Что такое рабочая программа педагога дополнительного образования
Положение о рабочей программе в учреждении дополнительного образования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Рассмотрено и принято
Протокол № от 2020 г.
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 года № 1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной ДООП.
— дать представление о практической реализации определенной ДООП;
— конкретно определить содержание, объем, порядок и технологии изучения ДООП с учетом целей и особенностей контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
— нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
— целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в практику деятельности детского объединения;
— определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания);
— процессуальная, то есть определяет последовательность усвоения элементов содержания;
— итоговая, то есть выявляет ожидаемый результат освоения программы обучающимися (требования к уровню подготовки обучающихся).
Технология разработки рабочей программы
Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе на каждый учебный год.
Проектирование содержания образования осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (направленности).
Рабочая программа должна быть рассчитана на часы, которые заложены в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, и соответствовать расписанию детского объединения.
Структура рабочей программы
Структура Программы является формой (Приложение 1) представления ДООП как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист – структурный элемент Программы, представляющий следующие сведения: полное название учреждения, информация о рассмотрении на научно-методическом совете (номер протокола и дата), об утверждении директором (номер приказа и дата), название рабочей программы, год обучения, возрастная категория обучающихся, номер группы, фамилия педагога, населенный пункт и год составления программы.
Пояснительная записка – структурный элемент программы, указывающий, на основании какой ДООП разработана данная рабочая программа, проясняющий цель и задачи обучения, ожидаемые результаты, этапы, сроки и формы контроля, характеристику группы, количество учебных часов, предпочтительные формы организации учебного процесса, режим занятий.
Учебно-тематический план – структурный элемент программы, включающий в себя название тем, количество часов на их изучение, включая теоретические и практические занятия.
Список литературы – структурный элемент программы, указывающий список источников, использованных при ее составлении.
Оформление рабочей программы
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения. Номер страницы ставится в правом нижнем углу листа.
Список литературы строится в алфавитном порядке по библиографическим нормам с указанием города и названия издательства, года выпуска.
Рабочая программа скрепляется и заверяется подписью директора и печатью образовательного учреждения.
Утверждение рабочей программы
Рабочая программа рассматривается на заседании научно-методического совета образовательного учреждения. Решением НМС рабочая программа одобряется к реализации или отправляется на доработку с указанием срока исполнения.
Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора образовательного учреждения.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть рассмотрены на заседании научно-методического совета образовательного учреждения.
Рабочая программа хранится в методическом кабинете, копия Программы находится на рабочем месте педагога дополнительного образования, который несет полную ответственность за реализацию Программы.
Образец оформления рабочей программы
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Рассмотрена и одобрена
Протокол № от 2020 г.
первый год обучения
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Фамилия, Имя, Отчество,
педагог дополнительного образования
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Название», первый год обучения, принятой на заседании педагогического совета, протокол № от 2020 г.
Программа имеет … направленность, т.к. реализуется в сфере …, … (указать вид или предметную сферу деятельности).
Цель программы, задачи (образовательные, р азвивающие, воспитательные)
Ожидаемые результаты, этапы и формы контроля.
Предпочтительные формы организации учебного процесса. Количество учебных часов. Режим занятий.
Методические рекомендации «Разработка рабочей программы педагога дополнительного образования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технология разработки рабочей программы……………………….…. 4
Приложение 1 (Титульный лист)………………………………………. 6
Приложение 2 (Учебный план) …………………………………………..7
Приложение 3 (Календарно-тематический план)……………………. 8
Приложение 4 (План воспитательной работы)……………………….…9
В МБО ДО Станция туристов разработано «Положение о документации педагога дополнительного образования», в котором указано, что документом, регламентирующим работу педагога в объединении, является рабочая программа педагога дополнительного образования на текущий учебный год. Для оптимизации деятельности педагога дополнительного образования были разработаны методические рекомендации по составлению рабочей программы и предложена ее структура.
Целью рабочей программы является разработка конкретной тактики деятельности, учитывающей все реалии: состав группы, возможности обучающихся, тематику учебного года, организационные и содержательные приоритеты работы детского объединения дополнительного образования. Она отражает особенности обучения в текущем году в соответствии с планом работы организации, расписанием занятий и количеством учебных недель в году. В рабочей программе педагог отражает выполнение дополнительной общеобразовательной программы в течение учебного года с учетом календарных сроков и организационных особенностей (например – каникул). В этом случае рабочая программа обеспечивает реализацию дополнительной общеобразовательной программы в полном объеме.
Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год для каждой учебной группы. Она является индивидуальным инструментом педагога дополнительного образования, с помощью которого он выбирает оптимальные и наиболее эффективные для каждого состава обучающихся (определенного детского объединения, определенной возрастной категории) содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенной в дополнительной общеобразовательной программе целью и результатами обучения, а также формы мониторинга и последовательность изучения тем.
В течение учебного года допускается корректировка рабочей программы. Изменения и дополнения в рабочую программу вносятся в Лист корректировки.
Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на основе реализуемой им дополнительной общеобразовательной программы.
Цель рабочей программы — планирование, организация и управление учебно-воспитательным процессом в детском объединении в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
определить содержание, объем, порядок реализации общеобразовательной программы дополнительного образования детей с учетом ее целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательной организации и контингента обучающихся;
разработать методы контроля и оценки усвоения общеобразовательной программы;
обеспечить успешность реализации программы и выполнение плана воспитательных мероприятий.
Структура программы включает в себя следующие элементы:
план воспитательной работы;
методическое обеспечение образовательного процесса;
формы мониторинга образовательной деятельности;
анализ выполнения рабочей программы.
актуальность изучения данного курса, его специфику. В пояснительной записке дается обоснование общеобразовательной программы, реализуемой в объединении, цель и задачи работы, характеристика детского объединения.
Учебный план – структурный элемент программы, составленный в виде таблицы, содержащий наименование разделов и тем программы, общее количество часов по разделу и теме, количество часов теории, практики, контроля (Приложение 2).
Календарно-тематический план – структурный элемент программы, составленный в виде таблицы, содержащий наименование темы каждого занятия, общее количество часов, количество часов теории, практики, контроля, дату проведения занятия (Приложение 3).
План воспитательной работы – структурный элемент программы, составленный в виде таблицы, в которую вносятся мероприятия воспитательной направленности, планируемые в работе детского объединения на учебный год (Приложение 4).
Методическое обеспечение образовательного процесса – структурный элемент программы, содержащий перечень методических разработок, используемых педагогом в течение учебного года (конспектов учебных занятий, методических пособий, рекомендаций, учебных пособий, дидактического материала).
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа рассматривается методическим советом, утверждается приказом директора МБО ДО Станция туристов ежегодно до 15 сентября.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы и утверждены подписью заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Методические рекомендации «Рабочая программа в системе дополнительного образования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение
центр творчества «Темп» г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
«Рабочая программа воспитания
в системе дополнительного образования»
В помощь педагогу дополнительного образования
Составитель: Большакова Л.Н., методист
«Рабочая программа воспитания в системе дополнительного образования»
Составитель: Большакова Л.Н., методист
Воспитание, осуществляемое в дополнительном образовании, очень значимо, так как охватывает весь образовательный процесс. Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества государства.
Назначение данных методических рекомендаций – помочь педагогу дополнительного образования в разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Основания для разработки воспитательного плана работы:
Основные задачи воспитательной работы:
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Структура рабочей программы воспитания педагога дополнительного образования
Календарный план воспитательной работы
Список использованной литературы
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Путин В.В отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ предлагается ввести механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. В такие программы планируется включить рабочую программу воспитания и календарный план.
Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с обучающимися.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
– создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности
Основания для разработки воспитательного плана работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основные задачи воспитательной работы:
Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования обучающихся;
Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
Развитие воспитательного потенциала семьи;
Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации
Гражданско-патриотическое воспитание : формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.
Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
— Воспитание познавательных интересов
Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.
Структура рабочей программы воспитания
педагога дополнительного образования
1. Характеристика объединения «_____________»
Деятельность объединения «_________» имеет ___________ направленность.
Количество обучающихся объединения «_______» составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от __ до __ лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
— создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания – пути достижения поставленной цели. Э то те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.
— способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
— развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
— способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
— формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Результат воспитания – это результат, достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые педагоги получили в процессе их воспитания.
Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).
3. Работа с коллективом обучающихся
— формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
— обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
— развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
— содействие формированию активной гражданской позиции;
— воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
4. Работа с родителями
— Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации)
— Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года)
— Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
на _________________ учебный год
Воспитание у обучающихся чувства уважения, внимания, чуткости к пожилым людям.
Рекомендуется включать в план воспитательной работы мероприятия разного уровня: учреждения, муниципалитета, всероссийские. Если они совпадают с датами занятий и соответствуют профилю образовательной деятельности, включайте эти мероприятия в свой план воспитательной работы.
Дополняйте таблицу своими мероприятиями по перечисленным выше приоритетным направлениям
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Литература для педагога:
Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2011.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
Рабочая программа воспитания педагога дополнительного образования+КТП
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Парус» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Рабочая программа воспитания
в системе дополнительного образования»
Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей……………………………….
Основания для разработки воспитательного плана работы.
Основные задачи воспитательной работы………………….
Приоритетные направления в организации воспитательной работы…………………………………………………………..
Структура рабочей программы воспитания педагога дополнительного образования………………………………..
Календарный план воспитательной работы ……………….
Список использованной литературы……………………….
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся были внесены поправки в Статье 2, пункт 2:
В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ воспитательной работы, входит в состав образовательных программ.
Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с обучающимися.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
– создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности
Основания для разработки воспитательного плана работы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20 марта 2018 года № 281 « Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Удмуртской Республики»
6. Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики № 427 от 05.04.2021 г.
Основные задачи воспитательной работы: Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности.
— Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования.
— Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования обучающихся.
— Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения.
— Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
— Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.
— Развитие воспитательного потенциала семьи.
— Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
— Развитие общей культуры учащихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми.
— Формирование у детей гражданско-патриотического сознания.
— Выявление и развитие творческих способностей, обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, секций; совместной творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей.
— Создание условий, направленных на формирование нравственной культуры, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
— Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-опасных явлений.
— Создание условий для активного и полезного взаимодействия МБОУ «ЦДТ» и семьи по вопросам воспитания учащихся
Приоритетные направления воспитательной работы в 2021 – 2022 учебном году
Направление воспитательной работы
Задачи работы по данному направлению
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию,экологическое воспитание)
Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
Формирование у воспитанников таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.
Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, Центра творчества, семьи.
Воспитание уважения к правам,свободам и обязанностям человека.
Духовно-нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)
Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
Формирование духовно-нравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании.
Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия.
Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения.
Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения.
Повышение психолого – педагогической культуры родителей.
(физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)
Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося.
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом.
(популяризация научных знаний, проектная деятельность)
Активная практическая и мыслительная деятельность.
Формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.
Формирование интереса к исследовательской и проектной деятельности, научной работе.
Выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся.
Реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии.
(воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии)
Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда. Формирование экологической культуры. Формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу.Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений
Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению.
Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся.
Организация мероприятий по профилактике правонарушений, табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма.
Реализация данных направлений предполагает:
• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования;
• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы:
Центра творчества и социума; Центра творчества и семьи.
· У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;
· Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;
· Организация занятий в объединениях дополнительного образования направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
· Повышено профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в кружках.
· Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
Структура рабочей программы воспитания
педагога дополнительного образования
Рабочая программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
1. Характеристика объединения «Юный журналист»
Деятельность объединения «Юный журналист» имеет социально-гуманитарную направленность.
Количество обучающихся объединения «Юный журналист» составляет 30 человек. Из них мальчиков – _12, девочек 18
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 14 до 15 лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
2. Цель, задачи и ожидаемый результат воспитательной работы
Цель воспитания – создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося
· Развитие общей культуры учащихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми.
· Формирование у детей гражданско-патриотического сознания.
· Выявление и развитие творческих способностей, обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, секций; совместной творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей.
· Создание условий, направленных на формирование нравственной культуры, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
· Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-опасных явлений.
· Создание условий для активного и полезного взаимодействия МБОУ «ЦДТ» и семьи по вопросам воспитания учащихся.
Ожидаемый результат воспитания – Планируемые результаты:
· У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;
· Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;
· Организация занятий в объединениях дополнительного образования направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
· Повышено профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в кружке.
· Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
Портрет выпускника МАУДО «ЦДТ»
· осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
· носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений;
· креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни;
· разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении;
уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего
3. Работа с коллективом обучающихся:
— обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
— развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
— содействие формированию активной гражданской позиции;
— воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
4. Работа с родителями:
— Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации)
— Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года)
— Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.