Что такое рабочая отметка на продольном профиле
Что такое рабочая отметка на продольном профиле
Продольным профилем дороги называется условное изображение разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ее ось. Продольный профиль показывает рельеф поверхности земли по оси дороги, положение линии бровки земляного полотна дороги относительно поверхности земли, грунтовой разрез по оси дороги и размещение искусственных сооружений.
Вследствие того что продольный профиль является одним из основных документов, на основании которого осуществляется строительство дороги, его оформляют строго в соответствии с действующими требованиями.
Для большей наглядности вертикальный масштаб профиля принимают большим, чем горизонтальный. Соотношение масштабов составляет 1:10. Для продольного профиля дороги, проходящей в равнинной и холмистой местности, принимают масштабы: горизонтальный— 1 : 5000 (50 м в 1 см), вертикальный —1: 500 (5 м в I см). На горных дорогах, где условия местности очень тяжелые, применяют более крупные масштабы: горизонтальный 1 : 2000, вертикальный I : 200.
Чертеж продольного профиля по существу состоит из двух частей: сетки с двенадцатью горизонтальными графами, в которых приведены цифровые данные полевых и проектных работ, и верхней графической части, которая изображае1 вертикальный разрез дороги вдоль ее оси.
Линию поверхности земли вычерчивают по отметкам, полученным в результате инструментальных съемок при изысканиях. Эта линия характеризует рельеф местности по трассе дороги.
Проектная линия характеризует продольный профиль пороги по бровке земляного полотна. Ее вычерчивают по вычисленным проектным отметкам. Разность между проектной отметкой и отметкой поверхности земли на одном поперечнике называется рабочей отметкой; она показывает высоту насыпи или глубину выемки.
При прохождении проектной линии выше линии поверхности земли земляное полотно возводят в насыпи, рабочие отметки подписывают над проектной линией. При прохождении ее ниже линии поверхности земли земляное полотно устраивают в выемке.
При этом рабочие отметки подписывают под проектной линией. Точки перехода насыпи в выемку и наоборот, т. е. точки пересечения проектной линии с линией поверхности земли называются нулевыми точками.
При проектировании проектной линии, в первую очередь, должны быть удовлетворены требования безопасности, удобства и экономичности движения автомобилей, при этом должны быть учтены топографические, грунтовые, гидрологические и другие природные условия местности. В трудных рельефных условиях выбор лучшего варианта проектной линии очень сложен в связи с ограничениями норм проектирования (продольные уклоны, радиусы вертикальных кривых и др.). Оптимальное решение может быть найдено с использованием электронно-вычислительных машин.
На продольном профиле ниже линии поверхности земли на 2 см и параллельно ей наносят грунтовый профиль трассы, на котором условными обозначениями изображают грунты. При составлении грунтового профиля принимают вертикальный масштаб 1 : 50 (50 см в 1 см). Кроме того, в верхней части профиля показываются также основные размеры, материал и расположение искусственных сооружений, уровни воды в водотоках, положения и отметки реперов, съезды и переезды, элементы водоотвода, для чего также применяются типовые условные знаки.
Для удобства проектирования проектной линии и в дальнейшем использовании продольного профиля для разбивочных работ в сетке продольного профиля внизу показывают развернутый план трассы. В графе 11 приводят номера пикетов и основные сведения о кривых. (Пикет — расстояние по трассе автомобильной дороги, равное 100 м.)
Дорога в продольном профиле. Продольный профиль. Проектная линия. Рабочие отметки. Грунтовый профиль.
Автомобильная дорога представляет собой совокупность прямых, кривых участков и уклонов, характеризующих дорогу в продольном и поперечном профиле.
Продольным профилем дороги называется условное изображение разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ее ось. Продольный профиль показывает рельеф поверхности земли по оси дороги, положение линии бровки земляного полотна дороги относительно поверхности земли, грунтовой разрез по оси дороги и размещение искусственных сооружений.
Почвенный профиль — сочетание генетических горизонтов, характерное для каждого природного типа почвообразования. Профиль почвы образуется в результате дифференциации исходной почвообразующей породы под влиянием процессов почвообразования и характеризует изменение всех её свойств по вертикали.
Почвенный профиль [1] — совокупность генетически сопряженных и закономерно сменяющихся почвенных горизонтов, на которые расчленяется почва в процессе почвообразования.
8. Видимость в продольном профиле. Выпуклые и вогнутые вертикальные кривые. Рациональное сочетание кривых в плане и продольном профиле. Движение автомобилей на подъемах и спусках.
Исходя из требуемых условий видимости радиусы вертикальных кривых должны быть
S1- расстояние видимости поверхности дороги
d- высота глаз водителя легкового автомобиля над поверхностью дороги
hф- высота света фар легкового автомобиля над поверхностью проезжей части
А- угол рассеивания пучка света фар
Радиус вертикальной вогнутой кривой из условия ограничения центробежной силы
Выпуклые кривые устраивают для плавного перехода с одного уклона на другой и улучшения видимости в продольном профиле. Вертикальной выпуклой кривой срезается перелом и увеличивается расстояние видимости.
Радиусы выпуклых кривых определяют исходя из обеспечения видимости поверхности дороги.
Рис.5. Расчетная схема (5.)
Откуда, . (5.)
Пренебрегая вторым членом, получаем,
. (5.)
Принимая h=1,2м, а S определяя по формуле расчета расстояния видимости поверхности дороги, получают значения радиусов вертикальных кривых (Rвып). Эти величины радиусов, вместе с расчетными скоростями движения и расстояниями видимости даны в СНиП 2.05.02-86*.
Вогнутые кривые устраивают для смягчения толчка на вогнутом переломе профиля и увеличения видимости в ночное время. На вогнутой кривой при движении автомобиля возникает центробежная сила, действующая как дополнительная нагрузка на колеса автомобиля. Допуская величину этой нагрузки до 5 % полного веса автомобиля mg=G, получаем С=0,05mg. Но
(5.)
. (5.)
(5.)
Но g≈10 и (5.)
Выражая скорость в км/ч, получаем
(5.)
При разработке норм на проектирование вогнутых кривых использовали формулу, аналогичную выведенной, т.е.
(5.)
где в=0,5÷0,7м/с 2 – допустимая величина центробежного ускорения.
Радиусы вогнутых кривых, рассчитанных по этим формулам (или взятые в СНиП) необходимо проверять на обеспечение видимости при свете фар.
Рис.5. Расчетная схема
Определим высоту H, на которую действует свет фар на вогнутой кривой:
где hфар – возвышение центра фары над поверхностью дороги, м;
S – расчетное расстояние видимости, м.
Но из геометрии известно:
или (5.)
В связи с проверкой радиусов по этой формуле в СНиП 2.05.02-85* имеется положение, в котором говорится: при назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
Расчет проектных и рабочих отметок на продольном профиле, определение расстояний до точек нулевых работ.
После графического построения проектной линии продольного профиля вычисляют проектные отметки для всех пикетов и плюсовых точек, в том числе и для главных точек горизонтальных и вертикальных кривых. Проектные отметки точек на прямых вычисляют по формуле Hn =Hnp+id,
. При известной отметке начала вертикальной кривой Ннк находят отметку вершины кривой Нвк НВк =HНК+h h =l2/2R
Расстояние от начала вертикальной кривой НК (точки сопряжения кривой с прямой уклона i) до ее вершины l =iR.
Вычисленные проектные отметки записывают в продольный профиль в графу «Отметка бровки земляного полотна «. По этим отметкам наносят точки на продольный профиль. Если обнаруживается отклонение рассчитанной проектной линии от построенной графически, то в последнюю вносят исправления.
Рабочие отметки вычисляют как разность проектных отметок и отметок земли. На
Вычисляют горизонтальные расстояния от точки нулевых работ до ближайших пикетов или плюсовых точек L1=hр1*l/hр1+hр2 L2=hр2*l/hр1+hр2
Отметку точки нулевых работ вычислят1 по формуле для нахождения проектных отметок и записывают вдоль ординаты, опущенной из точки нулевых работ на линию условного горизонта. Слева к справа от этой ординаты над линией условного горизонта откладывают расстояния l1 и l2
21.Нивелирование поверхности и составление топографического плана участка.
;
. Составление плана начинается с построения на бумаге в соответствующем масштабе сетки квадратов. Около каждой точки на плане подписывают ее отметку, округленную до 0,01 м. Затем проводят горизонтали с заданной высотой сече-ния рельефа (методом графической интерполяции или палеткой).
Нивелирование поверхности и составление топографического плана участка.
Перед началом нивелирования по трассе должен быть разбит пикетаж и прочно закреплены деревянными колышками пикеты, плюсовые точки главные и промежуточные точки закруглений и точки поперечников.
Превышение определяют отдельно по черным hч и красным hк сторонам реек. Разность этих превышений не должна превышать 5 мм / hч – hк /