Что такое разновидности опосредованного общения
Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни
В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.
В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.
Виды общения по содержанию
В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:
При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д. Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).
Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки. Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).
Виды общения по целям
С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.
Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.
Виды общения по средствам
В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:
Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие. К нему прибегают, чтобы поговорить с родными, близкими, коллегами, друзьями, которых нет рядом. Природные объекты помогали первобытным людям успешно охотиться и заниматься другими жизненно важными делами.
При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, научиться говорить перед людьми, ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).
Виды общения по времени
Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.
Другие виды общения
Кроме перечисленных видов, общение бывает:
Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.
Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.
Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).
При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).
Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого.
Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.
Педагогическое общение
Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.
Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:
Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.
Обмен информацией в жизни
Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.
Опосредованное общение
Чаще всего люди общаются друг с другом напрямую. При этом они используют язык и речь или жесты и мимику, а в последнее время компьютерные технологии.
Однако люди для передачи мыслей, представлений, переживаний могут использовать письма, рисунки, книги или какие-то другие предметы. При этом не имеют значения расстояние или время.
Такое общение называют косвенным или опосредованным. Известно, что Петр Ильич Чайковский общался много лет с одной из поклонниц своего таланта, с которой был лично знаком, с помощью писем.
Мы читаем книги, иногда написанные несколько веков назад и представляем себе мир, который окружал автора, чувствуем его жизни, радуемся вместе с ним или сочувствуем ему, хотя ни слова между нами напрямую не было сказано.
Одной из важнейших форм опосредованного делового общения является переписка.
Люди с давних времен использовали как косвенное средство общения рисунки. С древности до нас дошли, например, пиктограммы, с помощью которых передавали информацию наши предки. Мы с удивлением рассматриваем рисунки, высеченные в пещерах или на скалах, и благодаря им понимаем, как жили люди, что их беспокоило. Художник передает свое состояние и отношение к чему-либо, рисуя образы, а другой человек, разглядывая, понимает его.
Известный датский художник Херлуф Видструп вообще считал, что «рисунком можно выразить мнение острее, чем словом». Ему удавалось с помощью 8-12 рисунков передать целую историю из жизни человека, на рассказ которой было бы потрачено много времени. К тому же речь рисунка не имеет национальности и поэтому всем понятна. Вообще специалисты отмечают, что искусство тесно связано с общением между людьми.
Люди могут общаться, находясь на расстоянии и используя какие-то предметы. Такие предметы является аллегорическим сообщению другим людям о себе. Известно, что в древние времена, например, информация передавалась от одного человека к другому на определенные расстояния с помощью узелков, палочек и других символических вещей.
Эти символы психологи чаще всего относят к невербального общения. Однако их язык отличается от языка человеческого тела, и, пожалуй, их можно рассматривать как самостоятельное средство общения.
Используются различные символы для общения и в деловых кругах. Подчиненные, например, хорошо знают, что значит, когда их начальник накладывает одинаковую по содержанию резолюцию «Рассмотреть» на деловых бумагах разными карандашами: то синим, то красным.
Если клиент придвигает проект к себе, то этим он бессознательно подает сигнал, что готов рассмотреть какой-то вопрос подробнее. Если он внезапно отодвигает проект на территорию менеджера и при этом ничего не говорит, то этим показывает свое несогласие.
В кабинете любого начальника есть стол. Чем выше статус хозяина кабинета, тем больше стол. Посетителю место предлагается напротив хозяина и немного сбоку (кстати, часто для клиентов ставят не очень удобное кресло).
Об отношении участников к переговорам, например, свидетельствует то, как они размещаются за столом:
• если они садятся рядом, но за разными гранями стола, то это свидетельствует, что у них есть различия, но незначительные. Угол стола служит частичным барьером;
• если они садятся напротив друг друга, то занимают конкурирующим-защитные позиции. Каждая сторона в таком случае придерживается своей позиции. Такую же позицию занимают люди с разным статусом (начальник и подчиненный);
• если участники занимают места за столом не только напротив друг друга, но и по диагонали, то это свидетельствует, что они договариваться и взаимодействовать не собираются.
Недаром есть даже форма общения, которая называется «беседа за круглым столом». Но и здесь, тем, кто сидит рядом с ведущим обсуждения, предоставляется больше уважения и власти, чем другим присутствующим. При этом тот, кто сидит справа, имеет больше власти, чем тот, кто сидит слева от ведущего обсуждения.
Поэтому менеджеру, который хочет действовать успешно, готовясь к первой встрече, следует до мелочей продумывать и свой внешний вид, и первые фразы и жесты и мимику, и размещение в пространстве.
На ход общения могут положительно или отрицательно повлиять и цветы на столе, и цвет и размер шрифта визитки, и юбочка секретарши и многое другое. Ко всему этому менеджеру не следует относиться как к мелочам.
Вам будет интересно:
Комментарии закрыты
Сайдбар
Поиск по сайту
Существует глупейшее высказывание: «В споре рождается истина». В споре рождается раздражение и даже ненависть, а из этой сомнительной материи ничего хорошего возникнуть не может.
Качество нашей жизни определяется тем, как мы относимся к реальностям, какое значение мы им приписываем, как мы к ним относимся, какое состояние души они нам создают».
Лучше быть живым и целым, чем правым.
Лучше быть богатым и счастливым, чем правым.
Лучше быть любимым и любящим, чем правым.
Потому, что, открою вам страшную тайну: на вашу правоту всем плевать.
Контакты
Карта сайта
Для авторов
Возможно многие из Вас обладают хорошими знаниями в сфере психологии общения.
Мы предлагаем Вам заработать на своих знаниях, получать дополнительный доход.
Что от Вас требуется:
ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ
Смотреть что такое «ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ» в других словарях:
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Принято выделять … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Общение межэтническое — интерсубъектное взаимодействие личностей как носителей самосознания и культуры опр. этнич. общностей, осуществляющееся в процессах коммуникации (обмена информацией), интеракции (обмена действиями) и социальной перцепции (восприятия и понимания… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение приватное — специфический вид неформального О., к рый отличается своим содержанием, мерой включенности в личные отношения, способами и средствами психол. воздействия, степенью доверия общающихся друг другу, задействованностью механизма саморефлексии.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение: виды — Существуют разные виды и разновидности О. и их классификации. Обычно рассматриваются такие виды О., как прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное), активное и пассивное, кратковременное и устойчивое, заинтересованное и… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение как предмет междисциплинарного изучения — Феноменология, закономерности и механизмы познания человеком действительности, отношение к ней и поведение в интегрированном виде прослежены российскими психологами в осн. в общей психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс … Педагогическое речеведение
Общение : структура и модель процесса — Феномен О. сложное системное и многоуровневое явление, к рое имеет содержательный и динамический аспект. В содержательном плане выделяются когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие, в динамическом параметры времени (длительность… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов — Термин «крупномасштабный критический инцидент» (ККИ) обобщает психотравмирующий характер оказываемых на людей ситуациями бедствий и катастроф. ККИ является причиной нарушения нормативного коридора жизненного пути человека и его окружающих. Эти… … Психология общения. Энциклопедический словарь
дистантное общение — Опосредованное общение с помощью телефона, сети Интернет … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Профессиональное общение: виды — Эффективность решения профессиональных задач в ходе профессионального взаимодействия во многом обеспечивается релевантностью О. субъектов деятельности. Релевантным (англ. relevant существенный, уместный, относящийся к делу) называют О., в к ром… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Лекция 1 ТЕМА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»
Непосредственное и опосредованное
Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.
Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.
Отступление от этих условий делает общение опосредованным.
Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном. Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт. Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.
При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно
(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).
Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).
Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.
Виды общения
Основными видами общения являются: Общение на уровне масок. Данный вид общения обезличен, поскольку вложить душу в каждый из тысячи ежедневных контактов попросту невозможно. Под контактами понимаются не только разговоры, но и безмолвные приветствия, взаимодействия на уровне глаз и т.д. В силу психологических особенностей человеку приходится формализовать общение, надевая маски. У каждого их может быть десятки – от вежливости и почтения, до брезгливости и безразличия. Такой вид общения является преградой для самовыражения, поскольку по привычке маска может быть надета при общении с друзьями или любимым человеком.
Манипулятивный вид общения. Особенностью такой коммуникации является то, что человек воспринимается как инструмент для получения пользы. В процессе общения может имитироваться заинтересованность, учтивость, внимательность и другие качества. Классическим примером, в этой связи, является ситуация с бутербродом. Муж просит жену приготовить ему этот нехитрый завтрак на работу, несмотря на то, что там есть буфет. Таким образом, он как бы демонстрирует свою бережливость и жене становится неловко претендовать на покупку новой шубы или других вещей.
Деловое общение. При таком контакте партнеры принимают во внимание вкусы, личные взгляды, возраст и характеры друг друга. Между тем, на первое место ставится исключительно общая цель, определяющая весь ход общения. Подобный стиль разговора свойственен не только деловым людям, но и многим семейным парам. Он позволяет исключить примитивные грубые контакты и сохранить нормальную психологическую обстановку в семье. Деловое общение, также присуще контактам в профессиональной сфере.
Игровой вид общения. Не случайно наши средневековые предки очень любили разнообразные обряды и театрализованные празднества. Гротеск и импровизация создает радостную приподнятую атмосферу. В межличностных отношениях контакты в форме игры свидетельствуют о неповторимости и богатстве участников общения. Поэтому не стоит считать игровой стиль общения бесполезным дурачеством.
Духовный вид общения. Контакты на духовном уровне являются наиболее персонализированными, обращенными к личности. Нередко они требуют немалых внутренних усилий, на которые способны далеко не все. Более того, когда попытка одного из участников общения перейти на духовный уровень сталкивается с холодным непониманием партнера, в их отношениях могут исчезнуть теплота чувств, раскованность, а доверие дать серьезную трещину.
Вербальное и невербальное общение
Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.
Вербальное и невербальное общение
Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.
Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:
Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.
Представительское и ролевое общение
В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.
И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).
Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т.к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).
Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.
Групповое общение
Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей (например, разговор ведущего и зрителей). Групповой контакт связан с публичной деятельностью и массовой коммуникацией.
Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, непосредственно видит ее, может сразу реагировать на то, как воспринимают его слова.
Публичное общение осуществляется в жанрах лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т.д. Массовая коммуникация представляет собой речевое воздействие на анонимную, неоднородную, рассредоточенную аудиторию. К средствам массовой коммуникации относят периодическую печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет.
Средства массовой коммуникации могут оказывать огромнейшее воздействие на людей, внедряя в них определенные стереотипы (поведения, внешности, социальных установок). Конечно, телевидение и радио, например, стремятся преодолеть опосредованность общения: используется прямой эфир, шоу со зрителями в студии и т.д.
К сожалению, доля непосредственного общения, по данным ученых, уменьшается, соответственно, растет доля опосредованного.
Наша презентация по теме:
Развитие общения
Общение развивается, меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения:
1. Возраст от рождения до 8-10 месяцев. Общение преимущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения: мимика, жестикуляция.
2. Возраст от 8-10 мес. примерно до 1,5 лет,. Переход к использованию языка как средства общения.
3. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет. Возникновение предметной деятельности и игры. Становление произвольности в использовании разнообразных средств общения.
4. Школьный возраст. Дифференцируются цели, совершенствуются средства общения. Разделяются и относительно самостоятельно развивается деловое и личностное общение.
5. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры общения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.
Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техникой и знания правил общения.
Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений — говорить и слушать.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимо специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек — человек» — политикам, бизнесменам, медикам, менеджерам, педагогам и многим другим.
Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.
Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, пациентами, их родственниками, коллегами, добиваться успехов на переговорах. Залог любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Личностно-ориентированное — вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.
Ритуальное общение —
представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении представлена минимально.
Общение в диаде и внутригрупповое общение:
1.общение может протекать по-разному, если общаешься с другим партнером или если речь идет о внутригрупповом общении. Действительно, бывает так, что с подругой устанавливаются теплые, открытые отношения, а с учебной группой отношения не складываются, доверия не возникает. Другие, наоборот, могут дружить сразу со всеми и ни с кем в отдельности;
2.общение межличностное между двумя людьми зависит от их мотивации, целей, средств общения (умения общаться);
3. общение в группе должно учитывать, кроме индивидуальных особенностей общающихся, и их формальный (должность) и неформальный статус (положение) в группе, общегрупповые нормы поведения, социальные роли общающихся, принадлежность к той или иной группе.
Уровни общения в группе (исследования А.У. Хараша)
2. Учитываются личностные особенности каждого.
3. Учитывается отношение друг к другу.
4. Учитываются общие нормы и способы реализации общих целей.
Источник: Развитие общения Общение развивается, меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения: 1. Возраст от рождения до 8-10 месяцев. Общение преимущественно служит https://studopedia.ru/3_62945_razvitie-obshcheniya.html
Общение культур
Ни одна культура не существует замкнуто, изолировано. Отношения между культурами могут быть различны. Так, чужая культура может рассматриваться как эталон, образец (англомания — подражание всему английскому) или вызывать неприязнь, даже враждебное отношение (ксенофобия — неприязнь ко всему чужому).
На самом деле люди разных культур должны понимать, что главное в диалоге культур — толерантность (уважение к правам каждого человека и каждой культуры на сохранение индивидуального и культурного разнообразия). Толерантность межкультурных отношений — моральный долг, политическая и правовая потребность («Декларация принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).
Разные культуры постоянно взаимодействуют друг с другом, что проявляется, в частности, в языке: например, слово монумент пришло к нам из латинского языка, слово оранжевый — из французского, слово тайга – диалектов Сибири
Развитие общения
53. Развитие общения
Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.
В процессе филогенеза меняется содержание общения.
Это изменение проявляется в следующем:
1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных свойствах окружающего мира + знания о мире.
Первые два этапа общие для человека и животных, третья ступень присуща только человеку;
2) появление новых потребностей приводит к обогащению целей общения;
3) развитие средств общения происходит по нескольким направлениям:
а) развитие органов, приспособленных для коммуникации, например, рук;
б) появление возможности экспрессивных движений (мимика, пантомимика);
в) изобретение и начало использования знаковых форм;
г) появление, совершенствование технических средств.
В онтогенезе общение развивается следующим образом (Немов, 1995):
1) от рождения до 2 – 3 месяцев – контактное, биологическое по содержанию общение, направленное на удовлетворение органических потребностей младенца. Основное средство – элементарная жестикуляция и мимика;
2) от 2 – 3 месяцев до 8 – 10 месяцев – этап начального познания, начало деятельности органов чувств, появление потребности в новых ощущениях;
3) от 8 – 10 месяцев до 1,5 лет – общение становится скоординированным, невербальным – вербальным, основная цель – удовлетворение познавательной потребности; к концу периода начинает активно использоваться язык как средство общения;
4) от 1,5 до 3 лет – появляется деловое и игровое общение, что обусловлено развитием предметной деятельности и игры.
Здесь начало разделения делового и личностного общения;
5) от 3 до 6 – 7 лет – способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа; развитие сюжетно-ролевого общения;
6) школьный возраст – ускоренный интеллектуальный и личностный рост ребенка приводит к большому разнообразию содержания общения, дифференциации целей и совершенствованию средств; наблюдается четкое разделение делового и личностного общения.
Таким образом, психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения.