Что такое раек в литературе

Значение слова «раёк»

Что такое раек в литературе. Смотреть фото Что такое раек в литературе. Смотреть картинку Что такое раек в литературе. Картинка про Что такое раек в литературе. Фото Что такое раек в литературе

1. Вид народного зрелища на ярмарках в 18—19 вв. — ящик с отверстиями, снабженными увеличительными стеклами, через которые зрители рассматривали вращающиеся внутри картинки, а также показ таких картинок, сопровождавшийся шутливыми пояснениями в рифмованной прозе. Райком кормился дедушка, Москву да Кремль показывал. Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. [Данила Григорьич:] В старину, бывало, на перекрестках шарманки игрывали, али кто раек показывал: извольте, город Париж, как доедешь, угоришь. И. Горбунов, Самодур.

2. Лит. Рифмованный монолог на злободневную тему, преимущественно сатирический, изобилующий народными идиомами, прибаутками и т. п. [Гриша Мальцев] для самодеятельности делал райки и частушки на местные темы. Горбатов, Перед войной.

3. Разг. устар. Верхний ярус театрального зала; галерка. [Автор пьесы:] Я бы желал теперь вдруг переселиться в ложи, в галереи, в кресла, в раек, проникнуть всюду, услышать всех мненья и впечатленья. Гоголь, Театральный разъезд. В театре был «весь Тифлис» — военные, чиновники, богатейшие люди города, а в райке, на галерее — учащаяся молодежь. Никулин, Федор Шаляпин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РАЁК, райка́, м. 1. Ящик с передвижными картинками, показываемыми через многогранные увеличительные стекла, показ к-рых сопровождается произнесением комических прибауток (истор. театр.). Раек тешит толпу слушателей самодельными остротами. Кокорев. Райком кормился дедушка, Москву да Кремль показывал. Некрасов. || Кукольный театр (истор. театр.). 2. Лубочная юмористка в форме мерной рифмованной речи (театр., лит.). 3. Галёрка, верхние места в театре под потолком

В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит. Пушкин. || собир., только ед. Зрители, занимающие галёрку (разг. устар.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. река в России ◆ Раёк — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.

1. истор. театр. ящик с передвижными картинками, показываемыми через многогранные увеличительные стекла, показ которых сопровождается произнесением комических прибауток ◆ Раёк тешит толпу слушателей самодельными остротами. Кокорев ◆ Райком кормился дедушка, Москву да Кремль показывал. Некрасов

3. театр. филол. рифмованный, преимущественно сатирический, монолог на злободневную тему, по стилю напоминающий раёшник

4. разг. устар. галёрка, верхние места в театре под потолком ◆ В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит. Пушкин

5. ед. ч. собир. устар. разг. зрители, занимающие галёрку

6. устар. радужная оболочка глаза ◆ …и с глазами такими черными, что на них нельзя было различить зрачка от райка Куприн, «Яма», 1909–1915 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое раек в литературе. Смотреть фото Что такое раек в литературе. Смотреть картинку Что такое раек в литературе. Картинка про Что такое раек в литературе. Фото Что такое раек в литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лорд-мэр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

раёшный стих, раёк

Полезное

Смотреть что такое «раёшный стих, раёк» в других словарях:

раёшный стих — акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках (см. Балаган и Раёк), народных драмах, подписях под лубочными картинками, был распространён в русской поэзии XVII XVIII вв.; позднее встречается в стилизациях («Сказка о попе … Энциклопедический словарь

Раёшный стих — в рус. стихосложении акцентный стих с парной рифмовкой, в к ром рифмующаяся пара обычно составляет синтаксич. единство; число слогов и число ударений в Р. С. неурегулировано; эквивалентом стихотв. метра является рифма, только она отмечает границы … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

РАЁШНЫЙ СТИХ — РАЁШНЫЙ СТИХ, в русском стиховедении — акцентный стих с парной рифмовкой, в котором единственным организующим началом является членение на строки (обычно неравные) и рифма. Так сложены прибаутки раёшников (отсюда название), сцены народной… … Литературный энциклопедический словарь

раёшный стих — (раёк) форма русского народного стиха (см. народный стих): стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке, например: Жил был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой какого… … Словарь литературоведческих терминов

Раёшный стих — народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в … Большая советская энциклопедия

Раёшный стих — Раёк, также Раёшник «Раёк» в старину: ящик с передвижными картинками, на которые смотрели в толстое («брюшистое») стекло. Показ картинок «раёшник» сопровождался комментарием или комическими прибаутками; отсюда «раешные стихи». Картинки эти… … Википедия

акцентный стих — (ударник), основная форма чисто тонического стихосложения; стих с приблизительно урегулированным количеством ударений в строке и произвольным количеством безударных слогов между ними. В русской литературной поэзии употребителен с начала XX в.… … Энциклопедический словарь

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения — стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно… … Литературный энциклопедический словарь

народное стихосложение — русское, стихосложение русской устной народный поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) чисто тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раёшный стих); речитативный стих (былины … Энциклопедический словарь

верлибр — ВЕРЛИ´БР (франц. vers libre свободный стих) термин западной поэтики, под которым с начала 20 в. в русской поэтике разумеется ряд своеобразных формаций стиха, отличающихся от равносложного силлабического и равносложного силлаботонического стиха.… … Поэтический словарь

Источник

Раёк (А.П. Квятковский)

Что такое раек в литературе. Смотреть фото Что такое раек в литературе. Смотреть картинку Что такое раек в литературе. Картинка про Что такое раек в литературе. Фото Что такое раек в литературе

Что такое раек в литературе. Смотреть фото Что такое раек в литературе. Смотреть картинку Что такое раек в литературе. Картинка про Что такое раек в литературе. Фото Что такое раек в литературе

Что такое раек в литературе. Смотреть фото Что такое раек в литературе. Смотреть картинку Что такое раек в литературе. Картинка про Что такое раек в литературе. Фото Что такое раек в литературе

Раёшный стих, раёк — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры раёшного стиха самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Большинство народных театральных пьес и тексты представлений для народного кукольного театра (вертеп, петрушка, балаган) составлялись в форме райка, необычайно подвижной по своей структуре и наиболее подходящей для импровизационных выступлений на сцене.

Пример раёшного стиха (из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960):

А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея.
Ещё разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трёх кирпичах.
Из неметчины привезены на дровнях!
Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —
Только ручка одна.
Настоящий китайский фарфор!
Был выкинут на двор,
А я подобрал, да так разумею,
Что можно и фарфор разыграть в лотерею!
Ну, ребята, налетайте —
Мои билеты раскупайте.
Вам билеты на цигарки сгодятся,
А у меня в мошне рубли зашевелятся.

В русской литературе раёшный стих долгое время был в пренебрежении, несмотря на то, что виднейшие русские поэты обращались к этой ёмкой народной форме стиха, например, А.Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде», выдержанной в духе народного райка:

Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся,
Чего ты взыскался. »

Н.Некрасов использовал в стихотворении «Дядюшка Яков» форму укороченного, прибауточного райка:

У дядюшки Якова
Хватит про всякого.
Новы коврижки —
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик,
Отцы почтенны!
Книжки неценны;
По гривне штука —
Деткам наука.

Совсем по иному звучит стих А.Блока, применившего форму райка в поэме «Двенадцать»; здесь Блок употребил перекрёстные и даже охватные рифмы, вместо традиционных для раёшного стиха смежных рифм:

Чёрный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер,
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете.
Белый снежок,
Под снежком ледок.
Скользко, тяжко —
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка.
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате плакат;
«Вся власть учредительному собранию!»

Широко пользовался раёшным стихом Демьян Бедный в своих агитационно-политических и сатирических произведениях. Вот начало его стихотворной «Повести о том, как четырнадцатая дивизия в рай шла»:

Поужинавши с попадьёй обильно,
Глядел поп на попадью умильно:
«Кончала б уж ты, мать, своё чаепитие,
Потому как я чувствую в себе наитие».
И так-то поп в мыслях своих распалился,
Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился
И, не отдышавшись, забубнил у дверей:
«Иди ко мне, батя, скорей.
Прибилась ко мне утресь старушка,
Убогая побирушка,
Попросилась с устатку — прилечь,
Пособил я ей взобраться на печь.
Бесперечь весь день на печи она кашлем давилася,
А нынче у неё икотка появилася,
Губами шевелит, что-то сказать старается,
Видать по всему — помирать собирается!»

Раёшным стихом писали В.Хлебников («Ночь перед Советами») и В.Маяковский, который утверждал дисметрические формы стиха, во многом идущие из глубин народного творчества. Его агитационные стихи и лозунги периода гражданской войны — это продолжение и совершенствование традиций народного раёшного стиха.

В годы Великой Отечественной войны С.Кирсанов создал фронтовой раёк «Заветное слово Фомы Смыслова — русского бывалого солдата», которое выпускалось массовыми листовками для Красной Армии и передавалось по радио. Вот небольшой отрывок (смежная и перекрестная рифмовка):

«Должен я вам, бойцы, доложить собственный опыт. Чтоб скорее врага сокрушить, доберись до немецких окопов. Доберись и иди в рукопашную, схватку бесстрашную! Тут тебе нечего бомбы бояться — ежели мы ворвались к ним, не будет немецкая авиация бить по окопам своим. Пушкам немецким бить не приходится — немцы тут же в окопе находятся. Мы в рукопашной немцу страшнее, — всаживай штык в поганую шею, занимай, очищай траншею.
Куй железо, пока горячо, атакуй ещё и ещё. И все назовут тебя храбрецом. Дружит победа с умелым бойцом. »

Заслуживают внимания опыты лирического райка в советской поэзии:

Я чудачу,
Я куд-кудачу!
Яйца несу
В человечьем лесу.
Ряженый,
Рифмами слаженный,
Грубый,
Неглаженый!
Для ярмарок создан,
Для свадеб задуман,
Для судеб замыслен,
Как скобка, захватан,
Как сковородка, замаслен.

Ёлка, ёлка —
сердце заёкало!
Хвалёные, смолёные,
ёлки — возами,
Весело на базаре!
Вокруг холостых
ходят сваты,
сладили сделку,
сватают девку!
Притихли ёлки,
Как на помолвке.
Одна выпрямилась,
тоненькая:
— Возьми меня, тётенька!

Одна из самых популярных форм народной поэзии, которую ввел в большую литературу А.Пушкин, — раёк, через столетие нашел свое место в советской поэзии. Можно думать, что возрожденному раёшному стиху предстоит большое будущее.

«Поэтический словарь», 1966

Квятковский, Александр Павлович
(1888—1968)

Российский литературовед, теоретик стиха, поэт, участник движения конструктивистов.

Александр Павлович Квятковский родился в 1888 году. Умер в 1968. Это известный российский литературовед, участвовавший в движении конструктивистов. Также он является теоретиком стиха.

Первые напечатанные стихотворные произведения появились в 1919 году. Уже через год он разработал своеобразную теорию стиха (тактометрическую), именно Александр Квятковский ввел понятие «тактовик». В 1940 году под его руководством вышел «Словарь поэтических терминов», на основе которого был написан и издан «Поэтический словарь» в 1966 году. Этот словарь максимально показал теоретическую концепцию, созданную Квятковским по отношению к русскому стихосложению.

Квятковский работал над созданием новой ритмологической теории, отличавшейся оригинальностью. Ценность этой теории – объяснение, а точнее стремление к объяснению, тех сложных ритмических процессах, которые имеются во многих системах русского стихосложения. Александр пытался найти объективную меру, присутствующую в любом метрическом стихе. Все свои исследования он основывал на народных стихах и всей русской поэзии XVIII—XX вв.

Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.

Источник

Что такое раек в литературе

Опубликовано в журнале Арион, номер 3, 2016

Что такое раек в литературе. Смотреть фото Что такое раек в литературе. Смотреть картинку Что такое раек в литературе. Картинка про Что такое раек в литературе. Фото Что такое раек в литературе

В стиховедческой науке существует определенная недоговоренность по поводу одного явления, само существование и ритмическая природа которого для всех очевидны, однако терминологическая неточность создает серьезные проблемы. Это рифменный (раешный) стих, существующий в двух вариантах: фольклорном и литературном.

Все сходятся на том, что единственным конструктивным ( стихообразующим ) признаком в нем выступает рифма, обычно — смежная, связывающая концы строк более или менее точным созвучием. При этом по длине — и по количеству слогов, и по количеству ударений — строки могут быть очень разными, более того, контраст их размера нередко оказывается тут важным выразительным средством, которым не располагают другие системы стихосложения.

Лежа нельзя Бога умолить,

чести и славы не получить,

а сладкого куска не съесть,

медовой чаши не пить,

а у князя в любви не быть,

а волости или града от него не видать.

(Из «Слова о хмеле», XV век)

Однако существует и другой, предельно расширительный подход к раешному стиху, представленный в «Поэтическом словаре» Квятковского и оттуда без изменений перекочевавший во многие словари и энциклопедии: «раешный стих, раек — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами… рифмованный фразовик ».

Напомним, как выглядел такой стих в его каноническом фольклорном виде в записях XIX века:

Хвост да два филея,

Чайник без ручки, без дна,

Только крышка одна —

Настоящий китайский фарфор,

Был выкинут на двор,

А я подобрал, да так разумею,

Что можно фарфор разыграть в лотерею.

Часы на тринадцати камнях,

Что возят на дровнях.

А чтобы их заводить,

Надо к Обуховскому мосту заходить.

На цигарки годятся,

А у меня в мошне пятаки зашевелятся.

Понимание раешного стиха, предложенное Квятковским, намечает линию преемственности народного рифменного стиха в поэзии последующих десятилетий: «Сказка о попе…» Пушкина, стилизованные под народный стих агитационные стихи Маяковского и Демьяна Бедного, «военный» раек Семена Кирсанова, написанные в 1960—1970-е годы стихи Виктора Бокова, Эльмиры Котляр.

Надо сказать, что в начале ХХ века под влиянием интереса к народной культуре опыты раешного стиха возникают и у других авторов — например, к нему часто обращается известный поэт-экспериментатор начала ХХ века Иван Рукавишников. Вот отрывок из его «Сказки про попа Федула да про звонаря Ядула » (1925):

Да еще деньгу любит медную.

Он копейную деньгу да алтыном приколачивает,

Да в тряпицу с молитвой заворачивает.

А тряпицу в сундучок под замок.

А замок веселенький,

А сундук зелененький,

При этом Рукавишников чередует в своих «стихах напевных», как он сам их называл, строки рифмованные с нерифмованными, так что это уже не совсем раек.

Другое дело — лубочные агитки Маяковского, созданные им для «Окон РОСТА», например, такая :

ВСЕХ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ ЗОВЕТ

ПРОЧИТАЙ, ПОСМОТРИ И ВЫПОЛНИ ЭТО:

Обыкновенно публика помогает так:

Дойдет пятак до голодных мест —

крестьянин кусочек хлеба съест

и снова зубы на полку.

В случайной помощи мало толку.

И жертвователя такого спросим гневно:

«Сам-то ты обедаешь ежедневно?

И крестьянин ежедневно хочет есть.

Значит, и помощь надо ежедневно несть».

помогай голодающему, заботься о нем.

Голод не побежден пока.

Берите голодающих на иждивение.

Уделяйте часть пайка!

А вот как использовал хорошо знакомый простому русскому человеку ярмарочный и лубочный раешник Демьян Бедный в своем знаменитом атеистическом «Новом завете без изъяна евангелиста Демьяна» (как видим, здесь и название написано раешником):

Начинаю я сию страницу

Под колокола, гудящие тоскливо,

В самый разгар поповской «страды»,

Когда доходны особливо

Когда попы в церквах, как тетерева, токуют,

«Страсти господни» толкуют:

Как мучили Иисуса Христа,

В какие его таскали места,

И кто в его смерти повинен…

Разговор о том длинен:

Все прочитать голова пойдет кругом,

Четыре евангелиста не спелись друг с другом!

Поверить Марку — не поверить Луке:

Разногласия в каждой строке,

Своеобразный гимн раешнику создал Семен Кирсанов — правда, он обычно записывал его прозой, как это делали и многие фольклористы:

Раек — это райский стих разных птиц и цветных шутих. Ничего, что он шире и тише, что нету в нем слоговых часовых, дисциплинированных четверостиший.

Стих райка — как в праздник река с фонариками и флажками, как в кольцах старинных рука, как топоток казачка сафьяновыми сапожками.

Пойдем с тобой по райку на прогулку, как по московскому старому переулку.

Хорошо? Так давай посошок!

Примерно в том же «вольном» стилизаторском ключе — под народный раек — построены и некоторые стихотворения авторов рубежа XIX—XX веков, и, например, стихи Владимира Уфлянда 1960—1970-х, особенно его «Рифмованная околесица», а также ранние гротески Генриха Сапгира.

Вот характерный пример из «Околесицы»:

стой погляди кто там у камня придорожного

никак представительницы пола противоположного

да еще какие фигуристые хоть и в штанах

а лица белые и румяные

эй бабоньки разрешите с вами познакомиться

а ну валите отсюда хари пьяные

а то врежем так что навек запомнится

а кто вы простите собственно будете уважаемые красотки

мы богатырь девицы по прозвищу амазонки

спроси у них что они тут делают втроем

богатырских коней крадем

не желаете ли и меня украсть своей ручкой прелестной

не желаем очень уж ты тощий и облезлый

а что фармазоночки не прогуляться ли нам вместе в соседний лесочек

а в глаз не хочешь

оставьте хоть адресочек

буду искать вас сгорая от страсти

ищи нас за тридевять земель в тридесятом государстве

Если у Уфлянда раек — чистая стилизация, хотя и нарочито осовремененная, то у Сапгира псевдораешный стих и соответствующая стилистика используются для ироничес-кого изображения «народной жизни» в ее примитивном советском изводе; именно так написано большинство стихотворений его первого сборника «Голоса» (1958—1962):

Разглядела его, по совести сказать, слабо.

Утром смотрит: весь в шерсти.

Муж-то, господи прости,

А прикинулся брюнетом, чтобы, значит,

Обезьян кричит и скачет,

Кривоног и волосат.

Молодая чуть не плачет.

Говорят: нет повода…

Двух мартышек родила.

На колокольню Ивана Великого от радости залез

Трое суток продержался, вися на своем хвосте.

Жена чего не пожелает, выполняется любой ее каприз!

Что ж, был бы муж как муж хорош,

И с обезьяной проживешь.

Ироническую линию в раешном стихе продолжают и другие авторы конца ХХ — начала ХХ I века — например, мятежный священник Глеб Якунин в своей поэме «Хвалебный примитив юродивый в честь Бога, мирозданья, родины». Именно стилизованным раешным стихом написаны названия частей и глав и некоторые фрагменты этого иронического текста — например, такая молитва:

Источник

Раешник

Библиография:
Что такое раек в литературе. Смотреть фото Что такое раек в литературе. Смотреть картинку Что такое раек в литературе. Картинка про Что такое раек в литературе. Фото Что такое раек в литературеДрама народная.

Полезное

Смотреть что такое «Раешник» в других словарях:

РАЕШНИК — 1) дед раешник (балаганный дед), один из участников балаганного представления в России, зазывавший публику с балкона балагана т. н. рауса.2) Участник балаганного представления, пояснявший показ картинок в райках … Большой Энциклопедический словарь

раешник — сущ., кол во синонимов: 6 • галерка (8) • пояснения (3) • раек (13) • … Словарь синонимов

Раешник — (ст.слав. – рай) – форма русского народного стиха со смежными рифмами и нередко элементами «белого стиха». Раешник сочинялся для народного кукольного театра, бродячих балаганов, вертепа. Нередко это делалось импровизированно. От названия этих… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Раешник — раёшник I м. 1. Ящик с передвижными картинками, показ которых на ярмарках в XVIII XIX вв. осуществлялся через многогранные увеличительные стёкла и сопровождался особыми пояснениями; раёк I 1.. 2. Рифмованные пояснения к картинкам райка [раёк I… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Раешник — раёшник I м. 1. Ящик с передвижными картинками, показ которых на ярмарках в XVIII XIX вв. осуществлялся через многогранные увеличительные стёкла и сопровождался особыми пояснениями; раёк I 1.. 2. Рифмованные пояснения к картинкам райка [раёк I… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Раешник — Раёк, также Раёшник «Раёк» в старину: ящик с передвижными картинками, на которые смотрели в толстое («брюшистое») стекло. Показ картинок «раёшник» сопровождался комментарием или комическими прибаутками; отсюда «раешные стихи». Картинки эти… … Википедия

раешник — см. раешный стих … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

дед-раешник — дед раешник, деда раешника … Орфографический словарь-справочник

Бедный, Демьян — псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова. Д. Б. родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев), до 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *