Что такое разум обществознание
Значение слова «разум»
1. Познавательная деятельность человека, способность логически и творчески мыслить. Да здравствуют музы, да здравствует разум! Пушкин, Вакхическая песня. Без разума открытия и изобретения были бы так же невозможны, как невозможны они были до появления на земле человека. Плеханов, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РА’ЗУМ, а, м. 1. только ед. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Человек наделен разумом. Животные лишены разума. Да здравствуют музы, да здравствует разум! Пушкин. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания. Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов («Интернационал»). Действовать в согласии с разумом. 2. только ед. Ум, интеллект, в противоп. чувству. Разбиты все привязанности, разум вступил в свои права. Некрасов. 3. Смысл, идейное содержание, значение чего-н. [перевод. фр. raison] (книжн. устар). Р. слова. Р. закона. Р. истории. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ра́зум
1. способность мыслить ◆ Человек обладает разумом. ◆ Сердце так билось, что в голове больно было, и разум мой помутился. Ф. М. Достоевский, «Белые ночи», 1848 г.
2. степень развития ума, сообразительность ◆ Там вам школа; там только наберётесь разуму. Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба», 1835–1841 г. ◆ Извините, ваше сиятельство, я сужу по своему слабому разуму. Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: увещевать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ум и разум – в чем разница простыми словами
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Что такое ум?
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
Конспект 22. «Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Основа духовной жизни – сознание. Сознание является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия, но и жизнь в целом. Сознание регулирует действие так, чтобы оно определенным образом изменяло положение вещей в окружающей обстановке, чтобы личность могла решить жизненную задачу.
Сознание – и это способность отражать действительность. Человек получает представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, сознание переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремиться выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.
Сознание – одно из основных понятий философии, а также других наук. Философия, опираясь на результаты естественных наук (биологии, физиологии и психологии), на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных, логических, волевых и эмоциональных процессов мозга. Именно развитие мозга привело к завершению процесса антропогенеза (развития человека) и рождению феномена сознания.
Одно лишь описание мозга как структурно-функционального органа требует привлечения многочисленного ряда специальных наук. Целые научно-исследовательские институты заняты изучением его деятельности. Многое в структуре и функции этого важнейшего органа еще предстоит выяснить.
Основная работа мозга осуществляется в коре больших полушарий, их подразделяют на правое и левое. Важное значение имеют и подкорковые центры. Главная функция мозга – хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Именно физиологические механизмы (мозг с его сложной структурой) лежат в основе познавательной деятельности человека, конкретно-образного и абстрактного мышления.
Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Человеку от рождения дана способность мыслить. Источником знаний является разум. Разум – это способность рассуждать, отличать одно от другого.
Что движет человеческой деятельностью? Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно – развитием общества.
Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека, поэтому можно сказать, что мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. А потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод – это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово латинского происхождения, означающее буквально – имеет значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т.п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т.д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.
Потребности и интересы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершавшуюся без участия сознания.
Австрийский психолог З. Фрейд (1856-1939), изучавший бессознательное, придавал ему большое значение. Под бессознательным в психологии понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета.
В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное – это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К.Г. Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное – источник творческой фантазии духа.
На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т.е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях.
Для человека, испытывающего состояние влечения, неясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из «Русалки» А. С. Пушкина: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила». Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.
В чем различие понятий: человек, индивид, личность? Что такое индивидуальность?
Как проявляется взаимосвязь духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке?
Как личность зависит от общества? Можно ли быть независимым от общества?
Как вы думаете, нужны ли особенные условия для жизни и воспитания сверходаренной личности?
Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: «Проблема человека – центральная проблема человеческой истории». Что понимается под проблемой человека?
Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
А) действие механизма наследственности;
Б) работа органов чувств;
В) обменные процессы;
Г) творческая активность.
Какому понятию соответствует определение: «Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле»?
Что такое сознание, каково его значение для человека?
Что лежит в основе познавательной деятельности человека?
Какую роль играют мотивы и интересы в деятельности человека?
Чем различается сознательное и бессознательное в деятельности человека?
«Разум — универсальное орудие, могущее служить при самых разных обстоятельствах» (Р. Декарт). (ЕГЭ обществознание)
Французский философ Рене Декарт поднимает проблему роли разума в процессе познания. Р.Декарт полагал, что разум может служить человеку при самых неожиданных и затрудненных обстоятельствах. Я не могу не согласиться с автором данного высказывания, так как, действительно, человек познает мир с помощью разума и может найти подходящее решение в любой ситуации. Однако с данным высказыванием можно и поспорить, ведь существует точка зрения, что человеком в сложных ситуациях двигает опыт, который помогает ему решить ту или иную задачу.
Поэтому данное утверждение можно рассмотреть с двух разных сторон.
Разум дается каждому человеку с рождения. Но что же это такое? Из курса обществознания нам известно, что разум – это высшая ступень познавательной деятельности человека. Разум является основой рационального познания – ступени познания, на которой человек с помощью мышления предпринимает попытку постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рационалисты, среди которых был и Р. Декарт, полагали, что благодаря рациональности мышления, работы разума человека можно получить новое знание непосредственно из размышлений, не прибегая к опыту. А вот другое течение – эмпирики, среди которых были такие известные философы как Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк и др. считали, что, только основываясь на опыт, человек может совершать какие-либо действия. В этом и состоит противоречие данного нам утверждения.
Доказать силу разума в самых непредсказуемых обстоятельствах можно на примере фантастического романа Энди Уира «Марсианин». В сюжете данного произведения лежит история космонавта Марка, который остался один на планете Марс, почти без всяких ресурсов для выживания. Марк понимал, что он останется там надолго и ему пришлось как-то добывать воду, растить еду, что почти невозможно на красной планете. Благодаря разуму он смог выработать формулы для химических реакций, чтобы добыть воду и облагородить почву. Таким образом, человек смог выжить с помощью рационального познания, действуя своим разумом.
Однако, в нестандартных ситуациях, по мнению эмпириков, человеком может двигать опыт. Например, многие выдающиеся личности истории после поражений на боях обретали большой опыт и уже в последующих сражениях могли привести данный опыт в дело, применить иные стратегии итд., что позволяло им одержать победу.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Разум
Содержание
Этимология и близкие понятия
По смыслу соответствует латинскому слову «intellectus».
В синодальном переводе Библии словом «разум» (3Цар.4:29; Иез.28:4) переводят то, что на церковнославянский переведено как «смыслъ». Однако и в церковнославянском переводе Библии есть слово разум (2Кор.3:4). В Слове о законе и благодати есть фразы: въ разумъ истинныи приведе и свѣтъ разума.
Латинское слово ratio также обозначает разряд, рассудок, рассуждение, расчёт, [4] что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятий разума и рассудка. Но рассудок в современных представлениях не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.
«Дух (греч. πνευμα ) — субстрат мышления и желания, способный покидать тело человека.» [5] [6] В марксистской философии означает то же, что и сознание. [7] Сознание — способность соотносить себя с миром, идеального воспроизведения действительности, [8] хотя иногда употребляется как синоним разума, [9] не производит непосредственно суждения и умозаключения.
Разум в философии
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.
Разум и язык
Действие разума, как осмысления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью (языком), которая закрепляет за одним знаком неопределённое множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений, подобных или однородных между собой. Если рассматривать языковой знак в его целости, нераздельно с тем, что им выражается, то можно признать, что действительная сущность разумного мышления выражается в словах, из которых рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия).
Подходя к вопросу о возможности невербального мышления Брауэр показал, что математика — автономный, находящий основание в себе самом вид деятельности, не зависящий от языка и что идеи математики уходят в разум куда глубже, чем в язык, не завися от словесного восприятия. Естественный язык способен, по Брауэру, создать лишь копию идей, соотносимую с ней самой, как фотография с пейзажем.
Разум и божество
С точки зрения Владимира Соловьёва, «когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определённым содержанием, тогда как разум (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а даёт лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение разуму, как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще».
Разум и опыт
В некоторых философских течениях XIX века разум противопоставлялся естественному опыту, или эмпирии. Существовало и обратное стремление — выводить разум или саму идею всеобщности из единичных фактов опыта (см. Эмпиризм).
Разум и мозг
Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и ответственная за основные электрохимические нейронные процессы. С точки зрения современной науки, мозг представляет собой сложнейшую нейронную сеть, производящую и обрабатывающую огромное количество логически связанных электрохимических импульсов, а внутренний мир человека, в том числе его разум, является продуктом этой работы.
В современном научном сообществе точка зрения о том, что разум есть продукт работы мозга, является главенствующей. [11] Так же считают сторонники искусственного интеллекта, [12] высказываются также мысли, что разум компьютероподобен, алгоритмичен. Точки зрения — порождаемость разума мозгом и компьютероподобие разума — не обязательно сопутствуют друг другу. [13]
Существуют различные мнения по поводу взаимопроникновения мозга и таких понятий, как сознание, ум, разум, рассудок, дух, душа, память, некоторые даже предполагают, что разум существует в некотором роде независимо от мозга или имеет отношение к парафеноменам. (англ.)
В философии сознания различаются понятия разум и мозг, [14] и существует «психофизическая проблема», главным предметом которой становится вопрос о соотношении ментальных состояний (мыслей, желаний, чувств и т. п.) и физических состояний мозга.
Разум у животных
Вопрос наличия разума у животных остаётся спорным в кругах ученых, но в целом многие сходятся во мнении что разумом и самосознанием обладают некоторые высшие млекопитающие, такие как шимпанзе и дельфины. Также животные обладают интеллектом, высокоразвитыми инстинктами и другими адаптивными способностями.