Что такое раздражение в биологии 5 класс определение кратко
Биология. 6 класс
Конспект урока
Урок 13. Раздражимость – свойство живых организмов
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Раздражимость – способность живых клеток, тканей или целого организма реагировать на внешние или внутренние воздействия – раздражители для приспособления изменяющимся условиям среды.
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
Фотопериодизм – реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток (фотопериодами).
*Тропизм – это реакции растений на всевозможные раздражители, проявляющиеся в виде роста их органов.
*Настии – представляют собой изменения положений органов прикрепленных растений, вызванных внешними раздражениями.
*Нутации – вращательные движения растущих органов растений, вызываемые смещением ростовой зоны по периметру молодого органа или чередованием более быстрого роста то одной, то другой его стороны.
*Таксис – двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам (для растений см. тропизм).
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Раздражимость – это реакция возбуждения на определенные внешние факторы. Этот термин используется для описания физиологических реакций на раздражители, а также патологических проявлений, связанных с чрезмерной чувствительностью. Это понятие не стоит путать с раздражительностью.
Это свойство может быть продемонстрировано в поведенческих реакциях на окружающую среду, ситуационные, социологические и эмоциональные стимулы и проявляться в неконтролируемом гневе, злости и чувстве разочарования. Как правило, это качество присуще только людям. Раздражимость – это свойство всего живого, включая животный и растительный мир.
Все живые организмы обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.
Тесно связанной с понятием «раздражимость» является адаптация, которая отвечает за изменения в организме в ответ на внешнее воздействие. Например, человеческая кожа темнеет при воздействии интенсивного солнечного света. Термин «адаптация» часто используется для описания определенных перемен в популяциях, которые, как правило, не могут быть переданы потомству и поэтому не являются эволюционно значимыми. Кроме того, эти изменения обычно обратимы. Например, загар будет постепенно исчезать, если индивид перестанет пребывать на солнце. Условия окружающей среды также могут вызвать долгосрочные изменения в генетическом составе популяции, которые будут уже необратимы у отдельных организмов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите животных на ночных и дневных.
Раздражимость живых организмов
Каждое живое существо обменивается с окружающим миром не только веществами и энергией, но и информацией, и, конечно, обмен информацией происходит между клетками и органами внутри организма.
Раздражимость — это свойство живых организмов воспринимать различные воздействия (раздражители) и реагировать на них соответствующими изменениями на уровне клетки, ткани или всего организма. Раздражимость позволяет приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
Реакции растений
В каком бы положении ни находилось семя в почве, корешок его проростка устремляется вниз, а стебелек вверх. Так проявляется геотропизм — реакция на земное притяжение, у корня она положительная, а у стебля — отрицательная. Когда стебелек оказывается над поверхностью почвы, он растет в сторону наибольшей интенсивности освещения, демонстрируя реакцию фототропизма.
Фототропизм выражается и в том, что листья растений разворачиваются перпендикулярно солнечным лучам и образуют листовую мозаику, чтобы избежать затенения друг другом. Фототропизм и геотропизм являются следствием миграции в тканях растений гормона роста — ауксина, который накапливается накапливается в затененных частях стебля, вызывая растяжение клеток, и стебель изгибается в нужную сторону.
Многим растениям свойственен также фотопериодизм (реакция на продолжительность светового дня), благодаря которой они зацветают в определенный месяц лета. Раскрытие и закрытие цветков, поникание листьев во время жары — все эти реакции растения обеспечиваются изменением упругости (тургора) клеток за счет заполнения их вакуолей влагой. Например, в основании листочков мимозы стыдливой есть утолщения, при прикосновении к которым из их клеток происходит отток воды, и листочки тут же поникают.
Нервная система
Многоклеточным животным и человеку свойственны более точные, быстрые и разнообразные реакции в ответ на раздражение. В процессе эволюции у них развилась нервная система, состоящая из специализированных клеток (нейронов) и нервных тканей, ответственных за восприятие внешних и внутренних раздражителей, анализ и хранение полученной информации, регулирование деятельности организма. Нервная система позвоночных состоит из центральной нервной системы, включающей головной и спинной мозг, а также периферической нервной системы — нервных узлов и нервов.
Центром управления жизнедеятельности является головной мозг, сюда поступает информация от органов чувств и спинного мозга. Периферическая нервная система состоит из соматической и вегетативной систем. Соматическая нервная система управляет работой мышц, ее деятельность у млекопитающих контролируется корой головного мозга. Вегетативная нервная система отвечает за работу внутренних органов, многие ее функции головному мозгу неподвластны.
Развитие нервной системы сопровождается развитием органов чувств, специализированных на восприятии определенных раздражителей: органов зрения, слуха, обоняния, осязания и т. д. Они воспринимают раздражения особыми рецепторами — чувствительными окончаниями нервных волокон или специальными клетками. Рецепторы передают информацию в центральную нервную систему. Например, зрительные раздражители воспринимаются сетчаткой глаза, нервные волокна передают импульс в головной мозг, а оттуда — к органу тела, меняющему свою деятельность в результате рефлекса.
Иван Петрович Павлов (1849—1936) — великий русский физиолог, создатель учения об условных рефлексах. Рефлексы — это реакции организма на раздражение рецепторов. Различают условные и безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы (пищевой, половой, ориентировочный и т. д.) свойственны животным и человеку от рождения. Условные рефлексы более многочисленные и сложные, они приобретаются организмом индивидуально в процессе жизни, главную роль при их формировании играет головной мозг.
§ 36. Раздражимость — свойство живых организмов
1. Что такое раздражимость? 2. Как организмы реагируют на изменения в окружающей среде?
Раздражимость
Раздражимость — важное свойство живых организмов, их способность воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. Так как условия в окружающей среде постоянно меняются, любой живой организм реагирует на эти изменения. Если бы организмы не обладали этим свойством, то они не могли бы выживать в изменившихся условиях среды обитания.
Растение при недостатке света не остаётся пассивным: у него удлиняются стебли, благодаря чему улучшается освещение листьев. Корни при нехватке минеральных веществ растут вширь и вглубь.
По-разному реагируют па смену дня и почи животные (рис. 90). Одни животные ведут дневной образ жизни: многие бабочки, пчёлы, ящерицы, суслики, прудовые лягушки. Опи активно отыскивают пищу, поглощают её, скрываются в случае опасности в различных укрытиях. Другие животные ведут ночной образ жизни. В темноте они малозаметны для врагов, им легче обеспечить себя пищей. К ночным животным относятся речные раки, дождевые черви, жабы, ежи, мыши, волки, совы. Речной рак на поиски пищи выходит ночью, по запаху отыскивает падаль, находящуюся па берегу, и выползает к ней или ловит мелких животных.
Организмы реагируют на сезонные изменения в окружающей среде. Ещё до наступления зимних холодов у растений созревают плоды и семена, опадают листья, замедляется обмен веществ, прекращается видимый рост, снижается интенсивность дыхания. Ветвям и толстым древесным стволам не страшны морозы. В них, в отличие от листьев, имеется пробковая ткань. Она состоит из мёртвых клеток, стенки которых пропитаны особым веществом, непроницаемым для жидкостей и газов. Благодаря этому пробка предохраняет дерево от потери воды и засыхания.
Животные, как и растения, с конца лета или с начала осени готовятся к зиме: откочёвывают в места, богатые пищей, совершают перелёты, усиленно питаются и накапливают жир, запасают корма. С наступлением зимы мпогие животные становятся малоподвижными и впадают в оцепенение, спячку, зимний сон. Как же они узнают о предстоящем изменении времени года? Известно, что многие живые организмы очень точно определяют время.
Раздражимость. Фотопериодизм
Ответьте на вопросы
1. Как реагируют растения и животные на смену дня и ночи, времён года? 2. Что такое фотопериодизм и какова его роль в жизнедеятельности растений и животных?
Почему важнейшим фактором сезонных изменений в живой природе является длина светового дня?
РАЗДРАЖИМОСТЬ
Полезное
Смотреть что такое «РАЗДРАЖИМОСТЬ» в других словарях:
раздражимость — изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий, называемых раздражителями. Минимальная величина раздражителя, достаточная для возникновения такого изменения, называется… … Большая психологическая энциклопедия
РАЗДРАЖИМОСТЬ — способность живых клеток, тканей или целого организма реагировать на воздействие факторов (раздражителей) внешней или внутренней среды изменением своего состояния или деятельности. Лежит в основе их приспособления к изменяющимся условиям среды.… … Экологический словарь
РАЗДРАЖИМОСТЬ — 1) возбудимость; 2) возрастающая восприимчивость и встречное действие по отношению к раздражению. Историк Лампрехт («Zur jьngsten deutschen Vergangenheit», 2 Bde., 1921 – 1922), проводя в духовно исторической области аналогию с психологическим… … Философская энциклопедия
РАЗДРАЖИМОСТЬ — РАЗДРАЖИМОСТЬ, раздражимости, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к раздражимый; свойство, способность раздражаться. Раздражимость нерва. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РАЗДРАЖИМОСТЬ — РАЗДРАЖИМОСТЬ, свойство живых организмов или их частей специфически изменять свои состояния под влиянием изменений в окружающей среде или в других частях организма. Очень часто такое же определение дается понятию возбудимости. Существует большая… … Большая медицинская энциклопедия
РАЗДРАЖИМОСТЬ — свойство организмов отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности … Большой Энциклопедический словарь
Раздражимость — способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека … Психологический словарь
РАЗДРАЖИМОСТЬ — англ. irritability; нем. Erregbarkeit. Способность живых организмов реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
раздражимость — сущ., кол во синонимов: 1 • раздражительность (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Раздражимость — Эта статья о свойстве живых организмов. О человеческой черте см. Раздражительность. Раздражимость (возбудимость) способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико химических и… … Википедия
Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: «Раздражимость — свойство живых организмов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: «Раздражимость — свойство живых организмов»
Цель: дать представление о понятиях по теме урока.
Задачи: познакомить с навыками и умениями по теме урока и научить пользоваться ими.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
1. Единство химического состава.
Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и тела неживой природы, но соотношения содержания элементов в живых и неживых объектах отличаются. Более 90 % химического состава организмов приходится на органогенные элементы (С, O, N, H) образующие сложные органические вещества.
Этот факт свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
2. Клеточное строение (Единство структурной организации)
Все существующие на Земле организмы (кроме вирусов) состоят из клеток.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем)
Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — обязательное постоянное поступление энергии из окружающей среды и выделение продуктов жизнедеятельности.
Обмен веществ — совокупность биохимических процессов, происходящих в биологических системах.
В живых организмах одновременно происходят процессы двух типов: ассимиляция, т. е. образование сложных органических веществ, и диссимиляция, т. е. распад органических веществ, протекающий с выделением энергии. Благодаря обмену веществ в организме поддерживается постоянство состава внутренней среды независимо от условий в окружающем мире.
4. Самовоспроизведение (Репродукция)
Это способность живых систем воспроизводить себе подобных. Размножение является одним из главных признаков живых организмов. Основой размножения является процесс самоудвоения молекул ДНК, определяющий возможность дальнейшего деления клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз)
Это поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
Каждый живой организм способен изменять свою жизнедеятельность в ответ на действие разных раздражителей. Примерами могут служить рефлексы у животных, а также двигательные реакции у растений: тропизмы, таксисы и настии.
8. Наследственность и изменчивость
Эти свойства живых организмов представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
9. Способность к адаптациям
Проявляется в том, что в результате действия естественного отбора живые организмы приспосабливаются к условиям среды, у них появляются адаптации. Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность)
Эти особенности присущи как структуре, так и функциям. Любой организм — это целостная система, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.