Что такое разбор пожара

Методика разбора пожаров с личным составом пожарной охраны.

Общие положения.

Разбор пожаров является одной из форм тактической подготовки начальствующего состава.

Разбор пожара организуется и проводится с целью:

— Анализа противопожарного состояния объекта, где произошел пожар, и его оперативно-тактических особенностей, причин возникновения и особенностей развития пожара.

— Анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов техники безопасности.

— Разработки мероприятий, направленных на предупреждение подобных пожаров и устранение недостатков, имевших место при их тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

Разбор пожаров проводится:

— После его исследования отдельно с начальствующим составом гарнизона (части, отряда) и с личным составом, участвовавшим в тушении пожара.

— С начальствующим составом гарнизона (части, отряда) по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.

В масштабе гарнизона разборы пожаров должны проводиться не менее одного раза в полугодие, а по особо сложным, характерным пожарам в течение 15 дней, после окончания исследования.

Разбор пожаров с начальствующим составом дежурных служб пожаротушения и аппаратов УПО, ОПО проводится ежеквартально по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам ПО. В отрядах разборы пожаров проводятся не реже одного раза в месяц.

Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течение 5 дней.

Целесообразность, порядок и время разбора пожара определяют начальники гарнизонов пожарной охраны, отрядов и частей.

Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их, под руководством старших начальников (начальников частей, инспекций гарнизонов, отрядов, УПО, ОПО).

Разбор пожаров проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и боевую подготовку, на занятиях в школах повышения оперативного мастерства или в другие часы по усмотрению начальника гарнизона, части, отряда.

С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, как правило, разбор проводит начальник караула. С личным составом других караулов разбор проводит начальник части или его заместитель.

Для разбора пожара необходимо:

— Определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;

— Подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.

Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других гарнизонах. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в гарнизон от вышестоящего органа пожарной охраны.

Разбор пожара с начальствующим составом проводится в следующем порядке:

— Руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара.

— Руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара.

— В последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего руководителя тушения пожара, начальника оперативного штаба, начальников боевых участков, начальника тыла, которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения.

— Выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.

Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара. На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров в гарнизоне, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.

В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НБУ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.

На одном занятии могут быть разобраны два-три характерных пожара, возникших в гарнизоне, области, крае, республике, стране.

При разборе характерного пожара, происшедшего в другом гарнизоне, пользуясь анализом, изложенном в соответствующих документах (описании пожара, информационном письме), руководитель знакомит начсостав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития.

Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.

В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.

После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.

Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара и являются характерными для гарнизона.

Источник

Разбор пожаров (руководящие документы, цели, задачи; методика подготовки; порядок проведения с начальствующим составом и личным составом пожарных подразделений)

Разбор пожаров является одной из форм тактической подготовки начальствующего состава.

Разбор пожаров организуется и проводится с целью:

анализа действий по тушению пожара, уровня подготовки дежурных караулов (смен) смен пожарных подразделений;

анализа положительных сторон и недостатков в руководстве тушением пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;

анализа оперативно-тактических особенностей объекта пожара, причин возникновения и особенностей развития пожара;

анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов охраны труда;

разработки мероприятий, направленных на устранение недостатков имевших место при тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

Разбор пожаров проводится:

отдельно с начальствующим составом и с личным составом подразделений, участвовавшим в тушении пожара;

с начальствующим составом по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.

Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России.

Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.

Порядок и время разбора пожара определяют начальники подразделений ФПС.

Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.

Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.

С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель.

Для разбора пожаров необходимо:

определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;

подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.

Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.

Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:

руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;

руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара;

в последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего РТП, НШ, НТ, НУТ), которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения;

выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.

Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара.

На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.

В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НУТ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.

При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руководитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития.

Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.

В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.

После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.

Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара.

11. Особенности тушения пожаров и проведения АСР в условиях низких температур и при сильном ветре.

При тушении пожаров в условиях низких температур (-10 0 С и ниже) необходимо:

применять на открытых пожарах и при достаточном количестве воды пожарные стволы с большим расходом, ограничивать использование перекрывных стволов и стволов-распылителей;

принимать меры к предотвращению образования наледей на путях эвакуации людей и движения личного состава;

прокладывать линии из прорезиненных и латексных рукавов больших диаметров, рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри зданий, а при наружной установке утеплять их;

защищать соединительную арматуру рукавных линий подручными средствами, в том числе снегом;

при подаче воды из водоемов или пожарных гидрантов сначала подавать воду из насоса в свободный патрубок и только при устойчивой работе насоса подавать воду в рукавную линию;

создавать резерв сухих напорных рукавов;

в случае уменьшения расхода воды подогревать её в насосе, увеличивая число оборотов двигателя;

избегать перекрытия пожарных стволов и рукавных разветвлений, не допускать выключения насосов;

при замене и уборке пожарных рукавов, наращивании линий подачу воды не прекращать, а указанные работы проводить со стороны ствола, уменьшив напор;

определять места заправки подогретой водой и, при необходимости, заправить ею цистерны;

замерзшую соединительную арматуру пожарных рукавов, рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшую соединительную арматуру, разветвления и стволы допускается отогревать паяльными лампами и факелами);

подготавливать места для обогрева участников тушения и спасаемых и сосредоточивать в этих местах резерв защитной одежды для личного состава;

избегать крепления на пожарных лестницах и вблизи них рукавных линий, не допускать обливания лестниц водой;

не допускать излишнего пролива воды по лестничным клеткам;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

При тушении пожара в условиях сильного ветра необходимо:

производить тушение мощными струями;

создавать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара;

организовывать наблюдение за состоянием и защиту объектов, расположенных с подветренной стороны, путем выставления постов и направления дозоров, обеспеченных необходимыми средствами;

в особо угрожающих случаях создавать на пути распространения огня противопожарные разрывы, вплоть до разборки отдельных сгораемых строений и сооружений;

предусматривать возможность передислокации сил и средств в случае внезапного изменения обстановки, в том числе направления ветра;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

Источник

Методические рекомендации по проведению разборов пожаров

Что такое разбор пожара. Смотреть фото Что такое разбор пожара. Смотреть картинку Что такое разбор пожара. Картинка про Что такое разбор пожара. Фото Что такое разбор пожара

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙМКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Методические рекомендации по проведению разборов пожаров

Разбор пожаров является одной из форм тактической подго­товки начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

Разбор пожаров организуется и проводится с целью:

анализа боевых действий подразделений пожарной охраны
и граждан по борьбе с пожаром, уровня служебной и боевой
подготовки пожарных частей гарнизона;

анализа противопожарного состояния объекта, где произо­шел пожар и его оперативно-тактических особенностей, причинами возникновения и особенностей развития пожара;

анализа случайных явлений и событий, происшедших при
развитии и тушении пожара, причин происшедших случайностей,
решения вопросов техники безопасности;

разработки мероприятий, направленных на предупреждение
подобных пожаров и устранение недостатков, имевших место при.
их тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

2. Проведение разборов пожаров

Разбор пожаров проводится:

отдельно с начальствующим соста­вом подразделений федеральной противопожарной службы (далее – ФПС) (части, отряда. территориального органа МЧС России) и с личным составом, участвовав­шим в тушении пожара;

с начальствующим составом подразделений ФПС (части, отряда, территориального органа МЧС России) по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.

Разбор пожаров с начальствующим составом служб пожаротушения и руководителями структурных подразделений территориального органа МЧС России проводится ежекварталь­но по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В отрядах разборы пожаров проводятся не реже одного раза в месяц.

Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных кара­улов в течение 5 дней.

Порядок и время разбора пожара опреде­ляют начальники территориальных органов МЧС России (отрядов, частей).

Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их, под руко­водством старших начальников: частей, отрядов, территориальных подразделений МЧС России.

Разбор пожаров проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, на занятиях в школах по­вышения оперативного мастерства или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России

С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник карау­ла или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит началь­ник части или его заместитель.

3. Требования к разборам пожаров

Для разбора пожаров необходимо:

определить основную цель, содержание, время и разрабо­тать план проведения разбора;

подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото,
киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), ха­рактеризующие процесс развития и тушения пожаров.

Аналогичным является порядок проведения подготовки руко­водителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки яв­ляется описание пожаров или информационные письма, поступив­шие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.

4. Порядок проведения разбора пожара

Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:

руководитель объявляет начальствующему составу цель и
порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его проти­вопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;

руководитель с помощью наглядных пособий восстанавли­вает первоначальную и последующую обстановку пожара;

выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения по­жара.

Руководитель занятия обобщает выступления участников раз­бора пожара.

На основе предварительного анализа он характери­зует положительные и отрицательные стороны в действиях долж­ностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед началь­ствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучше­нию качества профилактической работы.

В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НБУ). В этом случае их действия на пожаре характери­зует и анализирует руководитель занятия.

На одном занятии могут быть разобраны два-три характерных пожара.

При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руково­дитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенно­стями и противопожарным состоянием объекта, причиной возник­новения пожара и характером его развития.

Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.

В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руково­дитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками раз­бора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.

После этого предлагается начальствующему составу выска­зать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.

Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или ин­формационном письме, ставит перед начальствующим составом за­дачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара и яв­ляются характерными для гарнизона.

Источник

Порядок проведения разбора пожара

Каждый пожар – это чье-то горе, потеря имущества, жилья, места работы, травмы, иногда несовместимые с жизнью.

Почему произошло бедствие, по каким причинам не удалось его ликвидировать вовремя, что делать, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем? Ответим на эти вопросы.

Изучение пожаров

После того как возгорание ликвидировано, проанализированы причины и последствия, производится его разбор в разных группах должностных лиц.

Что такое разбор пожара. Смотреть фото Что такое разбор пожара. Смотреть картинку Что такое разбор пожара. Картинка про Что такое разбор пожара. Фото Что такое разбор пожараНазначение изучения пожаров после их тушения заключается в необходимости анализа:

По результатам рассмотрения дается оценка действию подразделения, руководству, разрабатываются мероприятия, позволяющие не допускать просчетов в дальнейшем или распространить положительный опыт на другие подведомственные части.

Организационные формы

Разбор пожаров производится в двух группах по разным сценариям.

Руководящий аппарат подразделений федеральной противопожарной службы (ФПС) рассматривает все наиболее значимые возгорания округа, республики, страны в целом на основании материалов, присланных из Министерства по чрезвычайным ситуациям или территориальных центров. Изучение пожаров происходит по информационным письмам, обзорам, методичкам.

Регулярно проводятся аналогичные занятия в отрядах спасательной службы. Осуществляется разбор возгораний в соседних областях, рассмотрение ошибок, исследование положительного опыта.

Если чрезвычайная ситуация произошла на территории части, то занятия по оценке, анализу пожара проводятся для всего личного состава подразделения.

Периодичность

Сроки проведения разбора возгораний определяют методические рекомендации по изучению пожаров МЧС.

Совещания руководителей спасательных служб для изучения чрезвы-чайных ситуаций в стране, округе, области созываются не реже одного раза в квартал (4 раз в год). В бригадах такие разборы необходимо проводить каждый месяц.

Когда пожар произошел на территории подразделения, изучение причин возгорания, течения, последствий и действий личного состава пожарной части должно быть назначено в течение пяти суток после последней катастрофы.

Порядок проведения разбора

План и способ обучения составляется руководителем территориальной или местной структуры МЧС на основании методических указаний Министерства.

Подготовительный этап

До начала занятий определяются конкретные случаи, которые будут рассматриваться, цель подготовки (разобрать ошибки или изучить опыт). Составляется план проведения.

Формируется видеоряд в виде презентации, кино-, фотоматериалов, диаграмм, чертежей, схем развития огня, действий спасателей.

Что такое разбор пожара. Смотреть фото Что такое разбор пожара. Смотреть картинку Что такое разбор пожара. Картинка про Что такое разбор пожара. Фото Что такое разбор пожараВ случае разбора возгорания в месте выезда части подготовка ведется на основании собственных материалов.

Если планируется изучение событий, произошедших на других территориях, используются описания, данные из документов, поступивших от вышестоящей инстанции.

Ознакомление с картиной пожара

Как правило, этот этап для всех групп слушателей одинаковый. Начальник подразделения знакомит собравшихся с целью и планом совещания. Затем переходит к описанию объекта возгорания и причин пожара.

Восстанавливается весь процесс развития огня с момента начала до полной ликвидации бедствия.

Выступления докладчиков

После описания картины пожара на разборе для начальствующего состава право продолжить выступление передается руководителям служб, занимавшихся тушением возгорания.

Рекомендуется предоставлять слово в том же порядке, в каком приходилось вступать в борьбу с огнем подчиненным им бригадам.

Докладчики описывают обстановку, в которой им приходилось принимать решения, осуществлять мероприятия, их результат.

Порядок проведения разбора пожара с личным составом караула выступления руководителей всех служб не предусматривает. В этом случае рассмотрение работы участников возлагается на руководителя подразделения, проводящего занятие.

Анализ действий при пожаре

После описания мероприятий, предпринятых для ликвидации огня, производится их разбор. Подчеркиваются правильные решения и действия, выявляются ошибочные операции, недостатки в деятельности служб и конкретных исполнителей.

Во время анализа работы личного состава в период катастрофы участникам занятий предлагается комментировать осуществленные мероприятия, ход их исполнения, выдвигать другие варианты возможного развития событий.

Выводы и предложения

На основании обсуждений анализа мероприятий, выступлений участников разбора руководитель рекомендует стратегию:

Методические рекомендации

Это документ, который систематизирует опыт проведения разборов крупных возгораний.

К методическим рекомендациям прилагаются формы карточки, сводной таблицы, пояснения по оформлению общего графика пожара и использованных огнетушащих веществ. Все это можно скачать в формате ворд в сети.

Польза разборов

К изучению возгораний не стоит относиться формально, как к части профподготовки. Это очень важный инструмент для получения опыта. Информация об ошибках, допущенных на других пожарах, после анализа и осмысления обстоятельств поможет избежать подобных просчетов в дальнейшем.

И наоборот, неожиданные приемы, использованные во время борьбы с огнем, облегчат принятие решений в похожей ситуации путем применения чужого опыта.

Поэтому руководящему составу необходимо ответственно подходить к изучению пожаров и ознакомлению подчиненных с результатами разбора, так как от приказов начальника, действий дежурного, диспетчера, других сотрудников зависят не только спасаемое здоровье людей, имущество, но и жизни подчиненного личного состава.

Ниже приведены методические рекомендации по изучению разных ситуации с пожарами:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *