Что можно воспитывать на уроках литературного чтения
Воспитательные возможности уроков литературного чтения
Воспитательные возможности урока литературного чтения.
Нечепаева Светлана Анатольевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 101»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения так говорит об образовательной области литературное чтение:
1. Примерная базисная программа учитывает основные традиционные подходы к содержанию литературного образования младших школьников, кроме того учитель может сам стать автором программы
2. Одна из целей изучения литературного чтения это формирование читательской компетентности учащихся:
— овладение техникой чтения,
— приёмами понимания прочитанного и прослушанного,
— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
— сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
3. Из этой цели вытекает, что уроки литературного чтения призваны внести существенный вклад в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности.
4. Одним из требований к результатам обученности по предмету выступает умение работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности
В «Пояснительной записке» литературное чтение называется одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с изучением русского языка он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения предмета «Литературное чтение» обеспечивает результативность обучения по другим предметам в начальной школе.
Основные разделы «Содержания курса»
Раздел «Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений» описывает опыт творческой деятельности учащихся, который воплощается в интерпретации текста литературного произведения:
устное словесное рисование,
знакомство с разными способами работы с деформированным текстом,
изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по анологии),
создание собственного текста на основе картин репродукций художников,
создание собственного текста на основе личного опыта
Образцы учебной деятельности школьников
чтение «вслух» и про себя
формы чтения : чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе, коллективное и совместное чтение, хоровое и индивидуальное чтение, продолжение чтения
виды чтения : ознакомительное, выборочное, поисковое, детальное прочтение, перечитывание
эмоциональный отклик на прочитанное
составление планов, схем, закладки, выписки
вопросы и ответы по тексту
коллективная драматизация художественных произведений
реконструкция текста (досказывание, дописывание)
игры с исполнением (смена ролей)
работа с текстом с его структурой и композицией, с содержанием и описанием персонажей, с языковыми средствами (средствами выразительности)
Примеры проверочных заданий
прочитай вслух, назови героев произведения, расскажи, что с ними произошло
прочитай текст про себя, ответь на вопросы
найдите среди предложенных книг знакомую вам книгу
расскажи свою любимую сказку, чем она тебе нравится
назови несколько стихотворений, которые ты сможешь прочесть наизусть, назови их авторов, прочти одно из стихотворений
прочти наизусть своё любимое стихотворение А.С.Пушкина
назови несколько произведений, которые ты прочитал, назови их авторов
назови своего любимого героя, хочешь ли ты быть на него похожим?
прочитайте и перескажите русскую народную сказку, пользуясь иллюстрациями к ней
прочитайте рассказ, перескажите его по плану
рассмотрите предложенные учителем книги, отберите из них справочную литературу
Рекомендуемые критерии оценивания
индивидуальный прогресс в совершенствовании способов чтения
индивидуальный прогресс в выразительности чтения
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом
интерес к чтению художественной и нехудожественной литературы, расширение списка прочитанного
индивидуальные предпочтения в круге чтения
Анализ – это открытие уникальных и
поражающих ценностей там, где мы их
нравственный потенциал произведения сам не переходит во внутренний мир читателя – нравственные ценности «впаяны» в художественный текст, а не впрямую сформулированы и извлекаются в процессе читательской деятельности, целенаправленных вопросов учителя
психологи утверждают, что уже в семь лет у ребёнка могут сформироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста. Осмысление содержания, а главное уже в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом.
Современные педагогические технологии, используемые на уроках литературного чтения в 4 классе «Б»
гуманно-личностная технология Ш.А.Амоношвили
технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
природосообразное воспитание грамотности по А.М.Кушниру
технология саморазвития по М.Монтессори
общие основы развивающего обучения
личностно-ориентированное развивающее обучение
Классификация методов обучения, применяемых на уроках литературного чтения в 4 классе «Б»
По способу предъявления по степени самостоятельности
Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения
Нравственное воспитание школьников на уроках литературного чтения
— Формирование нравственных представлений и нравственных качеств ребенка в 1 классе
— Накопление опыта нравственных отношений на уроках литературного чтения во втором классе
— Воспитательное значение стиля отношений педагога с детьми на уроках литературного чтения в третьем классе
— Формирование личности школьника в условиях классного коллектива в четвертом классе
Выполнила учитель МОУ «КСОШ №7»
Терешкина Регина Артуровна
В современной России подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующимися реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. В условиях острых политических, экономических, идеологических и национальных противоречий возрастает роль нравственности как основы безопасности личности, общества и государства. Нравственность регулирует отношения людей в обществе. Замена духовных приоритетов материальными особо губительно сказалась на нравственном здоровье общества. Больше всего пострадало подрастающее поколение. В результате информационного воздействия дети уже не рассматривают труд как средство обретения материального благополучия и внутреннего удовлетворения. Все хотят быть богатыми, но никто не хочет работать. Героями становятся кинозвезды, бандиты, сумевшие разбогатеть в одночасье. Безнравственная и даже преступная основа такого обогащения мало кого из школьников волнует. Образцом для них служит наглое, агрессивное поведение, ощущение вседозволенности. И это неслучайно. Наши дети живут в зоне информационного отравления. Духовное и творческое оскудение в такой ситуации неизбежно.
Необходимо менять такую ситуацию. Исходя их этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер «вечных ценностей» и идеалов человека, а с другой – целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.
Какова же роль учителя в развитии нравственных качеств учеников?
Учитель должен создать в классе нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования коллектива и личности. Я решила, что помочь в воспитании детей мне сможет книга. А точнее уроки литературного чтения. Уроки чтения – это возможность помочь каждому ребенку лучше узнать себя, мир, который его окружает, научить сочувствовать, переживать, думать. Читая произведения, дети вступают в общение с писателями, чей опыт представляет огромную ценность в формировании человеческой личности. Работа с книгой, освоение чужого опыта поможет мне совершенствовать нравственные способности детей. Чтение скорректирует и усовершенствует духовные запросы моих учеников.
Формирование нравственных представлений и нравственных качеств ребенка в первом классе
Одной из задач в формировании личности является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Мы часто говорим : « Книга – это открытие мира». Действительно, ребенок, читая, знакомится с окружающим миром, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями и неудачами. Художественное слово воздействует на сознание ребенка, на его чувства и поступки. Слово может окрылить ученика, вызвать желание быть лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Первоклассники прежде всего должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так добрый человек будет всегда чутким, отзывчивым, справедливым. А справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло. У семилетних детей имеются представления об основных категориях нравственности: о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны. Поэтому учителю надо знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. В «Азбуке» под редакцией и в учебнике «Литературное чтение» много произведений, которые посвящены воспитанию у детей доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. В учебниках содержатся литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения, тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за страну.
В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями происходит перенос эстетических и нравственных открытий в жизненный опыт. Произведения подобраны таким образом, чтобы дети поняли, почему люди должны быть внимательными друг к другу, почему важно прийти на помощь, когда кто – то в ней нуждается. Важно, чтобы ребенок понял, что доброе дело надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая у детей добрые чувства, необходимо у них вызывать нетерпимое отношение к полярным качествам: жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. Необходимо привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать животный и растительный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. При работе с текстами следует избегать постановки вопросов, требующих механического воспроизведения текста. Нужно задавать вопросы, направленные на выявление нравственной основы произведения. Самое главное – выявить отношение первоклассников к прочитанному, предложить им высказать свое мнение. Обоснование своего ответа заставляет ученика вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа.
Необходимо и как можно чаще вспоминать о личном опыте ребенка. Там, где это целесообразно и вытекает из хода обсуждения произведения, следует поговорить с детьми об организации практических дел. В практической деятельности нравственные качества будут уточняться и укрепляться. В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране живой природы. Зимой – организовать подкормку птиц, привлекать детей к уходу за комнатными растениями, учить заботиться о домашних животных. Чтение произведений на нравственные темы должно проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Характер бесед не должен быть назидательным, поучительным, не должен подводить детей к готовым выводам, необходимо, чтобы дети больше размышляли сами. Эмоциональный настрой учителя тоже играет важную роль. Учитель голосом, мимикой, интонацией показывает ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам. Чтение вслух учителем сопровождается коллективными переживаниями, сплачивает детей. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у детей определенного отношения к прочитанному.
Накопление опыта нравственных отношений на уроках литературного чтения во втором классе
Со 2 класса я стала проводить занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» На этих занятиях мы учились общаться, разговаривать, дружить, уважать друг друга.Эти занятия помогли детям лучше узнать себя, понять свое настроение, чувства. Дети научились рассказывать о себе, поняли, что не надо стесняться своих чувств, необходимо научиться управлять ими. У учеников окрепла вера в свои силы, в свои возможности. Но и этих занятий было недостаточно, чтобы донести до детей сущность человеческих отношений.
Работа над накоплением опыта нравственных представлений продолжилась и на уроках литературного чтения К.Д. Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении»Учитель, используя тексты для чтения, может расширять представления детей о подлинном товариществе и верной дружбе, о необходимых для этого качествах, показать детям, то мешает дружбе. Подбор художественных произведений для чтения осуществлен таким образом, что на их основе можно развивать нравственную культуру во взаимоотношениях второклассников. Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое. Вопросы для обсуждения предлагаемых произведений углубят понимание детьми поступков героев, их оценку.
Этические беседы, проводимые на основе этих произведений, вызывают обычно большой интерес у детей, если они затрагивают отношения ребенка с близкими, с товарищами, если учитель поднимает вопросы об ответственности человека перед людьми, Родиной, миром природы. Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов способствует, таким образом, не только уточнению нравственных представлений, но и расширению жизненного опыта детей. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно учатся выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиции нравственных норм. Очень важно не только обращать внимание детей на проявление добра и зла, но и воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение литературного героя для второклассника нередко служит эталоном, по которому он оценивает поведение своих товарищей и свое собственное. В воспитательном отношении очень важно заинтересовать ребенка той «нравственной проблемой», которая заключена в рассказе, сказке, стихотворении. В связи с тем велика роль выразительного чтения самого учителя, от которого во многом зависит восприятие ребенком произведения. Направленность вопросов, подведение итогов, обучение прочитанного произведения должны будить мысль ребенка, быть проблемными. Это значит, что под руководством учителя дети сами должны разрешить поставленный вопрос, вывести правило, а не получить решение в готовом виде. Разбор произведений должен обеспечить единство знаний и чувств ребенка, на уроке должна быть создана такая обстановка, которая бы побуждала ребенка пережить прочитанное.
Воспитательное значение стиля отношений педагога с детьми на уроках литературного чтения в третьем классе
В третьем классе возрастает объем учебного материала. Увеличивается количество домашних заданий. Становится более серьезными требования к самостоятельности детей. Огромное значение имеет стиль отношений, который складывается на уроке между учителем и детьми. Третьеклассники уже подвергают анализу свои отношения с учителем, по – своему оценивают их. Стиль отношений педагога к детям создает благоприятный или неблагоприятный микроклимат урока, определяет настроение ученика, заставляет его радоваться, огорчаться, испытывать страх, гордость.
В основе гуманистического стиля отношений лежит безграничная вера в возможности ученика, опора на положительное в ребенке. На уроках учитель подвергает моральной оценке поведение школьников, их взаимоотношения. Основная функция моральной оценки – ориентировать детей в том, как они поступают: хорошо. Плохо, достойно, недостойно, нравственно или безнравственно. С помощью оценки выясняется, какие отношения являются правильными, какие нет. Оценка учителя служит основой для формирования самооценки детей. В третьем классе углубляются имеющиеся у детей представления о доброжелательстве и справедливости в отношении с людьми, о дружбе и товариществе. В третьем классе учителя волнует вопрос о том, как использовать нравственные представления о жизни в своем поведении. Учитель не только обращает внимание дна проявление тех или иных качеств, но и работает с ними над определением соответствующих понятий.
В 3 классе была продолжена работа по УМК «Все цвета, кроме черного». Курс назван «Учусь понимать других». На занятиях дети учились разговаривать с людьми, преодолевать трудности в общении, понимать друг друга без слов, учились дружить. В третьем классе формируются навыки общения, появляется интерес к тому, что чувствуют и думают другие дети, как они выражают чувства, учатся оценивать поступки других людей. Эти занятия очень тесно переплетаются с уроками литературного чтения. Как и на уроках чтения на занятиях кружка дети изучают такие нравственные понятия, как совесть. Справедливость, добро и зло. В своей практике я не переношу моральную оценку(положительную или отрицательную) на личность ребенка в целом, оцениваю поступок, а не личность ребенка. На уроках применяю требования и стимул и оценку, что во многом определяет эффективность работы по нравственному воспитанию. Младший школьный возраст самый благодатный для воспитателя. Ребенок сам готов идти навстречу нашим требованиям, он хочет быть хорошим. Уметь объяснить, что нужно делать и как выполнять то или иное задание учителя, не ущемляя чувства собственного достоинства ребенка – необходимое условие для формирования нравственных качеств. Учитель должен строить отношения с детьми на доверии, тактично, опираться на лучшие, положительные качества учащихся, не проявлять грубости и нетерпимости. Создать атмосферу радости от совместного общения, выполнения дела.
К нравственному просвещению необходимо подключить чувства и переживания детей. Читая сказку, рассказ учитель интонацией подчеркивает переживания героев и обращает внимание на переживание ситуаций. Он просит детей рассказать, что они переживали, когда читали то или иное место произведения, что переживают, вспоминая рассказ. Если произведение произвела на детей сильное впечатление, обсуждение его можно отложить до следующего урока, чтобы дети глубже прочувствовали прочитанное. Надо стремиться к тонкому пониманию учащимися поведения литературных героев, не только их поступков, но и чувств, переживаний, а также причин, лежащих основе этого произведения. Анализ причин позволяет подвести ребенка к более глубокому пониманию психологии героев. Тексты для чтения дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную сторону взаимоотношения людей. В учебнике 3 класса каждый раздел программы раскрывают систему нравственных понятий: «Авторские сказки», «Басни», «Братья наши меньшие», «О совести и долге»
Формирование личности младшего школьника в условиях классного коллектива в четвертом классе
Коллектив должен дать каждому ребенку чувство защищенности от несправедливости и обиды, сознание, что он нужен коллективу. Воспитание коллективизма в ребенке предусматривает воспитание у него личной ответственности за собственное поведение, за выполнение учебных обязанностей.
Важнейшим средством формирования нравственных понятий остаются уроки чтения. На уроках чтения продолжается формирование дружеских взаимоотношений в классе. Искать повод для воспитательного влияния не приходится, школьная жизнь их дает каждую минуту. Вот что – то не поделили лучшие друзья, вот Маша злорадствует по поводу неудачного ответа своей подружки, Влад требует у товарища деньги за подаренную ранее игрушку. Наблюдения за детьми показывают целенаправленность работы по сплочению коллектива, разъяснение таких понятий, как «друг», «дружба», «забота о друге». Повод для беседы помогают найти и литературные произведения. Работая по формированию гуманных взаимоотношений, учитель должен знать, что наряду со знанием норм поведения в обществе и доказательств их сообразности и значимости, которые ученик получает в ходе этических бесед, необходимо активное использование этих норм в жизни.
Важно создать такие условия, чтобы дети сами были инициаторами добрых дел, проявляли заботу о ближних, о слабых, заботились о животных. Словесные формы воспитательного воздействия должны постоянно сочетаться с посильными эмоциональными заданиями, всякое дело должно быть окрашено эмоциональными переживаниями, в этом случае создаются условия для формирования убеждений .
В школьном коллективе учатся и общаются рядом друг с другом девочки и мальчики, будущие мужчины и женщины. Воспитание в мальчиках рыцарской заботы, чтобы любое проявление грубости, неуважение к девочке вызывало протест и осуждение коллектива – необходимое условие, чтобы мальчики выросли настоящими мужчинами. Иначе проявляется чувство «заботы» у девочек, у них больше мягкости, нежности, женственности. Воспитывая в девочках и мальчиках гуманные чувства нельзя упускать из виду специфику воздействия.
На уроках литературного чтения в 4 классе могут быть использованы самые разнообразные виды, формы и приемы работы с текстом. Многие из них окажутся знакомыми детям, но теперь их применение должно соответствовать усложнившейся форме и содержанию читаемых произведений, возросшему уровню программных требований и возможностям учащихся. Произведение, вынесенное на урок, должно быть изучено так, чтобы дети усвоили как можно полнее заключенное в нем содержание. Произведение должно оказать на ученика нравственное, эстетическое, речевое влияние, должны быть задействованы интеллектуальные и эмоциональные силы ученика. Все эти цели могут быть достигнуты лишь при учете особенностей всего класса и отдельных его учеников, уровня подготовленности, начитанности, а также педагогической позиции самого учителя.
Никогда нельзя считать работу по нравственному воспитанию законченной, но некоторые итоги уже можно подвести. В процессе чтения ученики развиваются как личности, у них формируется интеллект и общая культура. Учащиеся читают литературные произведения, воспринимая их как произведения искусства, одновременно у них совершенствуются навыки чтения, обогащается речь, формируются навыки работы с книгой. Я считаю, что дети используют чтение как средство своего развития, совершенствования нравственных качеств. Освоение литературных произведений сочетается с творчеством учащихся, развитием их эмоционально – нравственной сферы, обогащением духовного мира. Кружковая работа по УМК «Все цвета, кроме черного», воспитательная программа, по которой я работаю, и, конечно, уроки литературного чтения помогают решать задачи по нравственному воспитанию школьников. (Внеурочная работа описана в программе «Наша дружная семья – 26 Я») Если учитель может иметь такое большое влияние на умы и души учеников, то имя его звучит гордо!
Выступление «Воспитательные возможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации
Воспитательные возможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации
Слайд 1 Доброе утро, уважаемые коллеги!
Слайд 3 Обращу ваше внимание на актуальность темы моего доклада: современное подрастающее поколение формируется в достаточно сложных социальных условиях смены ценностных ориентиров, реформирования общества. При этом зачастую родители учащихся младших классов сверх меры заняты на работе или, наоборот, испытывают стресс в результате ее потери, что, увы, не способствует укреплению семейных связей. Нам с вами, коллеги, хорошо известно, что такая непростая ситуация рождает проблемы во взаимоотношениях ребенка и внешнего мира, провоцирует внутренние конфликты еще не сформировавшейся личности, трудности социализации и адаптации. В этих условиях тем более возрастает значение воспитательной функции начальной школы. Особую роль при этом играют уроки литературного чтения.
Слайд 4 Как известно, одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых является культура. При этом литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства. Именно этот вид искусства и является предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания.
Вероятность достижения воспитательных целей при изучении литературы объясняется высочайшим нравственным потенциалом и двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение».
Но сами собой нравственные знания и тем более ценности не «перетекают» в душу ребенка. Они должны быть добыты им самим в результате осмысленного чтения и эмоционального восприятия художественных текстов, изучаемых на уроках.
Слайд 6 Нелишним будет напомнить, что на уроках литературного чтения воспитательная функция реализуется не отдельно, обособлено, а в единстве с образовательной, обучающей. Воспитательное воздействие в значительной степени зависит от степени сформированности у детей механизма чтения, умений работы с разными видами текстов и навыков их анализа, от уровня психоэмоционального развития учащихся.
Одной из приоритетных задач курса «Литературное чтение» является: формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка.
Слайд 7 В число программных произведений входят классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты. Все произведения отобраны по двум основаниям: высокому уровню художественности и значимости их нравственного потенциала.
В таблице, представленной на слайде, сгруппированы входящие в курс литературного чтения произведения, и основные нравственные понятия, которые воспитываются на их основе.
Читая и анализируя произведение в процессе педагогически верно организованных обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире; осмысливает нравственные образцы и «примеривает» их на себя.
Слайд 9 Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.
Огромную роль играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов осмысления нравственных ценностей и сопереживания, поскольку как в постижении художественного текста, так и в деле нравственного развития учащихся особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.
На уроках литературного чтения происходит осмысление и эмоциональное принятие учащимися основных нравственных качеств человека, характеризующих его отношение к гражданским ценностям, к Родине, ее культуре, народу, природе и традициям; к добру и злу; к другим людям и к себе; стремление человека к добру и справедливости.
Слайд 11 Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.
Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:
1. Первоначальные представления о нравственной норме.
3. Эмоциональное принятие.
4. Воплощение в слове (вербальный уровень).
5. Воплощение в поступке (социальный уровень).
Особая ценность литературного чтения заключается в том, что все эти уровни, начиная с самого первого, ученик-читатель проходит самостоятельно. Даже нравственные ценности ребенок извлекает из текста при его анализе, а не получает от учителя. Поэтому важнейшей стороной работы учителя является обучение ребенка анализу текста.
Слайд 13 Очень важно, что в процессе этой деятельности происходит интенсивное общее и гуманитарное развитие ребенка, поскольку он «думает, чувствует, догадывается, воображает» (С. Я. Маршак).
Слайд 14 Это очень важно для нравственного воспитания и для жизни ребенка. Как говорил Л. Н. Толстой, «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Эта мысль великого писателя и педагога особенно важна сегодня, в эпоху перемен, когда перед школой поставлена задача воспитать человека, «способного к инновационному поведению».
Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения», чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в культуру?
Слайд 15 Модель современного урока литературного чтения включает в себя следующие формы организации учащихся:
разные виды анализа текста
Результат: учащиеся должны получить:
навыки анализа художественного текста
навыки создания собственного текста
Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети: Слайд 16
думали над прочитанным;
оценивали их поступки;
осмысливали их проблемы;
соотносили их жизнь со своей жизнью;
старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Итак, как я уже упомянула ранее, духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения и урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Уверена, что у каждого учителя начальной школы есть множество творческих дел, организуя которые, он учит своих ребят делать общее интересное всем дело, быть ответственными, строить свои отношения с товарищами по человеческим законам доброты, заботы, взаимопомощи. Творческий характер этих общих дел развивает способности, заложенные природой в каждого ребенка, делает его и в будущем не только потребителем культурных ценностей, но и создателем их, закладывает фундамент самовоспитания на великих нравственных человеческих правилах и ценностях.
Слайд 17 Очень популярны у моих детей всевозможные творческие проекты, такие как создание диафильмов, сборников любимых сказок и стихов, кроссвордов, иллюстраций к изученным произведениям, макетов декораций к спектаклям.
Я наблюдаю, как на моих уроках литературного чтения дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Безусловно, нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Из этого тезиса я исхожу при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока литературного чтения. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность, то есть мотивировать.
На своих уроках я использую различные способы развития мотивации: Слайд 18
Организация образовательного процесса. Здесь важны:
– новизна, практическая значимость подаваемого материала;
– логичное, яркое, контрастное выступление;
– ритмичное чередование видов деятельности;
– опора на индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, выпуск газет, виды коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Ситуация успеха. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Таким образом, мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
В своей практике использую следующие личностно-развивающие ситуации: Слайд 21
проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
Слайд 22 На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал. Вхождение в роль персонажа позволяет ребенку легче понять чувства героя, осознать мотивы его поведения, он сможет взглянуть на все события, на других героев глазами персонажа. Для воспитания эмоциональной чуткости полезно использовать перевоплощение не только других людей, но и в животных, и в вещи.
Для развития эмоциональной восприимчивости важно побуждать детей вслушиваться в свои собственные переживания. В этом помогают вопросы следующего плана:
— «В какой момент ты больше всего переживал за героя?»
— «Что ты почувствовал после прочтения рассказа?»
Понимать настроение других, по внешнему выражению обучающихся учит изобразительная деятельность. Именно словесное рисование, которое предполагает воспроизведение картины с помощью слов, повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Словесные картинки следует рисовать к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла произведения.
Итог урока предлагаю подвести самим учащимся, отвечая на вопросы учителя. Это позволяет мне избежать лишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний. Там, где это целесообразно, предлагаю детям организовать практические дела, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.
Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.
В учебниках по литературному чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача учителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.
Слайд 23 Отмечу большое воспитательное влияние, которое оказывают на детей сказки, произведения фольклора, басни. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную высокой нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, былины. Нравственный смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать нравственным заповедям, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.
Слайд 24 Итак, уважаемые коллеги, обобщая вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что учитель, максимально используя воспитательные возможности на каждом уроке литературного чтения, а также эффективные методы и приёмы обучения и воспитания, решает задачи нравственного становления личности младшего школьника.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Уроки литературного чтения – богатый источник переживаний, личного интеллектуально – эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствуют созданию и обогащению картины мира учащегося, но и позволяют ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимание и вырабатывать оценку происходящему. Мыслительно-эмоциональный «перенос» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения или другим человеком.
Именно уроки литературного чтения в начальной школе обладают высоким воспитательным потенциалом, ведут ребенка по ступенькам познания, помогают ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира, обогащают его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.