Что такое рабочая программа педагога

Положение о рабочей программе педагога

Что такое рабочая программа педагога. Смотреть фото Что такое рабочая программа педагога. Смотреть картинку Что такое рабочая программа педагога. Картинка про Что такое рабочая программа педагога. Фото Что такое рабочая программа педагога Ольга Качалка
Положение о рабочей программе педагога

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для структурного подразделения ГБОУ Самарской области СОШ №1 «ОЦ» им. Героя Советского Союза В. И. Фокина с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области детский сад «Колосок», реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (далее – ДОО).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. 26, п. 4, п. 5, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении № 22946 от 18.01.2012г., Уставом организации, Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 МОиН РФ от 17.11.2013 г.) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов ДОО.

1.3. Рабочая программа педагога – это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога).

1.4. Рабочая программа педагога разрабатывается на основе Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования «Островок детства» СП детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица.

1.5. Положение согласовывается на заседании педагогического совета ДОО и утверждается заведующим ДОО.

II. Цель, задачи и функции Рабочей программы педагога

2.1. Цель: обеспечение целостной, четкой системы планирования воспитательно-образовательной деятельности, повышения качества образования детей на каждом возрастном этапе, совершенствование работы педагогических кадров ДОО, достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования «Островок детства».

— повышение профессиональной компетентности педагогов через систематизацию воспитательно-образовательной деятельности в каждой возрастной группе;

— определение содержания, объема, порядка изучения каждого структурного компонента Рабочей программы педагога с учетом целей, задач, специфики воспитательно-образовательного процесса ДОО и контингента воспитанников.

— Нормативная: программа является документом, обязательным для исполнения в полном её объёме;

— Целеполагания: программа определяет цели и задачи реализации образовательных областей;

— Процессуальная: определяет логическую последовательность освоения программного содержания, организационные формы, методы, условия и средства;

— Аналитическая: выявляет уровни усвоения содержания дошкольного образования, критерии оценки развития воспитанников.

III. Порядок разработки Рабочей программы педагога

3.1. Рабочая программа составляется педагогом на учебный год.

3.2. Во всех возрастных группах, включая группу раннего возраста, рабочую программу разрабатывают оба воспитателя совместно со старшим воспитателем.

3.3. Рабочая программа обязательно должна согласовываться с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования «Островок детства» ДОО.

3.4. Рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей предметно-пространственной среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.

3.5. Специалисты ДОО (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) определяют содержание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают в данном учебном году.

3.6. Рабочая программа разрабатывается до 27 августа будущего учебного года.

IV. Структура Рабочей программы педагога

4.1. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, работающих в ДОО, и включает в себя структурные компоненты:

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

2.1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.6. Иные характеристики содержания Программы

2.7. Часть Программы, формируемая воспитателем

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3. Распорядок и/или режим дня

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.4.1. Примерное годовое тематическое планирование

3.4.2. Праздничный календарь и спортивный календарь

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

4. Дополнительный раздел

4.1. Краткая презентация Программы для ознакомления родителей

(законных представителей) детей

Возрастные или иные категории детей, на которых ориентирована Программа

Используемые примерные Программы

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

V. Оформление Рабочей программы педагога

5.1. Текст набирается в редакторе MS Word шрифтом Times New Roman, кегль 14 (в таблицах – 12, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом. Страницы Программы нумеруются.

5.2. Титульный лист считается первым и не подлежит нумерации.

5.3. На титульном листе указывается:

— гриф рассмотрения и утверждения Рабочей программы педагога;

— название рабочей программы с наименование образовательного учреждения (полностью);

— адресность (возрастная группа);

— сведения об авторе (авторах) (ФИО, должность, квалификационная категория);

— название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа, год разработки рабочей программы.

5.4. Все структурные компоненты Рабочей программы должны соответствовать требованиям ФГОС ДО (п. 2.8. – 2.13).

VI. Рассмотрение и утверждение Рабочей программы

6.1. Рабочая программа рассматривается на заседании педагогического совета на предмет ее соответствия Положению о рабочей программе. Решение отражается в протоколе заседания, на титульном листе рабочей программы (вверху слева) ставится гриф: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания педагогического совета №___, от «___» ___ ___ г.

6.2. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 01 сентября текущего года) заведующим ДОО.

6.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы со старшим воспитателем и утверждены заведующим ДОО.

6.4. При несоответствии Программы установленным требованиям, заведующий накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

VII. Контроль

7.1. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на воспитателей и специалистов ДОО.

7.2. Контроль за полнотой реализации рабочих программ возлагается на заведующего и старшего воспитателя ДОО.

VIII. Сроки реализации Положения

8.1. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения

8.2. Срок действия данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

IX. Хранение Рабочей программы

9.1. Срок хранения рабочей программы – 5 лет.

9.2. Первый экземпляр рабочей программы хранится у педагога. Второй экземпляр хранится в методическом кабинете ДОО.

Аннотация к рабочей программе по музыкальному воспитанию детей в ДОУ АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ музыкального руководителя Н. А. Гордеевой Рабочая программа по музыкальному образованию детей дошкольного.

Доклад к рабочей программе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса Доклад к презентации «Рабочая программа для детей 3-4 лет» Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «От рождения.

Фрагмент рабочей программы по программе «Детство» во второй младшей группе «Где прячется буква» Цель: Закрепить знания детей о гласных звуках, буквах, их звучании. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие, внимание, память,.

Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы педагога.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике (6 класс) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Приложение к рабочей программе по «Физическому развитию» КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ».

Учебно-тематический план к рабочей программе по ОО «Социально-коммуникативное развитие. Моя безопасность» Приложение 1. Учебно-тематический план 1 года обучения (5-6 лет) Сентябрь: Внешность человека может быть обманчива. Опасные ситуации: контакты.

Пояснительная записка к рабочей программе (старшая группа) Пояснительная записка Рабочая программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая Программы разработана в соответствии.

Разработка рабочей программы педагога в условиях введения ФГОС ДО На современном этапе в системе образования Российской Федерации большое значение придается дошкольному образованию, которое дети получают.

Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов –психологов ДОУ по освоение основных положений, понятий и принципов.

Источник

Консультация «Рабочая программа — нормативный документ в деятельности педагога»

Что такое рабочая программа педагога. Смотреть фото Что такое рабочая программа педагога. Смотреть картинку Что такое рабочая программа педагога. Картинка про Что такое рабочая программа педагога. Фото Что такое рабочая программа педагога Наталья Патенкова
Консультация «Рабочая программа — нормативный документ в деятельности педагога»

Ст. 55 Закона РФ «Об образовании в РФ» определяет право каждого обучающегося на получение качественного образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Механизмом обеспечения этого права на уровне педагога является его рабочая программа.

В статье 32 Закона РФ «Об образовании в РФ» закреплена компетенция и ответственность образовательного учреждения, а п. 2.7. определяет право и ответственность учителя на самостоятельную разработку рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Норма права всегда существует в контексте ответственности. Актуализация этой нормы, существовавшей с 1992 года (года принятия Закона РФ «Об образовании», произошла в связи с введением Государственного образовательного стандарта.

С появлением Государственного образовательного стандарта учитель обрёл свободу. Это большое доверие школе, педагогу. С 1992 года прекратили существование типовые программы, которые диктовали учителю, что преподавать, сколько часов на это потратить. Учитель был «загнан» в жесткие рамки. Но нельзя забывать, что выбор всегда ограничение и всегда ответственность. Требуется определиться в основаниях. При разработке рабочей программы такими векторами в выборе оснований для педагога являются требования ФК ГОС к уровню подготовки обучающихся и требования ФГОС.

Основная работа по освоению стандарта (и ФК ГОС, и ФГОС) педагогом происходит в период разработки рабочей программы.

Главное назначение рабочей программы – обеспечение гарантий по-лучения учащимися образования в соответствии с ФК ГОС и ФГОС, и учет специфики региона и ОУ.

В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен в виде идеи или концепции.

Современные примерные программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Они могут служить основанием для составления рабочих программ при условии, что педагогом проведена ревизия этих программ на предмет соответствия их ФК ГОС и ФГОС в части соответствия требованиям к обучающихся. Они зачастую избыточны и оставляют простор для педагога в отборе содержания.

Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым учителем в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины. Главное, проектирование рабочей программы позволяет учителю целостно видеть, анализировать собственную деятельность и выйти на уровень системной организации учебного процесса.

Стремление к совершенствованию образовательного процесса привело к необходимости переосмысления и изменения подходов к обучению в системе повышения квалификации на базовых курсах (как это было до 1990-х годов, которые ориентировали учителя преимущественно на репродуктивный стиль деятельности и не формировали способности системного видения организации образовательного процесса, потребности в творческой самореализации, в научно-исследовательском подходе к обучению и воспитанию школьников.

«С введением права образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы, с ориентацией российского образования на гуманистические тенденции проблема техно-логии разработки программ образовательных учреждений и индивиду-альных программ для учащихся, учитывающих их личностные особенно-сти (рабочих программ по учебным курсам, учитывающих специфику предмета, образовательного учреждения, личностных особенностей уча-щихся, стала достаточно острой».

Выделяют следующие основные функции рабочей программы:

Прогностическая функция. Рабочая программа задаёт предполагае-мый конечный результат обучения, эта функция является главной.

Функция оперативного изменения курса. Тщательная структуризация материала учебного курса на основе целей курса обеспечивает возмож-ность внесения изменений в курс непосредственно в процессе обучения без утраты его целостности.

Функция целеполагания. Цели курса определяют все основные ком-поненты курса.

Информационная функция. Рабочая программа представляет в сжа-той форме информацию общего характера о курсе, на основе которой формируется о нем общее представление.

Организационно-методическая функция. Рабочая программа содер-жит информацию об основных организационных формах учебного про-цесса и особенностях методики ведения занятий.

Контрольно-диагностическая функция. Рабочая программа включа-ет средства проверки степени достижимости учащимися в процессе обуче-ния заявленных целей курса.

Оценочная функция. Рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию о курсе, которая может быть использована для оценки качества данного учебного цикла, что важно при аттестации курса и для прогнозирования качества образования.

В соответствии с требованиями к курсу определяются цели курса, ко-торые в свою очередь определяют структуру, содержание, деятельность учащихся по изучению материала и содержание итогового контроля.

Что за документ рабочая программа? Какова её роль и назначение в учебном процессе и кто её автор? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо разобраться в толковании тезиса «программа» в системе образования.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

— общеобразовательные (основные и дополнительные);

— профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательная программа направлена на решение задач фор-мирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в об-ществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения професси-ональных образовательных программ.

На основе примерных программ создаются рабочие программы.

Рабочая программа может быть представлена как авторская программа, которая, учитывая требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.

Опираясь на приведенные выше определения, проведем иерархиче-ское разделение понятий.

Схема категориальной иерархии образовательных программ

Проектирование учебного процесса предусматривает определение уровня планирования программы. Анализ определений показывает, что в программе выделяются различные аспекты планирования и проблемы, которые возникают при проектировании. Уровень планирования программы взаимообусловлен основными положениями, общими для всех, независимо от специфики содержания образования и подхода, используемого составителем программы:

— соответствие нормативным требованиям

— рассматриваемые аспекты (методический, алгоритмический, содержательный и др.)

— компоненты и структура

На основании выше изложенного можно дать следующее определение рассматриваемому документу:

Определяемые требования к рабочей программе являются основой для его построения:

— преемственность в реализации содержания образования в начальной, средней и полной школе,

— гибкость тематического планирования, наличие резервов в способах обучения во избежание перегрузки учащихся,

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ГОС и ФГОС.

В чем отличие календарно-тематического планирования от рабочей программы педагога?

Календарно-тематическое планирование не учитывает индивидуаль-ных особенностей учащихся класса. Как правило, используется в течение 5 лет без изменений. Составляется по образцу.

Факторы, которые необходимо учитывать при составлении рабочей программы:

— целевые ориентиры и ценностные основания современного россий-ского образования и своего образовательного учреждения;

— состояние здоровья учащихся;

— уровень способностей детей и качество их учебных достижений;

— состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ.

Основные документы, необходимые для составления рабочей программы:

— Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент, 2004 г., ФГОС НОО, ФГОС ООО.

— Региональный (национально-региональный) компонент ГОС до-школьного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г.).

— Примерная учебная программа по предмету или авторская программа, на основании которых педагог готовит рабочую программу.

— Методические рекомендации для учителей по составлению рабочих программ;

— Образовательная программа школы

— Учебный план школы.

Рабочая программа по изобразительной деятельности «Аппликация» МБДОУ Детский сад №5 «Солнышко» Рабочая программа по учебной дисциплине «Изобразительная деятельность – Аппликация» Автор:.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда 1. Целевой раздел 1.1. Аннотация к рабочей программе учителя – логопеда Виноградовой С. В. Актуальность: В связи с тем, что в общеобразовательных.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура добрососедства» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей №17» муниципального образования городской округ Симферополь Республики.

Рабочая программа педагога МДОУ (старшая группа) Содержание I. Целевой раздел: 1. Пояснительная записка…1 1.1. Введение…1 1.2. Нормативно-правовая.

Рабочая программа педагога-психолога для детей дошкольного возраста «Релаксация» ПРОГРАММА «Релаксация» педагога-психолога Тулушевой Ю. Ю. Форма занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 мин. Основная форма занятий.

Рабочая программа социального педагога Пояснительная записка Актуальность программы: В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений.

Рабочая программа воспитывающей деятельности в 3–4 классе интерната Муниципальное Бюджетное Учреждение Общеобразовательная школа «Русскинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена на педагогическом.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности Рабочая программа кружка театрализованной деятельности Автор программы: Гринина Татьяна Андреевна Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации.

Источник

Из опыта создания рабочих программ учителем

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №8 имени Н.В.Пономарёвой»

Из опыта создания рабочих программ учителем

Выступление на школьном МО учителей гуманитарного цикла

Кузнецова Наталья Сергеевна

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.

Составление рабочих программ является, чаще всего, самой проблемной и трудоемкой частью процесса подготовки всей необходимой для работы документации, особенно для молодых учителей.

Во-первых, именно потому, что и оформление, и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам.

Во-вторых, потому, что этот процесс ограничен жесткими временными рамками. Специфика работы, перегруженность учителя в начале и в конце учебного года, необходимость вовремя сдать рабочие программы на утверждение приводят к тому, что заниматься их составлением приходится летом, во время отпуска.

В-третьих, одному учителю составлять, как правило, приходится несколько программ, по разным дисциплинам, для разных классов, по разным учебникам, которые иногда приходится изучать летом, чтобы к началу года сдать рабочую программу в учебную часть.

В-четвертых,даже если учитель имеет в наличии целый комплект рабочих программ, которые он разрабатывал несколько лет, их все равно приходится ежегодно изменять, модифицировать, переделывать, подстраиваясь под новые стандарты, новые требование, новые классы.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия.

Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами. Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

Закон «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

Таким образом, рабочая программа это:

нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету;

индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта;

как основной компонент образовательной программы общеобразовательного учреждения является средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;

статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);

образовательных потребностей и запросов обучающихся;

особенностей контингента обучающихся;

авторского замысла педагога.

В рабочей программе отражены, прежде всего, целевые ориентиры конкретного образовательного учреждения.

Основной целью рабочей программы является максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине:

а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);

г) изменения логики освоения содержания материала;

д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.

Задачи учебной рабочей программы:

Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;

Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:

Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

Наличие признаков нормативного документа.

Учет основных положений образовательной программы школы.

Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.

Системность и целостность содержания образования.

Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.

Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

программы по учебным предметам;

программы дополнительного образования;

программы элективных курсов;

программы факультативных занятий.

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;

в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.

Следует заметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

Примечание: во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.

Структура рабочей программы.

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

содержание учебного предмета, курса;

требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);

критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

список литературы (основной и дополнительной);

учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Титульный лист содержит:

наименование общеобразовательного учреждения;

грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;

фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;

название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;

указание класса, параллели, на которой изучается программа;

год составления программы.

Титульный лист – «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы: содержит наименование образовательного учреждения, а также название учебного предмета с указанием классов, в которых будет реализована программа, и года ее разработки. Кроме того, на титульном листе под наименованием учреждения располагаются гриф рассмотрения и принятия программы педагогическим (методическим) советом и гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе (составителях) программы с указанием должностей, а также сведения о рецензентах (внутренней и внешней рецензий) и прочие данные о внешней экспертизе программы, например результаты рассмотрения программы на районном (городском) методическом объединении учителей физической культуры. Также следует указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.

В пояснительной записке к программе должны быть отражены:

место учебного предмета «русский язык» в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;

цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в формировании двигательных умений и навыков, ключевых компетенций;

Новизна и отличия рабочей программы от примерной: краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;

особенности организации учебного процесса по русскому языку и литературе в конкретном образовательном учреждении (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года;

сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;

внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;

УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);

педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» отражаются:

основные идеи и система ценностей, формируемые учебными предметами «Русский язык», «Литература»;

конечная система знаний, способов деятельности;

перечень формируемых умений и навыков ;

перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.

Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.

В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся.

При заполнении учебно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, учебно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

Форму учебно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.

Учебно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:

– Наименование раздела программы и количество часов на раздел.

– Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана.

– Темы отдельных уроков, расположенные в очередности и в соответствии с логикой изучения учебного материала.

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.

Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием (тест, самопроверка, взаимопроверка, работа по карточкам и т. д.).

Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).

Домашнее задание. По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.

Дата проведения. При составлении учебно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.

Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы.

Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ государственного образовательного стандарта. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения:

название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение;

требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть сформированы в результате освоения данной темы (например, обучающийся должен «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь опыт», «демонстрировать»);

содержание учебного материала (понятия, двигательные действия, подлежащие освоению, и др.).

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел «Контрольно-измерительные материалы» включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний обучающихся на предварительном, промежуточном и итоговом этапах изучения предметов «Русский язык», «Литература».

Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.

Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.

В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы органов управления образованием, перечень необходимого для реализации программы учебно-спортивного инвентаря и оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе.

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы.

Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.

Оборудование, методические и дидактические материалы и др.

В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.

Примерный алгоритм составления рабочей программы

Изучить материал примерной программы, рекомендованной (допущенной) компетентными органами.

Провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем), распределить содержание образования по годам обучения.

Расширить исходя из представленных академических свобод содержание разделов и тем примерной программы.

Дополнить требования к уровню подготовки учащихся.

Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки уровня подготовленности учащихся, а также оценки теоретических знаний и методических умений.

Внедрение рабочей программы

Первый этап. Рабочая программа подлежит обязательной экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании школьного методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00. Руководитель МО (подпись). Расшифровка подписи. Дата. Если в школе менее трех учителей-предметников, то рабочая программа согласовывается на заседании районного (городского) методического объединения.

Если в рамках внутреннего рецензирования были сделаны замечания и пожелания, то программа отправляется на доработку.

Рецензируемая рабочая программа должна удовлетворять следующим условиям:

отвечать современным методическим требованиям, предъявляемым к программным документам в отношении структуры и оформления;

иметь признаки локального нормативного документа, т.е. учитывать основные положения образовательной политики учреждения;

обеспечивать последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания учебного предмета;

обеспечивать полноту раскрытия целей обучения

Второй этап. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе (далее УВР) на предмет соответствия программы учебному плану ОУ и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне и представляется к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете школы перед началом учебного года, где она может быть принята или отправлена на доработку. По решению педагогического (методического) совета рабочая программа может быть направлена для проведения процедуры внешнего рецензирования.

На последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

При использовании данной программы без внесения каких-либо изменений в последующие годы достаточно проведения внутренней экспертизы.

Третий этап. В случае положительного заключения педагогического (методического) совета школы рабочая программа утверждается руководителем образовательного учреждения и заверяется печатью (на титульном листе (вверху справа): «УТВЕРЖДАЮ». Директор (подпись). Расшифровка подписи. Дата.). Этот этап устанавливает статус рабочей учебной программы как локального нормативного документа. Рабочая программа после утверждения хранится у педагогического работника, заместителя директора по УВР и предъявляется при подготовке и проведении внутришкольного контроля за состоянием преподавания учебного предмета.

Следует особо подчеркнуть, что при составлении рабочей учебной программы на основе примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами, учитель выполняет функции составителя, что не предполагает присвоение ему авторского права на материал программы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *