Что такое психомоторное развитие
Особенности психомоторного и речевого развития ребенка
Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.
Как и когда проводится оценка психомоторного развития?
Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.
Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается
Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.
Симптомы задержки психомоторного развития
Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:
Степени задержки
Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.
Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.
Что такое психомоторное развитие
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Психомоторное развитие (с учетом общих закономерностей развития дошкольника) является базовым уровнем для психического развития ребенка.
Статья:
Психомоторное развитие (с учетом общих закономерностей развития дошкольника) является базовым уровнем для психического развития ребенка. Это основа для формирования учебных навыков и полноценного обучения в школе. Многие современные дети и поступающие в первый класс, имея достаточный уровень знаний, стремление к обучению, становятся плохо успевающими. Проблемы таких детей сводятся к 4 основным группам:
— дети не обладают развитой психомоторной координацией, поэтому у них нарушено двигательное подражание;
-детям трудно выполнять движения по инструкции;
В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между разными линиями развития ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой его познавательного, социального и эмоционального развития.
Психологи и педагоги (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких) особо подчеркивают тот факт, что факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90 %).
Работы А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Ф. Лесгафта свидетельствуют о необходимости своевременного психомоторного развития детей и о влиянии моторной «простроенно- сти» тела на уровень развития высших психических функций: речи, мышления, произвольности.
Такой вывод показывает, что развитие психомоторики позволяет скорректировать проблемы поведения дошкольников, которые связаны с неврологическими нарушениями.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (грубая моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая, или мелкая, моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, нанизывание бусинок на нитку, ощипывание бумаги и пластилина и т. д.
Для ребенка одинаково нежелательным является как слишком раннее, так и слишком позднее психическое развитие. Нормальное психическое развитие ребенка должно пройти в определенном возрасте: «не раньше и не позже». Дело в том, что энергия мозга точно распределена для того или иного этапа онтогенеза, а для развития психических функций детей природой заложены определенные сроки, которые невозможно изменить волевым решением взрослого.
Двигательная активность у детей достигает пика в 2-3 года, постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного детства. Причем у девочек двигательная активность снижается быстрее, чем у мальчиков, поэтому 5-летний мальчик более подвижен, чем его 5-летняя сверстница.
Оказывается, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок. В то время как подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается, если его двигательная активность целенаправленна и осмысленна.
Мероприятия по психомоторному развитию дошкольника, основанные на двигательных методах, включают в себя: растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, реципрокные (перекрестные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием тех отделов головного мозга, которые отвечают за работу памяти, внимания, мышления, речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевых проблем у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
И. М. Сеченов, известный физиолог, справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными и координированными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Профессор М. М. Кольцова путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Для развития взаимодействия правого и левого полушарий мозга используют перекрестные упражнения.
При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию связной речи, логики, произвольного внимания и памяти, активного воображения.
Следовательно, уровень развития детей-дошкольников находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) позволяет снять эмоциональное напряжение, уменьшает чувство тревоги, помогает общей релаксации. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия, психическому развитию.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Дыхательные упражнения можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Они развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.
Важным моментом психомоторного развития является формирование моторики глаз. Она является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. Для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия, обеспечивают полноценный зрительный анализ и синтез. Упражнения в виде разнообразных движений глаз тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют улучшению координации движений глаз и головы.
Упражнения для лицевой группы мышц (артикуляционная гимнастика) также способствуют психомоторному развитию ребенка.
Большая часть двигательной (моторной) зоны коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. В процессе упражнений у ребенка вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата.
Что такое психомоторное развитие
Выделяют следующие этапы раннего психомоторного развития ребенка (темпы развития могут варьироваться) (М. М. Кольцова, Н. С. Журба, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова и др.):
В первые месяцы жизни у ребенка наблюдается сгибательная мышечная гипертония. Затем постепенно тонус мышц нормализуется, и развиваются свободные нецеленаправленные движения рук. Возникновение зрительного и слухового сосредоточения обеспечивает поворот головы и прослеживание взглядом движущегося предмета. Формируется умение удерживать голову лежа на животе, что способствует зрительному ознакомлению с окружающими предметами и активному бодрствованию. В 3 месяца возникает комплекс оживления (улыбка, активные движения рук и ног, гуление) в ответ на появление взрослого. Движения рук в системе комплекса оживления постепенно закрепляются, развиваются ощупывающие движения, формируются зрительно-тактильно-кинестетические связи. Но до 3-4 месяцев движения носят безусловно-рефлекторный характер, без целенаправленного волевого усилия.
В 3-4 месяца зрительный, слуховой и двигательно-кинестетический анализаторы включаются в процесс познавательного развития (ребенок начинает отыскивать источник звука, тянуться и захватывать игрушки, предметы). Взгляд начинает прослеживать движения руки, а затем направлять ее. В процессе захватывания и манипулирования игрушками и предметами улучшаются движения пальцев рук, совершенствуется зрительно-моторная координация, развиваются предметные действия. Предметная деятельность способствует познанию окружающего мира, возникновению ощущений, развитию мышления и речи. Дети учатся поворачиваться на бок, на живот, стараясь дотянуться до игрушек.
С 5 месяцев ребенок при манипулировании с предметами начинает активно действовать пальцами, может перекладывать предмет из одной руки в другую. С 6 месяцев ребенок может уверенно удерживать в руках предметы и игрушки. Совместные со взрослым предметные действия опосредуют процесс общения. На основе манипуляций с предметами (схватывание, притягивание, ощупывание, отталкивание, извлечение звуков, обследование губами и языком) малыш выделяет их постоянные свойства. Дети учатся ползать, что расширяет ориентировку в окружающем.
С 7 месяцев ребенок учится соотносить предметы друг с другом (вкладывать, вынимать, проталкивать, нанизывать, перемещать, использовать предмет в качестве орудия). Появляется реакция равновесия – ребенок начинает уверенно сидеть, ползать на животе. С 8 месяцев он пробует ползать на четвереньках и стоять при поддержке за руки; учится брать мелкие предметы двумя пальцами, манипулировать двумя предметами, подражает предметным действиям взрослых. Глаз уверенно направляет движения руки.
С 10-11 месяцев ребенок начинает стоять самостоятельно, делает первые шаги без опоры, выполняет функциональные действия, т. е. использует предметы по их назначению. Совершенствуются движения пальцев, что в свою очередь усиливает согласованную деятельность лобных и височных отделов головного мозга.
К концу первого года жизни ребенок начинает пользоваться ложкой, ходить без посторонней помощи, преодолевать небольшие препятствия. По показу взрослого может выполнять сложные действия руками: поставить друг на друга кубики, снять и надеть на стержень кольца. Интенсивно развивается артикуляционная моторика. Отношения ребенка с окружающим миром реализуются в совместной деятельности со взрослым.
В 1 год – 1 год 3 месяца у ребенка освобождаются большой и указательный пальцы, продолжается развитие тонких движений пальцев рук. В речевые области мозга поступает интенсивная импульсация от движения пальцев, что способствует активизации и более быстрому созреванию этих отделов (М. М. Кольцова, Л. А. Панащенко). Движения занимают почти все время бодрствования ребенка. Дети проявляют большой интерес к окружающему – могут подойти к любому интересующему предмету и начать с ним действовать, что создает благоприятные условия для психического развития.
В период от 1 года до 2 лет постепенно развивается равновесие, и ребенок начинает ходить уверенно. С появлением ходьбы интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Ребенок старается больше узнать о способах действий с предметами и их назначении (происходит усвоение конкретных действий, их отделение от предмета и обобщение, сравнение своих действий с действиями взрослых) – формируется предметная деятельность (в совместной деятельности со взрослым, затем в совместно-раздельной). В процессе освоения предметного мира развиваются все виды восприятия, на основе которых формируются представления о свойствах предметов, их назначении, общие понятия, развивается мышление, расширяется и обогащается словарь ребенка. Речь становится средством обобщения и более активного общения. Формируются первые игровые умения: дети усваивают способы действий с разными игрушками и предметами. Наблюдая за деятельностью взрослых, дети воспроизводят действия с предметами в соответствии с их назначением, с определенной целью. Совершенствуется моторика – ребенок учится координировать свои движения: ходить и одновременно действовать руками, подниматься и спускаться по лестнице, бегать, прыгать, подлезать, приседать, кататься на трехколесном велосипеде. К концу второго года малыш уже может бросать мяч, чертить карандашом, пользоваться ложкой и чашкой, перелистывать страницы в книге, строить из 2-4 кубиков «башню», завершить доску «Сегена» (круг, квадрат, треугольник). Ребенок в этот период нуждается в активном взрослом, в одобрении своих удачных действий. В результате поощрения у ребенка повышается эмоциональный тонус, растет чувство доверия, что влияет на успешность освоения предметной деятельности, на психическое развитие. Ребенок начинает себя оценивать в зависимости от успеха или неуспеха в деятельности. Поэтому важно быть внимательным к ребенку, помогать при неудачах.
В период от 2 до 3 лет происходит интенсивное развитие мыслительных процессов, усложняется деятельность ребенка (предметная деятельность становится ведущей). Действия с предметами формируются в совместно-раздельной деятельности, в деятельности по образцу, постепенно становятся самостоятельными и обобщенными. У детей совершенствуется моторика: они учатся бегать, стоять на одной ноге, ходить на носках, сидеть на корточках. Дети овладевают действиями с песком и глиной, учится рисовать простые линии и формы, резать ножницами, красить пальцем. Учатся правильно выделять форму, величину, цвет предметов. Выполняя орудийные и соотносящие действия, ребенок совершенствует процессы восприятия, у него развивается зрительное соотнесение предметов. Малыши учатся группировать предметы по форме, затем по величине, цвету. Постепенно дети начинают видеть в предметах весь комплекс основных их свойств. Уточняются представления о предметах, формируются образы, совершенствуется способность обобщения, благодаря чему развивается умение отгадывать простые загадки. В предметно-игровой деятельности начинает зарождаться игра – действия приобретают определенное значение, ребенок учится ставить и решать игровые задачи. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и переносу в другие ситуации – так возникают игровые действия. Дети сравнивают свои действия с действиями взрослых и берут на себя роли взрослых, начинают использовать в игре предметы-заместители, взаимодействуют со сверстниками в совместных играх – складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры. К 3 годам малыш становится более умелым и самостоятельным. Он умеет пользоваться многими предметами, одеваться. Осознает себя как инициатора собственной деятельности. Противопоставляет себя взрослым: «Я сам». Стремится к активному соучастию в жизни взрослых. Однако малыш не умеет еще многого. Возникает противоречие между стремлением к самостоятельности и ограниченными возможностями – развивается кризис 3 лет. В процессе становления предметной деятельности на фоне усложняющегося общения со взрослыми ребенок достигает нового уровня личностного развития. Сложность предметного мира и отношений между взрослыми побуждают детей понять мир взрослых, их действия и отношения.
В дошкольном возрасте развивается любознательность, ребенок начинает лучше ориентироваться в окружающем мире, приучается сравнивать, устанавливать связи между явлениями, выяснять причины и следствия, искать объяснения – развивается мыслительная деятельность. Происходит дальнейшее развитие моторики: ребенок учится ловить мяч, бросать его через голову; прыгать на одной ноге, ходить по лестнице, чередуя ноги, ходить по бревну, учится кататься на двухколесном велосипеде, на лыжах и коньках; правильно держать карандаш при рисовании, обводить, раскрашивать, рисовать, воспроизводить формы, писать буквы и цифры, лепить из пластилина, строить из кубиков, собирать пазлы.
Таким образом, нормальное сенсомоторное развитие составляет основу всего психического развития. В раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, эмоций, мотивационно-потребностной сферы, развиваются моторная сфера и речь.
Список литературы:
1. Аксарuна, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – 303 с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. – 272 с.
3. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
4. Бадалян, Л. О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 567с.
5. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение; Учебный лист, 1996. – 158 с.
6. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение; Учеб. лит., 1996. – 158 с.
7. Журба, Л. Т., Мастюкова, Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. – 270 с.
8. Кешинян, Е. С. Психомоторное развитие детей на первом году жизни (пособие для врачей). – М.: 2000. – 47 с.
9. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
10. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с.
11. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. – 304 с.
12. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. – М.: Академия, 1998. – 336 с.
Что такое психомоторное развитие
Аннотация: Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем.
Статья:
Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:
На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:
НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
НЕТ ЛИ ОТКЛОНЕНИЙ?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВРАЧЕЙ
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.