Что такое психофизиологические факторы

Научная электронная библиотека

Что такое психофизиологические факторы. Смотреть фото Что такое психофизиологические факторы. Смотреть картинку Что такое психофизиологические факторы. Картинка про Что такое психофизиологические факторы. Фото Что такое психофизиологические факторы

Хамзина Ш. Ш., Жумабекова Б. К.,

8.3. Влияние вредных и опасных факторов производства и окружающей среды на здоровье человека

В процессе жизнедеятельности человек подвергается воздействию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать различные нежелательные последствия.

Человек подвергается воздействию опасностей и в своей трудовой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пространстве, называемом производственной средой. В условиях производства на человека в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма – это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием. Травма является результатом несчастного случая на производстве, под которым понимают случай воздействия опасного производственного фактора на работающего при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными.

К опасным производственным факторам следует отнести, например:

– электрический ток определенной силы;

– возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;

– оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д.

К вредным производственным факторам относятся:

– неблагоприятные метеорологические условия;

– запыленность и загазованность воздушной среды;

– воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

– наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующих излучений и др.

Все опасные и вредные производственные факторы подразделяются на: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относят электрический ток, кинетическую энергию движущихся машин и оборудования или их частей, повышенное давление паров или газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества в различных состояниях.

Биологические факторы – это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных.

Психофизиологические факторы – это физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.

Четкой границы между опасным и вредным производственными факторами часто не существует. Рассмотрим в качестве примера воздействие на работающего расплавленного металла. Если человек попадает под его непосредственное воздействие (термический ожог), это приводит к тяжелой травме и может закончиться смертью пострадавшего. В этом случае воздействие расплавленного металла на работающего является согласно определению опасным производственным фактором.

Если же человек, постоянно работая с расплавленным металлом, находится под действием лучистой теплоты, излучаемой этим источником, то под влиянием облучения в организме происходят биохимические сдвиги, наступает нарушение деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Кроме того, длительное воздействие инфракрасных лучей вредно влияет на органы зрения – приводит к помутнению хрусталика. Таким образом, во втором случае воздействие лучистой теплоты от расплавленного металла на организм работающего является вредным производственным фактором.

Состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов, называется безопасностью труда. Безопасность жизнедеятельности в условиях производства имеет и другое название – охрана труда.

Одна из самых распространенных мер по предупреждению неблагоприятного воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов – использование средств коллективной и индивидуальной защиты. Первые из них предназначены для одновременной защиты двух и более работающих, вторые – для защиты одного работающего. Так, при загрязнении пылью воздушной среды в процессе производства в качестве коллективного средства защиты может быть рекомендована общеобменная приточно-вытяжная вентиляция, а в качестве индивидуального – респиратор.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье людей, одно из первых мест занимают различного рода загрязнения. Физические факторы окружающей среды (шум, радиоактивное излучение, электромагнитные поля) являются причиной увеличения заболеваемости людей, особенно в городах. В связи с этим возрастает значимость состояния окружающей среды, образа жизни, уровня здравоохранения на снижение уровня заболеваемости и на здоровье нации в целом.

Уничтожение и переработка отходов становятся серьезной экологической проблемой. В значительной степени она может быть решена сокращением объемов перерабатываемого сырья, вторичным использованием отходов, созданием эффективных и безопасных систем их уничтожения.

Также необходимо изменить привычное поведение людей, поскольку требуется сортировать бытовой мусор, собирая отдельно металл, бумагу, стекло, пищевые отбросы.

Источник

Что такое психофизиологические факторы

Что такое психофизиологические факторы. Смотреть фото Что такое психофизиологические факторы. Смотреть картинку Что такое психофизиологические факторы. Картинка про Что такое психофизиологические факторы. Фото Что такое психофизиологические факторы

Труд – целесообразно направленная, сознательная деятельность, в основе которой лежат усилия человека для создания необходимых продуктов производства, вещей, оказания услуг, накопления и передачи важной информации, которые идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Трудовая деятельность представляет собой процесс осознанной подчиненной цели деятельности, благодаря которой человек видоизменяет природные элементы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. Назовём психофизиологические основы трудовой деятельности: интенсивность концентрации, быстрота переключения, устойчивость, широта распределения. Это важные в профессиональной деятельности свойства, которые выступают в разной концентрации и последовательности для различных профессий.

Цель работы – выявление психофизиологических факторов, влияющих на выполнение определенной деятельности человека, учебной деятельности студентами, работоспособность.

Материалы и методы исследования

Исследование деятельности включает в себя не только психологические, но и физиологические процессы, поэтому психофизиологический анализ профессиональной деятельности представляет собой сложное, многомерное многоуровневое, динамическое и развивающееся явление. При разработке критериев психофизиологического отбора, используют методы психофизиологического характера.

В эксперименте участвовали 35 студентов 1 курса таких направлений: «Управление персоналом», «Экономика и управление», «Дизайн среды» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса филиал в г. Находка (ВГУЭС).

В основе эксперимента использовались методы эмпирического исследования: сравнение, наблюдение, измерение, описание. На занятиях, которые проходили в разное время, сравнивалась, анализировалась и описывалась деятельность студентов, их психофизиологические особенности. Выявлялся уровень утомляемости, способности мыслить, активно взаимодействовать с педагогом, уровень усвоения учебного материала. Эти действия были направлены на изучение психофизиологических особенностей, которые влияют на трудовую, а именно, на учебную деятельность студентов. Отслеживался процесс учебной деятельности в разные периоды времени. Описывалась характеристика наступающих фаз, соответствующих состоянию организма: мобилизация, нарастающая работоспособность, устойчивая работа, утомление, восстановление.

Основная часть. Типологические особенности нервной системы человека отвечают за характеристики внимания. Чем подвижнее нервные процессы, тем скорость переключения внимания выше. Сила возбудительного процесса отвечает за устойчивость внимания.[1] В разных условиях труда характеристики меняются с большим диапазоном. Внимание и его свойства особенно значимы в профессиональной деятельности и зависят от внешних факторов. Рассмотрим мнемические свойства, которые играют важную роль для трудовой деятельности. К ним относятся скорость запоминания, возможности памяти, точность воспроизведения, скорость воспроизведения материала, сохранение усвоенного материала, быстрота воспроизведения нужной информации в конкретный момент времени.[2] Опыт, приобретенный человеком в период трудовой деятельности, составляет долговременную память. Назовем профессии, которые требуют от человека кратковременного запоминания: телефонист, диспетчер. Воображение и факторы, которые влияют на имажинитивные свойства, отвечают за воображаемые образы, которые у одних – очень яркие, у других – бледные, что является индивидуальным у каждого. Воссоздающее воображение является элементом трудовой деятельности. В начале трудового действия лежит цель, которая в воображении человека представляется в форме образа продукта деятельности, т.е. результата трудовых действий. [3] Некоторые профессии в основе своего содержания ориентированы на оперирование образами. Это образы воссоздающего воображения: диспетчер, закройщик и т.д.

Способность человека выполнять определенную деятельность определяет работоспособность, выступающую основной составляющей – надежности.[4]

Работоспособность определяют следующие характеристики: точность, надежность, продолжительность, эффективность. В процессе трудовой деятельности в разные периоды времени наступают фазы, характеризующие состояние организма. Мобилизация, нарастающая работоспособность, устойчивая работа, утомление, восстановление. В обдумывании предстоящей работы заключается первая фаза, являющаяся идеомоторным актом. Гиперкомпенсация – фаза, при которой все системы организма координируют, преодолевая инерцию. Период, при котором устанавливается оптимальный режим работы систем организма – фаза компенсации. Данный период – предел устойчивой работоспособности – это важный показатель, характеризующий выносливость человека при конкретном уровне интенсивности труда. Определим, от чего зависит выносливость человека. Трудовая деятельность бывает разной интенсивности; имеет различную специфику; возраст человека, выполняющего работу; пол работника. При больших нагрузках выносливость мужчин выше, чем у женщин. Если трудовая деятельность имеет высокое умственное напряжение, требует концентрацию внимания, то показатели выносливости, при высокой интенсивности работы начинают снижаться. Эмоциональность, если положительная у работника, то это в результате дает устойчивую работоспособность, а при отрицательных эмоциях – становится коротким период работоспособности. Тренированный человек, с устойчивыми навыками труда и обладающий умением для определенного рода деятельности, имеет большую выносливость. Сила и подвижность нервных процессов определяется типом высшей нервной системы. Нам известны четыре типа высшей нервной системы: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Все эти четыре типа в разных, а особенно в экстремальных ситуациях, будут реагировать неодинаково. Принимая на ответственную работу сотрудников, необходимо это учитывать. Физиологическая усталость проявляется в замедлении скорости реакций, в появлении ошибочных и несвоевременных действиях, снижении производительности труда. Во время трудовой деятельности может происходить истощение энергетических ресурсов организма. Результатом этого будет временное снижение работоспособности. Утомление бывает физическим, психическим. В зависимости от продолжительности и вида деятельности в течение рабочего дня, устанавливается норма времени на отдых. Период восстановления может продолжаться от степени сложности трудовой деятельности от десяти минут до нескольких дней. Уменьшение результатов производимой работы – вот следствие утомления. Так же отрицательно влияет на работоспособность человека – состояние монотонности трудового процесса. Одни ученые характеризуют монотонность, как процесс труда, другие ученые – психическое состояние человека, как следствие однообразия работы. Назовём пять мероприятий, которые могут побороть монотонность, предложенные И. Виноградовым: простые и монотонные объединить в сложные разнообразные со стороны содержания, совмещение операций, выполняемых рабочими, смена ритма работы, включить в режим отдыха дополнительный перерыв, включение функциональной музыки, которая будет выступать как посторонний раздражитель.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам данного эксперимента были проанализированы фазы наибольшей и наименьшей работоспособности во время учебной деятельности студентов первого курса ВГУЭС филиал в г. Находка. Остановимся на закономерных изменениях работоспособности студентов. В процессе обучения, у студентов под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность претерпевает изменения. Эти изменения можно отчётливо пронаблюдать в течение дня, недели, семестра, учебного года. Начало учебного дня не отличается высокой продуктивностью. Необходим период в течение тридцати минут, чтобы работоспособность стала максимального уровня. Происходит постепенное повышение работоспособности и период можно назвать врабатывание. Период устойчивой работоспособности длится 2–3 часа учебного времени. Функциональное состояние студентов можно охарактеризовать как соответствующее той деятельности, которую они выполняют. Следующий период компенсации. В данный промежуток времени появляются признаки утомления. При положительной мотивации и волевых усилиях данные признаки могут компенсироваться. Неустойчивая компенсация наступает в четвертом периоде. Заметен рост утомления. У студентов мы видим колебания волевого усилия, и падает продуктивность учебной деятельности.

Прогрессивное снижение работоспособности происходит в следующем периоде. При мобилизации резервов может произойти кратковременное повышение работоспособности. Последний период характеризуется резким уменьшением продуктивности труда из-за снижения работоспособности. После аудиторных занятий у студента во второй половине дня самоподготовка. В этот период происходит второй подъём работоспособности, что можно объяснить суточным ритмом и психологической установкой на выполнение учебных заданий. Разные стороны работоспособности студентов очень вариативны из-за переключения различных видов умственной деятельности: лекции, лабораторные, семинары, вебинары и др. Работоспособность студентов в процессе учебной деятельности можно определить, рассмотрев воздействие внутренних и внешних факторов. Факторы физиологического характера – здоровье студента; факторы физического плана – температура воздуха в помещении, освещенность помещения, уровень шума в помещении; психические факторы, отвечающие за настроение, мотивацию; социального характера – условия обучения, место проживания, питание.

Заключение

В вузе создаётся соответствующая система условий, которые способствуют организации учебной деятельности с учётом психофизиологических особенностей студентов: – высококвалифицированные кадры, имеющие учёную степень, звание, опыт практической деятельности, постоянно повышающие научный, профессиональный уровень; качественная организация образовательного процесса, использованию совокупности образовательных методик и технологий, активизации самостоятельной работы студентов, расширение научно-исследовательской, проектной деятельности; в учебном процессе используются следующие технологии обучения на практических занятиях: семинар, учебная дискуссия, деловая игра и другие.

Исследование деятельности включает в себя не только психологические, но и физиологические процессы, поэтому психофизиологический анализ профессиональной деятельности представляет собой сложное, многомерное многоуровневое, динамическое и развивающееся явление. При разработке критериев психофизиологического отбора, используют методы психофизиологического характера. В современной действительности это стало необходимо в связи с тем, что появилось много технически сложного оборудования, требующего особого профотбора работников. Исследования в этой области базируются на оценке функционального соответствия системы, включающей: человек – техника – профессиональная среда.

Источник

Психофизиологические расстройства (психосоматические болезни)

13. Психофизиологические расстройства (психосоматические болезни)

В первой половине XX века клиницисты выделили группу физиологических заболеваний, которые казались результатом взаимодействия психологических и физических факторов. Это так называемые психосоматические заболевания, которые причиняют пациентам реальный физический вред. В настоящее время некоторые исследователи разграничивают «традиционные» психосоматические расстройства и «новые» психофизиологические заболевания.

1. Традиционные психосоматические расстройства. К ним относятся достаточно известные и весьма распространенные заболевания, такие как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, хронические головные боли, гипертоническая болезнь, коронарная болезнь сердца, сахарный диабет, ревматоидный артрит, нейродерматит.

1.1. Язвенная болезнь встречается у 10% населения. При этом заболевании в стенках желудка и/или двенадцатиперстной кишки образуются локальные повреждения (прободения) слизистой оболочки, в результате чего возникают ощущения жжения или боли в эпигастральной области, усиливающиеся сразу же после приема пищи. Могут быть также тошнота, приступы рвоты, после чего боль несколько ослабевает. Иногда случаются кровотечения, нарушения целостности стенки желудка или двенадцатиперстной кишки с попаданием их содержимого в брюшную полость и развитием перитонита (греч. peritonalon – брюшина) – воспаления брюшины. Заболевание более свойственно лицам молодого возраста, часто оно возникает в возрасте около 20 лет. Течение болезни хроническое, с обострениями в весенне-осенние периоды. В США от язвенной болезни умирает до 6000 человек в год (Suter, 1986). Считается, что язвенная болезнь возникает благодаря взаимодействию: 1) психологических факторов, таких как стресс, сильное чувство гнева или тревоги; 2) особенностей личностного реагирования, т. н. зависимый личностный стиль («язвенный тип личности», при котором индивид во всем полагается на близких людей), и 3) физиологических факторов, таких как бактериальная инфекция.

1.2. Бронхиальная астма характеризуется преимущественно ночными приступами сужения дыхательных путей (трахеи и бронхов), в результате чего затрудняется прохождение воздуха к легким и из легких, возникает состояние удушья. Во время приступа дыхание учащается, особенно затруднен выдох из расширенных легких. При этом появляются свистящие и слышные на расстоянии хрипы, а также кашель. Пациенты испытывают сильное чувство страха и принимают вынужденную позу, в которой им легче дышать: они обычно сидят, крепко ухватившись за что-то руками. Обычно заболевание впервые возникает в детском или подростковом возрасте. В США насчитывается около 15 млн пациентов с бронхиальной астмой, их число за последние 15 лет удвоилось (Weiss, 1997). Причиной развития заболевания в 70% всех случаев является взаимодействие: 1) психосоциальных факторов, таких как давление неблагоприятных условий окружающей среды, сложные отношения в семье; 2) высокой потребности в зависимости («астматический тип личности», аналогичный «язвенному» типу), и 3) физиологических факторов, в частности аллергии на определенные вещества, снижения тонуса симпатической нервной системы, а также ослабления дыхательной системы (Carr, 1995; и др.).

1.3. Хронические головные боли характеризуются частыми и интенсивными болями в области головы и/или шеи, не связанными с органическими повреждениями. Различают два типа таких болей.

Головные боли напряжения, вызванные сокращением мышц скальпа, воспринимаются как сдавливающие, стягивающие, как «каска», болевые ощущения в области затылка или лба либо в задней части шеи. Они появляются вследствие того, что сокращение мышц скальпа приводит к сужению кровеносных сосудов. Такими болями страдает около 40 млн американцев.

Сосудистые головные боли возникают вследствие нарушения тонуса церебральных сосудов. Наиболее тягостными являются сосудистые головные боли, возникающие во время приступов мигрени. Часто, но не всегда такие боли сосредоточены на одной стороне головы.

Припадку мигрени нередко предшествует «предостерегающее ощущение», или аура (греч. aura – дуновение ветерка, веяние), в виде ослабления зрения или мышечной слабости на стороне предстоящей головной боли.

Приступ мигрени часто сопровождается головокружением, тошнотой, рвотой. В его развитии различают две фазы: а) фаза сужения кровеносных сосудов головного мозга и возникающий вследствие этого дефицит мозгового кровообращения; б) фаза расширения тех же сосудов с ускорением движения крови и раздражением нервных окончаний, вызывающим головную боль. В США мигренью страдает около 23 млн человек.

Хронические головные боли рассматриваются как результат взаимодействия: 1) психосоциальных факторов, таких как давление социальной среды; 2) особенностей личностного реагирования, т. е. пассивный личностный стиль («мигренозный тип личности»), а также общее ощущение беспомощности, гнев, тревога или депрессия (Mericangas, Stevens, Аngst, 1994), и 3) физиологических факторов, таких как дисфункция некоторых нейромедиаторов (в особенности серотонина), болезни сосудов или мышечная слабость (Park, 1996; и др.).

1.4. Гипертоническая болезнь – это хроническое повышение артериального давления (АД), не связанное в своем развитии с какой-либо иной патологией. Повышение АД означает, что кровь, проталкиваемая сердцем по сосудам, слишком сильно давит на стенки артерий. Повышенное до умеренных показателей АД имеет мало внешних симптомов и субъективно не всегда определяется, но оно оказывает отрицательное влияние на работу сердечно-сосудистой системы (возникает расширение левого желудочка сердца, повышается риск развития склероза сосудов и др.) и существенно повышает вероятность развития инсульта, коронарной болезни сердца, стенокардии, инфаркта сердца и заболевания почек. У части пациентов возникают приступы резкого подъема АД (гипертонические кризы) с интенсивной головной болью, головокружением, шумом в ушах и голове, мельканием мушек перед глазами, в это время могут возникать состояния оглушенного сознания, психотические эпизоды, припадки, а также кровоизлияние в мозг.

По приблизительным оценкам, около 40 млн жителей США имеет повышенное АД, ежегодно десятки тысяч человек погибают непосредственно от этой болезни и еще миллионы – от болезней, вызванных повышенным давлением (Johnson, Gentry, Julius, 1992). Физиологические аномалии являются основной причиной развития гипертонической болезни только в 15% случаев. В остальных 85% заболевание возникает под влиянием сочетания психосоциальных и физиологических факторов и обычно фигурирует под названиями «эссенциальная или идиопатическая гипертония» либо «гипертония неясной этиологии» (лат. essentia – сущность; греч. idios – свой, своеобразный; pathos – болезнь, страдание; aitia – причина; logos – учение).

В числе основных психологических причин развития идиопатической гипертонии, указывают Dubbert (1995), Somova, Diarra, Jacobs (1995), значатся ощущение постоянной опасности с ее локализацией в окружающей среде, общее чувство гнева, а также невыраженная или нереализованная потребность во власти, контроле над происходящим («гипертонический тип личности», согласно гипотезе Dunbar, 1934). Физиологические причины включают в себя избыток потребляемой соли и неадекватное функционирование барорецепторов – чувствительных нервных окончаний в стенках артерий, которые воспринимают информацию об уровне давления крови и передают эту информацию в мозг (Julius, 1992; Schwartz, 1977).

1.5. Коронарная или ишемическая болезнь сердца (ИБС) (лат. corona – венец, венок; греч. ischo – задерживаю; haima – кровь) возникает из-за сужения или закупорки сосудов сердца – спазмы сосудов, формирование в их стенках атеросклеротических бляшек, суживающих просвет сосудов; реже – эмболия (embalio – вталкиваю, thrombos – сгусток) просвета сосуда инородной частицей, например фрагментом жировой ткани, возникшим в результате перелома трубчатой кости, – доставляющих кровь к сердечной мышце. В результате возникают приступы стенокардии и инфаркт миокарда, который может стать причиной инвалидизации, смерти. В США в связи с ИБС ежегодно погибает до 800 000 человек, а это более трети всех смертей в стране. Основная часть всех случаев ИБС связана с воздействием психосоциальных факторов, таких как стресс на работе, сильное чувство гнева или глубокая депрессия, и физиологических факторов, к которым относятся высокий уровень холестерина, ожирение, гипертония, курение и недостаток физических упражнений (Glassman, Shapiro, 1998; и др.).

Так, Engel (1968) приводит такое наблюдение: «Чарли и Джозефина 13 лет были неразлучны. Чарли на глазах у Джозефины с непонятной жестокостью был застрелен в стычке с полицией. Джозефина сначала некоторое время стояла без движения, затем медленно приблизилась к распростертому на земле окровавленному трупу, упала на колени и молча уронила на него свою голову. Обеспокоенные люди попытались помочь ей, но она отказалась двигаться. В надежде, что она скоро справится со своим страшным горем, ее оставили в покое. Но она не поднялась больше никогда; через 15 минут она умерла». Самое любопытное в этой истории то, что Чарли и Джозефина – не люди, а ламы, сбежавшие из зоопарка.

В поисках ответа на вопрос о механизме развития психосоматических заболеваний была предложена, в частности, дисрегуляционная модель – теория, согласно которой процессы саморегуляции организма нарушаются в результате отрицательной обратной связи, которая устанавливается вместо положительной обратной связи между телом и мозгом. Например, типичный цикл такой обратной связи управляет уровнем АД следующим образом. В первой фазе цикла мозг получает информацию об опасности, существующей в окружающей среде (например, об угрозе увольнения или банкротства). Мозг обрабатывает эту информацию и побуждает нервную систему поднять АД. Во второй фазе барорецепторы посылают в мозг сигнал о том, что АД стало слишком высоким, после чего нервная система снижает его до приемлемого уровня (положительная обратная связь). При отрицательной обратной связи этого не происходит: барорецепторы сигнализируют о недостаточном подъеме АД, в результате чего мозг продолжает посылать сигналы поднимать давление дальше.

Неполадки могут возникать не только в барорецепторах, но и в любой части нейронного цикла обратной связи. Их способны повлечь также тревога, возникающая по разным причинам (хроническая безработица, неправильная интерпретации какой-либо социальной ситуации). Кроме того, повышение АД может быть связано с дисфункцией некоторых органов тела (например, сужение просвета аорты, анатомический дефект барорецепторов), а также с патологией гипоталамо-гипофизарной системы, в результате чего увеличивается выброс в кровь гормонов надпочечников. Такая патология может быть вызвана черепно-мозговой травмой. Причин расстройства, таким образом, достаточно много, а результат один – дисрегуляция всей системы контроля АД и в итоге стойкое его повышение.

Что такое психофизиологические факторы. Смотреть фото Что такое психофизиологические факторы. Смотреть картинку Что такое психофизиологические факторы. Картинка про Что такое психофизиологические факторы. Фото Что такое психофизиологические факторыУзнайте о лечении психосоматических заболеваний.

Среди основных факторов развития психосоматической патологии рассматриваются следующие.

1. Социокультуральные факторы. Под ними понимаются различные стрессы, такие как природные и техногенные катастрофы, войны, преступность, безработица, бедность и нищета, неблагополучие в семье, развод, болезни и смерти близких людей и мн. др. Исследователи пытались построить шкалу стрессов по их тяжести и роли в развитии психосоматической патологии (Holmes, Rahe, 1967). Для взрослых это была «Шкала оценки социального приспособления» из 43 ситуаций стресса, для студентов – «Стрессовый опросник для студентов колледжей» из 83 ситуаций стресса. При этом каждой стрессовой ситуации присваивалось определенное числовое значение (полученное по данным массовых опросов людей).

Не меньшее значение имеет способность человека преодолевать стрессы. Есть индивиды, способные совладать с крайне тяжелыми ситуациями, но немало и таких людей, которые не имеют достаточного для этого жизненного опыта или психологических ресурсов. Дети, например, менее устойчивы к стрессу, особенно если лишены поддержки со стороны взрослых. Так, развод родителей для них почти всегда является тяжелой травмой, нередко приводящей к развитию психического расстройства и нарушения поведения. Исключение составляют некоторые острые стрессы, которые дети до 10–12 лет переносят будто бы легче. Это показано в наблюдениях за потерпевшими кораблекрушение.

Тем не менее использование упомянутых шкал оказалось полезным в плане оценки риска развития психосоматического заболевания.

2. Психологические факторы. По мнению многих теоретиков, определенные потребности, отношения, эмоции и стили взаимодействия с окружающей средой могут стать причиной преувеличенной реакции человека на стрессовые факторы и повысить, таким образом, вероятность развития психосоматического расстройства (Watters et al., 1977). Так, репрессивный стиль совладания с проблемой (repressive coping style), при котором считается неприемлемым выражение чувства дискомфорта, гнева или враждебности, способствует у мужчин повышению АД. Кроме того, люди с таким копинг-механизмом чаще заболевают астмой (DeAngelis, 1992).

Другой личностный стиль, который может способствовать развитию психосоматических расстройств, – «личностный стиль типа А» (Friedman, Rosenman, 1995). Его характеризуют враждебность, цинизм, несдержанность, нетерпеливость, стремление к противоборству и амбициозность. В результате порождается непрерывный стресс и чаще возникает коронарная болезнь сердца как у мужчин, так и у женщин. Людей с «личностным стилем В» отличает более спокойное, менее агрессивное и не столь озабоченное дефицитом времени поведение. Они реже страдают сердечно-сосудистой патологией.

3. Биологические факторы. Важную роль в развитии психосоматической патологии играет дисфункция вегетативной нервной системы (ВНС) – вегетодистония. В результате последней реакция на стресс может быть неадекватной. Например, приводить к стойкому преобладанию тонуса симпатического отдела ВНС и повышению артериального давления. Или, в случае повышения тонуса парасимпатического отдела ВНС, к развитию язвенной болезни. У части детей под влиянием стресса возникают кишечные спазмы с болями, рвота, нарушаются мочеиспускание, дефекация. У маленьких детей под влиянием отрицательных эмоций может возникать спазм мышц гортани, в результате чего появляются упомянутые при описании невропатии аффект-респираторные судороги. Нередко у детей выявляются нарушения терморегуляции. Например, при инфекционном заболевании не повышается температура тела или, как это часто бывает при невропатии, возникает «нервная» температура либо гипотермия тела.

Под влиянием стресса у детей могут возникать также аэрофагия (заглатывание воздуха), срыгивание, нервная младенческая анорексия, поедание несъедобных субстанций, синдром нарушения питания неорганического генеза, другие психосоматические расстройства. Кроме того, в организме человека могут быть уязвимые места (locus minoris resistentiae или local biological weaknesses) – определенные органы, которые в силу наследственных и/или конституциональных причин изначально имеют какие-то дефекты или особенно склонны к дисфункции либо развитию заболевания под воздействием стресса. Люди со слабым желудочно-кишечным трактом являются, по-видимому, наиболее вероятными кандидатами в больные язвенной болезнью.

Наконец, причиной психосоматических расстройств может быть индивидуальная биологическая реакция (individual biological reaction). Установлено, например, что под воздействием стресса желудок у некоторых детей вырабатывает больше соляной кислоты, чем у других. Возможно, что повторение такой реакции способно повлечь развитие язвенной болезни.

2. Новые психосоматические расстройства. С начала 1960-х годов исследователи обнаруживают все больше взаимосвязей между стрессом, вызванным психосоциальными факторами, и широким спектром психофизиологических заболеваний. Иными словами, стали известны новые психофизиологические расстройства, вызванные нарушением иммунитета под влиянием стресса. Немалую роль сыграли при этом исследования, в которых использовалась упомянутые выше шкалы Холмса и Рейха. Так, стало известно, что у американцев, воевавших во Вьетнаме, чаще, чем в среднем, выявляются нарушения кровообращения, болезни костно-мышечной, эндокринной, пищеварительной и нервной систем, а также респираторные и инфекционные заболевания.

Как известно, в ситуации стресса на некоторое время повышается активность симпатической нервной системы, в частности вырабатывается повышенное количество норадреналина. Норадреналин связывается с рецепторами лимфоцитов – клеток крови, которые при стрессе активизируются, и, если стресс сопровождается инфекцией, лучше распознают и активнее уничтожают инфекционный агент. Но если интенсивность стресса увеличивается, норадреналин тормозит деятельность лимфоцитов и повышает восприимчивость организма к инфекции. Таким же образом действует «гормон стресса» кортизол – гормон, вырабатываемый корой надпочечников. Во время стресса люди обычно хуже спят, питаются, испытывают тревогу, депрессию, некоторые начинают больше курить или употреблять алкоголь, а это также способствует замедлению деятельности иммунной системы.

Снижение иммунитета под влиянием стресса, считают некоторые исследователи, может способствовать развитию рака (психоонкология – одно из направлений современных исследований) или, при прочих равных условиях, препятствовать выздоровлению. Так, установлено, что раковые клетки возникают в организме многих людей, но далеко не все из них заболевают раком. Заболеваемость раком, как показывают некоторые исследования, более свойственна лицам, которые демонстрируют беспомощный стиль взаимодействия с окружающей средой, она присуща также тем людям, которым трудно выражать свои чувства, такие как гнев (Anderson et al., 1996; и др.). Однако другие исследователи не находят тесной взаимосвязи между чертами личности и вероятностью заболевания и выздоровления от рака (Holland, 1996).

Наконец, на состояние иммунной системы может влиять одиночество и вообще отсутствие социальной поддержки. Установлено, что у одиноких людей и у социально незащищенных людей активность иммунной системы снижена. Многие современные клиницисты считают, что психологические и социокультуральные факторы вносят существенный вклад в возникновение и течение почти всех физиологических расстройств человека в любом его возрасте; в детском возрасте, возможно, этот вклад является наиболее значительным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *