитарной культуры. Демократические мыслители (Белинский, Чернышевский, Писарев, Плеханов, Моррис и др.) критически относились к элитарной культуре, подчеркивая ее отрыв от жизни народа, ее непонятность народу, ее обслуживание потребностей богатых, пресыщенных людей. При этом такая критика порой выходила за пределы разумного, превращаясь, например, из критики элитарного искусства в критику всякого искусства. Писарев, например, заявлял, что «сапоги выше искусства». Л. Толстой, создавший высокие образцы романа Нового времени («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»), в поздний период своего творчества, когда он перешел на позиции мужицкого демократизма, считал все эти свои произведения ненужными народу и стал сочинять лубочные рассказы из крестьянской жизни.

Другое направление теорий элитарной культуры (Шопенгауэр, Ницше, Бердяев, Ортега-и-Гассет, Хайдеггер и Эллюль) защищало ее, подчеркивая ее содержательность, формальное совершенство, творческий поиск и новизну, стремление противостоять шаблонности и бездуховности повседневной культуры, рассматривало ее как приют творческой свободы личности.

Разновидностью элитарного искусства в наше время является модернизм и постмодернизм.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *