Что можно воспитывать на занятиях
Воспитательные задачи.
Галина Савка
Воспитательные задачи.
Итак, что же мы можем воспитывать (по принципу от простого к сложному):
Доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.
Желание выполнять физические упражнения на прогулке (и не только).
Отрицательное отношение к жадности, грубости.
Внимательное отношение и любовь к родителям, близким людям.
Интерес к труду взрослых.
Бережное отношение к растениям и животным.
Бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Интерес к физическим упражнениям, активность в самостоятельной двигательной активности.
Вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим.
Опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
Желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
Уважение к людям знакомых профессий.
Желание оказывать помощь взрослым, бережное отношение к результатам их труда.
Интерес к жизни и труду взрослых.
Исследовательский интерес, чувство радости при удавшейся постройке.
Умение слушать новые сказки, рассказы стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво.
Желание принимать участие в праздниках.
Опрятность, привычку следить за своим внешним видом, привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Потребность быть здоровым.
Самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
Скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, смелым и сильным.
Уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Любовь к родному краю.
Стремление быть всегда опрятным и аккуратным.
Положительное отношение к труду, желание трудиться.
Бережное отношение к произведениям искусства.
Внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
Культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
Дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься, трудиться; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоя тельно находить общие интересные занятия.
Уважительное отношение к окружающим; скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность.
Чуткость к художественному слову.
Культуру поведения при посещении концертных залов, театров.
Чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
Привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расчёской, следить за своим внешним видом, быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
Умение действовать в команде.
Готовность выручить сверстника, умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, сверстников, справедливо решать споры.
Любовь к театру. Навыки театральной культуры.
Дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.
Заботливое отношение к малышам, пожилым людям; желание помогать им.
Сочувствие, отзывчивость, коллективизм.
Уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Уважение к защитникам Родины, к памяти павших воинов.
Трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, бережное отношение к окружающей природе.
Стремление быть полезным окружающим, умение радоваться результатам коллективного труда.
Уважение к людям труда, к труду сельских жителей.
Читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
С нетерпением жду ваших отзывов и ценных комментариев! Благодарю за внимание.
Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.
Воспитание на уроках в начальной школе
Людмила Сурикова
Воспитание на уроках в начальной школе
люби свою науку и знай ее, и ученики
полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь
их, но если ты сам не любишь ее,
сколь бы ты ни заставлял учить, наука
не произведет воспитательного
Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
В. А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями».Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания. выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».
Реализация воспитательногопотенциала содержания учебных программ достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.
Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.
В отличие от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения не вещи и явления реального мира, а абстрагированные от них количественные отношения и пространственные формы. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «. огромные развивающие возможности математики;. она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость.»
Основные воспитательныефункции предмета математики следующие:
— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.
На уроках математики формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Я предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.
Рекомендации! «Начальная школа» № 8. 2001 г. (задачи и беседы). «Сборник задач». М. В. Беденко. В этом сборнике обычные задачи, но в них вплетена хоть и любопытная, но не относящаяся к математической сути информация. Такие задачи выполняют двойную функцию — делают менее привычным вид задачи и расширяют кругозор ребенка.
Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, т. к. формируют у человека потребность в творческом труде.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
В последнее время особенно популярной становится идея не просто воспитания детей, а воспитание через искусство, через литературу.
Вот перед нами выпускник средней школы, не знающий ни одной пушкинской строки наизусть; вся программа средней школы осталась за кадром его сознания. А тексты, выученные в начальной школе, он помнит прекрасно. И зимнее утро, и зимний вечер, и зимняя дорога, и речка, одетая льдом все живет в душе.
Чувство восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.
Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов.
Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать.
Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.
Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.
Огромный воспитательный потенциал уроков поэзии мы видим в формировании эмоциональной культуры как одного из слагаемых культуры общения, которая в свою очередь, является компонентом культуры личности.
Рамки школьного урока благодатно расширяются при организации интересных внеклассных занятий, на которых дети проявляют себя, свободно высказывают свои мысли, учатся думать вслух, говорить, сравнивать. Такие занятия, как
«Утро в живописи, поэзии, музыке»,
«Цветы в живописи, поэзии, музыке»,
«Весна — праздник цветов и деревьев»,
«Праздник первого снега» и др.
приносят детям радость и надолго остаются в памяти.
Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция.
Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других.
Если его подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если он растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если он растёт в безопасности, он верит в людей.
А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе Муниципальное казённое образовательное учреждение «Заковряжинская средняя общеобразовательная школа» «Развитие мелкой моторики руки.
Консультация «Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках в начальной школе» » Борьба с усталостью и вниманием на уроках» Выполнила: Купранова Т. А. Учитель начальных классов У каждого человека бывают.
Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой.
Грамматические сказки на уроках русского языка в начальной школе «Как части речи решали, кому править страной Морфологией» На уроках русского языка для повышения познавательного интереса я использую грамматические сказки Сказка о том, как части речи решали,.
Игровая деятельность на уроках в начальной школе Тема выступления: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». «В игре.
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют.
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих.
Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов. Компетентностный подход — это.
Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Конструктор LEGO на уроках мы начали активно применять.
Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе Эпиграф Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. Роберт Риклефс.
Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать
Гульнара Курбанова
Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать
С 1 сентября 2021 года детские сады начали работать по рабочей программе воспитания.Возникла проблема: не все педагоги понимают, какие воспитательные задачи они решают в ходе конкретного вида образовательной деятельности с детьми и как их сформулировать, чтобы они не совпадали с обучающими и развивающими задами. При этом педагоги должны соблюдать дидактические принципы, один из которых — принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач образования детей дошкольного возраста. То есть педагогам необходимо планировать образовательную деятельность и решать все три группы задач комплексно.
В чем особенность обучающих задач
Обучающие задачи отвечают на вопрос: чему учить детей на конкретном возрастном этапе. Однако чтобы сформулировать данную группу задач, вместо глагола «учить» лучше писать «способствовать», «приобщать», «формировать».
Формулировка обучающей задачи зависит от характера занятия, которое планирует педагог. Это может быть занятие по новой теме, на котором педагог сообщает детям новые знания, тренировочное или итоговое занятие.Также важно учитывать вид занятия: традиционное, комплексное, интегрированное.
Обучающие задачи могут быть направлены, например, на то, чтобы вовлечь детей в активный познавательный процесс, организовать индивидуальную и групповую формы деятельности детей, выявить умения детей работать самостоятельно. Поэтому и формулировки будут соответствующими.
Одни обучающие задачи педагог решает по ходу занятия по умолчанию. Например, формирует умения, расширяет представления детей. Чтобы решить другие обучающие задачи, педагог использует дидактические средства. Например, объясняет с их помощью то, что во время обучающей ситуации нельзя наблюдать
Обучающие задачи занятий, бесед, разговоров, наблюдений, где педагог сообщает детям новое знание, можно формулировать так:
«Расширить знания о…»;
«Обогатить представления детей о…»;
«Систематизировать…» или «Совершенствовать…».
К этим задачам можно отнести формирование у детей представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, приобретение навыков в рисовании, лепке и т. д.
Обучающие задачи тренировочных или итоговых занятий можно формулировать так:
«Актуализировать знания детей о…»;
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение…»;
«Обеспечить возможность применить на практике полученные знания о…»;
«Расширить знания детей… через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности…»;
«Содействовать усвоению… (либо овладению);
Таким образом, для обучающих задач итогового занятия подойдут глаголы «закрепить», «обобщить», для тренировочного — «отработать», «совершенствовать», для сообщения нового материала — «расширить», «обогатить», «совершенствовать». Для одного развивающего занятия или образовательной ситуации необходимо формулировать не более двух-трех обучающих задач, чтобы они были выполнимыми.
Обучающие и образовательные задачи — не одно и то же
Понятие «образование» уже включает в себя «обучение» и «воспитание» (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому правильнее выделять три вида задач: развивающие, воспитывающие, или воспитательные, и обучающие, а не образовательные, как их называют некоторые педагоги. В методических разработках допустимо указывать две группы задач: образовательные и развивающие. Тогда образовательные задачи будут включать в себя и обучающие, и воспитывающие. Задачи должны указывать на изменения, которые произойдут с детьми после занятий.
Как определять развивающие задачи
Чтобы правильно сформулировать развивающие задачи образовательной деятельности, педагоги должны понимать, что такое развитие. Это индивидуальный процесс качественных и количественных изменений личности ребенка, который происходит на основе генетических или приобретенных свойств. Поэтому развивающие задачи отвечают на вопрос: что педагог будет закреплять, уточнять, как будет развиватьконкретные свойства и психические функции детей: мышление, память, воображение, внимание и т. д.
Понятие «задачи» в методических разработках педагоги могут заменять фразой «программное содержание»
Педагоги могут развивать у детей общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос, ритм, темп и интонацию речи, способность логически излагать свои мысли, способность быстро бегать, прыгать на одной, двух ногах. Также педагоги могут направить свои педагогические усилия на то, чтобы развивать у воспитанников интерес к предмету разговора, творческие способности, поисковую активность или стремление к новизне. То есть развивающие задачи могут быть самыми разными в зависимости от уровня развития у детей конкретных навыков и умений.
Педагог формулирует развивающую задачу в зависимости от того, насколько хорошо у детей сформирована та или иная функция или ее компоненты. Если у большинства детей в группе функция, над которой планирует работать педагог, еще не сформирована, то задачабудет начинаться со слов: «Начать работу по развитию…». Если функция недостаточно сформирована или нужно закрепить какой-либо навык, то формулировка будет звучать так:
«Продолжать развивать…»;
«Продолжать формировать…»;
«Способствовать развитию…».
Чем отличаются воспитательные задачи
Для одного занятия или образовательной ситуации формулируйте не более трех задач каждого типа
Воспитание — это специально организованное взаимодействие педагога и детей, которое направлено на то, чтобы духовно развивать дошкольников, помогать им накапливать социальный опыт, формировать у них личностные качества. В ходе решения воспитательных задач педагоги формируют у детей такие личностные качества, как трудолюбие, патриотизм, гражданственность, взаимоуважение, создают оптимальные условия для развития и саморазвития дошкольников, прививают им правила поведения в обществе, нормы морали, закона, бережное отношение к природе, окружающей среде, национальным традициям (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Воспитательные, или воспитывающие задачиобразовательной деятельности отвечают на вопрос: какие личностные качества педагог формирует у детей на данном этапе. Формулировка задач зависит от того, насколько хорошо у детей сформировано то или иное качество, над которым педагог работает.
Если качество у дошкольников не сформировано, то задачабудет начинаться со слов: «формировать…», «воспитывать…». Если качество недостаточно сформировано для возраста детей, то в формулировке задачиэто можно отразить так: «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать…» и их аналогами.
Чтобы закрепить умение правильно формулировать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, сначала проверьте себя с помощью тренажера. Распределите задачи ООД по типам. Также тренажер предложит вам готовые карточки с примерами фрагментов опорных конспектов познавательного цикла. Скачайте их и попросите ваших педагогов выполнить аналогичное задание в ходе консультации или семинара-практикума.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться,.