Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Разносклоняемые существительные

Урок 26. Русский язык 6 класс ФГОС

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Конспект урока «Разносклоняемые существительные»

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Какие существительные считаются разносклоняемыми?

· Как склоняются разносклоняемые существительные?

· Что нужно знать о разносклоняемых существительных?

Как мы помним, склонение существительных – это их изменение по числам и падежам.

Так как же склоняются существительные?

Есть три основных образца или модели склонения.

Как пример можно рассмотреть склонение существительных мама и дядя. Слово мама – женского рода, а дядя – мужского рода. Но окончания у этих существительных при склонении одинаковые, потому что в начальной форме у них тоже одинаковые окончания. Они различаются только по мягкости-твёрдости.

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

В качестве примера рассмотрим склонение существительных слон и небо. Слон – мужской род. Небо – средний род. Но падежные окончания одинаковые, потому что слова – одного склонения.

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

К третьему склонению относятся существительные с нулевым окончанием. Но это только существительные женского рода. Например, жизнь. Вот как выглядят падежные окончания этого существительного.

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

В основном все существительные склоняются по одному из этих трёх вариантов.

Но некоторые существительные нельзя отнести ни к одному склонению.

И получается, что существительное время, которое так похоже на слово первого склонения, постоянно находится в сомнении – войти во второе склонение или лучше в третье?

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Такие существительные, как время, берут окончания и от второго, и от третьего склонения. То есть, склоняются по-разному.

За это их и называют разносклоняемыми. Они берут окончания от второго и от третьего склонения.

Но какие же ещё существительные, относятся к разносклоняемым?

Мы можем даже нарисовать картинку-памятку. Например, представим, что в давнее время на полянке собралось дружное племя. Разожгли они яркое пламя и принесли добычу, хоть охота – это тяжкое бремя. Подошла к пламени и корова, принесла она полное вымя молока. В придачу кто-то нашёл съедобное семя. Очень может быть это была жена Хмурого Бобра. Кстати, странное имя! От такого имени может и темя разболеться!

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Поэтому к разносклоняемым существительным относится существительное путь.

А теперь докажем, что эти существительные – разносклоняемые. Посмотрим на их падежные окончания. Просклоняем слово время.

Именительный падеж – что? – время.

Родительный – чего? – времени

Дательный – чему? – времени

Винительный – что? – время

Творительный – чем? – временем

Предложный – о чем? – о времени

Теперь мы видим окончания слова в разных падежах. Сравним с окончаниями существительного третьего склонения жизнь.

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Окончания совпадают в трёх падежах.

Это родительный, дательный и предложный падежи.

А теперь сравним наши окончания с окончаниями существительного второго склонения небо. У нас есть только одно совпадение – в творительном падеже.

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

И таким образом изменяются все разносклоняемые существительные.

Вот как склоняется существительное путь.

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Но могут быть и другие варианты.

Имён, племён, знамён… но стремян и семян!

Что же нам требуется сегодня запомнить?

Источник

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.

Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми

При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:

Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.

Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Особенности склонения существительных данной категории:

Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Склонение слов путь, дитя

Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 классПравило для слова «путь»

В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:

Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Как запомнить разносклоняемые существительные

Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных.

2. Перечень разносклоняемых слов и особенности их склонения.

3. Образование форм косвенных падежей существительных на -мя, написание окончания , графическое обозначение орфограммы.

4. Правило правописания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

Склонение – изменение форм слов по числам и падежам: имя – имени – к имени – об именах.

Разносклоняемые имена существительные – это существительные, совмещающие разные типы склонения: в родительном, дательном и предложном падеже склоняются как существительные 3-го склонения, в творительном падеже – как существительные 2-го склонения. Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.

Словообразовательная цепочка – это такой ряд однокоренных (родственных) слов, в котором каждое последующее слово непосредственно производно от предыдущего: знамя → знамёна → знамённый.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество сократилось. Но осталось 11 слов, которые не попали ни в одно из трёх склонений. Эти существительные называются разносклоняемыми.

Обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить значения слов бремя, стремя, темя.

Бремя – 1. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши. 2. О чём-либо тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя бремя расходов. Под бременем лет. Синонимы к слову бремя: груз, поклажа, ноша, обуза, гнёт, заботы, тягота.

Стремя – кожаная петля или железная дужка, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ноги всадника. Всунуть ногу в стремя. Приподняться на стременах. Ехать, скакать стремя в стремя.

Темя – верхняя часть головы, верх черепа между лобными, затылочными и височными костями. Обритое темя. Кости темени. Боль в темени.

Обратимся к склонению слов.

Просклоняем существительное 2-го склонения море и существительное 3-го склонения тень.

(Чему?) к морю, к тени

(О чём?) о море, о тени

Теперь в эти же падежи поставим существительное имя.

Вы заметили, что в косвенных падежах у существительных на -мя появляется суффикс -ен-?

Бремя – бремени, время – времени.

Понаблюдаем за словообразованием. От слова время можно образовать слова: безвременный, времянка.

Наблюдаем чередование звуков в суффиксе. От слова знамя можно образовать прилагательное знамённый. В этом случае тоже наблюдается чередование в суффиксе. Аналогичные чередования есть в словах имя – одноимённый, безымянный.

Как спросить о времени: сколько время или сколько времени? Правильно – «сколько времени?» А ещё можно спросить: который час? Оба варианта равнозначны в современном русском языке.

Разносклоняемые слова часто употребляются в речи, в художественных текстах.

Вспомните строки стихотворения «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова:

– Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя:

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

А вот строки поэта Валерия Брюсова:

Ты должен быть гордым, как знамя;

Ты должен быть острым, как меч;

Как Данту, подземное пламя

Должно тебе щёки обжечь.

ж. р. с нулевым окончанием

имя, вымя, бремя, семя, стремя, знамя, темя, время, племя, пламя, путь

Источник

Конспект урока в 6 классе на тему » Разносклоняемые имена существительные»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

По программе М.Т. Ладыженской.

6 класс. Уроки № 71-72.

Учитель: Магомедова Саида Абдуламидовна МКОУ «СОШ №4» г. Хасавюрт РД

Тема: Разносклоняемые имена существительные

1. Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными.

Показать особенности склонения существительных на –мя.

Повтор ить типы и стили речи; сведения об имени существительном как части речи, падежные окончания существительных, безударные гласные в корне.

Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, аудиозапись песни А. Хайта о разносклоняемых существительных (Уроки «Радионяни»), интерактивная доска.

2. Языковая разминка, направленная на актуализацию опорных знаний.

(Распечатанный текст выдан учащимся и проецируется на интерактивной доске).

Учащиеся читают текстпро себя, затем один из учащихся читает выразительно вслух. Работа с текстом по вопросам:

Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

Какова тема этого текста?

К какому типу текста и стилю речи он относится?

Спишите текст, вставив пропущенные буквы, объясните орфограммы (учащиеся вписывают пропущенные буквы, один ученик выполняет задание на интерактивной доске).

3. Индивидуальная работа.

Два ученика в классе выполняют индивидуальную работу: морфологический разбор имени существительного в предложениях

1. Лёгкий ветерок гонит облака 3 по небу.

2.Оставляют свои болота журавли 3 .

Один ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения, все остальные учащиеся в тетрадях:

Время от времени в порыжелых камышах слышался плеск, и в зарослях кувшинок медленно проплывал карась 4 .

На интерактивной доске даны слова:

Плач, путь, слава, имя, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, пламя, россыпь, звездопад.

К каким склонениям относятся данные существительные? Распределите их по склонениям.

У всех ли слов вам удалось определить склонение? Почему? Какая особенность у этих слов?

Понаблюдайте, как склоняются слова «имя» и «путь »(слайд презентации).

Самостоятельно просклоняйте несколько слов из данного ряда: семя, пламя, знамя. Сравните их окончания в одном и том же падеже. Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать?

Формулировка темы и целей урока (в соответствии с технологией проблемного обучения учащиеся формулируют тему и цели урока самостоятельно).

Тема: «Разносклоняемые имена существительные» (записываем на доску, учащиеся записывают тему в тетради).

Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых; понять, в чем их особенность, научиться склонять и правильно употреблять в речи.

Чтение правила по учебнику. Знакомство с полным списком разносклоняемых существительных.

Найдите в толковом словаре значения следующих слов: бремя, стремя, темя, племя (работа учащихся с толковым словарем).

Закрепление знаний о разносклоняемых существительных и их правописании:

Прослушайте песню на слова А.Хайта о разносклоняемых словах (Уроки «Радионяни»). Выпишите упомянутые в ней разносклоняемые существительные. О каких правилах употребления в речи разносклоняемых существительных вы узнали?

Выполнение заданий в группах, проверка заданий.

Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.

1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад_. 2. Мальчик пот_рял всякое представление о (время). 3. Татьяна тр_п_тала при одном (имя) барыни. 3. И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р_стёт. 4. Синим (пламя) пылают стаи туч_ над бе_дной моря. 5. С тех пор прошло немало (время).

Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.

1. До поры до (время) не сеют (семя). 2. Одинцова (не) теряла (время) в уединении. 3. В отбл_сках (пламя) м_тались птиц_. 4. Выр_сли мы в (племя). 5. Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 6. В_ются флаги у ворот, (пламя) пылают. 7. Нет т_желее (бремя), чем бе_делье. 8. Он (не)знал своего (имя).

Прочитайте письмо Аркадия Хайта к ребятам (текст письма на слайде презентации). Найдите разносклоняемые существительные. В каких они падежах? Какую особенность можно наблюдать при их склонении?

О каком особом духовном пламени идёт речь в данном тексте?

6. Итоги урока. Рефлексия.

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

4. А что показалось вам простым и легким?

5. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?

Составить с разносклоняемыми существительными маленький текст (сказку, историю).

Источник

Разносклоняемые имена существительные: правило с примерами

К разносклоняемым существительным относятся:

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные невоз­мож­но отне­сти ни к одно­му из трех типич­ных скло­не­ний слов этой части речи. Эта неболь­шая груп­па суще­стви­тель­ных име­ет падеж­ные окон­ча­ния раз­ных типов скло­не­ния.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам по-особому.

Особенности склонения разносклоняемых существительных на примерах

ПадежСуществительные
И.п.времяимя
Р.п.времениимени
Д.п.времениимени
В.п.времяимя
Т.п.временемименем
П.п.о времениоб имени

Склонение слова «путь»: пример

ПадежСуществительное
И.п.путь
Р.п.пути
Д.п.пути
В.п.путь
Т.п.путём
П.п.о пути

Склонение существительного «дитя» таблица с примерами

Это сло­во име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «дети». В его изме­не­нии по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла име­ют­ся неко­то­рые осо­бен­но­сти.

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам сло­ва «дитя» в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла:

ПадежСуществительное
И.п.дитя
Р.п.дитяти
Д.п.дитяти
В.п.дитя
Т.п.дитятей (дитятею)
П.п.о дитяти

Как запомнить разносклоняемые существительные

Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:

Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Смотреть картинку Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Картинка про Что такое разносклоняемые существительные 6 класс. Фото Что такое разносклоняемые существительные 6 класс

Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд.

Видеоурок «Разносклоняемые существительные»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *