Что такое разновидности речи
Виды речи
Сущность понятий «язык» и «речь»
Речь — это процесс говорения, производящийся в письменной или устной форме.
Язык — это сложная знаковая система, соотносящая типовое звучание и понятийное содержание.
Основной функцией языка выступает служение средством общения, а речь является способом реализации этой функции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Виды и функции речи
Лингвисты делят речь на 3 вида:
Внутренняя речь — это особая разновидность речи, которая всегда представляет собой фрагменты или обрывки мыслей. Она используется в те моменты, когда человек думает, читает «про себя», фиксирует полученные знания.
К основным функциям речи относят:
Основой для реализации каждой из функций является заложенное смысловое содержание.
Формирование речи возможно только в обществе. Она является социальным продуктом, возникает только при общении и предназначается для него.
Какие формы существуют в русском языке
В русском языке выделяют три формы:
Помимо этого, каждая из форм имеет несколько разновидностей. Так, устная может выстраиваться в форме монолога и диалога, а письмо может отображать прямую или косвенную речь.
Письмо вторично по отношению к устной форме, является ее знаковым отображением.
Разговорная речь
Разговорная разновидность — это основной исходный вид устной формы. В психологическом плане разговорная форма является самой простой, так как не требует развернутого подробного изложения.
Основной характеристикой формы выступает использование просторечной лексики, а целью применения — неформальное общение, обсуждение каких-либо вопросов в неофициальной обстановке.
Монологическая речь
Эта разновидность предполагает выступление говорящего, обращенное к слушателям. Ее особенностями являются:
Монологическая форма не получила широкого распространения в повседневной жизни. Она больше характерна для:
Активная и пассивная форма речи
Активная форма предполагает спонтанное говорение вслух. Это тот случай, когда говорящий хочет донести до собеседника свои мысли.
Пассивное проявление — это повторение за говорящим. Чаще всего при повторении человек говорит «про себя».
Пассивная разновидность характерна для детей. Учась понимать язык и говорить, ребенок мысленно повторяет сказанное, а затем произносит освоенное слово вслух.
Письменная речь
Главным отличием письменной формы от устной выступает материальный носитель: в первом случае это бумага, монитор компьютера или любой материал, на котором написаны символы, а во втором — звуковые волны.
Письменное выражение мыслей требует грамотности, соблюдения правил пунктуации, точности формулировок, правильного построения фраз. Кроме того, в ней сложно передавать интонации, мимику, сопроводительные жесты. Поэтому для многих наиболее предпочтительным вариантом является устная речь.
Кинетическая речь
Кинетическая речь — это общение, реализующееся при помощи жестов.
Проще говоря, кинетическая форма — это речь движениями. Считается, что в первобытном мире это был основной способ общения. Сегодня им активно пользуются глухонемые — люди, родившиеся с нарушениями слуха или потерявшие возможность слышать и говорить в результате травмы.
Современный кинетический способ передачи информации значительно отличается от общения жестами первобытных людей. Сегодня система структурирована, имеет упорядоченную систему знаков, способна передавать не только мысли, но и чувства, эмоции. С ее помощью можно прочитать научную лекцию, передать художественный замысел литературного произведения.
Внутренняя и внешняя речь
Очевидно, что речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя является стержнем мышления человека, основой его сознательной деятельности. Назначением внешней выступает реализация процесса коммуникации.
Их различие в том, что при использовании внутренней формы речевой аппарат остается незадействованным — слова и фразы произносятся «про себя». Внешняя форма, наоборот, не может существовать без голоса, связок, артикуляции.
Внутренняя речь похожа на диалог с собой. Люди используют ее для размышлений, подбадривают себя с ее помощью.
Примеры разных видов речи
Примером разговорной разновидности может послужить:
Под описание письменной подходят:
Согласно классификации внутренней и внешней форм, примером первой является решение задачи в уме, а примером второй — объяснение решения, рассказ вслух о последовательности действий.
Разновидности речи.
Оглавление
1. Монолог и диалог. Устная и письменная речь.
Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.
Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.
Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.
Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.
Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.
Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.
Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.
Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.
Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.
Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.
По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.
В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.
Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.
Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.
Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.
Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.
Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.
Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.
Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.
Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.
Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.
Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.
Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.
Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.
Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.
Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.
Речь: определение, виды и функции — взаимосвязь языка и речи
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас имеет общее представление о том, что такое речь. Однако в понимании этого слова разными людьми бывают существенные различия.
Даже в трактовках словарей под это явление называют то деятельностью говорящего, то формой общения, то вообще психологической способностью человека к выражению мыслей.
Сегодня поговорим о том, как понимают речь лингвисты, какие ее виды и функции они выделяют. Наконец, разберемся в том, какая граница проходит между языком и речью.
Речь — это.
В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:
Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.
То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:
Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).
Виды речи
Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.
Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации, представленные ниже.
По типу используемых средств общения
В зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится на такие виды:
Очевидно, что в каждом конкретном говорении пересекаются разные виды речи, так как они не находятся в оппозиции друг к другу.
Самое стабильное «комбо» – устная + вербальная + невербальная речь, так как в разговоре мы используем слова, мимику, жестикуляцию.
Письменная речь тоже вербальна, а невербальная составляющая в ней часто сводится к нулю.
Виды речи по признаку прерывности-непрерывности
Эти виды могут быть актуализированы как в устном, так и в письменном общении.
По типу социальных процессов
В определении был акцент на том, что внутреннее проговаривание является формой речи наряду с озвучиванием. Поэтому актуальна такая классификация:
Речь и мышление непосредственно связаны. Процесс трансформации мыслей в слова и слов в мысли основан на феномене внутренней речи.
Описывать конкретное говорение нужно с учетом всех классификаций. К примеру, переписка двух друзей ВК – это внешняя, диалогическая, вербальная, невербальная знаковая (если использованы смайлы) речь.
Функции речи
Выделяют 4 основные функции речи:
Коммуникативная функция имеет 4 аспекта (что это?):
Язык и речь
Язык и речь — два эти феномена тесно связаны между собой.
Под языком мы понимаем средство общения. Это комплексная система знаков, которая понятна каждому носителю. Речь – её непосредственная реализация, конкретное использование языковых средств для передачи мыслей. Подробнее о языке можно почитать здесь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
То, что животным не присуща речь — это спорное заявление. Например, дельфины очень активно общаются между собой, однако даже современные технологии не могут расшифровать эти звуки.
Речь — самое удивительное изобретение эволюции. Нет ничего в этом мире, что нельзя высказать речью.
Только с помощью речи человек смог настолько продвинуться в развитии. Ведь благодаря ей можно передавать потомками все знания, накопленные за века и даже тысячелетия.
Речистых и болтливых не люблю. Устаю от таких людей. Когда человек много говорит, он как энергетический вампир. А если это мужчина — вообще жесть.
Типы речи — особенности и функции
В русском языке есть несколько типов речи, и каждый из них имеет свои особенности и функции. Крайне важно уметь отличать их друг от друга, а также знать, когда и какой тип следует использовать.
Типы речи в русском языке
У каждого текста есть тема или основная мысль, то, что хотел сказать автор. Сделать это — выразить свою позицию — он может в разнообразных формах. В зависимости от того, в каком ключе он строит свою мысль, формируются типы речи.
Типы речи — это функциональные разновидности текстов.
Всего мы можем выделить три типа речи:
Повествование — самый распространенный тип речи, причем как устной, так и письменной. Его назначение — рассказать какую-то историю. В рассказе все события должны быть логически связаны, у него обязаны быть четкие начало и конец. Слушатель или читатель должен хорошо понимать основную мысль истории, с кем она происходит, где и когда. Главная особенность этого типа речи — большое количество глаголов.
Описание же, как понятно из названия, нужно для того, чтобы описывать какой-либо предмет или ситуацию. Его главная цель — передать читателю или слушателю образ, который видит автор. Обычно описания насыщены прилагательными и наречиями.
Рассуждение — тип речи, который встречается реже всего. Во время рассуждений человек объясняет причины, выражает свои мысли и взгляды по поводу какой-то проблемы.
Разновидности речи очень сложно перепутать между собой. Все они несут конкретную, четко определенную функцию. Если человек не может понять, какой тип речи перед ним, ему просто следует ответить на вопрос, — с какой целью текст был написан? Если для того, чтобы рассказать историю — то это повествование. Если с целью показать какой-то предмет или явление, то описание. Если же для того, чтобы донести до читателя свежую идею, то рассуждение.
Отличие типов речи от стилей речи
Типы речи очень часто путают со стилями речи. На деле же это два совершенно разных явления.
Стили речи — набор речевых элементов, характерных для той или иной ситуации.
Так, например, в разговорном стиле можно использовать жаргонизмы и просторечия, тогда как в остальных стилях это недопустимо. А научный стиль характеризуется общей сухостью, логичностью и точностью.
Типы речи — это совсем другое. Это способ изложения того или иного материала в зависимости от его назначения.
Стили и типы речи никак напрямую не соотносятся. Так, например, в тексте, написанном в художественном стиле, могут быть любые предложения: и повествовательные, и описательные, а также присутствовать рассуждения. То же самое можно сказать и про публицистический, и про разговорный стили. В научном и официально-деловом все же больше преобладают описания.
Описание. Структура и Особенности
Как уже было сказано ранее и как понятно из самого названия данного типа речи, описание создано для того, чтобы что-то описывать, давать наиболее полные характеристики. Неважно, что именно: предмет, явление или событие. Обычно этот жанр используют в художественной литературе, чтобы как можно глубже погрузить читателей в мир, который создает автор.
Не брезгуют описаниями и авторы коммерческих текстов. Чем ярче, красочнее и выгоднее будет описан тот или иной товар, тем больше вероятность спроса на него.
Также описания могут встречаться и в научной литературе. Но если в художественных произведениях они будут более яркими и образными, то в учебниках и монографиях — более строгими, обычно в виде характеристик. Описание может быть представлено в абсолютно разных формах.
Описывать можно разные объекты: как какие-то конкретные предметы, так и картину либо атмосферу в общем. Очень часто встречаются описания внешности людей, словесные портреты. Также авторы периодически дают оценку описываемому объекту.
К разновидностям описания можно отнести:
Данный тип речи богат прилагательными, наречиями и различными средствами художественной выразительности: эпитетами, метафорами, гиперболами или литотами. Также в описаниях часто встречаются ряды однородных членов предложения. Глаголы в описаниях минимальны, как и любые действия в принципе. Если они и есть, то преимущественно в форме настоящего времени и в несовершенном виде. Иногда их вводят для того, чтобы у читателя сформировалась более полная картина, однако стараются этим не злоупотреблять.
Примеры текста с описанием
Чтобы еще лучше разобраться в данном типе речи, стоит рассмотреть конкретные примеры.
Она была невысокого роста, но при этом очень стройная, женственная и обаятельная. Её волосы были светло-русыми, глаза голубыми, а губы немного припухшими. В целом Анна выглядела весьма премиленько.
Нарядна рябина с весны до осени. С каждым днем все оранжевее и ярче становятся ягоды на ней. Пока, наконец, не вспыхнут на лесной опушке рябиновые костры. Долго будут гореть они, озаряя лес своим холодным пламенем, пока не налетят на них шумные и шустрые ватаги дроздов на веселый пир.
Повествование. Особенности оформления
Повествование — тип речи, с помощью которого можно рассказывать о каких-либо событиях. Рассказ может идти от любого лица: как от первого, так и от третьего (может и от второго, но обычно так делают ради литературного эксперимента).
Повествование должно вестись логично и последовательно. У любой истории обязательно должны быть все три базовые стадии: завязка, кульминация и развязка. Читатель обязательно должен понять суть рассказа, то, что хотел сказать ему автор.
В повествовании обычно присутствует большое количество глаголов, которые способствуют развитию действия. В целом подобный тип речи очень динамичен, в этом и заключается его основное отличие от двух других.
Представленный тип речи можно разделить на два подвида: на изобразительное повествование, для которого характерны сменяющиеся образы, чья цель — «показать» событие, и на информативное. В этом случае текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.
Примеры повествовательного текста
Повествовательные тексты встречаются повсюду. Большая часть любых книг состоит именно из них. Вот один из примеров текста повествования:
Я стал гладить кота и подумал, как же все-таки хорошо мне живется! Дома тепло, уютно, пахнет выпечкой, кот мурлычет. Век бы так и сидел!
Рассуждение
Тексты-рассуждения достаточно сложные по своей конструкции. В первую очередь следует понять, зачем их изначально нужно писать.
Основная задача подобных текстов — донести до читателя какую-то мысль, взгляды автора на ту или иную проблему. Поэтому он должен изначально сформулировать тезис — основную мысль своего текста, то, о чем пойдет речь дальше, потом развернуто ее аргументировать, приводя доказательства. В конце автор должен сделать выводы, закрепить все, что было сказано ранее.
Тексты-рассуждения можно условно поделить на три базовые категории:
Однако все же главная задача рассуждений — убедить в чем-то читателя, показать ему другую точку зрения. Для рассуждений характерны перечисления, повторы и уточнения.
Примеры текста с рассуждением
В качестве примера текста-рассуждения можно привести философские заметки Льва Николаевича Толстого.
Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев.