Что такое рациональный выбор в экономике
Что такое рациональный выбор в экономике
1.Рациональный выбор в экономике.
2. Аксиомы рационального поведения.
5. Нерациональное поведение. Эвристики.
6.Объяснения отклонений от рационального поведения
7. Теория проспектов.
1.Рациональный выбор в экономике.
Задача выбора является одной из центральных в экономике. Два основных действующих лица в экономике – покупатель и производитель – постоянно вовлечены в процесс выбора.
Потребитель решает, что покупать и за какую цену. Производитель решает, во что вкладывать капитал, какие товары следует производить и др.
Основное допущение экономической теории состоит в том, что человек делает рациональный выбор. Рациональный выбор означает предположение, что решение человека является результатом упорядоченного процесса мышления. Для определения этого понятия в строго математической форме выводятся аксиомы рационального поведения.
При условии, что аксиомы справедливы, доказывается, что существует некая функция, устанавливающая человеческий выбор – функция полезности.
Под полезностью будем понимать величину, которая в процессе выбора максимизирует личность с рациональным экономическим мышлением. Иначе говоря – полезность – это воображаемая мера психологической и потребительской ценности различных благ.
С содержательной точки зрения делается предположение, что человек оценивает различные альтернативы и выбирает из них ту, полезность которой больше.
ЗПР с рассмотрением полезностей были первыми, которые привлекли внимание исследователей. Постановка таких задач заключается в следующем: человек выбирает какие-то действия, где на получаемый результат (исход) действия влияют случайные события, неподвластные человеку, но, имея некоторые знания о вероятностях этих событий, человек может рассчитывать наиболее выгодную совокупность и очерёдность своих действий. Человек, который следует аксиомам рационального выбора, называется в экономике рациональным человеком.
2. Аксиомы рационального поведения.
Через x, у, z различные исходы (результаты) процесса выбора, а через
p X
Рис.1. Лотерея с двумя исходами.
Ожидаемая (или средняя цена) лотереи определяется по формуле
Приведем аксиомы рационального выбора:
Аксиомы, приведенные выше достаточно просты для понимания.
В предположении, что они выполняются, имеет место теорема, которая гласит, что существует числовая функция полезности
2) U (x, p, y) = p U(x) + (1-p) U(y)
Для представления своих возможных действий и для нахождения последовательности правильных решений используется дерево решений.
Рассмотрим пример задачи с вазами. Экспериментатор случайно выбирает вазу из множества ваз, содержащего 700 ваз 1-го типа и 300 ваз 2-го типа. Если перед испытуемым находится ваза 1-го типа и он угадает это, то он получит выигрыш 350 у.е., если не угадает, то его проигрыш составит 50 у.е. Если перед ним ваза 2-го типа и он это угадает, то получит выигрыш 500 у.е., если не угадает, его проигрыш составит 100 у.е. Испытуемый может предпринять одно из следующих действий: d 1 – сказать, что ваза 1-го типа; d 2 – сказать, что ваза 2-го типа.
Условия задачи можно представить в таблице 1.
Теория рационального выбора в экономике
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье про экономику поговорим о теории рационального выбора в экономике. В статье вы узнаете что это такое и в чем основная суть теории рационального выбора, также познакомитесь с такими понятиями как личная выгода и невидимая рука. К ром этого в статье приведены преимущества и недостатки, а также примеры теории рационального выбора. Обо всем этом и не только далее в статье.
Содержание статьи:
Что такое теория рационального выбора?
Теория рационального выбора утверждает, что люди используют рациональные расчеты, чтобы делать рациональный выбор и достигать результатов, соответствующих их личным целям. Эти результаты также связаны с максимизацией личных интересов человека. Ожидается, что использование теории рационального выбора приведет к результатам, которые принесут людям наибольшую пользу и удовлетворение, учитывая ограниченный выбор, который у них есть.
Суть теории рационального выбора
Многие основные экономические предположения и теории основаны на теории рационального выбора. Теория рационального выбора связана с концепциями рациональных субъектов, эгоизма и невидимой руки.
Теория рационального выбора основана на предположении об участии рациональных субъектов. Рациональные субъекты — это люди в экономике, которые делают рациональный выбор на основе расчетов и доступной им информации. Рациональные индивиды (акторы) составляют основу теории рационального выбора. Теория рационального выбора предполагает, что индивиды или рациональные субъекты пытаются активно максимизировать свое преимущество в любой ситуации и, следовательно, последовательно пытаются минимизировать свои потери.
Экономисты могут использовать это предположение о рациональности как часть более широких исследований, стремящихся понять определенные модели поведения общества в целом.
Личная выгода и невидимая рука
Адам Смит был одним из первых экономистов, разработавших основные принципы теории рационального выбора. Смит подробно остановился на своих исследованиях эгоизма и теории невидимой руки в своей книге «Исследование природы и причин богатства народов», опубликованной в 1776 году.
Сама невидимая рука является метафорой невидимых сил, влияющих на свободную рыночную экономику. В первую очередь, теория невидимой руки предполагает личный интерес. И эта теория, и дальнейшие разработки теории рационального выбора опровергают любые негативные заблуждения, связанные с личными интересами. Вместо этого эти концепции предполагают, что рациональные субъекты, действующие с учетом собственных интересов, могут фактически создать выгоды для экономики в целом.
Согласно теории невидимой руки, люди, движимые личными интересами и рациональностью, будут принимать решения, которые приведут к положительным результатам для экономики в целом. Благодаря свободе производства и потребления соблюдаются интересы общества. Постоянное взаимодействие отдельных факторов давления на рыночный спрос и предложение вызывает естественное движение цен и торговый поток. Экономисты, которые верят в теорию невидимой руки, лоббируют меньшее вмешательство государства и больше возможностей свободного рынка для обмена.
Преимущества и недостатки теории рационального выбора
Многие экономисты оспаривают достоверность теории рационального выбора и теории невидимой руки. Несогласные отмечают, что люди не всегда принимают рациональные решения, максимизирующие полезность. Область поведенческой экономики — это недавнее вмешательство в проблему объяснения экономических процессов принятия решений отдельными лицами и учреждениями.
Поведенческая экономика пытается объяснить — с психологической точки зрения — почему отдельные субъекты иногда принимают иррациональные решения и почему и как их поведение не всегда соответствует предсказаниям экономических моделей. Критики теории рационального выбора говорят, что, конечно, в идеальном мире люди всегда будут принимать оптимальные решения, которые принесут им наибольшую пользу и удовлетворение. Однако мы не живем в идеальном мире; на самом деле людьми часто движут эмоции и внешние факторы.
Нобелевский лауреат Герберт Саймон, который отверг предположение о совершенной рациональности в господствующей экономической теории, вместо этого предложил теорию ограниченной рациональности. Эта теория гласит, что люди не всегда могут получить всю информацию, которая им нужна, чтобы принять наилучшее возможное решение. Саймон утверждал, что знание всех альтернатив или всех последствий, вытекающих из каждой альтернативы, реально невозможно для большинства решений, принимаемых людьми.
Точно так же экономист Ричард Талер указал на дальнейшие ограничения предположения о том, что люди действуют как рациональные субъекты. Идея умственного учета Талера показывает, что люди придают большее значение одним долларам, чем другим, даже если все доллары имеют одинаковую ценность. Они могут поехать в другой магазин, чтобы сэкономить 10 долларов при покупке на 20 долларов, но они не поедут в другой магазин, чтобы сэкономить 10 долларов на покупке на 1000 долларов.
Как и все теории, одно из преимуществ теории рационального выбора состоит в том, что она может быть полезна при объяснении индивидуального и коллективного поведения. Все теории пытаются придать смысл тому, что мы наблюдаем в мире. Теория рационального выбора может объяснить, почему люди, группы и общество в целом делают определенный выбор, исходя из конкретных затрат и вознаграждений.
Теория рационального выбора также помогает объяснить поведение, которое кажется иррациональным. Поскольку центральная посылка теории рационального выбора состоит в том, что любое поведение рационально, любое действие можно тщательно исследовать на предмет лежащих в его основе рациональных мотиваций.
Плюсы теории рационального выбора
Минусы теории рационального выбора
Примеры теории рационального выбора
Согласно теории рационального выбора, рациональные инвесторы — это те инвесторы, которые быстро купят любые акции по слишком низкой цене и продадут в шорт любые акции по слишком высокой цене.
Примером рационального потребителя может быть человек, выбирающий между двумя автомобилями. Автомобиль B дешевле, чем автомобиль A, поэтому потребитель покупает автомобиль B.
Хотя теория рационального выбора логична и проста для понимания, в реальном мире ей часто противоречат. Например, политические фракции, поддержавшие голосование за Брексит, состоявшееся 24 июня 2016 года, использовали рекламные кампании, основанные на эмоциях, а не на рациональном анализе. Эти кампании привели к полушокирующему и неожиданному результату голосования — Великобритания официально решила выйти из Европейского Союза. Финансовые рынки отреагировали тем же шоком, резко увеличив краткосрочную волатильность, измеряемую индексом волатильности CBOE (VIX).
Рациональное поведение может не включать получение максимальной денежной или материальной выгоды; выгода от конкретного выбора может быть чисто эмоциональной или неденежной. Например, хотя для руководителя, вероятно, более выгодно с финансовой точки зрения остаться в компании, чем брать отпуск, чтобы ухаживать за своим новорожденным ребенком, для них по-прежнему считается рациональным поведение брать отпуск, если они чувствуют, что выгода времени, проведенного с их ребенком, перевешивает полезность получаемой зарплаты.
Популярные вопросы по теории рационального выбора
Что такое теория рационального выбора?
Ключевой посылкой теории рационального выбора является то, что люди не выбирают продукты с полки случайным образом. Скорее, они используют логический процесс принятия решений, который учитывает затраты и выгоды различных вариантов, сравнивая их друг с другом.
Кто основал теорию рационального выбора?
Адам Смит, который в середине 1770-х годов предложил идею «невидимой руки», двигающей рыночную экономику, обычно считают отцом теории рационального выбора. Смит обсуждает теорию невидимой руки в своей книге «Исследование природы и причин богатства народов», опубликованной в 1776 году.
Каковы основные цели теории рационального выбора?
Основная цель теории рационального выбора — объяснить, почему отдельные лица и более крупные группы делают определенный выбор, исходя из конкретных затрат и вознаграждений. Согласно теории рационального выбора, люди используют свои личные интересы, чтобы сделать выбор, который принесет им наибольшую пользу. Люди взвешивают свои варианты и делают выбор, который, по их мнению, будет им лучше всего.
Что такое теория рационального выбора в международных отношениях?
Государства, межправительственные организации, неправительственные организации и транснациональные корпорации — все это люди. Чтобы понять действия этих сущностей, мы должны понять поведение людей, которые ими управляют. Теория рационального выбора помогает объяснить, как руководители и другие важные лица, принимающие решения в организациях и учреждениях, принимают решения. Теория рационального выбора также может пытаться предсказать будущие действия этих акторов (субъектов).
Каковы сильные стороны теории рационального выбора?
Одна из сильных сторон теории рационального выбора — универсальность ее применения. Ее можно применить ко многим различным дисциплинам и областям обучения. Она также делает разумные предположения и убедительную логику. Теория также побуждает людей принимать разумные экономические решения. Принимая разумные экономические решения, человек может приобрести больше инструментов, которые позволят ему в дальнейшем максимизировать свои предпочтения в будущем.
Резюме
Большинство классических экономических теорий основано на предположениях теории рационального выбора: люди делают выбор, который приводит к оптимальному уровню выгоды или полезности для них. Кроме того, люди предпочтут действовать, которые приносят им пользу, а не действиям, которые являются нейтральными или наносят им вред. Хотя существует много критики теории рационального выбора — потому что люди эмоциональны и легко отвлекаются и, следовательно, их поведение не всегда соответствует предсказаниям экономических моделей — она по-прежнему широко применяется в различных академических дисциплинах и областях обучения.
А на этом сегодня все про теорию рационального выбора. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Теория принятия решений
Лекция 2. АКСИОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Рациональный выбор в экономике
Одно из основных допущений экономической теории состо ит в том, что человек делает рациональный выбор. Рациональ ный выбор означает предположение, что решение человека яв ляется результатом упорядоченного процесса мышления. Слово «упорядоченный» определяется экономистами в строгой мате матической форме. Вводится ряд предположений о поведении человека, которые называются аксиомами рационального пове дения [1].
При условии, что эти аксиомы справедливы, доказывается теорема о существовании некой функции, устанавливающей человеческий выбор, — функции полезности. Полезностью на зывают величину, которую в процессе выбора максимизирует личность с рациональным экономическим мышлением. Можно сказать, что полезность — это воображаемая мера психологиче ской и потребительской ценности различных благ.
С содержательной точки зрения делается предположение, что человек как бы взвешивает на некоторых «внутренних ве сах» различные альтернативы и выбирает из них ту, полез ность которой больше.
Задачи принятия решений с рассмотрением полезностей и вероятностей событий были первыми, которые привлекли вни мание исследователей. Постановка таких задач обычно заклю чается в следующем: человек выбирает какие-то действия в мире, где на получаемый результат (исход) действия влияют случайные события, неподвластные человеку, но имея некоторые знания о вероятностях этих событий, человек может рас считать наиболее выгодную совокупность и очередность своих действий.
Отметим, что в данной постановке задачи варианты дейст вий обычно не оцениваются по многим критериям. Таким об разом, используется более простое (упрощенное) их описание. Рассматривается не одно, а несколько последовательных дейст вий, что позволяет построить так называемые деревья решений (см. далее).
Человек, который следует аксиомам рационального выбора, называется в экономике рациональным человеком.
2. Аксиомы рационального поведения
Рис. 2.1. Представление лотереи
Аксиома 1. Исходы х, у, z принадлежат множеству А ис ходов.
Аксиома 3. Две представленные на рис. 2.2 лотереи находятся в отношении безразличия.
Аксиома 5. Если хРу, то хР(х, р, у)Ру.
Рис. 2.2. Две лотереи, находящиеся в отношении безразличия
Все приведенные выше аксиомы достаточно просты для по нимания и кажутся очевидными.
3. Задачи с вазами
Типовая задача для испытуемого может быть представлена следующим образом [3]. Перед испытуемым ставится ваза, ко торая может быть вазой 1-го или 2-го типа. Дается следующая информация: сколько имеется у экспериментатора ваз 1-го и 2-го типов; сколько черных и красных шаров в вазах 1-го и 2-го типов; какие выигрыши ожидают испытуемого, если он угадает, какого типа ваза; какие проигрыши ожидают его, если он ошибется. После получения такой информации испытуемый должен сделать выбор: назвать, к какому типу принадлежит поставленная перед ним ваза.
Условия задачи можно представить в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Представление задачи с вазами
Что же делать человеку? Теория полезности отвечает: оценить среднюю (ожидаемую) полезность каждого из действий и выбрать действие с максимальной ожидаемой полезностью. В соответствии с этой рекомендацией мы можем определить среднее значение выигрыша для каждого из действий:
Из этого примера следует общий рецепт действий для ра ционального человека: определить исходы, помножить их на соответствующие вероятности, получить ожидаемую полезность и выбрать действие с наибольшей полезностью.
Задачи с вазами помогут нам познакомиться с построением деревьев решений и принятием решений с их помощью.
4. Деревья решений
Рис. 2.3. Дерево решений
Дерево решений с двумя его основными ветвями представ лено на рис. 2.4. Вот теперь вопрос о том, какое решение сле дует принимать, стал сложнее: необходимо решить, стоит ли вынимать шар и какой ответ дать после вытаскивания красно го или черного шара. При принятии этих решений нам окажет существенную помощь известный в теории вероятностей [4] (и в теории статистических решений) способ подсчета изменения вероятностей событий после получения дополнительной ин формации.
Вернемся к описанию задачи. Вероятность вытащить крас ный шар из вазы 1-го типа p K ( B 1 )=0,6, а из вазы 2-го типа p к (В 2 )=0,3. Зная все условные вероятности (зависящие от усло вия), а также вероятности p 1 и p 2 выбора ваз 1-го и 2-го типа (см. табл. 2.1), мы можем поставить следующие вопросы.
Рис. 2.4. Дерево решений
Первый вопрос: каковы вероятности вытащить красный и черный шары? Для ответа на этот вопрос произведем простые вычисления. Вероятность вытащить красный шар: p K ( B 1 )=0,7 A 0,6=0,42, если ваза окажется 1-го типа, p к (В 2 )=0,3 A 0,3=0,09, если ваза окажется 2-го типа. Следовательно, вероятность вы тащить красный шар в общем случае р к =0,51. Аналогичным образом можно посчитать, что вероятность вытащить черный шар Рч=0,49.
Например, мы вытащили красный шар. Какова после этого вероятность того, что перед нами стоит ваза 1-го типа?
Приведем все обозначения вероятностей:
Формула Байеса позволяет оценить p ( B i / K ) и p ( B i /ч ), где i =1, 2, используя все прочие вероятности. Например:
Для нашей задачи: p ( B 1/ K )=0,82; p ( B 1/ч )=0,57; p ( B 2/ K )=0,18; р(В 2/ч )=0,43.
Теперь мы имеем всю информацию, необходимую для при нятия решений.
Есть три простых правила выбора оптимальной (по крите-, рию максимума ожидаемой полезности) последовательности ре-шений на основе дерева решений:
идти от конечных ветвей дерева к его корню;
там, где есть случайность (кружок), находится среднее значение;
там, где есть этап принятия решений (квадратик), выбирается ветвь с наибольшей ожидаемой полезностью, а другая отсекается двумя черточками.
Применим эти правила к дереву решений, представленному на рис. 2.4. В результате получим дерево решений, показанное на рис. 2.5.
Рис. 2.5. «Сворачивание» дерева решений
Деревья решений при заданных числовых значениях веро ятностей и исходов позволяют осуществить выбор той страте гии (последовательности действий), при которой достигается наибольший выигрыш, т.е. достигается максимум функции по лезности ЛПР.
5. Парадокс Алле
Возникают вопросы: нельзя ли заменить ЛПР автоматом? Сохраняются ли при сворачивании дерева решений какие-то особенности человеческого поведения? Для ответа на эти во просы приведем известный парадокс Алле [3] (предложенный французским ученым М. Алле), представленный двумя лоте реями на рис.2.6.
Рис. 2.6. Парадокс Алле
Рис. 2.7. Сравнение двух лотерей
Как же можно объяснить такое поведение людей? Может быть, стоит усомниться в существовании функции полезности? Этот вопрос становится еще более существенным для задач принятия решений, в которых нет информации для объектив ного подсчета вероятностей. В таких задачах (а их гораздо больше, чем формальных задач с вазами) только эксперты мо гут дать значения вероятностей. Ясно, что эти значения субъ ективны. Потребовалось формальное обоснование теории по лезности с субъективными вероятностями — теории субъектив ной ожидаемой полезности [5]. Она также построена аксиома тически.
Но и после построения этой теории остаются те же вопросы о причинах парадоксального поведения людей в задачах при нятия решений, где в качестве метода выбора использовались деревья решений и максимизация субъективной ожидаемой полезности.
6. Нерациональное поведение. Эвристики и смещения
Значительную часть фундамента экономики как науки со ставляет теория полезности. И вдруг в 60-е и 70-е годы появи лись работы, в которых систематически демонстрировалось отклонение поведения людей от рационального. Авторами наибо лее известных работ были: Г.Райфа, М.Алле, А.Тверский, П.Словик, Б.Фишхоф, Д.Канеман, С.Лихтенштейн.
Приведем один из наиболее известных примеров нерацио нального поведения людей — «дилемму генерала» [6]. Генерал потерпел поражение в войне и хочет вывести свои войска (600 чел.) с территории противника. У него есть две возможные до роги, и разведка дала оценки возможных потерь при выборе каждой из них. Данные о дорогах и возможных потерях пред ставлены на рис. 2.8.
Рис. 2.8. Дилемма генерала
Рис. 2.9. Иное представление дилеммы генерала
Многочисленные эксперименты продемонстрировали от клонение поведения людей от рационального, определили эв ристики, которые используются при принятии решений. Перечислим наиболее известные эвристики [7].
7. Объяснения отклонений от рационального поведения
Реакция экономистов на результаты психологических ис следований была неоднозначной. Приверженцы теории субъек тивной ожидаемой полезности утверждали, что нерациональность человеческого поведения является кажущейся, так как неправильно сформулирован критерий, который человек стре мится оптимизировать. Действительно, если результат выбора известен, то почти всегда можно подобрать критерий, с точки зрения которого этот выбор является оптимальным. Если принять такую точку зрения, то теория субъективной ожидаемой полезности скорее позволяет объяснить выбор, чем предсказать его [8].
Признание нерациональности человеческого поведения привело к поиску его причин. Среди этих причин называют [9]:
недостаток информации у ЛПР в процессе выбора;
недостаточный опыт ЛПР: он находится в процессе обу чения и поэтому меняет свои предпочтения;
стремление ЛПР найти решение, оптимальное с точки зрения совокупности критериев (целей), строго упорядоченных по важности, но он не может его найти;
различие между объективно требуемым временем для реализации планов и субъективным горизонтом планирования ЛПР.
8. Должны ли экономисты принимать во внимание отклонения поведения людей от рационального?
Возникает вопрос, всегда ли и насколько необходимо учитывать нерациональность поведения людей в задачах экономического выбора?
Одной из важнейших в экономике задач является задача предсказания поведения потребителя по отношению к конкрет ным группам товаров или услуг. Знание такого поведения по зволяет определить спрос на товар (услугу), подсчитать, сколь ко нужно производить товаров (услуг) и по какой цене их можно продавать.
Экономисты различают наблюдаемые предпочтения и вы являемые предпочтения потребителей. Наблюдаемые предпочтения определяются на основе изучения данных о покупках и продажах. Строятся математические модели, описывающие спрос покупателей на определенные товары (услуги). Такие модели позволяют предсказать поведение покупателей по отно шению к данному товару (услуге) или близким к нему [10].
По-иному обстоит дело с выявляемыми предпочтениями, когда требуется предсказать спрос на основе опроса (мнений) потребителей еще до их выбора. Ясно, что результаты психологических исследований имеют непосредственное и весьма важное значение при выявлении предпочтений потребителей. Для получения надежных данных на основе выявляемых предпоч тений необходимо строить опросы с учетом человеческих эври стик [10]. Особое значение имеет форма постановки вопро сов, возможные влияния точки отсчета, феномен сверхуверенности и т.д.
При анализе решений производителей товаров (и услуг) знание нерационального человеческого поведения также весьма важно. Правда, существует мнение [11], что рынок приучает к рациональности, что значительные отклонения от рациональности могут привести к разорению ЛПР. Однако это не позволяет определить, насколько успешно такое обучение.
Стремление учесть реальное поведение людей и приблизить теорию к жизни привело к появлению теории проспектов, разработанной А. Тверским и Д. Канеманом [12, 13].
9. Теория проспектов
Теория проспектов была разработана для того, чтобы учесть реальные черты человеческого поведения в задачах с субъективными вероятностными оценками. Ставилась цель за менить теорию ожидаемой полезности в качестве средства, по зволяющего человеку выбирать предпочтительные варианты действий.
Теория проспектов позволяет учесть три поведенческих эффекта:
V = V ( x ) xor П(р)+ V (у) xor П( q ),
Рис. 2.10. Представление проспекта
Мы видим первое отличие теории проспектов: вместо веро ятностей используется функция от вероятностей.
Важное различие двух теорий состоит в учете вероятностей исходов. Если в теории полезности вероятность умножается на полезность исхода, то в теории проспектов используется функ ция вероятности П(р), представленная на рис. 2.12. Эта функ ция также построена специальным образом для учета поведен ческих аспектов. Прежде всего П(р) не подчиняется всем зако нам теории вероятностей. Отметим следующие свойства П(р):
Рис. 2.11. Функция ценности
Рис. 2.12. Весовая функция вероятности
Теперь мы можем привести последовательность этапов, ре комендуемую при применении теории проспектов для выбора между различными вариантами действий.
1. Осуществляется редактирование проспекта; этап опреде лен достаточно неформально. В него входит следующее:
2. Подсчитываются значения ценности для разных вариан тов действий по формуле, приведенной выше, после чего выби рается вариант с наибольшей ценностью.
10. Теория проспектов и парадокс Алле
Применим теорию проспектов для анализа парадокса Алле (см. рис.2.6). Из левой лотереи следует
Из правой лотереи следует
Нетрудно убедиться, что из перечисленных выше пяти свойств функции П(р) вытекает возможность выполнения неравенств
так как 1-П(0,89)>П(0,11) и 1>П(0,11)+П(0,89). Следовательно, теория проспектов позволяет избежать парадокса Алле.
11. Новые парадоксы
Означает ли это, что теория проспектов дает возможность разрешить все противоречия между нормативной теорией, предписывающей нормы рационального поведения, и особенно стями реального поведения людей? К сожалению, нет. Недос таточно формальный характер описанной выше процедуры ре дактирования проспекта допускает неоднозначное толкование и применение противоречивых эвристик. Приведем следующий пример [14].
Пусть необходимо сделать выбор между двумя лотереями:
Т=[($100; 0,5); ($51; 0,25)] и W =[($101; 0,5); ($50; 0,3)].
Контрольное задание
Дайте определения следующих ключевых понятий:
Верстальщики: студенты гр. БЭВд-41: Гришин Александр, Святов Кирилл, Сметанкина Динара, Шумилов Александр, Шутова Юлия