Что такое реампинг гитары
Что такое реампинг?
Реампингом называют технику записи, при которой записанный с минимальным количеством обработки и искажений сигнал снова подвергают воздействию физической обработки. Применяют реампинг для самых разных источников звука, но особенно часто для электро- и бас-гитар.
Техника реампинга состоит из нескольких этапов. Сначала сухой сигнал с гитары записывается через директ-бокс. Затем записанный сигнал при участии согласующих устройств из аудио-интерфейса проходит через усилитель, приборы обработки и записывается уже обработанным обратно.
Основное преимущество реампинга состоит в том, что он позволяет в неограниченных количествах менять звучание записанной дорожки, тогда как традиционная живая запись не предоставляет возможность глубокой коррекции уже записанных инструментов.
Реампинг – это отличная возможность страховки при живой записи. В процессе сведения бывают случаи, когда выясняется, что готовый записанный звук гитары плохо ложится в микс. В такой ситуации можно использовать реампинг сохраненных дорожек записанных через директ-бокс на каком-то другом усилителе или на том же усилителе но с другими настройками.
Однако у этой на первый взгляд крайне полезной и удобной технологии есть и свои минусы.
В процессе первичной записи инструмента через директ-бокс и реампинга появляются искажения, которые являются следствием двукратного АЦП-ЦАП преобразования. При этом возникают шумы, а также нелинейные, фазовые и линейные искажения, что порождено отсутствием согласований между разными звеньями одной цепи.
Для решения этой проблемы применяют повышенную разрядность во время записи и обязательно используют директ-боксы – специальные устройства, которые во время записи инструмента напрямую «в линию» (в пульт или в аудио-интерфейс) согласуют сопротивление. Более подробно о директ-боксах читайте в специальной статье.
Реампинг гитары
Итак, как уже говорилось, в наличии обязательно должен быть директ-бокс. Длина кабеля, соединяющего гитару и директ-бокс, должна быть минимальной, в отличие от его качества, которое должно отвечать самым высоким требованиям.
Гитарный сигнал будет раздвоен директ-боксом. На выходах устройства получится два сигнала: балансный и небалансный. Балансный сигнал следует включить напрямую в аудио-интерфейс, а небалансный – в прибор обработки, например в педаль овердрайва/дисторшна.
Затем сигнал с перегрузкой включается во второй канал аудио-интерфейса, который можно будет использовать для контроля над качеством исполнения, так как чистый гитарный сигнал не позволяет осуществлять этот контроль на должном уровне.
На следующем этапе происходит запись и параллельное монтирование двух дорожек: чистой и перегруженной. Если после монтажа звучание перегруженной дорожки будет ровным, без динамических всплесков и щелчков, то можно утверждать, что и звучание чистой дорожки после реампинга будет таким же ровным.
В аудио-интерфейсе уровень входного сигнала необходимо установить максимально близким к 0 dB, но при этом следует внимательно следить за ним, чтобы не допустить клиппирования.
Даже если в наличии нет ни директ-бокса, ни педалей, ни процессоров, а есть лишь гитара, кабель и компьютер со звуковой картой, то и в этом случае можно подумать о дальнейшем реампинге. В этом случае в любом мультитрекере, например в Nuendo или Cubase создается дорожка, в Insert которой ставится любой комбоэмулятор вроде Amplitube или Guitar Rig.
Затем эту дорожку следует сделать мониторной с помощью специальной кнопки «Monitor», которая присутствует на каждой дорожке. Эта кнопка обеспечивает возможность мониторинга в реальном времени инструмента с дисторшном, который подключен в звуковую карту.
Все необходимые записанные и смонтированные дорожки можно отправить в любую студию, в список предоставляемых услуг которой входит реампинг. Все они действуют по одной схеме: рекордер (аудио-интерфейс) – усилитель – кабинет – микрофон – рекордер (аудио-интерфейс). Однако у каждого звукоинженера эти звенья могут отличаться.
Надеемся, что вышеизложенный материал поможет вам овладеть основами этой интересной и полезной техники записи гитары.
Guitar Reamping (Reamp) / Реампинг Гитары (Реамп)
Ребята, доброго времени суток. Очень понравилась эта статья про реампинг. Всё чётко, ясно и по делу. Считаем, что она заслуживает максимального репоста, и поэтому занимает почётное место в музыкальном новостном блоге нашей группы.
Автор: Евгений Виноградов
Источник: www.dayrecords.ru
Дата публикации: 03 марта 2011 г.
Чувак, твой гитарный рифф — крутяк!
Реампинг (Reamping) – это процесс воспроизведения заранее записанного необработанного гитарного звука (сигнала со звукоснимателя) через гитарный усилитель, с одновременной записью кабинета этого усилителя микрофонами (рис. 1).
Чтобы в конечном итоге твоя гитарная дорожка зазвучала как надо, главная твоя задача — максимально правильно и качественно записать сигнал со звукоснимателя твоей гитары.
Чтобы записать гитару по всем правилам, тебе понадобится ди-бокс (рис.2). Шнур от гитары до ди-бокса должен быть максимального качества и минимальной длины. Я для этой цели использую кабель метровой длины. DiBox раздвоит твой гитарный сигнал. На его выходах ты получишь два сигнала: сбалансированный (XLR гнездо) и несбалансированный (гнездо «джек»). Сбалансированный сигнал включаешь напрямую в звуковую карту. С несбалансированного выхода – в любой, привычный тебе, гитарный девайс (примочка, процессор, комбик и так далее). Я для этих целей использую SansAmp GT2 (рис. 3). Этот сигнал с перегрузкой включаешь во второй канал своей звуковой карты. Этот канал понадобиться тебе для контроля качества исполнения, ибо контролировать этот наиважнейший аспект по «чистому» гитарному сигналу не представляется возможным.
Далее необходимо записать и смонтировать параллельно две дорожки, «чистую» и с перегрузом. И если в итоге после монтажа твоя перегруженная дорожка будет звучать ровно, без щелчков, скачков и дырок, то можешь быть уверен, что твоя «чистая» дорожка после реампинга будет звучать также ровно.
Если твоя звуковая карта имеет регулятор входного уровня, то уровень сигнала необходимо выставить на максимально возможный уровень (близкий к нулю децибелл), но не допуская при этом клипирования. Если карта не имеет регулятора громкости (предусилителя), то следует записывать «как есть». У ди-бокса на сбалансированном выходе уровень достаточно маленький (-20…-12Дб), но это не должно тебя смущать. Все нормально.
Если у тебя нет никаких дополнительных девайсов (ди-бокса, примочек, процессоров и т.д.), а есть только гитара, шнур и звуковая карта с компьютером, то следует поступить следующем образом.
Музыкальный софт.
В мультитрекере (Cubase, Nuendo, Samplitube, Sonar и т.п.) создай дорожку, в Insert которой поставь комбоимулятор типа Amplitube, Guitar Rig и подобных (рис. 4); эта дорожка делается мониторной, посредством кнопки Monitor (в вышеуказанных программах есть такая кнопка на каждой дорожке). Кнопка эта позволяет слышать в реальном времени подключенный в звуковую карту инструмент с дисторшном. Не загружай проект, в который будешь записываться плагинами. Это может вызвать слышимую задержку звука. Оставь дорожку с комбоимулятором где-нибудь вверху проекта. Запись на нее производить не следует.
После того, как все необходимые дорожки записаны и смонтированы (рис. 5), ты можешь их послать на любую студию в мире, которая предоставляет услугу реампинг. Принципиально схема у всех одна: рекордер (звуковая карта) – усилитель – кабинет – микрофон – рекордер (звуковая карта). Но каждое из этих звеньев у каждого саунд-инженера имеет различие. И, как следствие, – различное звучание. Различное, но, как правило, у всех по-своему хорошее, если речь идет о сравнении со звучанием не «живых» девайсов. Я же расскажу, как реампинг делаю я, на «Дай Records», поделюсь своими секретами и многолетними наработками.
Я своим клиентам предоставляю возможность заполучить классический гитарный драйв, кранч или клин от усилителя Marshall JCM 900 Model 4100 (год выпуска 1990) (рис. 6, 7). В том же, 1990 году, он был куплен в Германии, а в 1996 привезен в Москву. По легенде немца-продавца, это один из усилителей, собранный в то же время (и в том же месте), что и усилители, которые заказывал Боб Рок для записи «Черного Альбома» Металлики. Легенда эта, как минимум, забавная. В примерах дорожек я поместил (для сравнения) реампинг соло из песни W.I.M.R. (Kirk Hammet, 1991) и то же самое соло, взятое из кавера группы ДАЙ на эту же самую песню, сыгранное на «Дай Records» через мой Marshall Сергеем (ID) Боголюбским. Оцените сходство характера звука сами. Ну и я, конечно, после услышанного, с немцем торговаться не стал.
С тех пор усилитель радует своим звуком меня и многочисленных моих благодарных клиентов. Marshall JCM 900 Model 4100 имеет два независимых канала: Gain (чистый канал) и Lead Gain (кранч, дисторшн канал). Так же в нем имеется встроенный ревербератор. На чистом звуке, при маленьких (и не только) подмесах этого ревера, звучание приобретает неповторимый маршалловый окрас. Правда, в основном это касается ретро-звучаний.
Итак, твой присланный файл, с «чистым» звуком гитары, я помещаю в мультитрекер. Далее, со сбалансированного выхода звуковой карты сигнал попадает в прибор – реампер. В моем случае, это Radial X-Amp (рис. 8). Реампер трансформирует сигнал со звуковой карты в сигнал, по всем электрическим параметрам максимально приближенным к сигналу на выходе твоей гитары. Далее, усилитель, получивший на вход «правильный» сигнал, работает именно так, как задумывал его разработчик. Реампинг без всяких нежелательных паразитных процессов, однозначно появляющихся и разрушающих оригинальное звучание. Такое происходит, если гитарный сигнал подключить к усилителю на прямую, с небалансного выхода карты, обычным гитарным кабелем. После реампера сигнал, как в классической схеме записи гитары, включается в усилитель (рис. 9).
Правда есть одна оговорка: если тебе нужно заполучить максимально возможный «мясной» перегруз, а твоя гитара (и твое звукоизвлечение, пока…) по своим характеристикам немного не дотягивает по силе звука до желаемого…. На этот случай у меня имеется классическая «грелка» Ibanez Tube Screamer (рис. 10). Обычно достаточно самого минимального подгруза исходного сигнала, что бы всё встало на свои места.
Далее, темброблоком усилителя я добиваюсь максимально сбалансированного, ровного звучания по частотам. Это впоследствии значительно упростит жизнь миксинг-инженера. Сделать это не сложно, сложнее найти правильное положение регулятора громкости. По моему опыту, существует ошибочное мнение, что усилитель (лампы) нужно раскачивать максимально, то есть «на десять». Это не совсем так… Да, на маленькой громкости – звук недогруженный, рыхлый и слабый. Но на большой и очень большой громкости звук приобретает оттенок «рванности» и «скрипучести», теряя свою благородную, маршаллово-ламповую составляющую (зернистость, так сказать). Поэтому лампы нужно раскачивать никак иначе, как ОПТИМАЛЬНО (не громко – не тихо), учитывая характер звучания исходного гитарного сигнала. Далее кабинет. Не всегда кабинет той же марки и модели даст тот звук, который хочется. Тут нужно пробовать — слушать, сравнивать. Для своего усилителя я не сразу, но все-таки подобрал оптимальный вариант. Кабинет той же марки, но другой модели (Marshall JCM 800 LEAD SERIES), того же года выпуска, что и усилитель (рис. 11). Но это не факт, что твой Маршалл, такой же модели, нуждается в таком же кабинете. Парадокс, но все ламповые усилители одной марки, одной модели, звучат по-разному, а бывает и кардинально по-разному.
То же самое можно сказать и про каждый из четырех динамиков в одном взятом кабинете. Каждый динамик в моем кабинете звучит чуть по-разному, и к разным типам микрофонов подходит не одинаково. Надо слушать и тестировать.
Для регулирования громкости кабинета я использую прибор Marshall POWER BRAKE (рис. 12). То есть получается, чтобы твоя дорожка зазвучала максимально хорошо, мне требуется ОПТИМАЛЬНО (если в этом есть необходимость) «подогреть» твой «чистый» сигнал, ОПТИМАЛЬНО разогнать лампы усилителя (с учетом презенса и гейна) и ОПТИМАЛЬНО подобрать громкость кабинета. Далее все проще: снять звук микрофонами и записать звук в звуковую карту.
Я использую два микрофона: SHURE SM57 и AKG C3000. SHURE SM57 (динамический) — классический микрофон для записи гитарных кабинетов. AKG C3000 (конденсаторный) имеет большую диафрагму и используется мною для снятия самого низа звукового спектра и поэтому ставится ближе к краю самого низко звучащего (из четырех) динамика (рис. 13).
Так же я записываю сигнал с выхода предусилителя. В этом случае берём выход RECORDING COMPENSATED (рис. 14).
Сам по себе, в чистом виде, этот звук скорее всего не пригодится (если только для спецэффектов). Для того, чтобы он зазвучал «как надо» необходимо воспользоваться библиотекой RECABINET (или подобной ему), подгружая импульсы плагином SIR2 (рис. 15). Это эмулятор кабинетов со множеством вариантов микрофонов и положения последних относительно динамиков. В сочетании с «живым» кабинетом при использовании SIR 2 RECABINET можно получить интересные варианты звучания твоих дорожек. Многие микс-инженеры используют при сведении этот эмулятор и как основное гитарное звучание. Здесь, конечно, открываются безграничные просторы для творчества, ибо вариантов звучания крайне много.
Что в итоге: прислав мне на электронную почту «чистый» звук своей гитары, ты получаешь назад три дорожки:
1. SHURE SM57 динамический микрофон;
2. AKG C3000 конденсаторный микрофон;
3. Сигнал RECORDING COMPENSATED.
Огромное значение имеют размеры, материал и конфигурация помещения, в котором находится кабинет с микрофоном. Но, это уже тема для другой статьи…
Звукозапись
      Автор: Евгений Виноградов       Источник: dayrecords.ru       Дата публикации: 03 марта 2011 г. |
Р еампинг – это процесс воспроизведения заранее записанного необработанного гитарного звука (сигнала со звукоснимателя) через гитарный усилитель, с одновременной записью кабинета этого усилителя микрофонами (рис. 1).
Про то, как правильно подготовить инструмент к записи и какие моменты хорошо бы учесть для наилучшего конечного результата, я написал в статье Про запись тяжелых рифов.
Чтобы записать гитару по всем правилам, тебе понадобится ди-бокс (рис.2). Шнур от гитары до ди-бокса должен быть максимального качества и минимальной длины. Я для этой цели использую кабель метровой длины. Ди-бокс раздвоит твой гитарный сигнал. На его выходах ты получишь два сигнала: сбалансированный (XLR гнездо) и несбалансированный (гнездо «джек»). Сбалансированный сигнал включаешь напрямую в звуковую карту. С несбалансированного выхода – в любой, привычный тебе, гитарный девайс (примочка, процессор, комбик и т.д.). Я для этих целей использую SansAmp GT2 (рис. 3). Этот сигнал с перегрузкой включаешь во второй канал своей звуковой карты. Этот канал понадобиться тебе для контроля качества исполнения, ибо контролировать этот наиважнейший аспект по «чистому» гитарному сигналу не представляется возможным.
Далее необходимо записать и смонтировать параллельно две дорожки, «чистую» и с перегрузом. И если в итоге после монтажа твоя перегруженная дорожка будет звучать ровно, без щелчков, скачков и дырок, то можешь быть уверен, что твоя «чистая» дорожка после реампинга будет звучать также ровно.
Если твоя звуковая карта имеет регулятор входного уровня, то уровень сигнала необходимо выставить на максимально возможный уровень (близкий к нулю децибелл), но не допуская при этом клипирования. Если карта не имеет регулятора громкости (предусилителя), то следует записывать «как есть». У ди-бокса на сбалансированном выходе уровень достаточно маленький (-20…-12Дб), но это не должно тебя смущать. Все нормально.
Если у тебя нет никаких дополнительных девайсов (ди-бокса, примочек, процессоров и т.д.), а есть только гитара, шнур и звуковая карта с компьютером, то следует поступить следующем образом.
В мультитрекере (Cubase, Nuendo, Samplitube, Sonar и т.п.) создай дорожку, в Insert которой поставь комбоимулятор типа Amplitube, Guitar Rig и подобных (рис. 4); эта дорожка делается мониторной, посредством кнопки Monitor (в вышеуказанных программах есть такая кнопка на каждой дорожке). Кнопка эта позволяет слышать в реальном времени подключенный в звуковую карту инструмент с дисторшном. Не загружай проект, в который будешь записываться плагинами. Это может вызвать слышимую задержку звука. Оставь дорожку с комбоимулятором где-нибудь вверху проекта. Запись на нее производить не следует.
После того, как все необходимые дорожки записаны и смонтированы (рис. 5), ты можешь их послать на любую студию в мире, которая предоставляет услугу реампинга. Принципиально схема у всех одна: рекордер (звуковая карта) – усилитель – кабинет – микрофон – рекордер (звуковая карта). Но каждое из этих звеньев у каждого саунд-инженера имеет различие. И, как следствие, – различное звучание. Различное, но, как правило, у всех по-своему хорошее, если речь идет о сравнении со звучанием не «живых» девайсов. Я же расскажу, как реампинг делаю я, на «Дай Records», поделюсь своими секретами и многолетними наработками.
Итак, твой присланный файл, с «чистым» звуком гитары, я помещаю в мультитрекер. Далее со сбалансированного выхода звуковой карты сигнал попадает в прибор – реампер (в моем случае Radial X-Amp, рис. 8). Реампер трансформирует сигнал со звуковой карты в сигнал, по всем электрическим параметрам максимально приближенным к сигналу на выходе твоей гитары. И усилитель, получивший на вход «правильный» сигнал, работает именно так, как задумывал его разработчик, без всяких нежелательных паразитных процессов, однозначно появляющихся и разрушающих оригинальное звучание (что происходит, если гитарный сигнал подключить к усилителю на прямую, с небалансного выхода карты, обычным гитарным кабелем). После реампера сигнал (как в классической схеме записи гитары) включается в усилитель (рис. 9). Правда есть одна оговорка: если тебе нужно заполучить максимально возможный «мясной» перегруз, а твоя гитара (и твое звукоизвлечение, пока…) по своим характеристикам немного недотягивает по силе звука до желаемого…. На этот случай у меня имеется классическая «грелка» Ibanez Tube Screamer (рис. 10). Обычно достаточно самого минимального подгруза исходного сигнала, что бы все встало на свои места.
То же самое можно сказать и про каждый из четырех динамиков в одном взятом кабинете. Каждый динамик в моем кабинете звучит чуть по-разному, и к разным типам микрофонов подходит не одинаково. Надо слушать и тестировать.
Ну и далее возникает вопрос о громкости самого кабинета. Здесь такая же история как и с лампами: если кабинет звучит тихо, то он не дает того давления, той динамики и мощи, которую все желают заполучить от комбика с микрофоном. Если же «маленькие» (12-ти дюймовые) динамики заставить звучать слишком громко, то в этом случае низкая («мясная», создающая звуковое давление) составляющая уходит, уступая место высокой середине и верхам, и снова, как следствие, на выходе «рваный», скрежещущий звук, в большинстве случаев не имеющий ничего общего со звуком тяжелых гитар с твоих любимых CD «фирменных» команд.
Что в итоге: прислав мне на электронную почту «чистый» звук своей гитары, ты получаешь назад три дорожки:
1. SHURE SM57 динамический микрофон;
2. AKG C3000 конденсаторный микрофон;
3. Сигнал RECORDING COMPENSATED.
Что такое реампинг гитары
Сейчас обыкновенная запись звука какого-либо музыканта существенно отличается от записи, например, 50 лет назад. Появилось новое, более усовершенствованное оборудование, специальные методы и технологии. Одной из этих технологий можно назвать широко распространённый реампинг. Так что же это такое?
Реампинг – это своеобразная запись сигнала, которая подразумевает последующую физическую обработку чистого от искажений сигнала. Чаще всего он применяется для бас гитар и электрогитар.
Реампинг совершенно невозможно провести без так называемого директ бокса (Direct Box или DiBox). Это устройство для преобразования сигнала в балансный низкоомный из выходного высокоомного. Благодаря ему при использовании длинных кабелей для гитары совершенно отсутствует риск возникновения посторонних шумов.
Директ бокс
В двух словах процесс реампинга можно описать так. Через директ бокс сначала записывается «сухой» гитарный сигнал. Затем из звуковой карты опять же через DiBox он отправляется на качественный усилитель, где звук воспроизводится с нужными настройками и перегрузом, снимается профессиональным микрофоном и записывается.
Процесс реампинга
В общем, эта технология имеет множество плюсов. Во-первых, становится возможным редактировать звук уже записанной дорожки, тогда как «живая» запись не может подвергаться изменениям. Во-вторых, реампинг позволяет сохранить живую запись в случае каких-то ошибок или сбоев. Например, когда готовый гитарный звук плохо ложится на микс, сохранённые реампингом через директ бокс дорожки воспроизводятся на другом усилителе и возможно с другими настройками.
Но у этой прекрасной на первый взгляд процедуры есть и минусы. Если первичная запись проводилась через директ-бокс и соответственно реампинг, из-за двукратного преобразования АЦП-ЦАП и отсутствия согласованности разных звеньев цепи могут появиться искажения. Это, например, различные шумы, фазовые, (не)линейные искажения. Но эта проблема решаема – во время записи нужно всего лишь использовать повышенную разрядность, а также директ-бокс, который согласует сопротивление напрямую в линию – в аудиоустройства или пульт.
Качество оборудования, напротив, должно быть максимальное. Если у вас есть хорошее оборудование и достаточные знания, то реампинг гитары можно проводить и дома, не обращаясь на дорогостоящую студию. Процесс включает несколько этапов.
Реампинг гитары
Но у начинающих музыкантов бюджет крайне ограничен, и покупка того же директ бокса сильно ударит по карману или вообще не может осуществиться. Даже если из инструментов у гитариста только компьютер с достаточно хорошей звуковой картой, кабель для подключения гитары и, собственно, сама гитара, расстраиваться не стоит. В интернете есть огромный выбор программ для реампинга. Для этого потребуется мультитрекер. Нужно создать дорожку, например, в Cubase или Nuendo, где в Insert вставляется любой комбоэмулятор типа Amplitube, Guitar Rig и т.п. Затем с помощью кнопки «Monitor» дорожка делается мониторной. Инструмент с дисторшном в звуковой карте может подвергаться мониторингу «онлайн».
В любой хорошей, а тем более престижной студии есть реампинг-услуги. Туда можно отправить смонтированные дорожки. Звукоинженеры действуют по следующим пунктам:
Теперь у вас есть запись, готовая к дальнейшим манипуляциям. Если с максимальной точностью соблюдать вышеуказанные действия, реампинг пройдёт успешно.