Что такое психолого педагогическое сопровождение обучающегося

Психолого-педагогическое сопровождение

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Задачи и принципы

А. А. Майер в своей книге, посвящённой организации работы в дошкольном образовательном учреждении, утверждает, что «сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи». Согласно мнению автора, педагог лишь создаёт условия для реализации личностного потенциала. А. А. Майер считает, что в отличие от коррекции технология сопровождения предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов индивида и его окружения, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с социумом. Основными характеристиками сопровождения можно назвать процессуальность, пролонгированность, недирективность, погружённость в реальную жизнь человека, особые отношения между участниками процесса.

Проблема сопровождения в образовании рассматривается как стратегия развития личности, и как тактика реализации её индивидуального потенциала.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

-Создание для ребенка эмоционального благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

-Изучении индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

-Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

-Своевременное проведение ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии.

-Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Каков же основной принцип психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса? В его основе заложена методология Монтессори. Воспитатель предоставляет ребенку полную свободу. Но свобода не означает заброшенности. Свободное развитие возможно только при отсутствии препятствий. И педагог должен очистить пространство от всего, что мешает расцвету личности. Если мы выращиваем цветок, мы не ждем от него тех свойств, которых нет в его природе. Мы стремимся обеспечить росточку самые благоприятные условия, почву, богатую питательными веществами, всеми необходимыми элементами. Так и педагог готовит пространство, где вырастет человек. В этом его задача.

Смысл системы свободного развития в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь.Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, педагог. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Педагог же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Педагогу отводится довольно скромная, но важная роль – помочь ребенку освоить тот или иной материал, и наблюдать за тем, как происходит его развитие, заполняя, так называемую, индивидуальную «карту достижений». Вмешательство в деятельность ребенка возможно только в том случае, если он сам об этом попросит.И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться вверх по лестнице саморазвития в своем собственном темпе. Ведь сейчас по-настоящему успешным в жизни может быть человек, обладающий многими качествами, а внутренняя свобода и самостоятельность в мышлении и поступках занимают не самое последнее место. Воспитатель ДОУ должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого своего воспитанника. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают ему возможность помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдениюза работой детей, проживающих в буквальном смысле этих слов основы научных знаний, будь то развитие речи, математика или рисование и музыка. В специально оборудованном для свободной работы детей учебном пространстве можно наблюдать таинство движений их мысли, раскрытие уникального пути развития каждого ребенка. От притяжения к интересу и любопытству, от радости живого действия с конкретным предметом к постижению мира пролегает линия внутренней мотивации ребенка, которая является основой его деятельности. Ребенок стремится сам разобраться во всем и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к педагогу как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.

Благоприятно воздействует на развитие детей отсутствие соревнований друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, и прогресс ребенка виден только по отношению к нему самому.

В группах детей не следует организованно усаживать за столы, сидя за которыми они будут взирать на гордо декламирующего воспитателя – гораздо правильнее предоставить каждому ребёнку возможность заняться своей работой сидя на коврике или за небольшим столиком, специально приспособленным для ребячьего удобства. И никто – ни товарищи по группе, ни сам педагог – не вправе нарушить концентрацию малыша. Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два маленьких претендента, то естественно возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга.

На сегодняшний момент психолого-педагогическое сопровождение ложится зачастую на плечи педагога, т. к. не каждое дошкольное учреждение имеет в штате педагога-психолога. От воспитателей требуется серьёзные, фундаментальные знания в области психологии. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождениена современном этапе представляет систему из 3 составляющих:

-педагогов (самосовершенствующихся, самообразовывающихся в области психологии и не только) если нет педагога-психолога, помощь должен оказывать старший воспитатель

-дети, которые должны развиваться в специально созданной среде

-родители, у которых педагоги призваны формировать компетентность как родителей.

В работе с родителями педагогам следует обратить особое внимание на их отношение к детской самостоятельности и свободе выбора деятельности детей. Родители должны чётко усвоить и принять утверждение, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности. Зачастую чрезмерная опека родителями их детей является ложной, ограничения жёсткими и болезненными для самолюбия маленького человека. Куда полезнее и правильнее наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой собственного ребенка, пробуждать интерес, оказывать помощь, концентрироваться на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места, любить его откликаться на главную просьбу ребёнка: помоги мне это сделать самому.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение в ОУ, этапы, особенности.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Психолого-пеадгогическое сопровождение в ОУ, его особености и этапы.

города Сафоново Смоленской области

Дети с ограниченными возможностями здоровья

— дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды,

— либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Современная образовательная организация нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов:

ž Ребенок с ОВЗ получает «цензовое образование сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки».

Общие Задачи психолого-педагогического сопровождения:

ž выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

ž осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

ž возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Если рассматривать задачи ППс на уровне дошкольного образования, то

в ДОУ они сводятся

• обеспечению адаптации в ДОУ;

• обеспечению физического развития

ребенка (решению проблем сохранения и

восстановления психического и

• обеспечению интеллектуального развития

• развитию самостоятельности и

• приобщению детей к общечеловеческим

• развитию задатков и способностей;

в отношении семей обучающихся

систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;

повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

повышение уровня реабилитационной компетентности

родителей обучающихся с ОВЗ;

оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;

формирование психологической культуры;

в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике

повышение профессиональной компетентности;

формирование навыков командной работы;

формирование психологической культуры.

Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. В связи с актуальностью вопроса и необходимостью оказания практической помощи в детском саду необходимо разработать «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО». Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:

– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;

– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;

– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.

Данная модель нацелена на:

– на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

– коррекцию его психофизических недостатков;

– актуальное включение в окружающую социальную среду;

– подготовка к школьному обучению.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ.

В ходе вебинара «Организация полного цикла сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации» от 10 марта 2017, который проходил на образовательном портале «Преемственность в образовании» были выделены 2 основных уровня, на которых осуществляется деятельность по ППС детей с ОВЗ.

-организационное обеспечение (документы, назначения ответственного и.т.п.)

— выявление причин затруднений

-наблюдение за динамикой развития ребенка

-подбор эффективных п-пед приемов

— рекомендации родителям коллегам

-взаимодействие педагогов и родителей

описанные в методических рекомендациях Департамента образования города Москвы Московский городской педагогический университет Институт специального образования и комплексной реабилитации Московский городской психолого-педагогический университет Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций

Первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов деятельности, психолого-педагогической документации.

Второй этап – анализ полученной информации.

На основе анализа определяется специфика психолого- педагогической помощи. Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии

условно выделяют следующие группы воспитанников(В.Е. Летунова, 1998):

дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не

имеющие проблемы в развитии в данный момент;

дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;

дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.

Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам

Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого ребенка с ОВЗ.

Четвертый этап – консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап – деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Если применяемые коррекционные действия не принесли результатов, или принесли резкие положительные изменения в динамике развития ребенка, то в рамках ППк ОО можно решить вопрос о изменении коррекционного компонента или даже направления ребенка повторно на ЦПМПК или ТПМПК для изменения / отмены специальных условий образования.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

Рассмотрим Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих дошкольное образовательное учреждение

ž Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса

ž Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

ž Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМП консилиума ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ

ž Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

ž Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

ž Реализация индивидуальной программы или маршрута

ž Проведение промежуточной (динамической) диагностики и анализ ее результатов

Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

при подготовке материала использовались материалы лекции Губановой Елены Владимировны — к.п.н., профессора кафедры экономики образования ГАОУ ВПО Московского института открытого образования и Феклина Сергея Ивановича — к.ю.н., эксперта Рособрнадзора, советника ректора, секретаря Наблюдательного совета ФГАОУ АПК и ППРО, руководителя юридической клиники (консультации) ГБОУ ВПО МГПУ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях введения ФГОС в школе

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка» – адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

Направления психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Администрация образовательного учреждения.

Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

Зам. директора по УВР:

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).

2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:

5. Сохранение и укрепление психологического здоровья

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – действует в соответствии с утвержденным Положением.

В соответствии с приказом директора по школе непосредственное руководство психолого-медико-педагогическим консилиумом осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Медицинская служба МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка» представлена работающим в школе по договору с городской детской поликлиникой №3 фельдшером. В рамках своего функционала фельдшер:

Государственное образовательное учреждение «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения».

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *