Что такое развязка в литературе 6 класс определение
Что такое развязка в литературе? Определение с примером
В литературе есть несколько композиционных компонентов произведения. Одной из них считается развязка. Расположенные в определенном порядке части текста называются композицией.
Определение развязки в литературных произведениях
Развязка – та часть произведения в литературе, в которой судьба героя переворачивается. Оканчивается развязка обычно победой или поражением главного героя. Развязка в литературе заключает сюжет, с помощью нее автору удается подчеркнуть свое отношение к происходящему, а также к героям произведения. Развязку нельзя назвать финалом произведения. В финал входит не только развязка, но и кульминация.
В некоторых произведениях, в которых нужно призвать читателя к рассуждению, развязка отсутствует. У этих произведений открытый финал. Знаменитый «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина относится к произведениям с отсутствием развязки или открытым финалом.
В литературе наблюдается и такое, что развязка включает в себя и кульминацию. К таким произведениям относится «Ревизор» Николая Гоголя.
Определение развязки основано на глаголах: развязать и развязаться. Это завершение литературного произведения, в котором разрешается сюжет и судьба героев произведения.
Развязка по своему содержанию может носить трагичный или благополучный характер. Также в развязке могут развернуться неожиданные действия. Развязку некоторые авторы делают наиболее правдоподобной, а некоторые специально придумывают для нее наиболее искусственный и условный сюжет.
В буржуазной литературе специально созданы только благополучные концы произведений. В мирной развязке примеряются все социальные слои. Некоторые авторы, которые видели все самые сильные противоречия в капитализме, использовали в своих произведениях не мирную, а пессимистичную развязку.
Все же чаще развязка соответствует логическому развитию действий, но бывает и такое, что развязка становится немотивированной, она несколько выбивается из всех произошедших событий произведения. Чаще всего это происходит в драматических произведениях.
Некоторые авторы развязку помещают в начало произведения.
РАЗВЯЗКА
Смотреть что такое РАЗВЯЗКА в других словарях:
РАЗВЯЗКА
исход основного сюжетного действия (см. Сюжет), разрешение, «развязывание» художественного Конфликта.
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
развязка 1. ж. 1) Действие по знач. глаг.: развязать, развязаться. 2) перен. Завершение чего-л., заключительная часть чего-л.; конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства. 2. ж. 1) Конец драматического действия в драме. 2) Заключительная часть любого литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц.
РАЗВЯЗКА
развязка ж.1. (в романе, драме) denouement (фр.) 2. (завершение) outcome, issue; upshot дело идёт к развязке — the affair is coming to a head 3. (тр. смотреть
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА, исход осн. сюжетного действия (см. Сюжет), разрешение, «развязывание» художественного конфликта.
РАЗВЯЗКА
3.1.4 развязка: Отношение напряжения на входе коммутатора, к которому подключен передатчик (измерительный генератор), к напряжению на входе, к которо. смотреть
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершени. смотреть
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей. Р. часто не является концом произведения — за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах. Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним. Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий. Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите — она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании — П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика». Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели. Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей лит-ры буржуазного общества — его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте. Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения — впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р. Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны. Библиография: См. «Драма». Гр. Бояджиев. смотреть
РАЗВЯЗКА
развязка
Смотреть что такое «развязка» в других словарях:
Развязка — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу… … Литературная энциклопедия
развязка — См … Словарь синонимов
Развязка — (иноск.) конецъ, окончательное рѣшеніе. Завязка (въ событіи, въ романѣ) основаніе дѣйствій; развязка конецъ дѣйствій. Ср. Потомъ. но вамъ самимъ не трудно угадать Всѣхъ этихъ ужасовъ счастливую развязку. Надсонъ. Страничка прошлаго. Ср. Пока… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
РАЗВЯЗКА — РАЗВЯЗКА, развязки, жен. 1. Действие по гл. развязать в 1, 2 и 4 знач. развязывать (разг.). 2. В драме конец драматического действия (лит.). По Аристотелю, род. начинается с переворота в судьбе героя и завершается его победой или поражением. ||… … Толковый словарь Ушакова
РАЗВЯЗКА — компонент фабулы, завершение действия литературно художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале Гадюка А. Н. Толстого, или… … Большой Энциклопедический словарь
РАЗВЯЗКА — РАЗВЯЗКА, и, жен. 1. см. развязать, ся. 2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) каких н. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения. Дело идёт к развязке. Счастливая,… … Толковый словарь Ожегова
РАЗВЯЗКА — «РАЗВЯЗКА», СССР, Ленфильм, 1969, ч/б, 76 мин. Детектив. Без внешних эффектных приемов (драк, погонь и прочих атрибутов приключенческого жанра) фильм рассказывает о молодых чекистах, которые ведут сложное дело. Разоблачив шпионскую деятельность… … Энциклопедия кино
развязка — наступила • существование / создание, субъект, начало, факт … Глагольной сочетаемости непредметных имён
развязка — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN isolation … Справочник технического переводчика
РАЗВЯЗКА — веревка, ремень или цепь, предназначенные для фиксации л. в проходе конюшни для чистки, ковки и т. п., а также во время уборки денника. Длина Р. равна половине ширины прохода. Один ее конец закреплен на стене прохода, на др. имеется кольцо, в к … Справочник по коневодству
развязка — 3.1.4 развязка: Отношение напряжения на входе коммутатора, к которому подключен передатчик (измерительный генератор), к напряжению на входе, к которому передатчик не подключен, при согласованных нагрузках на остальных входах и выходах. Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Что такое развязка в литературе и кино?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Определение развязки в литературных произведениях
Существует множество подходов к структуре произведения. Но наиболее классический и распространённый подход – это трёхактная структура Прежде чем перейти к определению развязки, нужно кратко описать, её место в структуре.
Первый акт начинается с завязки, а заканчивается обычно катализатором. Во втором расположено основное развитие сюжета, когда герой предпринимает активные действия по решению проблемы. Третий акт начинается с ещё более сильного усугубления, которое заканчивается кульминацией и развязкой. Подробнее о трехактной структуре можно прочитать в наших предыдущих материалах.
Развязка – это часть структуры произведения, в которой завершаются все его линии. Необходимо помнить, что линия – это всегда конфликт. В сюжете произведении должно быть несколько конфликтов – один основной и несколько второстепенных. В завязке произведения автор начинает эти линии, во втором акте они проходят активное развитие, когда герой сталкивается с препятствиями и жуткими проблемами, а в третьем акте, в развязке, каждому конфликту должно быть дано разрешение, а герои приходят к достижению своей цели или провалу.
Но прежде чем разбираться с развязкой, давайте сначала четко отделим этот термин от другого – финал. Потому что далеко не всегда эти слова означают одно и то же.
Чем развязка отличается от финала
Многие теоретики и практики в сферах литературы и сценарного мастерства по-разному используют термин “финал”.
Блейк Снайдер называет финалом события всего третьего акта. А Джон Труби, например, в своей книге “Анатомия истории” под финалом подразумевает кульминационную схватку, то есть драматический момент, когда протагонист и антагонист сталкиваются лицом к лицу, чтобы раз и навсегда решить, кому достанется победа.
В то же время Линда Сегер в книге “Как хороший сценарий сделать великим” разделяет эти понятия, подразумевая под финалом именно развязку.
Можно сделать вывод о том, что понятие финала не помогает на практике выстроить сюжет третьего акта. А использование именно этого термина не имеет принципиальной разницы. Остановимся на том, что финалом так или иначе называют завершение одного основного драматического конфликта произведения.
Мы уже знаем, что произведение заканчивается кульминацией и развязкой. Именно в таком порядке. Поэтому для сценариста проще согласится с подходом Снайдера и считать финалом все события третьего акта.
Поэтому давайте ещё на всякий случай вспомним, чем развязка отличается от кульминации.
Кульминация – это элемент структуры, в котором главный герой находится в наиболее опасном положении и очень ярко выходит из него, круто и даже шокирующе решает какую-то проблему или достигает цели. В кульминации зритель чётко должен увидеть, что действия героя по достижению цели увенчались успехом.
А развязка – это то, что происходит в следующий момент сразу после кульминации.
Теперь давайте разберем, в чём же роль развязки, и как она должна быть связана с кульминацией.
Значимая роль развязки
Ваш персонаж достиг своей цели: спас свою семью от бандитов, выиграл песенный конкурс или нашёл антидот для отравленной ядом матери. Какие события должны произойти дальше?
Попробуйте ответить в развязке на один или несколько из следующих вопросов:
Из ответов на эти вопросы и вытекает роль развязки в произведении.
Во-первых, развязка – это во многом и есть то, для чего вы рассказывали свою историю все предыдущие акты. В ней произойдет то, для чего герой и достигал своей цели.
Во-вторых, именно в развязке зритель считывает основное высказывание вашего произведения, которое по кусочкам выстраивали все предыдущие события. Это может произойти за счёт демонстрации изменения героя. В начале произведения герой был одним человеком, и именно в развязке герой осознает что-то или узнаёт новое о себе.
В-третьих, само достижение цели персонажем не даёт зрителю полного удовлетворения. Ему важно знать, как изменился персонаж, нашёл ли он успокоение, улучшилась ли его жизнь. Всё-таки зритель в течение всего романа, фильма или сериала эмоционально сочувствовал герою и желал ему самого лучшего.
В-четвёртых, развязка – то место, где находят мир и покой герои второстепенных линий.
Если мы говорим про полнометражный фильм или конец сериала, обязательно убедитесь, что развязка дает зрителю ответы на все поставленные сюжетом вопросы. Если же это конец эпизода шоу, дайте все ответы по вертикальной линии.
В любом случае можно уверенно сказать, что развязкой ни за что нельзя пренебрегать ни в литературе, ни в кинематографе, ведь она отвечает на основные вопросы истории.
Виды развязок
Развязка в литературе и кинематографе может быть двух видов: открытой и закрытой.
Закрытая развязка – это четкое достижение цели главным героем и момент окончательного разрешения основного конфликта. Например, Гарри Поттер в книге и одноимённом фильме “Гарри Поттер и философский камень” спасает философский камень от рук лорда Волан-де-Морта (кульминация), что мешает действиям злодея по возрождению в плоти и крови и завоеванию волшебного мира (развязка).
Открытая развязка – это развязка, которая содержит в себе ещё большую тайну или влечёт за собой ещё более опасные события. В рамках уже упомянутой франшизы в книге и фильме “Гарри Поттер и Кубок огня” как раз открытая развязка. Сама кульминация турнира трёх волшебников ясна чётко – Гарри добывает Кубок огня и побеждает в турнире.
Но развязка трагична: Гарри становится свидетелем возрождения лорда Волан-де-Морта, а это новая опасность, меняющая правила игры на долгое время вперед. Более того Седрик Дигори, соперник Гарри по турниру, погибает от действий Волан-де-Морта, но при этом все остальные не верят Гарри. Ни главный герой, ни зритель не получают завершения конфликта. Опасность нарастает, никто не знает, что делать. И остается сильное желание узнать, как это разрешится дальше. Именно эта часть литературной франшизы “Гарри Поттер” заняла пятое место в списке “200 лучших книг по версии Би-Би-Си”.
Примеры развязок в литературных произведениях
Ниже мы рассмотрим культовые произведения в литературе, оценённые во всем мире.
Сюжет романа английской писательницы Шарлотты Бронте “Джейн Эйр” повествует о судьбе девочки-сироты Джейн. Она находится в поиске себя и своего предназначения. Роман заканчивается драматическим воссоединением Джейн и уже слепого Эдварда Рочестера, хозяина, любовь которого она отвергла. Джейн осознает, что она любит его, а он – её, когда слышит его голос и слова, зовущие её сквозь пространство. Это кульминация. А развязка в этом произведении – это согласие Джейн выйти за него замуж и их благополучная семейная жизнь.
Одна из книг литературной серии “Хроники Нарнии” Клайва Льюиса “Лев, колдунья и волшебный шкаф” (снят одноимённый фильм) рассказывает о путешествии двух сестёр и двух братьев по волшебной стране Нарнии, которую они спасают от злой Белой Колдуньи. Кульминация книги – это победа детей и создателя мира Нарнии, Аслана, над злодейкой. А развязка — это коронация Питера верховным королём и правление детей Нарнией. Но композиция этой книги на самом деле кольцевая, и дети возвращаются обратно в свой мир в тот же момент времени, с которого началось их путешествие. Это тоже часть развязки.
Примеры развязок в кино
Кульминационным моментом фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» является сражение Грома с Разумовским, т.е. Доктором. В это время подруга Грома Юлия записывает признание Разумовского злодеяниях на видео. Доктор повержен. Что происходит дальше? Развязываются линии с уличными беспорядками. Власти в фильме объявляют судебную реформу. Разумовского сажают, а Гром впервые понимает ценность своих друзей.
Начинающему автору нужно учесть, что хорошая развязка – это залог финала, который оценят и читатели, и зрители. Одновременно с этим основа удачной завязки – интересные захватывающие конфликты.
РАЗВЯЗКА
Смотреть что такое РАЗВЯЗКА в других словарях:
РАЗВЯЗКА
исход основного сюжетного действия (см. Сюжет), разрешение, «развязывание» художественного Конфликта.
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
развязка 1. ж. 1) Действие по знач. глаг.: развязать, развязаться. 2) перен. Завершение чего-л., заключительная часть чего-л.; конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства. 2. ж. 1) Конец драматического действия в драме. 2) Заключительная часть любого литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц.
РАЗВЯЗКА
развязка ж.1. (в романе, драме) denouement (фр.) 2. (завершение) outcome, issue; upshot дело идёт к развязке — the affair is coming to a head 3. (тр. смотреть
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА, исход осн. сюжетного действия (см. Сюжет), разрешение, «развязывание» художественного конфликта.
РАЗВЯЗКА
3.1.4 развязка: Отношение напряжения на входе коммутатора, к которому подключен передатчик (измерительный генератор), к напряжению на входе, к которо. смотреть
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершени. смотреть
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей. Р. часто не является концом произведения — за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах. Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним. Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий. Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите — она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании — П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика». Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели. Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей лит-ры буржуазного общества — его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте. Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения — впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р. Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны. Библиография: См. «Драма». Гр. Бояджиев. смотреть