Что такое психомоторная сфера
Особенности психомоторного и речевого развития ребенка
Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.
Как и когда проводится оценка психомоторного развития?
Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.
Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается
Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.
Симптомы задержки психомоторного развития
Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:
Степени задержки
Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.
Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.
Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»
Башкирова Клавдия Ивановна
Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»
Структурные компоненты психомоторных способностей и их развитие у дошкольников
Цель: осветить значение психомоторики в развитии детей дошкольного возраста и познакомить с пониманием структуры психомоторных способностей в психолого-педагогической литературе как основанием для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и создания адаптивной системы образования.
Совершенствование системы дошкольного образования предполагает, что педагогический процесс следует осуществлять на основе его глубокой дифференциации. Для этого педагогу необходимо знать индивидуально-типологические способности физического и психологического развития детей, понимать, какие способности дошкольников смогут обеспечить их успешность сначала в школе, а потом и в дальнейшей жизни. Немалую роль в этом играют психомоторные способности.
Под психомоторикой понимается совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и поэтому в поведении, в деятельности, в речи человека раскрывается вся характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта. Но если психомоторика в полной мере отражает целостную характеристику человека, то, совершенствуя психомоторные способности, можно в той или иной степени успешности воздействовать на развитие детей.
Ещё столетие назад И. М. Сеченов и П. Ф. Лесгафт указали на важность развития психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы и основы высочайшей саморегуляции его деятельности. Без понимания сущности и структуры психомоторики нельзя приступать ни к её развитию, ни к её коррекции. Целенаправленное изучение моторной сферы началось в середине 19-го века. Наиболее полный перечень психомоторной способности в начале 20-го века дал М. О. Гуревич. Важными компонентами, отражающими состояние человека, он назвал мышечный тонус, ритм и темп движений, автоматические движения, вспомогательные движения, силу движения, отчётливость, равновесие, соразмерность движений в пространстве, координацию движений и двигательную активность. И как нечто целое рассматривал психомоторные процессы К. К. Платонов и определял их, как основной вид в объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.
Понятие «психомоторика» приобретает различное смысловое наполнение. У Н. А. Бернштейна это – вся область двигательных отправлений, объединяющая их биомеханические, физические и психологические аспекты; интересна и значима для изучения развития детей концепция уровневого построения движений, созданная Н. А. Бернштейном. Он выделил 5 уровней психомоторной деятельности, которые можно соотнести со становлением двигательной функции в онтогенезе.
Первый уровень обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию мышечного тонуса мускулатуры. В чистом виде деятельность этого уровня выступает в непроизвольных движениях (дрожь от холода, нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т. п.). Она начинает функционировать с первых недель жизни ребёнка.
Второй уровень руководит «локомоторным» или двигательным механизмом, который управляет четырьмя конечностями-двигателями и начинает функционировать в онтогенезе с четырёх-пяти месяцев жизни, когда рёбёнок пытается схватить увиденный предмет.
Третий уровень обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством. Он и начинает развиваться во втором полугодии жизни ребёнка, когда излишние движения уступают однократным целевым движениям, которые имеют начало и конец. Этот уровень автор назвал уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений, имеющих ряд важнейших отличительных черт. Во-первых, на этот уровень уже работает зрения, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в мозг информации. Во-вторых, он тесно связан с взаимоотношениями и с внешним миром. В-третьих, это пространственное поле является не сдвигаемым. Благодаря качественно переработанной информации, ребёнок воспринимает неподвижность окружающего мира. В-четвёртых, важнейшим свойством пространственного поля являются его метричность и геометричность. Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов, определяет важнейшие качества таких действий ребёнка, как меткость, точность, без чего его действия не достигли бы цели. Благодаря этим качествам, третий уровень называется «Пространственным».
Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием предметного, четвёртого уровня организации движений, который начинает функционировать с четырёх лет. Действия этого уровня – самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые, спортивные, подвижные игры. Движения, строящиеся на 4-м уровне, связаны с чётким осознанием правой и левой сторон тела. В выполнении движений данного уровня главное – смысловая сторона действия с предметом.
Основные группы действий,определяемых этим уровнем:
1) объединяет движение с малым количеством автоматических действий, ощупывание, сравнивание и выбирание предметов, любые смысловые действия ребёнка;
2) содержит действия с участием второго уровня; действия, значительно подкреплённые третьим уровнем, т. е, смысловые, протекающие в пространстве, обеспечивающие ловкость рук;
3) объединяет действия всех предыдущих групп, что обеспечивает, прежде всего, движение губ, языка, и отвечает за почерк и скорость письма.
Сегодня нет общепринятой классификации, авторы выделяют различные компоненты психомоторных способностей: мышечную активность, особенности и свойства простых и сложных движений, виды реакций и даже некоторые функции опорно-двигательного аппарата.
Анализ классификаций характеристик психомоторных качеств позволяет выделить два подхода.Первый рассматривает качественный аспект деятельности: волевое усилие, процессы переработки информации при сенсомоторных реакциях, глазомерные функции и т. п. Второй подход рассматривает количественный аспект деятельности и указывает на силу, скорость, точность, пластичность, ритмичность, ловкость, темп, ритм, меткость, соразмеренность, направление и время статичности и позы.
Для работы с дошкольниками на этапе подготовки к школе значимыми являются оба подхода – и качественный, и количественный аспекты деятельности.
В основе содержания занятий и контроля развития психомоторной сферы детейлежат следующие компоненты:
Статическая координация – регуляция двигательных актов, обеспечивающая удержание тела и его частей в состоянии равновесия или какой-то позе.
Динамическая координация – регуляция движений, обеспечивающая точное выполнение двигательных актов.
Скорость движения – отношение величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, затраченному на это время.
Моторика рук – выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Одновременность – качество воспроизведения внешней формы двигательного действия и направления движения.
Отчётливость – степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам.
Оперативность управления движениями – оценивается планирование и организация движения, которые проявляются в скорости двигательной реакции на изменение звукового сигнала.
Чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков.
Чувство ритма – средство пространственно-временной организации движений.
Качество восприятия (слуховое, зрительное, основанное на двигательном ощущении) – оценивается способность различать и передавать в движении характерные особенности музыкального образа исполняемого произведения.
Устойчивость внимания – оценивается способность не отвлекаться от музыки в процессе движения.
Качество запоминания последовательности движений – оценивается способность запоминать музыку и движения.
Желание действовать – оцениваются признаки, проявляющиеся в поведении ребёнка на занятиях и состояние ребёнка в момент проведения диагностики: типичность его поведения в данной ситуации.
Эмоциональность при выполнении заданий – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, в жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержании композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Как писал И. М. Сеченов, «выполняя различные движения, ребёнок удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в двигательной активности, значит, движение является средством достижения цели».
Психомоторное развитие начинается в неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной осознанной психомоторной деятельности, под которой понимается целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. Осуществление произвольных действий проходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств – при участии волевого усилия. Поэтому психомоторные особенности человека – это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.
Из этого следует, что необходимо развивать у детей ВПФ, не на основе дидактических игр, сидя за столом, а через активные движения.
Таким образом, в педагогической работе, направленной на развитие общих и специальных способностей, необходимо опираться на понимание многоуровневой регуляции движений Н. А. Бернштейна и на современные представления о многокомпонентности психомоторики.
Наличие сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между всеми компонентами требует применения системного подхода, который позволит приспособить образовательный процесс к уровню подготовки и особенностям развития детей, учитывая их возрастные и психофизические возможности и потребности. И тем самым создать максимальные условия для формирования индивидуальных способностей, обеспечивающих социальную успешность, охрану, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Построение адаптивной системы образования, невозможно без понимания значимости психомоторного развития дошкольников.
Консультация для педагогов «Закаливание детей дошкольного возраста» Закаливание детей дошкольного возрастаматериалы для педагоговрезультат самообразования Федеральный государственный образовательный стандарт.
Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов. «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель:.
Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста» Средства развития музыкальных способностей. Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно.
Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). При несформированности речевого звукоразличения ребенок.
Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания.
Психомоторное развитие детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗВЁЗДОЧКА» ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что такое психомоторная сфера
Особенности психического темпа и психомоторной сферы, какие наблюдаются при циркулярной форме, столь известны и так легко понятны, что только полноты ради мы несколько остановимся на них. Веселое настроение у циклоидов, как известно, в большинстве случаев сопровождается простым ускорением психического темпа. То и другое называют гипоманиакальным темпераментом. Восприятие молниеносно и резко экстенсивно, оно не проникает вглубь, а одновременно охватывает разнообразное. Мысли текут гладко, без малейшей задержки; при более высоких степенях это называют вихрем идей. Здесь особенно ясно выступает несистематическое мышление, обусловленное моментом, свежим впечатлением, случайно всплывшей идеей, отсутствие оценки анализа, системы последовательного построения и твердой руководящей идеи, т. е. преобладание интереса при недостаточной выдержке (Tenasitat). Все эти особенности: экстенсивную многосторонность, наивную наглядность и недостаток систематического построения — мы встретим позже, при рассмотрении гениального творчества здоровых циклотимических поэтов и исследователей. Между тем систематическое, абстрактное и последовательное можно установить как элективный признак отдельных шизотимических групп.
Психический темп депрессивных циклоидов в отношении недостатка настойчивости, системы и последовательности, отсутствия сложных задержек и комплексных механизмов сходен главным образом с таковым гипоманиакальных. И у них реакция на раздражения наступает тотчас же, и они обнаруживают непосредственную мягкую впечатлительность. Но их темп простой и равномерно замедленный. Движения осторожны и скудны; для мыслей необходимо время, решения назревают с трудом. Комбинацию простого замедления психического темпа со склонностью к депрессивным аффектам мы называем мрачным типом темперамента, который (с психотическим уклоном) непосредственно примыкает к картине депрессии с задержкой. Между гипоманиакальным и мрачным типами располагается вся совокупность чисто циклоидных темпераментов. Лица со средним настроением и темпом, которые находятся между обоими полюсами, составляют большинство.
Нам остается лишь немного сказать о психомоторной сфере циклоидов. И здесь, как и в интрапсихических актах, нет более сильных задержек, порывистости, угловатости. Психомоторная сфера проста, адекватна раздражению, мимика и движения закругленны, плавны и естественны, но только с той разницей, что гипоманиакальный обнаруживает быстрые и обильные движения, депрессивный — медленные и скудные. Общее впечатление от моторной сферы и психического темпа гипоманиакального лучше всего характеризуется словом «подвижный», таковое депрессивного — лучше всего словом «довольный» («behabig»), причем слово «довольный» включает в себя представление о пикническом телосложении вместе с замедленным темпом и добродушным настроением.
Психомоторика: оценка, причины задержки и методы коррекции развития
Б. Спинозой в XVII веке прошлого столетия было сделано предположение о том, что живой человек представляет собой венец развития природы. Согласно его философской трактовке, человек – это инструмент, а природа является движущей силой, используя человека для превращения себя в более совершенные формы. Он определил, что мышление (свойство души) и движение (свойство тела) – это те свойства, которые характерны для человеческой души и мыслящего тела. Фактически, это не разделенные явления, а единство физического движения и движения мышления.
На основе этой трактовки отечественный физиолог И. М. Сеченов ввел понятие «психомоторики». Он предположил, что потребности человека предопределяют возникновение желаний (мысли), которые и побуждают тело к действию.
Психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления двигательной деятельностью (В.П.Озеров, 2002). Психомоторика – это совокупность сознательно управляемых двигательных действий. При этом многими исследователями был сделан вывод о том, что недостатки двигательной активности оказывают негативное влияние интеллектуальную деятельность, состояние моторики (общей и мелкой), что приводит к сложностям в освоении школьной программы.
Основные особенности психомоторики
Психомоторика рассматривает двигательный акт как ответную реакцию на сенсорный сигнал. Выделяют несколько видов реакций:
Выделяют 2 основных типа психомоторных процессов: идеомоторные и сенсоречевые.
Важные аспекты проблемы
Развитие психомоторики особенно важно в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование личности ребенка, он осваивает правильные навыки коммуникации.
На первых этапах жизни ребенка именно двигательная активность играет наибольшую роль в развитии психомоторики. Любое движение (осознанное или неосознанное) представляет собой опыт для человека. Оно сопровождается ощущениями, которые исходят от окружающих предметов, а также от ощущения собственных мышц, которые участвуют в движении. Соответственно, есть прямая связь между двигательной и познавательной сферой и если у ребенка есть задержка в развитии двигательной сферы, то становление высшей нервной деятельности так же запаздывает.
Без движения ребенок попросту не вырастит здоровым. По мнению врачей, двигательная активность является хорошим профилактическим средством при заболеваниях дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой системы.
Двигательная активность также способствует комплексному формированию личности ребенка. Ребенок познает таким образом окружающий мир, учится взаимодействовать в нем. В движениях просматриваются первые личностные качества, которые в дальнейшем будет формироваться и развиваться.
Игра – это основной вид деятельности детей в раннем возрасте, при этом игра напрямую связана с активными движения. Можно смело сказать, что через игру у ребенка развиваются высшие психические функции. Отсутствие необходимых условий для развития двигательной сферы приводит к возникновению стереотипных актов движения: сосание пальцев, раскачивание тела из стороны в стороны. Если не проводить работу с ребенком, то такая стереотипность движений войдет в привычку.
Оценка уровня развития психомоторики
Уровень развития психомоторики может стать объективным критерием отставания, выявления легких отклонений в развитии и сложностей обучения в дальнейшем.
Оценка уровня психомоторного развития предполагает оценку социальной адаптации ребенка, развитие его речи, эмоциональной сферы, оценку общей и мелкой моторики.
Уровень развития психомоторики у детей младшего возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Связано это со скоростью психоэмоционального и физического развития в дошкольном возрасте, а также замедлением этих темпов в более взрослый период.
Оценка уровня психомоторного развития проводится:
По результатам этой оценки выявляется либо соответствие уровня развития текущему возрасту, либо отставание или опережение развития.
Что такое психомоторная сфера
Для возникновения волевого действия (ходьба, сидение, схватывание, приветствие, речь, письмо и т. д.) физиологически требуются следующие главные функции: 1) функция побуждения, 2) функция форменного объединения (праксия), 3) подчиненные автоматизмы. Последние распадаются опять на: а) выученные автоматизмы (привычки, сокращенные формулы); б) статически-тонические функции (стриопаллидарные, лабиринтные, мозжечковые функции с включением сложных рефлексов стояния и положения Магнуса); в) рефлексы. Рефлексы, усложняясь от собственно мускульных рефлексов через спинномозговые к рефлексам мозгового ствола, переходят без четкой границы от последних в статически-тонические функции. Также между рефлексами, приобретенными привычками и сокращенными формулами не существует основного различия, они отличаются только по степени сложности.
Функцию побуждения мы рассмотрим в связи с психическими «центральными функциями», а также специально в связи с эффективностью. О праксии следует сказать самое необходимое. Мы уже видели, как из часто повторяющихся действий мало-помалу образуются автоматизмы, привычки, сокращенные формулы, которым свойственна полурефлекторная самостоятельность, так что для осознанно выполненного волевого акта остается дать немного более, чем общий импульс; отдельные акты направленного на что-нибудь действия развертываются в связи с незначительным участием сознания или без него, т. е. преимущественно психоидно. Значительное большинство наших ежедневных волевых действий замещается в подавляющем количестве такими автоматизмами, выровненными привычками, сокращенными формулами; только незначительная часть общего действия попадает в сознание, психично в более узком смысле. Относительно этого обычно нет достаточной ясности.
К привычкам и сокращенным формулам близко стоят условные рефлексы, как они были изучены преимущественно Павловым и Бехтеревым. Под условными рефлексами мы разумеем такие связи между раздражением и реакцией, которые не образуют раз навсегда твердые постоянные процессы, как унаследованные в истории рода рефлексы, но которые образовались в течение жизни, вследствие того что определенные раздражения часто были соединены пространственно-временными отношениями. Так, например, выделение слюны при введении пищи в полость рта есть настоящий прирожденный безусловный рефлекс. Отсюда может возникнуть условный рефлекс, если одновременно с кормлением часто дают световой сигнал или звук трубы определенной высоты; благодаря этому спустя некоторое время слюнная секреция связывается ассоциативно также с таким сигналом и появляется как условный рефлекс всякий раз при сигнале и тогда, когда никакого кормления не производится. Сходные связи у человека изучал Гейер5, когда он в гипнозе вызывал внушенное представление об определенной пище и мог твердо установить, что всякий раз имело место выделение желудочного сока, соответствующего пище. Такие положения с врачебной точки зрения очень важны, так как они показывают, какое большое значение для правильной деятельности пищеварения и, естественно, для других вегетативно-нервных автоматических функций тела имеют чисто психические факторы.
Все это будет иметь еще большее значение, если мы привлечем к рассмотрению вместе с рефлексами статически-тонические функции. Сформировавшиеся автоматизмы имеют, по-видимому, преимущественно кортикальные энграммы, т. е. их физиологическое представительство находится еще в коре большого мозга и ее путях, но для выполнения этих полученных в индивидуальной жизни формул действия совместно работают как подчиненные инстанции, филогенетически готовые, приобретенные в истории развития аппараты, в виде многократно расположенных друг над другом пластов.
Самую низшую в истории развития ступень занимают (анейральные) рефлексы, которые являются собственными реакциями живой субстанции на внешние раздражения без воздействия на них нервной системы; таковы, например, «собственные» рефлексы мускулатуры. Сверх этого в течение эмбриональной жизни, соответственно филогенеза, построятся рефлекторная дуга спинного мозга, над ней рефлекторные центры продолговатого мозга, мозгового ствола, среднего мозга и т. д., пока, наконец, сверху не расположится целое с функциями коры мозга. Таким образом формируется целая система друг над другом расположенных «дуг действия», которые во все более усложненных связях представляют собой типический род моторного реагирования в ответ на раздражения внешнего мира.
Увеличивающуюся сложность моторных связей, которые могут проявлять различные центры центральной нервной системы, на высших животных экспериментально показал Магнус: при отделении спинного мозга от головного животное не могло стоять, оно просто как бы складывалось. Но если самый верхний цервикальный мозг и Medulla olbongata (т. е. низшая часть мозгового ствола) связаны со спинным мозгом, то способность к самостоятельному стоянию сохраняется. При удалении мозга возникает неподвижность, т. е. тоническое напряжение противодействующих силе тяготения мускулов. Если место разреза поднять еще выше, так что средний мозг остается в связи со спинным, то при удалении мозга неподвижности не наступает, и животное способно не только стоять пассивно, но и с совершенной рефлекторной верностью возвращаться из различных положений в свое основное нормальное положение. (Рефлекс стояния и положения Магнуса, ср. также важные исследования Гольдштейна об «индуцированных изменениях тонуса», представляющих родственные связи.) В истории развития центров наблюдаются важные закономерности.
1. Сохранение в виде отдельных ступеней низших центров. Низшие (более старые) в истории развития центры, соответственно «дуги действия», не просто отходят на второй план при постепенном образовании высших центров, но продолжают работать в общем союзе, как подчиненные инстанции, под управлением высших (в истории развития более молодых), так что при неповрежденной нервной системе обычно их нельзя определить отдельно.
2. Переход функций вверх. Подчиненные центры не удерживают полностью своего первоначального в истории развития типа функционирования и отдают существенную часть своих прежних функций вверх (oralwarts), новым, над ними построившимся центрам (Ферстер, Минковский и др.). Так, например, спинальная лягушка, которая оперативно лишена своих головномозговых функций и осталась только со своими спинномозговыми центрами, может выполнять очень сложные и относительно целесообразные действия, например «рефлекс потирания», так что здесь прямо говорилось о «спинномозговой душе». Связь таких развитых функций у человека совершенно перешла на головной мозг, а точнее — на кору большого мозга. При перерыве соединения она не может более осуществляться спинным мозгом, который у человека, как изолированное действенное тело, функционирует еще только очень примитивно и фрагментарно. Также и такие низшие рефлексы, как, например, подошвенный, покровно-брюшной, получили у человека во многих случаях кортикальные компоненты в большом мозге.
3. Эмансипация низших центров. Если высший центр функционально слаб или отделен от подчиненных центров, благодаря, например, шоку, заболеванию, повреждению, то общая функция нервного аппарата не просто прекращается, но подчиненная инстанция становится самостоятельной и демонстрирует элементы древнего типа функционирования, которые у нее остались. Мы видим, как сказано, также в отделенном спинном мозге человека еще такие собственно тонически-клонические рефлекторные явления примитивного рода. Те же самые закономерности повторяются до высших, ныне анатомически еще не могущих быть дифференцированными, кортикальных и субкортикальных «дуг действия». Так, мы наблюдаем, прежде всего в истерии и кататонии, как при нарушении высших психических функций целевой воли часто появляются на поверхности низшие, с точки зрения истории развития, психомоторные способы функционирования, принимающие на себя руководство, способы, которые позднее мы рассмотрим как «гипобулические механизмы», как нижний слой высших волевых процессов. Общий нейробиологический закон по отношению к учению об истерии я уже раньше сформулировал следующим образом: «Если внутри психомоторной сферы действие высшей инстанции функционально ослабевает, то ближайшая низшая инстанция со своими собственными примитивными законами становится самостоятельной».
Каковы же единичные конкретные проявления, которые подчиненные центры взрослых людей вносят в выполнение волевого импульса, в моторное проведение всего действия?
Уже спинномозговая рефлекторная дуга способствует сохранению статики конечностей, а со временем — всего тела. Так, сущностью коленного рефлекса является то, что он отвечает быстрым толчком, вопреки известным статически важным коленным частям, мгновенным растяжением мускула с непосредственно противоположным сокращением его и таким образом препятствует внезапным иннервационным изменениям равновесия в установке общей массы членов. Этим способом уже низшие рефлекторные механизмы осмысленно вносят в целое движение то, что соответствует волевому действию движения, стояния и ходьбы.
Мы касаемся сложных действий этих аппаратов в связи с тем, что они представляют прямой или косвенный интерес для психологии. Под тоническими функциями мы понимаем постоянное регулирование мускульного напряжения, которое также необходимо для правильного течения отдельных целесообразных движений выражения, для принятия и удержания установки тела и его положения. Им близкородственны статические функции, которые непроизвольно производят правильные изменения тонуса мускулатуры в сложной совместной игре зрительных и осязательных восприятий и раздражений органа равновесия во внутреннем ухе (лабиринт) и таким образом гарантируют как правильную ориентировку и сохранение равновесия всего тела в пространстве, так и точную установку положения и движения его членов (рис. 2).
При грубых анатомических повреждениях названных центров происходят те нейрологические нарушения в равновесии тела, в мускульном напряжении и постановке тела, которые клинически известны нам при заболеваниях мозжечка, с одной стороны, и при заболеваниях стриопаллидарной системы, с другой. Из последних для психологии выражения первоначально важны картины (так называемый паркинсонизм) с дрожанием, напряженной мускулатурой, их огромным обеднением движений, их деревянной неподвижностью установки тела и лица. В более легкой степени их считают характерными для психомоторной сферы людей очень престарелого возраста.
Именно эти переходы от грубых клинических состояний к обычным особенностям личного двигательного выражения здоровых людей имеют теперь для психологии большое значение. В новое время прямо говорили об «экстрапирамидальной одаренности» (экстрапирамидальный, как общее выражение для названия кроме пирамидального пути связанных с ним центров) и старались выразить в понятиях типы психомоторного поведения, которые связаны отчасти с возрастом (Гомбургер), отчасти с указанными мною типами конституций и темпераментов (Ф. Г. Леви, Якоб, Хаарер, Гуревич, Ислин, Озерецкий). Это типическое различие психомоторной одаренности обнаруживается равно как при целевых, так и при мимических выразительных движениях. Исследователи обнаруживают их, следуя по разработанному Гомбургером и мною пути субтильного наблюдения и описания движения в целом, а также при анализе и экспериментальной обработке почерка (Клагес, Гаарер, Ислин) и при психотехнической оценке одаренности (Озерецкий).
Гомбургер делит развитие детских моторных проявлений на три фазы: ригор, неуклюжесть, грация. Первая стадия — ригор новорожденного — характеризуется родственной паркинсонизму одеревенелой напряженностью. У «беглеца» развивается неуклюжесть с неустойчивым распределением тонуса, некоторой вялостью и слабостью движений и нецелесообразным вкладыванием общей телесной массы в отдельное движение. Следующей стадии — детской грации — свойственны текучесть и нежность, связанные с известным наслаждением движением. Этот уже готовый, замкнутый в себе тип движения катастрофически исчезает в эпоху созревания, чтобы никогда более не возвратиться. Это высвобождение и взрыхливание уже приобретенных моторных систематических связей сопровождается частичным возвращением к более ранним периодам моторного развития. В период созревания вместе с недостатком руководства элементарным напором движений выступают сопутствующие движения и хореевидные нарушения иннервации, движение в целом лишается гармонии вплоть до потери ритма, динамики, симметрии, выразительной дикости и кривляния. Вновь строящаяся моторика зрелого возраста характеризуется экономией и рациональностью движений. Наконец, моторика старческого возраста вместе с одеревенелостью и замедлением, которые опять же напоминают синдром паркинсонизма, демонстрирует прежде всего распад комбинационной моторики, т. е. неспособность проводить одновременно многие друг от друга раздельные ряды движений (например, остановка на одном месте при разговоре).
К психомоторным индивидуальным различиям типов строения тела и характера мы возвратимся при рассмотрении темпераментов.
Мы подчеркиваем, что относительно типов психомоторной одаренности здоровых людей еще не решено, на каких частях общего психомоторного построения преимущественно основываются их индивидуальные особенности. Вероятно, они имеют компоненты как кортикального и экстрапирамидального, так и периферически мускульного рода. Для них требуется не только неповрежденность каждой отдельной моторной функциональной системы, но прежде всего согласованная совместная работа, специально между кортикально-пирамидальной и экстрапирамидальной моториками (Гомбургер), при этом значительную роль должна играть стриопаллидарная система.
Таким образом, при нарушениях стриопаллидарной системы мы находим главным образом три типа психомоторного поведения (по Антону, Экономо, Бонхофферу, Ц. и О. Фогтам, Ферстеру, Ф. Г. Леей, Якобу, Бострему и др.).
1. Уже описанный паркинсоновский синдром (Paralysis agitans), артериосклероз и грипп мозга, что обычно понимается как чистый синдром паллидума, как нарушение еще более глубоких субстриэрных центров (Substantia nigra). С точки зрения психологии выражения это проявляется прежде всего как обеднение и оцепенение движений (ригор) и имеет свои рудименты в нормальной моторной области старческого возраста и, возможно, также в известных группах индивидуального дарования с очень задержанной, скудной, одеревенелой психомоторностью.
2. Хореатически-атетотические синдромы, которые, может быть, больше относятся к собственно Corpus striatum. В противоположность преимущественно акинетическому паркинсоновскому синдрому они представляют собой главным образом гиперкинезы, т. е. характеризуются наслаждением от более или менее расторможенных движений, сверхпродукцией непроизвольных, плохо связанных, взрывчатых движений, которые переплетают, нарушая, и делают карикатурными целесообразно направленные движения. Это особенно важно для хореатического синдрома, который характеризуется также живым повышением реакционных и выразительных движений; известно, что такие реакции у детей при пляске св. Витта воспринимаются первоначально воспитателями как простое повышение нормальных детских дурачеств, гримас и игривых моторных шалостей. Мы видим, что здесь также существуют переходы к нормальной целевой и выразительной моторике. Моторика новорожденного буквально пронизывается хорее- и атетоподобными механизмами. Но еще и в школьном возрасте существует тип, впрочем, здоровых и вертлявых детей, которые не только вообще нервны, но и обладают психомоторной, представляющей собой ослабленный вид хореатического синдрома. В школе в ответ на строгое приказание они могут мгновение спокойно посидеть, а затем начинают сползать туда и сюда, упираться ногами, корчить на лице гримасы, вертеть и протягивать незанятые руки и пальцы. При этом психически они чрезвычайно возбудимы, сверх всякой меры подвижны и обладают крайне живым выражением аффектов. Существуют также взрослые, особенно среди шизоидных, которые в несколько ослабленной степени сохраняют до старости эту вертлявую, беспокойную, пронизанную непроизвольными гримасами и противоположными импульсами психомоторику.
3. Позднее следует рассмотреть нарушения функции побуждения, существенную роль в которых играет стриопаллидарная система. Их также следует понимать как моторно, так и собственно психологически с точки зрения динамики воли. Они отчасти входят implizite в паркинсоновский и хореатически-атетотический симптомокомплекс, но всякий раз с неодинаковой отчетливостью. С одной стороны, они обнаруживаются, как характерный недостаток в побуждении, с другой, при хореических синдромах, как чрезвычайно легкая отзывчивость на психомоторные и аффективные раздражения.
Отношения шизофренных двигательных нарушений при кататонии к местным синдромам стриопаллидарной системы или к другим психомоторным системам еще недостаточно выяснены (ср. отношение к этому Бонхоффера, Клейста, Штейнера, Штерца). Множество клинически очень точно обозначенных психомоторных картин как акинетического, так гиперкинетического и паракинетического рода ждет еще своего надежного анализа с точки зрения физиологии мозга: кататонное оцепенение, негативизм, восковая гибкость, ритмически стереотипные процессы, эхопраксия, синдромы дурачества и гримасы, спутанные речемоторные процессы. Налицо формы, переходные к известным из физиологии мозга синдромам, частью кортикального, частью стриопаллидарного рода. Так мы и другие исследователи наблюдали, например, отдельные кататонные ступоры, которые по постановке тела, маскоподобной неподвижности лица (присоединяя, возможно, мускульный ригор), по другим особенностям, вплоть до «масляного лица» и слюнотечения, очень близки к картине паллидарного паркинсонизма. Общим для кататонных стриопаллидарных синдромов является то, что в них сознательные психомоторные установки перемешиваются с воспринимаемыми как чуждые для личности автоматизмами, причем перевешивают там психические в более узком смысле, здесь психоидные механизмы.
В новое время все яснее становятся более тонкие анатомические изменения в мозге у шизофреников. Они относятся частью к ганглиям ствола (Ланге-Спац и др.), но главным образом к коре мозга в смысле простой дегенерации клеток (Жозефи, Фюнфгельд и др.), особенно — в третьей доле. В качестве коррелята психического пластового построения нужно иметь в виду не только отношение между корой мозга и ганглиями ствола, но особенно между отдельными пластами самой коры. Анатомо-физиологически здесь еще предстоит много новых открытий.