Что такое акция в библиотеке простыми словами
Библиотечные акции как эффективный способ продвижения книги и чтения
БИБЛИОТЕЧНЫЕ АКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ КНИГИ И ЧТЕНИЯ
Из опыта работы библиотек России
(консультация, информационный обзор)
Как привлечь новых читателей и напомнить о том, что помимо Интернета, телевидения по-прежнему существует книга, напомнить о себе населению часть которого, возможно, и не слышала о существовании библиотеки? Как привлечь внимание молодёжи к чтению, которая реагирует только на что-то яркое, интригующее?
Для этого библиотеки должны использовать не только наработанный за годы своего существования весь арсенал средств и методов работы, но и пробовать искать интерактивные формы подачи материала. Одна из таких форм – это различные акции.
Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели, поступок, замысел.
Чем же отличается акция от других форм массовых мероприятий?
Акция – это яркое комплексное мероприятие, вовлекающее большое количество людей, как правило, имеющее большую социальную значимость.
Чтобы придать важность акции, получить от неё не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо чётко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:
1. Понимание, каким должен быть результат (чёткая цель – чёткий результат);
2. Чёткий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
3. Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
4. Привлечение партнёров на взаимовыгодной основе;
5. Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
6. Состязательность (конкурсы, турниры);
7. Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т. п.);
8. Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.
В зависимости от поставленных целей, акции, проводимые в библиотеках, можно классифицировать на несколько видов:
· благотворительные (в помощь библиотекам, другим нуждающимся);
· в поддержку чтения.
Приведём примеры разных видов акций из опыта библиотек Российской Федерации за последние пять лет.
Магаданская областная библиотека имени проводит благотворительную акцию «Свои чужие дети» по сбору средств для детей-инвалидов и детей-сирот. Главная цель организаторов – помочь детям найти свою новую семью. В это благородное дело каждый магаданец может внести свою лепту: принести в подарок детям игрушки, книги, вещи, сделать денежные пожертвования.
В Сахалинской областной библиотеке проходит акция «Подари книгу невельской библиотеке». В г. Невельске открыто новое здание библиотеки и Министерство культуры Сахалинской области и Сахалинская областная библиотека обращаются ко всем неравнодушным
сахалинцам, кто сможет подарить невельчанам книги.
«Мы вместе» – так называлась акция, прошедшая во всех библиотеках Муниципального учреждения культуры Межпоселенческой центральной библиотечной системы Краснокамского района Пермского края для людей с ограниченными возможностями. Цель акции – оказание информационной помощи малообеспеченным гражданам, выход за пределы библиотек к инвалидам, детям, пожилым, чтобы сделать для них информацию более доступной. Во время акции каждая библиотека на своей территории выявляла людей (через ВОИ), которые желают читать, но из-за болезни не имеют возможности самим приходить в библиотеку. Библиотекари налаживали с ними контакт, выявляли их информационные запросы и после подбора необходимой литературы, выходили к инвалидам на дом. К каждой подборке прикладывалась издательская продукция библиотеки (закладки, буклеты), а так же небольшой сувенир на память. Многие из инвалидов стали теперь уже постоянными читателями библиотек через службу «Книга на дом».
Библиотеки г. Иркутска и Иркутская областная общественная организация инвалидов «Семейная усадьба» для детей с ограниченными возможностями провели благотворительную акцию «Дело доброе посеять». Желающим участвовать в акции нужно было принести в библиотеку любые канцелярские товары и принадлежности: альбомы, цветные карандаши, фломастеры, цветную бумагу, картон, клей, акварельные краски, пластилин и т. д. Подарки можно было сопроводить открытками со словами напутствия, ведь «доброе слово душу лечит». Все добровольные пожертвования были вручены детям и родителям из «Семейной усадьбы» на торжественном мероприятии, посвящённому Дню защиты детей.
«Миллион мелочью» – так называлась благотворительная акция, которую организовало содружество молодых специалистов «Кураж» Централизованной библиотечной системы г. Белово Кемеровской области. Главной задачей акции был сбор средств для специализированной школы-интерната № 36. В этом учреждении обучаются и проживают дети с умственной отсталостью и сложными дефектами в возрасте от 7 до 18 лет. Этому тёплому празднику были рады все, а особенно эти дети.
Детско-юношеская библиотека Республики Карелия стала организатором благотворительной акции «Тёплым словом – добрым делом», идея которой заключалась в том, чтобы дети из детского дома пос. Авдеево получили подарки к Новому году. В течение декабря библиотека принимала игрушки, вещи, канцелярские товары и др. Все подарки были сложены в новогодний короб, который находился в фойе библиотеки. В новогоднюю копилку все желающие могли внести деньги для проведения Новогоднего утренника для детей из детского дома № 2 г. Петрозаводска, подготовленного сотрудниками библиотеки.
В Астраханской юношеской библиотеке им. Б. Шаховского прошла благотворительная акция «Первоклассник». Целью акции было оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям из малообеспеченных, неполных, студенческих семей. Желающим поучаствовать в акции было предложено принести канцелярские принадлежности, книги, учебники.
В библиотеке № 5 «Першинская» Централизованной библиотечной системы г. Челябинска была проведена благотворительная акция «Подари ребёнку радость творчества» для детей с ограниченными возможностями детской студии «Растём с книгой». Всем желающим предлагалось подарить детям материалы для творчества.
Воронежский региональный общественный благотворительный фонд помощи бездомным животным «Право на жизнь» совместно с Воронежской областной универсальной научной библиотекой им. провели акцию «Ищу хозяина». В преддверии этой акции в фойе областной библиотеки проходила фотовыставка, рассказывающая о жизни тех, кто находится с нами рядом, но кого мы не всегда замечаем. На ней также были представлены фотографии животных, которых можно было взять на воспитание, подарить им свою любовь и заботу. А они отплатят безграничной преданностью и ответной огромной любовью. Целью данной фотовыставки было привлечь внимание к проблеме бездомных животных, обозначить важность ответственности людей в этой сфере, способствовать развитию гуманного отношения к животным. Ознакомиться с фотографиями и позвонить куратору понравившегося животного можно было в фойе областной библиотеки.
Акцию «Они живут рядом с нами», направленную на всестороннюю помощь животным и людям их содержащим провёл Международный информационный центр Дальневосточной государственной научной библиотеки совместно с Хабаровской региональной общественной
Искусство создавать акции
Важное объявление
Уважаемые читатели!
Сервис «Спроси библиотекаря» возобновит свою работу с 10 января.
Также обратите внимание на график работы библиотек в предпраздничные и праздничные дни.
30 декабря | Все библиотеки работают с 10 00 до 18 00 |
31 декабря, 1 и 2 января | Выходные дни |
3 января | С 10 00 до 18 00 работают следующие библиотеки: Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные дни: 6 марта — выходной день; Уважаемые читатели!
Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни: 30 апреля — с 10-00 до 17-00; 1, 2, 3, 4 мая — выходные дни. 5 мая — с 10-00 до 17-00; С 6 мая все библиотеки работают в обычном режиме. Содержимое блока сейчас видят только администраторы Уважаемые читатели! 9 мая — День Победы в войне над фашистской Германией — является в России, бывших советских республиках и многих странах Европы одним из самых важных, трогательных и славных праздников. Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные и выходные дни: 8 мая — с 10-00 до 17-00; 9, 10, 11 мая — выходные дни. 12 мая — с 10-00 до 17-00; С 13 мая все библиотеки работают в обычном режиме. Уважаемые читатели! 12 июня наша страна отмечает важный государственный праздник — День России. Поздравляем вас с этим прекрасным праздником! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные дни: 11 июня — с 10-00 до 17-00; C 15 июня все библиотеки работают в обычном режиме. Уважаемые читатели! 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Поздравляем вас с этим прекрасным праздником! Обратите внимание на график работы библиотек в праздничные дни: 3 ноября — с 10-00 до 17-00; 4 ноября — выходной день; С 5 ноября все библиотеки работают в обычном режиме. Уважаемые читатели!
В Библиотечно-досуговом центре, библиотеке им. А. С. Макаренко и библиотеке им. А. Н. Радищева работают избирательные участки, поэтому 18 марта эти библиотеки не будут обслуживать читателей, но их двери будут открыты для избирателей. Ждем Вас! УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Благодаря вам, вашим добровольным благотворительным пожертвованиям фонды наших библиотек в 2017 году пополнились на 1037 книг. Это современная художественная литература, в которой остро нуждаетесь вы, наши читатели. Эти издания на развороте помечены специальными цветными ярлычками — «книга приобретена на средства наших читателей». Также в фонды библиотек поступило более 4000 книг, переданных в дар нашими читателями. Хочется, чтобы самые лучшие, самые новые, самые качественные книги были не только в книжных магазинах, но и в библиотеках, чтобы они были доступны каждому. Благодарим вас за понимание, оказанную помощь и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Теперь вы можете взять в библиотеках нашей системы не только привычные бумажные книги, но и электронные! Консультация «Искусство создавать акции» для специалистов библиотек В последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция. Иногда какое-либо мероприятие называют акцией неоправданно. Я не случайно назвала свою консультацию «Искусство создавать акцию». А это значит, что организовать, провести акцию совсем не просто. Сначала вникнем в семантику этого термина. Акция (лат. actio) — действие, направленное на достижение какой-либо цели. В зависимости от поставленных целей акции, проводимые в библиотеках, можно условно классифицировать на несколько видов: Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий? Акция — это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели. Акция — это должно быть ярко! Акция — это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач. Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо: Остановимся подробнее на пошаговом создании акции. Шаг № 1. Определение информационного повода. Повод для акции может быть любой: Иногда информационный повод находится на поверхности — освещается во всех СМИ, тревожит умы населения, активно обсуждается. Шаг № 2. Определение целевой аудитории. Определение главных участников акции очень важно. От этого зависит разработка всей программы акции. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее может быть полученный результат акции. Шаг № 3. Ключевые моменты акции. Определение ключевых моментов планируемой акции: что есть, что планируется, какие есть ресурсы, кто участники, на кого рассчитана акция, какие ожидаются результаты и т.п. Все эти моменты очень важны и должны быть конкретны. Шаг № 4. Составление плана. Шаг № 5. Написание сценария (программы) акции. Мы уже говорили ранее, что акция — это большое и яркое комплексное мероприятие событийного характера. А чтобы оно было таковым, в сценарии должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т.п.. Сценарий (программа) акции по насыщенности мероприятиями зависит от ее цели. От цели зависит и продолжительность акции. Примерные формы мероприятий программы акции: Шаг № 6. Проведение акции. В акции необходим один координатор (модератор, ведущий, организатор — тот, кто знает ответы на все вопросы и ведет всю акцию). Организатор должен знать все варианты проведения акции при непредвиденных обстоятельствах: Шаг № 7. Анализ акции. По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя следующие важные компоненты: Такой анализ поможет сделать выводы, уроки и рекомендации, которые необходимо учесть при составлении последующих мероприятий. А самое главное — удалось ли донести ту ключевую мысль, идея которой вкладывалась в акцию. Ведь, по сути, смысл любой акции — это возможность и умение донести свое видение проблемы через различный сюжет, действие, используя определенные формы, механизмы, последовательность действий. Умение создавать акции заключается в умении сочетать форму и содержание. В этом заключается основной алгоритм акции: СОДЕРЖАНИЕ — ЧТО?; ФОРМА — КАК? На примере акции «Читающий студент», проведенной НГОУНБ им. Ленина, рассмотрим все этапы ее организации и проведения. Примерная программа акции 1. Акция посвящена году молодежи. 2. Участники акции — студенты вузов. 3. Цель акции: организовать обмен впечатлениями от прочитанного, познакомиться с мирами чтения друг друга и открыть для себя новые книги. 5. Удачное название «Читающий студент» и девиз «Создай свое будущее — читай!». 6. Продолжительность акции — 2-3 месяца. Это оправданно поставленными задачами акции. 7. Партнерами акции стали: 8. Информация об акции (условия, мероприятия, поощрения) размещены в вузах, в общественных местах, библиотеках, СМИ. Информационное сопровождение шло на протяжении всей продолжительности акции. 9. Разработана интересная программа акции: ее открытие с участием почетных гостей и партнеров; опросы, конкурсы, дискуссии; заключительный праздник с чествованием победителей и активных участников акции. 10. Для успешного проведения акции была разработана рекламная продукция: Акция прошла успешно: было много активных участников, литературные пристрастия студенческой молодежи были интересными и разнообразными, ход акции освещался в разных СМИ, среди награжденных были и читатели наших библиотек. Необходимо отметить, что все условия организации и проведения рассмотренной акции выполнены. Мы уже с вами называли 3 распространенных вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками. Общего характера: «Мир чтения», «Чтение — как фактор социального успеха», «Передай книгу другу», «Стань читателем», «Читать — это модно», «Читать — это здорово!», «Дед Мороз читает книгу», «Запиши друга в «Маяковку»», «Виват, студент! Виват, библиотека!», «Самый читающий класс», «Читающий город», «Читающий трамвай, автобус, такси», «Письмо ровеснику: Я хочу рассказать о книге…», «Удиви родителей» и др. Акции тематические: «В согласии с природой — в согласии с собой», «Прочитай книгу о войне», «Прочитаем книгу по истории России», «Твой символ», «Район, в котором мы живем», «Письмо ветерану», «Чтобы помнили». «Поздравь ветерана», «Время читать классику» и др. Акции для молодых родителей: В последнее время в библиотеках большое распространение получили акции для малышей и их родителей: «Читаленок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш», «Читай, я буду слушать!» и др. Акции к юбилейным литературным датам Акции по одной книге, по творчеству одного писателя Рекламные акции (о библиотеке и ее возможностях) Искусство создавать акцию — это искусство создавать событие, используя имеющиеся ресурсы, опыт и внутреннее чутье, четко осознавая ответственность за тот результат, который будет получен. Подготовила В. М. Копылова, гл. библиотекарь ОМО ЦБС Биб:)Лаб. (лаборатория? лабиринты?)«Кладовая» с запасами профессионального библиотечного «изюма» 😊 Страницыпятница, 24 октября 2014 г.Акции в библиотекеБиблиотечные акции как инструмент продвижения чтенияВ последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция. Cмысл любой акции – это возможность и умение донести свое видение проблемы через различный сюжет, действие, используя определенные формы, механизмы, последовательность действий. Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели. В помощь продвижению чтения можно выделить несколько видов акций: Общего характера: Акции для молодых родителей: В последнее время в библиотеках большое распространение получили акции для малышей и их родителей: «Читаленок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш», «Читай, я буду слушать!» и др. Проведение библиотечных акций (из опыта работы российских и зарубежных библиотек)АКЦИЯ «ВСЕ ФОНДЫ ОТКРЫТЫ!» Из опыта работы Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара. г. Клин Из опыта работы Коми Республиканской юношеской библиотеки г. Сыктывкар Акция как форма работы с читателями
Существует 3 распространенных вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками. Общего характера: Акции тематические: «В согласии с природой — в согласии с собой», «Прочитай книгу о войне», «Прочитаем книгу по истории России», «Твой символ», «Район, в котором мы живем», «Письмо ветерану», «Чтобы помнили». «Поздравь ветерана», «Время читать классику» и др. Акции для молодых родителей: В последнее время в библиотеках большое распространение получили акции для малышей и их родителей: «Читаленок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш», «Читай, я буду слушать!» и др. Акции к юбилейным литературным датам Акции по одной книге, по творчеству одного писателя Рекламные акции (о библиотеке и ее возможностях) Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. АКЦИЯ: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЧИТАТЕЛЯ АКЦИЯ: ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЛЕВШЕЙ (отмечается 13 августа) АКЦИЯ «ПРИВЕДИ ДРУГА В БИБЛИОТЕКУ» АКЦИЯ «КНИГА ГОДА» Суть акции заключается в выборе участниками художественных произведений отечественной или мировой литературы, независимо от года написания, издания книги, по следующим номинациям:- «Книга года» — книга, которая понравилась, пришлась по душе, полюбилась, потрясла, оставила сильное впечатление.- «Книга — разочарование» — книга, которая не произвела на читателя особого впечатления.- «Антикнига» — книга, которую невозможно дочитать до конца.- «Книга для друга» — книга, которую можно рекомендовать прочитать другому.- «Книга семейного чтения» — книга для чтения в кругу семьи.Участники Акции, чей выбор произведения совпадет с окончательными результатами «Книги года» — получит подарок от библиотеки. АКЦИЯ «ВСЕ ФОНДЫ ОТКРЫТЫ!» Проводилась в неделю библиотек «Виват тебе, библиотека» с 21 по 27 мая • Чтобы читатели могли ориентироваться в фондах, для них проводились экскурсии, во время которых рассказывалось о принципах расстановки книг и их расположения. • Всего было проведено 32 экскурсии. А возможностью выбрать книги самостоятельно воспользовались 352 человека, т.е. каждый 9 читатель, принявший участие в Неделе библиотек. Из опыта работы Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара. г. Клин АКЦИЯ «ПОДВЕШЕННАЯ КНИГА» Акция проводится по аналогии с удивительной неаполитанской традицией «подвешивать кофе» Реализация проекта выглядит так: В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, будут отбираться только наиболее активные читатели. Акция работников центральной городской библиотеки г. Копейска Челябинской обл. (2010 г.) Из опыта работы Владимирской областной научной библиотеки. г. Владимир БУККРОССИНГ «ПРЕВРАТИМ ВЕСЬ МИР В БИБЛИОТЕКУ!» Похожую акцию провели кемеровские библиотекари АКЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БУККРОССИНГА «ПРОЧИТАЛ КНИГУ — ВЕРНИ В БИБЛИОТЕКУ!» В НОВЫЙ ГОД – ВМЕСТЕ С НАМИ! ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА Из опыта работы Краснодарской краевой детской библиотеки им. Братьев Игнатовых АКЦИЯ «ЧИТАТЕЛЬ ЗА БИБЛИОТЕЧНОЙ КАФЕДРОЙ» Итоги акции Из опыта работы Коми Республиканской юношеской библиотеки г. Сыктывкар АКЦИЯ «ИНТЕРНЕТ-ПРОДЛЁНКА» ЛЕТНЯЯ АКЦИЯ «ОТПУСКНОЙ КНИЖНЫЙ НАБОР» БИБЛИОТЕЧНАЯ АКЦИЯ «ПОХОД В КНИЖНЫЙ МАГАЗИН» Из опыта работы городской Централизованной библиотечной системы г. Ульяновска по празднованию Года Германии в России БАТТЛ ПОЭТОВ ОРИГИНАЛЬНАЯ КНИЖНАЯ АКЦИЯ: ДЕНЬ БИБЛИОТЕК Своеобразный экскурс «Из переплета в сеть» провел читателя сквозь время и пространство. Ребята познакомились с эволюцией книги, чтения, библиотеки. Библиотекари предоставили читателям право стать активными участниками библиопутешествия. Здесь инсценировки сменялись литературными зарисовками, обзорами книг. Во время дублер-шоу «Библиотекарь на час», состоявшегося на абонементе, все желающие узнали тайны профессии и все, что скрывается по ту сторону библиотечной кафедры. Акция «Библиотекарь на час» проводилась впервые, поэтому к ее подготовке подошли с особым вниманием. Была проведена предварительная работа с читателями, анонс акции и приглашение принять в ней участие. Предварительная запись участников проводилась за 1 месяц до Дня библиотек, при этом оговаривалось время работы дублеров — 1 час. Одновременно обслуживали читателей два «библиотекаря на час» на двух кафедрах абонемента. За день акции поработать библиотекарями смогли 13 участников. Каждый из них должен был заранее, примерно за 20 минут, прийти на свое рабочее место, пройти инструктаж, поучаствовать в экскурсии по библиотеке. В функции библиотечных дублеров входило-. А в фойе библиотеки был организован интерактивный кардмейкинг — изготовление открыток ручной работы. Ребята созда¬вали открытки на тему чтения и библиотеки. Подручными материалами были вырезанные слова, картинки, стихи из журналов. Готовые открытки составили выставку, посвященную Дню библиотек. В зале электронной информации состоялась презентация устройства для чтения электронных книг e-book. Молодые люди узнали о возможностях и преимущес¬твах новинки, в которую при большом желании можно закачать около 100 тысяч различных печатных и аудио-книг. В течение дня на импровизированном «Читательском заборе» в фойе библиотеки принимались пожелания, замечания и предложения от всех читателей. Здесь же сладкоежки угощались конфетами с афишками- впечатлениями о книжных новинках. В фойе молодежь могла познакомиться и с итогами проведенного КРЮБ социологического опроса «Неформальный диалог», призванного определить степень комфортности библиотеки для ее читателей. Информация на стенде была выложена в виде своеобразной экскурсии по исследова¬нию. Свои мысли и чувства о библиотеке молодые люди могли выразить, заполнив лепестки «цветка пожеланий», К концу демонстрации стенда цветок заметно оброс лепестками, что очень порадовало — значит, есть неравнодушные, идущие на контакт с библиотекой ребята! Источник: сайт Центральной городской библиотеки им. Н. Островского г. Комсомольск-на-Амуре
|