Что такое акция в церкви
Епархии запускают благотворительные рождественские ярмарки. Информационная сводка от 20 декабря 2021 года
Мастер-классы в рамках подготовки к благотворительной рождественской ярмарке в православной школе Димитрия Солунского в Хорошеве (Москва)
Директор Европейского регионального бюро ВОЗ поблагодарил Церковь за помощь в пандемию. В епархиях Русской Православной Церкви запускаются акции по сбору подарков к Рождеству для малоимущих многодетных семей, пожилых людей и детей, оставшихся без попечения родителей. Также средства на продуктовую и прямую помощь продолжает перечислять в епархии Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. В епархиях проходят курсы по обучению уходу за тяжелобольными людьми. Информация о помощи Церкви в период эпидемии — в новой информационной сводке Синодального отдела по благотворительности. Справка охватывает период с 11 по 20 декабря 2021 года.
Статистика:
Основные новости
Посещение священнослужителями больных коронавирусом
Помощь Церкви медикам и больницам
Службы добровольцев и горячие линии
Сестричества милосердия
Центры помощи семье
Службы помощи бездомным
Другие новости
В связи с пандемией в епархиях отмечается значительное увеличение количества обратившихся за помощью. Открыт сбор средств на покупку продуктов и предметов первой необходимости для людей, которые оказались в состоянии крайней нужды.
Поддержать сбор средств можно на сайте «Антивирус Милосердия», или отправив sms на короткий номер 3443 со словом «еда» и суммой пожертвования. Например, «Еда 300».
Храм или балаган?
Буквально на днях Суд вынес приговор «ловцу покемонов». Соколовскому дали условный срок и эта новость стала причиной бурных общественных дискуссий и споров. В свое время такую же волну негодования подняла и скандальная выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, равно как и приговор участницам этого горе коллектива. Но сегодня имеется насущная потребность сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются наши доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и никакого наказания за это не несут. Более того – это кощунство происходит с благословения настоятелей этих приходов.
В начале мая рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором прямо в храмовом помещении молодые люди в трико демонстрировали акробатические этюды – прыжки, вращения. Далее прямо в храме начались какие-то молодежные танцы в стиле «Дискотека-60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением какого-то странного человека, который совершал некие действия, напоминающие шаманское камлание. И все это происходило в храме, перед иконостасом, который, правда, попытались закрыть ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Оператор, снимавший данное бесчинство (возможно нецерковный человек, зашедший в храм) комментировал выступление акробатов восклицаниями «Oh my God» и показывал лица пожилых прихожанок, которые явно чувствовали себя неуютно в «свете» такого «продвинутого миссионерства». И, действительно, это видео за одну неделю собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Это не миссионерство – это лжемиссионерство. Подлинное миссионерство сеет в души людей интерес к христианской вере, к духовной жизни, а не насмешки над Церковью.
Однако этот случай, к сожалению, далеко не единичен. Все мы помним, как в прошлом году на амвоне храма св. пророка Илии (город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области) непосредственно на фоне иконостаса некие барышни, вращая бедрами, спели «Let My People Go» Армстронга. Весь этот вполне эстрадный концерт у алтаря с песнями и плясками совершался под аккомпанемент музыкальных инструментов. Данная «миссионерская акция» была жестоко высмеяна на YouTube.
А чего стоит «детский праздник» (в день Славянской письменности и культуры) в московском храме Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках), где дети разукрашивали свои лица a la Хэллоуин. До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают, ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасхальный рэп, детка» и какие-то театральные постановки. И все это происходит в стенах храма! И речь идет не о каких-то конфузных прецедентах, а о целой тенденции превращать храм в балаган! Не надо лгать, что священная атмосфера храма не нарушается! Никакие завесы и ширмы не «отменяют» храм, не умаляют ту цель, ради которой святой храм построен и освящен! А цель – Совершение Божественной Евхаристии! Мы говорим – Святой Храм. Почему?
Греческое слово άγιος (святой) понималось, как «Отделенный для Бога», т. е. храм – особое место, особая территория (отделенная из всей нашей жизни), где происходит самое тесное соединение Бога и человека в Таинстве Святого Причащения. И чувство благоговения перед Святыней – есть непременное условие жизни христианина и вообще религиозного человека! Там, где нет благоговения перед Святыней – там нет никакой религии! Храм – место, где совершаются Таинства, где возносится молитва к Господу, а посему храмовая территория никак не может служить для каких либо шоу-программ. В Великой ектении принцип отношения к храму выражен следующим прошением: «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в него) Господу помолимся». Какие же благоговение и страх Божий во всех этих плясках? Даже в примитивных языческих культах присутствует понимание того, что к чему-то священному необходимо относится с величайшей осторожностью, трепетностью и благоговением. Даже люди нерелигиозные это понимают и удивляются таким кощунственным акциям в храме при полном попустительстве настоятелей, а точнее сказать – с их радостного благословения.
Здесь нужно отметить очень важный момент: мы не против того, чтобы прихожане наших храмов занимались каким-либо творчеством. Напротив – это очень хорошо, если талантливый музыкант (пусть даже он играет рок или хип-хоп), режиссер, актер использует потенциал своей профессии (и свой собственный талант) ради того, чтобы донести христианскую весть до своих слушателей. Пусть он запишет в студии музыкальный альбом, поставит в театральной студии хороший спектакль, снимет добрый фильм – пожалуйста. Но это не должно происходить прямо в храме! И миссия в спорте – очень важная вещь, но ради этого не нужно превращать молитвенное помещение в батут, Церковь в цирк! Всегда можно провести подобное мероприятие в подсобном, отдельном от храма, помещении прихода, в воскресной школе, на какой-нибудь концертной площадке или в спортивном сооружении. Абсолютно безумно оправдывать кощунство «цирк в Церкви» плохой погодой или экономией денежных средств!
Также хочется сказать касательно некоторой странной тенденции, когда некоторые священники позволяют себе во время Пасхального Канона, более чем экстраординарное поведение. В прошлом году весь рунет взбудоражило видео «Веселыми ногами», на котором священник во время Пасхальной службы буквально носится вокруг престола с кадилом, после чего выбегает на солею и в каких-то диких прыжках, вращая кадилом, начинает христосоваться с народом. На нынешнюю Пасху уже несколько священников разных приходов запечатлены на видеокамеры в таких прыжках «Пасхальной радости».
Что можно сказать насчет всего этого? Опять же: Пасхальная радость не отменяет благоговения перед Святыней и соответствующего поведения священника в храме и за богослужением. Православная традиция нашей Церкви никогда не знала примеров подобного развязного поведения священника за богослужением. Апологеты «веселых ног» любят приводить в пример пророка Давида, который плясал и скакал перед ковчегом, который возвращался из плена на родину и в ответ на обличение своей жены Мелхолы сказал: «пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6: 21).
Однако, во-первых, царь Давид плясал и скакал не в храме, а на дороге перед ковчегом, который везли левиты, во-вторых, сам поступок Давида в данном случае беспрецедентен и выражает ту степень религиозного восторга, который сопутствовал израильтянам, когда их святыня возвращалась домой. Сложно себе представить, чтобы ветхозаветные священники прыгали и плясали в скинии собрания, в храме Соломона или тем более во святая святых. Наконец, не стоит забывать слов святителя Иоанна Златоуста о том, что «Новый Завет столь же отстоит от Ветхого, как Небо от земли». И, соответственно, ссылка на некий пример, а тем более прецедент из Ветхого Завета требует соответствующего подтверждения ссылкой на Новый. Однако таких ссылок «веселые батюшки» не дают.
Любой приведенный пример всегда должен соотноситься в целом с контекстом Священного Писания и истории Церкви. Почему приводится в пример пророк Давид, но ничего не говорится о том, как понимали богослужение святые преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский? Разве можно себе представить, чтобы преподобный Сергий бегал по алтарю с кадилом или как преподобный Серафим кричал прихожанам «Радость моя, Христос воскресе» в припляску с гармошкой или балалайкой? Умели же наши великие святые обращать сердца людей ко Христу без всего этого свистопляса. И это было настоящее миссионерство, а не клоунада! Залог успеха их миссии – святость их жизни. К этому надлежит стремиться и нашим батюшкам, а не устраивать из храма балаган!
Та же «веселая миссия», которая уже осмеяна рунетом, никакого отношения к православной традиции не имеет, зато в ней легко угадывается влияние неопятидесятничества – харизматических сект, эмоциональные «богослужения» которых шокируют случайных очевидцев, ибо напоминают коллективное помешательство. «Миссионерское прогибание» под мир римо-католиков и протестантов своим печальным итогом имеет тот факт, что их храмы в Европе пустуют, сдаются в аренду (под игорные дома и торговые центры). Неужели мы хотим такое же будущее для нашей Церкви? А именно такое будущее ждет и нас, если наши дети будут воспринимать храмы, как балаганы, а христианскую веру, как исключительный повод для развлечения и смеха.
Акция РПЦ
Как многие знают,у нас в воскресенье широко отмечаетя Пасха. Мне лично этот праздник ни о чём, но надо помочь родным,которые снарядили меня пасху святить.
Разложила я на столе у местной церквушки крашеный яйца,стою, жду пока меня обольют водой.
Вдруг подходит бабка и говорит «у нас акция от рпц (я уже зависла на этой фразе,живо представив как она будет мне впаривать электронные свечки с али): мы собираем подписи против абортов»
Тут я поняла что смогу сказать очень много, но,боюсь, яйца я не освящу после этого. Сказала «Я не против абортов», она на меня удивлённо посмотрела и уползла ехидно что-то шипя про себя
Когда я пришла домой, то выяснила, что данную акцию они проводят,мать их за ногу,по всей России, требуя провести закон в Госдуму. Вот тут я уже прифигела от масштаба происходящего.
Моё личное мнение:Лично мне,например, фиолетово мнение православной/исламской/ святого пупырышка церкви об абортах. Просто я не желаю чтобы это мнение навязывали моей стране и мне в частности. И имею на это право.
У Вас слово «акция» ассоциируется с навязыванием чего либо. Секрет открою, что это слово многозначное?
В данном случае, оно прозвучало в контексте «у нас действие». Но Вы услышали то, что хотели услышать.
Аборт-личное дело женщины.Просто так никто не делает этого. На каждый аборт всегда есть веские причины. Либо по глупости некоторых.
Давайте включим логику:
У нас в стране демократия. Соответственно, якобы у нас могут регистрироваться обращения граждан для рассмотрения государством.
Кстати, логично предположить, что их инициативы будут соответствовать их религиозно-нравственным взглядам на жизнь.
Поэтому своими заключениями, что вам навязывают и т.д., вы нарушаете основы демократии и права. Которое вы, якобы, имеете.
P.S.: я не отношусь к РПЦ, даже не помогаю родственникам что-либо освящать на праздники и т.д.
Очень жаль, что это делается по эгидой кой-либо организации (РПЦ, например), а не в рамках простого объяснения почему это плохо от лица государства, с комментариями РПЦ, научного сообщества и тд.
Ответ на пост «Как патриарх на Мерседесе призвал брать пример с Иисуса, ездящего на ослике»
Вот кстати умиляет, наивность людей, ведь все изначально ради мерседесов и яхт придумывалось, просто основатели не знали, что проект сложный, до дедлайна не успели.
Любая религия(вера) создается для управления массами, для контроля и для сбора ништяков.
В основе лежит, нечто эфемерное, что человек получит когда-то потом, но заплатить он должен за это уже сейчас, беспрекословно веря, что получит это самое)
А начиналось (если берем христианство), все в том же «гараже», где группа идейных стартаперов, решила забацать проект, который изменит мир( таки получилось). Так же не было денег на старте, приложение плохо шло в массы, ибо были конкуренты, которые давно поделили рынок. В итоге серьезные дяди наняли юристов, основателей засудили и отправили на кресты. Остальных просто выпнули, но те продолжали, как независимые разрабы, пилить доп плагины для своего проекта. Поскольку интернеты тогда были медленные, а пинг равнялся голубь на км, то потребовалось 3 века, чтобы прилу установила критическая масса людей. Тут то и пошла монетизация. (которая работает до сих пор)
«Не представляю, что QR-коды введут для посещения храмов»
Владимир Легойда — о противниках вакцинации, предстоящей встрече Патриарха Кирилла с Римским Папой и о том, как избежать трагедий в школах
«Нужно с огромным вниманием относиться к детям»
— Я понимаю правомерность вашего вопроса, но не могу сейчас делать никаких обобщений — ни по этому случаю, ни тем более экстраполировать это на систему православных школ вообще. У меня нет полной информации. Я могу вам пообещать, что как только будет закончено изучение случившегося, мы обязательно об этом скажем. Церковь проведет тщательное, глубокое, всестороннее изучение причин произошедшего.
— Случай выявил, что некоторые учащиеся этой гимназии не только неверующие, но и резко отрицательно относятся к религии. Нормально ли это?
— В самом по себе факте, что в православной школе оказались неверующие ребята, я не вижу чего-то трагического. В каком-то смысле это даже может говорить в пользу Церкви, чем против нее, означает ее открытость: люди не отбираются по какому-то цензу. Когда мы открываем приют для бездомных или дом для женщин, оказавшихся в трудной ситуации, мы же не говорим: «Вход только для православных». Точно так же и здесь. Понятно, предполагается, что в православной гимназии учатся верующие ребята, но подростки проходят через разные этапы, в том числе через отрицание, может быть, даже той культурной среды, в которой они росли и воспитывались. Их не гнать надо, а любить.
Сама трагедия, конечно, ужасна. Этот случай показывает, что всегда нужно с огромным вниманием относиться к детям. Я в сто первый, в миллион первый раз скажу, что мы должны четко понимать: проблемы молодежи, детей — это проблемы взрослых. Они такие, потому что мы это допустили. Когда старшее поколение начинает ругать молодежь, мне всегда это удивительно слышать, потому что мы ругаем себя в этот момент. В этом случае и в предыдущих я не хотел бы никого ругать. Я понимаю, что это сложное время, сложные дети, и надо быть внимательным, открытым и любящим.
— В этом году было несколько таких трагедий. Растет ли агрессия среди подростков, и чем это можно объяснить?
— Я думаю, что здесь нет одной причины. Как культуролог и политолог я понимаю, что линейной связи между фильмами или медийной средой и поступками нет. Наивно говорить, что не надо показывать кино про убийства, потому что все будут друг друга убивать. Это ерунда. Давайте не будем читать Шекспира, потому что у него есть и убийства, и инцест, и чего только нет. Дело не в том, что показывают, а в том, с какой целью.
Это, во-первых, огромный массив неверифицированной информации. Вы можете найти в интернете подтверждение всем своим, даже самым диким, идеям. В книжной цивилизации с этим было проще, потому что там были редакторы. Интернет поменял ситуацию радикально.
И, во-вторых, если сцена насилия, скажем, в искусстве всегда изображается для чего-то, то в интернет-вселенной есть огромное количество сцен насилия вне всякого художественного или нравственного осмысления. Все это бьет по чувствам молодых.
Конечно, нет прямой связи «посмотрел — пошел убивать». Смотрят многие, убивать идут, к счастью, единицы. Но люди, в том числе с дестабилизированной психикой, с проблемами, становятся благодатной почвой для произрастания подобных реакций.
— Что же можно сделать в этой ситуации? Закрыть интернет?
— Нет, конечно. Я хочу сказать, что здесь возрастает роль образования. Мы об этом последнее время много говорим, но от слов к делу надо пройти некий путь. Должно быть глубинное осознание обществом, властью, каждым конкретным человеком огромного значения образования. Человеческие цивилизации строились на образовательных системах. «Японское чудо» с чем связано? Говорят, что японцы быстро научились технологиям. Но это потом, а сначала они восприняли европейскую систему образования с ее богатейшим наследием от древних греков и максимально преуспели в этом.
Вторая составляющая — собственно воспитательная. Это семья, школа и университет, и религиозные организации. Важно понимать, что без выраженной позиции по поводу главных вопросов: смысла жизни, отношения к тому, что такое добро и зло — не может быть оформленного мировоззрения. Оно может быть атеистическим, человек может сказать: «Там ничего нет. Что такое добро и что такое зло я буду определять, исходя из моих личных предпочтений», — но он в любом случае должен ответить на главные вопросы. И ответы на них и будут определять его жизнь и поведение.
Почему сегодня религия переместилась в центр общественно-политической жизни? Обращение к ней в поиске ответа на главные мировоззренческие вопросы безальтернативно. Вы можете не принять религиозный ответ, но вы не можете его игнорировать.
«Пандемия шарахнула по отношениям людей друг к другу»
— Пандемия коронавируса перевернула нашу жизнь во всех сферах, в том числе и в религиозной. Какие вызовы поставила она перед Русской Православной Церковью?
— Она помогла пониманию того, что в религиозной жизни главное, а что второстепенное. Когда была первая волна, и вынужденно ограничивали посещение мирянами храмов, когда ввели санитарные меры в храмах (начали протирать иконы, лжицу после причастия и т. д.), многих это смущало. Но в итоге высветило, что такое подлинная верность Христу и Евангелию. Предаешь ли ты Христа, когда надеваешь маску или соблюдаешь иные правила, предписанные специалистами? Да, ты не должен бояться смерти, но должен ли ты бежать ей навстречу, подвергая при этом опасности других людей? И так далее.
Для Церкви это серьезное испытание, оно всех нас коснулось. Было и смущение, и возмущение. Когда Патриарх объехал с иконой «Умиление» Москву и зашел в пустой Елоховский собор, где были только священнослужители, он молился и на глазах его были слезы. Сложно даже представить, что происходило в сердце Предстоятеля — человека, который всю жизнь положил на то, чтобы храмы были всегда открыты. Когда он попросил людей ради их здоровья, безопасности остаться некоторое время дома, какими усилиями ему это далось. Но это было взвешенное выверенное решение.
Пандемия — серьезный вызов, и не без сложностей мы его проходим. Наивно и нечестно было бы сказать, что мы быстро сориентировались, сразу все поняли — нет. Но я бы сказал, что Церковь достойно отвечает на этот вызов.
— Среди священников больше антиваксеров?
— Чем где? Есть ли в Церкви или среди священников люди, которые выступают против вакцины? Есть. Но они есть и среди врачей. Все знают, что Патриарх Кирилл привился, мы об этом говорили публично. Многие священники, многие архиепископы выступают за прививки. Возьмите Псковского митрополита Тихона (Шевкунова), у него мама работала в институте им. Н.Ф. Гамалеи, он эту тему знает с детства. Владыка и сам привился, и первый, даже не дожидаясь, по-моему, решений общецерковных, перевел в первую волну службы на улицу — пока позволяла погода. Или митрополит Волоколамский Иларион, который довольно много говорит на эти темы.
— Государство никак не может справиться с убеждением граждан активно прививаться. Может ли в этом вопросе помочь Церковь?
— Мы последовательно считаем, что вакцинация должна быть добровольной, что людей надо убеждать, а не заставлять, но при этом подчеркиваем, что религиозной составляющей у факта вакцинации нет — при принятия решения надо советоваться не с духовником, а с лечащим врачом. Церковь разъясняет это людям, которые, может быть, по наивности или по недостаточному пониманию ситуации хотят найти особый религиозный смысл в теме вакцинации. Его нет.
Не менее опасным, чем болезнь, является разделение. Пандемия шарахнула по отношениям людей друг к другу. Есть даже семьи, в которых ругаются сторонники и противники вакцинации. Задача Церкви миротворческая — сказать обществу, государству, что мы вместе, мы одна семья, не будем никого записывать в людей второго сорта, попытаемся сохранить мир, понимание и уважение к каждому.
Я могу сказать, что в том числе мешает убеждать людей. Журналисты требуют комментариев, специалисты охотно их дают. Ретроспективно мы видим, что эти комментарии стремительно менялись, и это естественно, ведь нет науки вообще, есть наука вчерашнего дня, сегодняшнего. Но когда мы выносим дискуссию из научной лаборатории в публичное поле, получаем совсем другую реакцию. Люди говорят: «Да вы сами ничего не знаете, да вы нас обманываете. Мы вам не верим». Это проблема. С одной стороны, мы должны образовывать людей, чтобы они не боялись корректировки позиции ученых. С другой, эксперты должны чрезвычайно ответственно подходить к комментариям. Тогда это облегчит задачу по убеждению.
— Храмы и QR-коды — как вы относитесь к этому вопросу?
— Не представляю себе ситуации, при которой QR-коды будут введены для посещения религиозных учреждений. Мы приветствуем предложение думского комитета по безопасности вывести религиозные организации из-под действия соответствующего федерального закона. Здесь никакого антиваксерства. В храмах бывает намного меньше людей, чем в транспорте. В Церкви мы ввели правила: маски, дистанция, протирание икон и так далее. Так что храмы не нужно рассматривать как потенциальные очаги распространения болезни.
На основаниях правды и канона
— Сейчас среди молодежи пошла мода фотографироваться обнаженными на фоне храмов. Является ли это оскорблением чувств верующих?
— Я считаю, что это является в первую очередь оскорблением здравого смысла, потому что безудержное стремление современного человека к свободе выбирать все — от напитка до пола — это ведь свобода в том числе и от разума. Обыватель считает, что он человек разумный, но Homo sapiens свои ягодицы перед храмом или мечетью не обнажает.
Что касается оскорбления чувств верующих — соответствующая статья в законе защищает, в первую очередь, святыни и символы. Под защитой ведь находится государственная символика, памятники, кладбища. Если кто-то устроит непотребное действие на могиле или у Вечного огня, он за это понесет ответственность в рамках закона. Здесь логика точно такая же: есть символы, которые дороги миллионам людей, их оскорблять нельзя. Тем более в нашей стране, где земля полита кровью пострадавших от гонений в XX веке. Почему в Германии, Австрии и ряде других стран Европы за отрицание Холокоста есть уголовная ответственность? Потому что миллионы людей погибли. У нас тоже многих верующих спрашивали: «Веруешь во Христа?» — «Верую», — и стреляли в голову. Нельзя это забывать.
— В случае с храмами где вообще граница между глупостью, хулиганством или оскорблением?
— Можно говорить только про конкретный случай. Некоторое время назад юноша пытался прикурить от свечи в храме. Понятно, что он пришел ради хайпа. Это нельзя оставлять без реакции, но человек извинился, будем надеяться, что искренне, сказал, что не получил никакого образования в области религии. Мне кажется, что правильно будет принять его извинения.
— Церковь готовит встречу Патриарха Кирилла с Римским папой Франциском. Почему была такая большая пауза между предыдущей беседой и этой? Какие вопросы Церковь надеется решить в этот раз?
— Я не готов оценивать продолжительность этой паузы в категориях «большая» или «маленькая». Встреча состоится тогда, когда созреют определенные условия, будут понятны темы беседы, готовность сторон говорить на эти темы. На Кубе в первую очередь обсуждалась ситуации с христианами в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Наши церковные дипломаты занимаются данным вопросом. Я бы ориентировался на их комментарии, которые доступны.
— Прошло уже почти три года с момента получения Православной церковью Украины (ПЦУ) статуса автокефальной. Снизился ли накал гонений на Украинскую Православную Церковь (УПЦ)? Есть ли отток из Украинской Православной Церкви в новую структуру?
— В Украинской Православной Церкви остались практически все. Но ситуация по-прежнему тревожная, в первую очередь, с точки зрения действий националистов и периодических потаканий им со стороны власти на разных уровнях.
Мы можем констатировать, что ни одно из обещаний, которые давала политическая власть в лице [бывшего] президента [Украины Петра] Порошенко, и которые давались из церковного Стамбула, не было претворено в жизнь. Патриарх Варфоломей говорил, что своим решением он развяжет сложный религиозный узел на Украине. Этого, конечно, не произошло. Напомню прогнозы, которые делали политические силы Украины и Константинополь: как только будет создана новая церковь, архиереи и миряне быстро перейдут в нее из Украинской Православной Церкви. И этого не случилось. Практически все 12,5 тыс. храмов остались в Украинской Православной Церкви, Предстоятелем которой является Блаженнейший митрополит Онуфрий. Менее 1% храмов за прошедшее время покинуло Церковь, причем большинство таких ситуаций связано с давлением на людей, с нарушением закона при попустительстве местных властей.
К сожалению, каноническая Церковь по-прежнему ощущает давление. Может быть, чуть с меньшей силой просто потому, что в политической повестке господина Порошенко этот вопрос был одним из ключевых, а в повестке дня новой администрации — не таким важным.
— Глава ПЦУ митрополит Епифаний заявил, что поддерживает перенос празднования Рождества с юлианского на григорианский календарь с 7 января на 25 декабря, поскольку эту «ошибку» надо исправить.
— Ошибка, которую действительно надо исправить — это создание так называемой ПЦУ неканоничскими методами, посредством грубого вмешательства со стороны церковного Стамбула в дела другой Поместной Церкви.
— За прошедший период все ли Православные Церкви обозначили свое отношение к произошедшему?
— Не все. На сегодняшний день это Константинополь, собственно, даровавший неканоническую «автокефалию», которую признали Предстоятели и часть епископата Александрийской, Кипрской и Элладской Церквей.
— Отношение к ним не изменилось?
— С Константинополем у нас нет евхаристического общения, касательно остальных трех Церквей статус следующий. У нас нет евхаристического общения с их Предстоятелями, а также теми из их епископата, кто признал раскольников. Вместе с тем, мы исходим из того, что признания раскольников полнотой этих трех Церквей не состоялось, так как не было принято решения на уровне органов церковной власти этих Церквей, правомочных принимать такое решение — Синода или Собора. Вот почему с некоторыми архиереями и клириками этих Церквей евхаристическое общение сохранено.
— По вашему мнению, что будет дальше происходить с православием на Украине?
— Прогнозы — дело неблагодарное. Я могу лишь выразить надежду, что многострадальная украинская земля и многострадальная Украинская Церковь когда-то смогут пережить это тяжелое время, и каноническое церковное устроение возобладает на Украине. Русская Церковь все для этого делает и по-прежнему готова к диалогу, но этот диалог должен быть на основаниях правды и канона.
Владимир Легойда
Беседовала: Валерия Нодельман