Что такое разукомплектация основного средства
Правила составления акта о разукомплектации основных средств – бесплатный образец для скачивания
Разукомплектация — это частичная ликвидация основного средства, которая представляет собой реконструкцию и модернизацию ОС.
При этом не стоит путать разукомплектацию с ремонтом, когда заменяется только лишь одна деталь.
Что такое разукомплектование оборудования?
Разукомплектация основных средств представляет собой процедуру, которая помогает сделать из сложного основного средства один конкретный объект.
Таким образом, из сложного актива, выделяются простые составляющие путем частичной ликвидации остальных компонентов системы.
Поскольку все сложные основные активы в компании должны состоять на учете, то при разукомплектовании и разборке требуется соблюдение особой процедуры, которая, в частности включает в себя оформление приказа, а также правильно заполненного акта о проведении.
Разукомплектация проводится при наличии таких обстоятельств:
После того как разукомплектование проведется, необходимо в документации снизить стоимость основного средства, а также пересчитать стоимость амортизации.
Также предлагаем скачать образец акта:
Кто и как проводит разборку ОС?
Проведение разукомплектации ОС проводится следующим образом по строгому алгоритму:
Комиссия должна включать в себя главного бухгалтера предприятия, а также сотрудников, отвечающих за сохранность объектов организации.
При учете расходов используется несколько методов:
Сразу после того, как закончатся работы по разукомплектации, в обязательном порядке составляется акт приемки-сдачи основного средства, а также модернизированных и реконструированных объектов.
В итоге бухгалтерия должны посчитать стоимость основного имущества с учетом уменьшения на стоимость тех компонентов, которые были изъяты и реконструированы.
В бухгалтерских документах должны быть отражены следующие траты:
Все документы должны быть составлены в соответствии с правилами бухгалтерского учета и подписаны председателем комиссии и генеральным директором предприятия.
Заполнение примерной формы документа
Акт разукомплектации оборудования не имеет четкой формы, она зависит во многом от специфики предприятия, а также от типа основного средства, которое подлежит разборке.
Но примерная форма практически везде одинаковая. В нее входит следующая информация:
Далее идет таблица, в которой указаны следующие сведения по графам:
Только на основании такого акта у предприятия есть право реализовывать разукомплектованный товар. При этом оприходование бывшего оборудования происходит по остаточной цене, которая указана в акте.
Скачать образец
Скачать бесплатно примерный образец акта разукомплектации основных средств – word.
Выводы
Правильно оформленное разукомплектование основного средства проводится бухгалтерией и комиссией, которая назначается руководителем предприятия.
Непосредственно разукомплектация проводится только по соответствующему приказу генерального директора. Он же формирует и комиссию, в состав которой в обязательном порядке входит главный бухгалтер.
Он и оформляет акт со всеми оценками и учетными цифрами.
В акте очень важно проследить, чтобы стояли росписи всех членов комиссии, включая председателя.
Что такое разукомплектация основного средства
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Разукомплектация основного средства осуществляется бюджетным учреждением Вологодской области согласно приказу. Работы по разукомплектации будут проводиться силами учреждения без привлечения сторонней организации.
Какими бухгалтерскими записями и на основании каких первичных документов отразить в учете учреждения разукомплектацию основного средства, числящегося в составе особо ценного движимого имущества? Каким образом определить стоимость принимаемых по итогам разукомплектации объектов? Необходимо ли привлекать для определения стоимости специализированную организацию? Как начислять амортизацию на принятые к учету по итогам разукомплектации основные средства? Обязательно ли их принимать к учету как особо ценное движимое имущество, или можно учесть в составе иного?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Разукомплектация вложений в основные средства: новые проводки с 2020 года
HayDmitriy / Depositphotos.com |
Но в настоящее время все более широкое распространение получило строительство «под ключ», т.е. в сводный сметный расчет могут быть включены затраты, связанные как непосредственно с созданием объекта недвижимости, так и с приобретением или созданием иных объектов имущества, в том числе движимого, которые не связаны неразрывно с объектом недвижимости и не могут быть приняты к учету в составе единого инвентарного объекта.
Например, при строительстве школы «под ключ» в сводный сметный расчет включены расходы на строительство здания, а также приобретение мебели, оборудования, расходных материалов для образовательного процесса, т.е. объектов, которые не связаны неразрывно со зданием и соответствуют критериям отнесения объектов к основным средствам или материальным запасам.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В целях обособления вложений, произведенных при строительстве/создании единого комплекса объектов НФА, сформированных в общем объеме затрат на весь комплекс, включающий недвижимое, движимое имущество, нематериальные, непроизведенные активы, материальные запасы, предусмотренные сметой, новые редакции Инструкций №№ 162н, 174н и 183н дополнены проводкой по разукомплектации вложений:
Переносить из общей стоимости комплекса затраты, которые сформируют стоимость иных объектов, не связанных неразрывно с объектом недвижимости, следует на этапе, когда все расходы уже осуществлены и формирование стоимости вложений на счете 106 11 завершено, например, строительство закончено и объект недвижимости находится на этапе госрегистрации, которая будет осуществлена в том же году, в котором завершено строительство объекта.
Это связано с обособленным отражением вложений в объекты недвижимого имущества в отчетности. Так, в Сведениях о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190, ф. 050790) до момента государственной регистрации объекта недвижимости и его принятия к учету в составе объектов основных средств отражаются все затраты, связанные с его строительством или приобретением. Если выделить стоимость движимого имущества из общей стоимости объекта строительства, предусмотренной сметой, до момента, когда появится основание для отражения в Сведениях (ф. 0503190, ф. 050790) уменьшения общей суммы вложений, остаток вложений на счете 106 11 (графа 20) станет меньше, чем произведенные при строительстве фактические (графа 18) и кассовые расходы (графа 21) с начала реализации инвестиционного проекта, и отчетность может быть признана недостоверной.
Обратите внимание, что объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления, отражаются до момента госрегистрации и принятия к учету в составе недвижимого имущества не только на балансовом счете 106 11, на и на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Правильная разукомплектация
Нередко возникают случаи, когда из сложного основного средства, состоящего из нескольких частей, необходимо выделить один объект. По сути, во время этой процедуры происходит разукомплектование имеющегося сложного актива или своеобразная реконструкция объекта путем его частичной ликвидации. Как правильно провести эту операцию, узнала финансовый консультант Евгения Красавина.
Перед началом
Для документального оформления частичной ликвидации приказом генерального директора создается комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер и сотрудники, ответственные за сохранность объектов (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
После того как группа специалистов примет решение о начале частичной ликвидации, руководитель фирмы должен выпустить еще один приказ, в котором будет определен порядок учета этого процесса.
Тем временем комиссия составляет акт на списание первоначального объекта основных средств в результате его частичной ликвидации. В документе необходимо указать:
В акте также нужно определить долю ликвидируемого имущества, исчисляемую в процентах от его стоимости. Не забудьте уточнить, на каком основании вы определили этот показатель, дайте ссылку на документ или расчет доли. А также поясните причины выбытия этой части имущества (Письма Минфина России от 19.08.2011 N 03-03-06/1/503, от 27.08.2008 N 03-03-06/1/479).
Для частичной ликвидации ОС специальной унифицированной формы первичных документов не существует. Оформить выбытие можно Актом о списании основных средств по форме N ОС-4. Допустимость применения этого бланка предлагается абз. 10 п. 76 и абз. 7 п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н.
После окончания
Как только работы по реконструкции имущества будут закончены, оформляют Акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по унифицированной форме ОС-3.
Изменение первоначальной стоимости имущества после реконструкции требует корректировки данных и в инвентарной карточке объекта. В самом конце процедуры бухгалтер должен уменьшить первоначальную стоимость ОС на цену выбывшей части в соответствии с проведенной оценкой. Посчитать ее можно, опираясь на размер доли ликвидируемого имущества, которая была определена ранее.
Обратите внимание: затраты на демонтаж и реконструкцию ОС могут увеличить стоимость оборудования после проведенного разукомплектования, особенно если речь идет о сложном основном средстве. Также необходимо скорректировать и сумму амортизации, относящуюся к части оставшегося имущества.
Примечание. Учесть частичную ликвидацию
Порядок амортизации
В бухгалтерском учете амортизационные отчисления по измененному основному средству начисляются исходя из его стоимости после реконструкции, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была завершена процедура частичной ликвидации (п. 21 ПБУ 6/01).
В случаях, когда после реконструкции происходит улучшение или повышение первоначально принятых показателей эксплуатации объекта ОС, организацией часто пересматривается срок полезного использования в сторону увеличения (п. 20 ПБУ 6/01; п. 60 Методических указаний). Начисление амортизации по обновленному ОС производится по норме, определенной исходя из нового срока полезного использования. При этом годовая сумма амортизационных отчислений в бухгалтерском учете рассчитывается от остаточной стоимости ОС, уменьшенной на цену выбывшей части и увеличенной на сумму капитальных вложений в реконструкцию (Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» в ред. от 24.12.2010).
Отражение в учете
Амортизационные отчисления являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В частности, начисленная сумма амортизации основного средства производственного назначения отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с дебетом счета 20 «Основное производство» (Инструкция по применению Плана счетов).
В налоговом учете такая операция отражается иначе. Для целей налогообложения прибыли фирма может изменить первоначальную стоимость объекта ОС (п. 2 ст. 257 НК РФ). Но при этом изменение срока полезного использования имущества может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое ОС (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Подчеркну, что в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, организация должна продолжать начислять амортизацию по реконструированному объекту ОС в соответствии с ранее действовавшей нормой до полного списания остаточной стоимости (п. п. 2, 3 Письма Минфина России от 13.03.2006 N 03-03-04/1/216).
Следовательно, в налоговом учете ежемесячная сумма амортизационных отчислений после реконструкции может отличаться от бухгалтерской нормы амортизации (п. 2 Письма ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23 «О порядке учета в целях налогообложения прибыли амортизации по реконструируемым или модернизируемым объектам»).
Затраты на демонтаж и реконструкцию объекта в процессе частичной ликвидации собираются на счете 08 «Учет вложений во внеоборотные активы», субсчет 08.03. По завершении работ они относятся на увеличение первоначальной стоимости нового реконструированного объекта ОС путем их списания с кредита счета 08 в дебет счета 01.
Что такое разукомплектация основного средства
Автор: Инна Хлевняк, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, лето 2020
Расскажем, какие правила нужно учитывать при делении (разукомплектации) основного средства на несколько самостоятельных объектов ОС.
Зачем нужна разукомплектация
Необходимость в разукомплектации основного средства может возникнуть вследствие частичной ликвидации объекта или стать самостоятельной хозяйственной операцией, в результате которой образуется несколько самостоятельных объектов, которые нужно оформить и поставить на учет.
Признаки разукомплектации основного средства:
основное средство было ранее принято к бухгалтерскому (бюджетному) учету как один инвентарный объект (единица инвентарного учета);
есть решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, действующей в учреждении (п. 34 Инструкции №157н);
основное средство разбирается (делится) на отдельные части, которые принимаются к учету как самостоятельные объекты основных средств или подлежат демонтажу и уничтожению.
Разукомплектацию основного средства необходимо правильно оформить, отразить в бухгалтерском (бюджетном) и в налоговом учете, если ваше основное средство амортизируемое.
Проводить мероприятия по разукомплектации основного средства без документального основания, то есть до утверждения Комиссией соответствующего акта не допускается.
Как оформить разукомплектацию
При разукомплектации основного средства его нужно исключить с учета. Основанием для бухгалтера при отражении такой операции будет являться решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленное соответствующим актом в зависимости от вида основного средства (п. п. 34, 51 Инструкции №157н):
актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).
Какими записями отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете
Рассмотри корреспонденции для учреждений различных типов.
Первый шаг – списание основного средства. Напомним, что все операции с ОС в учете отражаются по первоначальной (балансовой) стоимости.
Проводки в бюджетном учете казенного учреждения:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Обоснование
Списание с учета балансовой стоимости ОС
п.10 Инструкции №162н
Списание начисленной амортизации и (или) убытка от обесценения (при их наличии)
Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Обоснование
Списание с учета балансовой стоимости ОС
п.12 Инструкции №174н
Списание начисленной амортизации и (или) убытка от обесценения (при их наличии)
Проводки в бухгалтерском учете автономного учреждения:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Обоснование
Списание с учета балансовой стоимости ОС
п. 12 Инструкции №183н
Списание начисленной амортизации и (или) убытка от обесценения (при их наличии)
В приведенных в таблице корреспонденциях счетов в 24-26 разрядах номера счета указаны коды КОСГУ (п. 3 Инструкции №183н). Однако согласно п. 21 Инструкции №157н автономные учреждения в этих разрядах номера счета рабочего плана счетов отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета. Рекомендуем закрепить применяемый порядок формирования номера счета в учетной политике.
Второй шаг – признание (принятие к учету) образовавшихся в результате разукомплектования самостоятельных основных средств. Данную операцию необходимо оформить оправдательным документом (первичным учетным документом) (п. 34 Инструкции №157н). Предлагаем составить акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Оценка основных средств, принимаемых к учету, производится по стоимости, по которой они были учтены ранее до объединения (создания комплекса основных средств). Начисленную амортизацию и убытки от обесценения разукомплектованного основного средства распределите между полученными основными средствами исходя из их стоимости.
Проводки в бюджетном учете казенного учреждения:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Обоснование
Принятие к учету ОС, а также амортизации и убытка от обесценения
Пункт 10 Инструкции №162н
Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Обоснование
Принятие к учету ОС, а также амортизации и убытка от обесценения
Пункт 12 Инструкции №174н
Проводки в бухгалтерском учете автономного учреждения:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Обоснование
Принятие к учету ОС, а также амортизации и убытка от обесценения
Пункт 12 Инструкции №183н
В приведенных в таблице корреспонденциях счетов в 24 – 26 разрядах номера счета указаны коды КОСГУ (п. 3 Инструкции №183н).
На принятые к учету основные средства откройте новые инвентарные карточки (ф. 0504031 или ф. 0504032) (п. 54 Инструкции №157н, Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета).
Выбытие инвентарного объекта в результате разукомплектования в «1С»
Выбытие основных средств в результате разукомплектования оформляется документом «Списание объектов ОС, НМА, НПА» (Раздел «ОС, НМА, НПА» – команда панели навигации «Списание объектов ОС, НМА, НПА»). При заполнении документа по строке «Вид списания» следует выбирать значение «Списание собственных ОС на балансе (101, 102, 103)». На закладке «Основные средства, НМА, НПА» указываем инвентарный объект, который подлежит разукомплектации и причину списания. Остальные реквизиты будут заполнены автоматически.
На закладке «Бухгалтерская операция» для формирования проводок в реквизите «Типовая операция» выбираем операцию «Разукомплектование объектов ОС (401.10.172)». В качестве счета списания автоматически указывается счет 401.10.172. По строке «Счет» указываем КПС и проводим документ.
При проведении документа в обычном порядке начисляется амортизация за текущий месяц (по объектам с линейным способом начисления амортизации) и формируются бухгалтерские записи по списанию балансовой стоимости и амортизации в корреспонденции со счетом 401.10.172.
Из документа можно сформировать «Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)» и/или «Бухгалтерскую справку (ф. 0504833)».
Принятие к учету инвентарных объектов в результате разукомплектования
Принятие к учету инвентарных объектов основных средств, полученных в результате разукомплектования, оформляется документом «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» (раздел «ОС, НМА, НПА» – команда панели навигации «Принятия к учету ОС, НМА, НПА»). При заполнении документа в реквизите «Вид поступления» выбираем значение «Поступление на счет 101, 102, 103». На закладке «Основные средства, НМА, НПА» вносим список объектов, полученных в результате разукомплектования.
Данные о балансовой стоимости объектов, полученных в результате разукомплектования, следует взять из отгрузочных документов. В случае, когда стоимость этих объектов не была выделена в отгрузочных документах поставщика, она должна быть определена комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Порядок определения стоимости нефинансовых активов, полученных в результате разукомплектования, и суммы начисленной на них амортизации следует закрепить в учетной политике.
В документе «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» объекты, полученные в результате разукомплектования, стоимостью свыше 100 000 руб. следует ввести как отдельные инвентарные объекты с присвоением индивидуального инвентарного номера, установив для каждого из них порядок начисления амортизации и способ начисления амортизации. Также необходимо указать дату ввода в эксплуатацию по данным разукомплектованного объекта основных средств, при этом оставшийся срок полезного использования заполнится автоматически.
Для объектов, стоимостью до 100 000 руб. можно установить признак группового учета с присвоением индивидуальных инвентарных номеров. В данном случае в документ вводится каждый инвентарный номер, с указанием для каждого из них порядка и способа начисления амортизации.
Как и при оформлении безвозмездного поступления ОС, дату ввода в эксплуатацию, срок полезного использования и оставшийся срок полезного использования следует указать согласно инвентарной карточке разукомплектованного объекта.
На закладке «Бухгалтерская операция» для формирования проводок в реквизите «Типовая операция» указываем вид операции «Принятие к учету объектов ОС, полученных при разукомплектовании (401.10.172)». По строке «Счет» указываем КПС и проводим документ.
В результате проведения документа формируются бухгалтерские записи по принятию к учету балансовой стоимости и амортизации в корреспонденции со счетом 401.10.172.
По объектам, по которым установлен способ начисления амортизации – «100% при вводе в эксплуатацию» формируется дополнительная запись по доначислению амортизации до 100%.
Согласно п. 85 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н), при принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации, расчет учреждением годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету, и нормой амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету.
Из документа можно сформировать «Бухгалтерскую справку (ф. 0504833)» и/или «Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)».