Что такое рабочая отметка и что она обозначает
Определение рабочих отметок
Чтобы определить высоту насыпи или глубину выемки необходимо определить рабочие отметки.
Нпр – проектная отметка
4.Проектирование поперечного профиля земляного полотна
Конструкции поперечного профиля принимаются на основе решений по продольному профилю, типовых поперечных профилей с учетом категории дороги, рельефа местности, почвенно-грунтовых, геологических, гидрологических и климатических условий.
Запроектированное количество поперечных профилей земляного полотна должно полностью характеризовать его по всей длине дороги.
В практике дорожного строительства используют типовые поперечные профили, привязывая их к характерным точкам продольного профиля. Тип принятого поперечного профиля указывают в соответствующей графе продольного профиля. Поперечные профили вычерчивают на листе миллиметровой бумаги в масштабе 1:100 или 1:200.
Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:
— высоты насыпи или глубины выемки;
— рельефа местности (косогор);
Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006. Практика дорожного строительства выработала следующие типовые конструкции земляного полотна.
Насыпь в свободных условиях, высотой до З метров с крутизной откосов 1:4
Насыпь в стесненных условиях, высотой до 3 м с крутизной откосов 1:4
Насыпь высотой от 3 до 6 метров с крутизной откосов 1:1,5
Насыпь высотой от 6 до 12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1,5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1,75
Выемка глубиной до 1 м
Выемка глубиной от 1-5 м
Выемка глубиной от 5 до 12 м
Список использованной литературы:
Автомобильные дороги. СНиП РК 3.03-09-2006. Издание официальное. Комитет по делам строительства Министерства индустрии и торговли РК Астана, 2006.
Лавриненко Изыскания и проектирование автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1991. – 291 с.
Красильщиков И.М., Елизаров Л.В. Проектирование автомобильных дорог. Учебное пособие для техникумов. М.: Транспорт, 1986. – 215 с.
Муртазин Б.С., Созонов В.А., Телтаев Б.Б. Методические указания по оценке природных условий при решении вопросов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Краткий автомобильный справочник. М.: Транспорт, 1985. 220 с.
Митин Н.А. Таблицы для разбивки кривых на автомобильных дорогах. М.: Недра, 1970, 470 с.
11. Антонов Н. М., Боровков Н. А. и др. «Проектирование и разбивка вертикальных кривых на автомобильных дорогах» М:. Транспорт, 1968 – 200 с.
Что называется черной, проектной и рабочей отметкой?
Проектная (красная) отметка – высота точки относительно исходного уровня, заданная проектом;
Существующая (черная) абсолютная, отметка – отметка на геоподооснове; Отметки существующего рельефа, отраженные на горизонталях топографических и геодезических планов и подоснов, называют черными.
На плане в проектных горизонталях показаны переломные точки продольного профиля и их отметки в виде простой дроби: в числителе красная, т. е. проектная отметка, в знаменателе — черная, т. е. отметка существующего рельефа. Разность между проектной и черной отметками называется рабочей отметкой и представляет собой со знаком «+»— насыпь, а со знаком «-» — выемку. Желательно, чтобы объем насыпи был равен объему выемки.
Все отметки, указанные в проекте сооружения, даются от уровня «чистого пола» или какого-либо другого условного уровня. Поэтому предварительно их необходимо перевычислить в систему, в которой даны высоты исходных реперов.
В чем заключается принцип водяного отопления?
При расчете системы отопления следует учитывать потери тепла через ограждающие конструкции. Отопительные приборы должны удовлетворять теплотехническим, архитектурно-строительным, монтажным и эксплуатационным требованиям.
В системе водяного отопления применяют однотрубные и двухтрубные стояки. Отопительные приборы могут быть присоединены к стояку с одной или с двух сторон, однако одностороннее присоединение отопительных приборов к стояку проще в изготовлении. Вода циркулирует в системах либо за счет естественного охлаждения, либо из-за воздействия циркуляционного насоса.
Расчет проектных и рабочих отметок на продольном профиле, определение расстояний до точек нулевых работ.
После графического построения проектной линии продольного профиля вычисляют проектные отметки для всех пикетов и плюсовых точек, в том числе и для главных точек горизонтальных и вертикальных кривых. Проектные отметки точек на прямых вычисляют по формуле Hn =Hnp+id,
. При известной отметке начала вертикальной кривой Ннк находят отметку вершины кривой Нвк НВк =HНК+h h =l2/2R
Расстояние от начала вертикальной кривой НК (точки сопряжения кривой с прямой уклона i) до ее вершины l =iR.
Вычисленные проектные отметки записывают в продольный профиль в графу «Отметка бровки земляного полотна «. По этим отметкам наносят точки на продольный профиль. Если обнаруживается отклонение рассчитанной проектной линии от построенной графически, то в последнюю вносят исправления.
Рабочие отметки вычисляют как разность проектных отметок и отметок земли. На
Вычисляют горизонтальные расстояния от точки нулевых работ до ближайших пикетов или плюсовых точек L1=hр1*l/hр1+hр2 L2=hр2*l/hр1+hр2
Отметку точки нулевых работ вычислят1 по формуле для нахождения проектных отметок и записывают вдоль ординаты, опущенной из точки нулевых работ на линию условного горизонта. Слева к справа от этой ординаты над линией условного горизонта откладывают расстояния l1 и l2
21.Нивелирование поверхности и составление топографического плана участка.
;
. Составление плана начинается с построения на бумаге в соответствующем масштабе сетки квадратов. Около каждой точки на плане подписывают ее отметку, округленную до 0,01 м. Затем проводят горизонтали с заданной высотой сече-ния рельефа (методом графической интерполяции или палеткой).
Нивелирование поверхности и составление топографического плана участка.
Перед началом нивелирования по трассе должен быть разбит пикетаж и прочно закреплены деревянными колышками пикеты, плюсовые точки главные и промежуточные точки закруглений и точки поперечников.
Превышение определяют отдельно по черным hч и красным hк сторонам реек. Разность этих превышений не должна превышать 5 мм / hч – hк /
Определение рекомендуемых рабочих отметок насыпей
Рекомендуемую рабочую отметку насыпи hрустанавливают из двух условий:
1) по обеспечению снегонезаносимости дороги на открытых участках местности I типа по увлажнению;
2) по обеспечению нормального водно-теплового режима земляного полотна на участках II и III типов местности по увлажнению.
По первому условию
| (6.4) |
где hс – толщина снежного покрова, принимаемая по заданию, м;
Dh – минимальное возвышение бровки земляного полотна над уровнем cнегового покрова, принимается 0,5–1,2 м [1].
По второму условию рабочая отметка насыпи:
а) для участка с необеспеченным стоком при отсутствии грунтовых вод (I и II типы местности)
hр = h1 + hдо – сio, | (6.5) |
где h1 – допустимое минимальное возвышение низа дорожной одежды над поверхностью земли на местности I и II типов [1, таблица 19];
с – ширина обочины, м [1, таблица 5];
hдо– толщина дорожной одежды, ориентировочно можно принять для дорог II категории – 85 см, III категории – 75 см, IV категории – 55 см.
б) для участков с наличием грунтовых вод (III тип местности)
hр = h2 + hдо – сio – hгв, | (6.6) |
где h2 – допустимое минимальное возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод (УГВ) на местности III типа увлажнения [1, таблица 19];
h гв – глубина залегания грунтовых вод от поверхности земли, м.
Типы местности по характеру и степени увлажнения приведены в таблице 6.2.
В расчет принимается наибольшая из двух условий рекомендуемая рабочая отметка.
Т а б л и ц а 6.2 – Типы местности по характеру и степени увлажнения
Тип местности | Источники увлажнения | Характерные признаки |
I (сухие места) | Атмосферные осадки | Поверхностный сток обеспечен. Подземные воды не оказывают влияния на увлажнение грунтов. Почвы без признаков заболачивания |
Окончание таблицы 6.2
Тип местности | Источники увлажнения | Характерные признаки |
II (сырые места) | Кратковременно стоящие (до 30 сут) поверхностные воды; атмосферные осадки | Поверхностный сток не обеспечен. Рельеф местности равнинный. Весной и осенью возможен застой воды на поверхности почвы. Подземные воды не оказывают влияния на увлажнение грунтов. Почвы с признаками заболачивания |
III (мокрые места) | Грунтовые или длительно стоящие (более 30 сут) поверхностные воды; атмосферные осадки | Источники увлажнения оказывают влияние на увлажнение почвы и грунтов независимо от условий поверхностного стока. Почвы заболоченные |
Нанесение проектной линии
Проектирование продольного профиля состоит в нанесении проектной линии и вычислении проектных и рабочих отметок. Отметки проектной линии для вновь проектируемых дорог относятся к бровке земляного полотна, а при проектировании реконструкции дорог и городских улиц – к оси дороги.
Проектную линию можно наносить двумя способами: «по обертывающей» и «по секущей».
По обертывающей проектирование чаще всего применяют для равнинной и слабопересеченной местности, в этом случае проектную линию наносят, следуя основным изгибам поверхности земли, с соблюдением рекомендуемых рабочих отметок и уклонов не выше максимально допустимых для дороги данной категории.
По секущей проектируют в условиях холмистого и сильнопересеченного рельефа, при этом необходимо стремиться к соблюдению примерного баланса земли для смежных участков насыпей и выемок. С целью обеспечения продольного водоотвода проектная линия в выемках наносится с уклоном не менее 5 ‰, проектирование площадок в выемках не допускается. При нанесении проектной линии следует по возможности избегать мелких выемок большой протяженности, так как такие выемки обычно сырые и снегозаносимые
Проектную линию продольного профиля проектируют состоящей из прямолинейных участков и вертикальных кривых.
Наиболее сложно наносить проектную линию на участках размещения водопропускных сооружений. При этом необходимо пройти через контрольную точку малого искусственного сооружения (см. п.6.2), так как изменение этой отметки в сторону увеличения влечет за собой увеличение объемов земляных работ и длины искусственного сооружения для труб и высоты опор для мостов.
Над трубами расположение проектной линии может быть любое, но по возможности не выше минимально допустимой отметки бровки земляного полотна. При проектировании на переходах через узкие и глубокие овраги возможны чередования выемок и насыпей. В этом случае для проложения проектной линии используют секущую проектировку при помощи вертикальных выпуклых кривых с прямыми вставками. Высоты насыпей могут быть значительными, поэтому может возникнуть вопрос о замене размеров трубы на большее отверстие и увеличении ее длины.
При проектировании на пониженных участках в равнинной местности проектная линия над искусственным сооружением может быть в виде горизонтального участка или с небольшим продольным уклоном, но с учетом незатопляемости насыпи подходов. Высота насыпи должна быть определена с учетом возможного подпора воды. При ограниченной высоте насыпи устраивают трубы двух- или трехочковые на вертикальных вогнутых кривых.
Расположение малого моста на широкой пойменной части с неярко выраженными русловыми процессами (рисунок 6.2, б) позволяет смещать мост к одному из берегов долины с устройством искусственного русла водотока. Мост может быть расположен на вертикальной кривой или на прямом участке с уклоном до 30 о /оо. Для таких мостов на поймах высоту насыпи определяют согласно уровню расчетного горизонта воды РУВВ.
При проектировании малого моста возможен случай, когда проектная линия над мостом проходит в виде горизонтального участка, длина которого не меньше длины моста (рисунок 6.2, в). Две вертикальные вогнутые полуветви обеспечивают плавность проектной линии.
В переломы продольного профиля для обеспечения видимости, улучшения плавности и удобства движения вписывают вертикальные кривые. Вертикальные кривые устраиваются при алгебраической разности сопрягаемых уклонов более 2 ‰ на дорогах I, II категорий, более 5 ‰ – на дорогах III, IV и V категорий с дорожными одеждами усовершенствованного типа и более 20 ‰ – на дорогах IV и V категорий с дорожными одеждами переходного и низшего типов[1].
Алгебраическая разность сопрягаемых уклонов определяется в соответ-
Рисунок 6.2 – Примеры нанесения проектной линии у малых мостов
Рисунок 6.3 – К определению алгебраической разности сопрягаемых уклонов
Элементы вертикальных кривых определяют по таблицам [10] в зависимости от алгебраической разности смежных уклонов (частично они приведены в приложение Ж), а при отсутствии таблиц вычисляют по формулам:
— длина вертикальной кривой
где l1 и l2 – длины составляющих кривых, м (рисунок 6.4);
Rв – радиус вертикальной кривой м, который назначается не менее приведенного в таблице 6.2;
i1, i2 – величина уклонов смежных элементов продольного профиля в тысячных;
— тангенс вертикальной кривой
— пикетажное положение начала и конца вертикальной кривой
ПК НК = ПК ВУ – Т; | (6.9) |
ПК КК = ПК ВУ + Т, | (6.10) |
где ПК ВУ – пикетажное положение вершины вертикального угла, определяемое как точки пересечения прямых линий, имеющих уклоны i1 и i2;
— пикетажное положение вершины кривой (точка О, см. рисунок 6.4)
ПК ВК = ПК НК + l1; | (6.11) |
— превышения вершины вертикальной кривой ее над началом и концом
h1 = l1 2 /2Rв; | (6.12) |
h2 = l2 2 /2Rв; | (6.13) |
— высотная отметка вершины вертикальной кривой (для контроля определяется через начало и конец кривой)
Нвк = Ннк + h1; | (6.14) |
Нвк = Нкк + h2, | (6.15) |
где Ннк и Нкк – высотные отметки начала и конца вертикальной кривой, определяемые по продольному профилю.
Т а б л и ц а 6.2 – Минимально-допустимые радиусы кривых в продольном профиле
Расчетная скорость, км/ч | Наименьший радиус кривизны в продольном профиле, м |
выпуклой кривой | вогнутой кривой |
Примеры проектирования вертикальных кривых приведены на рисунке 6.5.
Порядок проектирования вертикальных кривых следующий:
1) определяют пикетажное положение вершины вертикального угла, как точки пересечения прямых линий, имеющих уклоны i1 и i2;
2) по формулам (6.7) и (6.8) определяют длину и тангенс вертикальной кривой (К и Т);
3) зная длину и тангенс кривой, вычисляют пикетажное положение начала и конца вертикальной кривой по формулам (6.9) и (6.10). В сетке продольного профиля в строке «Уклон и вертикальная кривая» условными обозначениями показывают начало, конец и длину вертикальной кривой (см. рисунок 6.5;
4) с использованием формулы (6.11) определяют пикетажное положение вершины вертикальной кривой, которое также фиксируется в строке «Уклон и вертикальная кривая», если вершина кривой находится в ее пределах, в противном случае – не фиксируется (рисунок 6.5);
5) определяются превышения и высотная отметка вершины вертикальной кривой по формулам (6.12) – (6.15);
6) уточняются отметки в промежуточных точках вертикальной кривой (пикеты и плюсовые точки), для чего определяются промежуточные превышения по формуле
| (6.16) |
где x – расстояние от вершины кривой до рассматриваемой точки, м (см. рисунок 6.4).
Ниже приведен конкретный пример проектирования и оформления в профиле вертикальной кривой.
Пример. В сопряжение спуска и подъема, имеющих соответственно уклоны 15 и 7 ‰ (см. приложение Д), необходимо вписать вертикальную кривую Rв = 5000 м (рисунок 6.6).
Алгебраическая разность сопрягаемых уклонов в соответствии с рисунком 6.3
о /оо.
Проектирование вертикальной кривой производится в последовательности, изложенной выше.
1) пикетажное положение вершины угла – ПК 38+70;
2) по формулам (6.7) и (6.8) определяем длину и тангенс кривой, м:
3) пикетажное положение начала и конца вертикальной кривой (см. формулы (6.9) и (6.10)):
ПК НК = ПК ВУ – Т = (ПК38+70) – 55 = ПК38+15;
ПК КК = ПК ВУ+ Т = (ПК38+70) +55 = ПК39+25;
4) пикет вершины вертикальной кривой
ПК ВК = ПК НК + l1 = (ПК38+15) + 75 = ПК38+90.
5) определяем высотные отметки начала и конца вертикальной кривой, превышения и высотную отметку вершины вертикальной кривой (формулы (6.12) – (6.15)):
Так как высотные отметки вершины вертикальной кривой, вычисленные через ее начало и конец, совпали, то расчет выполнен правильно.
Полученные отметки вписываем в соответствующую строку сетки продольного профиля;
6) уточняем проектные отметки в промежуточных точках. В данном случае – это ПК39:
Переломы продольного профиля выделяют сплошными линиями протяжением от проектной линии до верха профиля земли и от низа геологического профиля до верха сетки (см. приложение Д).
Рабочие отметки вычисляют как разность проектных отметок и отметок земли и записывают их над проектной линией в случае насыпей и под проектной линией в случае выемок.
Рисунок 6.5 – Примеры проектирования вертикальных кривых
Рисунок 6.6 – К примеру проектирования вертикальной кривой
На участках перехода насыпи в выемку вычисляют положение нулевых точек по формуле (см. рисунок 6.7)
| (6.17) |
где hн и hв – высота насыпи и глубина выемки соответственно на соседних пикетах, м;
Рисунок 6.7 – Схема к определению положения нулевой точки и начала кювета
В пояснительной записке необходимо привести описание проектной линии, при этом указать: принятые методы нанесения проектной линии, положение проектной линии относительно контрольных точек; обоснование проектируемых высоких насыпей и глубоких выемок; обоснование принятых радиусов вертикальных кривых; обеспеченность водоотвода в продольном профиле.
На продольном профиле условными обозначениями (см. приложение В)
показывают пересечения с железными и автомобильными дорогами, местоположение искусственных сооружений и т. д.
Проектирование кюветов
Кюветы треугольной и трапецеидальной формы устраивают в выемках, нулевых местах и на участках низких насыпей с необеспеченным нормальным водно-тепловым режимом (участки, где высота насыпи меньше глубины кювета). Они предназначены исключительно для водоотвода.
Глубину кювета назначают в зависимости от вида грунта и конструкции дорожной одежды. В данном курсовом проекте рекомендуется принять глубину кювета конструктивно: для песчаных грунтов – 0,4 м, для супесей – 0,6 м, для суглинков, глин – 0,8 м, для пылеватых грунтов – 0,9 м.
Для обеспечения продольного водоотвода дно кювета должно иметь уклон не менее 5 ‰, в исключительных случаях не менее – 3 ‰.
Проектирование кюветов состоит из проектирования продольного профиля дна кюветов и назначения укрепления кюветов:
В зависимости от величины уклона проектной линии возможны два случая проектирования продольного профиля дна кюветов.
1 Уклоны проектной линии на участке дороги, где необходим кювет, не менее 5 ‰.Тогда дно кювета располагается параллельно проектной линии ниже ее на глубину hк. Начало или конец кювета определяют по величине рабочих отметок насыпей и выемок в точках, расположенных слева и справа от нулевой точки по формуле (см. рисунок 6.7)
| (6.18) |
где hк – глубина кювета, м.
На профиле начало и конец кювета обозначают вертикальной линией, указывая справа и слева от нее расстояние до ближайших пикетов (см. приложение Д).
2 Уклоны проектной линии на участке дороги, где необходим кювет, менее 5 ‰.Такие участки могут быть на вертикальных кривых и на прямых. С целью обеспечения продольного водоотвода продольный уклон для кюветов должен быть не менее 5 ‰.В этом случае порядок проектирования продольного дна кювета следующий:
а) под вершиной выпуклой кривой (ниже ее на глубину hк) намечается водораздельная точка А (рисунок 6.8);
б) справа и слева от точки А на участках длиною l = imin R (imin = 5 ‰ или 3 ‰) вычисляются отметки дна кювета;
в) за пределами участков кювет проектируют параллельно бровке земляного полотна до выхода на поверхность земли.
На участках площадок или на элементах с уклоном менее 5 ‰ проектирование продольного профиля дна кювета осуществляется следующим образом:
а) намечается водораздельная точка на середине выемки при i = 0 или со смещением вверх от середины при 0 50 ‰.