Что такое птб в авиации

Истребитель МиГ-29: летно-технические характеристики

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

МОСКВА, 27 июл — РИА Новости. Истребитель ВВС России МиГ-29 разбился в воскресенье под Астраханью, в нем был один пилот, который погиб, пытаясь спасти самолет, сообщил представитель Минобороны России Игорь Конашенков.

МиГ-29 (код НАТО — Fulcrum) — советский/российский истребитель четвертого поколения. Разработчик — ОКБ имени А.И. Микояна.

Истребитель был спроектирован в 1972 году, первый полет прототипа был совершен в 1977 году, в 1982 году истребитель был принят на вооружение советских ВВС.

МиГ-29 — первый в мире самолет этого класса, сочетающий эффективность в маневренном воздушном бою со способностью атаковать противника ракетами средней дальности и ближнего боя.

Основные особенности МиГ-29:

— интегральная аэродинамическая компоновка;

— высокоэффективные двухконтурные турбореактивные двигатели, обеспечивающие стартовую тяговооруженность более 1;

— интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, включающий бортовую РЛС Н019Э, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29Э с квантовой оптико-локационной станцией КОЛС, нашлемную систему целеуказания «Щель-3УМ-1»;

— сочетание управляемых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р1 и ближнего боя Р-73Э;

— простота в эксплуатации.

Исходный вариант МиГ-29 предназначен для уничтожения управляемыми ракетами и огнем из бортовой пушки всех типов воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях в свободном пространстве и на фоне земли, в том числе в условиях помех.

МиГ-29 способен поражать наземные цели с применением неуправляемых средств поражения в условиях визуальной видимости.

Поступив на вооружение, МиГ-29 стал основным истребителем ВВС России. Заказчикам поставлено свыше 1600 МиГ-29 различных модификаций, которые эксплуатируются более чем в 25 странах мира. В большинстве стран, закупивших МиГ-29, он стал основным типом легкого фронтового истребителя национальных ВВС.

Летно-технические характеристики МиГ-29:

— размах крыла: 11,36 м;

— длина самолета со штангой ПВД: 17,32 м;

— высота самолета: 4,73 м;

— площадь крыла:38,0 кв. м;

— масса пустого снаряженного самолета: 10 900 кг;

— максимальный запас топлива во внутренних баках: 4200 л;

— взлетная масса: нормальная: 15 240 кг, максимальная: 18480 кг;

— тип двигателя: ТРДДФ РД-ЗЗ;

— максимальная форсированная тяга, кН/кгс: 2х81,4/2х8300;

— максимальная скорость: 2450 км/ч;

— посадочная скорость: 235 км/ч;

— практический потолок: 17 000 м;

— практическая дальность, км: без ПТБ (подвесные топливные баки) — 1500; с одним ПТБ — 2100;

— длина разбега: без форсажа (процесс работы двигателя, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости) — 600-700 метров; с форсажем — 260 метров;

— длина пробега с тормозным парашютом: 600 метров;

— максимальная эксплуатационная перегрузка: 9;

— вооружение: одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов, скорострельность 1500 выстрелов/мин).

МиГ-29 имеет несколько модификаций, среди которых МиГ-29К — многоцелевой палубный истребитель-бомбардировщик; МиГ-29УБ — учебно-боевой истребитель; МиГ-29СЭ — усовершенствованный фронтовой истребитель, снабженный системой дозаправки в воздухе; МиГ-29УБТ — двухместная модификация для выполнения специальных ударных заданий; МиГ-29М — усовершенствованный фронтовой истребитель с электродистанционной системой управления и улучшенным оборудованием.

Источник

Что такое птб в авиации

УРА! про квадратные иллюминаторы все решили И расставили по местам.Не перевелись еще спецы в лице форумчанина ИльдусК Остался только этот вопрос.

Спокойно-спокойно, Коля, не горячись. Мы здесь обсуждаем не квадратные люинатеры, а квадратные бензобаки откидные. Квадратные люминатеры у нас на другой веточке.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Если по взрослому, то на первой странице звучал ответ на вопрос темы.
А воопче-то в каждой инструкции по производству полётов как правило предусматривались зоны слива топлива, сброса баков и грузов, в том числе и с внешней подвески.
Здря встрял.Стёб сойдёт на нет.А и нехрена!

Если по взрослому, то на первой странице звучал ответ на вопрос темы.
А воопче-то в каждой инструкции по производству полётов как правило предусматривались зоны слива топлива, сброса баков и грузов, в том числе и с внешней подвески.
Здря встрял.Стёб сойдёт на нет.А и нехрена!

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Некоторые заказывают прицельное ПТБ-метание на дачу прямо с горючкой.

на тещину дачу обычно заказывают не ПТБ-метание, а особо точное метание ЗБ. Но это дороже.

Ежли в сечение ПТБ впиндюрить фланцевое соединение, скажем, для соединения носовой части ПТБ со средней частью ПТБ, то во-первых на этом фланцевом соединении вся аэродинамическая обтекаемость ПТБ и закончится, а во-вторых это фланцевое соединение с двумя фланцами и с кучей болтов с гайками будет весить столько сколько и весь ПТБ без соединения.

Вот типичное фото фланцевого соединения

Это похоже на фланцевое соединение, только фланцы с болтами внутри бака.

Ну и последнее, что касается «ПТБ внутри обшит деревом миллиметров 10 толщиной»

Чтобы помочь вам решить загадку детства открываем по ссылке ГОСТ Р 54978-2012. Системы топливные самолетов и вертолетов. Термины и определения.

Под позицией 29 читаем

29 протектор топливного бака (самолета [вертолета]): Наружная или внутренняя оболочка или слой герметизирующего материала на стенках и днище топливного бака самолета [вертолета], предотвращающий вытекание топлива при повреждении бака.
self-sealed fuel tank protector

Баки снаружи (реже внутри) покрываются специальной оболочкой — протектором. Назначение протектора состоит в предохранении бака от потери топлива при простреле пулей или осколком в бою. Набухшая резина или каучук затягивают образовавшееся отверстие. Существует много различных типов протекторов.

Возможно вы, Роман, тогда видели один из них.

надо у Фланкера спросить, как он кидался

прочитал книжки и кидался )))

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Фотограф, тебе, чтоб не расслаблялся )))

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

военная кафедра однако была )))
2 flyby:
Точно! Совсем забыл, что во времена СССР была актуальна песня
«Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!»

Спасибо!
P.S. У нас тоже была, немца (из ГДР) туда не пускали.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Всё немного не так:
А сигарообразные предметы ассоциировались исключительно априори с авиажелезками, юмор тут у ВАС был зазря.
По поводу фланцевого соединения- оно было, причем я видел торец центральной части бака, фланец внутри.

Если фланец внутри, то это уже не фланцевое соединение, его как-то по другому называют.

По поводу юмора, не обижайтесь, пожалуйста, привычка юморить 🙂

Источник

Фронтовой истребитель МиГ-29 – 35 лет в небе

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum – точка опоры) – советский, теперь российский многоцелевой истребитель, относящийся к 4-му поколению, был создан в ОКБ МиГ. Свой первый полет совершил 6 октября 1977 года. В 1971 году в ОКБ МиГ был представлен проект легкого истребителя, который получил обозначение МиГ-29Д. Основной задачей, которая возлагалась на новый самолет, было обеспечение противовоздушной обороны стратегически важных объектов, небольших территорий, а также групп войск. В том же 1971 году в КБ МиГ приступили к детальной разработке проекта нового истребителя.

При создании нового истребителя конструкторам пришлось столкнуться с рядом трудностей, в частности в то время существовал запрет на доступ к мировым «ноу-хау», что серьезно ограничивало возможности бортовой электроники истребителя, а также вело к увеличению общего веса самолета. При этом управляемость истребителя была ограничена использованием возможностей классической механической системы управления. Некоторую ограниченность МиГ-29 его создатели смогли компенсировать за счет очень высоких аэродинамических характеристик и вооружения. В частности управляемые ракеты Р-73 класса «воздух-воздух» и по сей день обладают рядом непревзойденных технических характеристик, в частности высокой маневренностью и высокой дальностью полета.

Кроме этого, истребитель МиГ-29 был оснащен локатором Н-019 «Топаз», который позволял машине обнаруживать воздушные цели как в воздухе в свободном пространстве, так и на фоне земли. Помимо этого истребитель получил катапультные кресла К-36, которые обеспечивали пилоту возможность покинуть машину на скоростях от 75 до 1 500 км/ч (известны также случаи спасения летчиков и при больших скоростях, которые превышали 2 000 км/ч). Летные испытания машины, которые состоялись 6 октября 1977 года, подтвердили очень удачную конструкцию фронтового истребителя.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

В МиГ-29 конструкторам удалось разрубить «гордиев узел» очень высоких требований к летно-техническим характеристикам истребителя при ограниченных экономических и технологических возможностях. От иностранных (даже современных) аналогов МиГ-29 отличается выдающейся маневренностью в уникальном диапазоне высот и скоростей, а также эффективной системой вооружения для участия в высокоманевренном воздушном бою, простотой в обслуживании и мощностью конструкции каркаса.

МиГ-29 является одним из лучших истребителей в своем классе. «Мечта любого летчика» – именно так об этом истребителе 4-го поколения отзывался летчик германских Люфтваффе. В 1988 году ГДР получила от СССР 24 истребителя МиГ-29, которые после объединения Германии оставались на вооружении 73-й эскадры. Эти самолеты прошли модернизацию и были сняты с вооружения лишь в 2003-2004 году. При этом машины не были списаны, их передали Польше. Хорошо отзывался об истребителе и канадский летчик Боб Уэйд, общий налет которого составляет более 6 500 часов. Он стал одним из первых западных летчиков, кому удалось пилотировать данный самолет.

После полетов на МиГ-29 канадец заявил: «Я поражен управляемостью и маневренностью данного истребителя, особенно его способностью изменять свою ориентацию в полете. МиГ-29 – это истребитель с потрясающей поворотливостью. Мне недозволенно сравнивать эту машину с каким-то конкретными западными истребителями, но я могу совершенно точно сказать о том, что характеристики русского истребителя при воздушном показе вплоть до участка малых скоростей полетной области ни в чем не уступают, а, возможно, и превосходят то, что можно выполнить на западных истребителях».

Истребитель МиГ-29 создавался как самолет для завоевания превосходства в воздухе в заданном районе боевых действий или на небольшом участке фронта. Основной его задачей была борьба с самолетами противника, прикрытие с воздуха тыловых объектов и скоплений войск, противодействие воздушной разведке противника в любое время суток, даже в сложных метеорологических условиях. Помимо поражения вражеских воздушных целей на малых и средних дистанциях, в том числе и на фоне земли, самолет мог использоваться для ударов по наземным и морским целям как подвижным, так и неподвижным.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

По словам главного конструктора истребителя М. Р. Вальденберга, МиГ-29 был спроектирован с учетом ряда конструктивных решений, которые удалось отработать на МиГ-23, но в то же время создание нового истребителя представляло собой шаг такого же значения, как и разработка в свое время истребителя МиГ-15 после самолета МиГ-9, который был реактивным первенцем ОКБ МиГ. Это был один из первых самолетов МиГ (наряду с перехватчиком МиГ-31), на котором появились двухконтурные турбореактивные двигатели (вместо одноконтурных, которые использовались на всех предыдущих самолетах компании), а также радиолокатор, обладающий способностью обнаружения целей на фоне подстилающей поверхности. Фронтовой истребитель МиГ-29 стал первой принципиально новой машиной, которая была создана под руководством генерального конструктора Р. А. Белякова (после кончины в 1970 году одного из создателей ОКБ МиГ – А. И. Микояна).

По многим параметрам МиГ-29 превосходил свои зарубежные аналоги – истребители «Мираж» 2000, F-16, F/A-18. Отличная аэродинамика, высокая тяговооруженность давали истребителю хороший разгон и скороподъемность, малые радиусы выполнения виражей, большие угловые скорости разворота, а также возможность совершения длительных маневров с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести достаточно активный маневренный бой с использованием всеракурсных ракет, а также автоматической пушки, выполнять перехват разведывательных и ударных самолетов.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Огромные крылья МиГ-29 давали самолету массу преимуществ. Они обеспечивали истребителю высокую подъемную силу при сравнительно небольшой нагрузке на крыло. Результатом этого была его превосходная маневренность, а скорость разворота истребителя просто впечатляла специалистов. Крыло самолета было снабжено эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами, а также полностью открывающимися предкрылками. Угол атаки МиГ-29 был сравним с углом атаки основного палубного истребителя США F/A-18 «Hornet».

Кабина истребителя была удивительно просторной и накрывалась сверху большим фонарем, что обеспечивала пилоту больший обзор, в сравнении с западными истребителями. Приборная панель истребителя была практически идентична аналогичной на тяжелом истребителе Су-27, что облегчало летчикам возможность перехода с одной машины на другую.

Истребитель мог нести на своей подвеске самое разнообразное вооружение. Не только ракеты класса «воздух-воздух», но и ракеты «воздух-поверхность», а также различное бомбовое вооружение. МиГ-29 – это универсальный самолет, который может как завоевывать превосходство в воздухе, так и наносить бомбовые удары по наземным целям.

В 2005 году РСК МиГ» приступила к серийному производству многофункциональных истребителей нового унифицированного семейства, которые относились к поколению «4++». Все истребители данного семейства были унифицированы по своей конструкции, бортовым системам, силовой установке, радиоэлектронному оборудованию, а также комплексу вооружения. Унифицированное и модифицированное семейство истребителей будет еще достаточно долго пользоваться спросом на рынке вооружений. В состав данного семейства вошли:

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

– фронтовые истребители МиГ-29М (одноместный) и МиГ-29М2 (двухместный);
– корабельные истребители МиГ-29К (одноместный) и МиГ-29КУБ (двухместный);
– фронтовые истребители МиГ-35 (одноместный) и МиГ-35Д (двухместный).

Основные технологическими и техническими новшествами, которые были внедрены на истребителях МиГ-29М/М2, стали:

В настоящее время силовая установка истребителей включает в себя ТРДДФ РД-33МК, обладающие увеличенной тягой, а также оборудованные новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC) и бездымной камерой сгорания. Двигатели самолета имеют модульную конструкцию и отличаются увеличенным ресурсом и надежностью. По требованию заказчика на самолете могут быть установлены модифицированные двигатели РД-33МК, оснащенные всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Такие двигатели обеспечивают самолету решающее преимущество в современном маневренном воздушном бою.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Самолеты МиГ-29М/М2 отличаются от своих предшественников повышенной надежностью узлов, систем и агрегатов и улучшенными эксплуатационными характеристиками. По сравнению с истребителями ранних серий, стоимость летного часа на новых машинах в 2,5 раза меньше.

Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителей МиГ-29М/М2 основано на принципе открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B, что позволяет при желании заказчика установить на истребитель новое вооружение и оборудование как российского, так и иностранного производства. На самолете была установлена новая многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская БРЛС «Жук-МЭ», которая производится Корпорацией «Фазотрон-НИИР». Бортовая РЛС оснащена щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущих поколений, «Жук-МЭ» обладает увеличенной вдвое дальностью обнаружения целей, большим диапазоном углов обзора по азимуту, меньшим весом и более высокой надежностью. БРЛС «Жук-МЭ» в состоянии обеспечить одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и одновременную атаку ракетами 4 из них.

Самолеты МиГ-29М/М2 оснащаются системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет и многоканальной оптико-локационной станцией. Есть возможность установки на истребитель контейнеров с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой для подсветки расположенных на земле целей. В состав комплекса вооружений истребителя входят управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также неуправляемые ракеты, корректируемые и обычные авиабомбы, а также встроенная 30-мм автоматическая пушка.

Летно-технические характеристики МиГ-29М:
Взлетная масса истребителя, кг
— нормальная 17 500
Максимальная скорость, км/ч:
— у земли – 1 500
— на большой высоте – 2 400
Максимальное число М – 2,25
Практический потолок истребителя, м – 17 500
Максимальная перегрузка – 9g
Дальность полета перегоночная, км:
— без ПТБ – 2000
— с 3 ПТБ – 3200
— с 3 ПТБ и одной дозаправкой в воздухе – 6000
Тип двигателей: РД-33МК
Тяга на взлете, кгс 2х9000
Вооружение:
Число точек подвески – 9
Управляемые ракеты «воздух–воздух»:
— малой дальности 8хР-73Э
— средней дальности 6хРВВ-АЕ
Управляемые ракеты «воздух–поверхность»:
— общего назначения 4хХ-29Т(ТЕ)
— противокорабельные 4хХ-31А, Х-35Э
— противорадиолокационные 4хХ-31П
Корректируемые бомбы 4хКАБ-500Кр
Встроенная автоматическая пушка 30 мм – ГШ-301 (150 снарядов)

Источник

Что такое птб в авиации

правила техники безопасности

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

печь трубчатая блочная

Пермская товарная биржа

с 1991 по 1994
после: ПФПГ

подвесной топливный бак

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

провод телеграфный Бодо

плавучая техническая база

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

Промторгбанк;
Промышленно-торговый банк

Портленд Трэйл Блэйзерс

банк., Башкирия, организация

Полезное

Смотреть что такое «ПТБ» в других словарях:

ПТБ — ПТБ аббревиатура: Правила техники безопасности Пермская товарная биржа (с 1991 до 1994), после ПФПГ (Пермская финансово производственная группа). Петротрестбанк, Санкт Петербург Промторгбанк; Промышленно торговый банк Плавучая… … Википедия

ПТБ — Подвесной топливный бак правила техники безопасности провод телеграфный Бодо противотанковая батарея … Словарь сокращений русского языка

Обеспечение качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб «Лепсе» при реализации Проекта — (далее обеспечение качества) планируемая и систематически осуществляемая деятельность, направленная на выполнение установленным образом всех работ по выгрузке ОТВС из птб «Лепсе», влияющих на ядерную и радиационную безопасность, и соответствие их … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Общая программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб «Лепсе» при реализации Проекта — программа обеспечения качества реализации Проекта эксплуатирующей организацией (ОАО «Мурманское морское пароходство»), организующая и координирующая деятельность эксплуатирующей организации и организаций, выполняющих работы для эксплуатирующей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб «Лепсе» при реализации Проекта — документ (комплект документов), устанавливающий совокупность организационно технических и других мероприятий по обеспечению качества, направленных на реализацию установленных критериев и принципов обеспечения безопасности при реализации Проекта.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Частная программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб «Лепсе» при реализации Проекта — (далее частная ПОК) ПОК работ (услуг) эксплуатирующей организации или организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги на конкретном этапе работ по Проекту. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

птбатр — птб ПБ птбатр противотанковая батарея воен. птб Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур

Источник

Служба и боевое применение фронтового бомбардировщика Су-24. Часть 1-я

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

В свете развёрнутой в Сирийской Арабской Республике операции российских ВКС внимание зарубежных и отечественных СМИ вновь привлёк один из наиболее обсуждаемых в последнее время российских боевых самолётов – Су-24М.

С одной стороны, этот самолёт имеет во многом до сих пор не превзойдённые в российских ВВС возможности по прорыву ПВО и нанесению высокоточных ракетно-бомбовых ударов. Он был оснащён в течение длительного времени самым совершенным среди других отечественных ударных крылатых машин прицельно-навигационным оборудованием.

С другой стороны, Су-24 не прощал ошибки пилотирования и небрежность наземного технического обслуживания. С самого момента своего появления этот самолёт заслужил репутацию очень «строгого». Во многом это объясняется тем, что конструкторы в погоне за высокими характеристиками ещё на этапе проектирования заложили много новых технических решений, которые не применялись ранее в других отечественных боевых самолётах.

Первые серийные Су-24 в 1973 году поступили в Липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава. Первой строевой частью, начавшей осваивать Су-24 в 1974 году, стал Керченский Краснознаменный 63-й БАП, дислоцированный в Калининградской области, до этого он был вооружен самолетами Як-28Б.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

В начальном периоде эксплуатации, когда техническая надёжность самолёта была достаточно низкой, не был накоплен необходимый опыт, и ещё не удалось избавиться от большинства «детских болячек», репутацию Су-24 среди лётного состава во многом спасали надёжные катапультируемые кресла К-36Д. А также изначально заложенный большой запас прочности, зачастую в случае аварийной посадки, даже при том, что самолёт после этого не подлежал восстановлению, экипаж оставался невредим.

По сравнению со своими предшественниками фронтовыми бомбардировщиками Ил-28 и Як-28Б сверхзвуковой Су-24 обладал более чем вдвое увеличенной бомбовой нагрузкой и мог нести практически весь спектр существующего тогда управляемого авиационного вооружения фронтовой ударной авиации. Благодаря изменяемой геометрии крыла Су-24 обладал возможностью совершать маловысотные скоростные броски, имея при этом хорошие взлётно-посадочные характеристики. Специально для этого фронтового бомбардировщика были созданы крупнокалиберные полуторатонные бомбы ФАБ-1500С с совершенной в аэродинамическом плане формой корпуса.

В отличие от первых Су-7Б и Су-17, построенных на АЗиГе и первоначально поступавших на вооружение в строевые полки, дислоцированных на Дальнем востоке, Су-24, производство которых велось в Новосибирске, направлялись в основном на западные аэродромы. Исключением стал 277-й Млавский Краснознаменный БАП, базирующийся на дальневосточном аэродроме Хурба под Комсомольском-на-Амуре, который в 1975 году одним из первых в ВВС сменил свои Ил-28 на Су-24.

Несмотря на то, что до конца 70-х надежность ряда электронных систем Су-24 оставляла желать лучшего, в 1979 году этими машинами были вооружены три бомбардировочных авиаполка, дислоцированных на территории ГДР. Вскоре в распоряжении западной прессы и спецслужб появились качественные фотографии Су-24, а так же стало известно настоящее название самолёта.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

В то время иностранные разведки уделяли особо пристальное внимание Су-24. На Западе вполне обоснованно опасались, что фронтовой бомбардировщик, буквально напичканный многочисленными техническими новинками, в силу своих высоких скоростных и ударных характеристик, способен изменить баланс сил в Западной Европе. Даже при маловысотном профиле полёта Су-24, базирующиеся в Восточной Германии, могли наносить удары по целям в Великобритании, Франции, Нидерландах и Северной Италии.

В первой половине 80-х большая часть прицельно-навигационного оборудования строевых Су-24 достигла приемлемого уровня надёжности. На заводе в Новосибирске, где велось строительство, от серии к серии внедрялись усовершенствования. Были внесены изменения в механизацию крыла, электрооборудование, системы навигации, радиотехнической разведки и госопознования.

Очень важной особенностью Су-24 стала высокая степень взаимозаменяемости узлов и некоторых крупных агрегатов. Это позволяло при срочном ремонте в боевых условиях переставить с одной машины на другую повреждённую деталь или узел.

Бомбардировщики Су-24 (без буквы «М») в 80-е годы были доработаны с целью возможности применения новых противолокационных ракет Х-58, для чего была предусмотрена подвеска в контейнере станции целеуказания «Фантасмагория».

Для сохранения высокого боевого потенциала в новых условиях и устранения ряда недостатков в конструкции самолёта и БРЭО почти сразу после принятия Су-24 на вооружение в КБ началась работа по разработке улучшенного варианта фронтового бомбардировщика с более высокими эксплуатационными и боевыми характеристиками. В 1984 году на вооружение поступил Су-24М.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Тяжелые управляемые ракеты Х-59 с дальностью пуска 40 км и бомбы КАБ-1500ТК могли применяться для атаки укрепленных целей, прикрытых сильной ПВО. Для этого на самолёт подвешивался контейнер АПК-9 с телевизионной аппаратурой управления. Дальность планирования КАБ-1500ТК и пуска Х-59 позволяли поражать цели, прикрытые ЗРК малой дальности, не входя в зону их действия. По возможностям применения управляемого вооружения в советских ВВС с Су-24М в какой-то степени мог конкурировать только истребитель-бомбардировщик МиГ-27К с прицельным комплексом «Кайра». Но по сравнению с Су-24М, нёсших гораздо большую бомбовую нагрузку и имевших больший радиус действия истребителей-бомбардировщиков, МиГ-27 этой модификации было построено не много.

Но не все доработки и новшества оказались однозначно удачными. Как это часто бывает, выиграв в одном – потеряли в другом. Летчики, пилотировавшие ранее Су-24, при переходе на Су-24М отмечали ухудшение управляемости на виражах. Из-за внедрения «аэродинамических ножей» несколько упала дальность полёта.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Переход на Су-24М с его новым прицельно-навигационным комплексом лётного состава прошел достаточно быстро. Определённые трудности при освоении нового, более сложного БРЭО возникли у инженерно-технической службы.

В 1985 в войска начал поступать разведывательный Су-24МР. В то время советские ВВС испытывали острую потребность в тактическом разведчике с увеличенной дальностью действия, который мог бы вести не только аэрофотосъёмку, но и радиотехническую разведку.

В отличие от бомбардировщика, разведывательный вариант «двадцать четвёрки» лишен возможности нести бомбовую нагрузку. Пилоны могут использоваться для подвески двух подвесных топливных баков ПТБ-2000 или ПТБ-3000, или осветительных авиабомб для обеспечения фотосъёмки в ночное время.

Для самообороны на Су-24МР подвешивались ракеты ближнего боя Р-60. Главным «оружием» самолёта-разведчика является РЛС бокового обзора, аэрофотокамеры, а так же сменные подвесные контейнеры, в которых размещается оборудование для электронной и радиационной разведки, а так же лазерные системы.

Теоретически Су-24МР обеспечивает комплексную разведку в любое время суток, на глубину до 400 км от линии боевого соприкосновения войск. Но в войсках лётный и технический состав к возможностям дистанционной передачи данных разведоборудования Су-24МР относится довольно скептически.

На практике аппаратура, с помощью которой информация с борта самолёта-разведчика должна была транслироваться в реальном режиме времени, надежно не работала. Как правило, разведданные получали с некоторой задержкой. После полёта блоки накопители информации и плёнки с результатами аэрофотосъемки направляются на дешифровку, а это означает утрату оперативности и возможный выход мобильных целей из под планируемого удара. Кроме того сбор данных с помощью аэрофотокамер при наличии у противника развитой системы ПВО всегда сопряжен с немалым риском потери самолёта-разведчика, что не раз случалось в ходе реальных боевых действий.

Новые фронтовые бомбардировщики Су-24М поступали в основном в полки, эксплуатировавшие до этого Су-24. Но, в отличие, скажем, от истребителей-бомбардировщиков Су-17, ранние модификации которых по мере поступления более продвинутых вариантов ставились «на хранение», фронтовые бомбардировщики Су-24 даже первых серий продолжали летать вплоть до полной выработки ресурса.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

Примером долголетия Су-24 (без литеры «М») может служить то, что самолёты этой модификации, принадлежащие 43-му Севастопольскому Краснознаменному ордена Кутузова отдельному морскому штурмовому авиационным полку, базирующемся на аэродроме Гвардейское в Крыму, до недавнего времени поднимались в воздух. После присоединения Крыма к России было решено перевооружить этот полк на более современные машины, чему ранее противилось руководство Украины. До сих пор несколько Су-24 на аэродроме в Гвардейском находятся в лётном состоянии и могут при необходимости выполнить боевую задачу. А ведь возраст этих бомбардировщиков приближается к 40 годам, это самые заслуженные российские боевые самолёты фронтовой авиации.

Бывшими в употреблении Су-24 перевооружались авиационные полки в тыловых военных округах. Известны случаи, когда на них переходили не только бомбардировочные и истребительно-бомбардировочные авиаполки, но и истребительные, на вооружении которых до этого состояли перехватчики ПВО.

В значительной мере это демонстрировало, какое значение советское военное руководство придавало данному фронтовому бомбардировщику, в который, помимо высоких ударных возможностей, был заложен большой запас прочности. Несмотря на высокую цену, сложность эксплуатации и аварийность в общей сложности до прекращения производства в 1993 году было построено около 1200 Су-24 различных модификаций. Для сравнения F-111, который считается аналогом Су-24, построили в США в два раза меньше – 563 самолёта. Эксплуатация F-111 завершилась в 1998 году.

Имеются сведения о переоборудовании некоторого количества Су-24 в самолёты заправщики Су-24Т (танкер). Малой серией строились самолёты РЭБ Су-24МП (постановщик помех). От Су-24М внешне они отличались наличием небольшого обтекателя в носовой части. На самолёте устанавливался весьма совершенный для начала 80-х годов комплекс постановки помех «Ландыш». Он был предназначен в основном для организации противодействия станций ЗРК, в том числе и американского «Пэтриот», который тогда только начал поступать на вооружение.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

По задумке разработчиков встроенная и подвесная контейнерная аппаратура Су-24МП должна была обеспечить групповую защиту бомбардировщиков Су-24 в условиях действий хорошо организованной системы ПВО противника. Первые Су-24МП эксплуатировались в «тестовом режиме». Из-за большой сложности надёжность работы комплекса РЭП «Ландыш» была невысокой, распад СССР не позволил довести эту аппаратуру до характеристик работоспособности, которые удовлетворяли военных.

В 80-е годы для Су-24 был разработан универсальный подвесной агрегат заправки (УПАЗ), который впоследствии применялся и на других типах боевых самолётов.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

В связи с отсутствием на Су-24 внутреннего бомбоотсека УПАЗ выполнен подвесным. В качестве привода топливного насоса используется турбина, которая приводится в движение набегающим потоком воздуха. Для заправки в агрегате имеется шланг длиной около 30 метров. Заправка начинается автоматически после надёжной стыковки конуса со штангой дозаправляемого самолёта.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

В 1984 году было принято решение «обкатать» Су-24 в реальных боевых условиях. Горы Афганистана были абсолютно не похожи на европейские равнины, для действий над которыми этот фронтовой бомбардировщик был задуман. В Афганистане оказался невостребованным скоростной маловысотный режим полёта, предназначенный для прорыва ПВО. Отсутствие крупных радиоконтрастных целей, таких как колонны вражеских танков или мосты, и особенности рельефа местности не давали возможности полноценно реализовать возможности прицельно-навигационного комплекса.

Особой разницы в результативности авиаударов, наносимых Су-24 149-го гвардейского Краснознаменного БАП, и модернизированных Су-24М 43-го БАП не было. В тоже время отмечалось, что, несмотря на отсутствие предварительной подготовки и незнание экипажами района цели, эти фронтовые бомбардировщики не испытывали трудностей с навигацией и несли гораздо большую бомбовую нагрузку по сравнению с другими истребителями, истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками.

Су-24 оказались единственными машинами фронтовой авиации, под которые подвешивали мощные ФАБ-1500. Кроме того, большой радиус действия «двадцать четвёрок» позволял им базироваться за пределами Афганистана, на советских аэродромах в Средней Азии.

Для обеспечения работы прицельно навигационных систем Су-24 самолётами-разведчиками Ан-30 и Су-17М3Р была проведена аэрофотосъёмка в районе предполагаемых авиаударов, а так же разведаны точные координаты целей.

В ходе проведения операции по штурму укрепрайона Ахмат Шаха Масуда в Панжерском ущелье был момент, когда Су-24 из-за погодных условий были единственными боевыми самолетами, оказывающими авиационную поддержку наступающим войскам.

В следующий раз Су-24 сотрясали афганские горы рёвом своих двигателей и разрывами сброшенных фугасок зимой 1988-1989 годов, прикрывая выход 40-й армии. Как и в операции 1984 года в основном использовались фугасные авиабомбы массой 250-500 кг. Подтвердилось очевидное преимущество Су-24 – способность наносить достаточно точные удары с отдаленных аэродромов базирования в независимости от погодных условий в районе цели. В Афганистане Су-24 летали на высотах не ниже 5000 м, вне досягаемости ПЗРК.

После распада СССР Су-24 разных модификаций, кроме России, достались Азербайджану (11 ед.), Белоруссии (42 ед.), Казахстану (27 ед.), Украине (200) ед. и Узбекистану (30 ед.).

Азербайджанские фронтовые бомбардировщики Су-24 и разведчики Су-24МР использовались в конфликте с Арменией на территории Нагорного Карабаха. Один азербайджанский Су-24МР разбился, врезавшись в склон горы. В тоже время силы ПВО Нагорного Карабаха приписывают эту победу себе.

Узбекистан в 1993 году задействовал имевшиеся Су-24М для нанесения бомбовых ударов по лагерям и кишлакам, занятых таджикской вооруженной оппозицией в ходе гражданской войны в Таджикистане. Судя по всему, управляли ими не этнические узбеки. Узбекские власти признали потерю одного фронтового бомбардировщика, сбитого из ПЗРК «Стингер». Членам экипажа удалось успешно катапультироваться, и они были подобраны вертолётом поисково-спасательной службы.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

В августе 1999 года в Таджикистане жители нескольких кишлаков митинговали по поводу якобы имевшего место бомбового удара, который нанесли четыре Су-24М неустановленной принадлежности. В результате бомбёжки человеческих жертв не было, но, как заявляли митингующие, погибло около 100 голов скота, и были подожжены посевы. Возможно, целью этой демонстрационной бомбардировки была «акция устрашения» оппозиционных таджикских полевых командиров.

Что такое птб в авиации. Смотреть фото Что такое птб в авиации. Смотреть картинку Что такое птб в авиации. Картинка про Что такое птб в авиации. Фото Что такое птб в авиации

В 2001 году узбекские Су-24М, оказывая поддержку «северному альянсу», наносили удары по позициям талибов. Один бомбардировщик был сбит, оба члена экипажа погибли. В настоящее время все уцелевшие узбекские Су-24 поставлены «на хранение».

С доставшимися Украине «двадцать четвёрками» связан интересный случай, навсегда вошедший в историю ВВС России и Украины. 13 февраля 1992 года с украинского аэродрома Староконстантинов, где базировались самолёты 6-го БАП, самовольно взлетели 6 Су-24М. Бомбардировщики совершили посадку на российском аэродроме в Шаталово под Смоленском. Основным побудительным мотивом лётчиков, угнавших Су-24М в Россию, было нежелание присягать новым украинским властям. При этом знамя 6-го БАП было вывезено в Россию на легковом автомобиле. Украину вместе со своими бомбардировщиками покинули 12 человек, среди которых пять полковых командиров разного ранга, в том числе и начальник штаба полка. Эта история, случившаяся в канун встречи лидеров СНГ в Минске, получила большой резонанс.

Судьба «двадцать четвёрок», угнанных из Украины, оказалась незавидной. Вывезя, в общем-то, бесполезное в России знамя авиационного полка, пилоты, часть из которых была в немалых чинах, почему-то не захватили с собой формуляры на основные агрегаты – планер и двигатели. Эксплуатация без формуляров по существующим правилам боевых самолётов невозможна, так как не известно, сколько времени самолёт провёл в воздухе, когда и какие виды технического обслуживания и ремонтов проходил. Особенно это относится к двигателям АЛ-21Ф-З, межремонтный ресурс которых составляет – 400 часов, а назначенный в 1992 году – 1800 часов.

В итоге никто не стал брать на себя ответственность и заморачиваться восстановлением технической документации. Все «украинские» Су-24М в Шаталово оказались «под забором». Где их и «похоронили», использовав в качестве «доноров», демонтировав с них некоторые «некритичные» узлы и детали.

В настоящее время все украинские Су-24М и Су-24МР сосредоточены в «прославившемся» в 1992 году Староконстантинове, где базируется 7-я бригада тактической авиации. Самолёты бригады принимали участие в АТО на юго-востоке Украины, где от огня зенитных установок и ПЗРК потеряли три боевых машины. Судя по всему, украинские летчики, используя неуправляемые виды авиационного вооружения, пренебрегли «золотым» для Су-24 правилом – в боевых вылетах против нерегулярных вооруженных формирований, в распоряжении которых имеются малокалиберные зенитные установки и ПЗРК, не снижаться ниже 5000 метров.

Автор выражает признательность «Древнему» за консультации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *