Что такое пту в ссср
Профессионально-техническое училище
Профессиона́льно-техни́ческое учи́лище (сокращённо ПТУ или Профтехучилище) — начальное профессиональное учебное заведение.
Содержание
История
Профессиональное-техническое училище относилось к начальным профессиональным учебным заведениям (иногда профтехучилища ошибочно причисляют к учебным заведениям среднего профессионального образования), профессионально-техническим учебным заведениям для молодёжи, окончившей среднюю школу или не окончившим её (после 8-го класса раньше, 9-го класса сейчас). Также к категории средних специальных учебных заведений относились техникумы и учебно-воспитательные комплексы.
Профессиональное техническое училище готовило квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня.
Предшественниками профессионального технического училища являлись ФЗУ и ремесленные училища, существовавшие ещё со времен Российской империи.
ПТУ созданы в 1954 году (в кон. 50-х гг. реорганизованы, в 1966 восстановлены). Готовили кадры по более чем 400 рабочим профессиям (сварщик, строитель, слесарь, электрик, сантехник, автомеханик, столяр, садовник и другие). Срок обучения составлял от 0,5 года до 4 лет.
В 1975 в СССР было около 700 ПТУ (364 тысяч учащихся), выпуск составлял около 254 тыс. чел. [1] В 80-е годы только в Москве было более ста профтехучилищ.
В разные годы было несколько видов ПТУ: технические училища (ТУ), городские профессиональные технические училища (ГПТУ), сельские профессиональные технические училища (СПТУ), средние профессиональные технические училища (СПТУ).
Учащиеся ПТУ обеспечивались льготными проездными билетами на общественный транспорт, форменной одеждой, бесплатным (льготным) питанием и имели льготы, при условии хорошей учёбы, при поступлении в профильные ВУЗы.
В современной России ПТУ теперь называются профессиональными училищами (ПУ) и профессиональными лицеями (ПЛ).
Количество профессий, по которым готовят в ПТУ, в наше время значительно расширилось.
Примечания
Литература
См. также
Ссылки
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия ПолезноеСмотреть что такое «Профессионально-техническое училище» в других словарях:ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ — (ПТУ) в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от… … Энциклопедический словарь экономики и права ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ПТУ) — в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от уровня… … Юридическая энциклопедия Государственное профессионально-техническое училище — Начальное профессиональное образование (НПО) начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное… … Википедия УЧИЛИЩЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ — (см. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права Профессионально-техническое образование — I Профессионально техническое образование форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… … Большая советская энциклопедия Профессионально-техническое образование — I Профессионально техническое образование форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… … Большая советская энциклопедия Профессиональное техническое училище — Начальное профессиональное образование (НПО) начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное… … Википедия Комисаровское техническое училище — Московский государственный технический университет МАМИ (МГТУ «МАМИ») Девиз «Salus patriae suprema lex» («Благо отечества высший закон» лат.) Год основания … Википедия ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕС-КИЙ — ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕС КИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова профессионально-технический — ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова Профессиональное и специальное образования в СССРКаждый день с Красной площади с небольшими интервалами отправляются автобусы и везут приезжих на экскурсию по Москве. Много небылиц вам расскажут экскурсоводы. Расскажут они и о том, что московские школьники во время войны изготавливали изделия для подводных лодок. И невдомёк добросовестно заучившему текст экскурсоводу, что школьники во время войны ходили в школу даже в осаждённом Ленинграде, а детали для фронта изготавливали не школьники, а учащиеся ремесленных училищ, так как изготовление деталей или даже целых узлов, изделий входило в программу их обучения. Они их изготавливали и в мирное время, только не для производства вооружений, а для производства мирной продукции. Но миф о том, что во время войны школьники встали к станкам господствует в нашем недостаточно просвещённом обществе. Не знают наши экскурсоводы, что для подготовки квалифицированных рабочих ещё в 1920 году были созданы фабрично-заводские ученичества (ФЗУ). Срок обучения в то время составлял 3-4 года, так как обучающиеся подростки в большинстве были малограмотными и поэтому профессиональное обучение сочеталось с общеобразовательным. По мере ликвидации в стране малограмотности срок обучения в зависимости от получаемой профессии составлял от 6 до 18 месяцев. 2 октября 1940 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Этим указом учреждались: 1) ремесленные училища с 2-летним курсом для подготовки квалифицированных рабочих — металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и других профессий; 2) железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта; Указ 2 октября 1940 г. установил, что ежегодно призывается (мобилизуется) от 800 тыс., до 1 млн. человек рабочей и колхозной молодежи для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО. Окончившие эти школы обязаны проработать на государственных предприятиях 4 года с заработной платой на общих основаниях. Только во время Великой Отечественной войны в указанных учебных заведениях было подготовлено 2 млн. рабочих сложных и массовых профессий. Во время обучения ремесленные училища изготавливали продукцию оборонного значения. О воспитании рабочих замечательный педагог А. С. Макаренко в одной из своих статей так конкретизировал задачу воспитания: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязанности перед классом… Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день». Статья 45 Конституции СССР 1977 года гласила: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования». Среднее специальное техническое образование выпускники школ республик СССР получали в техникумах. Принимали на учёбу в техникумы на конкурсной основе, поступающие сдавали приёмные экзамены по определённым видам предметов, изучаемых в школе. Техникумы были индустриальными, транспортными, сельскохозяйственными и других отраслей народного хозяйства. Срок обучения в техникумах составлял 4 года. Среднее специальное педагогическое, музыкальное, медицинское и др. виды среднего специального образования получали в училищах. Учащимся техникумов и училищ во всех республиках государство ежемесячно выдавало стипендию. Иногородние и приехавшие из сельской местности учащиеся обеспечивались общежитием. Оканчивающие техникумы защищали дипломные проекты, а училища – сдавали государственные экзамены государственным квалификационным комиссиям. Выпускники школ и училищ имели право поступать в высшие учебные заведения после того, как не менее 3-х лет проработают на практической работе по своей специальности. Окончившие учебные заведения с отличием имели право поступать в высшие учебные заведения без отработки 3-х лет. Выпускники техникумов работали техниками, мастерами производственных участков, в отдельных случаях начальниками цехов, выпускники педагогических училищ, как правило, преподавали в начальных классах школ, а музыкальных – в музыкальных школах. Медицинские училища подготавливали средний медицинский персонал для поликлиник и больниц республик страны. Высшие учебные заведения, особенно университеты, являлись крупными научными центрами. Профессорско-преподавательский состав в них наряду с учебно-воспитательной работой вёл большую научную работу, в которой принимали участие и студенты. Почти во всех вузах имелись научные студенческие общества. В 1975 году имелось 856 вузов (в т. ч. 65 университетов), в которых обучалось свыше 4,9 млн. студентов. Советский Союз по численности студентов на 10 тыс. населения значительно превзошёл такие развитые капиталистические страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и мн. др. Наибольшее количество студентов в 1975/76 учебных годах обучалось в вузах промышленности и строительства – 1950 тыс. чел. и просвещения – 1415,3 тыс. чел. Советское государство уделяло огромное внимание просвещению народа и на подготовку преподавателей тратило количество денежных средств соизмеримое с затратами на подготовку специалистов промышленности. Фальсификаторы нашей истории не скажут о том, что в указанное время в высших и средних специальных учебных заведениях СССР обучались лица из 134 стран. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностранных граждан; СССР ежегодно командировал за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимал столько же из других стран. Высшее образование выпускники школ получали в институтах и университетах. Принимали абитуриентов в институты и университеты на конкурсной основе в зависимости от набранных баллов при сдаче вступительных экзаменов. Количество поданных заявлений, как правило, во много раз превосходило количество мест. В результате при существовавшей системе в институты принимались самые одарённые дети. Существовали льготы для отслуживших в армии, отработавших на производстве и для других категорий поступающих, но и при таких отступлениях система исключала поступление в высшие учебные заведения бездарных или не обладающих необходимыми знаниями абитуриентов. В каждом высшем учебном заведении сдавали вступительные экзамены в зависимости от профиля, но русский язык и литературу сдавали при поступлении в любой институт или университет. В наше время платное обучение открыло в высшие учебные заведения дорогу посредственности, что, без сомнения, уменьшает профессиональный уровень педагогов, врачей, инженеров и работников других профессий, требующих высшего образования. Институты поставлены в условия, когда в школах решают, кого они должны принимать, а ответственность за качество подготовки специалистов возлагается на институт. Такие решения противоречат здравому смыслу и интересам общества. В дореволюционной России только очень немногие женщины получали высшее образование на высших женских курсах и в нескольких общественных высших учебных заведениях. В университеты и казенные высшие технические учебные заведения женщины не допускались. Во всех республиках Советского Союза все высшие учебные заведения были одинаково открыты как для мужчин, так и для женщин. Уже в 1940-х годах каждая союзная республика имела свои университеты (один или несколько). В Украинской ССР их было 7, в Узбекской и Литовской ССР — по 2 и в остальных союзных республиках — по одному. Статус университета в Советском Союзе присваивали очень немногим учебным заведениям. Особое место среди университетов СССР по своему историческому прошлому и той роли, которую он сыграл в культурном развитии нашей Родины, по числу и разнообразию факультетов, по количеству студентов и обилию высококвалифицированных профессоров занимал и занимает Московский университет имени М. В. Ломоносова. В 1914 году в России было 95 высших учебных заведений, а в 1939 году в СССР – 750 высших учебных высших учебных заведения. Их количество продолжало расти в соответствии с потребностями народного хозяйства, просвещения, культуры в специалистах с высшим образованием. В 1946 г. было образовано Министерство высшего образования. Все учебные заведения в организационном и учебно-методическом отношении подчинялись Министерству высшего образования. В хозяйственном и финансовом отношении большинство технических институтов подчинялось своему министерству. Например, министерству авиационной промышленности подчинялись авиационные институты. Это позволяло отраслевым руководящим производством министерствам в учебных заведениях больше учитывать потребности отрасли в специалистах нужного профиля, платить студентам более высокие стипендии и в целом выделять на процесс обучения больше средств. Великая советская держава даже в самые трудные времена заботилась о будущем страны, её гражданах, её молодых людях. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелые условия, вызванные войной, советские высшие учебные заведения не прекратили, не нарушили своей работы по подготовке необходимых стране кадров для обеспечения фронта, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, просвещения. Много высших учебных заведений было эвакуировано в глубь страны и продолжали свою учебную и научно-исследовательскую работу в новых местах. В период с 1941/42 по 1945/46 учебные годы количество учащихся школ и студентов высших и средних специальных учебных заведений ежегодно возрастало. Число учащихся снижалось только в один из военных годов – в 1942 году. Число школьников возросло от 17 млн. 765 тыс. до 17 млн. 966 тыс. школьников в 1943/44 году и 26 млн. 094 тыс. в 1945/1946 учебном году. Мной не приведены данные роста количества школьников в 1944/1945 учебном году, так как значительный рост количества школьников в этом учебном году был связан с приёмом в школу детей с семи лет, а до этого детей в школу принимали с восьми лет. Число учащихся высших учебных заведений за военные годы возросло с 313 тыс. чел. до 730 тыс. чел., средних специальных учебных заведений – с 415 тыс. чел. до 1 млн. 8 тыс. чел. За годы Великой Отечественной войны наша высшая школа выпустила 182,6 тыс. высококвалифицированных специалистов. Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса» Профессиональное образование в СССРШкола, наверное самое лучшее время нашей жизни. Год за годом, класс за классом, что говорить, нам хотелось повзрослеть, и вот заканчивается 8-й класс, в школе, и уже надо было задумываться, что делать дальше, то есть надо было продолжать обучение дальше в школе или идти поступать в профессионально-техническое училище – ПТУ, что бы получить профессию. В ПТУ тогда учащиеся набирались на базе 8 и 10 классов, и обучались 3 года и 1год. ПТУ — это даже не школа, но чем-то оно напоминало школу. Ну, и училище тогда называлось простыми словами – «Бурса» или «Шарага». Прикольное было название. Помню – «Привет – ты откуда – из Бурсы». На базе восьми классов нам предстояло обучиться выбранной нами профессии три года. Это почти тоже самое, если бы мы пошли учиться дальше в 9 и 10 класс, но еще и плюс один год. Почти те же предметы, что и в школе, но плюс предметы, по предстоящей в будущем профессии. После окончания трех лет обучения в ПТУ, мужской половине предстояло пройти службу в рядах тогдашних Вооруженных Сил СССР (если кто не закосил от армии, а закосить тогда было очень сложно), а женской — предстояло устраиваться работать, но некоторые шли поступать в техникум. Кому то нравилось учиться дальше, и думать о своей карьере. Но тогда был Союз, обучение было бесплатное. А при учебе в ПТУ после 8 классов, для учащихся было бесплатное питание, выдавалась форма. Поступившим в ПТУ после 10 классов, этих благ, не предоставлялось. Выплачивалась еще стипендия. Те, кто пошли учиться в ПТУ после 10 классов, учились только один год. Средние специальные учебные заведенияСре́дние специальные уче́бные заведе́ния СССР, готовят кадры со средним специальным образованием (См. Среднее специальное образование) для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, различных отраслей культуры, здравоохранения — организаторов труда низовых рабочих звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, непосредственных исполнителей квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующих теоретических знаний; осуществляют также повышение квалификации этих кадров. Первые средние специальные (технические, медицинские, с.-х., педагогической и др.) училища и школы военные и гражданские появились в Европе в 18 в., и России — Горнозаводские школы на Урале, артиллерийская школа (основана в 1712), военная фельдшерская школа (1754), театральное училище (1783), учительская семинария (1786), акушерская школа (1797) — в Петербурге; военная фельдшерская школа (1764), коммерческое училище (1773), акушерская школа (1797) — в Москве и др. С развитием промышленности, экономики и культуры в 19 в. стали создаваться промышленные, технические, с.-х. и др. училища и школы: Московская земледельческая школа (1822), Красноуфимское (1875), Московское (1883), Иркутское (1889) промышленные технические училища, Комиссаровское (1886, в Москве), Брянское (1890) технические училища, Харьковское с.-х. училище (1855). Выпускники получали звание техника (по механическим, строительным, химическим, горнозаводским и др. специальностям), младшего агронома, помощника агронома и др. Специалистов для торгового флота готовили мореходные и судостроительные училища, в том числе Архангельское дальнего плавания (1841), Ростовское мореходное (1876), Одесское торгового мореплавания (1898); служащих банков, торговых фирм и коммерсантов для ведения самостоятельных торговых операций — коммерческие училища; учителей начальник школ — учительские семинарии; фельдшеров — гражданские фельдшерские школы. К концу 19 в. было 143 С. с. у. з., в том числе 14 средних технических училищ, 12 с.-х., 11 мореходных, судостроительных и училищ судовых механиков, 64 учительские семинарии, 34 фельдшерские школы и др. В начале 20 в. царское правительство вынуждено было расширить сеть С. с. у. з. В 1914/15 действовало 450 С. с. у. з. (54 тыс. учащихся), в том числе 50 промышленных, строительных и транспортных, свыше 20 с.-х. и землемерных, 65 фельдшерских и акушерских. В Киргизии, Таджикистане и Туркмении не было ни одного С. с. у. з., в Узбекистане и Армении — по одному. В первые годы Советской власти было организовано около 450 новых С. с. у. з. (получивших наименование Техникумов). В 1921/22 работало 936 техникумов (123,3 тыс. учащихся), которые готовили кадры по отраслевым группам специальностей — горные, металлургические, механические, электромеханические, химические, строительные, текстильные, пищевые, индустриально-земледельческие, фотокинотехнические, транспортные, с.-х., медицинские, педагогические и др. В 30-е гг. номенклатура специальностей значительно расширилась, были созданы вечерние и заочные отделения в техникумах (в 1930 — при 584 техникумах). Организованы новые техникумы на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане, республиках Средней Азии — преимущественно вблизи крупных промышленных строек. В 1940 было 3773 С. с. у. з. (974,8 тыс. учащихся, в т. ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 свыше 600 С. с. у. з. было разрушено; в 1945—46 действовало 3169 техникумов и училищ (1007,7 тыс. учащихся). В 50-е гг. для подготовки специалистов без отрыва от работы на производстве были открыты специализированные вечерние и заочные техникумы, расширена сеть вечерних и заочных отделений при дневных учебных заведениях. В 1975 работало около 4300 С. с. у. з., в том числе 41 заочное и 223 вечерних (4,5 млн. учащихся, из них 2,8 млн. в системе дневного обучения, 53% учащихся составляли женщины). С. с. у. з. созданы во всех союзных республиках (см. табл.).
Различают две основные группы С. с. у. з.: техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х., экономические, кооперативные и др.) и училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные и др.). Некоторые по традиции называются школами (культпросвет-школы, школы милиции); некоторые (морские и речные, технические) сохраняют традиционные название училищ. Особая группа — средние Военно-учебные заведения. В 60-е гг. сформировался новый тип С. с. у. з. — совхоз-техникум, где учебный процесс органически сочетается с производством с.-х. продукции. В 1975 было свыше 200 совхозов-техникумов. С. с. у. з., как правило, осуществляют подготовку специалистов по нескольким близким по профилю специальностям, в отдельных случаях создаются политехнические учебные заведения. Структура и содержание работы С. с. у. з. определены «Положением о средних специальных учебных заведениях СССР», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969. С. с. у. з. обычно находятся в ведении отраслевых министерств, для которых они готовят специалистов, некоторые — министерств высшего и среднего специального образования или министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Общее руководство осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР. В состав С. с. у. з. входят отделения, которые создаются как по формам обучения (дневные, вечерние, заочные), так и по группам однородных специальностей (технологические, электротехнические, механические и др.). Многие техникумы и училища имеют свои филиалы, учебно-консультационные пункты на предприятиях, стройках, в организациях и учреждениях и т.д. Учебный процесс организуется по учебным планам и программам, утвержденным министерством высшего и среднего специального образования СССР. Программы некоторых специальных предметов разрабатываются и утверждаются по поручению министерства высшего и среднего специального образования СССР отраслевыми министерствами или ведомствами. Существуют единые правила приёма в С. с. у. з. Право поступления гарантировано всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения и имущественного положения. На дневные отделения принимаются лица до 30 лет (на вечерние и заочные — без ограничения возраста), окончившие не менее 8 классов средней школы. Для окончивших среднюю общеобразовательную школу существуют группы с сокращённым сроком обучения. Поступающие сдают, как правило, 2—3 конкурсных экзамена: окончившие 8-летнюю школу — по русскому языку (диктант) и математике (письменно и устно), выпускники средней школы — по русскому языку и литературе (сочинение) и профилирующему предмету (например, на технологические специальности — по химии, на механические и строительные — по математике). В некоторых С. с. у. з. проводится вступительный экзамен, имеющий целью определение способностей абитуриента в области избранной профессии (например, в художественных — по рисованию, в музыкальных — по музыкальной грамоте). Лица, окончившие среднюю школу с золотой медалью или 8-летнюю школу с похвальной грамотой, принимаются без экзаменов. Срок обучения на дневных отделениях для лиц, окончивших 8-летнюю школу, 3—4 г., для окончивших среднюю общеобразовательную школу — 1,5—3 г., преимущественно 2,5 г. Выпускники получают диплом единого образца, им вручается нагрудный знак, утвержденный для лиц, окончивших С. с. у. з. Для учащихся издаются специальные учебники и учебные пособия по общетехническим и профилирующим дисциплинам. Большинство учащихся (свыше 70%) получает стипендии; многие учебные заведения имеют общежития для учащихся. С. с. у. з. играют значительную роль в осуществлении всеобщего среднего образования в стране. В 1971—75 в них получили среднее образование свыше 3 млн. чел. Различного типа С. с. у. з. существуют в большинстве других стран (см. разделы Просвещение, Народное образование в статьях о странах, а также статьи об отраслях специального образования, например Горное образование, Педагогическое образование).
|