Что такое разговорный стиль речи 5 класс
Разговорный стиль речи помогает нам общаться в повседневной жизни. Он отличается своей легкостью и непосредственностью. В нем, по факту, отсутствует все правила, и именно это отсутствие создало определенные характеристики.
Черты и цели
Разговорный стиль речи используется для обычного общения, где не требуется никаких строгих правил и границ.
Создан для высказывания своих чувств, мыслей, переживаний, обмена информацией по бытовым вопросам.
Для разговорного жанра в большей степени используется разговорная лексика. Основные ее признаки:
Функции и жанры разговорного стиля речи
Очевидно, что примеры разговорного стиля можно услышать в устной речи, но он так же бывает представлен и в форме текста. Это могут быть личные переписки, записки, письма личного характера. Так же может использоваться в литературе в художественном стиле, раскрывая особенности быта людей и их общения.
Жанры разговорного стиля определяются по числу говорящих. Это может быть большая компания, где разговор поддерживают несколько собеседников или где слушают только одного человека.
Различают такие жанры разговорной речи:
Диалог является основным и самым популярным жанром. В нем присутствует два человека, которые поочередно то говорят, то слушают. Именно в этом случае диалог очень тесно связан с монологом, а монолог в свою очередь может перебиваться вопросами и фразами собеседников.
Полилог в разговоре отличается ведением несколько тем сразу. Например, собеседник, отвлекаясь от одной из тем в разговоре, может вмешаться в другие разговоры и вести несколько тем одновременно.
Для лучшего понимания представим ситуацию, когда два человека ужинают в ресторане, говорят о работе, но параллельно высказываются о еде:
А: Как у тебя на работе дела? Ты сегодня явно уставшая.
Б: Ужасно много работы. Еще считать и строить графики. Ты будешь заказывать какой-нибудь салат?
А: Да, я, пожалуй, начну с салата. День закончился, поэтому нужно отвлечься от работы.
Лексические особенности
Иноязычные слова, которые прозвали сленгом. Например:
го (пошли), агриться (злиться), баттхерт (негодование), фейк (подделка);
Субстантивированные прилагательные. Это процесс перехода прилагательных в существительные: зубной, гостиная, булочная, жаркое, первое, второе и т. д.;
Использование фразеологизмов: кот наплакал, потерять голову, в двух шагах и т. п.
Морфологические особенности
В русском языке разговорный стиль реализуется в основном в диалогах: как в устном его проявлении, так и в письменно. Из этого следует, что для разговорной речи характерно частое употребление местоимений за необходимостью обозначать участников диалога, указать, о ком (о чем) идет речь и о месте события.
Самой популярной частью речи в разговорном стиле являются глаголы. Они встречаются намного чаще, чем существительные, так как именно эти части речи несут основной смысл. Это именно то, чего мы и добиваемся в живом диалоге.
Прилагательные так же используются в разговорной речи, но не так часто. В основном пользуются притяжательными прилагательными, чтобы указать на принадлежность предмета.
Деепричастия и причастия не встречаются совсем. В разговорном жанре речи желательно избегать сложных конструкций для ясности и лаконичности высказывания. Чтобы выразить свои эмоции, т. к. это является одной из характерных черт, используют частицы и междометия.
Синтаксические особенности
Синтаксис отличается своей разнообразностью в сравнении с другими жанрами речи. Это обусловлено тем, что обычно бытовой разговор не подготовлен и не вычитан, как это происходит в других стилях, например, в научном или художественном.
1. Сложные предложения не используются вообще, а простые чаще всего неполные и очень короткие:
— Мне без сахара. С лимоном.
2. Широко используется необычная инверсия в предложениях. На первое место ставится слово, на которое участник диалога хочет сделать акцент:
— С двойкой, что делать то?
3. Используются предложения, которые состоят из одного слова, чтобы направить разговор в интересующее собеседника русло или отметить свое нахождение в диалоге: да, нет, почему, возможно, понятно, ясно и т. п.;
4. Вводные слова в разговорном стиле широко применяются. Некоторых из них, которыми рассказчик пользуется довольно часто, назвали словами-паразитами. По окраске этих вводных слов можно определить, насколько комфортно себя чувствует человек в присутствии других, как свободно общается на языке: короче, ну, на этом, значит, типа и т. п.;
5. Распространение лексических повторов усиливает характеристику (еле-еле, далеко-далеко), а также может выдерживать время (так-так-так);
6. При пересказе или обсуждении события могут использоваться вставные конструкции для уточнения и пояснения главного предложения:
Попросил помощи у Санька (учились с ним вместе). Он мне машину несколько раз из сугроба вытаскивал и сейчас помог.
Урок развития речи по теме «Общие понятия о стилях. Разговорный стиль, его особенности». 5-й класс
Класс: 5
1. Преподевтически познакомить учащихся со стилями речи, с особенностями разговорного стиля и сферой его употребления.
2. Развивать навыки аргументированной монологической и диалогической речи.
3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к птицам, животным, к людям.
I. Открыть рабочее поле. Записать число и тему урока.
(Ответы учащихся). Слово стиль.
Учитель: Чтобы узнать о слове стиль, обратимся к страничке “Это интересно!”. Внимание на экран. (Презентация. Слайд №1)
Слово стиль происходит от греческого стилос и означает “палочка”.
В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.
Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой – в виде лопаточки. Им, повернув стержень – “стиль”, “стирали” написанное. Тем самым автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение “Часто перевертывай стиль” (Гораций), т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.
Учитель: Ребята, какому стилю речи мы уделим особое внимание?
Сегодня на уроке будем говорить о стилях речи. Особое внимание уделим разговорному стилю и его особенностям.
II. Вступление в новую тему.
1. Инсценировка “Отец и сын” по упражнению №122.
— В какой обстановке, где, с какой целью рассказывает мальчик о птицах?
— Какие признаки птиц он отмечает?
— Можно ли по этим признакам догадаться, что это за птицы?
Ученики делают вывод.
Мальчик только что вернулся с рыбалки и рассказывает отцу дома, в непринужденной, неофициальной обстановке о том, что он увидел на реке, что его удивило. Сын поделился своими впечатлениями с отцом.
Учитель: Что происходит между сыном и отцом?
Учитель: Какая форма речи?
Учитель: Можно ли определить о какой птице идет речь?
Ученик: Это плавунчики. Слайд №2.
2. Задание. Раздаточный материал.
“Птицы”. Найти плавунчиков среди других птиц..
3. Чтение текста упр. 123 по учебнику “Русская речь”.
— С какой целью написан текст?
— Какая форма написания?
— О какой птице идет речь? (О плавунчике)
— Какой текст вы используете : из упр.122 или из упр.123? Почему?
— Откуда он взят? Из книги. “Определитель птиц”.
— Как вы думаете к какому стилю речи относится этот текст: к книжному или разговорному?
Ученик: 1 текст из упр.122 к разговорному.
2 текст из упр. 123 к книжному, т.к. взят из справочника.
III. Новая тема: Работа с учебником.
1. Чтение теоретического материала о стилях речи по учебнику “Русская речь” стр.74.
Проговорить термины вслух.
Слайд 2. Показ слов-терминов (таблица). Разговорный и книжный стили.
— Какова цель разговорного стиля?
— Какова сфера его употребления?
IV. Практическая часть.
1. Словарный диктант: грибок, боровик, шофер, домище, пальтишко, глазенки, ватага, братишка, диалог, хитрюга.
2. Сравните со словами на доске. Самопроверка.
— Для какого стиля характерны эти слова? (Разговорного)
— Какие же особенности разговорного стиля?
Ученик: Разговорные слова и выражения.
— К какому стилю речи вы отнесете этот текст?
Обоснуйте свой выбор.
Ученики: непринужденная обстановка;
Цель: поделиться впечатлениями;
Лексика разговорная, простые предложения, многоточия.
4. Творческая работа. Составьте текст на тему “Добрый поступок”.
— Что могло произойти с этим котёнком?
— Как он мог оказаться в машине?
— Как поступил шофёр?
а) Проверка составленного текста.
— К какому стилю вы его отнесете? Почему? Докажите.
Ученики: к книжному, а не к разговорному, это не дружеское письмо и послание, а текст, в котором рассказывается о котенке и его судьбе.
5. Упр.125. Прочитайте. Докажите, что стиль письма разговорный.
6. Показ картинки “Гриб боровик”.
а) Индивидуальное сообщение ученицы. Сочинение. Почему гриб получил такое название? Слайд № 4
Вывод делают ученики по вопросам:
— Какие особенности разговорного стиля?
— Какова цель его? Какова сфера употребления?
1. Сценка “У доктора”. Входит больной. Доктор сидит.
Больной: Здравствуйте, доктор.
Доктор: Здравствуйте! На что жалуетесь?
Больной: Все болит, все!
Доктор достает шприц.
Больной кричит: “Ой, доктор, у меня уже ничего не болит!”
Учитель: Как называется разговор двух или нескольких лиц?
Учитель: Для разговорного стиля характерен диалог.
2. Работа по парам: Карточки. Составьте диалог, прочитайте в лицах. Проверка.
3. Речевая ситуация. Сценка. Разговор по телефону. Звонит телефон. Говорят две девочки:
— Это звонит Аня Снегирева. Здравствуйте!
— Если вас не затруднит, позовите Дашу.
— К сожалению, её нет дома. Она ушла в библиотеку.
— Извините, пожалуйста! До свидания.
а) Обсуждения правил телефонного общения.
Ученики: вежливость, краткость, уважение к людям – основные критерии.
Учитель: Какому стилю речи вы его отнесете. Почему?
Ученик: Диалог характерен для разговорного стиля.
— Что узнали на уроке?
— Что возьмете с собой с урока?
1. Ц ель разговорного стиля: обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими.
3. Сфера употребления стиля домашняя или другая неофициальная обстановка, а также дружеские письма, послания.
4. С собой возьмем правила телефонного общения.
Д/з. П.15 I вариант упражнение 130; II вариант упражнение 131 (составьте диалоги по картинкам).
VI. Повторение орфографии. Раздайте кроссворд.
— На какие правила даны слова?
— Какие слова надо заполнить?
Ученик: правописание непроизносимых согласных в корне (известные, вестник, солнце, лестница). Запомнить надо слова: лестница, чувствовать.
Этап рефлексии (размышления о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания).
1 группа: Мне понравилось на уроке, что я…
2 группа: Я ощущал себя на уроке…
3 группа: После уроков задумаюсь…
VII. Выставление оценок. Оценка деятельности учащихся на уроке. Анализ карточек.
Список использованной литературы
1. С.И Никитина “ Русский язык”. 5 кл. Дрофа. Москва. 2010 г.
2. Русский язык. Поурочные планы по программе В.В. Бабайцевой. 5 кл. Издательство “Учитель”. Волгоград. 2010 г.
3. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебному пособию. Москва. “Просвещение”. 2011 г.
4. Мастер-класс Г.П Лазаренко. Уроки русского языка в 5 кл. Поиски и находки. Дрофа. Москва. 2011 г.
5. Русский язык 5-11 кл. Издательство “Учитель”. Волгоград. 2011 г.
Основные признаки, характерные черты, жанры и примеры разговорного стиля речи
22.07.2020 No Comments Posted in
На повестке дня разговорный стиль речи. Если взять и записать наш повседневный разговор, получится скорее всего каламбур или, лучше сказать, вообще ничего хорошего из этой затеи не получится. Те нормы, которые применимы для книжной речи, могут быть абсолютно непригодными для разговорной.
В этой статье вы узнаете, что же такое разговорный стиль речи, какую функцию он выполняет, прочтете про характерные черты, особенности и жанры разговорного стиля, а также найдете примеры данного функционального стиля речи.
Что такое разговорный стиль речи, его основная функция и сфера применения
Разговорный стиль речи — это функциональный стиль, главной задачей которого является непосредственная передача информации в неформальной обстановке чаще всего в устной форме (исключением могут быть записи в дневнике, записки, личные письма).
Таким образом, основная функция разговорного стиля — это функция общения, которая обеспечивает повседневные, бытовые связи между людьми.
Сфера применения данного стиля — бытовые отношения: в семье, в кругу друзей и знакомых, общение с коллегами, в магазине, на улице и в любой другой неформальной и неофициальной обстановке.
Кроме этого разговорный стиль речи встречается в художественном и публицистическом стилях с целью достоверной и реалистичной передачи, например, репортажа с места события или для создания необходимой атмосферы, характера и облика литературного героя.
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Характерные черты и особенности разговорного стиля
К характерным чертам разговорного стиля речи относятся:
Кроме вышеперечисленных характеристик разговорный стиль речь имеет ряд особенностей и отличительных признаков:
Разговорный стиль речи: жанры
В зависимости от ситуации в момент общения выделяют следующие жанры (разновидности) разговорного стиля речи в устной форме:
Жанры разговорного стиля в письменной форме:
Конечно, основным жанром разговорного стиля речи является беседа или разговор. В зависимости от количества участников это может быть диалог или монолог.
Диалог — обмен репликами, вопросами и ответами между двумя и более людьми. Для диалога характерна частая смена ролей «говорящий – слушающий», так что собеседники поочередно выступают то в одной, то в другой роли. Реплики могут также выражать добавление, пояснение, распространение, согласие, возражение, побуждение и т. д.
Монолог — речь от первого лица, обращенная к слушателю или к самому себе, не рассчитанная на ответную реплику.
В разговорном стиле редко встречаются диалог и монолог в чистом виде: монолог может прерываться репликами собеседников, а диалог, в свою очередь, может включать мини-монологи и микрорассказы.
Пример текста в разговорном стиле
В качестве примера разговорного стиля речи ниже приведены отрывки из книг современного (гениального) писателя Фредрика Бакмана. Разговорная речь в его произведениях выходит очень реалистичной и жизненной.
Отрывок из книги Фредрика Бакмана «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»:
Растянувшись на полу, бабушка пошарила под кроватью и достала пакет. Это было не мясо и не сигареты. Это были сладости.
– Ты должна передать шоколад Другу.
Прошло несколько мгновений, прежде чем Эльса поняла, о каком друге идет речь.
Эльса в замешательстве посмотрела на бабушку:
– Ба, ты в своем уме? Смерти моей желаешь?
Бабушка закатила глаза.
– Хватит придуриваться. Ты хочешь сказать, что рыцарь Миамаса не осмеливается пойти на задание?
Эльса обиженно прищурилась:
– Зришь в корень! – ухмыльнулась бабушка.
Отрывок из книги Фредрика Бакмана «Здесь была Бритт-Мари»:
– Я посижу тут, пока ты не перестанешь помирать. Захочешь есть – пообедаешь, – ухмыльнулась Личность и протянула руку к лежащей на табуретке полусъеденной пицце.
– Обедать? Сейчас? – пробормотала Бритт-Мари, ведь не было и одиннадцати.
– Есть хочешь? Вот пицца! – пригласила Личность.
Только теперь сказанное достигло сознания Бритт-Мари.
– Что значит «пульнули»? В меня что, стреляли? – выдохнула она, ощупывая голову в поисках отверстия.
– Дадада. Футбольным мячом по башке, – кивнула Личность, пролив водку на пиццу.
P. S.: Понравилась статья? Делитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо и хорошего дня.
Поделиться ссылкой:
Last updated on 27.11.2021
Post navigation
Previous Post
Next Post
Comments
No comments yet. Why don’t you start the discussion?
Конспект урока по русскому языку на тему «Стили речи» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок №16 Русский язык.5 класс.
Тема: «Стили речи (научный, художественный, разговорный)».
Тип урока : урок изучения нового материала.
— aктуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
— повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
— сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
— воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
— воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
организации учебно-познавательной деятельности : словесные, практические;
по уровню познавательной активности : проблемный, частично-поисковый;
Методы управления управления учением : организация учебной работы учителем, самостоятельная работа учащихся;
методы стимулирования и мотивации к учению : метод познавательных игр;
методы контроля : устный, письменный.
Оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал
Что такое тема текста?
Что такое основная мысль?
Назовите сколько существует типов речи? Перечислите их?
Сейчас я вам зачитаю текст, а вы попробуете определить к какому типу текста он относится:
Тексты для анализа
1. Передо мной игрушка из дерева – конек. Он маленький, вместо ног колесики. Игрушка темно-коричневая, местами темно-зеленая, с ярким орнаментом. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза черные, сверкающие.
2. Из-под обломков бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.
Первичное введение материала
— Сегодня мы познакомимся со стилями речи, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.
-Существует 5 стилей речи( составление схемы в тетради)
-Чтобы определить стиль, нужно ответить на 2 вопроса: Зачем и где говорим?(составление таблицы совместно в тетради)
Обмен мыслями, впечатлениями, общение
передача научной информации
Точная передача деловой
воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на мысли и чувства
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания
средства массовой информации (телевидение,радио,газеты), в выступлениях
разговорные и просторечные слова; интонация, мимика, жесты
Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Мотивация запоминания и актуализация техники запоминания
Распределите слова на две группы по стилям речи:
спать почивать дрыхнуть
КНИЖНЫЙ СТИЛЬ отец батя РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
плестись шествовать тащиться
-Подведём итог: Общаясь друг с другом, мы всегда должны помнить с какой целью и в каких условиях происходит общение, что мы хотим выразить в своей речи, кому она предназначена. И уже исходя из этого подбирать нужные слова, обороты речи, предложения, чтобы наша речь была максимально понятной собеседнику, подходила к данной речевой ситуации.
Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов
Задания на определение стилевой принадлежности текста(Распечатаны каждому на парту).Устно выполняется и комментируется
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.
(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)
Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)
Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) ( Официально -деловой стиль)
Контроль результатов первичного запоминания
Пользуясь таблицей, определите стилевую принадлежность каждого текста. В чем их особенность? От чего зависит выбор того или иного стиля речи?
Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несёт, думал проскочу, успею. И влип. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее буду. __________________________________
· Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем._______________________________
· Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 идо 0,5 мм. При меньшем размере осадки называются моросью. _________________________________
· Тысячи людей эвакуированы в Словакии из-за наводнения, вызванного проливными дождями, сообщил в пятницу наш корреспондент в Словакии. По данным местных властей, жертвами стихии стали по меньшей мере четыре человека. _________________________________________________________________________
от гражданина Иванова А.П.
Довожу до Вашего сведения, что из-за проливных дождей, о которых вы не сообщили своевременно, наша поездка за город была сорвана. Требую в период с 6 по 8 марта обеспечить ясную, солнечную погоду. В противном случае буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции.
Оценка результатов запоминания и применения
Какие стили речи мы с вами изучили?
Загадки в стихотворной форме о стилях речи
— Богат словом, красотой!
Я выразительный, живой!
А потому живу в стихах и прозе я.
Поэты и писатели – семья моя!
— Я объективен и логичен,
Предельно точен и монологичен.
Терминология – моя стезя.
Там, где учебник, там и я.
Мои друзья – профессора, доценты
И их научные эксперименты.
— С экранов телевизора я каждый день вещаю
И в Интернет заглядывать не забываю.
Я главный в мире новостей,
Газет, журналов и других вестей
Я в мире информации помощник ваш.
Такой вот у меня специальный репортаж.
— Привет, ребята! Что у вас?
Да это снова пятый класс!
Вы что, пришли все на урок?
А скоро прозвенит звонок?
Уж очень хочется гулять
И просто с кем-то поболтать.
— Позвольте сделать небольшое объявление!
Я, принимая во внимание все ваши заявления,
Готов любому выдать справку и составить резюме.
Поэтому в конце урока – все ко мне!
Пятерки ваши занесу я в протокол
И положу сей документ учителю на стол.
1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне?
2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?
3. Что было главное?
4. Что у меня получилось лучше всего?
5. На что мне необходимо обратить свое внимание?