Что такое путевые заметки в древнерусской литературе
Жанр хождения в древнерусской литературе кратко. Общая характеристика, примеры, определение.
Исторический жанр хождения в древнерусской литературе очень интересен по своей общей характеристике. Начав развиваться в качестве описаний путешествий паломников к святым местам, позднее хождения (также «хождение» или «хожения») стали создаваться и в отрыве от церковно-религиозной тематики.
Читайте также:
Жанры древнерусской литературы кратко
Периодизация древнерусской литературы
Жанр жития в древнерусской литературе
Жанр слово в древнерусской литературе
Жанр летопись в древнерусской литературе
Что такое хождения
Этот жанр древнерусской литературы зародился благодаря паломникам, посещавшим святые для христиан места, в частности, в Константинополе и Палестине. Фактически хождения представляют собой путевые записки и записи впечатлений от посещения тех или иных иностранных земель, но не только, в них сочетаются элементы личного мировоззрения авторов: нравственные, художественные, политические и так далее. Проще говоря, произведения в этом жанре имеют субъективную эмоциональную и личную оценку того, кто их писал.
Особенностью «хождений» является их историческая достоверность. В целом произведения в этом жанре описывают события и места достаточно точно и иногда весьма подробно, хотя в религиозных текстах могут встречаться описания различных чудес. Авторы многих средневековых «хождений» проявляют образованность и осведомлённость о событиях в современном им мире, что делает эти произведения ценным источником исторической информации. Так, Антоний Новгородский описал Царьград (Константинополь, столица Византийской империи) таким, каким он был незадолго до разграбления его крестоносцами в ходе одного из крестовых походов на восток. Другие авторы, Стефан Новгородец и Зосима, описали конную статую императора Юстиниана в Константинополе до того, как она была уничтожена.
20 главных героев «Ревизора» Гоголя с характеристиками
12 главных героев пьесы «Вишнёвый сад» Чехова с характеристиками
Общая характеристика жанра хождения в древнерусской литературе
Несмотря на то, что хождения появились в качестве описаний путешествий к святым местам, постепенно этот жанр древнерусской литературы частично утратил свою религиозную составляющую. Примерно к XV веку нём стали появляться светские произведения, написанные по тому же принципу, но в них описывались путешествия с иными целями, а не ради поклонения христианским святыням. Наиболее известным «хождением» является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который в 1468-1474 годах совершил длительное путешествие в Индию, не поленившись при этом оставить множество путевых записок. Для русской литературы это сочинение стало первым, описывающим торговое путешествие, а не религиозное.
Примеры «хождений» в древнерусской литературе
Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!
Средний рейтинг: 5 / 5. Количество оценок: 13
Путевая заметка
Путевая заметка (одна из разновидностей путевого очерка) — жанр, описывающий интересные события или субъективные наблюдения автора в путешествии. Широко распространена в современном мире.
Сегодня автором путевых заметок может стать практически любой человек, а с развитием интернет-технологий путешественники могут делиться с аудиторией увиденным в своих микро-блогах (любая социальная сеть) или публиковать путевые заметки в виде репортажей на специальных платформах.
Определение понятия
«Путевые заметки» – жанр художественной публицистики, разновидность очерка. Ведущие типы речи в путевых заметках – повествование или описание, сопровождаемые, как правило, рассуждением. Предметом изображения является уклад жизни, нравы, обычаи. Всё это служит поводом для авторского размышления, обобщения, постановки проблемы. В зачине путевых заметок обозначено время и место действия, центральная часть строится на чередовании фрагментов, в заключительной части автор может делать соответствующие теме выводы.
История появления путовых заметок в России
Путевая заметка также относится к наиболее ранним жанрам журналистики. Так, в период Средневековья и эпоху Возрождения меняются картина мира и представления о географическом пространстве. Данные факторы приводят к расширению «карты» путешествия и появлению нового метода изложения информации о путешествиях – дневникового. Примером такого дневникового метода можно назвать «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (датируются 1466-1472 гг.), где автор в жанре путевых заметок описывает свое путешествие в индийское государство Бахмани. Это было первое «хожение» в русской литературе не религиозной тематики. Путевые заметки Афанасия Никитина рассказывали о политическом строе, торговке, сельском хозяйстве, обычаях и традициях Индии. Также автор рассказал о посещенных им Кавказе, Крыме и Персии.
Если обратиться к истории возникновения путевых заметок как самостоятельного жанра, то нужно говорить о том, что жанр путешествий в литературе и жанр путевого очерка в журналистике зародился в XVIII в., когда во всём мире активно развивалась периодическая печать.
Знаменитые литераторы создают «путевые заметки», подробно и увлекательно рассказывая об увиденном во время путешествия. Путевые заметки и путевые очерки являются прообразом тревел-журналистики (от англ. «travel journalism»), под которой понимается «особое, современное на сегодняшний день направление в масс-медиа, сосредоточенное на представлении информации о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и пр.».
В основе путевой заметки лежит описание мест, происшествий, встреч и событий, сопутствующих автору во время всего путешествия. А.Н. Радищев в 1790 году публикует роман в форме путевых заметок «Путешествие из Петербурга в Москву». Идея подобного построения произведения была заимствована автором у английского писателя Лоренса Стерна из его книги «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768 г.).
К произведениям, созданным в жанре путевых заметок или очерков, можно также отнести «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1830 г.) А.С. Пушкина, а также такие более поздние произведения, как «Фрегат «Паллада»» (1858 г.) И.А. Гончарова, «Остров Сахалин» (1895 г.) А. Чехова, «Одноэтажная Америка» (1937 г.) И.А. Ильфа и Е.П. Петрова и другие.
С точки зрения журналистики, еще до эпохи интернета, достаточно активно развивался жанр путевых заметок, а рассказы соотечественников о проведенном отпуске вызывали у друзей и родственников массу эмоций еще во времена СССР. В советское время журналы о путешествиях были в основном посвящены внутреннему туризму. Таким было, например, издание «Турист», выходившее в Москве с 1966 г. Издание пользовалось спросом, но ощущалась нехватка сведений о жизни других стран. Эта нехватка лишь увеличивала читательский интерес к путешествиям: в газетах и журналах того времени регулярно появлялись рубрики, в том числе «Путевые заметки».
Еще большее развитие этот речевой жанр получил с развитием туристической отрасли в постсоветский период.
Наиболее заметное развитие путевые заметки как жанр трэвел-журналистики получили в эпоху миллениума. Именно с этого периода принято начинать отсчет формирования новой журналистики путешествий. В нулевые годы странствия стали журналистским мейнстримом, а путевые заметки обрели благодатную почву и расцвели на ниве интернет-среды. Сегодня путевые заметки представляют собой зарисовки автора на протяжении всего путешествия, но не отличаются глубоким анализом.
В других странах эта традиция развивалась в соответствии с местными социально-историческими условиями.
Черты
Языковые особенности путевых заметок
Язык путевых заметок имеет непринужденный и неофициальный характер, лексически и синтаксически разнороден. Здесь встречаются термины, книжная лексика, иноязычные заимствования, слова высокой стилистической окраски, просторечные, диалектные слова и выражения, жаргонизмы, а также частицы, междометия, фразеологизмы, риторические вопросы. Все эти средства обеспечивают эмоционально-экспрессивную окраску речи, оценочность субъективного характера.
Вместе с тем, перечисленные языковые средства не являются особенностью исключительно путевой заметки – они характерны и для устного рассказа о путешествии, и для путевых очерков.
Особенность языка путевых заметок заключается в том, что здесь, наряду с типичной для трэвел-жанров когнитивной функцией, весьма ярко выступает апеллятивная функция. Как правило, автор не призывает читателей совершить поездку напрямую, с помощью императива, а использует более эмоциональные сентенции.
Стилистические особенности
Создание путевых заметок
Работа над путевой заметкой, как и над многими другими журналистскими материалами, состоит из двух этапов. На первом журналист собирает необходимую информацию, проверяет и осмысливает её. Второй этап сугубо творческий и зависит от стиля и привычки писать непосредственно журналиста.
Структура путевых заметок обычно представлена тремя частями: вступлением, основной частью и заключением. Всегда присутствует более или менее экспрессивное название.
Особенности жанра путевых заметок
Вопрос о статусе путевых заметок в интернет-среде
Относительно особого статуса интернет-заметок у лингвистов нет единого мнения: одни авторы склоняются к тому, что в случае интернет-общения речь идет о трансформации исконно литературного жанра путевых заметок, поскольку цели и задачи такой формы общения остаются теми же, что и во время непосредственного общения, основные характеристики жанра – лингвистическое выражение и цель использования жанра – сохраняются. Другие авторы относят современные трэвел-заметки к жанру исконно сетевых, т.е. порожденные самим использованием языка в сети, и заимствованные интернетом из других сфер общения
Актуальные тенденции жанра путевых заметок, сложившиеся в глобальной инфосреде
Во-первых, это отношение путевых заметок к софт-медиа, то есть преобладание в материале досуговой, развлекательной информации, не теряющей своей актуальности некоторое время. Софт-медиа характеризуются также своим литературным повествованием, детальностью, наличием бэкграунда.
Во-вторых, наличие в трэвел-материалах элементов инфотейнмента. Его положительное влияние выражается в интерактивности, доступности информации для любой аудитории, в оригинальной подаче медиапродукта, а также в релаксационной функции.
В-третьих, в инофсреде все большую роль играет персонализация журналистики, то есть возможность получать читателю качественную информацию, в которой он заинтересован ввиду своего образа жизни и интересов. В связи с этим появляются новые требования к трэвел-текстам путевых заметок: выражение мыслей автора, экспрессивность материала наравне с его документальностью и объективностью.
Известные авторы и их путевые заметки
Интересные факты
В путевых заметках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» А.С. Пушкин описывает мечети, фонтаны, природные достопримечательности и пр. Стоит отметить, что и сейчас поклонники творчества русского поэта отправляются в путешествия по Арзруму (Эрзруму), используя произведение «Путешествие в Арзрум» в качестве своеобразного путеводителя.
Обозначенный жанр редко встречается в чистом виде. Можно утверждать, что в нынешних интернет-СМИ происходят активные процессы жанрового взаимодействия. В результате смешения жанров появляются новые формы путевой журналистики, сочетающие в себе признаки отзыва и заметки, а также элементы практической информации для путешественников.
Хождения
Хо́жение — жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Другие названия жанра — «путник», «странник», «паломник», «скаска», «посольство». Также распространён не совсем правильный вариант названия — «хождение».
В ранний период существования жанра хожения в первую очередь писались паломниками, посетившими те или иные святые места — например, в Палестине или Константинополе. В дальнейшем, к XV в., жанр теряет свой религиозный оттенок; в частности, среди поздних хожений выделяется «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, описавшего впечатления от похода на восток с торговыми целями.
Хожения являются ярким отражением русского средневекового мировоззрения; в них сочетаются политические, нравственные, художественные интересы и идеи их авторов.
Образцы жанра
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Хождения» в других словарях:
ХОЖДЕНИЯ — жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских хождений игумена Даниила в нач. 12 в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинении… … Большой Энциклопедический словарь
ХОЖДЕНИЯ — «ХОЖДЕНИЯ», жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «хождений» игумена Даниила в нач. 12 в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в … Энциклопедический словарь
Хождения — жанр описания путешествий на Христ. Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Гл. цель таких путешествий поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. Х … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
«хождения» — жанр литературы Древней Руси; как правило, записки о путешествии к Святым местам или на церковные соборы. Известно более 70 произведений этого жанра: около 50 оригинальных и около 20 переводных. К числу наиболее популярных хождений относится… … Литературная энциклопедия
«хождения» — жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «хождений» игумена Даниила в начале XII в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в… … Энциклопедический словарь
по способу(образу) пешего хождения — Две ляжки в пристяжне, сам в корню (едет на своей родной паре). Квис нон клячам габет пехотаре дебет (семинарск.) quis non клячам habet пехотаре debet кто не имеет клячи, пехтурой должен (отправляться) Ср. Лошадка нон эст, пеши ходаре дебет (то… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
по образу пешего хождения — Пехтура, пехондрасом, по образу пешего хождения. В рассказах И. С. Генслера явственно проступают черты того патриархально провинциального стиля, который так широко распространился в русской художественной прозе под влиянием Гоголя. Так же, как… … История слов
По образу пешего хождения — ОБРАЗ 1, а, мн. ы, ов, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
По способу пешего хождения. — По способу пешего хождения. См. ПУТЬ ДОРОГА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
по образу пешего хождения — нареч, кол во синонимов: 13 • на одиннадцатом номере (13) • на своих двоих (14) • … Словарь синонимов
Жанр хождений в литературе Древней Руси. Его черты
Идея святости и цель спасения души объединяют жанры древнерусского жития и хождения.
Основной жанровой формой повествования хождений являются так называемые “путники” — краткие указатели маршрутов, содержавшие только перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую землю, либо путевые заметки, очерки, в которых содержались и описание маршрута, и – главное – описание святынь, и сопутствующие описания географического и этнографического характера.
Жанровой доминантой хождения является идея святости. Целью паломника остается всегда спасение души, для чего и совершается паломничество. Неслучайно на Руси их называли поклонниками, т.к. хождение всегда связано с культом, с поклонением святыне. Путь паломника, имеет прежде всего, смысл внутренний, духовный. Пространство и время в хождении всегда включают временное и вечное, видимое и невидимое, сакральное и историческое. Мотивы покаяния и молитвы сопровождают весь текст и пронизываю всю тематику.
Наиболее распространенными и известными в древнерусской книжности были Хождение Даниила игумена (нач. XII в.), Антония Новгородского (его мирское имя — Добрыня Ядрейкович; нач. XIII в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (XIV в.), иеродиакона Зосимы (XV в.), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (XVI в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Маленького (XVII в.), Ивана Лукьянова (1702 г.) и некоторых др.
Жанр паломничества существует и в русской современной литературе, что связано с религиозным возрождением в постсоветское время. Известны очерки Анны Ильинской, Владимира Крупина, и др.
«Хождение игумена Даниила» (полное название: «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»)- памятник начала XII века, первое русской каноническое хождение. Известны более 150 списков этого произведения. Об авторе мало что известно, есть предположение Н.М. Карамзина, что он был «Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году».
Предметом описания здесь является путешествие Даниила из Константинополя в Палестину, в Иерусалим, где он прожил 16 месяцев и посещал святые места, откуда он пропутешествовал вместе с войском короля Балдуина в Галилею и вернулся обратно. Финалом хождения стало описание чуда схождения Благодатного огня во время Пасхи на Гроб Господень, куда ему удалось поставить лампаду от всей Русской земли.
Произведение пронизано чувством благоговения, покаяния, молитвенными переживаниями и одновременно чувством любви к Русской Земле, русским князьям и всему народу, русской природе. Все описывается от первого лица, что придает характер эмоционально-лирический, а поскольку автор хождения находится сам в предании, пишет из предания и о нем, то это должно стать и переживанием самого читателя.
Цель игумена Даниила – не просто описать, что видел, но передать свой внутренний опыт читателю, чтобы тот как бы прошел сам этот путь. Доминантой здесь является так же, как и в житии, идея спасения и святости. Пространственно-временные категории определяются соединением временного и вечного, поэтому описание мест связано непременно с присутствием сакрального в видимом. Мы не находим описаний собственно географических или каких-либо иных (этнографических, исторических и т.д.), если они никак не связаны со свтынями.
Отметить нужно художественные достоинства текста. Игумена формулирует свой стилевой принцип: «писать не хитро но просто» и достигает здесь большого мастерства. Фактически, Даниил лад русской словесности образец хождения и образцовую очеркову. форму повествования, основой которого стали личные непосредственные впечатления от увиденного и пережитого.
Тема 4.
Русская литература XIII – конца ХV века.
Лекция 9
Особенности эпохи и литературного процесса.
«Слово о полку Игореве», созданное фактически на рубеже 12-13 вв, буквально за 25 лет до начала монголо-татарского нашествия будто предупреждало о грядущих бедствиях своим неуслышанным призывом к единению князей, а значит, и всей Руси. Оно стало своего рода пророчеством о поражении русских войск в битве на Калке в 1223 году, т.к. победили монголы прежде всего потому, что не сумели русские князья объединиться, преодолев местячковые интересы.
«После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого ( † 1132) Киев утратил власть над большей частью русских земель. Киевская Русь распалась на полтора десятка суверенных и полусуверенных государств. Феодальная раздробленность приводила сопровождалась культурной децентрализацией. Хотя крупнейшими церковно-политическими и культурными очагами по-прежнему оставались Киев и Новгород, литературная жизнь пробудилась и развивалась в других землях: Владимире, Смоленске, Турове, Полоцке и т. д. Но это никак не сказалось на формировании национальной традиции и не вызвало «распада» культуры. Почему? Потому что оставался один язык, одна вера, одни и те же ценности. Единство духовного и ценностного пространства было сохранено. Киевская Русь, не сумев сформировать крепкой государственности, сумела упрочиться в православии, сделав Церковь основой жизни, что оказалось спасительным в тяжкие годы для единства нации.
Какие же процессы происходили в способе познания-отражения мира, что опоределяло изменения в художественном методе древнерусского писателя-книжника?
Способом умственного познания, наряду с еще сохранившимся в начале XIII в. умозрением (толкованием) выступало в это время интуитивное созерцание идеи бытия, как эйдоса, то есть некоего духовного образа. Это переходный период, во время которого религиозно-символический метод познания-отражения стал вытесняться новым − религиозно-прагматическим, а идеалистическое мышление – прагматическим (объективно-идеалистическим).
Уже на раннем этапе, в начале XIII в., в литературе заметно присутствие двух методов. Если в предыдущий период наличествовала одна связь – по смыслу (отсюда прослеживалась и “зависимость” события от символа: пленение князя от затмения солнца, выражавшего божественную волю), то в переходный период появилась и причинно-следственная связь: одно событие выступало причиной другого. Через причину находят объяснения некоторые исторические события — следствие. Но все же, чаще поступки князя и явления жизни трактуются в традиционном провиденциализме: «Божиим повелениемъ прислаша князи Литовьскии к великой княгини Романове. ». «Спас Богъ отъ иноплеменьникъ. тако бо милость от Бога Руской земле».
Отношение к окружающему миру, и, в частности, к природе, также претерпело изменение. Относиться к ней стали на бытовом потребительском уровне. Появилась ее оценка, например, с точки зрения удобства ландшафта для строительства города (например, Холма кн. Даниилом Романовичем), или монастыря (Кириллом Белозерским) и т.д. Но еще не “научились” любоваться ее красотой – нет и оценочных ее описаний.
К концу периода, к середине XIV в. прагматизм стал играть весьма заметную роль в мышлении древнерусских писателей, а религиозно-прагматический метод познания-отражения полностью вытеснил религиозно-символический»
Татаро-монгольское нашествие и его отражение в литературе.
Вторая четверть 13 в. исполнена трагизма, связанного с нашествием монголо-татар. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый урон древнерусской литературе, привело к ее заметному сокращению и упадку, на долгое время прервало книжные связи с другими славянами. И только Церковь оставалась основанием единства народа.
Литература этого времени особенно тесно связана с историческими событиями, что определяет ее тематику.
Иноземное вторжение было воспринято на Руси как знамение конца мира и наказание Божье за тяжкие грехи всего народа. Былое величие, могущество и красоту страны оплакивает лирическое « Слово о погибели Русской земли», но оплакивая, создает ее прекрасный бессмертный образ, высказывая главную идею Русской Земли, «светло украшенной» – христианской. Мы видим выражение безграничной любви, гордости о прошлом, и глубокой скорби о трагическом настоящем. « Слово » представляет собой риторический фрагмент (зачин) утраченного произведения о монголо-татарском нашествии (по наиболее вероятному мнению, между 1238–46). Отрывок сохранился в двух списках, но не в отдельном виде, а как своеобразный пролог к Первоначальной редакции « Повести о житии Александра Невского».
XIII в. дал выдающийся памятник южнорусского летописания – Галицко-Волынскую летопись, состоящую из двух самостоятельных частей: « Летописца Даниила Галицкого » (до 1260) и летописи Владимиро-Волынского княжества (с 1261 по 1290). Эта летопись интересна тем, что написана не как погодная летопись, летописец создал цельный и связный исторический рассказ, не по годам. Его труд представляет собой яркое жизнеописание князя-воина Даниила Галицкого, боровшегося с монголо-татарами, польскими и венгерскими феодалами, мятежным галицким боярством. Это важный образ, на который стоит обратить внимание наряду с образом Александра Невского. Еще отметим высокую поэтичность летописи. Автор использовал традиции дружинной эпической поэзии, народные предания, тонко понимал поэзию степи, о чем свидетельствует пересказанное им прекрасное половецкое сказание о траве евшане ‘ полыни ’ и хане Отрoке.
Еще один шедевр 13 в. – «Повесть о разорении Рязани Батыем», которую часто изучают без учета того, что она не была отдельным самостоятельным произведением, а входила в « Повесть о Николе Заразском», причем летописную. Это лиро-эпический произведение областной рязанской литературы, посвященное местной святыне – иконе Николы Заразского, включает в себя историю ее перенесения из Корсуня в Рязанскую землю в 1225 г. и повествование о разорении Рязани ханом Батыем в 1237 г. с похвалой рязанским князьям.
Почему эта повесть стала так популярна и любима? Ведь ее главным содержанием, о чем идет все повествование, является тема смерти – уничтожена, сожжена Рязань и все бывшие там поголовно! И поэтически воссоздается это трагическое событие. Причем автор центром делает образ смертной чаши, которую должны все испить. Но главная мысль – это мысль о бессмертии, о победе духа, о правде, которая стоит за этой смертью всех жителей Рязани. Одно из главных мест в повести о взятии Рязани занимает образ былинного витязя Евпатия Коловрата. На примере его доблестных подвигов и гибели доказывается, что не перевелись богатыри на Руси, прославляется героизм и величие духа русского народа, не сломленного врагом и способного на жертвенный подвиг и на победу, которая выше смерти.
Следует отметить, что идут споры о времени окончательного оформления этой повести. Есть мнение о том, что в окончательном виде памятник сложился, видимо, в 1560 г., на протяжении столетий его древнее ядро, надо думать, было подвергнуто переработке, приобретя фактические неточности и анохронизмы.
Еще один образ князя запечатлен книжностью 13 в. – князя Довмонта, бежавшего на Русь из Литвы из-за междоусобиц и принявшего крещение. « Повесть о Довмонте » (2-я четв. XIV в.). Княжение Довмонта (1266–99) стало для Пскова временем расцвета и побед над внешними врагами, литовцами и ливонскими рыцарями. Повесть связана с псковским летописанием, начавшемся в XIII в.
В смоленской литературе XIII в. слышны лишь глухие отголоски монгло-татарского нашествия, не затронувшего Смоленск.
Казавшееся современникам чудесное избавление Смоленска от войск Батыя, не осаждавших и не грабивших город, а прошедших в стороне от него, было понято как проявление божественного заступничества. Со временем сложилась местная легенда, полностью переосмыслившая исторические факты. В ней спасителем Смоленска представлен юноша Меркурий – былинный богатырь, с помощью небесных сил рагромивший несметные полчища врагов. В « Повести о Меркурии Смоленском » (списки с XVI в.) использован « бродячий » сюжет о святом, несущем в руках свою отрубленную голову (ср. такое же предание о первом епископе Галлии Дионисии, казненном язычниками).
К таким позднейшим литературным обработкам устных легенд о батыевщине относится сказание о невидимом граде Китеже, после его разорения монголо-татарами скрытом Богом до второго пришествия Христова. Произведение сохранилось в поздней старообрядческой письменности (2-я пол. XVIII в.). Вера в сокровенный град праведников жила у старообрядцев и других религиозных искателей из народа еще в XX в. (см., например, « У стен града невидимого. (Светлое озеро) » М. М. Пришвина, 1909).
В Великом Новгороде, сохранившем независимость, продолжалось архиепископское летописание, появлялись путевые записки – « Странник » Стефана Новгородца, посетившего Константинополь в 1348 или 1349 г., создавались жизнеописания местных святых. Древние устные предания предшествовали житиям двух наиболее почитаемых новгородских святых, живших в XII в.: Варлаама Хутынского, основателя Спасо-Преображенского монастыря (Первоначальная редакция – XIII в.), и архиепископа Новгородского Ильи-Иоанна (Основная редакция – между 1471–78). В « Житии Иоанна Новгородского » центральное место занимают созданные в разное время сказание о победе новгородцев над объединенными суздальскими войсками 25 ноября 1170 г. и об установлении праздника Знамения Богородицы, отмечаемого 27 ноября (как полагают, 40-е–50-е гг. XIV в.), а также повесть о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим (возможно, 1-я пол. XV в.), использующая « бродячий » сюжет о заклятом крестом или крестным знамением черте.
Около середины XIV в. в Новгороде появилось первое значительное еретическое движение на Руси – стригольничество, охватившее затем Псков, где в первой четверти XV в. достигло расцвета. Стригольники отрицали духовенство и монашество, церковные таинства и обряды. Против них направлено «Списание от правила святых апостол и святых отец… на стригольники», среди возможных авторов которого называют епископа Стефана Пермского.
« Повесть о житии Александра Невского »
В чем проявляется святость благоверного князя Александра Невского. Не могут быть причиной святости только победы в войнах, какими бы они ни были, так как должен быть подвиг не просто патриотического, но обязательно религиозного содержания, связанный с защитой веры. И этот подвиг святой Александр Невский совершил. Он заключается в самом историческом и религиозном выборе[7], совершенном князем в условиях практически неразрешимых – между католическим Западом, предлагавшим князю помощь против татар за отказ его от своей православной веры, и надвигавшимся жестоким татарским игом, которое не сопровождалось при этом сменой веры всего народа, хотя в Орде мученически погибали наши князья, не желавшие поклониться языческим богам. И Александр Невский выбирает второй путь, оценить который смогли только его далекие потомки, посчитав его настоящим подвигом. Благодаря этому выбору Русь сохраняла свою национальную самобытность и духовную независимость, являющуюся главной гарантией независимости и внешней. Конечно, при анализе образа князя следует помнить и обо всех остальных его христианских добродетелях, без которых не может быть и святости. Г. П. Федотов видит проявление святости Александра Невского в том, что он жизнь свою полагал за «землю русскую… за православное христианство»[8], тем самым ученый указывает на нераздельность в сознании древнерусского писателя идеи земли Русской и православного христианства. Поэтому защита Русской земли как государства совпадала по смыслу с защитой самой веры православной, что является уже подвигом духовным, религиозным, и основанием для канонизации святого.
Сама по себе повесть с точки зрения поэтики очень интересна. Соединяя в себе два жанра – воинской повести и жития, она обладает и оригинальностью стиля, совмещая высокую риторику, в которой особую роль играют библейские образы, с эпическим стилем повествования, свойственным воинским повестям.
Лекция 10 Русская литература второй половины XIV – конца XV вв.