Что такое разносклоняемые существительные 6 класс
Разносклоняемые существительные
Урок 26. Русский язык 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разносклоняемые существительные»
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Какие существительные считаются разносклоняемыми?
· Как склоняются разносклоняемые существительные?
· Что нужно знать о разносклоняемых существительных?
Как мы помним, склонение существительных – это их изменение по числам и падежам.
Так как же склоняются существительные?
Есть три основных образца или модели склонения.
Как пример можно рассмотреть склонение существительных мама и дядя. Слово мама – женского рода, а дядя – мужского рода. Но окончания у этих существительных при склонении одинаковые, потому что в начальной форме у них тоже одинаковые окончания. Они различаются только по мягкости-твёрдости.
В качестве примера рассмотрим склонение существительных слон и небо. Слон – мужской род. Небо – средний род. Но падежные окончания одинаковые, потому что слова – одного склонения.
К третьему склонению относятся существительные с нулевым окончанием. Но это только существительные женского рода. Например, жизнь. Вот как выглядят падежные окончания этого существительного.
В основном все существительные склоняются по одному из этих трёх вариантов.
Но некоторые существительные нельзя отнести ни к одному склонению.
И получается, что существительное время, которое так похоже на слово первого склонения, постоянно находится в сомнении – войти во второе склонение или лучше в третье?
Такие существительные, как время, берут окончания и от второго, и от третьего склонения. То есть, склоняются по-разному.
За это их и называют разносклоняемыми. Они берут окончания от второго и от третьего склонения.
Но какие же ещё существительные, относятся к разносклоняемым?
Мы можем даже нарисовать картинку-памятку. Например, представим, что в давнее время на полянке собралось дружное племя. Разожгли они яркое пламя и принесли добычу, хоть охота – это тяжкое бремя. Подошла к пламени и корова, принесла она полное вымя молока. В придачу кто-то нашёл съедобное семя. Очень может быть это была жена Хмурого Бобра. Кстати, странное имя! От такого имени может и темя разболеться!
Поэтому к разносклоняемым существительным относится существительное путь.
А теперь докажем, что эти существительные – разносклоняемые. Посмотрим на их падежные окончания. Просклоняем слово время.
Именительный падеж – что? – время.
Родительный – чего? – времени
Дательный – чему? – времени
Винительный – что? – время
Творительный – чем? – временем
Предложный – о чем? – о времени
Теперь мы видим окончания слова в разных падежах. Сравним с окончаниями существительного третьего склонения жизнь.
Окончания совпадают в трёх падежах.
Это родительный, дательный и предложный падежи.
А теперь сравним наши окончания с окончаниями существительного второго склонения небо. У нас есть только одно совпадение – в творительном падеже.
И таким образом изменяются все разносклоняемые существительные.
Вот как склоняется существительное путь.
Но могут быть и другие варианты.
Имён, племён, знамён… но стремян и семян!
Что же нам требуется сегодня запомнить?
Что такое разносклоняемые существительные, примеры
В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.
Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми
При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:
Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.
Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:
Особенности склонения существительных данной категории:
Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:
Склонение слов путь, дитя
Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.
Правило для слова «путь»
В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:
Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:
Как запомнить разносклоняемые существительные
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Разносклоняемые имена существительные.
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных.
2. Перечень разносклоняемых слов и особенности их склонения.
3. Образование форм косвенных падежей существительных на -мя, написание окончания -и, графическое обозначение орфограммы.
4. Правило правописания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя.
Склонение – изменение форм слов по числам и падежам: имя – имени – к имени – об именах.
Разносклоняемые имена существительные – это существительные, совмещающие разные типы склонения: в родительном, дательном и предложном падеже склоняются как существительные 3-го склонения, в творительном падеже – как существительные 2-го склонения. Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.
Словообразовательная цепочка – это такой ряд однокоренных (родственных) слов, в котором каждое последующее слово непосредственно производно от предыдущего: знамя → знамёна → знамённый.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество сократилось. Но осталось 11 слов, которые не попали ни в одно из трёх склонений. Эти существительные называются разносклоняемыми.
Обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить значения слов бремя, стремя, темя.
Бремя – 1. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши. 2. О чём-либо тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя бремя расходов. Под бременем лет. Синонимы к слову бремя: груз, поклажа, ноша, обуза, гнёт, заботы, тягота.
Стремя – кожаная петля или железная дужка, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ноги всадника. Всунуть ногу в стремя. Приподняться на стременах. Ехать, скакать стремя в стремя.
Темя – верхняя часть головы, верх черепа между лобными, затылочными и височными костями. Обритое темя. Кости темени. Боль в темени.
Обратимся к склонению слов.
Просклоняем существительное 2-го склонения море и существительное 3-го склонения тень.
(Чему?) к морю, к тени
(О чём?) о море, о тени
Теперь в эти же падежи поставим существительное имя.
Вы заметили, что в косвенных падежах у существительных на -мя появляется суффикс -ен-?
Бремя – бремени, время – времени.
Понаблюдаем за словообразованием. От слова время можно образовать слова: безвременный, времянка.
Наблюдаем чередование звуков в суффиксе. От слова знамя можно образовать прилагательное знамённый. В этом случае тоже наблюдается чередование в суффиксе. Аналогичные чередования есть в словах имя – одноимённый, безымянный.
Как спросить о времени: сколько время или сколько времени? Правильно – «сколько времени?» А ещё можно спросить: который час? Оба варианта равнозначны в современном русском языке.
Разносклоняемые слова часто употребляются в речи, в художественных текстах.
Вспомните строки стихотворения «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова:
– Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя:
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
А вот строки поэта Валерия Брюсова:
Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как меч;
Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щёки обжечь.
ж. р. с нулевым окончанием
имя, вымя, бремя, семя, стремя, знамя, темя, время, племя, пламя, путь
Конспект урока в 6 классе на тему » Разносклоняемые имена существительные»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
По программе М.Т. Ладыженской.
6 класс. Уроки № 71-72.
Учитель: Магомедова Саида Абдуламидовна МКОУ «СОШ №4» г. Хасавюрт РД
Тема: Разносклоняемые имена существительные
1. Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными.
Показать особенности склонения существительных на –мя.
Повтор ить типы и стили речи; сведения об имени существительном как части речи, падежные окончания существительных, безударные гласные в корне.
Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, аудиозапись песни А. Хайта о разносклоняемых существительных (Уроки «Радионяни»), интерактивная доска.
2. Языковая разминка, направленная на актуализацию опорных знаний.
(Распечатанный текст выдан учащимся и проецируется на интерактивной доске).
Учащиеся читают текстпро себя, затем один из учащихся читает выразительно вслух. Работа с текстом по вопросам:
Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?
Какова тема этого текста?
К какому типу текста и стилю речи он относится?
Спишите текст, вставив пропущенные буквы, объясните орфограммы (учащиеся вписывают пропущенные буквы, один ученик выполняет задание на интерактивной доске).
3. Индивидуальная работа.
Два ученика в классе выполняют индивидуальную работу: морфологический разбор имени существительного в предложениях
1. Лёгкий ветерок гонит облака 3 по небу.
2.Оставляют свои болота журавли 3 .
Один ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения, все остальные учащиеся в тетрадях:
Время от времени в порыжелых камышах слышался плеск, и в зарослях кувшинок медленно проплывал карась 4 .
На интерактивной доске даны слова:
Плач, путь, слава, имя, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, пламя, россыпь, звездопад.
К каким склонениям относятся данные существительные? Распределите их по склонениям.
У всех ли слов вам удалось определить склонение? Почему? Какая особенность у этих слов?
Понаблюдайте, как склоняются слова «имя» и «путь »(слайд презентации).
Самостоятельно просклоняйте несколько слов из данного ряда: семя, пламя, знамя. Сравните их окончания в одном и том же падеже. Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать?
Формулировка темы и целей урока (в соответствии с технологией проблемного обучения учащиеся формулируют тему и цели урока самостоятельно).
Тема: «Разносклоняемые имена существительные» (записываем на доску, учащиеся записывают тему в тетради).
Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых; понять, в чем их особенность, научиться склонять и правильно употреблять в речи.
Чтение правила по учебнику. Знакомство с полным списком разносклоняемых существительных.
Найдите в толковом словаре значения следующих слов: бремя, стремя, темя, племя (работа учащихся с толковым словарем).
Закрепление знаний о разносклоняемых существительных и их правописании:
Прослушайте песню на слова А.Хайта о разносклоняемых словах (Уроки «Радионяни»). Выпишите упомянутые в ней разносклоняемые существительные. О каких правилах употребления в речи разносклоняемых существительных вы узнали?
Выполнение заданий в группах, проверка заданий.
Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад_. 2. Мальчик пот_рял всякое представление о (время). 3. Татьяна тр_п_тала при одном (имя) барыни. 3. И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р_стёт. 4. Синим (пламя) пылают стаи туч_ над бе_дной моря. 5. С тех пор прошло немало (время).
Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. До поры до (время) не сеют (семя). 2. Одинцова (не) теряла (время) в уединении. 3. В отбл_сках (пламя) м_тались птиц_. 4. Выр_сли мы в (племя). 5. Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 6. В_ются флаги у ворот, (пламя) пылают. 7. Нет т_желее (бремя), чем бе_делье. 8. Он (не)знал своего (имя).
Прочитайте письмо Аркадия Хайта к ребятам (текст письма на слайде презентации). Найдите разносклоняемые существительные. В каких они падежах? Какую особенность можно наблюдать при их склонении?
О каком особом духовном пламени идёт речь в данном тексте?
6. Итоги урока. Рефлексия.
3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
4. А что показалось вам простым и легким?
5. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?
Составить с разносклоняемыми существительными маленький текст (сказку, историю).
Разносклоняемые имена существительные: правило с примерами
К разносклоняемым существительным относятся:
Разносклоняемые существительные невозможно отнести ни к одному из трех типичных склонений слов этой части речи. Эта небольшая группа существительных имеет падежные окончания разных типов склонения.
Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому.
Особенности склонения разносклоняемых существительных на примерах
Падеж | Существительные | |
---|---|---|
И.п. | время | имя |
Р.п. | времени | имени |
Д.п. | времени | имени |
В.п. | время | имя |
Т.п. | временем | именем |
П.п. | о времени | об имени |
Склонение слова «путь»: пример
Падеж | Существительное |
---|---|
И.п. | путь |
Р.п. | пути |
Д.п. | пути |
В.п. | путь |
Т.п. | путём |
П.п. | о пути |
Склонение существительного «дитя» таблица с примерами
Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.
Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:
Падеж | Существительное |
---|---|
И.п. | дитя |
Р.п. | дитяти |
Д.п. | дитяти |
В.п. | дитя |
Т.п. | дитятей (дитятею) |
П.п. | о дитяти |
Как запомнить разносклоняемые существительные
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд.