Что такое психологическая поддержка
Сила поддержки. Как нужно правильно поддерживать и не наделать ошибок
Почему так важно уметь поддерживать человека в трудной для него ситуации? И умеем ли мы правильно поддерживать?
Что такое поддержка и какой она должна быть
И хорошо, если в вашем окружении есть такие люди, которые способны эту поддержку оказать. Но бывают люди, которые добивают или выбивают почву из под ног, обесценивая или критикуя там, где человеку нужна просто поддержка.
Мне в своей жизни приходилось проходить через различные ситуации: и когда мне оказывали очень важную для меня поддержку посторонние люди, и когда её не оказывали очень близкие люди, от которых ты её ожидал. И прочувствовав всё это на себе, пройдя через все возможные ситуации, я теперь могу, говорить о ценности и важности поддержки в нашей жизни и о том, как её оказывать и какие ошибки могут совершать люди в вопросах поддержки.
На своем личном опыте я знаю, что от того, есть поддержка в отношениях или нет, зависят и сами отношения, и их стабильность или разрыв, их единство или возникновение треугольников, когда человек начинает получать поддержку на стороне, а не от своего партнёра.
Поэтому, ниже я делюсь своим видением того, что такое поддержка и какой она должна быть.
Что такое поддержка?
Поддержка – это действие, которое оказывается человеку с целью помочь ему справиться со своими эмоциями, волнением, страхами, сомнениями, неуверенностью, чтобы он стал сильнее и эффективнее справился с какой-то сложной для него ситуацией.
Поддержка – это внешний дополнительный, но не основной ресурс, на который может опираться человек. Основные ресурсы находятся у него внутри, в его личности. Это его сильные стороны, его личные качества, его личный опыт и наработанные навыки.
В каких случаях нужно оказывать поддержку?
Есть целый ряд ситуаций, когда поддержка нужна и очень важна. И если близкий вам человек оказался в одной из таких ситуаций, то окажите ему вашу поддержку. Она будет очень уместна.
Когда нужно оказывать поддержку
Когда человек оказался в трудной для него жизненной ситуации. Это может быть что угодно: потеря близкого человека, развод, крупная ссора или конфликт, потеря денег, увольнение и потеря работы, страшный диагноз или прогрессирующая болезнь, возрастной кризис, обвинение или травля.
Когда предстоит какое-то важное для человека событие: важная деловая встреча, первое свидание, выступление перед аудиторией, дебют, экзамен.
Когда человеку что-то угрожает или надвигается угроза: угроза потери жизни, потери здоровья, денег, работы, карьеры, клиентов.
Когда человеку предстоит сделать важный выбор и он сильно колеблется и не знает, какое решение ему принять: выбор партнера, оставаться в отношениях или идти в новые, оставаться жить в этом городе или переезжать в новый, в какой университет поступать, увольняться с работы и искать новую или оставаться на прежней.
Когда человек совершил ошибку, накосячил, сделал что-то не так, оступился, то ему нужна помощь и поддержка для того, чтобы он мог осознать свои ошибки, признать и исправить их.
Когда целеустремленный человек ставит перед собой большие цели, планы, задачи и у него может не хватать на это каких-либо ресурсов: эмоциональных, материальных, личностных, психологических и т.д. У него также может не хватать уверенности в себе и в своем выборе, ему может быть морально или психологически тяжело, но при этом он занимает проактивную позицию и поддержка в любом виде для него может быть важна.
Однако, нужно чувствовать ситуацию, когда ваша поддержка уместна и нужна, или когда вы только будете отвлекать человека от его действий или видеть, что он прекрасно справляется и сам, без посторонней помощи.
Виды поддержки
Поддержка может быть: моральная, практическая, эмоциональная, физическая, материальная, интеллектуальная и другая. И только вам выбирать, какую именно поддержку вы можете оказать человеку.
Важный момент – поддержка должна быть искренней. Фальшивая поддержка чувствуется и она не вдохновляет. Откупиться от человека деньгами – это тоже не поддержка, это откуп, даже если эти деньги человеку очень нужны.
Как можно помочь человеку и поддержать его, чтобы эта поддержка им ощущалась и была ценной и эффективной для него?
1. Обнять
Обнять человека и просто быть рядом, иногда даже без слов – это самая лучшая поддержка. Объятия дают человеку тепло и наполняют его спокойствием и ощущением, что он не один, и что с ним рядом есть близкий человек, который его поддерживает и разделяет с ним сложность текущей ситуации, переживает за него, на которого можно опереться и довериться ему.
2. Похвалить
Похвалить, когда человек хорошо справился со своим заданием, но он может быть не до конца в этом уверен или считает, что у него что-то не получилось так, как он этого хотел. В этом случае важно найти какие-то положительные моменты в том, что он делал и в том, что у него действительно получилось, а также оценить его старания и намерения. Похвала – это свидетельство ценности действий и намерений человека.
3. Проявить сочувствие и сострадание
Сочувствие и сострадание – очень важная форма поддержки, когда у человека произошла какая-то потеря, горе или неприятность. Сочувствие способно облегчить боль и страдание человека, дать ему надежду на будущее. Здесь важно уметь разделить чувства другого, дать человеку выговориться, проговорить свою боль и выразить свои эмоции, облегчить душу.
4. Обратиться к сильным сторонам
Когда человек находится в стрессовой ситуации или сильно волнуется, он зачастую забывает о своих сильных сторонах, о своих внутренних ресурсах на которые ему нужно в первую очередь опираться. В таком случае ему можно помочь сфокусироваться на своих сильных сторонах, обратиться к его опыту решения данных ситуаций, опереться на свои навыки и умения.
5. Дать грамотный совет
Здесь очень важно не раздавать свои советы налево и направо, и не говорить человеку, что ему нужно делать там, где он это и сам знает. Совет важно давать, когда человек у вас его просит, потому что вы либо мудрее его, либо проходили через подобный опыт, либо у вас знаний больше в данной сфере. Грамотный и своевременный совет, может человеку помочь в принятии им правильных решений.
6. Помочь практически
Можно спросить: «Что я могу для тебя сделать? Чем я могу тебе помочь?». Возможно, что человеку будет нужна физическая помощь, что-то сделать, организовать, выполнить какую-то задачу, принести, достать и т.п. Практическая помощь – это содействие, активные действия, помогающие решить его проблему.
7. Помочь материально
Помочь деньгами, если у человека произошло горе. Инвестировать в человека, если у него не хватает собственных ресурсов для развития бизнеса, проектов, идей.
8. Использовать упражнения и техники
Если вы знаете техники или упражнения, как можно снять тревогу или стресс, как справиться со страхом и волнением, как преодолеть неуверенность в себе, то вы можете поделиться ими с близким для вас человеком и даже помочь их ему выполнить. Это уместно, когда у человека намечается важное для него событие или ему нужно принять какое-то важное решение. Однако, он должен быть готов их выполнять. Если у него нет желания – не навязывайте их ему.
4 типа людей
Существует 4 типа людей, понимая которые, вы можете осознавать, на чью поддержку вы можете рассчитывать, а на чью нет.
1. Эгоисты. Их принцип: «Не хочу и не могу». Они, как правило, думают только о себе и том, что другому человеку нужно оказать поддержку их мысли не посещают. Ожидая поддержки от них, вы будете только напрасно тратить свои нервы и силы.
2. Те, кто не умеет оказывать поддержку, но если их научить, то они её начнут оказывать. Их принцип: «Не могу и не понимаю как». Эти люди не столь эгоистичны, как предыдущие. Они живут так, как их научили. И если их не научили оказывать поддержку или заботиться, то они этого и не делают. Однако, они не безнадежны и они способны этому научиться. Они как пластилин и вы из них можете вылепить то, что хотите, если только такие люди находятся в вашем ближнем кругу.
3. Те, кто хочет оказывать поддержку, но не знает, как её нужно правильно оказывать. Их принцип: «Хочу, но не умею это делать правильно». Эти люди часто совершают ошибки в поддержке и иногда её оказывают неумело. Иногда настолько неумело, что человек даже не ощущает её. В этом случае им нужно просто объяснить их ошибки и рассказать, что от них ожидают и как они могут более правильно оказывать поддержку.
4. Те, кто умеет оказывать поддержку. Их принцип: «Могу и делаю». Этих людей не нужно просить оказать поддержку, они это делают сами. От их поддержки человек наполняется силой и уверенностью, и становится более эффективной личностью.
Посмотрите на ваше окружение. Оно бывает поддерживающее и демотивирующее. Цените тех, кто способен оказывать поддержку в любых ситуациях. Окружайте себя такими людьми и отвечайте им взаимностью.
Ошибки поддержки
Какие ошибки совершают люди, когда оказывают или наоборот, не оказывают поддержку.
1. Поддержку не просят, поддержку оказывают.
Если вы ждете, что близкий человек вас попросит его поддержать – вы совершаете ошибку. Он может и не попросить, но не оказанная ему поддержка, может создать дистанцию между вами.
2. Он сам справится, он взрослый.
Взрослые люди сами решают свои проблемы, а не перекладывают их на других. Но это не значит, что они не нуждаются в поддержке. Здесь можно узнать, какую помощь вы могли бы оказать человеку и чем вы могли бы быть ему полезны. От этого он не перестанет быть взрослым, но быстрее и эффективнее справится со своими задачами.
3. Упреки.
Не упрекайте и не ругайте человека, если он сделал что-то не так, если он вас не послушал. Он сам осознает свои ошибки. Вместо упреков лучше поддержите его и помогите ему исправить свои ошибки.
4. Критика.
Избегайте критики, тем более, если вы не умеете давать конструктивную обратную связь. Она способна ранить человека. Можно корректно и мягко обсудить с человеком допущенные им ошибки, чтобы он их мог исправить, но это не должно переходить в жесткую критику и должно обязательно сопровождаться положительной оценкой того, что у него получилось хорошо.
5. Обесценивание.
Не обесценивайте ту ситуацию, в которой человек оказался. Не обесценивайте старания человека, а также его самого, либо какие-то его навыки или умения. Поддержка – это обращение к ценностям человека. Ищите ценности в нём, а не обесценивайте его.
6. Игнорирование.
Не нужно игнорировать и делать вид, что у человека ничего не произошло, что у него нет никаких сложных ситуаций, что это его опыт и он сам должен пройти через него и наступить на свои грабли, совершить свои ошибки. Всегда найдутся те, кто войдет в его положение и его поддержит. Но если вас среди тех, кто оказал поддержку не окажется, то это вызовет между вами дистанцию, которую потом придется преодолевать другими способами. Поддержка убирает дистанцию между людьми, даже если она ранее была.
7. Подавление эмоций.
Если вы не даете человеку проживать и выражать свои эмоции (злость, обиду, вину, печаль, грусть и т.д) и способствуете их вытеснению или подавлению, то это может со временем для него обернуться в психосоматику или серьезные психологические проблемы. Лучше проявите сострадание или сочувствие и мягко помогите человеку переключиться со своей боли на что-то другое, что его сможет отвлечь.
8. Бесполезные или ненужные советы.
Остерегайтесь бесполезных или ненужных советов, особенно когда человек в них не нуждается. Не навязывайте ему своё мнение. Если ему нужен будет ваш совет, он у вас его спросит. В крайнем случае, вы можете ему мягко сказать, что знаете как ему можно помочь и готовы ему подсказать. И если он захочет, то он спросит вас об этом.
Поддержка должна помогать человеку самому справиться с ситуацией и успешно её преодолеть. Нельзя делать что-то за человека или вместо него.
Сильных людей тоже нужно поддерживать, им тоже бывает трудно и от такой поддержки они становятся ещё сильнее.
Ниже в таблице приведены некоторые выражения и действия, которые являются поддержкой и не являются ей.
Поддержка | Нет поддержки |
Обнять | Стоять напротив и ничего не делать |
Знай, что я мысленно с тобой, я рядом, ты на меня можешь рассчитывать, можешь на меня положиться. | Ты сам(а) всё можешь, ты сам(а) всё знаешь, ты сам(а) всё умеешь. |
Ты молодец, ты очень старался(лась), ты сделал(а) всё, что от тебя зависело, у тебя многое хорошо получилось. | Ты всё делал(а) не так, так было нельзя делать |
Я тебе сочувствую и сожалею, что так произошло. | Ничего страшного не произошло. Ничего, ты справишься, ты сильный(ая). Переживешь, куда денешься. Успокойся, возьми себя в руки. Не надо плакать. Не жалуйся, сам(а) виноват(а). |
Чем я могу тебе помочь? | Я тебя предупреждал. Раньше надо было думать. Ты меня не слушал(а). Теперь сам(а) исправляй ситуацию. |
Поддержка в партнёрских отношениях
Отдельно хочу сказать о поддержке, которая должна быть в паре между партнёрами или супругами.
Поддержка в партнёрских отношениях – один из важных и фундаментальных принципов, который должен быть в гармоничных отношениях. Это та опора, которая свидетельствует о надёжности отношений. Отношения, в которых нет взаимной поддержки, могут со временем прийти к развалу, возникновению треугольников, разрушению целостности семьи. Это как грунтовые воды под фундаментом дома, которые способны разрушить любой фундамент.
Также очень важна поддержка мужчине от любимой женщины. Когда она есть, тогда он наполняется силой и может свернуть горы. В таком состоянии он способен зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью, заботиться о любимой женщине и делать её счастливой. Поддержка наполняет его силой и энергией для любых изменений и для любых достижений.
Принципы поддержки в партнёрских отношениях
1. Поддержку не просят, поддержку оказывают из любви и заботы о человеке. Но если вы очень нуждаетесь в поддержке партнёра, а он в силу каких-то причин её вам не оказывает, то вы можете её попросить у него сами.
2. Если вам партнёр не оказал поддержку, не стоит на него обижаться. Нужно просто обсудить эту ситуацию и сказать ему о том, что вы от него ожидали, но не получили. Возможно партнёр просто не знал или не почувствовал, что вам нужна от него поддержка. Либо не знал, как её правильно нужно было оказать.
3. Всегда благодарите партнёра за ту поддержку, которую он вам оказал. Это даёт ему возможность понять ценность той поддержки, которую он вам осуществлял. И создаёт предпосылки для того, что партнёр и дальше будет её вам оказывать.
4. Никогда не обесценивайте поддержку партнёра. Это может его демотивировать и в будущем он перестанет оказывать вам поддержку.
5. Поддерживайте партнёра на всех уровнях: морально, эмоционально, материально, своими действиями, знаниями, навыками и умениями.
И помните, поддержка не освобождает человека от ответственности и прохождения важных для него уроков. Она только помогает эти уроки грамотнее пройти, чтобы стать сильнее и увереннее в себе.
Как получить психологическую помощь
1. Что такое психологическая помощь?
Психологическая помощь — это помощь человеку или группе людей, направленная на решение различного рода психологических проблем и трудностей. К психологической помощи относятся: индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая реабилитация, групповые формы работы с психологом (тренинги, мастер-классы, развивающие программы), а также психопрофилактические мероприятия — лекции, семинары, вебинары.
2. Как получить очную психологическую помощь?
Бесплатную психологическую помощь можно получить, записавшись на прием к специалисту. Для этого позвоните по единому справочному телефону Московской службы психологической помощи населению +7 (499) 173-09-09, либо в удобное для вас подразделение службы.
В рамках очной психологической помощи оказывается индивидуальное и семейное консультирование по следующим психологическим проблемам:
В течение календарного года клиентам предоставляются: 5 психологических консультаций, 2 сеанса психологической диагностики и консультации у клинического психолога, 3 тренинговые программы, 8 сеансов психологической реабилитации.
Перед получением психологической помощи ознакомьтесь с правилами приема клиентов в Московской службе психологической помощи населению.
3. Как получить неотложную психологическую помощь?
Если вы чувствуете, что находитесь в острой кризисной ситуации, испытываете переживания, с которыми не в силах справиться самостоятельно, находитесь под влиянием травматического события, вы можете обратиться за неотложной психологической помощью.
Для получения круглосуточной психологической помощи дистанционно позвоните по телефону неотложной психологической помощи:
Или обратитесь за круглосуточной помощью психолога онлайн в чате. В ходе такого консультирования проводится работа, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, снижение выраженности аффекта, осознание и принятие реакции на кризисную ситуацию.
4. Как получить психологическую помощь в режиме онлайн?
Чтобы получить помощь онлайн в формате аудио- или видеоконсультации, оставьте заявку на сайте Московской службы психологической помощи населению. Помощь психолога онлайн можно получить в чате или по e-mail. Также свою проблему можно обсудить на форуме психологической поддержки.
Психологическая поддержка: особенности, направления, методы, цели
Психологическая поддержка – это совокупность социально-психологических методов и способов, направленных на помощь в социально-профессиональном самоопределении человека в процессе развития его склонностей, самосознания и ценностных ориентаций, а также в процессе повышения конкурентоспособности человека на трудовом рынке и его адаптации к условиям осуществления собственных профессиональных обязанностей.
Психологическая поддержка реализуется средствами мобилизации способностей человека и оптимизации его психологических состояний, следствием чего является полное разрешение, либо снижение воздействия актуальных психологических затруднений, которые препятствуют профессиональной, трудовой и социальной реализации на каждом из жизненных этапов как отдельной личности, так и различных коллективов, малых групп, неформальных и формальных объединений.
В качестве основных направлений психологической поддержки принято выделять следующее:
Основными методами психологической поддержки являются:
Целями психологической поддержки являются:
Управление психологической поддержкой и профессиональной ориентацией населения в государственных организациях
В России, психологическая поддержка и профессиональная ориентация населения курируется действием соответствующих международных правовых актов, среди которых: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положения об основных направлениях развития государственной системы психологической поддержки и профессиональной ориентации населения в Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами.
В Российской Федерации, государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения – это система государственных органов, учреждений и организаций, работа которых связана с развитием системы воспитания, образования, занятости, профессиональной ориентации, социально-психологической защиты и здравоохранения населения.
Для того, чтобы достигать профориентационных и психологических целей, субъектам государственной системы: учреждениям и органам, профессиональными направлениями которых являются вопросы развития системы профессиональной ориентации, занятости, воспитания, образования, социально-психологической защиты и здравоохранения граждан.
Работа государственных органов направлена на достижение целей государственной политики в данной сфере и имеет направленность организации психологического и профориентационного обслуживания граждан на основании потребностей, профессиональных интересов, а также возможностей и состояния здоровья граждан. В данной работе также учитываются требования трудового рынка, а также актуальные социально-экономические условия.
Для того, чтобы осуществлять грамотную координацию работы в сфере психологической поддержки и профессионального ориентирования граждан, а также содействие в развитии территориальных органов психологической и профориентационной сферы, в рамках решения соответствующиех органов исполнительной власти, на своих территориях, субъектами Российской Федерации могут создаваться комиссии по решению вопросов психологической поддержки и профессионального ориентирования граждан.
Работа в области профессионального ориентирования, а также оказания населению психологической поддержки, совместно с координацией и обеспечением научно-методической и организационно-практической деятельности всех локальных организаций психологической поддержки и профессиональной ориентации населения реализуется специализированным всероссийским научно-практическим центром.
В рамки деятельности локальных (территориальных) центров психологической поддержки и профессиональной ориентации населения входит:
По просьбе административного ресурса, а также всех организационно-правовых ресурсов, по распоряжению руководителей, психологическая поддержка и профессиональное консультирование может проводиться с учащимися, с занятым и незанятым населением, а также с лицами, которые подлежат скорому освобождению от выполнения профессиональных обязанностей.
В рамках специализированной деятельности может также проводиться содействие в подборе и отборе лиц, которые будут зачислены в обучающие организации, а также приняты на рабочие места, а также реализовываться иная деятельность по предварительной договоренности.
В рамки деятельности центров занятости населения, региональных центров профессиональной ориентации незанятого населения и безработных лиц входит работа по предоставлению следующих обязательных бесплатных профориентационных услуг:
Осуществление психологической поддержки и профессиональной ориентации органами службы занятости необходимы для содействия эффективных форм занятости населения, совместно с формированием социально-психологических, правовых, организационных и экономических условий и гарантий достижения гражданами профессионального самоопределения.
В рамках образовательных (общего начального, общего основного, общего среднего (полного) образования), а также специальных (коррекционных) учреждений (направленных на обучение детей, имеющих отклонения в развитии), а также учреждений здравоохранения (с учетом местных условий и интересов учащихся), при основе на государственные стандарты и нормативы реализуется:
Благодаря совмещению профессиональной ориентации молодежи с ее подготовкой к труду и профессии в условиях актуальной рыночной экономики, благодаря развитии у растущего поколения необходимого уровня трудовой мотивации, совместно с тенденциями к осознанности в построении планов и выборе характера будущей трудовой деятельности, а также форм и характера занятости, в основе чего будут находиться личные интересы, возможности здоровья, индивидуальные особенности и склонности каждой личности.
При приложении этого к актуальным требованиям на профессиональном рынке и рынке труда, работа всей совокупности образовательных учреждений, а также педагогических коллективов и психологических служб, соответствующих органов управления образованием, и определенного круга организаций здравоохранения, совместно с органами их управления будет иметь высокий уровень эффективности.
В рамках деятельности психологических служб, которые реализуют профессиональную деятельность на базе образовательных учреждений, нормативными документами устанавливается работа по:
В образовательных учреждениях профессионального образования проводится подбор (отбор) абитуриентов на обучение, основой чего является учет показателей профессиональных достижений и прогноза в успешности усвоения знаний о специальности, профессии, совместно с повышением мотивации к выбранным профилям и адаптации к выбранной специальности.
Дошкольные образовательные учреждения, в ситуации реализации воспитательных программ направлены на:
Учреждения здравоохранения, в рамках собственной направленности реализуют деятельность по:
На базе организаций происходит помощь работникам в свободной смене, либо свободном выборе профессии, переподготовке, либо повышении квалификации, поиске места работы, основой чего являются профессиональные интересы работников, а также актуальные нужды работодателей и предприятий.
Общественное объединение профориентационной и психологической направленности, а также организация, оказывающая психологическую поддержку населению, называется Всероссийским научно-практическим центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населению.
Для реализации работы в области профессионального отбора, профессионального консультирования, психологической коррекции и психодиагностики подходят только те специалисты, которые имеют необходимый уровень профессионального образования и документ о прохождении аттестации в необходимом порядке.
В перечень гарантированного минимума бесплатных профориентационных и психологических услуг входят:
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут, на основании местных возможностей и условий устанавливать дополнительный список психологических профориентационных услуг, которые предоставляются на льготных условиях, либо бесплатно.
Иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, которые проживают на территории Российской Федерации, предоставляется право пользования в полном объеме психологических профориентационных услуг.