Что такое разум в психологии
Разум человека – субъект познания. Что такое разум и как его понять?
Разум
Разум – один из основных элементов психики человека, наряду с умом и ложным эго. Разум выполняет набор важных функций, которые позволяют человеку действовать целесообразно. Сильный разум позволяет человеку контролировать свои чувства и эмоции, не поддаваясь им, находить логические ошибки не только в суждениях других людей, но и в самом себе, оставаться верным своим принципам и не терять голову даже в крайне трудных ситуациях.
Функции разума включают в себя:
Анализ
Разум способен анализировать окружающий мир и других людей, путем выявления определенных свойств, качеств и причинно-следственных связей. В отличии от ума, разум анализирует нейтральные с точки зрения восприятия качества, тогда как сам ум стремиться воспринимать объекты через призму принятия или отторжения, наделяя что-либо оттенком приятного или хорошего и неприятного или плохого.
Функция анализа необходима каждому человеку для выявления определенных суждения. В случае ложного анализа, суждения будут ложными, что не позволит человеку адекватно и верно взаимодействовать с чем или кем-либо. Анализ важен для достижений целей, когда человек этим методом выявляет определенный путь к достижению цели, а также свободно корректирует с помощью анализа свои ошибки и верно совершенные поступки. Проанализировав обстановку и план, человек может изменить его в лучшую сторону. Проанализировав себя, человек может найти в себе те недостатки, которые приносят ему наибольшие неудобства или найти в себе наилучшие качества, которые приносят человеку удовлетворенность. Анализ позволяет выявлять слабые и сильные стороны, возможное и невозможное, правильное и неправильное.
Техника анализа оттачивается по мере развития способности выносить верные суждения. Для вынесения суждений человеку необходимы определенные знания и наблюдательность, а также опыт в таких делах и способность применить эти суждения на практике. Без практики не будет и подтверждения, что делает суждения просто домыслом. Однако, это не означает, что суждения абсолютно всегда должны быть доказаны. Иногда домыслу следует остаться домыслом.
Целеполагание
Целеполагание – это способность ставить правильную цель. Это вообще способность ставить цель. Частая проблема людей – отсутствие цели. Ещё более частая – неправильная цель. С помощью разума человеку следует избавиться от различного рода соблазнов и искажений в восприятии, поставить себе верную цель и достигать её. Однако, чаще всего человеку, из-за слабого разума, суждено ставить либо неправильные цели, либо не ставить их вовсе. Без цели человеку жить достаточно трудно, фактически, это бесформенная жизнь, в ней нет прогресса и нет достижений. Просто набор событий. В то же время неправильная цель часто подводит человека к разочарованию и фрустрации, ведь добиться того, что не соответствует природе конкретного человека часто бывает не только невероятно трудно, но это попросту оказывается ненужным человеку.
Ставить правильную цель – значит ставить цель, которая соответствует природу человека, форме его разума. Правильная цель приводит к эволюции сознания человека, освобождая его и раскрывая потенциал. В свою очередь, неправильная цель приводит к деградации и страданиям, связанными с ней. Неправильная цель вначале кажется очень притягательной, приятной, а в конце оборачивается разочарованием. Правильная цель, наоборот, вначале кажется трудной, непривлекательной и практически невыполнимой, но чем дальше человек продвигается по ней, тем больше он начинает получать удовлетворенность от процесса достижения цели.
Осознание себя, своей природы занимает крайне важную роль в целеполагании. Сильный разум способен осознать себя, тогда как слабый будет ссылаться на мнение других людей относительно себя, чем заранее поставит под вопрос успех своего предприятия.
Ориентирование
Ориентирование – способность выбирать наиболее подходящий вариант действий. В жизни это проявляется в способности выбора не самого привлекательного, но самого действенного и эффективного варианта, который, в долгосрочном промежутке, принесет человеку необходимые плоды. Ориентирование дает человеку способность постоянно действовать в условиях постоянно меняющихся обстоятельств. Таким образом, человек становится сильнее изменчивости мира и превратностей судьбы. Отчасти, разум проявляется в трезвом видении мира, который позволяет видеть мир не через призму оценки, а через восприятие необходимых шагов, для достижения определенной кондиции.
Способность ориентироваться в жизни определенно делает различие между тем, кто обладает ею и тем, кто нет. Обладающий такой способностью будет занят в деятельности сообразно времени, месту и обстоятельствам, ясно осознавая, что следует делать, а чего делать не следует. Придерживаясь определенному плану и ритму, такой человек достигает своих целей. В то же время, человек, которые не обладает способностью ориентирования, будет вынужден либо полностью бездействовать, не понимая что нужно делать, либо действовать очень активно, но хаотично. Подобно тому, как таракан на спине дергается, в надежде изменить своё положение. И тот и другой вариант для человека оборачивается провалом, так как и полное бездействие и максимальное вложение сил в неправильное направление неспособно дать человеку необходимых плодов.
Иногда, ориентирование можно назвать волевой логикой, которая указывает человеку на то, что в случае отсутствия действий определенного порядка, человеку предстоит столкнуться с нежелательными последствиями и именно такой вывод чаще всего подталкивает человека к действию.
Убеждения
Убеждения — это мировоззренческий фактор разума, который определяет границы дозволенного и недозволенного. Разум действует в этой функции как набор твердых принципов, придерживаясь которых, человек избегает большинства опасностей на своем пути. Именно убеждения не позволяют человеку совершить те или иные проступки, о которых он впоследствии может пожалеть. Например, отказать в помощи другу или совершить преступление.
Убеждения побуждают человека совершать определенные действия и вести определенный образ жизни. Сильный разум в совокупности своих функций способен как дать человеку возможность понять какие убеждения являются правильными, а какие нет, так и дать человеку способность придерживаться своих принципов, не отклоняясь от них, ради сиюминутной выгоды. В долгосрочной перспективе это позволяет человеку одерживать намного больших побед и успехов, сохраняя не только свою репутацию, но и свое собственное мнение о себе, даруя человеку истинное уважение к себе.
Слабый разум в функции убеждений не позволит человеку придерживаться принципов. Такой человек не будет иметь чётко сформированной границы между дозволенным и недозволенным, что будет отражаться в неспособности следовать своим принципам. Безволие, порожденной слабым разумом, будет вынуждать человека метаться из стороны в сторону, между тем, что ему хочется и между тем, что ему следует делать. Слабоволие никогда не приводило людей ни к счастью, ни к свободе.
Правильное и чёткое мировоззрение – признак сильного разума, который придерживается своих принципов. Освобождая себя от возможности наслаждаться, человек концентрирует своё внимание на деле, становясь мастеров в нём. Тогда как постоянные развлечение и отказ от принципов дают человеку плохую судьбу и отсутствие внутреннего авторитета, что делает его незначительным не только в глазах остальных, но и в своих собственных.
Контроль чувств и эмоций
Разум контролирует чувства и эмоции человека, не давая им возможности становиться побуждением к неправильному действию. Контроль чувств и эмоций дает человеку возможность поступать разумно, сообразно со своими принципами, по воле души, а не тела. Это дает определенную свободу для человека, свободу от желаний и потворства желаниям. Человек становится волен выбирать что ему делать. Тогда как не способный контролировать свои чувства и эмоции человек будет вынуждает постоянно потакать им, действуя не ради достижения цели, а ради услаждения своих чувств, что сближает таких людей с животным, нежели с людьми.
Контроль чувств и эмоций не только дает человеку возможность быть хозяином своего внутреннего мира, полностью контролируя любое побуждение внутри себя, но и не поддаваться на уловки и манипуляции других людей, не прогибаться под мнением окружающих, оставаясь твердым. Одно из чувств человека – это тщеславие, которое проявляется в стремлении нравиться окружающим. Человек, который способен контролировать это чувство, остается свободным от влияния общества. Воля таких людей сильнее, а потому именно они те, кто влияет на окружающий мир, а не наоборот.
Отсутствие контроля чувств и эмоций делает из человека раба своих чувств, побуждениям которого он вынужден потакать. Контролировать чувства не так просто, так как они не только постоянно требуют наслаждений, но и склоны искажать восприятия в сторону наслаждения чувств, подбирая определенные оправдания для возможности наслаждаться, вместо того, чтобы твердо идти к цели. Слабый контроль эмоций приведет к неспособности строить грамотные отношения, фактически делая из человека марионетку собственного настроения, а также настроения окружающих.
Достижение целей
Достижение целей – это способность разума не только выстраивать, но и твердо придерживаться определенной цели и плана, доводя её до конца, не смотря на трудности связанные с её достижением. В то же время, это не означает закостеневший образ действий, иногда следует менять план на более подходящий месту, времени и обстоятельству. Но функция достижения цели заключается именно в том, чтобы сильным разумом поддерживать свою решимость достигнуть правильно поставленной цели. Ведь даже если человек поставит себе идеальную цель, но не будет способен ею следовать – это будет бессмысленная трата сил.
Слабый разум будет вынужден постоянно искать новые цели, вместо того, чтобы укрепиться в достижении одной. Такой подход нельзя назвать ни разумным, ни успешным, ведь если надеется, что получаться должно только с первой попытки, то любое дело заранее окажется провальным. Тогда как упорный труд способен дать человеку продвижение на пути. В этом нет сомнений.
Найдётся ли кто-то, кто, бросая целый день дротик, не попадёт однажды в цель?
Марк Туллий Цицерон
Интеллектуальная активность
Интеллектуальная активность — это совокупность когнитивной деятельности, такой как:
Интеллект в данном случае – это функция разума, которая позволяет человеку совершать определенные когнитивные вычисления и взаимодействовать с миром посредством логики. Это подобно рукам и ногам человека. Сильные руки и сильные ноги позволяют наиболее полно изменять мир вокруг себя и подобно этому отточенный интеллект позволяет применять всю полноту знаний и силу разума. Интеллект – это механическая сила разума, посредством которой человек способен достигать поставленные задачи. Однако, сама по себе такая сила не может решить проблемы и достичь целей. Интеллект может послужить орудием в таких делах, но не основой.
Если человек активно развивает интеллект, но абсолютно не заботиться о развитии разума в общем, то он становится подобно просто физически сильному человеку, которому в бою мешает массивность его тела. В таком случае, интеллект становится внешне хорошим, но абсолютно не применимым на практике орудием, так как не координируется техникой разума. Как функция, интеллектуальная активность выражается в форме мыслительного процесса.
Сильный разум направляет интеллект на путь полезной деятельности, в этом заключается правильная активность интеллекта. Интеллект может применяться в пустых делах: в бессмысленных спорах, развлечениях или пустой деятельности. Если у человека нет силы разума, то будет наблюдаться совокупность слабой когнитивной деятельности, которая не позволит человеку закончить своё дело, подобно тому, как сломанный инструмент не позволяет закончить начатую работу.
Ум и разум – в чем разница простыми словами
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Что такое ум?
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
ст. 2 разум сознание подсознание
Сознание, подсознание, бессознательность – зная что они представляют собой, познав принципиальные различия между ними, ты познаешь самого себя.
содержание
Аннотация статьи
Данная статья есть адаптированная, для простого понимания, выдержка из книги «Основы психологии: теория познания ».
Сознание, подсознание, бессознательность – люди путают эти три понятия, ибо наука не даёт четкого разграничения между ними. Но понять их, дать им четкие определения достаточно легко. Надо только найти смелость отказаться от одного из представлений науки о Человеке (кстати – совсем не доказанного!).
Возникает вопрос: если за сотни лет своего развития наука не может дать ответа на столь животрепещущую тему, как Разум, сознание, бессознательность… то может она не там ищет? “Трудно найти черную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет…”.
Так может стоит вернуться к рассмотрению такого явления, как “душа”, отвергнутого наукой, но в которое человечество верило (и верит!) на всём протяжении своего существования. Только рассмотреть понятие “души” именно с научных позиций.
Ибо даже такое “нематериальное” явление как “душа” (если она существует) должна объясняться естественными законами Природы, должна взаимодействовать с телом человека по физическим законам Природы. Которые, кстати, довольно хорошо изучены Человеком.
Автор провёл достаточно глубокие исследования в области изучения Человека именно с позиции наличия Души. Результаты получились довольно логичные, зачастую ошеломительно логичные и простые. И Душа, и Разум, и мышление, и сознание, подсознание, бессознательность – получили свои, очень четкие и простые объяснения именно с точки зрения научных методологий. И заняли – каждая – своё место в явлении “Человек”.
Человек, с этой точки зрения, должен представлять собой симбиоз двух, весьма различных, но совершеннейших явлений мироздания: биологической основы – его тела и духовного начала – его души. Тогда Разум будет являться местом контакта этих двух ипостасей человека, областью его самосознания, где он ощущает свое «Я».
РАЗУМ – это область взаимодействия, место контакта души и тела человека. Морфологически, место этого контакта осуществляется в головном мозге. Совместная деятельность головного мозга и души – и есть Разум
При этом, главной в этом тандеме безоговорочно является душа.
Отсюда мы сможем сделать первый вывод, что мышление у человека существует в трех видах:
Что представляет собой Разум – интересует всех. Однако, ни в научной литературе, ни в словарях вы не найдете четкого, логичного определения разума. Попробуем исправить эту ситуацию. Будем рассмотреть человека как бинарное существо: душу и тело – с позиции научных методологий.
Главной в этом тандеме будет душа – или духовная сущность человека. Хотя бы потому, что ее возраст – десятки тысяч лет. Способ существования души (духовной сущности) – реинкарнация, начиная с простейших микроорганизмов, затем более сложных, затем низших и высших животных. В человеке – высшем эволюционном звене биожизни, душа (духовная сущность) заканчивает свое развитие, проходя реинкарнацию, вероятно, около десяти тысяч лет.
Тело, с нашей позиции – есть только биомеханизм, наподобие трактора или комбайна, только сделанное из органики и многократно более сложное.
Управляет этим биомеханизмом совершеннейший, отточенный многомиллионолетним естественным отбором “биологический компьютер” – головной мозг человека. А единственная “компьютерная программа”, вложенная природой в этот “биокомпьютер” – это его рефлекторный механизм или система всей рефлекторной деятельности биоорганизма.
Мы назвали этту “компьютерную программу” – соматическим умом. Обо именно она и выдаёт нам то, что мы называем процесами мышления головного мозга.
Главное и единственное предназначение этой “компьютерной программы”: обеспечить выживание биологического тела, то есть – его сохранение в пространстве и времени. Только и только на выживание направлена вся деятельность “биокомпьютера” – головного мозга со вложенной в него “компьютерной программой” – системой рефлексов. Так определила эволюция с её многомиллионолетним естественным отбором.
Эта “компьютерная программа” – соматический ум – управляет нами, когда мы хотим есть, спать, любить… Именно через эту “компьютерную программу” – соматический ум – мы осуществляем абсолютно всю нашу деятельность.
Всё, абсолютно всё, что бы мы ни делаем, осуществляется только посредством рефлексов нашего тела. Иного не дано.
Даже мыслим мы, используя рефлекторный механизм. Поскольку любая наша мысль – есть череда нервных (электрических) импульсов, протекающих по нейронам головного мозга. То есть – осуществляется по стандартному рефлекторному механизму.
Но а где же место душе человека?
Продолжим аналогию с компьютером. Представьте, что вы – как душа – есть “юзер”или “пользователь” компьютера. Что вас вселили в биомеханизм – биологическое тело и всучили компьютер – головной мозг, чтобы управлять этим биомеханизмом. “Клавиатурой” этого биокомпьютера для вас – как души – являются ячейки памяти головного мозга.
Ячейки памяти головного мозга представляют собой группу нервных клеток – нейронов (или одиночный нейрон). Каждая ячейка памяти уникальна. Поскольку несет информацию о единичном воздействии внешней среды на органы чувств человека. А каждое такое воздействие уникально, поскольку практически всегда, хоть чем ни будь, отличается от других воздействий.
Душа – как “юзер” – может воздействовать на эти сенсорные нервные центры, используя их как “клавиатуру”. То есть: может вводить в “биокомпьютер” – головной мог – свою информацию.
Это очень важный момент: душа – “юзер” – может вводить информацию в головной мозг только через ячейки памяти головного мозга.
Если она вводит информацию в виде “образов”: зрительных (вид капельки дождя – например), слуховых (звук падающей капли), тактильных (ощущение давления ветра на лицо) и пр., то мы получаем абстрактное мышление – мышление чувственными образами.
А если она вводит информацию в виде слов, то мы получаем речевое мышление – мышление словами – знаковыми символами явлений, которые эти слова отображают.
Душа также может получать информацию от своего “биокомпьютера”. Точнее: она непрерывно, в течение всей жизни, получает информацию от “биокомпьютера” – головного мозга – в процессах его рефлекторного мышления.
Весь этот механизм взаимодействия души – как “юзера” – с “биокомпьютером” – головным мозгом – есть механизм Разума. Именно механизм Разума мы только что описали.
Разум – это функция и представляет собой механизм взаимодействия души человека с его головным мозгом. Морфологически, эта функция привязана к головному мозгу. Именно там происходит взаимодействие души с рефлекторным механизмом головного мозга (соматическим умом)
Ну а чем разум человека отличается от разума, например – дождевого червя? Ведь, по нашему определению, дождевой червь имеет и достаточно совершенный биомеханизм – тело, и, пусть примитивную, но вполне реальную систему рефлексов – “компьютерную программу”, а, значит, имеет и душу – пусть и неимоверно примитивную?
Вся разница – в том, как “юзер” может управляться с “биокомпьютером”. То есть: в какой степени душа может воздействовать на мозги своего тела. Если в бóльшей степени “юзер” может управлять своим “биокомпьютером” – получаем более разумное существо, если в мéньшей степени – менее разумное существо.
Способность управления “юзера” – души – своим “биокомпьютером” прямо зависит от количества информации, которую душа сумела накопить за всю историю своей жизни – за весь период своей реинкарнации в биологических телах.
Разумность определяется как способность души к управлению своим телом. Разумность прямо зависит от количества накопленной, душой, информации в своих предыдущих воплощениях за весь период своих реинкарнаций.
С этой позиции мы можем сделать четкую градацию разумности:
1. “Неразумным” разумом обладают все живые существа с самым примитивным строением нервной системы. Это тот же дождевой червь, асцидия… Строение нервной системы примитивно, количество рефлексов очень ограничено. Соответственно: и “юзеру” – душе – управлять, практически, нечем.
И, самое главное: при такой примитивнейшей нервной системе и сам “юзер” – душа – этого дождевого червя – неимоверно примитивна. Количество информации, которую сумела, к этому времени, накопить душа – чрезвычайно мало (какю информацию в течение своей жизни может накопить дождевой червь?). Отсюда и вытекает главное отличие “неразумного” разума:
Душа примитивных живых существ вообще не способна к воздействию на свой “биокомпьютер” – соматический ум – свою примитивную нервную систему.
Душе – “юзеру” – здесь природой отведена роль статиста. Весь поток информации, которую получает такое примитивное живое существо, идет только в одном направлении: от тела – к душе. Обратного воздействия не происходит из-за слабого развития “юзера” – души – этого примитивного живого существа.
Живые существа, обладающие “неразумным” разумом способны только и только к рефлекторной деятельности и не обладают сознанием.
2. “Предразумом”обладают беспозвоночные и хордовые, чья нервная система, более развита, но остается все же примитивной.
3. “Полуразумным” разум сделала центральная нервная система и головной мозг. ЦНС и головной мозг, органы чувств, эволюция души в телах самых разных биосуществ позволили накопить душе огромное количество информации.
И наш “юзер” – душа – стала способной воздействовать на ячейки памяти головного мозга своего тела. Это воздействие возбуждает эти ячейки памяти точно также, как это делают органы чувств. То есть возбуждает информацию, а не просто рефлексы.
То есть: ячейка памяти головного мозга несет один бит информации. Эта ячейка памяти порождёна каким-то воздействием внешней среды на один из органов чувств. Это может быть вид капельки дождя, или звук падающей капли, или ощущение этой капли на коже…. Каждое это воздействие (вид, звук, ощущение…) формирует свою, индивидуальную ячейку памяти в головном мозге.
Повторное воздействие такой капли дождя приведет к возбуждению “своей” ячейки памяти. И головной мозг вновь получает те же ощущения.
У “полуразумного” живого существа душа – “юзер” – стала способной самостоятельно возбуждать такие ячейки памяти. Живое существо, в этот момент, “вспоминает” эти ощущения точно также, как если бы оно получило это воздействие от органов чувств.
Эта способность души к самостоятельному возбуждению ячеек памяти головного мозга – есть абстрактное мышление. Абстрактным мышлением – “полуразумом” обладают все высшие животные. Что бы ни говорили господа ученые, но:
Высшие животные полуразумны и обладают абстрактным мышлением, точно таким же, как и у человека.
Посмотрите хотя бы на “братьев наших меньших” – домашних животных. Каким удивительно логичным и разумным часто является их поведение. Ничем иным, как абстрактным мышлением такое поведение не объяснить.
4. “Разумным” разум сделало появление речевого мышления.
Что такое – речевое мышление?
– Это способность к оперированию словами.
– А что это такое – слово?
Слово – это знаковый символ какого-либо явления. И доходит оно до органов чувств – органа слуха – в виде простых колебаний воздуха.
Такого же колебания, как от звука падающей капли дождя, звука клаксона автомобиля … И так далее: точно также как и мириады звуков, которые мы слышим каждый день.
Главнейшее значение Слова в том, что
Слово формирует в головном мозге свою собственную ячейку памяти (сенсорный НЦ) и эта ячейка прочно связана нервными связями с образами (сенсорными НЦ) тех явлений, информацию о которых несет это слово.
Главная проблема “юзера” – души – в том, что она, владея огромным количеством информации, не может ею воспользоваться. Причина – в отсутствии в головном мозге ячеек памяти (сенсорных НЦ) большинства этой информации.
Душа, за весь период реинкарнации в телах человека (от нескольких сотен, до нескольких тысяч лет) накапливает многократно больше информации, чем один человек в течение своей жизни (несколько десятков лет). Соответственно: ячеек памяти в головном мозге любого человека на абсолютно всю информацию его души физически не может существовать. Их многократно меньше.
Вспомним, что ребенок рождается на свет с абсолютно “чистыми” мозгами. В его мозгах нет (пока) никакой информации в виде ячеек памяти. Память человека заполняется информацией – ячейками памяти – в течение всей его жизни.
Мы определили, что душа – “юзер” – может управлять своим “биокомпьютером” через его “клавиатуру” – ячейки памяти головного мозга. Но если нет соответствующих ячеек памяти – нет “нужных” “клавиатуры”, то как может “юзер” – душа – управлять “биокомпютером – передать ему “нужную” информацию? Пусть это даже взрослый человек, чья память достаточно обширна.
Здесь эволюция нашла выход.
Посмотри, читатель, на клавиатуру своего компьютера. На ней ты видишь только буквы и цифры. Информацию, которую ты вводишь в компьютер, ты вводишь набирая кнопками слова – знаковые символы явлений.
Представь, какой бы была клавиатура, если бы мы вместо слов использовали символы явлений. Где каждому конкретному явлению – свой конкретный символ. В такой клавиатуре были бы миллионы кнопок.
А если учтем, что память нашей души на много порядков превышает память, заложенную в головном мозге, то эта клавиатура должна состоять из миллиардов кнопок.
Понятно, поэтому, почему разум высших животных так и и остается на уровне полуразума. Количество ячеек памяти их головного мозга многократно меньше количества ячеек памяти их души – “юзера”. Ибо там нет Слова. Душа высших животных попросту не может полноценно управлять своим “биокомпьютером” ввиду малого количества “кнопок” на “клавиатуре” их “биокомпьютера”.
Слово решило эту проблему. Поскольку одним словом можно обозначить многие тысячи явлений. Например слово “стол” для вас означает вид абсолютно всех столов, которые вы когда-либо видели в своей жизни.
Слово занимает только одну ячейку памяти в головном мозге. В то же время, вид каждого из сотен (а то: и тысяч) столов, которые видел этот человек в своей жизни, занимает (каждый) одну ячейку. А это те же сотни (тысячи) ячеек.
“Клавиатура” “биокомпьютера” человека, благодаря Слову, стала наконец, соразмерна объему памяти его души. И человек, наконец, на сознательном уровне, получил доступ к той громаде информации, которую накопила его душа за многие тысячи лет своей реинкарнации.
Так появился “разумный” разум.
Обо все этом и о многом другом, только более подробно и более научно, читатель может прочитать далее в этой статье.
Разум. Разумность. “Неразумный” разум. Предразум. “Полуразумный” разум. “Разумный” разум.
Духовная сущность – душа – имеет информационную природу. То есть, представляет собой информационный банк, в котором хранится абсолютно вся информация, полученная ото всех ее воплощений, за всю историю ее существования. А это десятки и, вероятно – сотни тысяч лет. Какая громада информации! Несоизмеримо больше тех крупиц знаний, которые накопит в своей сознательной памяти один человек. Но нас интересует, прежде всего, информация, накопленная душой (духовной сущностью) за всё время её реинкарнаций в телах Человека.
С этой позиции, структурной единицей или ячейкой памяти души (духовной сущности) является концепт.
Мышление души (духовной сущности) – это концептуальное мышление.
Первым, в эволюции разума, появился соматический ум. Да и то, только после того, как нервная система живых существ достигла определенного уровня развития: появились рефлексы. Появление первого рефлекса – структурной единицы соматического ума – определило и появление соматического ума.
Соответственно: появились первые, такие же примитивные концепты. Зародилась душа – духовная сущность.
Общение, контакт духовной сущности и соматического ума происходит в Разуме.
Разум – это просто функция. Разума отдельно от соматического ума или духовной сущности не существует. Разум – это просто момент совмещения концепта духовной сущности и сенсорного НЦ (рефлекторной мысли) соматического ума (системы рефлекторного “мышления”). Поскольку рефлекторная мысль – есть прохождение импульсов по нервным клеткам, то и разум, традиционно, “привязывают” к головному мозгу.
Самостоятельно «мыслить» разум не может. «Мыслит» только:
Но назвать разумными тех же дождевых червей «язык не поворачивается». Пусть у них существует и нервная система, и духовная сущность. Должна существовать какая-то характеристика, отличающая разум человека от разума дождевого червя.
Здесь стоит ввести понятие разумности.
Начнем с того, что у биологических видов, стоящих на разных ступенях развития, существует разный уровень развития: и центральной нервной системы, и души (духовной сущности). Трудно сравнивать нервные ганглии того же дождевого червя и мощную структуру головного мозга человека. Также как и душу дождевого червя человека с душой человека.
Разумность должна зависеть как от уровня развития развития рефлекторной системы, так и от уровня развития духовной сущности.
Разумность определяется уровнем развития духовной сущности и соматического ума и степенью их контакта.
Исходя из этого, мы можем определить четыре ступени разумности:
Можно путем генной инженерии и селекции развить органы речи любого из млекопитающих до уровня развития человека. Современная наука позволяет сделать это. В результате мы получим быстро прогрессирующий, полностью разумный биологический вид, способный и к абстрактному и к речевому мышлению. Настолько сейчас развит полуразум высших животных.
Загадка «недостающего звена» человека: может быть именно таким способом человек разумный когда-то был создан? Да, именно развитие органов речи позволило когда-то обезьяне превратиться в человека. И позволит в будущем уходящему с планеты виду «homo sapiens» сотворить себе преемника, дабы не прервать цепи развития разума на Земле.
Появление слова дало возможность концептам, обладающим слабой энергетикой, «лавиной» прорваться в соматический ум. Им уже достаточно только одного сенсорного НЦ – НЦ слова, чтобы возбудить в соматическом уме всю информацию концепта. Точнее: всех концептов, чья информация, так или иначе, связана с эти словом.
А это громада информации!
Благодаря появлению слова, влияние духовной сущности на рефлекторное мышление многократно увеличилось. А, значит, степень развития разума – разумность – повысилась.
У полуразумных и разумных существ степень развития разума определяется степенью контакта соматического ума и духовной сущности. Существует закономерность:
чем больше, по объему информации, информационный банк духовной сущности превышает объем памяти соматического ума, тем более разумным является биологическое существо – носитель духовной сущности, тем большим по продолжительности является период младенчества и детства представителей данного биологического вида тем дольше жизненный цикл каждого из их представителей.
У наших дождевых червей и асцидий, чей информационный банк количественно практически полностью совпадает с памятью их соматического ума, нет ни младенческого периода, нет и детства: их особи появляются на свет уже взрослыми, полностью готовыми к самостоятельному независимому существованию в окружающей действительности.
РАЗУМНОСТЬ – это степень контакта между духовной сущностью и соматическим умом и определяет способность концептуального мышления к управлению процессами рефлекторного мышления, определяется как степень развития абстрактного и речевого мышления. Разумность отражает степень развития разума.
Новорожденный младенец еще не обладает абстрактным и речевым мышлением – он неразумен. Пусть он и обладает мощным мозгом и великолепно развитой духовной сущностью. Максимально разумным человек становится в преклонные годы, когда количество познанных человеком концептов достигает максимума (разумеется, при условии отсутствия патологии его нервной системы). Таким образом: чем более старшим становится человек, тем более он разумен.
Здесь возникает интересный момент. Первое воплощение души – духовной сущности – в теле человека, согласно законам реинкарнации, практически не имеет концептов (информации) существования как в теле человека, так и в человеческом социуме. Так что, если предположить гипотетическую ситуацию, когда такой человек познает все свои концепты, то среди них не найдется ни одного концепта существования в социуме человека. Такой человек будет выглядеть «инопланетянином» среди людей, умным, сильным, много знающим, но совершенно беспомощным в обществе людей. Его знания и разум будут совершенно не приспособленными к социуму человека.
Но это не будет означать неразумность такого человека. Это будет только означать, что он имеет другой разум, отличный от разума человека.
Сознание
Что такое сознание? Словари выдают нам жуткий, по сложности, ответ:
– мозги можно сломать.
Наука верно отметила обе важнейшие характеристики сознания: как отражение объективной реальности и субъективность этого отражения. Но абсолютно неверно – механизмы этого отражения. Оно понятно: отражение реальности происходит в соматическом уме и душе (духовной сущности). А наука категорически отрицает наличие души. Отсюда и искажения науки.
Исторически сложилось, что свою субъективность, свою индивидуальность, свое «Я» человек отождествляет с разумом, а разум – с головным мозгом. Поэтому самого себя человек отождествляет с телом: «Я» – это мое тело. Глубокое заблуждение, одно из глубочайших в истории человека.
Тело – лишь придаток, биомеханизм, для развития нашего «Я». И ни капли более. Осознать собственное «Я» этот биомеханизм – наше тело – способно точно так же, как это может сделать сотовый телефон или планшетник. То есть, осознание собственной индивидуальности явно не принадлежит биологической основе.
Обладает ли осознанием собственной индивидуальности душа (духовная сущность)? Ответ напрашивается, вроде бы, сам собой: «Я» – это душа (духовная сущность). Но ….
Душа (духовная сущность), в отрыве от тела (биологической основы), не может идентифицировать самое себя индивидуумом – личностью именно по той причине, что все ее концепты принадлежат всеобщему информационному банку – единому всемогущему существу. Душа (духовная сущность) может осознавать себя лишь как частица этого целого настолько, насколько индивидуальны ее концепты.
Но и это осознание может произойти только через биологическое тело.
То, что мы понимаем под осознанием своей индивидуальности, может принадлежать душе (духовной сущности) лишь в симбиозе с биологической основой. Так что, индивидуальностью, осознанием своего «Я», осознанием своей отличности от всех других индивидуумов, обладают только высшие животные, и, прежде всего – человек, обладающий абстрактным и речевым мышлением.
В этом и счастье и беда человека.
Понятие индивидуальности связано с понятием личных интересов. А это, на фоне главного закона биожизни : «Выживай, выживай везде и всегда, чего бы тебе это не стоило », часто ведет к весьма негативным последствиям. Именно отсюда растут такие явления, как глубочайший эгоизм (в худшем его смысле), ложь, подлость, воровство, убийство, война…
В то же время, именно осознание своей индивидуальности позволяет индивидууму почувствовать всю красоту мира, всю красоту жизни. Только разум позволяет почувствовать нам радость утренней зари, пения соловья, восхищение от бесконечно любимого образа любимого человека, от одного только вида мирно порхающей бабочки… Только разум способен к созданию великих шедевров искусства, и только разум способен осознать их величие…. К сожалению, когда мы прекратим свое развитие в биологических телах, прекратим реинкарнацию, мы лишимся и этой великой красоты….
Осознать свое «Я» – душа (духовная сущность) может только посредством биологического тела.
Но чтобы осознать себя индивидуумом, этот самый индивидуум должен признать существование других индивидуумов и явлений окружающей действительности как объективную реальность. Здесь мы подошли ко второй характеристике сознания:
индивидуум должен быть способен объективно оценивать окружающую действительность.
А объективно оценить окружающую действительность он может только обладая абстрактным (и речевым) мышлением. Здесь можно поставить прямую зависимость: чем выше степень абстрактного и речевого мышления биосущества, тем выше его сознание.
У низших животных, с примитивным уровнем развития соматического ума, нет сознания. Примитивное строение нервной системы является определяющим фактором, что концептуальное мышление проходит под полным контролем рефлекторного мышления. Окружающая действительность не может восприниматься объективно: она искажается, проходя сквозь призму безопасности биосущества. И отражает только то, что опасно или безопасно для него. Все остальное: восприятие всего остального мира проходит мимо его внимания. Так что осознать самоё себя посредством примитивной организации биологической основы (тела) юная душа (духовная сущность) ну никак не может.
Эволюционно, сознание зародилось вместе с появлением двусторонности общения души (духовной сущности) и соматического ума.. Именно когда юная душа (духовная сущность) стала способной возбуждать рефлекторную мысль, зародилось и «Я» – осознание самого себя индивидуумом. Только тогда общение индивидуума с окружающей действительностью перестало быть чисто бессознательным.
Сознание зародилось когда информацию стала получать тело биосущества, а ответ стала формировать его душа (духовная сущность).
Но, опять-таки, вся информация здесь вначале (на низком уровне организации головного мозга) оценивалась только с позиции безопасности биосущества. Все процессы мышления направлены на выживание биологической основы. А собственное «Я» – полностью отождествляется с телом.
Живые существа, обладающие примитивным «предразумом», обладают и примитивным «предсознанием». Они могут осознавать свою индивидуальность, но оценивают окружающую действительность только сквозь призму собственной безопасности. На объективную оценку окружающей действительности они не способны.
Сознание становится настоящим с появлением настоящего абстрактного мышления – у высших животных. Только абстрактное мышление позволяет оценивать окружающую действительность объективно, а не только с позиции собственной безопасности.
Признаком настоящего сознания являются проявления высшими животными качеств аффинити – притяжения к тем или иным явлениям действительности с целью изучения этой окружающей действительности. Независимо от цели выживания.
Но, увы, способность к воздействию на соматический ум у высших животных еще мала. Собственное «Я» продолжает отождествляться с телом, а окружающая среда в подавляющем большинстве продолжает оцениваться сквозь призму безопасности организма.
Таким образом, высшие животные, с хорошо развитым абстрактным мышлением, обладают полусознанием, со всеми его характеристиками: осознанием собственного «Я» – своей индивидуальности, возросшей (но, увы: пока еще слабой) степенью объективности оценки окружающей действительности, способностью любить и ненавидеть…
И только с появлением слова и речевого мышления сознание становится полным – достигает наиболее высокого развития, которым оно может быть у биологических индивидуумов.
Слово и речевое мышление убирают лишнее промежуточное звено в освоении духовной сущностью окружающей среды, а именно: сенсорные нервные центры органов чувств. А, значит: сознание человека становится многократно менее зависимым от рефлекторного мышления.
Душа теперь напрямую, минуя многочисленные сенсорные НЦ образов в головном мозгу, которые отражает слово, взаимодействует с окружающей действительностью. Возбуждая только сенсорные НЦ Слова. Излишне объяснять, что это означает качественный скачок в объективном восприятия окружающей действительности.
благодаря речевому мышлению человек становится способным не только сознательно управлять своим рефлекторным мышлением и поведением, не только объективно оценивать окружающую действительность, но и сознательно управлять этой окружающей действительностью.
Именно речевое мышление позволяет развернуться духовной сущности, превратиться из Сознания животного – в Сознание Человека.
Уровень сознания человека прямо пропорционален степени развития абстрактного и речевого мышления. Здесь существуют закономерности:
Ввиду относительно малого количества концептов информационного банка, первые воплощения духовной сущности в теле человека (первые реинкарнации) практически не обладают высшим сознанием. Количество познанных концептов чрезвычайно малое, речевое мышление слабое, абстрактное мышление – немного выше чем у животных. Они еще не способны к сознательному изменению окружающей действительности и полностью отождествляют себя с телом. За примерами не надо далеко ходить: это люмпен-пролетариат, в первую очередь – бомжи.
Воплощения более «старых» духовных сущностей обладают большим информационным банком и большим количеством познанных концептов. Поэтому они обладают большим сознанием (большей духовностью): они уже меньше отождествляют себя с телом, духовность имеет большее значение в их жизни. Отсюда вывод: чем старше духовная сущность, чем больше количество ее реинкарнаций в теле человека, тем выше сознание человека – воплощения этой духовной сущности. тем выше духовность этого человека.
Дать истинно объективную оценку окружающей действительности человек на этой ступени развития не способен по той причине, что он еще не создал концептов первозданных Истин (Истин, которые лежат в основе Мироздания).
Осознать свою духовность человек сможет только после того, как он преодолеет барьер познания – некую критическую величину накопленных концептов, после которой процессы Познания нарастают лавинообразно. Именно лавинообразный характер познаваемой информации позволяет человеку познать и осознать свою духовность. Только высший уровень Знания окружающей действительности дает высшую объективность ее оценки, высшую степень осознания своего «Я» – как духовного, а не биологического существа.
СОЗНАНИЕ – это качество биологической жизни, означающее способность к осознанию биосуществом своей индивидуальности и способность к объективной оценке окружающей действительности. Возникает на высших ступенях эволюции биожизни. Определяется двумя характеристиками:
осознанием индивидуумом своего «Я» – собственной индивидуальности;
способностью к объективной оценке окружающей действительности.
Появление сознания, эволюционно, определяется появлением абстрактного мышления.
Можно выделить четыре уровня сознания:
Сознание и инграмма
Большое влияние на степень сознания человека оказывает количество инграмм соматического ума человека. Понятие инграммы ввел американский философ Л.Р.Хаббард. Инграмма, по его определению, это умственный образ – картинка, запись момента боли и бессознательного состояния, сделанная реактивным (соматическим – примечание автора) умом. Инграммы – это полные, вплоть до последней, точной подробности, записи каждого ощущения, присутствовавшие в момент полной или частичной боли и бессознательности.
В книге второй « Физиологические основы психологии » мы подробно рассмотрели действие инграммы и определили, что
любая инграмма представляет собой сенсорный нервный центр инстинкта самосохранения, в котором обязательно присутствует Слово.
То есть инграмма – это вся информация, воспринимаемая всеми органами чувств в момент опасности, и сохраненная в памяти как обозначающая угрозу для жизни. Включая информацию Слова. При этом, угрозу для организма будет представлять не только данное слово, но и все те явления, которое обозначает это слово.
Например: слово «мама», услышанное человеком в момент смертельной опасности, с этого момента будет означать для него превращение образа своей матери – в угрозу для его жизни. И этот несчастный с тех пор будет избегать общения с собственной матерью. Увы, таковы законы работы соматического ума.
Инграммы заставляют человека неадекватно реагировать на явления окружающей действительности. Инграммы искажают поступающую информацию, заставляя соматический ум (головной мозг) поверить, что безобидные явления несут смертельную угрозу организму. Человек начинает видеть мир искаженным, как через кривое зеркало.
Наличие инграмм заставляет понижаться эмоциональный баланс человека в сторону отрицательных эмоций. Что автоматически ведет к усилению действия инграмм. Этот процесс делает все более преобладающим процесс рефлекторного мышления над абстрактным и речевым мышлением. Человек становится все более и более неадекватным.
Таким образом, чем большим инграммным банком обладает человек, тем в большей степени в процессах его мышления преобладает рефлекторное мышление, тем меньшая доля абстрактного и речевого мышления, тем больше человек отождествляет себя с телом, тем меньшим сознанием он обладает.
Чем большим инграммным банком обладает человек, тем более он отождествляет себя с телом, тем меньшим сознанием он обладает.
Подсознание
Человек, как правило, путает понятия «подсознание» и «бессознательность», часто отождествляя их друг с другом. Это неверно. Человек – бинарное существо. Две его составляющие – духовная сущность и биологическая основа, хотя и существуют совместно, но каждая – по своим законам. Процессы концептуального и рефлекторного мышления, осуществляемые независимо друг от друга образуют то, что является подсознанием и бессознательностью.
Кроме познанных концептов (осознаваемой, человеком, информации), в духовной сущности человека существуют и непознанные концепты (неосознанная информация). Более того, количество непознанных концептов на много порядков превышает количество познанных концептов. Познанные концепты представляют собой лишь «верхушку верхушки айсберга», тогда как вся остальная часть «айсберга» представляет собой все непознанные концепты. Человек даже не подозревает, какой громадой информации он обладает. Точнее: обладает его духовная сущность.
Концепты управляют жизнедеятельностью человека. Это определяется наличием высокоразвитой духовной сущности. Если концепт познан, то есть имеет свой сенсорный НЦ в составе головного мозга, то в результате его возбуждения мы получаем сознательную мысль человека. Если концепт не познан – не имеет сенсорного НЦ – то мысль человека будет подсознательной.
Отсутствие сенсорного НЦ в его головном мозге не позволяет человеку осознать этот концепт, но и не мешает концепту участвовать в процессах концептуального мышления. И, если этот непознанный концепт оказался самым эффективным ответом на поступившую информацию, и если он обладает достаточно сильной энергетикой, он все равно находит пути, чтобы оказать соответствующее действие.
Этот момент воздействия человек чувствует как подсознательную мысль, знание «ниоткуда», интуицию, толкающие человека поступать так, и никак иначе.
ПОДСОЗНАНИЕ – это процесс концептуального мышления, происходящий в отсутствие в головном мозге сенсорных НЦ концептов. То есть – вне тела.
Появление подсознания, в эволюции жизни на Земле, определяется появлением «замка познания». Когда количество концептов стало превышать количество сенсорных НЦ в головном мозге, тогда и стала теряться способность воздействия сенсорных НЦ на все концепты духовной сущности.
У части концептов появилась свобода. Они уже несли информацию, столь отличную от информации сенсорных НЦ, что никакое возбуждение сенсорных НЦ не могло привести эти концепты в состояние возбуждения.
Замок познания – отсутствие, в головном мозге, сенсорных НЦ некоторой информации души (духовной сущности). Благодаря чему данный человек не может, на сознательном уровне, познать эту информацию.
Но количество таких свободных концептов должно было быть достаточно большим, и между ними должны были существовать связи, для возникновения независимого концептуального мышления. Только тогда зародилось подсознание. Эволюционно, в биоценозе планеты, это связано с появлением головного мозга – высшего отдела центральной нервной системы.
Это понятно: до появления головного мозга рефлексы были примитивны. Понятие «анализ и синтез информации» отсутствовало. Да и само понятие сенсорных НЦ можно применять к низшим животным лишь условно. В нервной системе еще не было четкого функционального разделения на эффекторные и сенсорные НЦ. И только с появлением головного мозга появилась способность к настоящему анализу и синтезу информации.
Появление головного мозга у животных, появление «замка познания » означало и зарождение селф-детерминизма процессов концептуального мышления, зарождение подсознания у живых существ.
Человек, с высоким уровнем подсознания, даже не зная своей истинной сущности, ощущает себя большим существом, чем просто тело. И здесь можно провести интересные наблюдения.
Духовность. Духовность ребенка и духовность взрослого
Младенец, не обладающий еще речевым мышлением, обладает минимальным сознанием, чем взрослый человек, но высокой степенью подсознания. Это закономерно и происходит именно вследствие малой разумности младенца: контакт его духовной сущности с биологической основой еще слишком мал: в его соматическом уме еще чрезвычайно мало сенсорных НЦ (ячеек памяти).
Такой малый контакт означает и меньшую зависимость души (духовной сущности) от тела (биологической основы). При этом, информационный банк души (духовной сущности) ребенка огромен: не меньше чем у взрослого человека. Такая малая зависимость души (духовной сущности) от тела означает бо́льшую степень духовности человека.
Ребенок является более духовной личностью, обладает большим самосознанием духовного существа, большим подсознанием, чем взрослый человек.
Взрослея, человек теряет это высокое духовное самосознание: его соматический ум (память головного мозга) быстро растёт за счет все новых и новых сенсорных НЦ (ячеек памяти). Человек становится более зависим от своего тела, да и инграммный банк растет. Такой регресс заставляет повзрослевшего человека отождествлять себя с разумом, или, даже – с телом. То есть: чувствовать себя менее духовным существом.
Любопытно: такая высокая степень развития самосознания у ребенка, означает и его более высокую способность к общению с окружающим миром посредством только концептуального мышления. Восприятие явлений действительности «напрямую», минуя органы чувств, – у души (духовной сущности) ребенка развито намного сильнее, чем у взрослого человека. Причина та же: слабый контакт его духовной сущности с его соматическим умом.
Действительно, в первые свои годы человек воспринимает явления окружающей действительности «как есть» – без тех искажений, которые затем вносит в восприятие разум человека. Вспомним, как мы умиляемся детской непосредственности, и, как порой нас поражает удивительно глубокая и точная оценка ребенком какого-либо явления. Это есть проявления высокого духовного самосознания ребенка.
Потому мы можем сделать парадоксальный вывод:
овладение абстрактным и речевым мышлением в первые, детские годы человека – есть регресс, шаг назад состояния души (духовной сущности) в воплощении в теле человека.
Духовная сущность способна общаться с окружающей действительностью и только посредством концептов. Появление лишнего промежуточного звена, в виде абстрактного и речевого мышления, по большому счету, затрудняет общение душе (духовной сущности) с окружающей действительностью.
Если добавить сюда все проблемы, которые несет душе (духовной сущности) ее симбиоз с соматическим умом, тогда становится понятным, насколько душа (духовная сущность) осложняет себе жизнь, воплощаясь в очередное биологическое тело. Но это есть необходимое зло, та дань, которую платим все мы, во имя достижения главной цели: могущества и бессмертия жизни.
Из всего этого можно сделать один весьма важный вывод, касающийся всех родителей на планете:
Ребенок, даже еще не родившийся, находящийся в утробе матери, уже есть личность. Личность со своим мировоззрением, своим отношением к жизни, богатым опытом в виде огромного информационного банка. Любой младенец, по сути, есть «инопланетянин», пытающийся выжить на этой планете. И потому главная задача нас, взрослых людей: помочь такому беспомощному, юному, но осознающего себя духовной личностью «инопланетянину», приспособиться к окружающей действительности, УВАЖАЯ ЕГО ЛИЧНОСТЬ.
Степень духовного самосознания – подсознания – человека снижается в период освоения, человеком, абстрактного и речевого мышления, и достигает минимального значения в момент, когда человек полностью освоит абстрактное и речевое мышление. Этот момент находится где-то в отрочестве и юности человека. Поскольку познанных концептов в этом возрасте у человека также еще очень мало, то мы можем говорить о естественном эволюционном минимуме духовности человека периода его отрочества. Именно в период отрочества и юности человек является наименее духовным существом.
Бессознательность
Мы рассмотрели сознание и подсознание. Сознание – это способность концептов души управлять процессами рефлекторного мышления. Подсознание – это процессы концептуального мышления, протекающие независимо от рефлекторного мышления.
Степень сознания определяется соотношением телесного и духовного: чем большее преобладание души (духовной сущности) в управлении жизнедеятельностью человека, тем более он сознателен. И наоборот: чем более в управлении жизнедеятельностью человека главенствует соматический ум (рефлекторный механизм), тем менее сознателен человек. Полное подавление концептов рефлексами означает и полное отсутствие сознания. Это будет рефлекторная бессознательность.
Рефлекторная деятельность полностью принадлежит телу человека – второй «ипостаси» человека. И, если сознание и подсознание человека определяется явным преобладанием духовной сущности в жизнедеятельности человека, то преобладание соматического ума (рефлексов) над душой (духовной сущностью) – есть та или иная степень бессознательности. Частичное подавление души (духовной сущности) соматическим умом (рефлексами) – есть частичная бессознательность, полное подавление души (духовной сущности) рефлексами– есть полная бессознательность.
Исполнение рефлексов проходит мимо сознания человека – это закон соматического ума (головного мозга). Концепт может только воздействовать на сенсорный НЦ (ячейку памяти) рефлекторной дуги. Вся остальная часть рефлекторной дуги безраздельно принадлежит соматическому уму (рефлекторному механизму). Идет человек, или ест, или пьет, стучит у него сердце, работают печень и легкие, и так далее – все это бессознательные действия. Сознательными могут быть только мысли об этих действиях.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – преобладание, в жизнедеятельности человека, процессов рефлекторного мышления над концептуальным.
В жизнедеятельности человека бессознательность начинает преобладать над сознанием, когда в действие приходят инстинкты самосохранения. В тот момент, когда соматический ум (головной мозг) оценит поступающую информацию, как сигнал об опасности организму, он берет власть в свои руки. Душа (духовная сущность) «отодвигается в сторону» в момент действия инстинктов самосохранения. Степень «захвата власти» соматическим умом (рефлексами) и степень «отодвигания в сторону» души (духовной сущности) прямо пропорциональна степени угрозы жизни – насколько ее оценил соматический ум (головной мозг). Как правило, в минуты смертельной опасности соматический ум (рефлекторный механизм) полностью берет власть в свои руки. Человек в эти минуты полностью бессознателен.
Мы также можем говорить о какой-либо степени бессознательности и в моменты действия остальных инстинктов: рефлекторная деятельность – есть прерогатива соматического ума (головного мозга). Сознательными могут быть только мысли о них.
Степень бессознательности человека повышается и по мере понижения эмоционального тона человека. То есть: бессознательность зависит от степени неудовлетворения рефлекторных дуг. Чем больше неудовлетворенных рефлекторных дуг, на данный момент, имеет в составе своего соматического ума человек, тем выше степень его бессознательности.
И наоборот: чем выше эмоциональный тон человека, тем выше степень его духовности, тем больше душа (духовная сущность) управляет человеком, тем более он сознателен. (Разумеется: сюда не относится повышение эмоционального тона в результате воздействия наркотиков и алкоголя).