Что такое реальный сектор экономики в акциях
Ликбез: Понятие секторов на фондовом рынке США
Cектор — это группа компаний, занимающихся одинаковыми или схожими видами деятельности. Необходимость разделения акций по группам и секторам обусловлена следующим.
— Торговыми стратегиями, основанными на схожем поведении акций одного сектора. Акции одного сектора движутся в едином потоке вслед за индексом и акциями наиболее крупного по капитализации и объему торгов представителя данного сектора (EXXON MOBILE, WALL-MART). Задача трейдера в данном случае найти акцию компании из этого сектора, которая еще не успела сделать движение вслед за индексом и другими акциями из этого сектора.
— Многие новости выходят не на отдельные компании, а на целые сектора и индустрии. Чтобы получить выгоду от таких новостей, необходимо знать, какие компании входят в данный сектор, а также их особенности.
— В случае выхода сильной новости фундаментального характера на компанию, торговля ее акциями может быть очень опасной и сложной в силу очень высокой волатильности и объемов, значительно превышающих средний. Поскольку другие акции данного сектора, скорее всего, будут повторять движение данной акции, то может быть целесообразным торговать именно их, вместо акций, по которым вышли новости.
Сектора фондового рынка
9) Aerospace and Defense. Сюда входят предприятия ВПК, авиастроения, космической техники. Предприятия получают гигантские контракты от государства, иностранных государств, агентств. Реагируют на известия о государственном бюджете (оборонной статье), войнах, конфликтах и т.д.
Основные компании GD, ВА, LMT, NOC, РН, АН, COL.
Лидеры — General dynamics (GD), Boeing (ВА).
10) Technology/Telecommunications. Предприятия высоких технологий (полупроводники, сети, электроника и т.д.) и связи.
Основные компании — технологии: INTC, MOT, TXN, NVDA, NOK, AMD, IBM, HPQ, ALA, WHR, LXK, DELL, SNE, WDC
связь: VZ, GSL, VOD, T, SIRI.
Лидеры — Intel (INTC), Motorola (MOT), Verizone (VZ) AT&T (T), Sirius (SIRI).
11) Software/Internet. Компании, специализирующиеся на разработке программного обеспечения и Интернете.
Основные компании — MSFT, CSCO, GOOG, YHOO, MWY, MFE, ORCL.
Лидеры — Microsoft (MSFT), Cisco systems (CSCO), Google (GOOG).
12) Textile/Apparel. Сюда входят предприятия легкой промышленности (ткани, одежда, обувь).
Основные компании — NKE, RBK, JNY, ТОМ, VFC. Лидер — Nike (NKE).
13) Leisure / Restaurants. Сюда относятся предприятия, занимающиеся организацией отдыха и развлечения — казино, рестораны и т. д.
Основные представители — LVS, RCL, CCL, НЕТ, PNK, WEN, MCD, LNY, JBX, AZR.
Лидеры — MacDonald’s (MCD).
14) Media. Сюда относится телевидение и печатные издания.
Основные представители — DIS, CVC, CCU, CTV, DTV, VIA, VIA.B, NYT, TRB, TWX, DWA, KRI, GCI, МНР, MNI.
Лидеры — Disney (DIS), New-York times (NYT), Cable vision (CVC).
15) Automotive. Автомобильная промышленность. Сюда можно отнести производителей легковых автомобилей, грузовых автомобилей, мотоциклов, а также производителей автозапчастей.
Легковые автомобили — F, DCX, ТМ.
Грузовики — CNF, WGO, NAV, OSK.
Автозапчасти — AXL, ARM, JCI, LEA, SUP, BWA, VC. Мото — HDL.
Сектор реагирует на индикатор Auto-sales.
16) Transportation. Сюда входят железные дороги — BNI, CNI, CP, UNP, NCS, CSX (лидер BNI), авиалинии (GOL, DAL, CAL, LCC, LUV) и автомобильные перевозчики (FDX).
Источник: А. Герчик «Курс активного трейдера»
Рынок акций США. 11 секторов в деталях
На рынке США торгуется более 4 тыс. акций, более 2000 депозитарных расписок и 2200 бумаг ETF. В рамках S&P 500 их насчитывается 11 секторов. Каждый сектор, в свою очередь, подразделяется на индустрии.
1. Диверсификация. Чтобы сформировать портфель акций, имеет смысл ограничиться примерно 5-15 компаниями из разных секторов. Самый простой способ — поделить вложения поровну. Знание секторов поможет подобрать слабо коррелирующие акции, снизив риск портфеля.
Более консервативный подход: большую часть вложить в ликвидные и стабильные компании, а оставшиеся деньги — в высокорисковые акции. Разбавив портфель облигациями, а также зарубежными бумагами, можно получить достаточно сбалансированный набор.
2. Концентрация (точечные идеи). Если вы верите в долгосрочные перспективы какой-либо индустрии или ожидаете появления катализаторов в определенном сегменте, то информация о структуре секторов позволит оптимально подобрать подходящие бумаги.
В разные периоды появляются новые драйверы, прорывные технологии и бизнес-модели, а значит и лидеры роста. В последнее десятилетие — это сектора высоких технологий и коммуникационных услуг. Современные мегатренды — электронная коммерция и платежи, стриминг, искусственный интеллект, big data.
3. Оценка сопоставимых компаний. В интересующих секторах можно провести сравнительную оценку. Речь идет о поиске недооцененных бумаг. Их можно найти при помощи сравнения акций с медианными значениями по сектору (индустрии). Сравнивать стоит мультипликаторы, показатели рентабельности, долговой нагрузки, дивидендов, ожидания по динамике доходов, волатильности, дисконта акций к средним таргетам аналитиков.
4. Зависимость от бизнес-циклов. Речь идет о разрезе в 1-10 лет. Полный цикл охватывает три периода: возрождение, экспансию и сокращение экономики. Речь также идет о четырех этапах: раннем, среднем, позднем и рецессии.
Секторы экономики в индексе S&P500
Собрать портфель, чтобы он повторял состав индекса S&P500 с правильными весами отдельных компаний – достаточно сложно. Но вполне по силам на начальном этапе собрать портфель с правильными весами секторов, которые представлены в индексе. К сожалению, мой портфель не является в этом плане примером для подражания, так как веса секторов в нем сильно отличаются от индексных.
До детального изучения вопроса секторов у меня в голове была полная каша. Я и подумать не мог, что Microsoft, Google и Amazon – это компании из 3-х различных (!) секторов. Казалось бы – это всё IT, но нет. Данный пост будет небольшим ликбезом для тех, кто думал также, как и я.
Какие же секторы входят в S&P500 и какие доли они там занимают?
Это компании, разрабатывающие технологические продукты: электронику, компьютеры, программное обеспечение, компоненты, облачные и интернет сервисы и т.д. Это самый крупный сектор в индексе. Первые строчки S&P500 как раз занимают 2 технологических гиганта: Apple и Microsoft.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Technology:
В данный сектор попадают компании, которые так или иначе связаны с медициной: предоставляют медицинские услуги, занимаются исследованиями в сфере биотехнологий, производят медицинское оборудование и лекарства.
Danaher (8-е место в секторе Healtcare) – отличное название для медицинской компании, которой не всё равно 🙂
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Healthcare:
В состав данного сектора входят компании из следующих отраслей: медиа, ритейл, производство и продажа одежды, товары для дома, автомобильная промышленность и автозапчасти, отели, рестораны и развлечения, товары для отдыха, предметы роскоши, различные услуги, интернет-магазины. В общем это все те компании, от продукции которых можно временно отказаться при экономическом спаде.
Новые кроссовки Nike и стаканчик кофе из Starbucks – это то, без чего вы можете прожить, однако сектор потребительских товаров вторичной необходимости находится на 3-ем месте по весу в индексе S&P500. Лидер сектора – компания Amazon.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Consumer Discretionary:
Это провайдеры мобильной связи, беспроводных и проводных услуг, медиа- и развлекательных сервисов, а также рекламные платформы, поисковики и социальные сети.
Такие компании, как Google и Facebook относятся именно к телекомам, а не к IT, как считают некоторые.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Communication Services:
Сектор состоит из банков, инвестиционных, страховых компаний, а также организаций, предоставляющих услуги бизнесу и розничным клиентам. Большая часть выручки сектора генерируется за счет кредитования и его производных. Соответственно, в периоды экономического бума и роста процентных ставок ФРС сектор процветает. Яркие представили этого сектора – платежные системы Visa и Mastercard, которыми мы пользуемся ежедневно.
Когда говорят об опасности инвестирования в одну компанию, пусть и очень крупную, обычно приводят в пример рухнувшего гиганта из финансового сектора – банк Lehman Brothers.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Financials:
В этом секторе компании, которые производят тяжелую, сельскохозяйственную и строительную технику, станки, оборудование. Сюда же относится аэрокосмическая и оборонная промышленность, а также пассажирские, грузовые, морские перевозки, железные дороги и транспортная инфраструктура.
Наиболее известные представители сектора: Boeing, Caterpillar, FedEx.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Industrials:
К этому сектору относятся компании, предлагающие товары первой необходимости: продукты питания, напитки, товары для дома и личной гигиены. Как ни странно, но производители алкогольной и табачной продукции также находятся в этом секторе.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Consumer Staples:
В этом секторе компании, поставляющие электричество и предоставляющие коммунальные услуги. Компании из этого сектора можно считать “защитными”, так как даже во время кризиса люди обязаны оплачивать коммуналку. Сектор один из самых щедрых в части дивидендов. Для многих компании этого сектора неизвестны, так как они ориентированы преимущественно на внутреннего потребителя.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Utilities:
Компании этого сектора сосредоточены на добыче и переработке сырья, отличного от нефти и газа: металл, химия, лес и т.п.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Materials:
В основном это фонды REIT, которые владеют недвижимостью и сдают её в аренду. Такие фонды, как правило, платят относительно высокие дивиденды.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Real Estate:
Сегодня это самый маленький сектор в индексе S&P500. Это компании, занимающиеся разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой традиционного топлива (нефть и газ). Сюда же входят сервисные компании, которые предоставляют сопутствующие услуги и оборудование.
ТОП-20 крупнейших компаний сектора Energy:
Все данные по долям секторов в данном посте актуальны на 06.11.2020. Самые свежие данные можно посмотреть на сайте spglobal.com. Там же можно найти графики роста всех этих секторов по отдельности. Можно наглядно увидеть кто в индексе слабое звено, а кто тащит “команду” вверх. Всего и индексе 11 секторов.
Графики это хорошо, но если хочется узнать конкретные цифры роста каждого сектора в отдельности, то можно воспользоваться сайтом ru.tradingview.com.
Для поиска и отбора компаний по секторам удобно пользоваться скринером на сайте finviz.com (скриншоты в этой статье как раз оттуда).
Теперь вы знаете какие сектора и в каком соотношении присутствуют в индексе S&P500.
У меня на данный момент большое несоответствие по весам секторов, но я не вижу в этом большой проблемы, так как на данный момент портфель ведет себя чуть лучше самого индекса.
Такого результата удалось достичь за счет большой доли IT сектора, который показал хороший рост в этом году. Возможно в следующем году я займусь наращиванием долей в других секторах, ведь конечная моя цель – не пытаться обогнать индекс, а стараться максимально приблизиться к его доходности, покупая акции самостоятельно. Почему я не покупаю ETF я писал в отдельной статье.
Зачем я вообще все это делаю? Дело в том, что некоторое время назад я вместе со своей женой принял решение копить на собственную пенсию самостоятельно, откладывая ежемесячно некую часть своей зарплаты. Банковские вклады дают достаточно маленькую доходность, которой не хватает, чтобы покрыть хотя бы инфляцию.
Построение портфеля акций (часть II)
Построение портфеля акций (часть II)
В прошлом уроке мы рассмотрели общепринятые стандарты классификации акций по секторам.
Примеры того, к каким секторам относятся различные акции США и России, вы можете посмотреть в таблице:
Если акции можно поделить по секторам, то сами сектора можно поделить на циклические (cyclical) и нециклические (non-cyclical). Американские инвесторы считают это разделение весьма важным.
• компании из циклических секторов:
— растут вместе с ростом экономики;
— прибыль этих компаний очень зависит от бизнес-цикла;
— как правило, это дорогие товары, покупка которых может быть отложена.
• компании из нециклических секторов:
— стабильны вне зависимости от цикла, однако растут не так сильно, когда растёт экономика.
К циклическим секторам относятся следующие:
• Consumer discretionary (потребительский сектор)
«Discretionary» означает «по усмотрению». Это сектор потребительских товаров. В него входят:
— автомобильная отрасль;
— украшения;
— одежда;
— отели;
— рестораны и т.п.
• Materials, или Basic materials (полезные ископаемые)
Это добывающая отрасль, к примеру, добыча железной руды или полезных ископаемых.
• Energy (энергетика)
Сюда входит нефтяной сектор.
• Finance (финансовый сектор)
• Industrials (промышленность):
— тяжелое машиностроение;
— аэрокосмическая отрасль;
— оборонка;
— транспорт.
• Technology (технология):
— computers;
— software (программное обеспечение);
— semiconductors (полупроводники);
— communications equipment (всякие роутеры);
— internet services.
К нециклическим секторам относятся:
• Consumer staples (потребительский сектор, необходимые для жизни продукты):
— еда;
— напитки;
— предметы личной гигиены.
• Healthcare (здравоохранение):
— фармацевтика;
— биотехнологии;
— мед. услуги;
— мед. оборудование.
• Utilities (коммунальные услуги):
— газ;
— электричество;
— вода.
• Communications (связь, в том числе соцсети):
— интернет-связь;
— мобильная связь;
— развлекательный контект, стриминг;
— медиа;
— шоу.
Общее правило таково: экономика бурно растёт – повышаем exposure (долю в портфеле) на циклические акции, экономика падает – уходим в нециклические. Конечно, это некоторое упрощение. Рынок не всегда так прямолинеен.
Разбор секторов экономики для начинающих инвесторов фондовой биржи
Сектор — группа компаний со схожими бизнес-моделями. Секторы рынка регламентированы глобальным стандартом классификации отраслей (ГСКО). То есть, речь сейчас не пойдёт о моём собственном понимании рынка. Мы будем обсуждать классификацию, которую придумали умные дядьки с бородой.
1. Энергетика (Так умные дядьки почему-то назвали нефтегазовый сектор)
В сектор входит: нефть, газ, уголь и оборудование для этого вот всего.
Пример на американском рынке: Exxon Mobil (XOM), PetroChina (PTR), Royal Dutch Shell (RDS.A), Devon Energy (DVN)
На рынке РФ: Лукойл (LKOH), Газпром (GAZP), Роснефть (ROSN), Сургутнефтегаз (SNGS).
Самая низкая доходность на рынке США, но самые высокие дивиденды: 3,8%. Сектор рискованный. Котировки акцией зависят от цен на сырье. А ещё от сделок ОПЕК, состояния рынка и твиттера Трампа (светлая ему память). В общем, этот сектор тяжело поддаётся прогнозированию.
2. Материалы (сырьевой сектор)
В сектор входит: химикаты, сельскохозяйственные материалы, пластик, стройматериалы, упаковка, драгоценные и промышленные металлы и минералы. Сюда же относятся золотодобытчики.
Пример на американском рынке: Alcoa (AA), WestRock (WRK), Du Pont (DD), Mosaic (MOS), Sherwin-Williams (SHW).
На рынке РФ: Норильский никель (GMKN), АЛРОСА (ALRS), Русал (RUAL), Северсталь (CHMF), Полиметалл (POLY), ФосАгро (PHOR).
По этому сектору есть несколько фондов, но все они касаются золотодобытчиков. Например, FinEx Золото (FXGD) или Тинькофф Золото (TGLD), ВТБ Фонд Золото (VTBG)
Сектор цикличный и довольно разношерстный. Например, экологическая упаковка, вероятней всего, тренд на будущее. Металлурги падают при кризисе, а золото — растёт. Поэтому, сложно сделать однозначные выводы.
В сектор входит: аэрокосмическая промышленность, авиакомпании, морской транспорт, грузоперевозки, машинное оборудование, железнодорожная промышленность.
Примеры на американском рынке: всем вам известный Boeing (BA), General Electric (GE), Lockheed Martin (LMT), Caterpillar (CAT), Danaher (DHR).
На рынке РФ: Аэрофлот (AFLT), Трансконтейнер (TRCN), НМТП (NMTP), Камаз (KMAZ).
Сектор также довольно цикличный, и зависит от состояния рынка. У компаний из этого сектора не редко бывает высокая долговая нагрузка. Также, этот сектор часто пользуется поддержкой государства.
4. Потребительские товары повседневного спроса
В сектор входят: то, что нужно людям вне зависимости от ситуации на рынке. Еда, напитки, алкоголь, табак, косметика, ну и супермаркеты, где можно купить все эти товары.
Примеры на американском рынке: Wal-Mart Stores (WMT), Procter & Gamble (PG), Tyson Foods (TSN), Philip Morris (PM), Costco Wholesale (COST).
На рынке РФ: Магнит (MGNT), Детский мир (DSKY), ГДР X5 RetailGroup (FIVE), Черкизово (GCHE), Лента (LNTA).
Этот сектор рынка можно использовать как защитный актив. Он не цикличный, но и не особо быстро растёт. Люди и в момент кризиса буду покупать хлеб, но и не станут есть больше хлеба в период экономического роста.
5. Потребительские товары выборочного спроса
А вот тут уже то, что покупают люди когда закрыты основные базовые потребности: автомобили, мотоциклы, одежда, предметы роскоши, отели, рестораны, свадебные услуги, круизы.
За 10 лет этот сектор показал рост на 382%, во многом благодаря Amazon
Примеры на американском рынке: конечно Amazon (AMZN), Alibaba (BABA), McDonald’s (MCD), Nike (NKE), Carnival (CCL).
На рынке РФ: М-видео (MVID), Озон (OZON), Обувь России (OBUV).
Это цикличный сектор, и хорошо растёт только после кризиса, когда повышается доход населения. Разумеется, пока у людей нет зарплат, мечту о круизах они временно откладывают.
Это огромный сектор, в который входят: разработчики лекарственных препаратов, поставщики мед.оборудования, медицинская страховка и биотехнологии.
Второй по величине и третий по динамике роста сектор: за последние 10 лет вырос на 261%
Примеры на американском рынке: Pfizer (PFE), Johnson & Johnson (JNJ), UnitedHealth Group (UNH), AbbVie (ABBV), Amgen (AMGN), Gilead (GILD), Eli Lilly (LLY).
На рынке РФ сложно найти примеры. Немного медицины есть в АФК-системе (AFKS), если можно так выразиться.
Также, есть фонд NASDAQ Bioteh (TBIO), который на 98% состоит из акций здравоохранительного сектора. Он обязательно будет в моём портфеле, когда я доберусь до диверсификации по сегментам.
Сектор считается не цикличным, потому что люди болеют вне зависимости от экономической ситуации в стране. При этом, сектор хорошо растёт, потому что биотехнологии развиваются. Но у них есть свои сложности с конкуренцией, испытанием новых препаратов, патентами и тд. Поэтому, акции биотехнологий достаточно волатильны. Поэтому-то я и хочу фонд.
Сектор состоит из банков, страховых компаний, брокеров и тд.
Примеры на американском рынке: JPMorgan (JPM), Bank of America (BAC), Wells Fargo (WFC), Visa (V), Masterkard (MA), Goldman Sachs (GS).
На рынке РФ: Сбербанк (SBER), TCS Group (TCSG), ВТБ (VTBR)
Из всего сектора платёжные системы растут быстрей всего. Сам сектор вырастает сразу после окончания кризиса быстрей всех остальных. Так как компании этого сектора выдают кредиты бизнесу и частным лицам, котировки акций зависят от реального положения дел в экономике.
8. Информационные технологии (IT-сектор)
Это любимый инвесторами сектор. Программное обеспечение, детали для гаджетов, материнские платы, смартфоны, интернет-услуги.
Примеры на американском рынке: Apple (APPL), Microsoft (MSFT), Cisco (CSCO), Nvidia (NVDA), Intel (INTC), IBM (IBM), Adobe (ADBE).
На рынке РФ: ээээ Яндекс (YNDX)? Не особо богата IT-компаниями земля русская.
Также, стоит отметить классные фонды от FinEx (FXIM) и (FXIT).
Самый большой и самый прибыльный сектор индекса S&P 500. Его, несомненно, любят инвесторы. Не смотря на то, что есть определенные риски: компании должны идти в ногу со временем, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе.
9. Коммуникационные услуги
За этим скучным названием скрывается всё, что мы с вами очень любим: производители компьютерных игр, услуги связи, сми, развлечения, интерактивные медиа, социальные сети, онлайн-кинотеатры.
Самый молодой сектор в индексе S&P 500, сформирован в 2018 году.
Примеры на американском рынке: Facebook (FB), Googl (GOOGL), Walt Disney (DIS), Netflix (NFLX), Twitter (TWTR), AT&T (T).
На рынке РФ: МТС (MTSS), Ростелеком (RTKM), Мэйл-ру (MAIL).
Большинство компаний этого сектора зарабатывают на рекламе, поэтому сектор считается достаточно цикличным. Я, как маркетолог, люблю этот сектор, и покупаю неоправданно много акций.
10. Коммунальные услуги
Это газ, электричество, вода, возобновляемые ресурсы. Всё, что предоставляется для частных лиц.
Примеры на американском рынке: NextEra Energy (NEE), Exelon Corp (EXC), Consolidated Edison (ED)
Очень консервативная отрасль. Возможности роста у этих компаний ограничены. Но и влиянию кризиса они особо не подвержены. Что бы не случилось, вода, газ и электричество всё равно нужны людям.
Сюда входит: управление, аренда, разработка, промышленная и жилая недвижимость.
Примеры на американском рынке: American Tower (AMT), Simon Property Group (SPG), ProLogis (PLD), Welltower (WELL), Equinix (EQIX), Ventas (VTR), Weyerhaeuser (WY). И, конечно, REIT, про которые можно написать отдельно.
На рынке РФ: Группа ЛСР (LSRG), ПИК (PIKK)
Сектор низкодоходный, консервативный, но с большими дивидендами. Это и делает его привлекательным для инвесторов.
Конечно, это очень краткое описание. По каждому сектору можно было бы расписать отдельную статью. Но, я надеюсь, что этот материал поможет вам увидеть общую картину, и пересмотреть баланс портфеля.