Что такое речь 3 класс определение для детей
Речь: определение, виды и функции — взаимосвязь языка и речи
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас имеет общее представление о том, что такое речь. Однако в понимании этого слова разными людьми бывают существенные различия.
Даже в трактовках словарей под это явление называют то деятельностью говорящего, то формой общения, то вообще психологической способностью человека к выражению мыслей.
Сегодня поговорим о том, как понимают речь лингвисты, какие ее виды и функции они выделяют. Наконец, разберемся в том, какая граница проходит между языком и речью.
Речь — это.
В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:
Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.
То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:
Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).
Виды речи
Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.
Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации, представленные ниже.
По типу используемых средств общения
В зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится на такие виды:
Очевидно, что в каждом конкретном говорении пересекаются разные виды речи, так как они не находятся в оппозиции друг к другу.
Самое стабильное «комбо» – устная + вербальная + невербальная речь, так как в разговоре мы используем слова, мимику, жестикуляцию.
Письменная речь тоже вербальна, а невербальная составляющая в ней часто сводится к нулю.
Виды речи по признаку прерывности-непрерывности
Эти виды могут быть актуализированы как в устном, так и в письменном общении.
По типу социальных процессов
В определении был акцент на том, что внутреннее проговаривание является формой речи наряду с озвучиванием. Поэтому актуальна такая классификация:
Речь и мышление непосредственно связаны. Процесс трансформации мыслей в слова и слов в мысли основан на феномене внутренней речи.
Описывать конкретное говорение нужно с учетом всех классификаций. К примеру, переписка двух друзей ВК – это внешняя, диалогическая, вербальная, невербальная знаковая (если использованы смайлы) речь.
Функции речи
Выделяют 4 основные функции речи:
Коммуникативная функция имеет 4 аспекта (что это?):
Язык и речь
Язык и речь — два эти феномена тесно связаны между собой.
Под языком мы понимаем средство общения. Это комплексная система знаков, которая понятна каждому носителю. Речь – её непосредственная реализация, конкретное использование языковых средств для передачи мыслей. Подробнее о языке можно почитать здесь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
То, что животным не присуща речь — это спорное заявление. Например, дельфины очень активно общаются между собой, однако даже современные технологии не могут расшифровать эти звуки.
Речь — самое удивительное изобретение эволюции. Нет ничего в этом мире, что нельзя высказать речью.
Только с помощью речи человек смог настолько продвинуться в развитии. Ведь благодаря ей можно передавать потомками все знания, накопленные за века и даже тысячелетия.
Речистых и болтливых не люблю. Устаю от таких людей. Когда человек много говорит, он как энергетический вампир. А если это мужчина — вообще жесть.
Наша речь. Виды речи
Урок 1. Русский язык 3 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Наша речь. Виды речи»
Здравствуйте, друзья мои! Разрешите представиться. Я – профессор Грамматейкин.
Я очень счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом – изучением русского языка. Ведь он такой богатый, великий и загадочный. Можно всю жизнь изучать его и при этом постоянно узнавать что-то новое и неизведанное.
Сегодня я хочу предложить вам поговорить о нашей речи и её видах.
Посмотрите на эту девочку.
Видите, чем она занята? Вот она что-то пишет, говорит, о чём-то задумалась или мечтает.
Когда человек о чём-то думает, он как бы разговаривает сам с собой. Только эта речь не слышна окружающим, она внутри человека. И называется такая речь внутренней.
Как только мы начинаем вслух произносить наши мысли, речь из внутренней превращается в устную. Ну а если мы запишем какие-то мысли, то тогда уже эта речь становится письменной.
К письменной речи, конечно, относится не только то, что написано ручкой на бумаге, но и то, что напечатано и можно прочитать.
Я думаю, вы догадались, что все эти три вида речи тесно связаны друг с другом.
Вот со мной в детстве произошёл такой случай. Однажды учительница предложила придумать и записать какую-нибудь юмористическую историю, а потом рассказать её в классе. Как я мучился! Ни одной мысли в голове не было. Моя внутренняя речь говорила только одно: «Ну что же придумать?»
Но потом в моей голове как будто сама по себе родилась маленькая история. Я её записал в тетради, а теперь хочу рассказать вам. Вот послушайте.
«Мы с друзьями решили устроить себе праздник. Но прежде захотели выяснить значение слова «праздник». Открыли словарь и прочитали, что кроме слова «праздник» есть ещё слова «праздный», «празден». Может быть, они родственные? А обозначают эти слова: ничем не занятый, проводящий время в безделье, ленивый.
Так тому и быть! Собрались вместе, уселись на диван и праздновали, то есть ничего не делали. И через некоторое время все заснули».
Нет, всё-таки слово «праздник» не является родственным словам «праздный» и «празден». Ведь, я думаю, никто не захочет так проводить праздники.
На празднике надо веселиться: играть, смеяться, петь и танцевать! Зато над нашим праздником от души посмеялись мои одноклассники.
Ребята, как вы думаете, какой вид речи мне понадобился для создания рассказа – внутренняя, письменная или устная речь? Конечно, все три! Ведь сначала я придумал рассказ, потом записал его, и затем рассказал!
А ещё я хочу обратить ваше внимание на слово, написание которого обязательно надо запомнить. Это слово – «ПРАЗДНИК». Ох, сколько ребят допускали в нём ошибки. А всё потому, что буква Д вечно играет в прятки и молчит, когда мы произносим это слово.
Но вы-то, конечно, запомните, что в середине слова «праздник» стоит буква Д.
А если кто-то забудет, как пишется слово «праздник», вспомните слово «празден». Его хоть и не считают родственным, но всё-таки, согласитесь, что оно капельку подходит. Ведь в праздники большинство людей не работают и не учатся. Зато в слове «празден» звук Д отлично слышен. Но это будет нашим с вами секретом! ПразДник – празДен.
Ребята, в моём рассказе есть ещё одно мудрёное слово – ВМЕСТЕ.
Ну, во-первых, слово «вместе» пишется вместе, то есть слитно. А во-вторых, обратите внимание на последнюю букву этого слова. Это буква Е.
Вме-сте, вме-сте – в этом слове две гласные Е.
Но вернёмся к теме нашего урока – видам речи. Друзья мои, я хочу вам посоветовать: прежде, чем что-то сказать, обязательно надо продумать, о чём вы будете говорить. Иначе получится так, как у моего соседа Васи. Как-то раз он решил рассказать мне о том, какой интересный фильм недавно посмотрел. И вот что я услышал от Васи:
«Представляете, этот… ну супергерой… он его как…, а этот ему бабах…, а тот его. А потом они как начали… Эх, отличный фильм я посмотрел. Правда?».
Честно говоря, я ничего не понял из рассказа Васи. А вы?
А всё потому, что Вася не продумал, о чём и как ему надо говорить. И речь его получилась бессвязной – одни эмоции и никакого смысла.
О том, как построить свою речь красиво и правильно, так, чтобы окружающие хорошо понимали, о чём вы хотите рассказать, мы обязательно поговорим на одном из следующих уроков. А теперь пришло время подвести итоги этого урока.
Я надеюсь, вы не забудете:
Речь бывает внутренняя, устная и письменная.
И закончить нашу встречу сегодня я хочу мудрыми русскими пословицами:
Хорош праздник после трудов праведных.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Мне бы хотелось, чтобы вы применили все три вида речи – записали эти пословицы и подумали, а потом рассказали, какой смысл в них заключается.
И, конечно, не забудьте, как пишутся слова «ПРАЗДНИК» и «ВМЕСТЕ».
А я прощаюсь с вами, друзья мои, и хочу пожелать вам успешной работы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по русскому языку для 3 класса
Автор: Беляева Марина Александровна, учитель английского языка и начальных классов.
Цели урока: формирование умения распознавать виды речи, развитие устной речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке.
Оборудование: новые учебники, рабочие тетради.
1 мин.
— Итак, все встаньте у своих парт и посмотрите всё ли вы достали: учебник, рабочую тетрадь, дневник, пенал. Здравствуйте, дети.
Дети кивают головой.
2. Самоопределение к д-ти.
5 мин.
— Кто знает, что такое речь? Какие виды речи бывают?
— Сегодня мы с вами будем говорить о видах речи.
— Откройте учебники на с.5. Давайте прочитаем, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
— Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
3. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
15 мин.
— Рассмотрите учебник. Как он называется?
— Кто автор этого учебника?
— Рассмотрите условные обозначения на с.4.
— На с. 159 прочитайте содержание.
— Какой справочный материал есть в учебнике?
— Открываем рабочие тетради. Записываем аккуратно число, классная работа. Сейчас мы с вами выполним упр. 1, на стр. 6. …, прочитай выразительно стихотворение. Назовите тему стихотворения.
А какая главная мысль текста? Теперь, запишите посередине упражнение 1 и спишите любое четверостишие.
— Итак, речь бывает устная и письменная.
— Какую речь мы называем устной?
— Какую речь мы называем письменной?
— А какую речь называют внутренней?
— А легко ли говорить?
— О чём мы сегодня будем говорить?
— Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т.е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи – ораторы, рассказчики.
— Школа – к знаниям дорога.
— Ту, которую мы произносим и слышим.
— Ту, которую мы пишем и читаем.
— Ту, когда мы обдумываем.
4. Физминутка.
1 мин.
— Каждый день по утрам делаем зарядку. (Ходьба на месте.) Очень нравится нам делать по порядку: весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки вверх), приседать и вставать (приседания 4 раза), прыгать и скакать (5 прыжков).
Дети выполняют физкультминутку.
5. Закрепление изученного материала.
1) Работа по учебнику. 5 мин.
2) Работа со словами из словаря.
15 мин.
Читаем пословицы и объясняем смысл.
— Какую речь вы бы назвали хорошей?
— Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
— Запишите посередине упражнение 3 и спишите любую пословицу.
— Составьте слова из данных букв.
— Запишите слово праздник в тетрадь и пропишите это слово до конца строчки.
— Запишите слово вместе в тетрадь и пропишите это слово до конца строчки.
— Запомните, как пишутся эти словарные слова.
— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.
— Кто может объяснить смысл выражения: Будет и на нашей улице праздник.
— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
— Составьте небольшой текст к данному рисунку устно.
— А дома вам надо будет записать рассказ к рисунку в тетрадь и озаглавить рассказ. Заглавие будет таким: «День Знаний».
— У нас был праздник вчера. Мы поём песню вместе.
— И для нас наступит радость, торжество.
6. Рефлексия.
— О чём мы сегодня говорили на уроке?
7. Итоговый этап.
Подведение итогов.
2 мин.
Выставление оценок.
2 мин.
Домашнее задание.
1 мин.
— Какие виды речи вы знаете?
— Я выставляю каждому ребёнку оценку за активную и результативную работу на уроке.
— Открываем дневники и записываем д.з. Упр. 4, с.7., РТ с.3 №1, 2, 3. (Я объясняю д.з.)
Дети записывают домашнее задание.
8. Прощание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-234063
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
Карина Солнышкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
Цель: познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
— познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
— учить составлять предложения
— развивать логическое мышление
— развивать внимание и память
— развивать фонематический слух
— воспитывать умение работать в коллективе
— воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки
Телевизор, видеоплеер, фильм «Как появилась речь», карточки с изображением знаков (точка, вопросительный и восклицательный знаки, стрелы с присосками, корзинки, предметные картинки (мамонт, грибы).
Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.
Методы, используемые на занятии:
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:
— эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;
— социальные методы: создание эмоционально-нравственных ситуаций.
Методы осуществления учебных действий:
— словесные методы: рассказ, прослушивание;
— наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов;
— практические методы: включение в коллективную деятельность.
Методы педагогического мониторинга и контроля:
— анализ деятельности детей на занятии.
Форма занятия: групповая.
План занятия:
1. Организационный момент.
— проверка готовности к занятию
— озвучивание цели и задач занятия
2. Теоретическая часть.
— знакомство детей с понятиями «устная речь», «предложение»
— просмотр фильма «Как появилась человеческая речь«
4. Практическая часть.
— подвижная игра: «Занятия древних людей»,фонетическая игра: «Определи по интонации»
5. Подведение итогов занятия (рефлексия).
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Владимировна.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Занятие можно начинать?
— Ребята, вы пришли на занятие, которое называется «Развитие речи».
А что же такое речь? Может кто-то знает?
— то, что говорит человек.
— Речь – это всё, что мы с вами говорим.
Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как появилась «устная речь».
-А почему такая речь называется устной?
— Потому что, когда мы разговариваем, работают наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь».
-А вы знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой (выражением лица: улыбались, хмурили брови.) и жестами, то есть показывали руками, что они хотят.Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал?
— Правильно, махал рукой, подзывая к себе друга. Если древний человек радовался, он хлопал в ладоши; если сердился – грозил кулаком; когда здоровался – пожимал руку своему другу.А к жестам древние люди добавляли звуки: рычание, крики…
— Потом стали появляться короткие словечки: ай, ой, ах, ух, эй, фу, ого…
— Затем слова становились длиннее: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, сюда, туда…
— Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь.
— А теперь, ребята, давайте представим себя древними людьми, которые не могли говорить и общались как?
— жестами, мимикой, звуками
Игра «Занятия древних людей»
Мальчикам педагог даёт стрелы с присосками предлагает «пойти на охоту». На доске висят картинки с изображением мамонта. Мальчики соревнуются в ловкости, кидая стрелы в изображение.
— Молодцы, ребята! Справились с заданиями. А теперь давайте посмотрим фильм, про то, как же появилась речь.
Просмотр фильма «Как появилась устная речь»
— Ребята, а сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь?
Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.
Предложения различают по интонации. Интонация – это сила голоса.
• повествовательные предложения (произносят их спокойным голосом). В них о чём-то рассказывают (повествуют). В конце таких предложений ставят точку (показать карточку с изображением точки).Например: Мама купила хлеб. (Попросить одного ребёнка придумать повествовательное предложение)
• восклицательные предложения (произносят их громким голосом, который «идёт» немного вверх). В конце таких предложений ставят восклицательный знак (показать карточку с изображением восклицательного знака).Например: Какой чудесный день! (Попросить ребёнка придумать восклицательное предложение)
• вопросительные предложения (произносят их с вопросительной интонацией, которая «идёт» немного вниз). В конце таких предложений ставят вопросительный знак (показать карточку с изображением вопросительного знака).Например: Мама, можно я пойду гулять? (Попросить ребёнка придумать вопросительное предложение)
Вправо, влево повернитесь,
Вверх повыше потянитесь,
Вниз пониже наклонитесь,
Вверх опять все потянитесь.
А теперь мы пошагаем,
Вверх прыжок – и отдыхаем.
— Ребята, посмотрите, у вас в корзинках лежат разные знаки. Давайте, поиграем. Я буду говорить предложение, а вы будете определять, какое это предложение.
Игра «Определи по интонации»
Педагог называет одно и то же предложение (Наступила осень) с разной интонацией, а дети определяют её и поднимают карточку с нужным знаком (точка, восклицательный или вопросительный знак)
— Вам понравилось наше занятие?
— Что понравилось больше всего?
Учащиеся: (ответы детей)
— Что нового вы узнали?
Учащиеся: (ответы детей)
— Что такое устная речь?
Учащиеся: (ответы детей)
— Из чего она состоит?
Учащиеся: (ответы детей)
— Какими бывают предложения?
Учащиеся: (ответы детей)
— Молодцы! Ребята, наше занятие закончилось. Всем спасибо. До скорой встречи!
Конспект комплексного занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая».
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.
Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Что такое семья» Что такое семья? Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Цель: воспитывать чувства любви к своей семье. Задачи:.
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что такое лес?» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо; 2. Закрепить у детей знания.
Летний праздник «Что такое это лето?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника в средней, старшей, подготовительной группах «Что такое это лето?» Ход праздника. Дети заходят, садятся на стульчики.
ООД «Что такое деньги?» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что такое деньги?» Воспитатель: Т. В. Костюк.
Проект «Что такое Новый год» для детей старшего дошкольного возраста Срок реализации 1 месяц. Автор составитель: Горчева Е. С. Актуальность Новогодний праздник, один из немногих в нашей стране, который празднуется.