Что такое психология общения

Методы психологии общения, позволяющие найти общий язык с окружающими

Общение — базовый способ создания различного рода отношений. Посредством вербальной речи личность входит в общество, устанавливает контакты, реализуется в учебе, работе, общественной деятельности. Психология общения с людьми включает не только сам процесс произношения фраз, но и связанные с ним особенности: формы и виды разговоров, правила общения, цели и способы обмена информацией.

Психология общения: мнение психологов о роли общения между людьми

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общенияПсихологи подразумевают под общением особую форму взаимодействия, обязательную для нормальной реализации социальных отношений. Посредством разговора люди обмениваются личным опытом, делятся результатами деятельности, находят компаньонов.

Л. Выготский полагал, что через речь человек входит в сознание. Без возможности разговаривать люди не смогли бы развиваться психологически, оставаясь на уровне приматов. Психологи выделяют 3 составляющих разговора:

Умение поддерживать разговор — залог психологического здоровья. Отсутствие навыков ведения разговора становится серьезным препятствием, изолирующим индивида от общества. Длительная изоляция приводит к полной атрофии навыков взаимодействия и развитию различных психологических заболеваний.

Цель и смысл общения: какую роль оно играет в жизни человека

Общение — основа социального взаимодействия. С его помощью индивид:

Цель разговора — установить связь между людьми. Обмениваясь информационными сообщениями, индивид получает возможность изучить взгляды собеседника, определить, подходит ли он для установления более личной формы отношений.

Что значит понимание во время общения, как его достичь?

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общенияИз-за субъективности взглядов во время разговора может возникнуть недопонимание. Взгляды индивидов имеют субъективную природу — люди под одними терминами могут понимать разные вещи, но полагать, что собеседник разделяет именно их мнение. Недопонимание становится причиной конфликтов. Чаще всего оно возникает из-за разницы в возрасте, уровне образования, религиозных взглядов.

Чтобы избежать неправильной трактовки, собеседникам следует уточнять спорные моменты. Обсуждая потенциально конфликтные темы, важно не только выражать свою точку зрения, но и учитывать мнение собеседника. Разговор — средство, которым следует пользоваться сознательно.

Особенности беседы в разных ситуациях: что нужно учитывать

Поскольку основными функциями беседы в психологии считаются установление межличностного контакта и получение информации, для полноценного разговора необходимо учитывать ситуацию и форму общения. Основные виды общения:

В повседневном общении люди используют несколько видов вербального взаимодействия. Форма обмена информацией должна соответствовать ситуации и времени. Умение подобрать правильный вид общения — важный навык, необходимый для установления долговременных отношений.

Как настроиться на одну волну с собеседниками?

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общенияОбщее настроение в компании собеседников формируется благодаря цепной реакции — настроение передается от одного человека другому. Чтобы попасть в заданные рамки обсуждения и случайно не создать конфликтную ситуацию внутри группы собеседников, важно не присоединятся к разговору сразу. Вначале следует ознакомиться с темой и оценить отношение участников к предмету разговора. Нельзя менять тему, по крайней мере, пытаться сделать это резко. Важно следить за взаимодействием собеседников, учитывать их эмоциональные реакции.

Насколько важно уметь слышать собеседника?

Полноценный разговор невозможен без умения слушать собеседника. Общение всегда представляет собой последовательный обмен информацией. Структура разговора невозможна без четкой последовательности. Каждый последующий обмен репликами формируется на основании предыдущих. Без умения услышать информацию, поданную собеседником, невозможно установить доверительный контакт.

Правила делового разговора: о чем нельзя говорить во время переговоров

Особенность делового разговора требует соблюдения принципов:

Все участники должны соблюдать правила деловой беседы. Деловые переговоры не затрагивают посторонние темы, сосредотачиваясь вокруг конкретной деятельности. Но при этом важно учитывать этические стандарты и нормы поведения, чтобы сделать коммуникацию продуктивной и комфортной.

При общении возникают проблемы: как их определить и избежать

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общенияГлавная проблема межличностного общения возникает, когда собеседники преследуют разные цели. Для одного из них взаимодействие — средство получения выгоды, для другого — поиск эмоциональной близости. Неумение или нежелание правильно обозначить цель разговора вызывает недопонимание. Чем больше разница во взглядах собеседников, тем выше шансы на непродуктивную беседу, вызывающую негативную реакцию у всех участников.

Психологи полагают, что для избегания проблем в общении достаточно обоюдного желания собеседников. Доброжелательное отношение и внимание способны сгладить первичную неловкость.

Почему возникает недоверие, как сблизиться с собеседником?

Личные особенности характера и ситуации часто мешают полноценному сближению. Между собеседниками возникает напряжение, они насторожены, замкнуты. Сближению препятствуют:

Сближение упрощается, если участники разговора настроены доброжелательно, имеют похожие взгляды, принадлежат к одной возрастной группе.

Главная задача разговора, основные функции вербальной речи

Для повышения взаимопонимания вербальную коммуникацию следует дополнять невербальными средствами: мимикой, позой, жестами. Правильный выбор невербальных средств помогает удовлетворить основные потребности, реализуемые посредством общения: эмоциональный обмен, интеллектуальное насыщение.

Психология общения с девушками: как начать разговор, чтобы заинтересовать любую девушку

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общенияМужчины используют разговор для обмена конкретной информацией, поиска одобрения других мужчин, подтверждения своего мнения. Для девушек общение — средство эмоционального обмена. Чтобы заинтересовать разговором девушку, следует начать его с ненавязчивого комплимента. Похвала располагает и побуждает к ответному вовлечению.

Тему разговора предлагает инициатор, но важно учитывать интересы девушки. Если она поддерживает беседу из вежливости, но не испытывает интереса, разговор будет скомканным и натянутым.

Чтобы вызвать заинтересованное отношение, важно дать понять собеседнице, что она — особенная. Грубая лесть отталкивает, а искренняя симпатия располагает. Важно вести себя уверенно, но не навязчиво. Уважение — главное правило беседы, поэтому в случае прямого отказа настаивать на продолжении разговора нельзя.

Почему человек боится общения: причины и способы борьбы с фобией?

Боязнь общения зачастую возникает в раннем детстве. При первой неудачной попытке разговора со сверстниками ребенок становится замкнутым, избегает контактов. Давление со стороны взрослых только усиливает дискомфорт, заставляя его погружаться в себя и бояться людей. Если человек не справляется с проблемой социофобии во взрослом возрасте, он лишается возможности создать нормальные рабочие и дружеские отношения.

Исправить ситуацию можно с помощью целенаправленной длительной терапии. Боязнь разговоров лечится постепенным вовлечением в социальное взаимодействие. Вначале человек учится кратковременным разговорам с незнакомцами, постепенно усложняя формы взаимодействия до многоуровневого близкого контакта.

Источник

Основы психологии общения

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общения

Пристальное внимание специалистов современной психологии обращено на проблемы общения людей. Зачастую именно оно способно вырвать человека из объятий скуки, рутины, поднять настроение. Исследованиям общения, как важнейшей потребности индивидуума, посвящены основы психологии общения. Ввиду многоаспектности предмета исследований можно систематизировать основные виды общения в психологии появляются более специфические направления, такие как основы психологии общения.

Когда мы общаемся со знакомыми, расспрашиваем их о погоде, покупках, ценах, о возможности решить какую-то бытовую проблему, — такой тип общения называется когнитивным. В сущности люди просто обмениваются информацией. В случае, если в результате разговора одному человеку удастся повлиять на эмоциональное состояние другого, например, шутками-прибаутками расшевелить скучающего товарища, то такое общение будет признано эмоциональным, или кондиционным.

Более углубленным является мотивационное общение. Его характеризует особая целенаправленность — это обмен желаниями, обращение с личным интересом, попытка решить при помощи общения свою проблему.

В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общения

Виды общения

В зависимости от того, как происходит общение, от специфики поведения людей, различаются следующие типы:

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общения

Функции общения

В соответствии с выполняемыми функциями различают три стороны общения:

Стили общения

В психологии общения выделяют несколько стилей:

Источник

Психология общения

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общения

Представлены базовые знания по разделам психологии общения: «Общение как обмен информацией», «Невербальная коммуникация», «Общение как взаимодействие», «Общение как восприятие людьми друг друга», «Конфликт – неэффективное общение», «Оптимизация общения». Материал изложен в едином методологическом ключе и в лаконичной форме. Даны основы общения, раскрыты его типы и виды, психологические закономерности, приемы управления и методики измерения. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. [b]Рекомендовано для освоения профессий из списка ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.[/b] Для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Образование и педагогические науки».

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология общения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

Вместо введения: что такое общение?

Нельзя представить себя одиноким Робинзоном на земле. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, учимся, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т. д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, педагогами, незнакомыми людьми.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Оно осуществляется знаковыми средствами для взаимодействия субъектов, вызвано потребностями совместной деятельности и направлено на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общения

Если понаблюдать за собой, то вполне можно обнаружить, что мы:

• взаимодействуя с другими людьми, воспринимаем и оцениваем их;

• часто с интересом воспринимаем различные слухи; обмениваемся переживаниями со своими знакомыми и просто встречными людьми; испытываем влияние на себе других людей, изменяя свое поведение, подражая им; изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды; принимая решения, в большинстве случаев, учитываем мнение окружающих; относим впервые увиденных людей к определенному типу; находимся под воздействием Интернета, телевидения и других средств массовой информации; легко и продуктивно работаем с одними людьми, а с другими у нас возникают разногласия и конфликты; ощущаем скуку при работе в одиночестве, а в хорошей компании быстро и весело выполним самое трудное дело.

Можно сказать, что человек может существовать и развиваться только общаясь в конкретной, окружающей его группе людей, где, в соответствии с ее требованиями, изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе, участвует в общении. На это еще 240 лет тому назад указывал наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов в своей «Российской грамматике»: «…Когда к сооружению какой-либо махины (т. е. машины) приготовленные части лежат особливо и ни которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были диких зверей…». Без сомнения, здесь М.В. Ломоносов выразил серьезную догадку о будущем внимании, которое люди будут проявлять к общению.

Психология общения исследует такие явления, как: восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение и убеждение; сплоченность и конфликтность; совместную деятельность и межличностные отношения. При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми. Эти явления как бы отражают различные формы общения, зависящие от многих факторов.

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общения

Рис. 1.1. Соотношения макросреды, микросреды малой группы

Если бы не было общения, мы бы не смогли стать теми, кто мы уже есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, построить с папой летающего змея, съездить с мамой в отпуск, сходить с друзьями в поход, понять объяснение учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через свой личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице. Это так называемая наша микросреда. Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам, каждый из нас познает более широкий социальный мир и общается со всем остальным миром, т. е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда — это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т. д. Местом встречи микро — и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас (рис. 1.1).

Именно в малых группах (семье, классе, на улице), общаясь в своей микросреде с ее особенностями, каждый из нас осваивает специфические проявления макросреды: опыт и знания предшествующих и современных поколений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения. Генри Клауд считает, что круг общения человека не однороден и в нем можно выделить несколько уровней (рис. 1.2).

Интерес к явлениям, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения психологической науки, в те времена, когда человек встретил себе подобного и у него возникли вопросы: «Как я выгляжу в глазах другого человека?», «Что он обо мне думает?», «Как оценивает?» и проч. Далее, в ходе попыток научно или средствами искусства исследовать или описать явления, порожденные встречей двух (или более) людей, возникают и вопросы о том, что же приносит каждому собеседнику общение, как каждый из них изменяется (развивается или деградирует) под влиянием другого.

Влияние — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним. Возникает интерес к тому, как и по какой причине у нас появляется застенчивость, стеснительность или, наоборот, раскрепощенность, «вдохновение» под влиянием внимания к нам других людей? Почему один человек смущается, «теряется» в большой аудитории, не способен выполнить то, что обычно легко ему удавалось (спеть, прочитать стихотворение), другой же, напротив, способен показать все, на что способен и даже большее, лишь в большой компании, когда стоит в кругу незнакомых людей? Эти вопросы существуют столько же, сколько и сам человек, который формируется как личность в процессе общения с другими людьми. Как заметил академик Д.C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга».

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общения

Рис. 1.2. Неоднородность круга общения субъекта

Человеческое общение — сложный процесс, который напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. Каждая грань по-своему важна и в разные моменты общения может «вспыхнуть» ярче других, выходя вперед, скрывая остальные. Таким образом, в зависимости от задач, в общении мы можем и обмениваться информацией (1), и взаимодействовать с другими людьми (2), и познавать их (3), и вместе с этим переживать чувства (4), возникающие в ходе общения.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Психологи говорят о непосредственном и опосредованном, прямом и косвенном общении, вербальном (словесном) и невербальном и т. д.

Вербальный (от лат. verbalis — словесный) — имеющий непосредственное отношение к знаковому и, прежде всего, словесному (устному и письменному) материалу, а также к процессам оперирования с ним.

Непосредственное (контактное) общение указывает на наличие непосредствeнного контакта между собеседниками и является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные другие виды общения.

Опосредованное (дистантное) общение, когда люди могут не видеть друг друга, смогло появиться лишь после изобретения письменности. Поэтому в случаях удаленности участников общения друг от друга, им на помощь приходят письменные или технические устройства.

Различают также межличностное и массовое общение.

Межличностное общение осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения, связано с непосредственными контактами людей в различных группах. Массовое общение — это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе. К массовому общению также относят общение людей с помощью Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, т. е. с помощью средств массовой информации.

Внимательно присмотревшись к общению, мы можем выделить межперсональное и ролевое общение. В первом случае речь идет об обычном общении людей (дружеском, семейном и проч.), каждый из которых отличается своими уникальными качествами, интересами и способностями. В ходе общения мы лучше узнаем друг друга, раскрываясь и проявляя эти качества.

Ролевое общение означает регламентированность содержания и средств общения, когда, не зная личность собеседника, обходятся знанием его социальной роли, т. е. участники выступают как носители определенных ролей (учитель — ученик, покупатель — продавец и проч.). Человек поступает так, как предписывает ему его роль. Поэтому ученику не свойственно вести себя как учителю или полицейскому, а если воспитатель в детском саду будет разговаривать с детьми как военачальник, то это будет вызывать недоумение. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств, в подобных случаях предпринимаемые им действия диктуются исполняемой ролью.

Каждый из нас выполняет множество ролей. Возьмем молодую учительницу. В школе она выполняет роль строгого педагога, и ученики даже побаиваются ее. Выходя на улицу, она становится пешеходом или пассажиром автобуса. Приходя домой, она становится нежной матерью для своего ребенка или любящей дочерью своих пожилых родителей. В процессе ролевого общения человек оценивается нами уже не как индивидуальность, а как робот, которому поручено выполнять определенную работу. Кроме того, различают фатическое, или бессодержательное, общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения, и информативное общение.

Информативное общение имеет своей целью обмен информациeй. B ходе такого общения сообщается, выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата. Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания накопленные человечеством, его опыт, сложившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Без преувеличения можно сказать, что общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и поведение человека.

По своему назначению общение многофункционально.

Можно выделить шесть основных функций общения.

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общения

2. Формирующая функция общения проявляется, как мы уже отмечали выше, в процессе развития человека и формирования его как личности. Действительно, никто не будет отрицать того, что без общения с взрослыми он смог бы превратиться из беспомощного дитя в того, кем он является сейчас. Именно окружающие взрослые научили нас говорить, читать, писать, правильно есть, пить, одеваться и вообще вести себя в обществе других людей. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого постепенно переходят во внутренний план. Благодаря этому мы можем мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как нам нужно. Если ученику надо что-то попросить у отца, то вряд ли он будет показывать ему перед этим дневник с плохими оценками. Теперь общение начинает определять самостоятельную внешнюю активность ребенка.

Общение ребенка и взрослого — это не только передача первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически, как магнитофон, должен усвоить. Здесь необходимо отметить сложные процессы взаимных влияний, обогащений и изменений. Мы зачастую активно и критично принимаем предлагаемые нам чужими людьми слова, сравниваем их с тем, что мы уже знаем, слышали от других.

3. Функция подтверждения. Только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в своих глазах. Желая убедиться в своем признании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Иногда психологи называют это состояние человека «неподтверждением».

В отличие от простого отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хорошего самочувствия.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо положительных, либо отрицательных по своему знаку. Даже один и тот же человек может вызывать в разных ситуациях у нас разное отношение. Вспомним одноклассника, который когда-то отказал нам в списывании, или тот же одноклассник, подаривший желанную марку для коллекции. Конечно, эмоциональные межличностные отношения — это еще не все общение, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Функция объединения-разъединения людей. Благодаря общению люди устанавливают контакты друг с другом, передают друг другу необходимую информацию, настраиваются на достижение общих целей, намерений, задач, соединяясь в единое целое, однако при ограниченности общения оно становится причиной обид, конфликтов, изоляции личностей.

6. Общение позволяет нам говорить и с самим собой. Это — внутриличностная функция общения. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, решаемся на важные поступки. Такое «внутреннее» общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Психологи выделяют три основных типа общения:

Императивное общение (авторитарное, директивное) отличается стремлением одного из партнеров по общению подчинить себе другого, желанием контролировать его поведение и мысли, принудить его к определенным действиям. К такому типу общения нередко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всем своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что одеть на себя и как разговаривать с их знакомыми и т. д., и т. п.

При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия в том, что конечная цель общения — принуждение партнера к чему-либо не скрывается.

Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!» В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и проч.

Однако в некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести: отношения в армии, где все определено военным уставом; отношения между начальником и подчиненным; все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям. Но можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно. Это отношения между друзьями, супругами, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение сходно по своим целям с императивным — оказать воз действие на партнера по общению. Однако здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Наиболее полно манипулятивное общение описано в работах Дейла Карнеги и его последователей. Широко распространен манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды.

Мы, сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего — задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чем-то, сделаете ему небольшой подарок, или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу. Вспомните, как младшие школьники используют хорошие отметки. Свое обращение к родителям о том, чтобы их отпустили подольше погулять, они начинают со слов: «А я сегодня пять по русскому получил!»

Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести им определенный вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном типе общения мы не видим в партнере целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Скажем, мы дружим с Вовой только потому, что его все боятся и его можно использовать для устрашения окружающих.

Что такое психология общения. Смотреть фото Что такое психология общения. Смотреть картинку Что такое психология общения. Картинка про Что такое психология общения. Фото Что такое психология общения

Среди типов манипуляторов можно выделить:

Активный манипулятор стремится воздействовать на других с помощью активных методов. При этом он, как правило, пользуется своим социальным положением или рангом: педагога, родителя или начальника. Главное для таких людей — быть главным и властвовать, везде и во что бы то ни стало.

Пассивный манипулятор, в отличие от активного, наоборот, прикидывается беспомощным, незнающим, непонимающим, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия — никогда не вызывать раздражения.

Соревнующийся манипулятор относится к своей жизни как к состязанию, бесконечной череде побед и поражений, а к себе — как себе он отводит роль бдительному бойцу. Окружающие его люди становятся соперниками и даже реальными или потенциальными врагами. Жизненная философия — выигрывать у всех любой ценой.

Безразличный манипулятор демонстрирует безразличность, индифферентность, стараясь избегать, уходить от контактов, используя как активные, так и пассивные методы. Основная направленность — избегание заботы и помощи.

Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя так же, как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т. д.). Это часто приводит к появлению у педагогов необычайно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющейся даже тогда, когда этого не требуется.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела, общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типу общения между людьми. Диалогическое общение — это общение равноправных партнеров. Так мы общаемся с одноклассниками, товарищами по спортивной команде, коллегами по работе, попутчиками в поезде и проч.

Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений.

• Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).

• Не оценивать личность партнера, полное доверие к его намерениям (принцип доверительности).

• Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности).

• Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации» содержания общения).

• Ведение разговора от своего имени (без ссылки на чужое мнение), собеседники должны представлять свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое (или, как его еще называют — гуманистическое общение) позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Переход к диалогическому общению предполагает более внимательное отношение к вопросам, которые может задать собеседник. Даже если вам это не интересно, необходимо внимательно и бережно относиться ко всем вопросам и высказываниям. Гуманистическое реагирование на подобные вопросы предполагает:

• терпеливое и полное выслушивание вопросов;

• стремление к совместному более широкому рассмотрению вопроса. Это позволяет взглянуть на проблему еще с одной стороны. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным;

• учет того, что вопрос не всегда задается для того, чтобы получить на него точный ответ. Иногда вопрос является результатом раздумий, или проверкой предположений, услышанных от других людей. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный разговор, мало относящийся к вопросу.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Сложность общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

1) информационную (или коммуникативную), которая заключается в обмене информацией между общающимися людьми. И действительно, общаясь с другими людьми, мы узнаем что-то новое, интересное, поучительное, т. е. приобретаем знания, информацию;

2) взаимодействия (или интерактивную), проявляющуюся в обмене между участниками общения, не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Так, выходя из автобуса, мы молча протягиваем деньги за проезд водителю, а он также молча берет их и отсчитывает нам сдачу. Никакой информации мы здесь не получаем, а просто взаимодействуем — обмениваемся действиями;

3) понимания (или перцептивную), представляющую собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

Чтобы разобраться в том, что же такое общение, надо подробнее рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы, препятствия. Этому и будут посвящены следующие главы.

Методы исследования общения

Задание 1. Определите уровень общительности

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на конференции, каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать по делам в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В кафе либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будите тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «Да» — 2 очка.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор к тесту В.Ф. Ряховского

30–32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25–29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19–24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14–18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4–8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно свами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

Задание 2. Определите тип своей личности

Инструкция: На каждый вопрос теста имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и отметить букву, обозначающую этот ответ.

1. Что вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний героев.

3. Что вы скорее можете допустить в работе?

4. Если вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

5. Как вы сходитесь с людьми?

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли вы себя обидчивым?

7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?

8. Считаете ли вы себя?

9. Откровенны ли вы или скрытны?

10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?

11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:

12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?

13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?

14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?

15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?

16. Легко ли вы меняете ваше настроение?

17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:

20. В затруднительных случаях:

а) спешите обратиться за помощью к другим;

б) не любите обращаться.

Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

Количество совпавших ответов следует сложить и умножить на пять.

Оценка ответов: 0—35 — интроверсия.

Экстраверсия («вывернутый наружу»): экстраверты обычно легки в общении, имеют высокий уровень агрессивности, проявляют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты, среди контактов могут быть и полезные; судят по людям «по внешности», не заглядывают внутрь; по темпераменту часто холерики или сангвиники.

Интроверсия («обращенный внутрь»): интроверты направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности; по темпераменту флегматики, меланхолики.

Задание 3. Оцените свое умение слушать

Инструкция: на каждый из десяти вопросов следует дать один из следующих ответов: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда».

1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым вам человеком?

5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

«почти всегда» — 2 балла;

«в большинстве случаев» — 4 балла;

«почти никогда» — 10 баллов.

Обработка результатов: Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55.

Развитие навыков общения

Прежде чем приступить к развитию навыков общения, ведущему занятие необходимо создать в группе такую атмосферу взаимоотношений, которую называют «дух беседы и игры», постараться стать организатором развлекательного общения. Даже если тесты показали, что уровень коммуникабельности и чувство юмора у вас далеки от идеала, преодолейте свою обычную застенчивость ради товарищей. Каждый помнит, как гнетет собравшихся весело провести время «человек в футляре», зануда и нытик. Посмотрите на себя со стороны: вы ведь отнюдь не таковы, вы веселы и раскованы, рады всем и готовы доставить им удовольствие.

Упражнение 1. «Первое знакомство»

Ведущий объясняет, что иногда обстоятельства складываются так, что приходится встречаться с совершенно незнакомым человеком. Вы договариваетесь по телефону о дне, времени, месте встречи и о приметах, по которым вы узнаете друг друга. Это может быть яркий пиджак, спортивная газета и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.

На занятии надо попытаться уйти от этого стереотипа, т. е. описать себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки и проч.

Индивидуальная работа длится 3–5 минут. Затем члены группы могут сесть в большой круг и зачитать по очереди написанное или сдать свой лист с описанием «портрета» ведущему, который перемешав их, зачитывает текст. Участники должны узнать по этому описанию, чей же это портрет.

Упражнение 2. «Кто я?»

Каждому участнику группы раздаются карандаш и бумага.

Ведущий дает инструкцию: «Напишите в столбик цифры от одного до десяти и против каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос: „Кто я?‟ Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы, положительные и отрицательные качества. После того как закончите составлять перечень ответов, приколите лист на грудь и ходите медленно по комнате, читая, что написано на листке каждого, и позволяя читать свой перечень».

В качестве варианта один из участников может прочесть свой перечень ответов громко для всей группы. Занятие оканчивается обменом мнений.

Упражнение 3. «Вывеска»

Ведущий предлагает всем включиться в новую игру и начинает рассказ: «Был в старину обычай — изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем.

Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для их членов.

Хотя в настоящее время девизы заменили вывески, но все же каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру и в целом и к себе».

Для усложнения работы можно попробовать найти этому краткую форму выражения в стихотворной форме. Например: «Лед и пламень», «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя», «Тиха, печальна, молчалива…» и т. д.

На подготовку девиза дается 5–7 минут. Затем участники по очереди зачитывают свои девизы и в случае необходимости дают пояснения. После обсуждения индивидуальных девизов участники формулируют девиз группы — основной принцип взаимоотношений и взаимодействия в группе.

Кроме того, можно предусмотреть изобретение псевдонима и отличительного знака. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным. Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдоним — «Дядя Вася», отличительный знак — лопата, девиз — «Рою глубоко».

Задание 1. «Улыбаться!»

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

Задание 2. «Учусь общаться»

Подойдите к воображаемой группе ребят и поздоровайтесь с ними. Заготовьте интересную историю, анекдот. В течение трех минут подумайте, с чего бы вы могли начать беседу. Начинайте рассказывать с тем же выражением и эмоциональностью, как будто вы реально общаетесь.

Задание 3. «Приятный разговор»

Вступив в беседу, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет — сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие формы и виды общения вы знаете?

2. Назовите функции, которые проявляются в общении.

3. Определите основные достоинства и недостатки типов общения.

4. Какие правила надо соблюдать в диалогическом общении?

5. Почему общительность начинается с внимания к людям?

6. Какие феномены изучает психология общения.

Литература для более глубокого изучения

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс-М, 2012.

2. Годфруа Ж. Что такое психология?: в 2 т. М., 1992.

3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

4. Дьяконов Г.В. Психология педагогического общения. Кировоград, 1992.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.

6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2006.

7. Умеете ли вы общаться? / И.Н. Горелов [и др.] М.: Просвещение, 1991.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *