Что такое раннеродовая община
Глава 2. Раннеродовая община.
Глава 2. Раннеродовая община.
Хозяйственная жизнь раннеродовой общины.
Орудия труда в период раннеродовой общины изготовлялись из камня (скребки, резцы, ножи, тесла, долота, топоры, проколки, шилья), дерева, кости и рога, раковин (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, шилья, палки-копалки, копья, дротики, копьеметалки). В мезолите широко распространяются составные орудия: рукоятка делалась из дерева или кости, вставки в рукоятку – из камня (микролиты – маленькие каменные вкладыши в составные орудия). Появляются макролиты – большие каменные рубящие орудия труда (например, топор, кирка).
Жилища в холодных районах делались искусственные, из костей и шкур животных, жердей, ветвей; в теплых районах использовали навесы и пещеры. Различаются долговременные стойбища и временные охотничьи лагеря, большие коллективные жилища с несколькими очагами и маленькие жилища на одну семью с одним очагом. Искусственные жилища могли быть наземными и слегка углубленными в землю. В мезолите жизнь людей становится более подвижной, поэтому жилища часто носят временный или сезонный характер (шалаши, заслоны от ветра).
Социально-политическая организация
Раннеродовой общины
В основе названия раннеродовой общины лежит слово «род». Род – это группа кровных родственников, осознающих свое родство и происхождение от общего предка. Впервые обратил внимание на важность рода в первобытном обществе Л.Г. Морган, американский юрист и этнолог XIX в. До него рассматривали только роль семьи в первобытном обществе и считали семью основной единицей в экономической и социальной жизни общины. Род мог быть материнским или отцовским, то есть счет родства мог вестись по линии матери или по линии отца. Для обозначения первого принципа счета родства служит термин матрилинейность, для обозначения второго принципа – патрилинейность. Л.Г. Морган считал, что род был изначально матрилинейным, и только позже родство начало передаваться по отцовской линии. С этим мнением были согласны многие отечественные исследователи, например, П.П. Ефименко (работа «Первобытное общество», 1938 г.) и М.О. Косвен (работа «Матриархат. История проблемы», 1948 г.). Аргументы сторонников изначальной матрилинейности рода таковы. Во-первых, женщины были наиболее стабильной частью коллектива, так как они вели хозяйство и воспитывали детей. Во-вторых, поскольку предполагается, что в раннеродовой общине брак и семья были нестабильными, отец ребенка не всегда был известен, и проще было считать родство по женской линии. В-третьих, этнологам известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и почти не одного обратного перехода. В-четвертых, в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода. Однако, здесь же необходимо отметить, что этнологам известны общества, которые либо вообще не знали родовой организации, либо вели счет родства сразу по отцовской линии, либо по двум линиям одновременно – и по материнской, и по отцовской. Таким образом, вопрос о первичности материнского рода, видимо, не может быть решен однозначно для всех первобытных обществ.
Для раннеродовой общины была характерна коллективная собственностьна землю (промысловую территорию) со всеми ее объектами охоты, собирательства и рыболовства, сырьем для изготовления орудий труда. Распределение добычи было уравнительным (равнообеспечивающим). Вся добыча делилась поровну, независимо от того, кто ее добыл. Рассмотрим далее половозрастную организацию раннеродовой общины.Средняя численность общины составляла 25-30 человек. Существовало деление на группы по полу и возрасту: дети, взрослые мужчины, взрослые женщины, старики.
У всех первобытных народов существовала инициация (буквально «посвящение») – обряд приобщения подростков к категории взрослых. Целью инициации являлась подготовка молодых людей к хозяйственной, общественной, идеологической жизни общины. Юношей обычно подвергали суровым испытаниям (например, наносили им раны, выбивали зубы, давали опасное задание). У девушек обычно инициация происходила более мягко: над ними совершали различные религиозные церемонии, готовили к браку, учили песням и мифам. Рассмотрим формы брака и положение семьи в раннеродовой общине.Вопрос о ведущей форме брака является дискуссионным. По одной версии, исходным является групповой брак. Суть группового брака можно объяснить следующим образом. В пределах одного племени существовали две или более экзогамных группы, которые поставляли друг другу супругов; таким образом, женщины одной группы потенциально считались женами мужчин из другой группы и наоборот. По второй версии, которой придерживается большинство исследователей, исходным был парный брак – непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов не ведущее за собой ведения общего хозяйства и совместной жизни и этим отличающееся от привычного нам сейчас моногамного брака. Характерные черты организации власти в раннеродовой общине были следующие. Существовал принцип народовластия, то есть решающее значение играла коллективная воля всех взрослых членов общины. Все важные вопросы решались на народном собрании (собрании общинников, членов тотемической группы и т. п.). При этом необходимо отметить, что признавался авторитет старшего поколения как наиболее опытного. В общине был один или нескольких вожаков, как правило, из старшего поколения. В некоторых обществах, кроме вожака, существовал совет старейшин.
Позднеродовой общины
Численность общин в этот период значительно увеличилась: до нескольких сотен, иногда до нескольких тысяч человек. Структура общин усложняется. В основе общины по-прежнему лежал род. Большинство общин состояло из нескольких родов, не считая супругов, приходящих из других родов. Счет родства мог вестись по материнской линии (матрилинейность), по отцовской линии (патрилинейность) или по обеим линиям (билинейность). Появляются Фратрии. Фратрия– это объединение нескольких родов одного племени. Фратрии объединялись в племена. Племя всегда было эндогамно. Эндогамия– это предписание вступать в брак внутри определенной группы. Племя являлось верховным собственником территории, на которой оно проживало, отличалось общность культуры и быта, имело властные функции.
В позднеродовой общине существовало разделение труда по полу. Вот что писал о разделении труда у папуасов известный этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай: «Мужчина берет на себя главные и более трудные работы – постройку хижин, тяжелые работы на плантациях, рыбную ловлю, охоту. На женщине лежат уход за детьми, легкие работы на плантациях: им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома – носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи. Кормление свиней и собак лежит на них же» [3, с. 112]. Важно подчеркнуть, что в этот период мужчины и женщины на равных участвовали в хозяйственной жизни общины.
Основной формой брака в позднеродовой общине оставался парный брак. Характерные черты организации власти в позднеродовой общины были следующие. Сохранялась коллективная власть: все важные вопросы решались на собраниях общинников. В соответствии с усложнением социальной структуры, сформировалась иерархия коллективных органов власти. Высшим органом власти был совет племени, который решал вопросы отношений между родами, войны и мира с другими племенами, принимал послов, заключал союзы. Далее шел совет фратрии. В совете племени и совете фратрии обычно участвовали только главы родов. Основным органом власти являлся совет общины или рода: в нем обычно участвовали полноправные взрослые мужчины. Вождей могли выбирать по организаторским, умственным, физическим способностям, благодаря их опыту или красноречию, воинскому искусству, знанию обрядов. В некоторых общинах в этот период уже происходит разделение власти на сферы: например, военный вождь, судья, знахарь. У некоторых племен вожди выделяются по имущественному фактору, за счет богатства и щедрости по отношению к общинникам. Таких людей в научной литературе называют бигмены – «большие, значительные люди».
Глава 2. Раннеродовая община.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Раннеродовая община
Возникновение на стадии перехода к верхнему палеолиту общинно-родового строя. Реконструкция социально-экономических отношений в раннепервобытной общине. История хозяйства, материальной культуры в первобытном обществе. Народонаселение, его воспроизводство.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.11.2018 |
Размер файла | 40,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Наступление верхнего палеолита ознаменовано крупными сдвигами в развитии производительных сил, о которых будет подробно сказано дальше. Эти сдвиги повлекли за собой не менее крупные изменения в организации общества. Возросшая техническая вооруженность человека в его борьбе с природой сделала возможным существование относительно постоянных хозяйственныx коллективов. Но в то же время она требовала эффективного использования, преемственности и дальнейшего совершенствования усложнившихся орудий и навыков труда. Праобщине с ее сравнительно аморфной неустойчивой структурой эта задача была не под силу. Поэтому праобщина неизбежно должна была уступить место более прочной форме общественной организации.
Что представляла собой эта организация? До недавнего времени отечественные исследователи, да и значительная часть зарубежных, видели в ней открытый уже Л.Г. Морганом материнский род. Это аргументировалось несколькими важными обстоятельствами. Во-первых, при очень низком уровне развития того общества, в условиях которого начала складываться новая организация, едва ли не единственной основой для упрочения социальных связей было осознание общности интересов в форме родства. Во-вторых, наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины, игравшие исключительную роль в заботе о потомстве и ведении домашнего хозяйства. В-третьих, как при нестабильности гаремных семей, так и при неупорядоченности полового общения, а следовательно, неопределенности отцовства отношения родства, по-видимому, должны были начать осознаваться как однолинейное родство между потомками одной матери, т. е. строиться по материнской, женской, линии. В силу всего этого той упорядоченной формой организации общества, которая в конце концов сменила праобщину, вероятно, считался коллектив сородичей, связанный общим происхождением по материнской линии, т. е. материнский род.
В то же время этнологами было обнаружено немало наименее развитых обществ, не знавших родовой организации ни в какой ее форме или ведших счет по отцовской линии. Другие общества, стоявшие на одном уровне развития, жили кто материнско-родовым, а кто отцовско-родовым строем; находились и такие, которые вели счет родства по обеим линиям. Появились различные объяснения этого феномена. Осознание общности по родству? Но оно могло возникнуть как осознание общности по проживанию на одной земле. Параллельное существование материнского и отцовского счета родства или даже первичность последнего? Но это могло быть вызвано особенностями экологии, например, преобладанием собирательского или охотничьего хозяйства. Тесная связь детей не с матерью, а с отцом? Но ведь известны представления о так называемом социальном отцовстве, т. е. признании отцовства определенного круга мужчин.
Однако этому противостоят многие фактические данные. Это прежде всего то подмеченное уже Э. Тайлором обстоятельство, что этнологии известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и почти ни одного обратного перехода. Соответственно этому в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода, обратная же картина никогда не наблюдалась. Это также постепенное обнаружение во все новых и новых отцовско-родовых обществах остатков материнско-родового строя, позволяющее полагать, что в дальнейшем такие остатки будут найдены и у многих из тех племен, у которых они в настоящее время не зафиксированы. Это, наконец, новейшие свидетельства приматологии о матрифокальности уже в стадах высших обезьян, из чего следует, что представления о материнском родстве должны были намного опережать представления о родстве отцовском. Другое дело, что у ряда наиболее отсталых племен материнский счет родства вследствие тех или иных конкретных причин очень рано сменился отцовским; это особый сложный вопрос, который не следует смешивать с вопросом о первоначальной форме рода.
Возникновение на стадии перехода к верхнему палеолиту общинно-родового строя косвенно подтверждается некоторыми археологическими данными. На ориньякских стоянках бывшего СССР вскрыты остатки огромных, в несколько десятков, а иногда даже и сотен квадратных метров, коллективных жилищ, строительство и использование которых могло быть связано только с деятельностью прочно спаянных производственных коллективов. Некоторые из этих жилищ (Костенки-I, Костенки-IV) в деталях напоминают известные этнологии обиталища материнских родовых коллективов, в частности так называемые длинные дома ирокезов. К этому же времени относятся многочисленные находки, дающие известные основания говорить о зарождении материнского счета родства. Это ориньякские и солютрейские женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола, так называемые верхнепалеолитические Венеры. Многие археологи вслед за П.П. Ефименко рассматривают их как свидетельство появления культа матерей-прародительниц. Другую трактовку дал им С.А. Токарев, видевший в них не прародительниц, а хозяек и охранительниц домашнего очага, олицетворяющих в себе это средоточие жизни родовой группы. Вторая точка зрения подкреплена многочисленными этнологическими параллелями и, вероятно, ближе к истине. Но кто бы ни был прав, позднепалеолитические фигурки говорят об особом месте женщины в жизни и мировоззрении общества и, возможно, действительно указывают на зарождение материнско-родового культа.
Вопрос о времени зарождения рода и его первоначальной форме не может считаться однозначно решенным. Однако мы склонны придерживаться устоявшегося взгляда: род возник с наступлением верхнего палеолита и, как правило, в материнской форме.
Наряду с однолинейным счетом родства другим важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т. е. запрещение брачного общения внутри рода и предписание этого общения за его пределами. Происхождение этого обычая, а тем самым и конкретный механизм превращения праобщины в родовую общину все еще остается неясным.
Стадия раннепервобытной общины характеризуется простым присваивающим хозяйством так называемыx низших охотников, рыболовов и собирателей и соответствующими ему примитивными формами общественных отношений. Но ни во временном, ни в пространственном отношении эта стадия не была единообразной. За 25-30 тыс. лет ее существования человечество прошло значительный путь развития и на теперь уже очень обширной области своего расселения создало разнообразные формы производственной деятельности.
На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей.
Это было тем более необходимо, что совокупной добычи общины во всех областях се присваивающей деятельности и на протяжении года в целом обычно едва хватало для обеспечения жизненных потребностей. Конечно, были сезоны, когда создавался избыток пищи, и имелись районы, где такой избыток образовывался относительно чаще. Но в целом простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей позволяло получать, как правило, лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. Тем самым для раннепервобытной общины становились необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение.
По данным, наиболее полно обобщенным В.А. Шнирельманом, малые размеры общин поддерживались как путем стихийного действия природных факторов, так и при посредстве определенных социально-культурных механизмов. В первом случае длительные голодовки увеличивали смертность, особенно среди женщин, детей и стариков, и снижали рождаемость. Во втором случае действовала целая группа обстоятельств. Это ранние браки девочек, нередко приводившие к физическим травмам и бесплодию, тяжелый труд женщин, сокращавший их репродуктивный период, диспропорция полов из-за умерщвления части новорожденных девочек и высокой смертности рожениц, безбрачие части молодых мужчин из-за многоженства стариков. Снижению рождаемости способствовали и различные религиозные представления, в особенности широко распространенный запрет на половыe отношения во время различных крупных хозяйственные предприятий, некоторых обрядов и в послеродовой период, нередко довольно длительный. Считалось, что нарушение этого запрета принесет неудачу охотникам, повредит ребенку и т. п.
По-видимому, было известно и сознательное ограничение рождаемости с помощью простейших контрацептивных средств, абортов и других способов. Распространенность контрацепции, впрочем, остается спорной, так как данные этнологии австралийцев оставляют открытым вопрос, осознавал ли человек того времени связь между половым актом и зачатием. Однако при всех обстоятельствах несомненно, что люди раннепервобытной общины в своем стремлении регулировать рождаемость преследовали не экономико-демографические, как мы назвали бы их теперь, цели. Их заботили непосредственные бытовые нужды. Женщина, имевшая двух или более маленьких детей, становилась неполноценным работником, не могла нести их на себе при очередных передвижениях группы, не имела возможности вскормить их своим молоком. Поэтому все низшие охотники, рыболовы и собиратели, как это известно по этнологическим данным, старались, чтобы интервал между рождениями составлял не менее трех лет. Особенно часто умерщвляли одного из близнецов: это был обычай, сложившийся в раннепервобытной общине на чисто практической основе, но во многих сообществах удержавшийся и позднее уже по религиозным мотивам. Судьбу таких детей решала группа в целом, так как вся группа была заинтересована в устранении хозяйственные и бытовых помех.
Существовавшая в раннепервобытной общине половозрастная организация не создавала в ней отношений неравенства между взрослыми мужчинами и женщинами. Те и другие специализировались в разных, нo в равной степени общественно полезных, сферах трудовой деятельности. Поэтому не могло быть отношений господства и подчинения в положении полов. Несхожие социально-бытовые статусы мужчин и женщин, возникшие на основе их своеобразного обособления, также не вели к какой-либо иерархии.
Брак и семья. С возникновением родовой организации и свойственной ей дуальной экзогамии в первобытном обществе возник брак, т.е. особый институт, регулирующий отношения между полами. Одновременно, а по другой точке зрения несколько позже, возник институт семьи, регулирующий отношения как между супругами, так и между родителями и детьми. Вопрос о начальной форме брака пока еще не может быть решен вполне однозначно. Исторические реконструкции по данным этнологии и отчасти археологии допускают две его основные трактовки. Первая: исходной формой был групповой брак, лишь позднее сменившийся различными формами индивидуального брака и индивидуальной семьи. И вторая: с самого начала существовали индивидуальный брак и индивидуальная семья, которые в своем развитии принимали разные формы.
Общинная организация. Важнейшими ячейками рассматриваемой эпохи долго считались община и род. Какую роль играла каждая из этих ячеек и как они между собой соотносились? Социальная организация племен низших охотников, рыболовов и собирателей, по которой обычно восстанавливается жизнь раннего первобытного общества, создает впечатление ведущей роли общины. Но вспомним еще раз, что это племена мезолитического облика, и возможно, что в позднем палеолите, по крайней мере в приледниковых областях Евразии, род имел относительно большее значение. Поэтому и в данном случае в науке высказываются различные взгляды, что в значительной мере связано с расхождениями во взглядах на начальные формы брачно-семейных отношений.
Гипотетически реконструируемый некоторыми исследователями (число их убывает) ранний род, как и всякий род, был коллективом людей, осознававших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. Родство в нем было не предковым, или вертикальным (возведение себя к общему родоначальнику), а горизонтальным. Предполагается, что первоначально горизонтальное родство осознавалось только в форме связи с общеродовым покровителем-тотемом. Люди рождались в определенном коллективе, имевшем общий тотем, и поэтому были сродни друг другу. Родство было явлением не столько биологическим, сколько социальным: не естественная, кровная близость определяла общность интересов, а наоборот. Однако уже вскоре стала осознаваться связь с этим коллективом через одного из родителей, и горизонтальное родство приняло форму филиации.
Даже самые ранние из известных этнологии родов не были едиными производственными коллективами: ведь значительная часть сородичей в силу обычая экзогамии уходила из своей общины в другие. Очень часто именно это не лишало род большого экономического значения. Род, а не раннепервобытная община, считался собственником промысловой территории. Связи между сородичами, жившими вместе, были теснее, чем их связи с другими членами раннепервобытной общины. В частности, об одной из групп аборигенов Австралии в конце XIX в. сообщалось, что сородичи в ней вместе живут и едят, ссужают друг другу своих женщин и держатся солидарно. О социальном значении рода говорить не приходится: именно он был носителем экзогамного начала, сплачивавшего коллектив и поддерживавшего его связи с другими коллективами.
Власть главаря или совета старейших основывалась на их опыте, примере образцовых действий, интеллектуальном и эмоциональном превосходстве, умении убеждать, иначе говоря, на их индивидуальном или групповом авторитете. Формально она не имела обязательной силы, но редко случалось, чтобы к советам или распоряжениям главаря не прислушались. Важнейшей заповедью, внушавшейся молодежи во время инициаций, являлось послушание старшим. Еще важнее другое: власть главаря служила интересам всей группы и, по существу, была конкретным повседневным воплощением ее воли. Поэтому она могла быть поддержана реальными действиями группы. В отношении аборигенов Австралии хорошо известно, что ослушника, если он не успевал скрыться, ждала расправа. У андаманцев, как сообщал о них их исследователь А.Р. Рэдклифф-Браун, непокорному пришлось бы иметь дело с большинством туземцев, в том числе со многими из своих собственных друзей. Такой порядок, равно как и продолжавшееся участие главарей в трудовой жизни общины, позволяет говорить об организации управления на данной стадии как о примитивном народовластии, а не как об отделенной от народа власти профессиональных правителей.
В раннепервобытной общине еще не было разделения власти, скажем, на хозяйственную, военную и судебную. Во время мелких военных столкновений предводительствовали те же главари. Они же были хранителями и блюстителями обычаев группы. В некоторых обществах (аборигены Австралии, огнеземельцы, семанги) существовании лишь особые знахари и колдуны, также имевшие большое влияние на общинников и сородичей. Там, где власть обычного главаря и колдуна совмещалась в одном лице, она была особенно заметной и крепкой.
Как правило, главари не только продолжали участвовать в производстве, но и не имели никаких льгот в потреблении. Однако, как показывают данные по низшим охотникам, рыболовам и собирателям, для всей главенствовавшей прослойки старших мужчин все же имелись определенные бытовые льготы. Там, где практиковалась полигиния, полигинны были преимущественно старшие мужчины, у которых иногда насчитывалось более десяти жен. Они же подчас претендовали на самые лакомые куски добычи. Но такие льготы определялись не столько обычаем, сколько естественным ходом вещей. Это в особенности относится к полигамии: тот, кто больше прожил, имел возможность вступить в большее количество браков.