Что такое разделение труда история 9 класс

Разделение труда

Разделение труда в широком смысле — система различных по своим признакам и одновременно взаимодействующих друг с другом видов труда, производственных функций, занятий вообще или их совокупностей, а также система общественных связей между ними. Эмпирическое многообразие занятий рассматривается экономической статистикой, экономикой труда, отраслевыми экономическими науками, демографией и т. д. Территориальное, в том числе международное, разделение труда описывается экономической географией. Для определения соотношения различных производственных функций с точки зрения их вещественного результата К. Маркс предпочитал употреблять термин «распределение труда».

Общественное разделение труда

Общественное разделение труда как человеческой деятельности в её социальной сущности является, в отличие от специализации, исторически преходящим социальным отношением. Специализация труда есть разделение видов труда по предмету, которое непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие таких видов соответствует степени освоения природы человеком и растёт вместе с его развитием. Однако в классовых формациях специализация осуществляется не как специализация целостных деятельностей, т. к. сама испытывает влияние социального разделения труда. Последнее расчленяет человеческую деятельность на такие частичные функции и операции, каждая из которых сама по себе уже не обладает характером деятельности и не выступает как способ воспроизводства человеком его социальных отношений, его культуры, его духовного богатства и самого себя как личности. Эти частичные функции лишены собственного смысла и логики; их необходимость выступает лишь как требование, предъявляемое к ним извне системой разделения труда. Таково разделение материального и духовного (умственного и физического), исполнительского и управляющего труда, отделение города от деревни, функций практических и идеологических и т. п.

Разделение труда исторически неизбежно вырастает до классового разделения. «Вместе с разделением труда, — резюмировал Энгельс марксов анализ этой проблемы, — разделяется и сам человек… Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растёт разделение труда…» [1]. Человек становится «частичным» (Маркс). Дело, следовательно, не только и не столько в том, что разделение труда делает специализацию уродливо узкой, и даже не в закреплении за человеком определённой профессии, а в том, что индивид включается в социальную связь не как личность, а как носитель определённой функции, как рабочая сила определённого качества. Он выступает как персонаж с извне диктуемой ролью.

Капитализм доводит до крайнего обострения все противоречия разделения труда и его последствий (Отчуждение). Создаваемые людьми материальные и духовные ценности, а также сами общественные отношения уходят из-под их контроля и начинают господствовать над ними. «…Разделение труда, — писали Маркс и Энгельс, — даёт нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, — собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней» [2].

Эти противоречия постепенно разрешаются в ходе строительства социализма и коммунизма, преодоления остатков старого общественного разделения труда. Коммунизм призван полностью преодолеть расчленяющее самого человека разделение труда на основе дальнейшего углубления специализации и развития многообразных способностей, т. е. путём всестороннего развития личности каждого человека.

История развития разделения труда

На ранней ступени развития общества существовало естественное разделение труда — по полу и возрасту. С усложнением орудий производства, с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга. Это диктовалось очевидной целесообразностью, поскольку разделение труда вело к росту его производительности. В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин и т. п.». [3]. Отсюда Ленин делал вывод, что специализация общественного труда «…по самому существу своему, бесконечна — точно так же, как и развитие техники» [4].

Производство немыслимо без сотрудничества, кооперации людей, порождающей определённое распределение деятельности. «Очевидно само собой, — писал К. Маркс, — что эта необходимость распределения общественного труда в определённых пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определённой формой общественного производства, — измениться может лишь форма её проявления» [5]. Формы распределения труда находят прямое выражение в разделении труда, которое обусловливает и существование исторически определённых форм собственности. «Различные ступени в развитии разделения труда, — писали Маркс и Энгельс, — являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда» [6].

Процесс распределения людей в производстве, связанный с ростом специализации, совершается либо сознательно, планомерно, либо принимает стихийный и антагонистический характер. В первобытных общинах этот процесс носил планомерный характер. Орудия труда здесь были индивидуализированы, однако труд и пользование его результатами не могли тогда раздробляться — низкая производительность труда людей исключала их выделение из общины.

Так как во всю предшествующую историю человечества процесс производства заключался в том, что люди между собой и предметом труда вклинивали орудие производства, сами становясь непосредственным компонентом производственного процесса, то начиная с первобытной общины индивидуализация орудий труда приводила к «прикреплению» людей к ним и определённым видам дифференцировавшейся деятельности. Но поскольку все члены общины имели общие интересы, такое «прикрепление» носило естественный характер, считалось оправданным и разумным.

С развитием орудий производства возникли целесообразность и необходимость относительно обособленного труда индивидов, а более производительные орудия давали возможность обособленного существования отдельных семей. Так происходило превращение непосредственно общественного труда, каким он был в первобытных общинах, в частный труд. Характеризуя сельскую общину как переходную форму к полной частной собственности, Маркс отмечал, что здесь труд индивидов приобрёл обособленный, частный характер, и это явилось причиной возникновения частной собственности. «Но самое существенное, — писал он, — это — парцеллярный труд как источник частного присвоения» [7].

«В докапиталистических формациях, — писал Энгельс, — средства труда — земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты — были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на единоличное употребление… Но потому-то они, как правило, и принадлежали самому производителю… Следовательно, право собственности на продукты покоилось на собственном труде» [8].

В результате раздробления труда, превращения его в частный труд и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Эта главная особенность антагонистического разделения труда — не извечное состояние, будто бы присущее самой природе людей, а исторически преходящее явление.

Определяющим условием разделения труда является рост производительных сил общества. «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у неё разделение труда» [9]. При этом определяющую роль в углублении разделения труда играют развитие и дифференциация орудий производства. В свою очередь, разделение труда способствует развитию производительных сил, росту производительности труда. Накопление у людей производственного опыта и навыков к труду находится в прямой зависимости от степени разделения труда, от специализации работников на определённых видах труда. Технический прогресс неразрывно связан с развитием общественного разделения труда.

Рост и углубление разделения труда влияют и на развитие производственных отношений. В рамках первобытнообщинного строя исторически возникло первое крупное общественное разделение труда (выделение пастушеских племён), что создало условия для регулярного обмена между племенами. «Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» [10]. При возникновении рабовладельческого строя на основе дальнейшего роста производительных сил развилось второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, положившее начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними. Отделение ремесла от земледелия означало зарождение товарного производства (см. Товар). Дальнейшее развитие обмена повлекло за собой третье крупное общественное разделение труда — обособление торговли от производства и выделение купечества. В эпоху рабства появляется противоположность между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится возникновение также территориального и профессионального разделения труда.

Разделение труда при капитализме

Возникновение и развитие машинной индустрии сопровождалось значительным углублением общественного разделения труда, стихийным формированием новых отраслей производства.

При капитализме разделение труда становится ещё более важным фактором общественной жизни (само развитие капитализма как высшей формы товарного производства, т. е. производства, основанного на общественном разделении труда, было непосредственно связано с его ростом). При капитализме всеобъемлющий характер приобретает разделение труда между отдельными предприятиями, связь между которыми осуществляется на рынке через посредство стихийно действующих на основе закона стоимости закономерностей товарного производства (по терминологии «Капитала» Маркса, общественное разделение труда). Кроме того, складывается планомерно вводимое капиталистами разделение внутри предприятий («техническое» разделение труда) — сначала в рамках мануфактуры (в которой разделение труда достигает ещё большей степени детализации, чем в средневековом городском ремесле, и рабочий превращается в «частичного» рабочего, выполняющего какую-либо определённую производственную операцию), затем в рамках фабрики. Детальное разделение труда внутри предприятий ведёт не только к огромному росту производительности труда, но и к росту интенсивности эксплуатации труда капиталом. Однобокость, узость профессионального разделения труда калечит людей.

В условиях капитализма приобретают невиданные ранее размеры отделение промышленности от сельского хозяйства и такие виды общественного разделения труда, как территориальное и международное. Открывая новые возможности для развития производительных сил, этот рост разделения труда вместе с тем в некоторых отношениях крайне отрицательно сказывается на положении трудящихся. В капиталистическом обществе ещё более углубляется противоположность между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Развитие капитализма обусловливает хозяйственное сближение народов, развитие международного разделения труда. Но эта прогрессивная тенденция в условиях капитализма осуществляется путём подчинения одних народов другими, путём угнетения и эксплуатации народов. Международное капиталистическое разделение труда находит одно из своих проявлений в превращении колониальных и зависимых стран в аграрно-сырьевой придаток метрополий.

Стихийное развитие разделения труда при капитализме обостряет антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения продукта, между производством и потреблением и др. Характеризуя антагонистическую основу развития разделения труда при капитализме, К. Маркс отмечал, что «разделение труда уже с самого начала заключает в себе разделение условий труда, орудий труда и материалов…, а тем самым и расщепление между капиталом и трудом… Чем больше развивается разделение труда и чем больше растёт накопление, тем сильнее развивается… это расщепление» [11].

Разделение труда при социализме

В социалистическом обществе уничтожается старое классовое разделение занятий. При социализме создается принципиально новая система разделения труда. Оно приобретает характер организованного сотрудничества и взаимопомощи людей, участвующих в общественном производстве. Стихийное разделение между капиталистическими предприятиями заменяется планомерным разделением труда между социалистическими предприятиями, основанным на едином плане. Хотя еще сохраняется различие между неквалифицированным и квалифицированным трудом и некоторая односторонность профессионального разделения труда, но происходит постепенное изживание отрицательных последствий старого разделения труда. Предпринимаются сознательные усилия для преодоления ещё существующего неравенства между крупными промышленными и культурными центрами и периферией, между городом и деревней, между различными социальными группами с тем, чтобы доступ к той или иной сфере деятельности определялся способностями и склонностями каждого человека.

По мере преодоления классовых различий в социалистическом обществе на первый план выдвигаются проблемы, связанные с тенденциями развития разделения труда и утверждением полной социальной однородности (характер и содержание труда различных профессиональных групп, процессы дифференциации и интеграции деятельности и др.), обеспечением всестороннего и свободного развития личности каждого, возможности смены форм жизнедеятельности (труд, общественная деятельность, искусство и т. д.), постепенным созданием условий, при которых «различие в деятельности, труде не влечёт за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления» [12].

Источник

Разделение труда. Появление неравенства и знати

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Главная > Учебные материалы > История: Появление неравенства и знати
Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс
Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

1. Разделение труда и развитие производящего хозяйства

Само по себе разделение труда, как исторически сложившийся процесс, протекающий в общественных формах хозяйствования на начальной стадии развития производительных сил, не является чьим-то изобретением, а оно возникает в процессе развития организационно-хозяйственных форм первобытного общества под воздействием определенных факторов, проникая в отрасли производящего хозяйства, а в последствие и общественного производства. Как результат усвоения человеком форм практической жизни, оно вызвано стремлением улучшить условия жизни человека и повысить эффективность его трудовой деятельности для получения большего по объему и более качественного результата труда.

Производящее хозяйство, к которому постепенно переходило первобытное общество в период 12-10 тыс. лет назад, представляло собой целенаправленную сознательную трудовую деятельность членов этого общества, основанную на выращивании культурных растений и разведении домашних животных. В процессе такой деятельности первобытное общество стало приобретать определенные социально-организационные формы, изменяя и приспосабливая объекты или предметы природы к своим целям с помощью орудий труда, получая в конечном итоге продукт труда для удовлетворения потребностей отдельных членов и общества в целом.
Как общественно-хозяйственная форма на первоначальной стадии развития общественного разделения труда, производящее хозяйство включало в себя два основных направления: земледелие и скотоводство. Оба эти направления нуждались в средствах производства и в определенных ресурсах, т.е. предметах труда. В зависимости от почвенно-климатических условий земледелие требует целый комплекс мелиоративных и организационных мероприятий, применения определенных методов обработки почвы и трудовых мощностей, способных обработать необходимое количество посевной площади. А скотоводство нуждается в кормовой базе, особенно в холодные периоды времени, так как долгое время скотоводство заключалось в выгуле пастухами скота на пастбищах. А для этого требуется наличие этих пастбищ круглый год.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Развитие разделения труда

Таким образом, земледелие и скотоводство стали взаимодополняющими отраслями производящего хозяйства, одновременно создавая условия для жизнеобеспечения и развития друг друга. Объединение двух этих направлений в единый производственный комплекс позволило повысить производительность труда в обоих отраслях, что и привело в конечном итоге к увеличению избытка продуктов питания.

Еще несколькими немаловажными факторами, оказавшими влияние на дальнейшее разделение общественного труда, являются развитие орудий труда, увеличение численности населения и его плотности. Развитие орудий труда, как одного из главных факторов любого производства, позволило разделить некоторые виды хозяйственной деятельности или определенный производственный процесс изготовления конечного продукта на несколько видов работ или этапов. И для каждой отдельной работы постепенно стали появляться свои, более совершенные орудия труда, которыми начали овладевать разные люди. Вполне естественно, что разделить работу внутри одной семьи или общины в определенной пропорции для получения нужного результата можно организовано. Таким образом, формируется определенная форма социальной организации в родовой общине, в которой производят все необходимые продукты и жизненные средства для обеспечения жизнедеятельности всей родовой общины.

Удовлетворяя одни потребности, у человека все равно возникает чувство неудовлетворенности из-за возникновения других потребностей, как побудителей мотивированно-активных действий. Существенная разница между желаемым миром и реальным никогда не исчезает в воображении людей. Поэтому стремление получить новые, более совершенные орудия труда побуждает людей к дальнейшему разделению всей хозяйственной деятельности человека на отдельные занятия или виды деятельности с целью улучшить конечный продукт и повысить уровень жизни в целом. Для ведения хозяйства человеку необходимы кроме личного фактора, к которому относится он сам, еще и вещественные факторы, т.е. определенные жизненно необходимые условия или средства труда. К основным вещественным факторам можно отнести жилье, одежду, пищу, орудия труда и предметы труда.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Нужно добавить, что с ростом населения росло и количество общин, которые обустраивались по соседству с такой же организационно-хозяйственной формой. Что касается разделения деятельности на различные виды занятий, то с дальнейшим развитием хозяйственной деятельности производящего хозяйства различные общины, исходя из географических и климатических условий, находят свои, свойственные только им, вещественные факторы или жизненные средства среди окружающей среды. Поэтому среди разных общин возникают различия по образу жизни, средствам производства и производимым конечным продуктам. Обмен продуктами возникает в тех местах, где происходит соприкосновение различных семей, родов и общин как самостоятельных экономических единиц, вследствие того, что при зарождении человеческой культуры семьи и роды вступали в сношения между собой. Чтобы получить хороший урожай и достаточное количество мяса, производящее хозяйство требует большого внимания и времени, и по этой причине люди окончательно поменяли кочевой образ жизни на оседлый. Каждая община, находя удобное место, строит свои поселения для ведения домашнего хозяйства.

Члены одной родовой общины не могли вступать в брак между собой, поэтому любая родовая община всегда старалась поддерживать дружеские отношения с соседними общинами. Нужно отметить, что для приобретения полной экономической независимости семье также необходимо поддерживать хорошие отношения со всеми, с кем она поддерживала отношения и обменивалась продуктами своего труда, расширяя границы сотрудничества и взаимной поддержки. Так как из-за различных климатических условий, рельефа местности и типа почвы не всегда удавалось получить хороший урожай, занимаясь земледелием, постепенно возникает обмен продуктами между различными общинами, превращаясь со временем в товарообмен, обусловленный развитием разделения труда и тесным сотрудничеством между разными родовыми общинами.
Необходимо отметить, что разделение труда внутри общины происходило организовано и до определенного равновесного состояния, не нарушающего установившийся порядок между членами родовой общины. Тогда как разделение труда между общинами могло происходить хаотично на взаимовыгодных условиях обмена конечным продуктом. Таким образом, обмен конечным продуктом не создает различия между сферами хозяйственной деятельности, а устанавливает между ними связь, превращая их во взаимозависимые отрасли общественного хозяйства, расширяя сферу общественной жизни людей.

Если первоначальное разделение труда в присваивающем хозяйстве было обусловлено физиологическими признаками, то в производящем хозяйстве – по средствам обмена конечным продуктом между отдельными семьями или общинами при возникновении потребности в других, не производимых данной семьей или общиной продуктах труда. По этой причине между ними устанавливалась связь, которая была необходима при выполнении лишь отдельных работ или являлась составной частью всего производственного цикла конкретного конечного продукта. Отдельные семьи постепенно становились экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, выполняющими определенную работу во всей общине, постепенно превращая тем самым свой труд в ремесленный.

Керамика. Например, в Китае около 20 – 19 тыс. лет назад появилась самая древняя керамика. К такому выводу пришли ученые, найдя в пещере Сяньженьдон на юго-востоке КНР горшки из глины. А в период 6200 – 5400 лет до н.э. неолитическая культура Синлунва изготовляла цилиндрические предметы из минералов жадеита и нефрита.
В период 6500 – 5500 гг до н.э. на Ближнем Востоке, где существовала ярмукская культура на территории доисторического Леванта, помимо земледелия и скотоводства выделился еще один вид деятельности – это изготовление лепных изделий из неорганических материалов и их различных смесей, т.е. из обожженной глины (керамика). Такая необходимость была обусловлена тем, что полученные избыточные продукты необходимо было в чем-то хранить, и в то же время нужна была посуда для употребления пищи. Глина идеально подходила для изготовления подобных предметов быта. Нужно отметить, что с переходом к оседлому образу жизни начинает становиться на поток индустрия изготовления предметов обихода и различных украшений.
Например, самаррская культура, существовавшая в период примерно 5 500 – 4 800 гг до н.э., имела развитую организационно-хозяйственную форму и использовала ирригационные каналы для получения хороших урожаев. Жители этих поселений изготовляли известную в те времена керамическую посуду, украшенную различными рисунками, фигурками животных и птиц. Эта керамика использовалась не только самими жителями, но и экспортировалась в соседние регионы древнего Ближнего Востока.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Так постепенно начинает развиваться обмен товарами и торговля. В некоторых поселениях появляются зажиточные ремесленники и торговцы, успешно освоившие свое дело. Возникают конфликты как внутри поселений, так и между поселениями. Некоторые общины, выращивая пшеницу, ячмень и гречиху, строили простые зернохранилища в виде зерновых ям, обмазанных глиной. Таким образом, постепенно начинают возникать центры хранения и распределения продуктов сельского хозяйства, которые впоследствии становятся городами.

К середине V тыс. до н.э. на территории Египта родоплеменные отношения начали приходить в упадок. Появились первые признаки формирования социально дифференцированного общества и переход к новой организационно-хозяйственной форме. Первые древнеегипетские рабовладельческие государства стали образовываться во 2 половине IV тыс. до н.э. Примерно 4500 лет до н.э. на территории Верхнего Египта существовали Тасийская и бадарийская культуры, относимые к додинастическому периоду. Об этом свидетельствуют погребенья, найденные на восточном берегу Нила. Тасийцы и бадарийцы были земледельцами-скотоводами, и они были одни из первых, кто начал заниматься мелиоративными работами для увеличения корнеобитаемого плодородного слоя почвы, которые заключались в подводе воды на поля, испытывающие недостаток влаги, для улучшения гидрологических условий почвы. Таким образом, появились небольшие каналы, но, несмотря на эти достижения, охота и рыболовство оставались для них основным источником получения пищи.

В период конец V тыс. – конец IV тыс. до н.э. на территории Египта родоплеменные отношения окончательно пришли в упадок. Ремесла отделяются от земледелия и становятся обособленными видами деятельности. Орудия, которые люди использовали для охоты на диких животных, становятся мало используемыми. Скотоводство полностью заменяет охоту. Благодаря развитию оросительных каналов объемы урожаев растут, что приводит к появлению имущественного неравенства, выделению зажиточных слоев населения и появлению частной собственности. Растет социальная дифференциация общества. Все большее влияние на людей оказывают административные структуры управления поселениями, как предшественники налоговых органов. На этом этапе развития общества люди занимаются не только собственным домашним хозяйством, но и привлекаются к общественным работам. Большой размах приобретает строительство ирригационных и оросительных каналов.

Строительство. Постепенно начинает выделяться еще один вид деятельности, который становится самостоятельной отраслью – это строительство. Например, в древнем Египте первые дома строили из прутьев и циновок, обмазанных глиной и из грязи, которую добывали в реке Нил. После того как ее высушивали на солнце некоторое время, она становилась пригодной для строительства домов. Чуть позже стали использовать необожженный кирпич-сырец, известняк, песчаник и гранит. Кирпич использовали для строительства различных зданий, дворцов, храмов и крепостей. А камень использовался как отделочный материал или для строительства гробниц и захоронений. Развитие строительства было обусловлено необходимостью не только создания каких-либо укрытий от воздействия природных явлений (дождя, ветра и т.п.), но и необходимостью иметь помещения для складирования и перераспределения продуктов сельского хозяйства и защиты от внешних врагов. С течением времени вокруг поселений возводят стены, и они становятся более укрепленными, чем в докерамическом неолите, как центры хранения продуктов питания. В этот же период активно продолжает развиваться ремесленная специализация. В поселениях появляются, например, деревенский пастух, гончар и др.

Например, племена, поселившиеся в бассейнах рек Тигр и Евфрат еще в VI тысячелетии до н.э. (население Двуречья), жили очень бедно. Нерегулярные разливы двух крупных рек препятствовали жителям получать высокие урожаи. Так как мелиоративно-оросительные системы каналов требуют выполнения большого объема земляных работ, то некоторые племена объединялись в более крупные общины и сумели создать сеть оросительных каналов в бассейне реки Евфрат для полива посевов. По этой причине только к середине IV тысячелетия до н.э. урожаи сельскохозяйственных культур возросли, и у общин появилась возможность накопления достаточного количества продуктов питания. В качестве центров сбора и хранения полученных урожаев зерна строились храмы с мастерскими. А со временем и жители ближайших поселков переселились поближе к центрам зернохранилищ. В конечном итоге это привело к последующему разделению труда, выделению специализированных ремесел, развитию торговли и, в свою очередь, к классовому расслоению. Уже к середине III тысячелетия строительство развито настолько, что плотно заселенные районы вокруг храмов обносят стенами. Таким образом. появляются первые города.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Дома в древнем Египте

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Оросительная система каналов

2. Появление ремёсел и зарождение металлургии

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

В связи с этим поиски новых материалов и методов их обработки не прекращались. Найдя необходимые материалы и предметы труда, совершенствуя методы их обработки, людям удалось получить конечный продукт нужного качества, но время и ресурсы, которые они затрачивали на производство такого продукта, существенно увеличились. Поэтому отдельные работы хозяйственной деятельности начали трансформироваться и превращаться в полностью экономически обособленные виды деятельности или ремесленный труд, которым занимался уже конкретный человек или семья (домашнее ремесло), приобретая со временем полную экономическую самостоятельность.

Камнерезное ремесло. Одним из первых выделившихся ремесел, помимо производства изделий из глины, можно назвать разновидность ювелирного дела в Китае – камнерезное ремесло, которое стало сформировываться примерно в V тысячелетие до н.э. Занимаясь обработкой различных материалов, какими на тот момент были дерево, кости животных и глина, мастера обратили внимание на поделочные камни, а также нераскристаллизовавшиеся продукты быстро остывшей лавы, т.е. вулканическое стекло. Изделия из этих материалов были более долговечными, но требовали более сложных методов обработки. Первые изделия, которые изготавливались из нефрита, были ритуальные топоры и ножи с деталями округленных и тщательно отполированных форм с заостренными лезвиями по краям. Этот минерал с волокнистой структурой имеет исключительно высокую ударную вязкость и разнообразную окраску от молочно-белой до ярко-зеленой. Несмотря на большую и сложную трудоемкость его обработки, китайские ремесленники научились мастерски шлифовать и придавать этому минералу нужную и определенную форму. Из нефрита изготовляли различные украшения, фигурки, скульптуры и различные прямоугольные таблички, которые олицетворяли знаки императорской власти. Как правило, поверхности конечных изделии очень хорошо отполировывались и декорировались различными узорами из завитков и зерен.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Медный век. Первое знакомство с металлами датируется 9 тыс. лет назад. Введение металлообработки в жизнь древнего человека происходило постепенно, начиная с каменного века, откуда известны холоднокованные элементы украшений и предметы быта. С медью и другими легкоплавными металлами знакомство происходит позднее – около 7 тыс. лет назад. Районы зарождения металлургического производства (Балкано-Карпатская металлургическая провинция) – Карпатский бассейн, Балканы, районы Северного Причерноморья, Среднее Поволжье, Кавказ и Анатолия, то есть те регионы, где встречалась самородная медь. Истощение запасов самородной меди привело к ее добыче. Таким образом, появились первые сооружения для наземной и подземной разработки полезных ископаемых (копи) и добыча полезных ископаемых как вид ремесла, а также ремеслом стала выплавка меди из добытой руды.

При поддержании огня в процессе приготовления пищи люди стали замечать, что некоторые самородки изменяли свою форму, а при попытке ударить по ним другими камнями они не раскалывались на части, а деформировались и приобретали новую форму. Несмотря на то, что этот металл очень мягкий, начиная с IV тысячелетия, ему все равно отдавали предпочтение при изготовлении новых предметов быта: украшений или орудий труда, так как изделия из меди можно было легко починить. В то время как каменные изделия нужно было изготавливать заново.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Бронзовый век. В первой половине IV тыс. до н.э. после распада Балкано-Карпатской металлургической провинции началось формирование Циркумпонтийской металлургической провинции, существовавшей в период раннего и среднего бронзового века, что и является временной границей, отделившей медный век от бронзового. В пределах этой провинции на Южном Кавказе, Анатолии, в Балкано-Карпатском регионе начинают появляться первые металлургические центры. А также в Южных Альпах, на Иберийском полуострове, Британских островах, в Египте, Иране, Афганистане и в других регионах. Самые ранние изделия из бронзы, которые нашли археологи в Ираке и Иране, датируются примерно концом IV тыс. до н.э. Например, Майкопская культура, распространенная в предгорье Северного Кавказа, обладала мастерами, умевшими изготовлять изделия из бронзы: ножи, сосуды черного и красно-охристого цветов. В целом, бронзовый век просуществовал в период примерно 3 500 – 1 100 гг до н.э. Наиболее крупной металлургической провинцией позднего бронзового века была Евразийская степная металлургическая провинция. Также известны своим богатством и разнообразием изделий, сплавов и форм Кавказская металлургическая провинция, Ирано-Афганская и другие.

Бронзовый век на каждой территории имеет свою датировку: там, где были доступны природные запасы меди и олова, развитие в направлении горячей обработки металлов и совершенствование методов хозяйствования происходило быстрее, на прочих территориях развитие производящего хозяйства протекало значительно медленнее. Но совершенно точно можно сказать, что появление в жизни человека бронзы, а позже и железа, изменило течение истории и ускорило развитие производственно-хозяйственной деятельности, сопровождающееся видоизменением и обособлением в отдельные виды трудовой деятельности.

Двуречье. В древнем царстве между Тигром и Евфратом или в Вавилонском царстве (территория современного Ирака), которое возникло в начале II тысячелетия до н.э., в отличие от земледелия, ремесленный труд не был в почете, так как ремеслом занимались в основном пленные и рабы. Развитое производство гончарных изделий с двухъярусными печами позволяло вавилонским мастерам изготовлять свои изделия в различных формах с многообразными узорами. А в древней Месопотамии было освоено производство стекла, т.е. появилось ремесло стекольщика. Археологи даже нашли несколько клинописных текстов, в которых описаны методы изготовления стекла. Вавилонские мастера изготовляли керамические изделия различных форм и цветов с помощью различных ингредиентов, покрывая их глазурью.

Разведение домашнего скота было еще одной важной составляющей экономики вавилонского царства, тем более что в стране с плодородной почвой было достаточное количество пастбищ, где можно было кормить скот. Основная часть скота отдавалась внаем простым людям, так как она принадлежала богатым вавилонянам. Государство всячески старалось защитить интересы богатых скотоводов. Шкуры животных отправлялись на дальнейшую обработку в город Сиппар, который был центром шерстоткацкого производства.

Медицина, которая сильно зависела от религии, уже подразделялась на различные специализации: хирургия, лечение глазных заболеваний, терапия (массаж, промывание и т.д.). Врачи жили в храмах и принадлежали к определенной группе жрецов. Они несли ответственность за результаты своего лечения. А в статьях кодекса Хаммурапи предусматривалось даже наказание за неблагоприятный исход лечения. Вавилонские лекари уже могли определять симптомы различных болезней: например, насморк или лихорадка.

Древний Египет. Жители Древнего Египта сумели хорошо приспособиться к ландшафту и климатическим условиям в бассейне реки Нил, используя все ее преимущества. Регулярные и ежегодные разливы этой крупной реки образовали благоприятный генетически однородный территориальный комплекс с хорошими гидрографическими особенностями, плодородным почвенным покровом и единым биосинтезом. Социальное и экономическое развитие Египетской цивилизации было во многом обусловлено развитием ирригационного земледелия, основанным на искусственном орошении с помощью системы водных каналов, что позволило получать высокие урожаи. Площадь земель, на которых выращивали сельскохозяйственные культуры, заметно увеличилась, особенно в период Среднего царства, так как египтяне добились больших успехов в строительстве оросительных каналов для подвода воды на поля.

Египетские земледельцы выращивали кабачки, чеснок, лук-порей, дыни, бобовые культуры (горох, фасоль, чечевицу), салаты и другие культуры. Египтяне также освоили виноградарство, льноводство и производство растительного масла из оливкового дерева. Волокна льна использовались для производства полотна и одежды. Из папируса, который рос на берегу Нила, делали бумагу. Развивая земледельческое хозяйство, египтяне выращивали не только зерновые культуры, но и занимались возделыванием многолетних плодовых и ягодных культур. Таким образом, получение в достаточном количестве зерновых культур и других плодов земледельческого хозяйства способствовало появлению многих ремесел. Так например, начали развиваться: горнодобывающее дело, полевая геодезия, строительные технологии, производство стекла, фаянса, практическая медицина и другие. После того, как были захвачены синайские медные рудники, началась добыча поделочного полудрагоценного камня (бирюзы), а также добыча медной руды и производство различных изделий из меди.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Система оросительных каналов в Древнем Египте

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Папирус с иероглифическим письмом

С течением времени ремесленники стали отделяться от земледельцев и образовывать ремесленно-торговые центры. В большей степени они производили свои товары на заказ либо для продажи на внутреннем или внешнем рынке. Таким образом, продукты и результаты труда превратились в товар для обмена, и на них можно было получить те продукты, предметы или средства труда, которые были необходимы для своего дальнейшего существования. Например, скотовод пасет домашних животных, производя шкуры. Кожевник отделывает шкуры, превращая их в кожу. А сапожник производит из кожи конечный продукт – сапоги. Сюда следует еще добавить отрасли, создающие необходимые средства производства для скотовода, кожевника и сапожника. Таким образом, отдельные работы, составляющие звенья целого производственного цикла, постепенно начали обосабливаться в самостоятельные ремесла.

Ученые полагают, что первое железо было получено случайно, так как железная руда использовалась для улучшения растекания металла и удаления примесей при получении бронзы, т.е. в качестве флюса. В результате чего люди поняли, что можно получить металл другого рода. Метеоритное же железо считалось даром богов и использовалось только для ритуальных предметов символического значения. Спустя некоторое время мастера по добыче и выплавке металла изготовили металлургический агрегат (сыродутный горн), в который подавался холодный воздух для получения железа из железной руды. Такой способ получения железа называется сыродутный процесс. Температура в таком агрегате подымалась до 900º С. В результате чего получался рыхлый ком размягченного железа со шлаком и частицами несгоревшего угля – крица (сыродутное железо). После получения такого полуфабриката с помощью ковки, т.е. высокотемпературной обработки давлением, удаляли шлак и получали железо, готовое для изготовления различных орудий труда.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Таким образом, в VIII – VI веке до н.э. образуются полиса или города государства Древней Греции. Начинает активно развиваться торговля, как внутренняя, так и внешняя. Основные товары, которые привозились в Грецию – это сырье, различные зерновые культуры и продукты сельского хозяйства, предметы роскоши и рабы. Необходимо отметить, что в Древней Греции, также как и в Римской империи, широко использовался рабский труд, а потому существенного развития производительных сил, т.е. развитие ремесленного производства, в таких условиях практически не происходило. А так как значительная часть земель находилась в руках крупных собственников, то ремесленное производство осуществляло свою деятельность в домах у заказчика. Таким образом, домашнее ремесло и ремесло на заказ или рынок получило широкое распространение.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Еще одним фактором, оказывающим влияние на развитие разделения труда внутри общества, является численность населения и его плотность. Если говорить об отдельно взятой мастерской, то аналогичным фактором или предпосылкой здесь будет являться число одновременно занятых рабочих в конкретной мастерской. Действительно, с увеличением численности населения люди распределены по территории с различным ландшафтом, географическими и природными условиями, которые определяют быт и хозяйственную деятельность данной культуры. И чем сильнее отличаются местность, ландшафты и условия обитания у различных культур, тем сильнее отличается их трудовая деятельность и организация труда. Выделение какого-то конкретного вида деятельности из натурального хозяйства сильно зависит и от климатических условий, наличия природных ресурсов и полезных ископаемых в данной местности, так как они служат источником предметов труда, из которых в последствие производят конечный продукт. А говоря о конкретной мастерской, то разделение труда внутри нее зависит от количества работников одновременно занятых в производстве конкретного конечного продукта и их способностей к трудовой деятельности. Большое значение в развитии общественного разделения труда имеют также развитые средства сообщения. Страна, у которой небольшая численность населения, но развитые средства сообщения, имеет более высокую плотность населения, чем страна с менее развитыми средствами сообщения и, следовательно, экономическими связями. Таким образом, численность населения может служить дополнительным стимулирующим фактором видоизменения и дифференциации структуры трудовой деятельности в ее отдельные специализированные виды.

Становление уже профессионального ремесла происходило в течение долгого времени, примерно в течении I тысячелетия нашей эры, и привело в конечном итоге к образованию нового социального слоя – городских ремесленников, который полностью стал экономически независимым и вступил в товарные отношения между собой и с производителями сельскохозяйственной продукции. Форма организации и условия ремесленного производства существенно отличаются от условий производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому для создания необходимых условий производства ремесленники образовывали и обустраивали городские поселения, развивая и расширяя свои ремесленные производства, которые со временем стали центрами обмена товарами и сырьем, и превратились в конечном итоге в крупные города.

Бортничество. Считается, что древние люди приобщились и к бортничеству, то есть собирали мёд диких пчел. Для добычи столь полезного и вкусного продукта тоже требовалось иметь определенную сноровку. Дикие племена, которые вели кочевой образ жизни, разоряли пчелиные гнезда и поедали весь мед, предварительно уничтожив огнем всю пчелиную семью. После чего приходилось отыскивать следующую жертву, чтобы полакомиться пчелиными сладостями. Такой подход быстро опустошал территорию от лесных пчел и, в конечном итоге, отыскать следующую пчелиную семью было очень сложно. Занимаясь охотой, древние люди стали замечать, где чаще всего и в каких дуплах живут лесные пчелы. И впоследствии они научились изготавливать искусственные дупла и размещать их по своему усмотрению, выбирая наиболее благоприятные с точки зрения размножения пчел, лесные массивы. Таким образом, только со временем люди перестали разорять пчелиные гнезда и перешли к классическому бортничеству. Этот переход примерно длился с 7 в. до н.э. до 4 в.н.э. На Руси больше всего бортничество было распространено в лесах Приднестровья, рек Десны, Оки, Сосны и Воронежа. Конечно, для того чтобы выдолбить борть в стволе требовались специальные инструменты, поэтому люди смогли это сделать только после того, как освоили изготовление орудий труда из железа. В конечном итоге, охота за медом лесных пчел превратилась в целенаправленное разведение пчелиных ульев. Что позволяло получать гораздо больше полезного меда, не затрачивая много усилий на поиски пчелиных гнезд, и не причиняя пчелам существенного вреда.

Таким образом, уже в первой половине II тысячелетия определение цены любого товара и товарные отношения в целом постепенно начинают подчиняться трудовой теории стоимости, согласно которой цена товара устанавливается исходя из общественного необходимого рабочего времени. И так как для производства любого конечного продукта требуется свое определенное рабочее время и форма организации производственного процесса, то каждый товар приобрел свою собственную меновую стоимость для вхождения в общественный товарооборот. А ремесло трансформировалось в экономически обособленный вид производственной деятельности конечного продукта, вступившим в товарно-денежные отношения, и удовлетворяя определенную общественную потребность.
Таким образом, постепенно сформировались следующие ремесла:

гончарное производство,
ткацкое дело,
портняжное дело,
прядильное дело,
кожевенное дело,
сапожное дело,
кузнечное дело,
ювелирное дело,
плотницкое дело,
столярное ремесло,
пекарное дело,
печное дело и др.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Производство ремесленных товаров и их обращение становятся общей предпосылкой дальнейшего развития ремесленного производства и более глубокого разделения труда на специализации, а также развития организационных форм хозяйствования и изменения структуры экономики в целом. Что, в конечном итоге, позволило увеличить производительность труда, повысить качество конечного продукта и улучшить жизненные условия человека. Таким образом, развитие общественного разделения труда привело к возникновению многих ремесел и в последствие стало основой товарного производства и обращения товаров в докапиталистическом обществе. А уже в XVIII веке в производство различных изделий и товаров стали внедрять машинные технологии, что позволило резко увеличить не только производительность труда, но и улучшить качество товаров. В результате индустриализации, новая, фабрично-заводская, основанная на механизированном труде, промышленность постепенно начинает вытеснять ремесленное производство, переводя национальные экономики отдельных стран на новый этап экономического развития, в котором начинает активно развиваться мировая торговля.

3. Род ирокезов. Греческий род. Изменение социально-общественного строя

Процессы социальных преобразований и классовой дифференциации постепенно становятся все заметнее по мере приобщения человека к производящему хозяйству, т.е. переходу от присваивающего типа экономики к производящему типу, с накоплением имущества и избытка продуктов питания. Производственно-экономические отношения по поводу распределения и присвоения результатов труда, т.е. объектов собственности, как социальная форма производительных сил и производственной деятельности, и начинают складываться в период перехода к новому типу экономики, так как в этот период зарождается общественное хозяйство. А конечный общественный продукт, в свою очередь, начинает свою жизнь и свой путь движения от производителя к потребителю. Но в первобытнообщинном строе этими двумя экономическими субъектами являлись одни и те же люди. Поэтому конечный продукт проходил очень короткий путь. Нужно сказать, что в такой общественно-экономической формации как первобытнообщинный строй, классовое расслоение практически невозможно, так как средства производства, конечно очень примитивные, находятся в коллективной собственности, а труд имеет всеобщий характер. Первыми же объектами собственности, появившимися в результате трудовой деятельности, стали орудия труда, домашние вещи, жилье и скот. А позднее с развитием земледелия к объектам частной собственности стала относиться и земля.

Таким образом, по мере увеличения объектов собственности и результатов труда начали выделяться социальные группы, отличающиеся по отношению к собственности на средства производства, результаты труда и роду деятельности, т.е. общественному разделению труда. Изучением первоначальной истории и первобытного общества, эволюции семейно-брачных отношений, разложения родового общества и смены социальной структуры от дикости через варварство до цивилизации занимались Фридрих Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и американский ученый этнограф, социолог и историк Льюис Генри Морган в своей книге «Древнее общество, или Исследование направлений человеческого развития от дикого состояния к варварству и далее к цивилизации». Теория Моргана основана на большом фактическом материале, доказывающая, что прогрессивное развитие человеческого общества идет по единому пути, который разбит на несколько стадий социально-экономического развития. На начальной стадии дикости существовало полное равенство всех членов общества, т.е. родового племени. Основными занятиями на этой стадии развития были: охота, собирательство и рыболовство. Частная собственность практически отсутствовала. Для родовой организации было характерно ведение общего хозяйства, единое название рода, общие первые орудия труда и территория проживания.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Лью́ис Ге́нри Мо́рган
Википедия

Например, группу индийских племен в Америке, так называемых ирокезов, можно назвать вполне развившимся родовым строем. Структура индийского общества была следующей: племя состояло из нескольких родов, чаще всего из двух, но могло быть и больше. По мере роста населения эти роды распадались на дочерние роды, по отношению к которым первоначальный род являлся фратрией. Первоначальное племя распадалось на несколько племен, в каждом из которых зарождались свои дочерние племена. Таким образом, образовывался союз родственных племен или естественно образовавшаяся социальная структура, которая вполне соответствовала общественным условиям, из которых она возникла. Такая организация в состоянии была улаживать возникающие в ней конфликты. Конфликты же с внешним миром, т.е. с чужеродными племенами, устранялись войной и могли закончиться полным уничтожением всего племени, но не его порабощением. Важной особенностью внутреннего порядка родового племени являлось то, что у индейцев не было никакой разницы между правом и обязанностью, здесь нет места господству и порабощению. Кровная месть, уплата выкупа за нее или любое другое общественное дело являлось для любого члена такого общества одновременно и правом и обязанностью, и по этой причине классовое расслоение в таком обществе практически невозможно.

Если рассматривать экономическую сторону жизнедеятельности такого общества, то она представляла собой экономику присваивающего типа. Племя проживало на местности, которая была окружена территорией для охоты. За территорией, предназначенной для ведения охоты, следовал пояс нейтральной полосы, который отделял племя от другого племени и одновременно являлся полосой защиты. Разделение труда находилось на начальной стадии своего развития, и было обусловлено физиологическими различиями, т.е. по половому признаку. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, воевали с другими племенами. А женщины занимались элементарным земледелием и домашним хозяйством: выращиванием кукурузы или маиса, приготовлением пищи, шитьем одежды, воспитанием детей. У каждого были свои орудия труда, изготовленные собственными руками. Домашнее хозяйство представляло собой общественное дело и велось всеми членами рода совместно, а отношения между членами общины были основаны на социальном равенстве и общественной собственности. Ячейкой общества был род, а счет родства велся по материнской линии, следовательно, имущество умерших членов рода также передавалось родственникам по материнской линии и принадлежало роду. Численность племени такого коммунистического домашнего хозяйства определялась условиями проживания для данной местности, а форма брачных союзов была как пуналуальная семья, т.е. поздняя форма группового брака, которая господствовала вплоть до самого расцвета средней ступени варварства.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

У индийских племен были следующие обычаи:
1. Каждый род выбирал своего старейшину для мирного времени – сахема и военного предводителя для военного времени на случай войны. Сахем должен избираться из состава самого рода, а его должность передавалась по наследству внутри рода. Так как у ирокезов господствовало материнское право, то следующим сахемом никогда не избирался сын предыдущего, так как он принадлежал другому роду, а на эту должность обычно избирали брата или сына его сестры. В выборах принимали участие все члены рода: и мужчины и женщины. Чтобы кандидат вступил в должность, его избрание должны были подтвердить остальные роды. Нужно отметить, что власть сахема была ограниченна и носила скорее психологический характер, т.е. поддержание духа для всего племени. Он занимался вопросами общественного значения и не мог предпринять какие-либо меры принуждения по отношению к членам племени. Военного предводителя можно было выбирать из любого рода. Он мог руководить племенем только в военное время.

2. Род мог сместить и сахема, и военного предводителя по своему усмотрению в любой момент времени. Если ставился такой вопрос на голосование, то принимали участие все члены рода: и мужчины и женщины. В свою очередь совет племени мог сместить сахема даже против воли рода.

3. Члены рода не могли вступать в брак внутри своего рода. Это правило, благодаря которому отдельные индивидуумы выделялись в группу, называемую родом.

4. В случае смерти одного из членов рода, его имущество передавалось членам этого же рода, т.е. оно должно было остаться внутри рода. Таким образом, в случае смерти мужчины его имущество передавалось его родным братьям и сестрам, а также братьям матери. А в случае смерти женщины, ее имущество передавалось ее детям и родным сестрам, но не братьям. Поэтому муж и жена не могли наследовать имущество друг другу, а дети – отцу, так как они принадлежали разным родам.

5. Члены рода обязаны помогать друг другу, защищать интересы друг друга в случае нанесения ущерба одному из членов чужими племенами и содействовать при мщении. Каждый член такого общества полагался на покровительство всего рода. Если кто-то причинял зло одному из членов рода, то он причинял зло всему роду. Таким образом, из кровных уз рода возникает обязанность кровной мести – кровь за кровь. Но чаще всего старейшины племени старались решить вопросы мирным путем.

6. Каждый род имел свое собственное имя, пользоваться которым мог только этот род. Поэтому имя отдельного человека указывало на то, какому роду он принадлежал. От родового имени следуют и родовые права.

7. Любой род мог усыновлять посторонних людей и принимать их в члены своего племени. Например, военнопленные, которых не убивали, могли стать полноправными членами всего племени. Такое усыновление обычно происходило по предложению отдельных членов рода.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Социальная структура первобытного общества

Например, Афинский род имел следующие обычаи:
1. Древнегреческий род имел своего старейшину – архонта и казначея, если имелось значительное имущество.

2. Старейшина избирался всем родом и мог быть смещен в случае необходимости. До конца эпохи варварства строгого наследования должностей не существовало.

3. Взаимное право и обязанность оказывать друг другу помощь и поддержку в случае возникновения необходимости.

4. Счет происхождения родства велся в соответствии с отцовским правом.

5. Взаимное право и обязанность вступать в брак внутри рода, когда дело касалось девушек-сирот или наследниц.

6. Запрещалось вступать в брак внутри рода, за исключением браков с наследницами.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Решение общественных вопросов на собрании

7. Любой род мог усыновить новых членов после проведения религиозного обряда.

8. Отдельные роды совершали религиозные обряды в честь определенного бога или предполагаемого родоначальника рода.

9. Несколько родов объединялись во фратрию, а несколько фратрий в племена. Все фратрии одного племени проводили регулярные священные празднества.

Каждый афинский род носил имя своего родоначальника. Если умирал один из членов рода, то его имущество переходило его родственникам, затем членам рода, а после фратрии. Структура общества и система кровного родства обеспечивала знанием всех членов рода об их родственных отношениях, которые они усваивали с детства. С появлением моногамной семьи такой порядок постепенно начал уходить в прошлое. Со временем родословная уходила так далеко в глубь времен, что свидетельствовать о факте происхождения носителя и доказать принадлежность его к определенному роду было уже сложно. Только само имя было бесспорным доказательством происхождения того или иного человека.

Постепенно греческие племена стали объединяться и строить небольшие города, укрепленные стенами, внутри которых роды, фратрии и племена еще сохраняли свою самостоятельность. А с развитием производящего хозяйства, с увеличением численности домашнего скота и с появлением первых зачатков ремесел росли имущественные различия. И как следствие стали появляться новые аристократические классы внутри родоплеменного коммунистического хозяйства. Отдельные племена вели непрерывные войны за обладание хорошей плодородной землей и ради военной добычи. Так как земледелие и скотоводство становятся основным источником пищи, а эти занятия требуют наличия рабочей силы, то обращение людей в рабство стало обычным делом при проведении военных походов. Для управления племенами стали образовываться постоянные органы власти. Первоначально это был совет из старейшин родов. А уже чуть позже совет состоял из знатных и богатых членов греческого общества.

4. Римский род. Появление неравенства и знати. Возникновение государства

Аристократия и знать – это высший социальный слой государственно-образующей основы классового общества, которые оказывают существенное влияние на социально-экономическую политику государства, даже если формально вся власть принадлежит одному монарху. Этот привилегированный слой формировался в разных государствах по-разному. Но чаще всего в состав этого класса входили крупные военачальники и полководцы, а также лица, состоящие на гражданской или придворной службе. Однако, выделение этого социального слоя в привилегированный класс общества происходило не сразу, а постепенно, и, как правило, знать формировалась либо из коренных жителей главного города, либо за определенные заслуги, либо из состава полководцев, завоевавших данную территорию, или же за большую сумму денег. Например, до возникновения римского государства ячейкой общества изначально был род. Римский род представлял собой такую же устойчивую организационную форму совместной трудовой деятельности, как и греческий род. И являлся следующей ступенью развития общественной ячейки или первобытной формы, которая существовала у американских краснокожих. В древнейшую эпоху римский род имел следующее устройство:

1. В римском роде господствовало отцовское право, а имущество оставалось всегда внутри рода. Следовательно, потомство по женской линии не входило в состав наследников. Первые, кто имели право наследовать имущество, были дети как прямые наследники. Если их не было, то родственники по мужской линии (агнаты). Если же таковые отсутствовали, то наследство получали члены рода. Постепенно в родовые обычаи стали проникать нормы права, порожденные моногамией и ростом произведенного имущества и богатства. Сначала эти права были равные по отношению ко всем членам рода, т.е. агнатам, но спустя время они ограничиваются более узким кругом родственников – детьми и их потомством по мужской линии.

2. Каждый род имел общее место погребения и общие религиозные празднества.

3. Внутри рода брак был запрещен. Но такое правило скорее было обычаем, чем писаным законом. Если женщина выходила замуж, то она теряла свои агнатические права, т.е. выходила из своего рода, и она и ее дети не могли наследовать ее отцу или братьям отца.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Появление неравенства и знати

4. Земля являлась объектом общего пользования. Однако в некоторых латинских племенах часть земли находилась во владении племени, часть – во владении рода, а часть – во владении отдельных домашних хозяйств, т.е. землю стали делить между собой.

5. Все члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь и защиту. Каждый род носил свое родовое имя. Этот обычай сохранился вплоть до времен империи.

6. В каждом роде избирался старейшина, которого могли сместить в любой момент. Для родовой общины такие выборы являлись обычаем, который в конечном итоге стал правилом.

По таким правилам существовал римский род. Нужно отметить, что они точно воспроизводят права и обязанности ирокезского рода.

Таким образом, к римскому народу принадлежал только тот, кто был членом рода. А функция по организации общественного порядка и обеспечению безопасности от внешних врагов постепенно стала переходить к возникающему римскому государству. Организация управления как политическая форма организации римского общества на данной территории была следующей. Общественными делами занимался сенат, который состоял из старейшин родов. А так как старейшины избирались, как правило, из одних и тех же семей в своем роду, то они и представляли собой первую родовую знать. Эти семьи назывались патрициями, а члены такой семьи имели исключительное право не только входить в состав сената, но и занимать другие важные общественные должности. Члены семей, которые относились к классу патрициев, не могли вступать в брак с другими классами, так как они представляли собой правящий класс, принадлежащий к исконно римским родам. Сенат принимал новые законы, а также выносил окончательные решения по возникающим вопросам. Но заключительным этапом при принятии решения было народное собрание курий, особенно при принятии нового закона. Курия представляла собой группу избирателей, в которую могло входить несколько родов. При принятии решения как избирательная система каждая курия имела один голос. В конечном итоге народное собрание курий могло принять или отвергнуть любой закон, изданный сенатом, объявить войну какому-либо соседнему племени, однако мир практически всегда заключал сенат. Оно также функционировало и в качестве высшей судебной инстанции, когда выносилось окончательное решение по апелляции сторон, если принималось решение о смертной казни какого-либо римского гражданина. Оно могло избирать всех высших должностных лиц, занимающихся общественными делами, в том числе и рекса, т.е. царя, как верховного главнокомандующего, занимающегося военным делом.

Рекс был избранным военачальником – верховным жрецом, должность которого не передавалась по наследству. Его кандидатура выдвигалась по предложению своего предшественника или по предложению собрания курий. А затем во втором собрании он торжественно вступал в свою должность для исполнения своих обязанностей. Рекс мог принимать участие в различных судах при принятии окончательного решения в судебных разбирательствах. Как представитель верховной власти он не обладал полномочиями в области гражданского управления и властью над собственностью, жизнью и свободой римских граждан. Если только правонарушение гражданина не связано с дисциплинарной властью военачальника. В основном он занимался вопросами, касающимися безопасности римского народа, т.е. военными делами, хотя и старался расширить свои полномочия, оказывая влияние на экономические и гражданские вопросы общественной жизни римского общества.
Как и у греков, в до государственный период развития римского общества, в период царей, существовала военная демократия, основанная на родах, фратриях и племенах. Таким образом, такие искусственно сложившиеся социальные формы как курия и племя с устоявшейся избирательной системой для выборов верховного жреца и высокопоставленных должностных лиц, образовали твердую основу для утверждения стихийно развившейся патрицианской знати, стремившейся огородить и закрепить свои исключительные привилегии в римском обществе, разрушая обычаи древнего родоплеменного строя.
Тем не менее, население Рима и римской области увеличивалось за счет иммиграции из завоеванных и покоренных территорий. Но так как эти люди не принадлежали к римским родам и куриям, то они не считались римским народом, а, следовательно, не могли занимать какие-либо должности, принимать участие при решении каких-либо вопросов на общем собрании курий и участвовать в распределении завоеванных земель. Однако они могли владеть землей, а также должны были платить налоги и отбывать военную службу. Эти, лишенные всех прав, люди представляли собой плебс, т.е. население, которое не обладало политическими правами как граждане римского общества. Однако накопленный опыт в военном искусстве и рост численности этой группы населения превратили этот слой в социальной структуре в грозную силу, противостоящую старому свету, т.е. знатным и влиятельным родам римского общества, который огородил себя от лишних конкурентов.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Но нужно отметить, что земельная собственность была распределена между римским народом и плебсом примерно поровну. А ремесленная и торговая составляющие римской экономики находились преимущественно во владении плебса, так как именно эта группа населения выполняло основную работу по производству материальных благ для всего римского общества. Таким образом, противостояние плебса и римского народа, во главе которого стояла римская родовая знать, утвердившая за собой право привилегированных полномочий в социальной структуре изначально стихийно сформировавшегося общества для безраздельной власти на занимаемой территории над остальным населением, привело к ломке традиционных обычаев и упадку древнего родового строя. А история древнего Рима перешла на новый этап своего социально-экономического развития, в котором иерархическая организация всего римского общества строилась согласно территориальному делению, социальному статусу и имущественному положению.

Например, после проведения реформ Туллия Сервия (шестой царь Древнего Рима, правивший в период 578 – 535 гг до н.э.) было создано новое народное собрание, в которое уже включались без различия и римские граждане, и плебеи, если они несли военную службу. Все население, которое обязано было проходить военную службу, было разделено в зависимости от минимального размера имущества на шесть основных классов.

I — 100 000 ассов,
II — 75 000 ассов,
III — 50 000 ассов,
IV — 25 000 ассов,
V — 11 000 ассов,
VI – малоимущие пролетарии, свободные от военной службы и налогов.
(асс – древнеримская медная монета)
Новое народное собрание состояло из центурий. Одна центурия состояла из 100 человек. Каждый класс выставлял определенное количество центурий.

Всадники набирались из наиболее богатых граждан и вместе с I классом составляли 98 голосов. Для принятия решения необходимо было набрать 97 голосов, поэтому если всадники и первый класс были полностью согласны принять какое-либо решение, остальных уже не спрашивали, а окончательное решение считалось принятым. Новое собрание центурий получило все политические права прежнего народного собрания курий. Сами курии и составлявшие их роды теперь превратились в обычные религиозные братства, которые не представляли собой уже никакой политической силы, как и в Афинах. А со временем собрание курий перестало существовать совсем. Для устранения во вновь образовавшейся социальной структуре общества старых родовых групп, в которых отношения основывались на личных кровных узах, было образовано четыре территориальных племени, занимавшие определенные кварталы города, и которые были наделены рядом политических прав.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Таким образом, публичная власть сосредоточила в своих руках всех граждан, исполняющих всеобщую воинскую обязанность, и сформировала новую систему политико-правовых, административных и социально-экономических отношений, направленную против рабов и так называемых пролетариев, отстраненных от военной службы, и лишенных каких-либо политических прав. Новая социально-экономическая формация получила свое дальнейшее развитие как Римская республика, внутри которой развернулась жесткая борьба между патрициями и плебеями за доступ к получению государственных должностей и участие в разделении государственных земель. В конечном итоге, патрицианская знать превратилась в класс крупных землевладельцев и денежных магнатов, которые постепенно овладели всей земельной собственностью, разоряя навязанной военной службой низший класс крестьян, и прокладывая дорогу не только к становлению ведущей цивилизации Древнего мира – Римской империи, но и ее приемникам – германским племенам, расселявшихся по всей Европе от Англии и Испании, до Крыма и даже побережья Северной Африки.

Таким образом, три экономически самостоятельных, но с другой стороны функционально зависимых, активных отрасли вступили между собой в производственно-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования общественного производства для создания, обмена и потребления общественного продукта с появлением различных форм собственности, превращая обмен между собой в жизненную необходимость. На стадии возникновения цивилизации, возникшие и отделившиеся друг от друга виды деятельности в производящем хозяйстве, порождают еще одно разделение труда, оказывающее решающее значение на изменение социального устройства. Они порождают новый класс, который не принимает непосредственного участия в процессе производства, а который занимается исключительно движением конечного общественного продукта, и в целом влияет на направление развития экономикой, наделяя исключительными правами определенных членов всего общества, и задавая новую иерархическую классовую структуру.

Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть фото Что такое разделение труда история 9 класс. Смотреть картинку Что такое разделение труда история 9 класс. Картинка про Что такое разделение труда история 9 класс. Фото Что такое разделение труда история 9 класс

Римская знать. Сенат.

Таким образом, общественное разделение труда стало проникать не только в сферу непосредственного создания конечного продукта, который доходит до конечного потребления и выражен в материальной форме, но и в сферу организации производственно-хозяйственной деятельности человека, а именно в сферу управления общественным производством, т.е. в составляющую часть экономики, выраженную в нематериальной форме, создавая тем самым определенные производственно-экономические отношения. Излишек произведенных продуктов потребления породил еще одну новую группу участников экономических отношений – торговцев и купцов. С появлением денег эта новая группа никак не связана с производством различных материальных благ, удовлетворяющих жизненные потребности людей, но она стала неустранимым посредником между производителями и конечными потребителями, занимающаяся исключительно распределением и обменом конечным продуктом, накапливая на этом целые состояния и, соответственно, существенное влияние в обществе.

Помимо богатства, состоящего из орудий труда, предметов быта, товаров и рабов, появилось новое богатство, представляющее собой землю и земельные владения с недвижимым имуществом. Право на владение и использование земельными парцеллами у нового класса утвердилось и закрепилось на правах наследственной собственности, принадлежащее ранее роду и племени. Если в предыдущем социальном устройстве, родовые общины имели не только право владения землей для извлечения выгоды от ее использования в интересах всех членов родовой общины, но и обязательство ее использовать в этих целях. То теперь с развитием общественного разделения труда, с утверждением новой социально-классовой структуры и в новых социально-экономических условиях, новый класс получил право беспрепятственно и неограниченно владеть землей, т.е. полную свободу действий с возможностью не только извлекать из нее выгоду, но и возможностью ее отчуждения, а это означает отчуждения и наложенных обязательств. Земля превратилась в полноправный товар, который можно купить, продать, заложить, сдать в аренду, отличающийся только тем, что ее нельзя унести или перенести в другое место. Как только появилась частная собственность на землю, появилась и возможность у кредитора получить право владеть ею в случае, если должник не выплатит вовремя долг, т.е. ипотека. Таким образом, полная свобода означает свободу приобретения и отчуждения всех прав не только на использование объекта собственности, но и, следовательно, разного рода обязательств и ответственности, вытекающих из этих прав. Занимаясь развитием торговли различными товарами, земельной собственность, ипотекой и рабами, немногочисленная аристократическая знать сконцентрировала в своих руках огромные богатства, которые создавались десятилетиями бедными слоями населения и классом несвободных, т.е. рабами. Сформировавшийся господствующий слой на основе статуса и имущественного положения окончательно оттеснил старую родовую знать, преследуя свои собственные интересы, несовпадающие с интересами старейшин родовых племен.

Таким образом, вновь образовавшееся социальное устройство оказалось под властью новых объективных экономических законов, в которых центральное место заняли такие понятия как: товар, стоимость, цена, объект собственности, торговля, выгода, обмен и т.д. И в таких условиях старое родовое общество оказалось абсолютно бессильным перед лицом новых социальных элементов, преследующих основную цель – получение безраздельной власти и огромного богатства. Если раньше все члены рода жили на одной территории, то теперь они перемешались с членами других родов, племен, свободных граждан, чужестранцев и рабов. В конечном итоге в результате ломки старых обычаев и появления новой классовой структуры в условиях развития производства у всех образовавшихся слоев общества возникли новые потребности и интересы, которые никогда не знал древний родовой строй, и которые были совершенно противоположны ему. Численность населения существенно выросла, и его уже невозможно было включить в состав родов и племен, основанных на кровном родстве. Естественно выросшая первобытная демократия в родовой общине, которая не знала никаких внутренних противоречий, превратилась в ненавистную аристократию, объединяющую в себе богатых торговцев, полководцев и завоевателей, и борющихся за свои экономические и политические интересы. Когда-то единое общество, основанное на равенстве и братстве, раскололось из-за возникших противоречий на противоположные полюса: с одной стороны класс богатых аристократов, а с другой – класс свободных и рабов. Новое образовавшееся общество уже не в силах примерить эти два противоположных полюса по причине сильных противоречий, которые все в большей степени обострялись между ними. И эти противоречия могли бы вылиться в открытое столкновение межклассовой войны, если бы не искусственно созданная сила, называемая законом, не удерживала бы их от жестокой и беспощадной схватки. Теперь в новых условиях классовая борьба и борьба интересов перенесли свое поле боя в новую область, в область нормативно-правовых актов, т.е. в законную форму, которые принимаются высшим государственным органом и регулируют определенные общественно-экономические отношения. На этом родовой строй закончил свое существование, а на его месте образовалась новая социально-классовая структура, называемая государством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *