Что такое развитие в опере

Урок 02. В музыкальном театре. Опера

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.

ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.

Послушайте увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.

Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.

Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.

В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Домашнее задание:

1. Какие знаменитые театры оперы и балета в России вы знаете?

Выпишите в тетрадь их название и город, в котором они находятся.

Источник

Опера. История зарождения

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Опера — это музыкально-драматическое произведение для театра, где речь заменяется пением. Зародился этот жанр в Италии. А именно — во Флоренции, в конце XVI века. Джованни Барди, богатый обожатель искусства, собрал в своём доме Флорентийскую камерату — содружество талантливых музыкантов и поэтов.

Они много рассуждали о музыке. О том, что различные уродливые полифонические нагромождения убивали всю поэзию… Один из наиболее громких и ярких представителей камераты был Винченцо Галилей. И именно он совершил первый шаг к созданию оперы — наложил на музыку отрывок «Божественной комедии» Данте.

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Итальянская опера XVII века

Далее последовал новый эксперимент — они решили создать драму, полностью наложив её на музыку. Автором одной из таких драм стал Якопо Пери. Он поставил на одном из придворных торжеств постановку «Эвридика» — успех был ошеломительный!

Не менее важный шаг в развитии оперы совершил итальянский композитор Клаудио Монтеверди. Он сочинил оперу «Орфей». Но Монтеверди не стал следовать принципу «размеренной спокойной речи», а создал куда более драматический речитатив со свободной сменой темпа и яркими интонациями! Кстати, именно благодаря ему в Венеции в 1637 году открылся первый в мире оперный театр.

С тех пор, зародившись в Италии, опера начала активно завоёвывать весь мир…

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере Комментировать

Источник

Строение, возникновение и развитие жанра оперы.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Опера» Подготовила материал: Никонова Наталья Александровна Преподаватель ГБУДОСО «Режевская ДШИ» 2020 год

Какая бывает опера? К 17 веку сложились два основных вида оперы: Опера-серия (серьёзная опера) в ней используется исторический, легендарный или мифологический сюжет. Опера-буффа – комическая опера, основана на бытовых сюжетах, с разговорными диалогами. В современном мире видов стало намного больше: Опера-балет Трагическая Лирическая Сказочная Рок-опера Кинооперы Мьюзиклы Оперетты

Что такое драматургия? В основе оперы лежит драматургия, на которой держится всё содержание оперы. Это её основной стержень, который держит зрителя в напряжении, сохраняя интригу. Иными словами, опера – это музыкальный спектакль, музыкально- театральная постановка.

Законы драматургии Вступление или Увертюра Завязка драмы, интрига, знакомство с героями, то есть – Экспозиция Развитие действия, переплетение интриг, то есть – Разработка Наивысшая точка напряжения в развитии – Кульминация Развязка драмы или конец, Финал.

Кто делает оперу? Композитор – пишет музыку Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст. Дирижёр – управляет оперным оркестром. Режиссёр-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя. Художник декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы. Художник осветитель – разрабатывает свет на сцене Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа Бутафор – изготавливает предметы для сцены Костюмеры, гримёры, работники сцены.

Строение оперы. Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог. В состав оперного коллектива входят: солист, хор, симфонический оркестр, орган.

Великие оперные композиторы и их знаменитые оперы. Моцарт «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро». Верди «Аида», «Риголетто», «Травиата» Вагнер «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин» Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина» Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок» Прокофьев «Война и мир»

Сиднейский оперный театр У многих людей Австралия ассоциируется именно со зданием оперного театра в Сиднее. Оно легко узнаваемо и входит в число главных достопримечательностей страны. Это, пожалуй, один из самых знаковых театров современности. Открытие состоялось в 1973 году. При строительстве главный упор делался на акустику и обзорность. Именно поэтому каждый зритель театра чувствует себя так, как будто приобрел билет на лучшее место в зале. Здание театра стало домом для Сиднейского Симфонического оркестра, Сиднейской Театральной Компании, Австралийского балета и Австралийской оперы. Более 1500 представлений проходят здесь ежегодно.

Сиднейский оперный театр.

Большой театр Большой театр в Москве — один из ведущих театров России и всего мира. Вместе с лучшим симфоническим оркестром он пережил пожар, войну и революцию. На входе посетителей встречает статуя Аполлона в колеснице, предвосхищая грандиозные представления, проходящие в театре. Большую известность имеет балетная труппа театра. Юрий Григорович ставил здесь легендарное «Лебединое озеро» и «Золотой век». Большой был открыт после масштабной реконструкции в 2011 году.

Венская государственная опера Построенный в 1869 году, театр долгое время имел репутацию центра музыкальной жизни Вены и всей Австрии. Во время Второй мировой войны здание подверглось бомбардировкам и было практически разрушено. Чудесным образом сохранилась лестница и еще некоторые части. Восстановили Венскую оперу лишь в 1955 году. Сегодня она продолжает быть одной из главных мировых оперных площадок. Под сводами Венской оперы ежегодно проводятся традиционные балы.

Венская государственная опера

Королевский оперный театр Convent Garden Лондонский театр Ковент-Гарден хорошо известен во всем мире. На его сцене проходят постановки Королевской Оперы и Королевского Балета. В этом величественном здании выступали звезды мировой классической музыки, начиная с 1858 года. Раньше в театр можно было попасть только перед началом представления при наличии билета. Сегодня же вы можете осмотреть его, совершив небольшую экскурсию.

Королевский оперный театр Convent Garden

Рекомендованное видео для просмотра Академия занимательных искусств – Опера https://youtu.be/0P6lo6jLzec Академия занимательных искусств – Оперетта и Мюзикл https://youtu.be/fr8_ngWEEvU

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Номер материала: ДБ-1136640

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опере

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое опера в музыке: возникновение жанра

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опереОпера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.

Из чего состоит опера

С чего начинается

Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.

Чем продолжается

За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.

Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

На чём заканчивается

Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.

История оперы

В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.

Античная трагедия и Флорентийская камерата

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опереРодиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.

Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку». В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации. Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.

Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер. Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах. Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.

Драматический театр

Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.

Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.

Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность. Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.

Распространение за рубежом

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опереУже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.

Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.

«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.

Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.

Сериа и буффа

В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:

Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.

В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями. Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.

Глюковская реформа

Что такое развитие в опере. Смотреть фото Что такое развитие в опере. Смотреть картинку Что такое развитие в опере. Картинка про Что такое развитие в опере. Фото Что такое развитие в опереНемецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты». Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.

Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж. Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.

Виды оперы

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

Источник

Опера

(итал. opera, буквально — сочинение, от лат. opera — труд, изделие, произведение)

жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа О. (Либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.

О. — синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку (См. Музыка), изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (Балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов О. толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классической О. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (Ария, Ариозо, Ариетта, Каватина, монолог, Баллада, песня). Различные функции в О. имеет Речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах О., преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах. Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в О. соответствует музыкальный Ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. По-разному в О. трактуется хор. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М.П. Мусоргского (См. Мусоргский) «Борис Годунов» и «Хованщина»). В музыкальной драматургии О. большая роль отведена Оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. О. включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру (См. Увертюра), Антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

История О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого общества. Часто О. выступала в качестве своеобразного идеологического форпоста музыкального искусства, отражая острые проблемы современности — социального неравенства, борьбы за национальную независимость, патриотизма.

Истоки музыкального театра — в народных празднествах, игрищах. Уже в древне-греческих дионисийских играх, греческой трагедии велика роль музыки. Существенное место отводилось ей и в средне-вековых народных культовых («священных») представлениях. Как самостоятельный жанр О. сформировалась на рубеже 16—17 вв. За несколько веков её существования сложилось множество национальных оперных школ, стилей, типов оперного произв. Во многих европейских национальных культурах в соответствии с гуманистическими идеями эпохи Возрождения (См. Возрождение) вырабатывались принципы нового типа музыкально-драматического спектакля. Эти искания ранее всего увенчались успехом в классической стране Ренессанса — Италии. Группа философов, поэтов, музыкантов, художников (т. н. «Флорентийская камерата», 1580) проповедовала возрождение античной трагедии. Идеалом флорентийцев в музыке была простота, естественность высказывания; музыку в своих спектаклях они подчинили поэзии. В этом духе были написаны первые О. — «Дафна» (1597—98) и «Эвридика» (1600), музыка Я. Пери, текст О. Ринуччини. Следующая веха в истории О. — «Орфей» К. Монтеверди (1607). Художник огромного трагедийного дарования, он создал произведения, отличающиеся глубиной драматического выражения, мастерской лепкой характеров.

Во Франции оперная школа сложилась несколько позже (2-я половина 17 в.). О. её основоположника Ж. Б. Люлли («Альцеста», 1674; «Армида», 1686) связаны с классицистским театром Ж. Расина и П. Корнеля. Люлли создал классический тип французской «лирической трагедии» (лирическая, т. е. музыкальная) — гармонично построенной монументальной композиции нз 5 актов с прологом, эпилогом-апофеозом и драматической кульминацией в конце 3-го акта; основой вокальной музыки являлся мелодизированный речитатив. Традиции Люлли в «лирической трагедии» продолжал Ж. Ф. Рамо. В 17 в. своеобразный оперный жанр сложился в Испании (сарсуэла); в Англии О. связана с именем композитора Г. Пёрселла («Дидона и Эней», 1689). Первый немецкий оперный композитор — Г. Шюц («Дафна», 1626). На рубеже 17—18 вв. в итальянской музыке большое значение приобрела неаполитанская оперная школа во главе с А. Скарлатти, основоположником нового типа О. — оперы-сериа (буквально — серьёзная О.). Героической, мифологической тематике, её возвышенному содержанию соответствовали эмоционально приподнятые арии, в которых певцы могли демонстрировать виртуозное вокальное искусство. Постепенно литературно-драматическое содержание стало лишь фоном для виртуозных арий солистов. С оперой-сериа связано творчество Г. Ф. Генделя (См. Гендель). Драматизм, мелодическое и гармоническое богатство музыкального языка выделяют его произведения среди О. этого типа («Юлий Цезарь в Египте», «Тамерлан», обе 1724; «Роделинда», 1725, и др.).

К середине 18 в. опера-сериа исчерпала свои художеств. возможности, она уже не отвечала эстетическим потребностям времени. На смену пришло новое, более демократическое искусство — комическая О. Наигранному пафосу отжившей классицистской О. противопоставляется комедийная тематика, выспренным статичным ариям — живая музыка. В разных странах сложились национальные разновидности комической О. В Италии — опера-буффа, выросшая из интермедий оперы-сериа и театральных комедий. Этот жанр утвердился в творчестве Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа», 1733) и окончательно сформировался в операх Дж. Паизиелло («Мельничиха», 1788) и Д. Чимарозы (См. Чимароза) («Тайный брак», 1792). В Англии — Балладная опера («Опера нищего», обработка мелодий Дж. Пепуша, 1728). В Испании — Тонадилья («Мнимый слуга» В. Гарсиа, 1804). Во Франции — комическая опера. В этом жанре писали Э. Дуни («Влюблённый художник», 1757), Ф. А. Филидор («Садовник и его господин», 1761), А. Э. Гретри («Ричард Львиное сердце», 1789). В Австрии и Германии — Зингшпиль («Доктор и аптекарь» К. Диттерсдорфа, 1786; «Лотхен при дворе» И. А. Хиллера, 1766).

Выдающееся значение имела деятельность крупнейших реформаторов оперного искусства К. В. Глюка и В. А. Моцарта, отразивших в своём творчестве передовые идеи Просвещения. Глюк создал героическую музыкальную трагедию, в которой достиг органического единства всех музыкально-драматургических средств выразительности («Орфей и Эвридика», 1762; «Альцеста», 1767, и др.). Моцарт, опираясь на достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие реалистические образцы комедии («Свадьба Фигаро», 1786), драмы («Дон Жуан», 1787), философские сказки («Волшебная флейта», 1791).

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х гг. 18 в. Это были комедии бытового плана («Мельник — колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, 1779; «Санкт-петербургский гостиный двор», в новой редакции под названием «Как поживёшь, так и прослывёшь» М. А. Матинского — В. А. Пашкевича, 1782; «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина, 1787). Русская опера с самого начала формировалась как демократический жанр, основываясь на народной и бытовой музыке, в тесной связи с литературой своего времени.

Откликом на Великую французскую революцию явились монументально-драматические произведения агитационного плана («Республиканская избранница, или Праздник добродетели», первоначальное название — «Праздник Разума», Гретри, 1794) и др. оперы героических жанров, в том числе «опера спасения» («Лодоиска» Л. Керубини, 1791; «Пещера» Ж.Ф. Лесюэра, 1793). Драматургия её (название отражает специфическую сюжетную ситуацию, завершающуюся торжеством высоких гуманистических идей, победой «добра») строилась на сопоставлении контрастных образов и сцен. Выдающийся образец этого жанра в Германии — опера Л. Бетховена «Фиделио» (1805, 3-я редакция 1814). Комическая О. продолжала развиваться в творчестве Ф. Буальдьё («Белая дама», 1825), Д. Ф. Обера («Фра-Дьяволо», 1830). Типические черты итальянской комической О. нашли блестящее выражение в творчестве Дж. Россини («Севильский цирюльник», 1816).

Начало и середина 19 в. связаны с утверждением Романтизма в национальных оперных школах. В Германии основоположником романтической О. был К. М. Вебер («Вольный стрелок», 1820), в романтическом плане выдержаны ранние оперы Р. Вагнера («Риенци», 1840; «Летучий голландец», 1841). Во Франции романтический стиль воплотился в творчестве Дж. Мейербера, с именем которого связано развитие жанра т. н. большой оперы (См. Большая опера) («Роберт-Дьявол», 1830; «Гугеноты», 1835), в Италии — В. Беллини («Сомнамбула», «Норма», обе 1831), Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур», 1835), Дж. Верди в ранний период его деятельности («Навуходоносор», 1841; «Ломбардцы в первом крестовом походе», 1842). Из рус. О. эпохи романтизма выделяется «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (См. Верстовский) (1835).

19 в. — время становления и расцвета русской О. Главой русской классической О. был М. И. Глинка. Его О. — народно-патриотическая «Иван Сусанин» (1836) и сказочно-эпическая «Руслан и Людмила» (1842) — ярчайшие образцы реалистического оперного искусства. Первую в России социально-бытовую драму создал А. С. Даргомыжский («Русалка», 1855).

Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъём русской О., связанный с деятельностью композиторов «Могучей кучки» (См. Могучая кучка). Один за другим появляются шедевры оперной классики, обновляются старые жанры, создаются новые. Среди них — народной музыкальной драмы М. П. Мусоргского («Борис Годунов», 1869, 2-я редакция 1872; «Хованщина», завершена Н. А. Римским-Корсаковым (См. Римский-Корсаков), 1883), где с небывалой силой зазвучала тема борьбы и страданий народа; эпическая опера А. П. Бородина «Князь Игорь» (завершена Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1888); оперы Римского-Корсакова — сказочная «Снегурочка» (1881), О.-былина «Садко» (1896), О.-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), О.-сатира «Золотой петушок» (1907) и др. Одно из величайших явлений музыкального театра — оперное творчество П. И. Чайковского (См. Чайковский). Тонкий психологизм, глубокое раскрытие душевного мира человека отличают его О. («Евгений Онегин», 1878; «Чародейка», 1887; «Пиковая дама», 1890). Он обращался и к историко-патриотическим темам («Орлеанская дева», 1879; «Мазепа», 1883), и к народно-бытовым («Черевички», 1885). Оперный репертуар обогатили также А. Г. Рубинштейн («Демон», 1871), А. Н. Серов («Вражья сила», 1871), С. И. Танеев («Орестея», 1894), С. В. Рахманинов («Алеко», 1892).

Классиком реалистического искусства в Италии был Дж. Верди — создатель разнообразных типов и жанров оперной драматургии («Риголетто», 1851; «Травиата», 1853; «Анда», 1870; «Отелло», 1886; «Фальстаф», 1892). Для французского музыкального театра 2-й половины 19 в. характерен жанр лирической оперы, пришедший на смену большой опере и во многом ей противоположный: «Фауст» Ш. Гуно (1859), «Лакме» Л. Делиба (1883), «Манон» Ж. Массне (1884). Вершина оперного реализма во французской музыке 19 в. — «Кармен» Ж. Бизе (1874), яркость, эмоциональность образов, своеобразие музыкального языка которой ставят её в ряд лучших произведений мировой классики.

Немецкая опера 2-й половины 19 в. связана с именем Р. Вагнера, оказавшего большое воздействие на музыкальное искусство Европы. Вагнер, как и Глюк, ратовал за единство музыки и драмы. Основа его оперной драматургии — система Лейтмотивов. Стремясь к сохранению целостности музыкального развития, он отказался от деления актов на отдельные номера. Особую роль в сложной, психологически утончённой О. отводил Вагнер оркестру. Однако скрупулёзное подчинение этим принципам привело к противоречиям в творчестве художника. Реформаторские оперы Вагнера — «Тристан и Изольда» (1859), тетралогия «Кольцо нибелунга» (1854—74), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882).

В последнем десятилетии 19 в. в итальянской О. возникло новое направление — Веризм. Среди веристских О. выделяются «Сельская честь» П. Масканьи (1890), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1892). Веризм проявляется и в творчестве Дж. Пуччини («Манон Леско», 1892; «Богема», 1895; «Тоска», 1899; «Чио-Чио-сан», 1904).

В результате освободительного движения в Восточной Европе в 19 в. складываются национальные оперные школы. На мировую арену выходят чешские, польские, венгерские О.: «Бранденбуржцы в Чехии» (1863) и «Проданная невеста» (1866) Б. Сметаны (См. Сметана), «Галька» С. Монюшки (См. Монюшко) (1847), «Ласло Хуньяди» (1844) и «Банк Бан» (1852) Ф. Эркеля (См. Эркель).

Аналогичный процесс становления национальных оперных культур наблюдается у ряда народов дореволюционной России. Представителями этих школ являются: на Украине — С. С. Гулак-Артемовский («Запорожец за Дунаем», 1863), Н. В. Лысенко («Наталка Полтавка», 1889), в Грузии — М. А. Баланчивадзе («Дареджан коварная», 1897), в Азербайджане — У. Гаджибеков («Лейли и Меджнун», 1908), в Армении — А. Т. Тигранян («Ануш», 1912) и др.

Музыкальные течения конца 19 — начала 20 вв. представлены и в оперном искусстве: Импрессионизм — в операх К. Дебюсси («Пеллеас и Мелизанда», 1902); Экспрессионизм — Р. Штрауса («Саломея». 1905; «Электра», 1908), А. Шёнберга («Ожидание», 1909; «Счастливая рука», 1913), А. Берга («Воццек», 1921), П. Хиндемита («Кардильяк», 1926, новая редакция 1952). Тенденции неоклассической стилизации нашли отражение в ряде произведений И. Стравинского (См. Стравинский) (О.-оратория «Царь Эдип», 1927). Существен вклад в развитие О. композиторов разных стран и направлений: Д. Мийо («Бедный матрос», 1927; «Христофор Колумб», 1930), К. Орфа («Луна», 1938; «Умница», 1942), М. де Фальи (См. Фалья) («Жизнь коротка», 1905, пост. 1913), З. Кодая (См. Кодай) («Хари Янош», пост. 1926), Л. Яначека («Её падчерица», 1903), Дж. Энеску («Эдип», 1932), П. Владигерова («Царь Калоян», 1936) и др. Значительным явлением в О. 20 в. стала «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1935). Это — первое произведение американского композитора в музыкально-драматическом жанре, написанное ярким музыкальном языком, основанное на нар. музыке, затрагивающее остросоциальные проблемы.

Сложны пути О. в капиталистических странах. В неё проникли различные модернистские тенденции, искажающие и расшатывающие оперный жанр. Однако прогрессивные художники, сочетая достижения современной музыки с принципами реалистической О., продолжают создавать ценные произведения. К таким передовым явлениям относятся О. французского композитора Ф. Пуленка («Человеческий голос», 1959), итальянского композитора Л. Даллапикколы (См. Даллапиккола) («Заключённый», 1948), итальянского композитора, живущего в США, Дж. К. Менотти («Медиум», 1942; «Консул», 1950). Крупными достижениями современной английской О. являются произведения Б. Бриттена («Питер Граймс», 1945; «Сон в летнюю ночь», 1960), А. Буша («Уот Тайлер», 1950).

Особое место в истории развития О. занимает советское оперное искусство, сложившееся после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские композиторы, опираясь на классические традиции и метод социалистического реализма, стремятся к правдивому изображению действительности и истории во всём их многообразии. Советский музыкальный театр складывался как многонациональный (в некоторых республиках — Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Белоруссии, Башкирии — национальный музыкальный театр был создан впервые в годы Советской власти). Новым в советской О. было обращение к современным сюжетам. В 30-е гг. в операх И. И. Дзержинского (См. Дзержинский) («Тихий Дон», 1934, пост. 1935), Т. Н. Хренникова («В бурю», 1939, новая редакция 1952) и др. сформировался тип «песенной» О. (песня — основа музыкальной драматургии). К выдающимся достижениям советской О. принадлежат «Семен Котко» (1939) и «Война и мир» (1943, окончательная редакция 1952) С. С. Прокофьева, «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича. Появились яркие образцы национальной классики: «Даиси» 3. П. Палиашвили (1923), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1928), «Кёр-Оглы» У. Гаджибекова (1936). В советской О. нашла отражение героическая борьба советского народа во время Великой Отечественной войны 1941—45: «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (См. Кабалевский) (1947, 2-я редакция 1950), «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (1947, 2-я редакция 1950), «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева (1948, пост. 1960) и др. Значительный вклад в советскую О. внесли композиторы Р. М. Глиэр, К. В. Молчанов, В. И. Мурадели, С. М. Слонимский, А. Н. Холминов, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др., а также композиторы братских республик — Ф. Амиров, М. Ашрафи, С. А. Баласанян, Е. Г. Брусиловский, В. А. Власов, Д. Г. Гершфельд, Н. Г. Жиганов, А. К. Жубанов, М. О. Заринь, Э. А. Капп, Б. Н. Лятошинский, Г. И. Майборода, А. М. М. Магомаев, А. Малдыбаев, В. Мухатов, Д. Овезов, Ш. М. Мшвелидзе, В. Ю. Клова, Ш. Сайфиддинов, Ю. В. Семеняко, А. Л. Степанян, О. В. Тактакишвили, Е. К. Тикоцкий, В. Г. Фере, Л. А. Хамиди, А. Г. Шапошников и многие др. По пути социалистического реализма развивается оперное искусство европейских стран социализма. Среди композиторов этих стран — П. Дессау (ГДР), Л. Пипков (Болгария), Э. Сухонь (Чехословакия), Ш. Соколаи (Венгрия) и др.

См. также разделы Музыка в статьях об отдельных союзных и автономных республиках и странах.

Лит.: Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Ля-Лоранси Л. де, французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; Асафьев Б. В., Опера, в сборнике: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М. — Л., 1947; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; его же, Очерки по драматургии оперы XX века, М., 1971; Советская опера. Сб. критических статей, М., 1953; Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр. (1917—1941). Очерки истории, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века, [т. 2] — 1857—1872, Л., 1971; Хохловкина А., Западноевропейская опера. Конец XVIII – первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Ванслов В., Опера и её сценическое воплощение, М., 1963; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1–2, М., 1966—73 (т. 1, в. 1 совместно с В. В. Протопоповым); Loewenberg A., Annals of opera 1597—1940, v. 1—2, 2 ed., Gen., 1955; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., 1955; Brockway W., Weinstock Н., The world of opera. L., 1963.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *