Что такое растительный клей

Что такое растительный клей. Смотреть фото Что такое растительный клей. Смотреть картинку Что такое растительный клей. Картинка про Что такое растительный клей. Фото Что такое растительный клейmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Березовый деготь — известный продукт сухой перегонки коры этого дерева — был чем-то вроде суперклея ледникового периода. Это смолистое вещество можно найти, например, на сохранившихся стрелах Этци (Ötzi), который прикреплял им острые каменные наконечники к древку. Самое раннее (приблизительно 200 тысячелетий назад) использование такого дегтя было обнаружено в Италии, что позволяет считать, что его делали неандертальцы.

Ученые предполагали, что неандертальцам для производства клея из бересты нужны были определенные технические навыки и достаточная смекалка. В последние годы исследователи неоднократно воссоздавали этот процесс в доисторических условиях и пришли к выводу, что температура для него должна быть точно 350 градусов. Кроме того, необходимо герметичное уплотнение, чтобы кора только подвергалась низкотемпературному коксованию (пиролизу).

Однако два года назад команда из Лейденского университета сумела определить, что точная температура не играет такой важной роли: достаточно нагревания в пределах 200—500 градусов. При этом было все-таки необходимо воздухонепроницаемое закупоривание, требующее от участников процесса некоторой смекалки.

Другие археологи воссоздали простой способ получения дегтя из березовой коры, которым могли пользоваться неандертальцы, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. В отличие от других методов, в данном случае деготь можно получать на открытом воздухе путем его конденсации на камне. Так это вещество можно было получить ненамеренно, а потом, поняв его свойства, начать им пользоваться.

Неандертальцы делали каменные орудия более удобными, приклеивая к ним рукоятку с помощью березового дегтя. Доказательствами служат найденная в Италии кремневая пластина, приклеенная к куску кости около 200 тысяч лет назад, остатки найденной в Германии смолы, которую датировали периодом 40-84 тысячи лет назад, и изготовленные 115-128 тысяч лет назад каменные орудия с остатками смолы. На основании этого ученые заключили, что неандертальцы разработали сложную технологию получения березового дегтя с помощью нагревания древесины до высоких температур при ограниченном доступе воздуха. Для этого неандертальцам нужно было обладать абстрактным мышлением, уметь планировать свои действия и знать свойства материалов.

Но археологических доказательств существования подобной технологии до сих пор не найдено. Исследователи неоднократно проводили эксперименты, в ходе которых получали березовый деготь методами, которые могли бы придумать неандертальцы. Среди них были сжигание коры в холме пепла и последующее соскребание с нее смолы, или в яме, прикрытой прутьями и галькой. Кору в этом случае обмазывали глиной и обкладывали лучинами, а деготь собирали в деревянную чашку. Однако все эти методы были довольно сложными и получить деготь с их помощью случайно было невозможно.
Немецкие ученые под руководством Патрика Шмидта (Patrick Schmidt) из Тюбингенского университета решили проверить, можно ли получить березовый деготь ненамеренно, на открытом воздухе, и будет ли достаточно полученного количества для склеивания камня и дерева или кости.

Сначала авторы попытались получить деготь прямо на березе, в отверстиях между корой и стволом. Для этого они сожгли кору прямо на дереве, но смолы не получили. Тогда ученые проверили, получится ли деготь, если сжечь оторванную от березы кору. По-видимому, древние люди достаточно часто использовали ее в качестве трута для растопки, так как ее можно было легко оторвать от ствола, или найти на земле. При сжигании коры на камне авторы не получили видимых количеств дегтя. Зато когда они начали жечь кору рядом с вертикальной поверхностью камня, на нем скопилось липкое вещество темного цвета. Исследователи повторили тесты несколько раз, с разными видами и формой камней и в конце концов разработали простую технологию получения дегтя путем его конденсации на камне.

Ученые брали плоскую речную гальку, одна сторона которой образовывала с поверхностью земли угол 60-80 градусов и рядом с ней сжигали кусок березовой коры. Температура пламени, которую они измеряли с помощью термопары, составляла 600-700 градусов Цельсия. После сжигания двух или трех кусков коры, авторы соскребали смолу с поверхности гальки каменным отщепом. За три часа им удалось получить 0,62 грамма дегтя, которым они вклеили острый осколок камня в деревянный цилиндр с прорезью на одном конце. Работоспособность орудия исследователи проверили с помощью роборуки которой 170 раз пытались выдернуть вклеенный в трещину ветки осколок камня, воздействуя на него со строго определенной силой. А также с помощью сделанного приспособления, сняли кожу с 30 сантиметрового куска телятины.

С помощью хромато-масс-спектрометрии ученые проанализировали состав полученного дегтя и убедились, что в нем содержатся те же биомаркеры, что и в веществе, полученном анаэробным методом.
Березовый деготь можно получить довольно просто, заключают авторы. Это не значит, что неандертальцы были не способны к абстрактному мышлению, планированию своих действий или разработке сложных технологий. Но делать подобные выводы только на основе найденных артефактов, не зная, каким способом их получили, не слишком разумно.

Есть мнение что ошиблись исследователи или переводчики, так как дёготь это жидкость и не может быть клеем. Неандертальцы могли использовать размягчаемый теплом природный битум, либо «клей» из смолы.

Есть изобретения, которые используют, не задумываясь о том, насколько гениальна их функция. Они так естественны в быту, офисе и личной жизни, что представить себе нормальное существование без них попросту невозможно. Одним из них является… клей!

Растительные клеи, хотя и достаточно липкие, но все же очень хрупкие и уязвимые к условиям окружающей среды. Первое использование растительных клеев было обнаружено в Южной Африке. Здесь найдены 70000 летние каменные сегменты, вставленные в рукоятки и покрытые клеем. Он состоял из комбинации растений и красной охры (природного оксида железа). Добавление охры к резине делает ее сильнее и защищает резину от распада в условиях повышенной влажности.

Примерно в период неолита 9,5 тыс. лет до н. э., клей был варевом из различного сырья. Кочевники и охотники делали клей из отвара костей и сухожилий. Приморские племена получали клеящую субстанцию из разваренной массы рыбьей чешуи. Кроме того, в качестве клея широко применялись природные смолы растительного происхождения.

Более свежие примеры использования клея доисторическими людьми были найдены в местах захоронения древних племен. Археологи, изучающие эти места обнаружили, что около 6000 лет назад, соплеменники хоронили мертвых вместе с разбитыми глиняными горшками, которые были отремонтированы смолой с деревьев. В другом исследовании археологами было обнаружено использование битумного цемента для крепления слоновой кости в статуях вавилонских храмов. Такое применение клея датируется примерно 4000 г. до н.э.

Первое упоминания клея в литературе появилось примерно в 2000 году до нашей эры. Дальнейшие исторические записи про использование клея приходятся на период, начиная с 1500 г. до н.э. и заканчивая 1000 г. до н. э. Артефакты этого периода включают картины, изображающие склеивание древесины и создание разнообразных шкатулок.

От 1 до 500 гг. н.э. греки и римляне внесли большой вклад в развитие клея. Была разработана облицовка, склеивание тонких срезов или слоев древесины и использовались новые материалы в создании клея. Пасты на основе яиц использовались для соединения разных материалов, а также различные натуральные ингредиенты, такие как кровь, кости, шкура, молоко, сыр, овощи и зерно были включены в состав клея. Греки начали использование гашеной извести, далее был создан раствор путем смешивания извести с вулканическим пеплом и песком. Этот материал, известный как пуццолановый цемент, использовался в строительстве римского Колизея и Пантеона. Римляне были также первыми людьми, которые использовали смолу и пчелиный воск для создания герметичности между деревянными досками своих лодок и кораблей.

Развитие современных клеев началось в 1690 году с созданием первого коммерческого завода клея в Голландии. Здесь производили клей из экстрактов растений.

В 1750 году первый патент Великобритании на клей был выдан для рыбьего клея. Следующие десятилетия 19 века стали свидетелями производства казеинового клея на немецких и швейцарских заводах. В 1876 году первый патент США был выдан братьям Росса на производства казеинового клея.

Натуральный каучук был впервые использован в качестве материала для клея, начиная с 1830 года. В 1839 году Чарльз Гудиер открыл, что смесь резины и серы, при нагревании, становится упругой. Тогда впервые получили пластмассу с новыми свойствами. В 1843 году Томас Хэнкок назвал этот процесс вулканизацией. Развитие автомобильного транспорта требовало создания более сильной и прочной связи из резины и металла. Это стимулировало развитие циклизованной резины, которая была обработана в сильных кислотах.

Натуральный каучук на основе липкого клея впервые использовал Генри День в 1845 году. Ключевой стадией в разработке синтетических пластмасс стало введение термореактивной пластмассы в 1910 году.

1920-е годы, 1930-е, 1940-е стали свидетелями больших успехов в разработке и производстве новых пластмасс и смол в связи с мировыми войнами. Эти достижения значительно ускорили развитие клея, позволяя использование недавно разработанных материалов, которые имели самые различные свойства. С изменением потребностей и постоянным развитием технологии, разработка новых синтетических клеев продолжается и в настоящее время.

Источник

Как изготовить натуральный клей на растительной основе

В этой статье мы поделимся некоторыми способами изготовления натурального клея на растительной основе, который может пригодиться в быту не только детям, но и взрослым.

Бумагу можно быстро склеить, натерев обычной варёной картофелиной, такой клей не хуже заморских клеящих карандашей.

Обычный сок чеснока тоже может служить клеем, он клеит даже камень и керамику. Такой клей держит цепко, но имеет недостаток: он неводостойкий, и у него неприятный запах. Также и сок многих других луковичных растений имеет клеящие свойства.

Для склейки древесины можно использовать смолу, только не сырую, а вареную.

Черёмуха также выделяет смолистый сок, который, хоть и медленно, но застывает и хорошо склеивает.

Самое прочное соединение древесине дает «масляный клей», это, скорее, не клей, а обычная самосварная масляная краска. Берется тончайшая отмученная сухая глина и варится на льняном и иногда конопляном масле в течение нескольких суток. При покраске открытых поверхностей сохнет до месяца и более. Преимущество ее в безупречной прочности, как у глазурованного фарфора. Раньше серьёзные столярно-плотницкие работы не обходились без этой краски, сохла в швах она долго, но уж и клеила на века. Помимо всего, она была водостойкой, и применялась при строительстве лодок.

Для склеивания можно также использовать клейстер. Муку для изготовления мучного клейстера постарайтесь предварительно просеять через сито. Затем вскипятите воду и постепенно, небольшими порциями, подсыпайте в нее муку.

Полученный клейстер подогрейте на слабом огне. Еще лучше на такое же время поместить посуду с клейстером в емкость с кипящей водой. Такой способ называют нагреванием на водяной бане. Мучной клейстер готовьте на один день работы, так как он в жаркую погоду быстро закисает, и становится непригодным.

В зависимости от того, какие материалы вы собираетесь склеивать, вам может понадобиться более или менее густой клейстер. Обычно на одну часть муки берут от двух до восьми частей воды.

Источник

Что такое растительный клей

Клей для бумаги из муки (пшеничной)
Состав
Мука 6
Вода 6
Алюмокалиевые квасцы 1
Глицерин 1
Вода 250
Муку разводят в воде, добавляют предварительно растворенные в воде квасцы. Затем заливают смесь кипятком, вливают глицерин и подогревают до кипения. Для получения качественного клея без комков не забудьте его перемешивать!

Клей для плотной бумаги из муки и желатина

Состав
Мука пшеничная 40
Желатин технический 5
Глицерин 8
Квасцы алюмокалиевые 3
Формалин 4
Спирт (ректификат) 2
Вода 600
Клей варят в эмалированной или алюминиевой посуде. Во избежание комкования муку разводят в небольшом количестве холодной воды, затем заливают горячей водой и ставят на водяную баню, постепенно нагревая воду до кипения. После этого в клейстер вводят растворенные в горячей воде квасцы, все процеживают через двойную марлю и добавляют желатин, предварительно замоченный в воде. После остывания полученного клейстера в него вливают спирт и глицерин, тщательно перемешивая клей.
В качестве антисептика можно в клей добавить камфору (0,5 % от массы раствора) или камфорный спирт (1—2 %).

Клей для реставрации графических работ
Состав
Мука пшеничная 20
Глицерин 1
Квасцы алюмокалиевые 0,5
Спирт (ректификат) 2,25
Желатин (1 %-ный раствор) 150
Клей готовится так же, как клей для плотной бумаги.
Клейстер для наклеивания гравюр
Состав
Мука пшеничная 50
Квасцы алюмокалиевые 7
Формалин 7
Вода 2250
Муку разводят в небольшом количестве холодной воды в эмалированной или алюминиевой посуде, комки растирают рукой. Затем добавляют алюмокалиевые квасцы. В другой посуде кипятят : воду, прибавляют к клейстеру и нагревают его на водяной бане, тщательно размешивая, так как он быстро густеет. Затем клейстер остужают в течение 10 мин и выливают в стеклянную посуду, добавляя формалин!
Чтобы избежать образования корки при остывании клейстера, на поверхность кладут лист бумаги и наливают немного воды. Приготовленный клейстер пригоден для употребления в течение 4—5 дней, затем он становится густым (его можно размягчить водой).
При работе клейстер наносят тонким и ровным слоем, что ускоряет его высыхание и не вызывает растяжения бумаги.

Клейстеры для наклеивания обоев (для проклейки стен)
Состав
Мука ржаная 1,5
Столярный клей (10 %-ный раствор) 1
Вода до 10
Муку просеять и развести в 2 л теплой воды, а затем заварить кипятком при непрерывном перемешивании. Отдельно приготовить раствор столярного клея и, нагрев его до кипения, влить в приготовленный мучной клейстер. Если клейстер заварился плохо, его надо перед употреблением прокипятить. Клейстер надо пропустить через сито с мелкой сеткой (600 отв/см2).
Для оклейки стен макулатурой (газетами) берут муки меньше — 1,2 кг.

Клейстер для оклейки простыми обоями
Состав
Мука ржаная (или крахмал) 1,2—1,5
Квасцы алюмокалиевые 0,05
Вода до 10
Клейстер приготавливается так же, как в предыдущем рецепте. Квасцы или карболовая кислота (25 г на 10 л) вводятся в качестве антисептика.
Для оклейки стен высококачественными обоями вместо 1,2—1,5 кг ржаной муки берут 2 кг муки пшеничной и обязательно клейстер процеживают через сито (600 отв/см ).
Клейстер для наклеивания линкруста
Состав
Крахмал пшеничный или мука пеклеванная 3
Столярный клей (10 %-ный раствор) 2
Квасцы или карболовая кислота 0,03—0,05
Вода до 10
Данный клей приготовляется так же, как и клейстер для проклейки стен. Квасцы перед введением в клейстер растворяют в воде. По остывании клейстер пропускают через сито (600 отв/см2).

Источник

Что такое растительный клей

Что такое растительный клей. Смотреть фото Что такое растительный клей. Смотреть картинку Что такое растительный клей. Картинка про Что такое растительный клей. Фото Что такое растительный клей

Что такое растительный клей. Смотреть фото Что такое растительный клей. Смотреть картинку Что такое растительный клей. Картинка про Что такое растительный клей. Фото Что такое растительный клей
Что такое растительный клей. Смотреть фото Что такое растительный клей. Смотреть картинку Что такое растительный клей. Картинка про Что такое растительный клей. Фото Что такое растительный клей

Что такое растительный клей. Смотреть фото Что такое растительный клей. Смотреть картинку Что такое растительный клей. Картинка про Что такое растительный клей. Фото Что такое растительный клейЧто такое растительный клей. Смотреть фото Что такое растительный клей. Смотреть картинку Что такое растительный клей. Картинка про Что такое растительный клей. Фото Что такое растительный клейЧто такое растительный клей. Смотреть фото Что такое растительный клей. Смотреть картинку Что такое растительный клей. Картинка про Что такое растительный клей. Фото Что такое растительный клейЧто такое растительный клей. Смотреть фото Что такое растительный клей. Смотреть картинку Что такое растительный клей. Картинка про Что такое растительный клей. Фото Что такое растительный клейЧто такое растительный клей. Смотреть фото Что такое растительный клей. Смотреть картинку Что такое растительный клей. Картинка про Что такое растительный клей. Фото Что такое растительный клей

Природные клеи

К природным клеям относятся клеи, приготовляемые на основе веществ растительного и животного происхождения.

Растительные клеи

Такие клеи делаются на основе продуктов растительного происхождения: крахмала, декстрина, смолы, натурального каучука и др. То есть растительных клеев множество. Здесь же мы рассмотрим наиболее доступные, а следовательно, и наиболее распространенные растительные клеи, главным компонентом которых является крахмал (мука). Такие клеи обычно называют клейстерами.

Заметим, что в клейстеры для повышения их «эксплуатационных» свойств добавляют некоторые вещества:

Внимание! Здесь и ниже составы клеев приводятся в частях (по массе). Клей для бумаги из крахмала

Алюмокалиевые квасцы 1

Крахмал предварительно заливают небольшим количеством холодной воды и размешивают до тех пор, пока не исчезнут комки, затем при тщательном перемешивании вливают кипяток, подогревают клейстер до кипения, получая однородную массу, и добавляют растворенные в воде квасцы.

Клей для бумаги из муки (пшеничной)

Алюмокалиевые квасцы 1

Муку разводят в воде, добавляют предварительно растворенные в воде квасцы. Затем заливают смесь кипятком, вливают глицерин и подогревают до кипения. Для получения качественного клея без комков не забудьте его перемешивать!

Клей для плотной бумаги из муки желатина

Желатин технический 5

Квасцы алюмокалиевые 3

Спирт (ректификат) 2

Клей варят в эмалированной или алюминиевой посуде. Во избежание комкования муку разводят в небольшом количестве холодной воды, затем заливают горячей водой и ставят на водяную баню, постепенно нагревая воду до кипения. После этого в клейстер вводят растворенные в горячей воде квасцы, все процеживают через двойную марлю и добавляют желатин, предварительно замоченный в воде. После остывания полученного клейстера в него вливают спирт и глицерин, тщательно перемешивая клей.

В качестве антисептика можно в клей добавить камфору (0,5 % от массы раствора) или камфорный спирт (1-2 %).

Клей для реставрации графических работ

Квасцы алюмокалиевые 0,5

Спирт (ректификат) 2,25

Желатин (1 %-ный раствор) 150

Клей готовится так же, как клей для плотной бумаги.

Клейстер для наклеивания гравюр

Квасцы алюмокалиевые 7

Муку разводят в небольшом количестве холодной воды в эмалированной или алюминиевой посуде, комки растирают рукой. Затем добавляют алюмокалиевые квасцы. В другой посуде кипятят воду, прибавляют к клейстеру и нагревают его на водяной бане, тщательно размешивая, так как он быстро густеет. Затем клейстер остужают в течение 10 мин и выливают в стеклянную посуду, добавляя формалин!

Чтобы избежать образования корки при остывании клейстера, на поверхность кладут лист бумаги и наливают немного воды. Приготовленный клейстер пригоден для употребления в течение 4-5 дней, затем он становится густым (его можно размягчить водой).

При работе клейстер наносят тонким и ровным слоем, что ускоряет его высыхание и не вызывает растяжения бумаги.

Клейстеры для наклеивания обоев (для проклейки стен)

Столярный клей (10 %-ный раствор) 1

Муку просеять и развести в 2 л теплой воды, а затем заварить кипятком при непрерывном перемешивании. Отдельно приготовить раствор столярного клея и, нагрев его до кипения, влить в приготовленный мучной клейстер. Если клейстер заварился плохо, его надо перед употреблением прокипятить. Клейстер надо пропустить через сито с мелкой сеткой (600 отв/см 2 ).

Клейстер для оклейки простыми обоями

Мука ржаная (или крахмал) 1,2-1,5

Квасцы алюмокалиевые 0,05

Клейстер приготавливается так же, как в предыдущем рецепте. Квасцы или карболовая кислота (25 г на 10 л) вводятся в качестве антисептика.

Для оклейки стен высококачественными обоями вместо 1,2-1,5 кг ржаной муки берут 2 кг муки пшеничной и обязательно клейстер процеживают через сито (600 отв/см ).

Клейстер для наклеивания линкруста

Крахмал пшеничный или мука пеклеванная 3

Столярный клей (10 %-ный раствор) 2

Квасцы или карболовая кислота 0,03-0,05

Данный клей приготовляется так же, как и клейстер для проклейки стен. Квасцы перед введением в клейстер растворяют в воде. По остывании клейстер пропускают через сито (600 отв/см 2 ).

Клеи на основе веществ животного происхождения

При нагревании в воде коллагена, который является клеящей основой костного, мездрового и рыбьего клея, он переходит в г л ют и н, поэтому принято эти клеи называть глютиновыми (в обиходе они известны под именем столярного клея). Химический состав и структура коллагена еще недостаточно исследованы.

Глютин обладает следующими свойствами: набухает в холодной воде, растворяется при нагревании, образуя коллоидные растворы, которые после охлаждения превращаются в упругую студенистую массу. Под действием высоких температур, а также при

обработке кислотами и щелочами глютин разлагается и теряет свою клеящую способность.

Под влиянием различных веществ (двухромовокислого калия, формальдегида, растворимых соединений алюминия и железа) глютин теряет способность набухать в воде и становится нерастворимым.

Клеи на основе коллагена

Костный клей производят из обезжиренных костей животных. Мездровый клей получается при разваривании в воде мездры.

Выпускают костный клей в виде твердых плиток, небольших кусков и в виде клеевого студня, так называемой галлерты. Мездровый клей выпускают в виде твердых, плиток, кусков, чешуек.

Для работы твердый костный и мездровый клеи растворяют в воде температурой 60-65 °С. Нагревание клея выше 70 °С приводит к понижению его вязкости и уменьшению клеящей способности.

Состав жидкого клея

Клей костный или мездровый (твердый) 100

Фенол (5 %-ный раствор) 2

Плиточный клей загружают в клееварку, заливают водой и оставляют набухать в течение 8-10 ч. Затем клей разваривают на водяной бане при температуре не выше 60-65 °С. Клей считается готовым, если при захвате кистью (щеткой) он стекает с нее без заметных сгустков. К готовому раствору клея прибавляют раствор фенола для предотвращения его загнивания.

Технический желатин представляет собой чистый глютин. В отличие от костного и мездрового клеев его получают из отборного сырья: рогового стержня, то есть пуговичной кости, лобовой кости.

Выпускается желатин следующих видов: пищевой, фотографический и технический.

Технический и фотографический желатины широко используются в живописи при грунтовании холстов, а также для клейки бумаги и т. п.

Чтобы приготовить желатиновый клей, сухой технический желатин заливают небольшим количеством воды и дают ему набухнуть (набухание желатинового клея происходит примерно около 1 ч). Набухший желатиновый клей подогревают на водяной бане при температуре 65-70 °С.

Для проклеек холста обычно берется 6-8 %-ный раствор клея, для наклеивания бумаги, приготовления эмульсионного грунта применяют 12-15 %-ный раствор. В качестве пластификатора в клей вводят незначительное количество глицерида (0,2-0,3 % по массе).

К коллагеновым относится также рыбий клей. Сырьем для его производства служат плавательные пузыри осетровых пород (более низкие сорта клея делают из голов, чешуи, костей рыб). Плавательный пузырь почти целиком состоит из чистого коллагена.

Для получения рыбьего клея плавательный пузырь выдерживают в течение нескольких часов в 15-20 %-ном растворе соли, затем отмачивают в чистой воде и подсушивают на воздухе. Затем с пузыря сдирают наружную оболочку, оставляя внутреннюю, которую и используют для клея (ее окончательно высушивают и прессуют из нее пластины).

Чтобы приготовить жидкий клей для работы, пластинки клея замачивают целиком на 24 ч в холодной воде. Набухший клей размягчают и разминают, затем варят на водяной бане, как костный и мездровый, процеживают через марлю или сито и вводят в него антисептик.

Для приготовления эмульсионного грунта берется 12-15 %-ный раствор клея.

При реставрационных работах, например, для укрепления хрупкой, отслаивающейся от холста живописи применяют 5-6 %-ный раствор. В приготовляемый клей в качестве пластификатора вводят мед в соотношении 1:2,5.

В заключение приведем рецепты простых клеевых составов на основе коллагеновых клеев. Их применяют для склеивания дерева, стекла, фарфора, фаянса, керамики и для соединения

дерева с тканью или другим материалом. Такие клеи дают прочный шов, они просты в обращении, и составные части для их приготовления не дефицит.

Универсальный нежелатинирующийся (негустеющий) клей

Плиточный столярный клей измельчают и замачивают (12 ч) в уксусной эссенции, разбавленной пополам с холодной водой. После полного набухания клея избыток жидкости сливают (она может быть использована вторично), а набухший клей осторожно распускают на небольшом огне. Полученная сиропообразная масса имеет клеящие свойства, на холоде она не загустевает; при хранении этот клей не плесневеет и не загнивает. Если клей получится несколько жидковатым, то его сгущают, нагревая некоторое время на водяной бане. Длительность нагрева зависит от требуемого загустения клея. Хранить этот клей следует а банке с плотно закрывающейся крышкой.

Этот клей также не желатинируется и дает прочный клеевой шов.

Сначала приготовляют сахарно-известковый сироп; для этого в 1 л горячей воды растворяют полстакана сахарного песка и добавляют 100 г свежегашеной извести (пушонки). Смесь нагревают при *помешивании в продолжение 3 ч (смесь должна быть хорошо прогрета, но ее нельзя доводить до кипения). Сахарно-известковому раствору дают отстояться, и жидкость сливают. В слитом растворе замачивают (12 ч) 500 г предварительно измельченного плиточного клея. Набухший клей (избыточную жидкость сливают) распускают на легком огне. Готовая клеевая масса не желатинируется и применяется в холодном состоянии.

Клей «Синдетикон» дает прочный шов; им склеивают бумагу, картон, дерево, фарфор, фаянс, керамику, а также используют для наклеивания ткани на дерево, стекло, металл; на эти же материалы можно наклеивать кожу. Металл с металлом или стекло со стеклом удается склеить, если между ними положить прокладку из ткани.

Клей «Синдетикон» хорошо сохраняется в закрытой банке; он не плесневеет и не загнивает.

Клей для приклеивания кожи к картону

Смешивают клей, скипидар и воду, набухший клей варят на водяной бане, добавляют крахмал с водой и снова варят до растворения крахмала.

Клей для приклеивания кожи к металлу

Уксусная кислота (8 %-ный раствор) 1

Столярный клей замачивают до полного набухания, затем воду сливают и добавляют в клей кислоту и скипидар. После этого клей подогревают на водяной бане, тщательно перемешивая, до растворения.

На сухую, очищенную поверхность металла наносят горячий клей и прижимают кожу.

Рыбий клей для фаянсовых изделий

Уксусная кислота (20 %-ный раствор) 4

Залитому водой клею дают набухнуть, затем добавляют уксусную кислоту и варят на водяной бане 45-60 мин.

Рыбий клей для наклеивания гравюр

Клей заливают небольшим количеством воды, а когда он набухнет, заливают указанным количеством воды и варят на водяной бане. В готовый охлажденный клей добавляют глицерин.

Рыбий клей для окантовок

Столярный клей или желатин 15

Клей заливают небольшим количеством воды; когда он набухнет, его нарезают ножницами на мелкие кусочки, смешивают со столярным клеем, заливают водой и кипятят на водяной бане до получения однородной смеси. Затем в немного охлажденный состав добавляют мед.

Клей на казеиновой основе

Казеин получают из обезжиренного коровьего молока (обрата), створаживая его кислотой или ферментом, содержащимся в сычуге. Отсюда и подразделение казеина на кислотный и сычужный. В качестве кислоты для створаживания казеина применяют как минеральные кислоты (слабую серную или соляную), так и органические (уксусную). Створоженный казеин тщательно промывают, отжимают и сушат при температуре не выше 80°С (повышение температуры неблагоприятно влияет на растворимость и клеящую способность казеина).

Для работы порошок казеинового клея растворяют в щелочном растворе, получая коллоидно-вязкую смесь. Количество щелочи, применяемое для растворения казеина, зависит от вида щелочи и концентрации раствора казеина.

Состав жидкого казеинового клея («классический»)

Казеин (порошок) 100

Сода кальцинированная 16

Аммиак (28 %-ный раствор) 13

Тринатрийфосфат (кристаллический) 12,5

Фтористый натрий 6,4

1-й способ. Казеин засыпают в сосуд, заливают 3-4-кратным количеством воды и оставляют на 8-10 ч, после чего набухший казеин тщательно размешивают и постепенно добавляют раствор щелочи.

2-й способ. Казеин предварительно набухает в подогретой до 35-40°С воде, после чего при перемешивании к нему добавляют раствор щелочи и температуру поднимают (на водяной бане) до 60 °С; при этом казеин растворяется. По этому способу скорость растворения значительно выше.

Казеин (порошок) 100

Портландцемент (марка 400) 75

Вода (при температуре 10-20°С) 220-250

Для приготовления казеино-цементного клея в клеянку наливают воду, а затем постепенно, при перемешивании засыпают казеиновый порошок. В случае сильного загустения клея перемешивание прекращают и дают клеевому раствору разжижиться (затем можно перемешивание продолжить). Через 30-40 мин добавляют цемент, предварительно просеянный через сито (64 отв/см 2 ). Перемешивание ведут до получения однородной массы (примерно 50-60 мин). После 10-15 мин отстаивания клей готов к употреблению. Рабочее состояние клея 3 ч.

Выдержка при склеивании зависит от температуры в помещении и длится примерно 12 ч.

Казеино-цементный клей применяют не только для склеивания древесины, но и для соединения каменных материалов.

Для самостоятельного приготовления казеина используется творог минимальной жирности: 100 г творога смешивают с 200 мл горячей воды, перемешивают, сливают воду (и так 3 раза). После этого отделяют творог (сливая воду через марлю), отжимают его и кладут в эмалированную кастрюлю, куда вливают 0,5 л 3 %-ного раствора буры.

Содержимое нагревают до температуры 40-50 °С, перемешивают и оставляют на 3-4 ч. После этого вновь перемешивают до полного растворения творога.

Известково-казеиновый клей для древесины

Казеин замачивают в воде в течение 30-40 мин и добавляют известь. Срок годности клея всего 40-45 мин.

Известково-силикатный казеиновый клей для фанеры и древесины дуба

Казеин (порошок) 100

Известь гашеная 10-15

Жидкое стекло (уд. масса 1,34 г/см 3 ) 15

Казеин замачивают в воде в течение 30-40 мин и добавляют остальные компоненты.

Силикатно-казеиновый клей для стекла

При склеивании предметы прижимают и оставляют до полного затвердевания клея (3-4 ч).

Клей на основе альбумина

Такие клеи не получили в практике умельцев широкого распространения. В качестве примера приведем состав альбуминового клея для каменных и керамических материалов.

Клей на основе яичного белка для каменных и керамических материалов

Известь негашеная 1

Отдельно смешивают белок с известью, а гипс с водой. Полученные составы тщательно перемешивают.

Синтетические клеи

Несмотря на ряд достоинств (доступность, невысокая стоимость, простота обращения), природные клеи не универсальны и обладают невысокой устойчивостью к действию микроорганизмов и воды. Поэтому эти клеи все активнее вытесняются многочисленными синтетическими клеями, характеризующимися высокой прочностью склеивания различных материалов и Достаточной устойчивостью к факторам внешнего воздействия.

Наиболее известными и распространенными синтетическими клеями, отлично зарекомендовавшими себя на практике, следует считать клеи БФ-2, БФ-4 и БФ-6, эпоксидные клеи различных марок и др.

Клеи на основе фенола

Клеи БФ-2 и БФ-4 представляют собой густую прозрачную жидкость светло-коричневого цвета. Они применяются для склеивания алюминия и его сплавов, меди и ее сплавов, стали различных марок, пластмасс термореактивного и термопластического типов, например, бакелита, аминопласта, текстолита, органического стекла, а также таких материалов, как дерево, фанера, керамика, фарфор, стекло, фибра, кожа.

Для нагревания небольших по размеру склеиваемых изделий или деталей их помещают в кастрюлю или в металлическую банку и заливают водой. Воду доводят до кипения, которое должно продолжаться не менее 3 ч, после чего кастрюлю снимают с огня, охлаждают на воздухе и извлекают изделий. Нагревание склеиваемых изделий или деталей удобнее производить в термостате, где легче создать благоприятные условия для полимеризации клея. На тепловую обработку деталей при 120-150 °С требуется 1 ч.

Полученный клеевой шов после отвердения не боится влаги, стоек к низким (-50 °С) и высоким (+100 °С) температурам, выдерживает воздействие кипящей воды, бензина, спирта, масел, керосина.

Клей БФ-6 представляет собой густую прозрачную жидкость светло-коричневого или желтого цвета, применяется для склеивания изделий из тканей.

Подлежащие склеиванию места изделий предварительно очищают от пыли щеткой, смачивают теплой водой и хорошо отжимают. Выпрямив края смоченных мест ткани, наносят на них два слоя клея и сушат на воздухе (после нанесения каждого слоя) до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к пальцу. Затем соединяют склеиваемые части материй и осторожно разглаживают горячим утюгом через увлажненную ткань в течение 2-3 с с промежутками в 10-15 с до тех пор, пока склеиваемая поверхность не станет сухой.

Карбамидные клеи холодного отвердения

Карбамидные клеи применяются для склеивания древесины, бумажных, текстильных материалов и пластмасс.

Порошкообразная мочевиноформальдегидная смола марки СМК-2 100

Молочная кислота 400

Вода (температура 16-20 °С) 50

При изготовлении клеевой смеси

температура составных компонентов должна быть 15-20 °С. В сосуд вливают воду, молочную кислоту и спирт. При непрерывном перемешивании в смесь постепенно высыпают порошок смолы СМК-2. После этого смесь перемешивают 20-40 мин до исчезновения комочков нерастворенной смолы, затем фильтруют через латунное сито № 60 (576, отв/см 2 ). Для поддержания температуры клея на уровне 20 °С его охлаждают водой.

— При температуре окружающего воздуха до 20 °С клей сохраняет рабочее состояние в течение 2-4 ч, но вязкость его возрастает. Температура склеивания комнатная.

Мочевиноформальдегидная смола МФ-17 с добавлением 8 % древесной муки (от массы чистой смолы) 100

Щавелевая кислота (10 %-ный водный раствор) Подбирается экспериментально

Температура компонентов клея при его изготовлении должна быть 16- 20 °С. Компоненты смешиваются в течение 5-10 мин. В случае отсутствия в смоле древесной муки отвердитель вводят в смолу за сутки до приготовления клея.

При температуре 20 °С отвердение клея наступает через 3-5 ч с момента введения отвердителя.

Мочевиноформальдегидная смола марки М 100

Аммоний сернокислый (40 %-ный водный раствор) 3,5

При изготовлении клеевой смеси температура компонентов должна быть 20 °С. Компоненты клея смешиваются в течение 15-20 мин.

Выдержка при склеивании под давлением зависит от температуры помещения и обычно составляет 1,5-2 ч. При склеивании без давления выдержка не требуется.

Полиметакриловые клеи

Полиметакриловые клеи применяются для склеивания органического стекла и аналогичных материалов.

Органические растворители 100

Органическое стекло (стружки или опилки) 3-4

Сроки хранения полиметакриловых клеевых растворов определяются их вязкостью. Ориентировочно срок хранения должен быть не более месяца при температуре не выше 25 °С в закрытой стеклянной посуде, защищенной от действия света.

Предел прочности клеевого соединения равен прочности органического стекла (в среднем 120 кгс/см 2 ).

Глифталевый клей АМК

Глифталевый клей АМК, выпускаемый с маркировкой МХП, представляет собой раствор глифталевых смол в органических растворителях с добавлением сиккатива.

Клей АМК применяется для приклеивания шерстяной, стеклянной и хлопчатобумажной ткани к металлическим поверхностям, для склеивания стекла и приклеивания керамики к металлам.

При склеивании на пластинку обезжиренного металла наносят слой клея (расход 100 г/м 2 ). После просушки его в течение 2 ч при 15-25 °С наносят второй слой клея (расход тот же) и немедленно накладывают ткань. Ткань тщательно приглаживают к поверхности и сразу же поверх ткани наносят третий слой клея (расход 200 г/м 2 ). Склеиваемые материалы высушивают при 70-80 °С в течение 4 ч.

Клей-71

Клей безвреден в применении, не токсичен, не горюч, упакован в плотно закрытые металлические банки, что позволяет хранить его длительное время.

Клей поливинилацетатный (ПВА)

Клей ПВА изготовляется на основе эмульсии поливинилацетата.

Клей применяют для склеивания древесины, бумаги, картона, хлопчатобумажных тканей между собой, а также для склеивания тканей с древесиной и стеклом и металла с древесиной.

В качестве основы клея ПВА применяется водная непластифицированная эмульсия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *