Что такое работа в цифровых проектах в госсекторе
4 мифа о работе ИТ-специалиста в госсекторе
Вокруг работы в госсекторе существует много мифов: зарплаты 20 тысяч рублей, неадекватное руководство, семь кругов ада для согласования, а про agile никто не слышал. Откуда взялись эти мифы, и что из них правда, а что нет, рассказывает Константин Черников, HR-директор Центра цифровой трансформации — ИТ-компании внутри Министерства цифрового развития Татарстана.
Сначала немного экспозиции и закрепления очевидных вещей: как ни крути, но айтишников мало, а вакансий для них — много. Поэтому они могут выбирать сферу, работодателя и условия, а не соглашаться с первым попавшимся вариантом и трудиться за МРОТ. Когда базовые потребности вроде нормальной зарплаты закрыты, айтишник выбирает работу, исходя из интересных задач, конкретных видимых результатов и пользы, которую он может принести.
В ИТ, как и везде, существуют свои тренды и мода. Сначала все ринулись в крипту. Потом — финтех. Далее — бигдата, VR и прочие модные штуки. Но госсектор обычно никто не воспринимает как реальный вариант. Хотя именно там сейчас самые интересные задачи, новейшие технологии и стабильный бюджет, но сам госсектор окутан дымкой из мифов. Ниже — те сомнения и возражения, которые мы слышим от кандидатов, и наше мнение о них.
«В госухе бесполезная работа»
Есть миф, что в госсекторе придется делать работу ради работы. Даже если глобально польза от кода есть, из-за растянутых процессов и долгого запуска все кажется нудным и бесполезным.
Эта проблема есть в любой сфере, и в каждой из них есть подобные задачи. Да и сотрудники разные: кому-то нравится сидеть за компом, чтобы никто не трогал, а кому-то нужно общаться с людьми и выяснять их потребности. Кому-то нравятся быстрые задачи и быстрые победы, кому-то — взять legacy и неспешно переписать часть кода, который был разработан другой командой. А есть джуны, которые вообще на все готовы.
Важно понимать, что почти любой результат в государственном проекте будет виден. Ну, по крайней мере, у нас так: мы стараемся, чтобы бабушки могли проще получать медицинскую помощь, семьи — субсидии на ребенка. Каждый сможет увидеть, а часто и воспользоваться тем продуктом, который он сам разработал
Например, сейчас мы разрабатываем технологию для оплаты ЖКУ и других госуслуг с помощью чат-бота.
Отсутствие гибких подходов
Часто говорят, что в государстве «кровавый enterprise», установленные сроки и вообще умри, но сделай все по регламенту. Конечно, это ужасно на фоне идеальных ИТ-компаний, где можно использовать один подход, понять, что он нерелевантен, и попробовать другой. А потом и третий, и десятый — и так, пока не кончатся деньги
Но суть в том, что сейчас государственные структуры отдают на откуп специально нанятым экспертам выстраивание внутренних процессов.
Хотя внутренние процессы выстраивают сами айтишники, есть большая проблема, которую как раз и решает Центр цифровых технологий — это нагромождение законных и подзаконных актов, которые не дают вести нормальную разработку ИТ-продуктов.
Вот реальная ситуация: мы хотим, чтобы субсидия приходила через мобильное приложение сразу на счет жителя Татарстана. Но есть условный закон 1993 года, который гласит, что эта субсидия должна быть выдана рублями в кассе по предъявлению бумажки с тремя синими печатями. И все — оцифровывать нельзя. Тут нужен бизнес-аналитик со стороны государства, который выстраивает процесс и инициирует изменение законодательного акта.
Чтобы иницировать только те проекты, которые приносят пользу населению, ЦЦТ разработал критерии проектной деятельности. Любая инициатива оценивается с точки зрения охвата и социальной значимости. Критерии легли в основу распоряжения кабинета министров РТ по проектной деятельности, которое позволяет подходить ко всем инициативам министерств как к нормальным IT-проектам.
Теперь любая инициатива проходит предпроектное обследование, и получается сформулированная задача, которую можно оцифровывать и реализовывать.
Есть еще одно сито — технологическое: продукты должны уметь обмениваться данными, быть масштабируемыми и, при необходимости — кроссбраузерными и кроссплатформенными. До принятия распоряжения о проектной деятельности системы вообще никак не общались и дублировали друг друга, поэтому сейчас одна из задач ЦЦТ— создать единый цифровой ландшафт, на котором можно без проблем поднять любой проект без шаманства.
Устаревший стек технологий
Да, он действительно есть. Но есть структуры, готовые его менять. Но суть даже не в этом: сейчас большая часть государственных услуг предоставляется на бумаге, поэтому устаревшего кода просто нет. Вообще никакого кода нет. Поэтому специалисты могут использовать самые новые технологии и языки программирования, чтобы это сделать.
Тому же порталу госуслуг в Татарстане уже 10 лет, и некоторые называют его устаревшим. Но мы следуем правилу: «пока работает — не трогай». Конечно, написано все не на коболе, но развитие идет: совершенствуются и бизнес-процессы, и технологическая база.
Неадекватное руководство
На собеседованиях я иногда слышу такие истории: «В этой фирме было неадекватное руководство, начальник забегал в офис каждые полчаса и проверял, работаю ли я, кидался матом и чем потяжелее». Но опять же — эта проблема встречается повсеместно.
Мы понимаем, что от директора зависит многое. Как говорят, «приходят в компанию, а уходят от руководителя». Вот наше видение того, каким должно быть начальство, от которого не уйдут.
Идеальный руководитель сам должен быть погружен в ИТ: не быть «уверенным пользователем ПК», а знать R, работать с большими данными и быть в курсе последних изменений в сфере ИТ.
И что теперь, бежать в госуху?
А почему бы и нет. Мы не футурологи, а обычная ИТ-компания в госсекторе, но, вероятно, госсектор сейчас становится самой привлекательной сферой для ИТ и повторяет тот путь, который раньше проделали банки и финтех в целом. Смотрите сами:
Государственный персонал рано или поздно будет переходить на аутсорс. Нет единой компетенции «государственное управление» — это набор компетенций, которые постоянно меняются. Поэтому нет смысла выращивать каких-то специальных ИТ-специалистов для работы в государственном секторе — государство будет привлекать вендоров и создавать инхаус-команды из специалистов с рынка.
Государство становится сервисом. Существует четыре стадии цифрового развития государственных услуг:
Бумажная. Приносишь бумажку и получаешь бумажку;
Частично оцифрованная. Приносишь бумажку, получаешь документ на email;
(мы где-то здесь)
Цифровая. Все онлайн;
Предиктивная. Без вмешательства человека — ребенок родился, и он уже записан в детский сад, а мама получает выплату.
Вот как раз третью и четвертую стадию мы и стараемся приблизить, а для этого всегда нужны классные сотрудники. Сотрудники, которые не верят в мифы.
Какие требования к сотрудникам предъявляет госсектор в условиях цифровой трансформации
«В этой ситуации у нас оказался единственный выход – надо учиться переосмысливать то, что было сделано мировой экономико-математической наукой, и тщательно изучать практический опыт нашего государства» Н.Н. Моисеев,
советский математик, 1994 г.
Работа в федеральных органах исполнительной власти традиционно рассматривается значительно шире, чем просто работа. Это скорее образ жизни. Не секрет, что работа на государственной службе сильно отличается по условиям и принципам от работы в коммерческих структурах. В этой статье мы постараемся сделать обзор основных требований, предъявляемых к соискателям на позиции в подразделения цифровой трансформации федеральных исполнительных органов.
С середины 2020 года наш Кадровый центр принял в работу около 100 заявок на содействие в подборе специалистов в подразделения цифровой трансформации. Эксперты Кадрового центра проанализировали полученные заявки на предмет требований к опыту работы, профессиональным и личностным компетенциям и сформировали четыре основные группы.
К каждой из этих групп вакансий работодатели предъявляют отдельные требования, но есть и общие для всех госслужащих: на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, к специалистам указанного профиля предъявляются требования в части формирования профессиональных и личностных компетенций и развития компетентности в цифровой сфере.
Группа вакансий руководители высшего звена
К руководителям высшего звена предъявляются высокие требования в части профессиональных и личностных компетенций и наличия необходимого опыта:
В зависимости от ФОИВ дополнительные требования могут быть следующими: высшее образование в сфере информационных технологий, опыт реализации масштабных проектов с определенной спецификой; опыт создания платформенных решений; опыт создания продуктов и сервисов; опыт работы региональным министром по цифровой трансформации и пр.
Для руководителей высшего звена часто предъявляется требование к значительному опыту на госслужбе. Однако встречаются вакансии, где важен опыт реализации масштабных IT-проектов без предъявления требований к работе именно в госсекторе. Для кандидатов важно дополнительное образование по профилю цифровой трансформации, проектному управлению, опыту внедрения гибких методологий.
Соискатели на ключевые позиции должны быть готовы пройти глубинное собеседование по профессиональным компетенциям, предъявить наработки по проектной деятельности и презентовать реализованные проекты.
Группа вакансий начальники и заместители начальников отделов
Из общих требований к кандидатам на позиции начальник отдела, заместитель начальника отдела следует отметить:
В этой группе вакансий широкая вариативность профессиональных требований в зависимости от сферы деятельности.
К примеру, для начальников в сфере информационной безопасности необходим серьезный опыт в области применения цифровых технологий: средств и методов информационной и кибербезопасности (цели и задачи защиты информации, модель угроз, процессы информационной безопасности, внешние и внутренние источники угроз; средства и методы защиты информации; IT-системы, обеспечивающие информационную и кибербезопасность; меры противодействия целенаправленным внешним воздействиям). На данной позиции предпочтение отдается соискателям с опытом работы в коммерческих структурах, но крайне важным фактором является наличие IT-образования и дополнительных курсов по информационной безопасности.
Для начальников отдела эксплуатации требуется специфические знания в области развития IT-структуры: знание и применение технической документации, выстраивание технологических стеков, применение инфраструктурных технологий и развитие систем хранения данных. Как и d предыдущем примере здесь ценным будет опыт в бизнес-структурах, но образование в сфере информационных технологий является обязательным требованием.
К большинству вакансий на позицию начальник и заместитель начальника отдела предъявляется требование к опыту по работе с информационными системами, сопровождению процесса проведения государственных закупок. Очень часто на такие позиции берут соискателей с образованием в сфере государственного и муниципального управления либо кандидатов из бизнеса, но с опытом реализации подобных проектов.
Есть и специфические требования. К примеру, опыт проведения аудита в области цифровой трансформации. На рынке труда таких специалистов крайне мало, поэтому наши эксперты тщательно изучают все профессиональные компетенции кандидата в части практического применения смежного опыта. Конечно же, на такой позиции очень важен опыт работы в государственных структурах.
Руководители в сфере управления данными – это крайне ценные специалисты. Как правило, в России с данными работают телекоммуникационные организации либо банки. Не секрет, что уровень заработных плат в этих компаниях несравненно выше, чем в госструктурах. Поэтому к специалистам с подобным опытом практически не предъявляется дополнительных требований, кроме общих для всех госслужащих. Основной профессиональной компетенцией таких специалистов является управление и использование данных.
На большинство позиций группы вакансий начальник и заместитель начальника отдела могут претендовать соискатели как из государственного, так и из коммерческого сектора. Важным требованием является наличие опыта реализации проектов и желание работать на госслужбе.
Группа вакансий ведущие специалисты, специалисты, советники, консультанты
Требования к соискателям по этой группе вакансий сильно отличаются в зависимости от сферы деятельности и конкретного ФОИВ.
На позиции ведущих специалистов и советников большинство государственных организаций предъявляют требования к опыту работы по специальности и наличию высшего образования в сфере информационных технологий. А для специалистов и консультантов требование к высшему образованию в IT-сфере не всегда обязательное условие.
В части профессиональных компетенций соискателей работодатели выделяют опыт применения цифровых технологий, а вот среди личностных компетенций хотят видеть развитый эмоциональный интеллект, коммуникативность, нацеленность на результат, креативность. Довольно часто делается акцент на умении взаимодействовать и готовности к командной работе. Поэтому на собеседованиях в первую очередь задают вопросы об опыте групповой работы, умении сохранять конструктивность и работоспособность в ситуациях активной, масштабной и разноплановой работы. Именно умение взаимодействовать, развитый эмоциональный интеллект и желание учиться может стать решающим фактором при выборе кандидата, даже при отсутствии специфического опыта работы.
Из дополнительных требований можно отметить опыт работы с информационными системами, знание госстандартов (ГОСТ 5, ГОСТ 19, ГОСТ 34), знание концепции открытости ФОИВ.
Довольно часто в госструктуру берут выпускников вузов по специальностям и направлениям подготовки в IT-сфере, молодых аналитиков / системных аналитиков из коммерческих структур либо специалистов, которые занимались разработкой сервисов портала ГосУслуг, согласованием ТЗ к информационным системам. Следует отметить, что на данных позициях соискателей ожидает стремительный рост при соответствующем проявлении своего потенциала. Это может быть карьерный рост как внутри организации, так и переход в другой ФОИВ со значительными изменениями в заработной плате и масштабности проектов.
Наши эксперты внимательно отслеживают судьбу подобранных кандидатов и часто узнают об их карьерных изменениях сразу после окончания установленного испытательного срока.
Группа вакансий специалисты узкого профиля
Специалисты узкого профиля в области цифровой трансформации на госслужбе начали появляться относительно недавно.
Работодатели довольно часто обозначают желание брать кандидатов с подобным опытом именно из коммерческого сектора. Как правило, в бизнес-структурах необходимые процессы уже выстроены, и требуемые специалисты обладают хорошим опытом участия и(или) реализации масштабных проектов. Не секрет, что уровень заработной платы соискателей из коммерческих структур может отличаться в 2-3 раза по сравнению с ГосIT. Но, тем не менее, IT-специалисты узкого профиля готовы идти в госсектор. И причин для этого достаточно: возможность участвовать в проектах федерального масштаба, быстрый карьерные рост, дополнительное обучение, новые интересные знакомства и связи, стабильность. Кроме того, наши эксперты отмечают у таких кандидатов желание реализовать гражданскую позицию, возможность применить ценный опыт именно для развития и на благо общества.
К специалистам узкой квалификации предъявляются предметные требования, необходимые для реализации поставленных задач.
Среди личностных компетенций работодатели выделяют креативность, нацеленность на результат, критичность, иногда клиентоцентричность.
К примеру, для позиции архитектор бизнес-процессов обязательным требованием является опыт работы бизнес-архитектором или бизнес-аналитиком на масштабных проектах, знание методологий описания бизнес-процессов. Желательно наличие сертификата Togaf.
Для scrum-мастера важен опыт внедрения, продвижения и развития гибких методологий по управлению проектами, agile-подход и готовность к работе в госструктуре.
Для технического писателя необходим опыт работы с ГОСТ 5, ГОСТ 19 и ГОСТ 34.
А дата-аналитик должен владеть языком Python и аналитическими навыками. Подробно о требованиях к этой вакансии можно почитать в нашей статье.
Довольно часто для специалистов узкого профиля в госструктурах создаются необходимые условия для привлечения на работу: устанавливаются заработные платы по уровню рынка, предоставляется возможность работать удаленно, внедряются гибкие методологии.
Как правило, по кандидатам – специалистам узкого профиля принимаются быстрые решения. Джоб-оффер можно получить прямо на собеседовании.
Заключение
В условиях цифровой трансформации сфера ГосIT крайне заинтересована в высококвалифицированных, опытных IT-специалистах. Но с учетом масштабности государственных цифровых проектов к таким специалистам, помимо профессиональных и общих управленческих навыков, предъявляются особые требования, связанные с высокой степенью ответственности за результаты работы.
ФОИВы готовы брать людей как с опытом госслужбы, так и из бизнеса. Ключевым требованием при отборе зачастую выступает именно наличие хорошего «цифрового» опыта специалиста.
Вообще вопрос требований к специалистам в сфере цифровой трансформации госслужбы является весьма актуальным. В марте 2020 года в Москве прошла конференция TAdviser IT Government Day 2020. Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС вела жаркую дискуссию с представителями органов власти на тему «Кадры для цифровой экономики». На вопросы подбора и оценки кадров для ФОИВ отвечали чиновники из сферы цифровой трансформации. Одним из наиболее актуальных была тема «Откуда берутся те лучшие кадры, которые необходимы для цифровизации госсектора».
Наш Центр оценки и кадрового развития специалистов в области цифровой трансформации играет важную роль для обеспечения ФОИВ перспективными, высококвалифицированными, мотивированными к профессиональному развитию руководителей и специалистов в сфере IT и цифровой трансформации.
Специалисты, желающие развиваться в сфере цифровой трансформации, могут подать заявку на отбор в Кадровый реестр.
Наталья Карташева,
эксперт Кадрового центра
Цифровая трансформация госсектора: как покончить с бюрократической рутиной
Правительство утвердило параметры оптимизации штатов федеральных органов власти. Изменения затронут 45 министерств и ведомств. Об этом говорится в постановлении кабмина, опубликованном 28 декабря. Ранее свои предложения по реформе госаппарата изложила Высшая школа экономики в докладе «Ответ на вызовы цифровизации: госуправление, основанное на данных, «штабная» модель управления и структурный маневр в численности госслужащих».
В результате оптимизации, которую проведет правительство, сократят 74 подразделения, выполняющие обеспечивающие функции. Планируется также сократить 37 заместителей руководителей федеральных органов. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда.
«Система государственного управления должна стать современной и более функциональной. Без пересечений и с четко разграниченными сферами ответственности», – отметил заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко (его слова приводятся в сообщении на официальном сайте кабинета министров). Будут исключены конструкции, которые увеличивают административные издержки, снижают оперативность и качество решений, а главное – размывают ответственность.
Реформу госаппарата Правительство анонсировало в ноябре 2020 года. Она нужна для того, чтобы повысить оперативность и качество принимаемых решений, сделать систему госуправления способной эффективно выполнять задачи по достижению национальных целей развития. НИУ ВШЭ в декабре опубликовал доклад, в котором проанализированы возможности и направления административной реформы. Эксперты Вышки полагают, что этот этап административной реформы должен проходить на основе цифровизации и «умной оптимизации» персонала, когда рутинные операции автоматизируются, в том числе с помощью искусственного интеллекта, и одновременно усиливаются компетенции ведомств, связанные с их основным профилем, а эффективность процесса подготовки и принятия решений повышается благодаря использованию больших данных. Аппарат правительства, центральные аппараты министерств и ведомств должны при этом стать мозговыми центрами, think tank.
«В феврале премьер дал поручение об оптимизации численности госслужащих. Этим занялся аппарат правительства, также свои оценки попросили дать Высшую школу экономики. Мы провели масштабный опрос всех 52 федеральных органов власти, которые подчиняются кабинету министров. Отвечали все структурные подразделения, всего – около 2 тысяч человек, нами было проанализировано порядка 26 тысяч функций. По сути, мы дали по каждому госоргану полную выкладку, какое направление перегружено, а какое недогружено», – рассказывает директор Центра развития государственной службы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Николай Клищ.
В целом получилось, что много людей (до 40%) заняты обеспечивающей функцией, например, бюджетированием. А на профильные функции численности как раз не всегда хватает, говорит он. Кроме того, зачастую на работу набираются много специалистов среднего уровня, при этом все равно ощущается нехватка персонала младшего звена и зачастую переизбыток руководителей.
Эксперты оценили, где есть резервы для сокращения и перераспределения численности госслужащих для проведения «умной оптимизации». С учетом вакансий авторы доклада считают возможным сократить 6,8 тысяч госслужащих в федеральных органах исполнительной власти.
«Нельзя сокращать бездумно, лишь бы сократить. Иначе может сложиться ситуация, когда единственные специалисты, которые тянут все на себе, попадут под сокращение, а все начальники – останутся. Может быть и не увольнение, а перераспределение функций между госслужащими. Это позволит им стать содержательнее, лучше и принимать решения», – отмечает Николай Клищ.
Цифровая трансформация, сокращение рутинных операций и переход на выработку решений на основе использования больших данных, – ключевые пункты предложений экспертов Вышки. «Главный вызов цифровой трансформации – смена управленческой парадигмы и переход к управлению, основанному на данных», – говорит старший научный сотрудник Центра анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Наталья Дмитриева.
Но новые амбициозные цели и серьезнейшие задачи по цифровой трансформации госсектора в России не могут быть реализованы с помощью инструментов и методов, применявшихся в госуправлении в конце 90-х годов прошлого века, кадрами, не обладающими ни знаниями, ни компетенциями для использования современных цифровых и управленческих технологий. Наталья Дмитриева подчеркивает, что сегодня внутри федеральных ведомств очень остро стоит задача усиления аналитической составляющей по большинству исполняемых функций госрегулирования и выработки государственной политики. Кроме того, необходим системный надведомственный механизм для проведения глубокой аналитики разрабатываемых федеральными ведомствами решений и с возможностью формировать независимое и компетентное мнение по содержательным вопросам по всему спектру повестки социально-экономического развития.
Рост располагаемых данных в распоряжении власти должен обеспечиваться развитием экспертно-аналитической, модельной и прогнозной составляющих в «штабах» государственного управления – прежде всего в Аппарате Правительства и центральных аппаратах федеральных министерств. «Во многих департаментах аппарата правительства в настоящий момент отсутствуют возможности для глубокой экспертизы решений из-за перегруженности «текучкой». В результате аппарат критически зависит от предложений ведомств. Необходимы дополнительные ресурсы и компетенции для подразделений Аппарата, особенно тех, где сосредоточено регулирование и координация нескольких отраслей», – поясняет директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Андрей Жулин.
При разработке предложений авторы доклада проанализировали опыт цифровой трансформации, который проводили крупные бизнес-структуры, а также практику реформ в других странах. «Реформирование государственной службы, госаппарата в существенной мере может основываться на том опыте по цифровой трансформации, который есть в российском бизнесе», – считает директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев.
Он отмечает, что опыт бизнеса показывает: успех трансформации принципиальным образом зависит от наличия лидера, наличия штаба, который руководит этими изменениями. К числу других вызовов относятся: необходимость внедрения новой цифровой культуры в госорганы, переход на гибкие формы управления коллективами, перестройка иерархии целей, реализации всех трансформационных проектов в пакете, поскольку отдельные меры не работают.
«Нам нужно срочно повышать конкурентноспособность систем государственного управления, потому что как не посмотришь – очень часто проблема именно в неэффективном госуправлении. И оно неэффективно как раз от того, что сильно погрязло в рутинах и уже не может успевать за жизнью, за новыми данными, за новыми направлениями развития экономики», – резюмирует Юрий Симачев.