Что такое пту в мчс
Пожарно-тактические учения (ПТУ)
Пожарно-тактические учения (ПТУ) – это высшая форма тактической подготовки начальствующего состава, которая позволяет совершенствовать и поддерживать на высоком уровне готовность гарнизонов пожарной охраны к тушению пожаров. Учения являются не только наиболее эффективной, но и самой сложной формой тактической подготовки, так как на них одновременно совершенствуют тактическое мастерство личного состава подразделений ФПС при тушении крупных и сложных пожаров, с привлечением большого количества сил и средств гарнизона пожарной охраны и служб жизнеобеспечения.
Пожарно-тактические учения (ПТУ)
Общая цель учений – совершенствование тактического мышления и практических навыков начальствующего состава в управлении силами и средствами на пожаре при исполнении обязанностей различных должностных лиц органов управления.
Основным методом обучения личного состава на учениях является практическая отработка организации управления силами и средствами на пожаре в различных условиях и обстановке. В зависимости от конкретной цели учений в необходимых случаях руководитель может сочетать практическую отработку с показом и устными объяснениями. На учениях объединяются в единый комплекс знания и практические навыки начальствующего состава, приобретенные в процессе обучения по всем видам профессиональной подготовки. Учения проводятся на конкретных объектах или в населенных пунктах в условиях, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре.
Методика проведения
Для проведения учений привлекаются подразделения пожарной охраны гарнизона, службы жизнеобеспечения муниципального образования и организаций. Ответственность за организацию учений возлагается на начальника местного гарнизона пожарной охраны. Ежегодно до начала нового учебного года по профессиональной подготовки личного состава подразделений ФПС, необходимо определить перечень объектов для проведения учений, согласовать с главой муниципального образования, руководителями объектов и начальниками служб жизнеобеспечения. График проведения учений составляется начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником территориального гарнизона пожарной охраны.
По целевому назначению учения подразделяются на виды:
Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.
Тренировочные учения проводятся под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений ФПС (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем раз в квартал) с целью тренировки личного состава действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях.
Контрольно-проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности, как отдельных подразделений, так и территориальных органов МЧС в целом к ведению действий на тушении пожаров. Они проводятся при инспектировании деятельности территориального органа МЧС России (закрытого территориального образования, подразделения ФПС) или при подведении итогов служебной и профессиональной подготовки за год (т.е. не реже 1 раза в год).
Показные учения (показательные) проводятся с целью показа приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т.д. Их периодичность и лица, ответственные за их проведение устанавливаются начальником территориального органа МЧС России, но не реже одного раза в полугодие (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).
Опытные учения являются разновидностью показных учений, проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов тушения.
Опытные учения проводятся, по мере возникновения необходимости, на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.
Подготовка к таким учениям требует особого подхода, заранее согласовываются все действия привлекаемых сил и средств, определяются ответственные. Место и время проведения учений согласовываются с местными органами власти.
Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов.
В материале есть неточности, скоро устраним, дополнительная информация тут:
Кто проводит и периодичность
Перечень объектов
Как правило, пожарно-тактические учения проводятся на следующие объекты:
Видеоматериал по теме
Источник: Методические рекомендации о порядке организации, проведения и оценки результатов занятий по решению пожарно-тактических задач и пожарно-тактических учений, проводимых подразделениями ФПС на территории Уральского федерального округа. Екатеринбург, 2009.
Пожарно-тактические учения и занятия как элемент профилактики пожаров
Пожарно-тактические учения (ПТУ) – это высшая форма тактической подготовки начальствующего состава, которая позволяет совершенствовать и поддерживать на высоком уровне готовность гарнизонов пожарной охраны к тушению пожаров. Учения являются не только наиболее эффективной, но и самой сложной формой тактической подготовки, так как на них одновременно совершенствуют тактическое мастерство личного состава подразделений ФПС при тушении крупных и сложных пожаров с привлечением большого количества сил и средств гарнизона пожарной охраны и служб жизнеобеспечения. Общая цель учений – совершенствование тактического мышления и практических навыков начальствующего состава в управлении силами и средствами на пожаре при исполнении обязанностей различных должностных лиц органов управления. Основным методом обучения личного состава на учениях является практическая отработка организации управления силами и средствами на пожаре в различных условиях и обстановке.
Вчера в г. Луга прошли пожарно-тактические учения на газонаполнительной станции Лужского филиала ООО «ЛОГазинвест». По легенде произошло возгорание в помещении Компрессорного цеха, который находится в здании производственного комплекса.
В ходе учения отработаны вопросы эвакуации работников предприятия, спасения пострадавших, порядок обесточивания энергоустановок, водоснабжения на пожаре, проработаны особенности тушения пожара с учётом специфики объекта. На учения привлекались силы пожарных подразделений «ОГПС Лужского района», скорой помощи.
С поставленной задачей пожарные справились. Благодаря слаженным действиям, профессиональным знаниям и навыкам личного состава подразделений пожарной охраны условный пожар был успешно ликвидирован.
А в Кировском районе прошло практическое занятие с дружиной юных пожарных «огнеТУШИТЕЛИ»
В целях достижения наибольшей эффективности при осуществлении противопожарной пропаганды сотрудниками Тосненского местного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, отряда государственной противопожарной службы Кировского района совместно с инспекторами отдела надзорной деятельности и профилактической работы Тосненского района регулярно проводятся занятия с членами дружин юных пожарных.
Члены ДЮП «огнеТУШИТЕЛИ», Федоровской школы познакомились с различными способами укладки БОП и потренировались надевать ее на время.
Второй частью занятия стало присоединение пожарных рукавов к трехходовому разветвлению, затем ребята соединяли пожарные рукава друг с другом. Дюповцам очень понравилась “пожарная практика”.
ОНДиПР Лужского и Кировского районов
Пожарные учения
Пожарные учения – это подготовительные мероприятия, связанные с повышением уровня готовности подразделения пожарной охраны, плюс, совершенствование тактических навыков пожарного гарнизона, которые используются в процессе тушения пожаров самой разной сложности. Учения этого уровня являются наиболее эффективной формой, но в то же время и самой сложной. Потому что здесь повышается не только профессиональный уровень личного состава подразделения, но и создаются реальные условия, куда привлекаются все средства и силы пожарной охраны и службы жизнеобеспечения.
Цели проводимых учений
Основная цель пожарно-тактических учений – поднять на новый уровень практические навыки и тактическое мышление начальствующего состава. Это мероприятие показывает профессиональную подготовку командиров подразделений. Как они могут правильно организовать тушение пожаров, как они управляют вверенными им силами и средствами. При этом проверяется уровень всего командного состава в независимости от занимаемой должности.
Главная технология обучения пожарных – практика. То есть создаются условия, близко приближенные к реальным. И в этой обстановке оттачиваются навыки личного состава, где грамотные команды руководителей подразделений направляют всю работу пожарников на эффективную борьбу с огнем. При этом командиры показывают на практике, что и как делать, и все это сопровождается устными замечаниями или приказами.
То есть на учениях дается возможность командирам показать все, что они получили в процессе обучения в профильных учебных заведениях. Здесь на полигоне соединяются воедино практические навыки и теоретические знания. Сами учения всегда проводятся на специальных объектах или в реальных населенных пунктах. То есть условия максимально приближены к реальным.
Пожарные ученья, приближенные к реальным условиям
Методика проведения пожарно-тактических учений
Проведение пожарно-тактических учений предусматривается заранее. Это не сумбурное мероприятие. Оно подготавливается заранее с составлением плана и подготовкой мест проведения. Вся организация и проведение мероприятия возлагается на начальника пожарного гарнизона. В его обязанности входит:
Виды противопожарных учений
Существует четыре разновидности противопожарных учений, которые делятся по целевому назначению.
Тренировочные
Само название говорит о том, что основной целью этого вида учебного мероприятия заключается в тренировке личного состава, а также тренировке командиров в усовершенствовании навыком командования в процессе чрезвычайных ситуаций. Тренировки проводят начальник гарнизона и его заместители по очереди. При этом каждый из них должен провести минимум два учения в год. График проведения составляет начальник.
Внимание! Руководящий состав должен обязательно провести тренировку с личным составом в ночное время суток. При этом ночью учения проводятся поочередно с каждой дежурной сменой.
Кроме начальника пожарного гарнизона, его заместителей тренировочные ученья должны проводить самостоятельно и начальники дежурных смен. Они проводят мероприятие не менее двух раз в год.
В общей сложности тренировки личного состава должны проводиться ежеквартально.
Ночные пожарные ученья
Показательные
Эти мероприятия проводят с целью показа новой техники, новых способов тушения пожаров, когда меняются нормативы или законы, связанные с пожарной безопасностью объектов. Именно здесь оттачиваются навыки личного состава и руководителей подразделений в плане появления новых технологий и технической базы.
А так как тенденция смены частая, то и показательные учения проводятся два раза в год: зимой и летом. Кто будет проводить учебные мероприятия, а также его периодичность, определяет начальник территориальной службы МЧС своим приказом.
В этой категории пожарных учений есть подкатегория, которая носит название – опытная. На них испытывают новую технику, новые средства тушения пожаров, а также отрабатываются новейшие технологии. Учения этого типа проводят по мере поступления в гарнизон выше обозначенных средств. Испытания проводят на специальных полигонах, где построены здания или установлены резервуары и прочие устройства. Иногда тестирование проводят на реальных объектах, списанных с баланса компаний и предприятий.
Подготавливают опытные учения тщательно, потому что в них применяют средства, созданные по новейшим технологиям. То есть еще ни разу не применяемым. Поэтому присутствует риск, что проверка пойдет не по плану. Этот вид учений согласовывается с местными властями.
Контрольно-проверочные
Этот вид учений проводят для того, чтобы удостовериться, что гарнизон и его руководство готово к проведению противопожарных мероприятий. При этом определяется уровень подразделений по отдельности и гарнизона в целом.
Проверочные ученья проводят, когда производится инспекция гарнизона со стороны вышестоящего органа, обычно это территориальное подразделение МЧС. Если инспекция не запланирована, то контрольно-проверочные мероприятия проводят в конце года. То есть производиться подведение итогов за год. На них определяется профессиональный уровень личного состава и командиров.
Проверяющий проводит инструктаж
К проведению проверочных учений допускаются:
План проведения пожарно-тактического учения на объекте разрабатывает региональный центр. Если ученья носят местный характер, то его разработкой занимается начальник пожарного гарнизона и его заместители. Как показывает практика, планы переходят из года в год с минимальными изменениями. Поэтому ученья дают возможность усовершенствовать практические навыки личного состава пожарного отряда. С учетом наработок грамотного подхода к организации тушения пожаров со стороны командиров.
Руководит пожарными ученьями начальник гарнизона
Комплексные
Комплексный вид пожарно-тактический учений – это мероприятие, в котором решаются одновременно все задачи, связанные с тренировочными процессами, показательными и проверочными. При этом всему комплексу проведенных процессов дается одна общая оценка.
Это самые ответственные и сложные учения. В них нередко задействуют не один пожарный гарнизон. Комплексные мероприятия показывают взаимодействия большого количество людей и техники. А также правильные взаимные действия командиров больших подразделений.
Объекты, где проводят учения
Пожарно-тактические ученья являются серьезным и ответственным мероприятием. Их можно проводить на объектах разного назначения, сюда входят:
Главная задача организаторов – провести все в точности по намеченному плану с минимальными рисками для людей. Главная цель – еще раз на практике обучить личный состав пожарного подразделения в условиях, близких к реальным.
Проведение тренировки пожарных в детских учреждениях
Имитация ситуаций
Чтобы привести проводимые мероприятия к реальным условиям и ситуациям, используют различные формы подготовки. К примеру, для задымленности объекта применяют дымовые шашки, осветительные приборы, которые имитируют возгорание, и прочее.
Нередко в качестве имитации применяют обычные разноцветные флажки. К примеру:
За всеми проводимыми процессами следят руководители пожарной охраны. Они обозначают, правильно ли действует дежурный расчет. В конце учений составляется акт с подробным описанием проведенных мероприятий. Этот документ позволяет объективно оценить работу каждого подразделения и пожарного гарнизона в целом. В отчете указываются слабые места, над которыми придется поработать в дальнейшем усиленно. На основе проведенных пожарных учений руководитель гарнизона определяет дальнейшие действия, связанные с повышением уровня подготовки каждого подразделения и его личного состава.
Колледжи МЧС после 9 и 11 класса в Москве, СПб и России: как поступить, список колледжей
В мире профессий есть те, у которых сезонная популярность (например, сейчас большой спрос на программистов), и те, которые востребованы всегда. К последним относятся специальности социальной сферы: медики, педагоги, полицейские, спасатели. Сегодня мы расскажем именно о последней профессии, которой можно обучиться в профильных колледжах.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Рейтинги учебных заведений других направлений можно найти в нашем информационном телеграм-канале. Также советуем подписаться на специальную группу, где мы делимся акциями и скидками.
Как поступить в колледж МЧС
Большинство абитуриентов поступают в колледж МЧС после 9-го класса, но есть и те, кто приходят в техникум с полным средним образованием. Училища МЧС после 11-го класса часто выбирают те, кто не смог поступить в профильные университеты и академии, но хочет работать в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Обычно такие ссузы предлагают абитуриентам следующие специальности:
В зависимости оттого, какое направление выбрал поступающий, он получит квалификацию «техник» или «техник-спасатель».
Срок обучения в техникуме МЧС после 9-го класса составляет 46 месяцев. Абитуриенты, которые поступили в колледж МЧС после 11-го класса, учатся 36 месяцев.
В отличие от других ссузов при поступлении в училище МЧС после 9 или 11 классов играет роль не только средний балл аттестата, но и результаты внутренних испытаний:
Перечень упражнений зависит от конкретного колледжа. Чаще всего в него входят:
С нормативами можно ознакомиться на сайтах колледжей МЧС.
Если вас интересуют колледжи МЧС после 9-го класса для девушек, то вы можете выбирать любой ссуз, но поступать можно только на техника-спасателя. Профессия пожарного для женщин пока недоступна: в пожарной части они только принимают звонки или оказывают медицинскую помощь.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Поступив в колледж после девятого класса, вы овладеете профессией пожарного или спасателя меньше, чем за 4 года
Где находятся колледжи МЧС в России
Профильных ссузов от министерства в стране немного: это техникумы МЧС в Москве и Санкт-Петербурге:
Что касается стоимости обучения, то в колледже МЧС в СПб она составляет около 116 000, а в столичном училище — 130 000 рублей за учебный год.
Если по каким-то причинам колледжи МЧС в Санкт-Петербурге или Москве не подходят абитуриенту, на спасателя или пожарного можно выучиться и в других училищах, которые не закреплены за министерством. Среди таких ссузов:
Стоимость обучения в этих ссузах значительно ниже и начинается от 40 000 рублей за учебный год.
Учиться на отлично в техникумах МЧС или в любых других колледжах и вузах поможет студенческий сервис. Его эксперты всегда готовы решить учебные проблемы студентов.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Пожарно-тактические учения (руководящие документы; цель, задачи и виды пожарно-тактических учений; подготовка, проведение и разбор учений)
Пожарно-тактические учения (руководящие документы; цель, задачи и виды пожарно-тактических учений; подготовка, проведение и разбор учений).
Руководящие документы:
– Указания по тактической подготовке начальствующего состава пожарной охраны МВД СССР, утверждены Главным управлением пожарной охраны МВД СССР 21 ноября 1988 года,
— Программа подготовки личного состава ГПС МЧС России, утвержденная зам. министра МЧС РФ генерал-полковником вн. службы 29 декабря 2003 года.
Задачи учений:
— совершенствовать тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиям пожарных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре (РТП, НШ, НТ, НБУ),
— отработать вопросы работы оперативного штаба, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подраз-делений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами,
— отработать приемы и способы тушения пожаров,
— совершенствовать физическую подготовку и морально-волевые качества личного состава, их способность стойкость переносить тяготы и лишения.
По целевому назначению ПТУ подразделяются на виды: тренировочные, проверочные, показные, комплексные и опытные.
Тренировочные учения проводятся с целью тренировки начальствующего состава и подразделений пожарной охраны действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях. Этот вид учения является основным в общей системе тактической подготовки начальствующего состава.
Проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности, как отдельных подразделений, так и гарнизона пожарной охраны в целом к ведению боевых действий при тушении пожаров. Их периодичность устанавливается начальником УПО, ОПО МВД, ГУВД, УВД (начальником гарнизона).
Показные учения проводятся с целью показа новых приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и новых приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т. д. в количестве, определяемом начальником УПО, ОПО МВД, ГУВД, УВД, но не менее двух раз в году (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).
Разновидность показных учений являются опытные учения, которые проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов тушения. Они проводятся на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, спи-санных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах народного хозяйства по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.
Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов народного хозяйства.
К подготовке и проведению опытных, показных и комплексных учений привлекается начальствующий состав отделов службы и подготовки, госпожнадзора, пожарной техники, гражданской обороны и мобилизационной работы, который анализирует положительные стороны и недостатки по направлениям деятельности служб, разрабатывает и докладывает руководителю учений мероприятия по устранению отмеченных недостатков. По усмотрению руководителя учений они также могут выполнять другие обязанности.
На показные и комплексные учения привлекается весь начальствующий состав гарнизона, свободный от несения службы.
Тактические учения проводятся руководителями аппаратов и подразделений пожарной охраны, начальниками гарнизонов пожарной охраны или их заместителями, работниками отдела (отделения) службы и подготовки, дежурными службами пожаротушения, оперативными дежурными, а также лицами, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности гарнизона пожарной охраны.
Периодичность проведения пожарно-тактических учений определена в Программе подготовки личного состава ГПС МЧС России и в данном разделе настоящих Указаний.
Вызов сил и средств на тактические учения производят в соответствии с расписанием выездов или планом привлечения сил и средств для тушения пожаров.
Подготовка руководителя учения и посредников
Руководитель учения обязан:
— определить тему и цель учения;
— подобрать объект;
— изучить его оперативно-тактические особенности;
— согласовать дату и время его проведения с администрацией объекта;
— проанализировать развитие и организацию тушения пожаров на аналогичных объектах;
— разработать тактический замысел и порядок имитации с учетом возможной обстановки условного пожара;
— определить возможную обстановку пожара ко времени его обнаружения, прибытия первого пожарного подразделения и старшего оперативного начальника, к моменту локализации и ликвидации пожара;
— установить время проведения и продолжительность учения, определить силы и средства, привлекаемые на учение.
На основе предварительной подготовки руководитель учения разрабатывает план-конспект, который состоит из общей части и методической разработки.
В содержание общей части входит тема и учебная цель занятия, время и дата проведения учения, наименование объекта и его адрес, краткая оперативно-тактическая характеристика объекта, привлекаемые силы и средства, средства имитации, фамилии помощников учения (посредники, имитаторы), перечень учебной и специальной литературы.
Методическая разработка включает в себя:
— обоснование тактического замысла, подтвержденного расчетом сил и средств на тушение условного пожара;
— элементы обстановки на определенный момент времени согласно тактическому замыслу учения (на момент обнаружения пожара, прибытия первого подразделения, старшего оперативного начальника и последующих подразделений, локализации и ликвидации пожара).
Графическую часть рекомендуется готовить в виде плаката (на стандартном форматном листе) для использования его при инструктаже посредников, имитаторов, а также при подведении итогов учения.
План-конспект подписывается руководителем учения, согласовывается с руководителем объекта и представляется старшему начальнику на утверждение.
Разработав план-конспект, руководитель учения организует подготовку посредников и имитаторов.
Посредников назначают для оказания помощи руководителю в подготовке и проведении учения и подбирают из лиц начальствующего состава, имеющих опыт тушения пожаров. Количество посредников определяет руководитель учения с учетом местных особенностей, сложности тактического замысла, привлекаемых на учение сил и средств.
При подготовки посредников руководитель учения должен:
организовать с ними оперативно-тактическое изучение объекта, где будут проводиться учения, распределить их по участкам работы (посредники РТП, НШ, НТ, НВУ, НС, ответст-венного за ТБ) и определить обязанности;
ознакомить их с тактическим замыслом и возможными вариантами его решения, выдать им выписки из плана-конспекта, наметить порядок объявления обстановки, дать указания о порядке применения средств имитации для изменения обстановки условного пожара;
обратить внимание посредников на соблюдение правил техники безопасности во время учения.
Посредник обязан:
изучить цели учения, тактический замысел и ожидаемые решения начальствующего состава по создаваемой обстановке;
в соответствии с порядком, установленным руководителем учения, имитировать обстановку в ходе учения, во время и в положенном месте объявить вводные;
принять меры предупреждению ошибок в действиях начальствующего и рядового состава, которые могут повлечь за собой несчастные случаи, аварии, нарушения технологического процесса или установленного режима на объекте;
вести необходимые записи по времени, характеризующие действия начальствующего состава на закрепленных участках.
Для более полного воспроизведения признаков пожара целесообразно использовать дымовые шашки, световые приборы (проекционные фонари, прожектора, и т. п.), фонограммы записей, характерных для факторов пожара, для отработки приемов и способов эвакуации людей используются манекены и имитаторы. Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или порчу помещений и оборудования, запрещается. Имитацию пожара проводят руководитель учения, посредники и специально подготовленные лица. Имитация пожара на учении должна быть активной и подвижной и изменяться в ходе учения в соответствии с замыслом руководителя и действиями пожарных частей на участках работы.
Методика проведения учения
В намеченный день и час руководитель, посредники и имитаторы выезжают на объект проведения учения, сверяют время по часам руководителя, имитируют первоначальную обстановку с помощью обслуживающего персонала объекта, местных пожарных формирований до прибытия первого подразделения.
Первая вводная должна быть поставлена перед представителем администрации объекта, членом ДПД, работником охраны и т. д. По этой вводной включаются в работу администрация, объектовая пожарная охрана, сообщается в пожарную охрану, организуется встреча первых подразделений пожарной охраны.
Старший начальник первого прибывшего подразделения, получив информацию об обстановке, оценивает ее и принимает решение. Информация об обстановке может поступать от работников объекта, а также и руководителя учения. Дальнейшая обстановка в ходе всего учения будет создаваться посредниками на участках выполнения работ (РТП, НШ, НТ, НБУ, НС, ответственного за ТБ) согласно разработанному тактическому замыслу.
Посредники, зная общий тактический замысел учения, ставят вводные перед начальствующим составом, исполняющим обязанности РТП, НШ, НТ, НБУ, НС, ответственным за ТБ.
Начальствующий состав при необходимости может выявлять и уточнять у посредников отдельные положения об обстановке. Посредники не должны допускать таких уточнений, которые бы явились подсказкой для принятия решений (раскрытие замысла руководителя учения).
При наличии хорошо имитированной обстановки на участках посредники могут не ставить вводные, а спрашивать у начсостава, с какой обстановкой они встретились, уточняя отдельные положения об обстановке.
Руководитель учения в начальный период развертывания сил и средств, привлекаемых на учение, находится вместе с РТП, а далее после организации штаба, боевых участков и включения в работу всех посредников может находиться на любом участке.
Руководитель учения и посредники ведут краткую запись принятых решений, распоряжений и приказаний, отдаваемых при проведении учений, используя для этого магнитофоны и другие средства, а также осуществляют контроль за ходом выполнения принятых решений и действиями личного состава подразделений пожарной охраны. Эти записи обобщаются и используются руководителем учения и посредниками при разборе учения.
Неправильные действия РТП и других исполнителей в ходе учения, влекущие за собой нарушения правил техники безопасности, установленного режима на объекте, во избежании аварий и несчастных случаев с людьми должны быть немедленно исправлены руководителем учения или посредниками. Руководитель учения, получая информацию от посредников о действиях подразделений, следит за выполнением намеченного плана учения и при необходимости вносит отдельные изменения в тактический замысел, не меняя его в целом.
В ходе учения начальствующий состав обязан пользоваться оперативной документацией (планы пожаротушения, справочники водоисточников и т. п.), производить необходимые расчеты по определению сил и средств, организовать взаимодействие с водопроводной, медицинской, энергетической и другими службами города (объекта), вызванными на учение, ставить перед ними соответствующие вводные.
Учение считается законченным, когда все вопросы в полном объеме отработаны. Время окончания учения определяется его руководителем, по распоряжению которого подается сигнал «отбой».
При проведении показных учений рекомендуется выделять специальное лицо из начальствующего состава, которое ведет пояснения о действиях подразделений, принятых решениях руководителей учений, РТП и др. Информатор должен быть хорошо знаком с замыслом и целями учения, уметь правильно использовать в своих пояснениях получаемую от руководителей учений информацию о ходе решения целей и задач учения.
Подведение итогов учения
Подведение итогов является завершающей частью тактического учения. Итоги подводит руководитель учения.
Разбор учения проводится в следующей последовательности:
руководитель напоминает цели и задачи учения, коротко раскрывает содержание тактического замысла;
представитель объекта докладывает о действиях обслуживающего персонала объекта в ходе учения;
первый РТП докладывает об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и ходе выполнения поставленных задач, отмечает положительные стороны в работе личного состава и недостатки;
действия первого РТП уточняет посредник при нем, который также дает им свою оценку;
по решению руководителя докладывают последующие РТП или только посредники при них, НШ, НТ, НБУ, НС, ответственный за ТБ и посредники при них, а также выступают другие лица начсостава, участвовавшие в учении, с имеющимися замечаниями и предложениями. Руководитель учения может при необходимости спросить объяснение у любого лица, присутствующего на разборе.
Руководитель учения дает оценку работы всех участников учения, делает общие выводы о работе начальствующего состава и подразделений пожарной охраны, дает указания по улучшению работы и устранению недостатков, выявленных в ходе учения, а также проведение разбора учения с личным составом.
Начальники гарнизонов, частей и караулов, участвующие в учении, на основе выводов руководителя при подведении итогов и своих личных наблюдений при возвращении в часть подводят итоги боевых действий личного состава подразделений.
Основное отличие проверочного учения от тренировочного заключается в том, что о дате проведения учения, объекте, тактическом замысле никто из начсостава гарнизона не должен знать.
Методика проведения учения аналогично рассмотренной, а в подготовке к учениям имеются некоторые особенности, связанные с целью проведения (уменьшенное количество посредников, инструктаж их проведения на объекте в день проведения учения). В день и час проведения учения руководитель и посредники прибывают на объект и объявляют первую вводную представителю администрации объекта, охраны, рабочему и т. п.
Проведению показного учения предшествует тщательная подготовка участников учения (проведение штабной тренировки, деловой игры). Такие учения проводятся в соответствии с разработанной программой в зависимости от поставленной цели.
Если учение не достигло поставленной цели, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, то в этом случае проводятся повторные учения с задействованием этих же подразделений на данном или другом объекте.