Что можно отнести к субъективным факторам воспитания относятся
Субъективные факторы воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Факторы воспитания
Воспитание анализировать достаточно сложно. Причина заключается в невероятной сложности механизмов образования воспитанности, а также в невозможности предвидеть результат. Постепенно все же выделяются факторы, обусловливающие течение и эффективность воспитательного процесса.
Фактор – это причина, влияющая, так или иначе, на воспитание.
Выделяют объективные и субъективные факторы воспитания. К объективным факторам относятся те, которые не зависят от воспитанника. Таких факторов немного: место рождения, природа и климат в которых происходит развитие, среда обитания, традиции и господствующие нормы в обществе. Эти факторы определяют стержневые признаки человека: национальность, расу, религиозную направленность. Изменить что-либо в действии объективных факторов воспитания практически невозможно.
Субъективность воспитания
В остальном воспитание обладает ярко выраженной субъективной направленностью. К субъективным факторам относятся причины, которые зависят от самого воспитанника и его педагогов, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений. Среди таких факторов можно выделить:
Огромное влияние на процесс воспитания оказывает воспитуемость воспитанника. Дети с высоким уровнем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, следуют советам педагога. Все это приводит к правильному использованию и преобразованию усвоенных способов социального поведения в жизни и резко повышает эффективность воспитания. Низкий уровень воспитуемости у ребенка проявляется в его закрытости для развития, нежелании прислушиваться к педагогу. У таких детей затруднена ориентировка в новых условиях жизнедеятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Сама воспитательная система может быть причиной продуктивного и непродуктивного воспитания.
Велика роль личности педагога и его влияние на продуктивность воспитательного процесса. Педагог, являясь главным генератором духовности, не может обладать монополией на воспитательное воздействие. Только многоплановость и даже полярность воспитательных воздействий порождает проблему эффективности. Актуальность этой проблемы возрастает по мере взросления воспитанника, параллельно возрастает и его рационально-критическое отношение к окружающему миру и к воспринимаемой учебно-педагогической информации. Сила воспитательного воздействия зависит не от его направленности, а от того кто и каким образом его реализует. Поэтому основным фактором эффективности процесса воспитания является личность педагога.
Субъективные факторы очень переменчивы, непостоянны. При этом их действие может достигать достаточно большой силы.
Субъективные факторы возникают и оказывают воздействие чаще всего ситуационно, в коротком временном промежутке. Их использование в педагогической деятельности требует высокого педагогического мастерства. В каждом определенном случае сложное сочетание объективных и субъективных факторов наделяет воспитание своим неповторимым характером.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 17 07 2021
Объективные и субъективные факторы воспитания
Воспитание трудно подвергается анализу. Причина тому кроется в огромной сложности механизмов образования воспитанности и невозможности предугадать результат. Тем не менее, можно выделить факторы, которые обуславливают течение и эффективность воспитательного процесса.
Факторы воспитания
Фактором называют причину, влияющую, тем или иным образом, на воспитание.
Объективные факторы – это такие причины, которые не зависят от воспитанника.
Примерами объективных факторов служит следующее:
Данные факторы предопределяют стержневые черты человека такие, как национальность, раса, религиозная направленность. Поменять что-то в действии объективных факторов воспитания почти не представляется возможным.
Субъективность воспитания
В остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность.
Субъективные факторы – это причины, зависящие от самого воспитанника и его учителей, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений.
Субъективный фактор – это, в частности:
Сильно влияет на воспитательный процесс воспитуемость ученика. Дети с высоким показателем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, прислушиваются к советам воспитателя. Все это сказывается на правильном использовании и преобразовании усвоенных способов социального поведения в жизни и существенно поднимает эффективность воспитания. Низкий уровень воспитуемости у детей проявляется в их закрытости для развития, нежелании прислушиваться к рекомендациям педагога. У плохо воспитуемых детей затрудняется ориентировка в новых условиях среды.
Сама воспитательная система может быть причиной продуктивного и непродуктивного воспитания.
Воспитательная система – это комплекс связанных компонентов, который развивается в пространстве и во времени. Компонентами воспитательной системы являются: цели, общая деятельность людей, сами люди как субъекты воспитательной деятельности, среда, человеческие отношения.
В современных условиях повышается роль личности воспитателя и его влияния на продуктивность воспитательного процесса. Педагог, как главный генератор духовности, не может обладать монополией на воспитательное воздействие. Лишь многоплановость и даже полярность воспитательных воздействий рождает проблему эффективности. Актуальность данной проблемы растет по мере взросления ученика, параллельно растет и его рационально-критическое отношение к окружающей среде и к воспринимаемой учебно-педагогической информации. На силу воспитательного воздействия влияет не его направленность, а то, кто и каким образом его осуществляет. Вот почему, первостепенным фактором эффективности процесса воспитания становится личность педагога.
Субъективные факторы достаточно переменчивые, непостоянные. Причем их действие может достигать довольно большой силы. Субъективные факторы появляются и воздействуют зачастую ситуационно, за короткий промежуток времени. Их применение в педагогической деятельности требует высокого педагогического профессионализма. В каждой конкретной ситуации сложный характер воздействия объективных и субъективных факторов, цели воспитания накладывают на воспитательный процесс свой неповторимый отпечаток.
Субъективные факторы воспитания — Факторы, влияющие на формирование личности
Педагогическая составляющая образовательного процесса является наиболее сложной для анализа. Причина этого заключается в невероятной сложности механизмов воспитания и невозможности предсказать результаты. Образно говоря, мы даем больному человеку таблетку, но не знаем, как она подействует. Тем не менее, наука шаг за шагом, с помощью все более совершенных методов, приближается к выделению факторов, определяющих ход и продуктивность образовательного процесса.
Сказать, что не влияет на образование, сложнее, чем определить условия и факторы, от которых оно зависит. Напомним, что фактор — это причина, а условие — это обстоятельство, от которого зависит образование, то есть среда, в которой оно происходит.
Среди условий, определяющих развитие образовательного процесса и его результаты, — потребности и возможности:
Каждый человек, живущий на Земле, связан тысячами связей с другими людьми, с обществом и с полисом Земли в целом, поэтому его образование зависит от других людей, направляется и корректируется ими. Цель образования — сделать человека, его поведение и всю его жизнь похожей на жизнь других людей. В этом одновременно и великая сила, и серьезное ограничение образования. Каждый человек, появляющийся под нашим солнцем, уникален и неповторим; воспитание пытается сделать его таким же, как все — обычным, серым и послушным.
Но в этом и его сила: яркое, оригинальное, дикое и непреклонное не может выжить в мире, который тяготеет к центру. Отсюда дилемма: принять навязанное образование полностью или бежать от него на полных парусах. Мы, воспитатели, должны понимать это, уважать право каждого человека быть самим собой, но в то же время для его же блага — войти в общество, в котором ему предстоит жить, достаточно подготовленным.
Возможности (общества в целом, семьи, группы, самого человека) определяют, насколько мы близки или далеки от принятого идеала, от заявленных требований, целей и задач образования. Мы уже подробно обсуждали эти вопросы.
Человек в образовании представляется нам заключенным в несколько кругов, каждый из которых характеризует влияние на него определенных природных и социальных сил. Наибольшее влияние оказывают ближайшие к нему объекты (люди и вещи). Действует великий закон — предметы и люди действуют пропорционально их близости или удаленности. Этот смысл хорошо передают народные пословицы: Вы получаете его от того, кто вами руководит; министр далеко, а директор близко; лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе.
Факторы, влияющие на формирование личности
На формирование человеческой личности влияют внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делать, производить) — это движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).
К внутренним факторам относится самодеятельность личности, которая возникает на основе противоречий, интересов и других мотивов и реализуется в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
Внешние факторы включают макро-, мезо- и микросреду, природные и социальные факторы, образование в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Окружающая среда и образование — это социальные факторы, а происхождение — биологический фактор.
Долгое время философы, социологи, психологи и педагоги спорили о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритете тех или иных в развитии человеческой личности.
Некоторые утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Коутс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о примате врожденных способностей.
Другие ученые считают, что развитие полностью зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что с рождения ребенок — это «чистый лист, на котором можно написать все, что угодно», то есть развитие зависит от воспитания и окружающей среды.
Некоторые ученые (Д. Дидро) считают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.
К. К. Д. Ушинский утверждал, что человек становится личностью не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек — это не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых протекает его жизнь, но и активный участник изменяющихся, совершенствующихся внешних факторов. Когда вы меняете их, вы меняетесь сами.
Рассмотрим подробнее суть влияния направляющих факторов на развитие и формирование личности.
Некоторые авторы, как отмечалось выше, решающую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — это свойство организмов передавать определенные качества и характеристики от родителей к детям. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «производить»), наука доказала, что свойства организма закодированы в своеобразном генном коде, который хранит и передает всю информацию о свойствах организма. Генетики расшифровали наследственную программу развития человека. Было установлено, что именно благодаря наследственности проявляется то общее, что делает людей людьми, и то различное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Субъективные факторы нарушения психического здоровья
К субъективным факторам психических расстройств относятся особенности темперамента, личностные характеристики субъекта, формирующие особенности его отношений со средой и способ реагирования на проявления этой среды в общем и частном, которые относятся к предметным случаям.
А. Томас выделил характеристики темперамента, которые он определил как:
Этот список может быть дополнен такими чертами, как высокий уровень исследовательской активности и высокий уровень креативности. Обе эти черты, превышающие среднюю норму, могут стать причиной серьезных проблем для человека при взаимодействии с обществом.
Однако все перечисленные черты сами по себе не являются причиной психических расстройств. «Сложность» этих черт заключается в том, что другим людям трудно взаимодействовать с их носителем и находить адекватные способы влияния на него. К сожалению, из-за психологической некомпетентности со стороны значимых взрослых ребенок, проявляющий одну из этих черт, довольно часто оказывается в ситуации постоянной неудачи, что почти неизбежно приводит к снижению самооценки и впоследствии оказывает негативное влияние на всю его жизнь. Развитие ситуации отказа происходит поэтапно. Первая стадия: определенные проявления темперамента вызывают недовольство и неодобрение со стороны взрослых — ребенок формирует образ себя как человека, который не может быть хорошим, но желание быть им остается. Вторая стадия: если ситуация отвержения и неодобрения продолжается, уверенность ребенка в себе исчезает, но желание быть «хорошим» остается. Третья стадия: желание «быть хорошим» исчезает, а на его место приходит чувство потери, покинутости, бесполезности, незавершенности. Четвертая стадия: состояние неадекватности сменяется реакцией протеста, которая может принимать крайние дезадаптивные формы (побег из дома, драка). В результате развития этой ситуации у ребенка формируется низкая самооценка, которая имеет огромное, почти решающее значение для формирования и развития личности. Это объясняется тем, что люди с низкой самооценкой воспринимают себя как недостойных внимания и неспособных защитить себя от любой угрозы.
Соответственно, воспринимаемая низкая способность противостоять всем негативным влияниям провоцирует их «появление», поскольку в данном контексте почти все события воспринимаются как угрожающие, а ощущение своей «недостойности» приводит к деформации интимно-личностных отношений. В результате субъект терпит фиаско в личной и профессиональной жизни. Таким образом, в результате ситуации постоянной неудачи у субъекта формируется негативная Я-концепция, слабо развитая рефлексия и отсутствие стремления к самосовершенствованию, что в совокупности составляет ядро психологически нездоровой личности. (Важно помнить, что перечисленные факторы (как объективные, так и субъективные) обычно не встречаются в чистом виде, но в сочетании образуют ту уникальную модель жизни, которую обычно называют судьбой).
Закономерности воспитания
Теперь рассмотрим закономерности, действующие в образовательном компоненте системы образования. Согласно нашему определению, они будут относиться к специфическим (частным), так как описывают только отношения в подсистеме образования.
Законы воспитания — это общие, объективные, постоянные отношения, существующие между явлениями и процессами воспитания. В образовании одновременно действует множество законов. Хотя на первый взгляд кажется, что в этом процессе много случайностей, вызванных стечением обстоятельств, неконтролируемых условий, процессы и результаты воспитания глубоко детерминированы действием главных и не всегда заметных сил. Закономерности образования отражают взаимосвязи и взаимозависимости между его основными компонентами.
Как и в других процессах, здесь имеет место одновременное и сложное действие многих звеньев. Некоторые из них относятся к отдельным аспектам (частям, компонентам) процесса, другие охватывают систему в целом, а есть и такие, влияние которых выходит за рамки образовательной системы и распространяется на все процессы развития и формирования человека. Первые, как мы уже знаем, называются частными, вторые — общими, а третьи — общими законами воспитания.
Сфера действия общих законов распространяется на всю систему образовательного процесса. Напомним, что они выражают связи между основными, самыми крупными компонентами этого процесса. Общие закономерности включают в свой объем связи в отдельных компонентах системы — частные (конкретные, специфические) закономерности. Это и есть иерархия закономерностей. Образовательный процесс, в свою очередь, как часть более общего образовательного процесса, подчиняется своим специфическим закономерностям. В нем также проявляются взаимосвязи, характерные для еще более крупных систем — развития и образования, а сами эти системы являются компонентами общей глобальной системы — человеческой жизни. Это приводит к осознанию огромной сложности и многоуровневой природы образования. Конечно, общие закономерности, подлежащие анализу, не отражают всех взаимосвязей; они являются лишь малой частью взаимозависимостей, пронизывающих систему.
Более важным для практики в образовании является связь продуктивности (эффективности, качества) образовательного процесса с теми компонентами, которые оказывают на него наибольшее влияние. Таким образом, с одной стороны, мы фиксируем большой компонент (влияние, условие, действие), а с другой — продуктивность образовательного процесса.
Образ педагога как фактор воспитания детей
Картина — это субъективный мысленный образ в результате предварительного ощущения или восприятия, некий обобщенный образ (степень обобщения различна) предмета или его отдельных сторон. Образ (представление) — один из вариантов отражения действительности в сознании человека. Всегда следует помнить, что этот образ субъективен: у каждого из нас свой образ моря, науки, совести, красоты. И каждый из нас, живущих на Земле (даже ребенок), имеет свой собственный образ человека. Более того, мы даже уверены, что созданный нами образ истинный, реальный, и склонны считать того, кто не соответствует этому образу, «чужим», «странным». Даже если мы понимаем, что наш образ субъективен, мы все равно оцениваем его как объективный эталон.
Учитель отражается в сознании детей. Длительное восприятие своей личности создает определенный устойчивый образ, который возникает в сознании как образ «учителя», или «мужчины», или «дамы», «мужчины», «взрослого», «биолога», «писателя» и т.д. Сознание детей расширяется от присутствия этого образа, а характеристики этого образа влияют на социальное содержание обобщенного представления о человеке, учителе, даме, мужчине, биологе, литераторе и других социальных ролях, которые учитель принимает на себя в совместной деятельности. Образ учителя долго служит детям как модель «правильного» человека, если родители заранее не аннулируют этот образ своим негативным отношением к школе. Те, кто носит имя учителя, не имеют права на низкое поведение, потому что задача учителя как раз и заключается в распространении достойной жизни и утверждении реальности высоких объяснений. И жизнь сначала воспринимается через внешние проявления.
Дети входят в мир через восприятие формы объекта. Поэтому можно сказать, что образование начинается с формы. А если посмотреть на жизнь взрослых, то бессознательно убеждаешься в огромном значении формы в формировании отношений с предметом. Что уж говорить о детях — они еще не умеют разделять форму и содержание, и когда читают философию, быстрее нас, взрослых, согласятся с Гегелем, сказав, что «форма — то же содержание».
Портрет учителя и его поведение — это образ человека, каким он должен быть — это первое восприятие детьми личности учителя. Содержание этого образа включает, как один из своих компонентов, образ отношения к жизни. Именно этот элемент придает личности учителя силу педагогического фактора. Дети видят, слышат, наблюдают, оценивают, понимают, анализируют поведение, демонстрируемое учителем. Это инициирует активное сравнение отношений к людям, работе, деньгам, книгам, природе, обществу, которые ребенок уже знает и видит из своей семьи и микросреды.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
В. Субъективные и объективные факторы воспитания. Воспитательная макросреда и микросреды.
Человек формируется и развивается под воздействием внешних и внутренних, общественных и природных, организованных и стихийных сил. Все с чем он соприкасается накладывает определенный отпечаток на его сознание и поведение, духовный облик.
Объективным фактором воспитания является окружающая нас действительность, весь общественно-экономический строй нашего общества. К объективным факторам относятся:
1) Материально-техническая база общества.
Воспитание достигнет цели, когда оно соответствует уровню развития производительных сил. Задачи и содержание воспитания определяются с одной стороны потребностями народного хозяйства в высококвалифицированных специалистах, а с другой интересами молодежи, участием в производительном труде.
2) Общественные отношения.
Под общественными отношениями мы понимаем идеологические, политические, правовые, нравственные, эстетические и др. отношения связанные с духовной жизнью. Основываются на социальном равенстве, национальном равенстве, равноправии мужчин и женщин, отношениях дружбы и взаимопомощи.
4) Естественная /природная/ среда.
5) Наследственные задатки.
Наличием наследственных различий можно объяснить то, что, вырастая в одной и той же среде и получая одинаковое воспитание, люди отличаются друг от друга, по разному ведут себя, относятся к труду, коллективу, семье и т.д. Объясняется это тем, что человек не только продукт социального окружения, но сам активно воздействует на окружающую среду. В процессе деятельности люди изменяют природу, социальные условия жизни, а вместе с тем и себя. Субъективные Факторы складываются, как отражение назревших потребностей нашего общества и определяются объективными условиями жизни и деятельности людей, однако обладают относительной самостоятельностью. От них во многом зависит реализация возможностей, которыми располагает наше общество
К субъективным факторам относятся:
1/ Воспитательная деятельность партий и государства;
2/ Детские и молодежные организации;
3/ Общеобразовательная и профессиональная школа;
4/ Культурно-просветительные и внешкольные учреждения;
5/ Средства массовой информации.
Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешней осуществляется развитие и формирование личности.
Дата добавления: 2014-11-24 ; просмотров: 466 | Нарушение авторских прав
Что можно отнести к субъективным факторам воспитания относятся
— кандидат социологических наук, директор научно-исследовательского центра проблем обычного права
Факторы, влияющие на воспитание, следует понимает как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности.
Ю.К. Бабанский классифицировал факторы воспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые [2]. В.Н. Турченко выделяет субъективные и объективные факторы, понимая под субъективным фактором данного процесса проявление субъективных качеств людей (знаний, оценок, установок, моральных и политических воззрений, способностей, личных психических свойств) в их практической деятельности, оказывающее существенное влияние на ход этого процесса [3]. В трактовке Н.В.Бордовской и А.А.Реана факторы воспитания подразделяются на объективные и субъективные [4]. А.В. Мудрик выделяет факторы воспитания макро-, мезо-, микроуровней и мегафакторы, отражающие космо-психобиологическую природу человека [5]. По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, таких групп три. Подобная разногласица в классификации факторов не случайна. Она свидетельствует не только и не столько о разнице в подходах к их анализу ученых различных научных школ. В большей мере это говорит о неразработанности данной научной проблемы. Во многом это следствие того, что советская педагогика в оценке всех факторов, влияющих на развитие человека и формирование его личности, опиралась на марксистско-ленинское учение о социальной сущности человека. Марксистская концепция развития исходила из того положения, что ведущей и определяющей в развитии и формировании человека является социальная среда [2;37]. Смена данной парадигмы в оценке роли и места факторов воспитания в условиях деидеологизации и полипарадигмальности педагогической науки, когда воспитанию в 90-е годы отводилась вспомогательная роль, вызвала серьезные мировоззренческие трудности. Эти трудности были вызваны пониманием человека как психобиологической сущности и восприятием многими учеными тактических целей деидеологизации, вымывающей идеологию и ценности из структуры социума в качестве объективного, социально необходимого процесса.
Совершенно очевидно, что влияние современных факторов воспитания наиболее действенно в области духовной и психической составляющей личности человека, а структура духовности личности наиболее уязвима к культурно-информационному воздействию.
В марксистской трактовке воспитательных факторов приоритетна социальная среда. Роль наследственности сводится к передаче определенных задатков, которые актуализируются воспитанием и обучением [2;37-38].
Современное знание вносит в справедливость такого понимания существенные коррективы. Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания на:
— объективные и субъективные;
— внешние и внутренние;
— управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро, мезо- и микроуровням.
На основе такого деления можно сконструировать совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности.
Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности
Основой систематизации представленных факторов являются уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы:
в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;
На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К ним относятся цикличность развития природы и общества, смена дня и ночи, годовой погодный цикл, связанный с ним цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в или режиме, периоды наибольшей и наименьшей активности человека, влияние солнечной активности и лунных циклов.
Характер воздействия данных факторов предполагает адаптацию к ним человеческого общества, его систем и человека в системе существующих координат. Попытки управления человека данными факторами (орошение пустынь, осушение болот, влияние на климат и т.п.) нередко приводят в последующем к экологическим катастрофам.
На макроуровне группы государств, государство, его институты порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:
— внутренние (состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим, социальная политика, наличие природных ресурсов, качество людского материала и др.);
— внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.).
К мезофакторам относятся возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих общество в целом, этносы и крупные социальные группы систем. К ряду систем данного уровня общности относится и система воспитания патриотизма военных кадров. В качестве внешних факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры общности данного уровня и т.д.
Личность формируется в конкретной социальной среде и активно влияет на состояние микросреды, является частью факторов, изменяющих ее.
К объективным факторам воспитания, которые порождает сама личность, относятся: генетическая наследственность; состояние здоровья человека; обстоятельства его биографии; социальный опыт; этнокультурная традиция; профессиональный и социальный статус.
Группу субъективных факторов составляют: психические особенности; мировоззрение; ценностные ориентации, внутренние потребности, интересы.
Человеческий фактор является совокупностью сущностных сил, качеств, способностей, физических и духовных возможностей человека, реализующейся в их деятельности преобразующей общество и его системы. Человеческий фактор представляет собой сложное структурное образование. По мнению А.И. Сацуты, с учетом причинно-следственных связей и зависимостей, составляющих основу общественных отношений и человеческой жизни, его взаимосвязанными компонентами являются: потребности, интересы, убеждения человека; физические и социальные качества; навыки и умения; целенаправленная деятельность [6;7].
Микросреда, как производственные, социокультурные, семейно-бытовые объединения людей, испытывает на сильное действие указанных человеческих факторов и, вместе с тем, детерминирована воздействием факторов мега- и макроуровней.
Вследствие этого факторы данного уровня несут на себе их отпечаток.
Одни из факторов микроуровня являются объективными: социальная функция объекта; ресурсы микросистемы; конкретный ландшафт; характер поселенческой общины; этнический состав; профессиональная ориентация; социальная и культурная принадлежность и т.п. К субъективным факторам микроуровня можно отнести: систему отношений микросистемы с социумом; социальный статус; ценностные ориентации и социально-групповые интересы; систему воспитания членов микросистемы; общественное мнение и настроения.
Совокупность факторов различного уровня оказывает воздействие на мезосистему патриотического воспитания офицеров. К воздействию факторов высших уровней и детерминирующих систем она адаптируется путем реорганизации или самоорганизации.
Неуправляемые факторы микросреды и личностного уровня система учитывает в процессе функционирования, минимизируя их возможные негативные последствия, управляемые факторы трансформируются в социально целесообразном направлении.
Учет каких факторов наиболее значим для поддержания эффективности системы воспитания военных кадров? По мнению автора, приоритетны факторы общегосударственного макроуровня, формирующего заказ системе на воспитание офицера и определяющего направленность воспитания. В силу особенностей функционирования общественного сознания для его восприятия такой заказ должен быть обозначен публично и поддержан государством. В соответствии с ним оптимизируются компоненты выполняющей такой заказ системы.
Каждый объект воспитания, одновременно являющийся активным субъектом процесса воспитания, как правило, этноидентифицирован и относит себя к определенной социальной группе. Это придает связанным с этим факторам особую значимость, поскольку человек конкретное воспитательное воздействие через призму этнических и социально-групповых интересов.
Исторический, социальный и педагогический опыт ХХ столетия стал для России великим и трагическим по своим последствиям экспериментом, доказавшим негативную роль неучета факторов, действующих в сфере воспитания.
1. Большая советская энциклопедия в 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия. 1977. Т. 23. С. 194.
2. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1989. С. 36.
3. О методологических проблемах общественных наук / Под ред В. Матвеенкова. Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1969. С. 131.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. С. 33.
5. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2000. С. 417.
6. Сацута А.И. Человеческий фактор и его роль в совершенствовании социализма и укреплении Советских Вооруженных Сил. М.: ВПА, 1988. С. 7.