Что такое ребрендинг магазина продуктов
Ребрендинг: что это такое простыми словами
Понятие бренда включает в себя не только использование уникальной торговой марки, но и формулировку основной цели и внутренней политики компании. Если они устарели, не отвечают рыночным стандартам и не обеспечивают необходимого коммерческого эффекта, требуется выполнить ребрендинг – что это такое простыми словами и как реализуется на практике, следует знать каждому, кто стремится построить успешный бизнес.
Что такое ребрендинг компании и когда он необходим
Непрерывная динамика рынка, обусловленная целым спектром факторов (научно-технический прогресс, мода, увеличение конкуренции), постоянно изменяет отношение потребителя к товарам, услугам и уровню сервиса. А потому обязательной составляющей процесса развития любого вида бизнеса является эволюция бренда, которая может реализоваться частично или комплексно.
Постепенное преобразование отдельных элементов бренда выражается в незначительных изменениях визуальной составляющей корпоративного стиля с целью его адаптации под современные стандарты. Такое обновление проводится раз в два-три года и не вызывает резкой смены стратегии, а потому теоретически не является ребрендингом. Многие потребители даже не замечают подобных обновлений, принимая их как должное.
В свою очередь комплексный подход затрагивает все аспекты позиционирования компании на рынке и зачастую может полностью изменить концепцию бизнеса. Он применяется при наличии определенных проблем, которые и определяют основные цели ребрендинга:
Формулируя само понятие ребрендинга простыми словами, можно сказать что это комплекс мероприятий по изменению бренда компании, направленный на формирование нового восприятия потребителем и необходимый для повышения спроса.
Основные этапы ребрендинга компании
Процесс ребрендинга имеет строгую последовательность действий, от правильности выполнения которых зависит итоговый результат. Всего выделяют четыре базовых этапа: анализ (аудит), формулировка новой стратегии (репозиционирование), визуальные преобразования (рестайлинг) и интеграция в бизнес.
Этап 1. Проведении маркетингового аудита
Основная цель и суть ребрендинга – это увеличение потребительского спроса и улучшение репутации компании. А потому самым важным этапом в его реализации является анализ текущего состояния и построение на основе выявленных проблем новой маркетинговой стратегии. На этом этапе проводится следующая работа:
Проводится маркетинговый аудит по каждому блоку бренда:
На основе проведенного анализа принимается решение о необходимости репозиционирования и рестайлинга бренда.
Этап 2. Репозиционирование бренда
В силу высокой конкуренции практически в любом секторе бизнеса можно столкнуться с такими факторами как равнодушие потребителя к некоторому товару или даже негативное восприятие без весомых оснований. Причиной этого чаще всего является то, что покупатель не видит преимуществ вашей марки в общей массе товаров. Такая ситуация может возникнуть как для принципиально нового бренда, так и для слишком долго существующей в неизменном виде концепции.
Чтобы повысить статус бренда относительно аналогов проводится репозиционирование, предполагающее акцентирование внимания на новых практических свойствах. При этом могут применяться следующие методы:
С практической стороны репозиционирование бренда не предполагает изменения самой продукции или услуг, а направлено на преобразование маркетинговой стратегии и образа бренда в глазах покупателей. Таким образом, на этом этапе формулируется новая философия компании.
Этап 3. Рестайлинг корпоративного стиля
Непосредственно процесс изменения внешних атрибутов бренда (логотип, корпоративные цвета, шрифты, лейтмотив, название, слоган, дизайн интерьера и вывесок), которое часто называют ребрендингом, в профессиональной среде получил наименование рестайлинг. Он может проводиться как самостоятельный процесс (частичная эволюция бренда), так и являться одним из этапов комплексных преобразований.
Предпосылками для проведения рестайлинга бренда являются следующие факторы:
Разработка новых визуальных атрибутов может предполагать как полную смену корпоративного стиля, так и частичное обновление. При этом степень преобразований должна выбираться исходя из целей ребрендинга. Как правило, создается несколько версий, которые тестируются с привлечением фокус-групп, что позволяет сделать максимально правильный выбор. Принимая решение выполнить кардинальный рестайлинг, следует понимать, что резкая смена визуальных атрибутов является негласным сигналом о смене способа ведения бизнеса, что может расцениваться как изменение привычных стандартов качества.
Этап 4. Взаимодействие нового бренда с аудиторией
Завершающим этапом ребрендинга является интеграция обновлений в систему бизнеса и донесение до основной массы аудитории информации о новых качествах продукта. Она реализуется путем реорганизации принципов взаимодействия с потребителями и проведением принципиально новой рекламной кампании. При этом, чтобы сохранить существующую аудиторию ребрендинг бренда может потребовать предварительной подготовки потребителя к выходу на рынок нового формата. Наиболее важно анонсирование изменений для крупных и хорошо узнаваемых торговых марок.
Информирование об обновлениях бренда должно быть направлено не только на прямого покупателя товаров или услуг, но также и на внутренний штат компании. Сотрудники должны понимать почему вводятся изменения и каковы основные цели, что позволит им безболезненно адаптироваться к новым требованиям и стандартам работы.
После проведения подготовки новый бренд интегрируется в продукцию, при этом крайне важно, чтобы принятый формат был внедрен по всем направлениям, полностью вытесняя устаревший. В противном случае может возникнуть непонимание. К примеру, если покупатель будет видеть в магазине и старую, и новую упаковку, он решит, что это разные продукты.
Критические ошибки при проведении ребрендинга
Спрогнозировать эффективность ребрендинга достаточно сложно, а потому приоритетная задача маркетолога не допустить критических ошибок. К числу последних можно отнести:
Подводя итоги, можно сказать, что процесс обновления бренда представляет собой комплексный инструмент маркетинга, с помощью которого достигается изменение эмоциональных ассоциаций потребителя в отношении определенной продукции. Понимая какие перемены и цели несет в себе ребрендинг, что это такое простыми словами и в каких случаях должен применяться, вы сможете своевременно модернизировать ваш бизнес, сохраняя существующую и привлекая новую аудиторию.
Предприниматель с опытом в сфере франчайзинговых продаж, операций, маркетинга, переговоров по ценам, консалтинга и бухгалтерского учета.
Как провести ребрендинг магазина и увеличить количество покупателей
Категория: Брендинг и маркетинг
Голосов: 107 Рейтинг: 4.0934579439252
МЫ СПЕЦИАЛИЗИРУЕМСЯ НА БРЕНД-ДИЗАЙНЕ
Сбор референсов для игры
Разработка игр разных жанров
Разработка гиперказуальной игры под ключ
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ
Как понять, что вам нужен ребрендинг магазина?
Ниже приведены несколько ситуаций, которые требуют проведения ребрендинга розничной сети.
Как правильно сделать ритейл-брендинг и достичь поставленных целей?
И самое главное, не стоит забывать, что проведение ритейл-брендинга требует привлечения профессионалов. Т.к. для достижения поставленных целей необходима сильная команда с опытом в сфере ребрендинга и маркетинга.
Компания KOLORO с удовольствием возьмется за проведение ребрендинга вашей розничной сети. Мы соберем команду настоящих профессионалов специально под ваш проект и качественно решим поставленную задачу.
Топ-5 ошибок при проведении ребрендинга супермаркета или магазина
Примеры и результаты ребрендинга розничных сетей
Мобильный оператор “Lifecell”
Сеть магазинов товаров для дома “Уютерра”
Компания «СГ Центр» приняла решения провести ребрендинг с целью выхода на федеральный уровень. В связи с этим были поставлены такие задачи: смена имени, концепции позиционирования, логотипа, фирменного стиля и интерьера магазинов.
Сеть магазинов “Салтовский мясокомбинат”
Необходимость провести ребрендинг для сети магазинов возникла потому, что несмотря на обилие магазинов по всей Украине, они не имели единого фирменного стиля. Вследствие чего бренд плохо запоминался потребителями, поэтому уменьшалась лояльность покупателей.
Компания KOLORO разработала несколько концептов дизайна для сети “Салтовский мясокомбинат”, каждый из которых отражал свою концепцию позиционирования.
Подробнее об этом проекте мы писали здесь
Цена ребрендинга супермаркета или магазина
Стоимость ребрендинга всегда рассчитывается индивидуально для каждой розничной сети, т.к. зависит от многих факторов, а именно:
Подробнее об услуге ребрендинга магазина можно узнать здесь.
Если прочитав эту статью вы поняли, что вам нужен ребрендинг магазина, обратитесь к нам. Мы поделимся с вами своими идеями и найдем решение для вашей задачи!
Редизайн и ребрендинг в ритейле. Как, когда и для кого?
Эксперт Ирина Болотова подготовила инструкцию для успешного проведения ребрендинга торговой компании. В статье она анализирует тренды 2019 года и делится своими многолетним опытом в разработке концепций для розничной торговли.
Сегодня конкуренция в продуктовой рознице — на пике. Покупатели стали одновременно требовательными и разборчивыми. Они хотят получать предложение, соответствующее их запросам, и при этом совершать покупки в новых, чистых и интересных магазинах. В 2018 году состоялось несколько знаковых открытий ведущих сетей. В 2019 году у сетей из топ-10 российской продуктовой розницы также ожидаются открытия магазинов с обновленной концепцией. Итак, что нужно учесть компании при организации редизайна или ребрендинга? Как успешно провести процесс и добиться положительного результата?
Чтобы выжить и достойно конкурировать, кемеровской системе универсамов «Бегемот» понадобилось провести ребрендинг, научиться печь хлеб, готовить кулинарию и салаты, оптимизировать ассортимент и штат. Сопоставимые продажи ребрендированного магазина выросли на 22 %.
Как понять, что ваш бизнес нуждается в ребрендинге?
Торговля — динамичная и быстро меняющаяся сфера. Новые товары, конкуренты, законы, НДС, санкции, проверки и прочее заставляют держать руку на пульсе. Предпринимательское чутье для представителей малого и среднего бизнеса — необходимая опция: чтобы выжить, приходится быть гибкими. С ростом сети, когда магазинов уже 50 и больше, компания становится менее маневренной, решения принимаются дольше, нужный момент часто упускается.
Ответьте для себя на следующие вопросы.
Если концепции интерьера и оформления вашей сети/магазина больше 5 лет, однозначно настало время для рефреша, а возможно, для полного редизайна.
Устаревший, скучный магазин – это то, что покупатель считывает на уровне подсознания за доли секунд. Человек устроен так, что всегда ищет, где интереснее, комфортнее, светлее.
Эффект новизны работает всегда.
Сразу после открытия в городе любого нового супермаркета давно работающие магазины теряют несколько процентов в товарообороте. Запуск нового гипермаркета стройматериалов французской сети влечет снижение товарооборота до 50 % у действующих игроков ниши. Впоследствии многое зависит от того, какими преимуществами обладает действующий игрок.
Отсрочка изменений в большинстве случаев приводит:
Сеть EkoPlaza появилась в Нидерландах 7 лет назад. Бизнес дистрибуторской компании и небольшая сеть магазинов, занимающаяся эко и био-продуктами, работали до этого много лет. Компания решила принять вызов рынка, объединить разрозненных владельцев био-магазинов, разработать новую платформу бренда и дизайн-концепцию. В основу платформы EkoPlaza легли 5 принципов: ответственность, вкусная еда, персонифицированный подход и близость, удивляющее разнообразие, честное сотрудничество. Сегодня это успешная, устойчиво растущая сеть со своей четкой специализацией и лицом.
Пять этапов успешного редизайна или ребрендинга
Этап 1. Что нужно на старте? Закладываем фундамент успешного ребрендинга.
Исследование покупателей. Многие ритейлеры владеют результатами множества количественных исследований и не знают, как применить их для подготовки редизайна.
Для планирования изменений нужны свежие качественные исследования, интервью и результаты фокус-групп, проведенных с участием опытного модератора, сумевшего разговорить покупателей.
Вам нужно понять, с какими ежедневными задачами и проблемам сталкиваются ваши покупатели, какую еду и как готовят, как проводят свободное время и т.д. Многие ритейлеры не проводят исследований, потому что не знают, как. Некоторые компании полагаются на гипотезы менеджеров, которые не подкреплены мнениями покупателей, что значительно увеличивает риск ошибок при редизайне.
Платформа бренда. Если у магазина или сети ее нет, обязательно создайте ее. Платформа бренда требует оценки, ревизии, логичных изменений с течением времени и трансформацией ценностей компании.
Опытные специалисты со стороны заказчика и исполнителя. Редизайн и ребрендинг — это совместная работа: заказчик отвечает за операции и бизнес-процессы, исполнитель — за креатив.
Реалистичные сроки. Даже крупные, устоявшиеся на рынке компании нередко обращаются с предложением за один месяц провести редизайн и изменить фирменный стиль. Такие запросы означают, что тендер был запущен с пренебрежением принципа SMART, вероятно, инициирован топ-менеджментом в последний момент. Процесс разработки, зажатый в такие нереалистичные рамки, будет проходить сложно.
Реалистичные сроки для редизайна – от 3 месяцев, для ребрендинга – от 6 месяцев.
Целостный подход к редизайну – от правильной подготовки до реализации, включая работу над ассортиментом и операциями – дает наилучший результат. Такой подход был применен в проекте редизайна флагманского магазина Askona.
Этап 2. Подготовка. Определяемся с требованиями, составляем ТЗ для исполнителей.
1. Проведите ревизию всех существующих материалов и разработок.
Ответьте на следующие вопросы.
Без четко прописанной, адаптированной платформы — без «ДНК бренда» — дизайн-разработки будут простым набором красивых картинок.
Оцените бренд-буки, гайд-лайны, в частности лого, графику, дизайн интерьера, фасад. Что из существующих решений работает, а что нет?
В крупных компаниях далеко не все сотрудники, вовлеченные в процесс редизайна, посвящены в сделанные ранее разработки или знакомы с бренд-буком, платформой бренда.
2. Получите мнения всех ключевых участников редизайна: генерального директора, коммерческого директора, директора по маркетингу, руководителя отдела проектирования, мерчандайзинга и др. Зафиксируйте их ответы на следующие вопросы.
Опыт показывает, что даже в рамках единой команды мнения участников по одному и тому же вопросу расходятся кардинально. Важно собрать мнения и обобщить их в одном документе.
3. Определите лицо, принимающее решения. Как и кем будут приниматься решения и согласовываться разработки?
Многоступенчатые согласования, когда решения принимает сначала средний менеджмент, потом топ-менеджмент, потом собственник, как правило, приводят к потере времени, многократным переделкам или отказу от решений, которые были приняты менеджерами более низкого уровня.
4. Сформулируйте перечень текущих проблем, которые должен решить проект.
Часто самую важную проблему или задачу команда ритейлера вспоминает только в середине процесса, и, сделав полдела, разработчикам приходится мучительно придумывать, как внедрить недостающий модуль в уже продуманное дизайн-решение. Впрыгивать на ходу в мчащийся поезд гораздо сложнее, чем подготовиться и сделать все вовремя.
5. Составьте список ограничений.
Определите константы, которые ни в коем случае не будут меняться в ходе редизайна.
6. Подготовьте примеры референтных проектов, которые продемонстрируют, какие идеи и решения нравятся вашей команде. Будьте готовы объяснить исполнителю, почему. Вести библиотеку фотографий разных сетей, собирать коллажи и доски на Pinterest — хорошая ежедневная практика, которая поможет правильно передать исполнителю вашу идею.
7. Составьте бриф, учитывающий результаты всех предшествующих этапов. Техническое задание на проект — это максимально полный, четкий, понятный всем сторонам документ.
Хорошо поставленная задача — половина дела. Качественный бриф — большая редкость в российской практике.
В постановке задачи не должно быть решения. Типичная ситуация: представители ритейлера, в дизайне не разбираясь, ставят задачу дизайнерам на уровне дизайна. Гораздо эффективнее описать и четко сформулировать проблемы, с которыми компания сталкивается в ежедневной практике. Опытные специалисты разберутся и предложат решения самостоятельно.
Этап 3. Выбираем подрядчика.
Для выбора подрядчика российские ритейлеры используют несколько методов.
В России питчи, как правило, проводят компании из телеком-сектора. Питчи позволяют оценить уровень креативности подрядчиков, лучше узнать их команду и подготовиться к полному проекту.
Этап 4. В процессе работы. На что обратить особое внимание?
Следите за сохранением узнаваемости бренда.
Часто в процессе редизайна бренд полностью «теряет себя». Это происходит потому, что команда не вполне понимает, в чем ценность бренда для потребителя. Сеть видит ситуацию изнутри, оценивает бизнес-процессы, модель организации. Ценность для потребителя — это нечто более сложное, то, что нужно отслеживать и улавливать, сохранять и правильно преподносить.
Критически оценивайте изменения.
Постарайтесь уберечься от слепого следования трендам и переоценки потребителей. Через год–два тренды изменятся, и магазины уже не будут выглядеть «на пике» моды. Люди более консервативны, чем кажется.
Часто вместо кардинального ребрендинга, полностью меняющего облик сети, достаточно сделать несколько рефрешей. Посетителям важно ощущать постоянное движение компании, видеть, что бренд не стоит на месте, развивается, предлагает что-то новое. Несколько рефрешей могут быть дешевле и эффективнее одного ребрендинга. Посмотрите, большие мировые бренды постоянно работают над собой, постепенно меняясь к лучшему.
Когда редизайн выполняется на основе данных big data и копирования трендов, результат получается негативный. Догадайтесь, магазин какой сети на фотографии? В ходе редизайна бренд потерял свое наследие и свое лицо. Покупатели не обрадовались изменениям, продажи упали.
Этап 5. Завершение проекта. Анализ результатов и подведение итогов
Проведите замеры по результатам редизайна/ребрендинга не сразу, а через 3 месяца. Будьте терпеливы, дайте покупателям время принять изменения. Развертывание концепции в полном масштабе лучше начинать после оценки результата пилота и коррекции недостатков. Поймите и примите тот факт, что ошибки возможны. Это совершенно нормально для такого непростого процесса, как ребрендинг и редизайн. Вы учитесь и меняетесь. Страх убивает креативность, инициативу и хорошие идеи.
Заключение
Сегодня любому ритейлеру очень важно хорошо выглядеть. Но, принимая решение измениться, помните, что меняться должно не только то, как бренд выглядит, но и то, как он ведет бизнес. Наиболее успешные и результативные ребрединги сетей проходили в тех случаях, когда вместе с дизайном велась работа и над ассортиментом, и над операциями.
Существует много примеров, когда разработки остаются на бумаге: работа проведена, бренд-буки созданы, но применяется не все. Еще один характерный для российского ритейла случай: в погоне за экономией при внедрении концепции решения настолько оптимизируются, что от концепции остается процентов 30. При такой радикальной оптимизации можно ли говорить о получении ожидаемых результатов?
Верьте в себя и доносите свои ценности до клиентов! Наши покупатели всегда тонко чувствуют разницу. Только отличаясь и следуя своей линии, вы сможете завоевать их сердца и кошельки.